Натюрморт гитара 6 класс изо

Конспект урока изо 6 класс «Натюрморт»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока изобразительного искусства

Изображение предметного мира – натюрморт.

Тема урока : Изображение предметного мира – натюрморт. (6 класс)

Тип урока : комбинированный с использованием ИКТ;

обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

узнать о понятии «колорит», «ньюанс».

развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка ,рисунки детей ,видеоролик натюрмортов Сергея Андрияки, видеоролик последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для учащихся: альбом, графитный карандаш, ластик.

Технологии : ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Знать понятия «Натюрморт», «Колорит», «Ньюанс». «Контраст».

Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;

дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

Организационный момент – 1 мин.

Объяснение нового материала – 15 мин.

Сообщение темы урока.

Практическая работа – 20 мин.

Постановка художественной задачи.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов – 4 мин.

I. Организационный момент.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Вы наверно уже обратили внимание на оформление доски .Мы видим здесь работы наших учеников ,очень сильно различающиеся по технике работы ,стилю, Но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик. Это натюрморты.

Слайд№2. Давайте познакомимся с целями и задачами нашего урока.(зачитать)

Слайд №3 . Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их – предметами быта, т .к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Многие художники в своих произведениях стараются передать красоту различных предметов. Эти картины называются натюрмортами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает слово и как оно переводится?

Ученик. Слово «натюрморт» означает «мертвая натура» , «неживая природа».Оно пришло из французского языка.

Учитель. Верно .А вот в переводе с голландского ,немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь» , «неподвижная жизнь».Звучит очень поэтично .Как же возник и развивался этот жанр? Давайте посмотрим.

Учитель. Еще художники античности проявляли интерес к предметному миру.Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей.НО долгое время изображение предметов играет второстепенную вспомогательную роль.

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии. Художников, работавших в этом жанре называли «малыми голландцами» .Их исключительная особенность- удивительная материальность предметов в натюрмортах ,тщательность передачи деталей. Посмотрим ,как развивался ,как менялся натюрморт.

Учитель. Особенно яркие и заметные изменения начинают проявляться в конце XIX в. Давайте рассмотрим эти произведения .Перед вами работы знаменитых художников Ван Гога и П .Гогена .

В чем же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?

Ученик. Нет. Художник изображает предметы ,передает впечатление, свое восприятие красоты.

Учитель .А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ученик. Словно его рисовал ребенок.

Учитель .Ставил ли себе ,художник цель передать сходство с натурой ,точно изобразить предметы?

Ученик. Нет. Художник передал свое впечатление.

Учитель. А теперь перед вами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от материальности ,естественности. Перед нами не сами предметы ,а восприятие их художником. Натюрморт стал более декоративным.

Мы увидели как менялось отношение художника к изображаемому ,как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить ,о чем же рассказывает натюрморт? Рассмотрим работы.

Учитель. Перед вами картины Р. Дюфи «Натюрморт со скрипкой» ,и Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства».Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ученик. Скрипка и ноты на одном из натюрмортов принадлежат музыканту. Палитра , кисти бумага и другие вещи принадлежат художнику.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ученик. О человеке .

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ученик. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. К тому же предметы в натюрморте могут иметь символическое значение .Так было еще в XVII веке , в работах «малых голландцев» .

Слайд № 14. Например ,наполовину пустой кубок символизирует хрупкость человеческой жизни ,ее скоротечность. А еще какие из предметов имеют сходное значение ,так же говорят о скоротечности жизни?

Ученик. Череп ,огарок свечи.

Учитель. Разное значение придавали цветам в натюрморте .Например ,гвоздика символизировала доблесть и отвагу ,белая лилия –чистоту. А как вы думаете, что могло означать изображение подсолнуха? С чем мы связываем этот цветок?

Ученик. С солнцем.

Учитель. Верно. Подсолнух символизировал верность ,так как все время поворачивается к солнцу.

А теперь давайте вместе сформулируем ,что же помогает художнику сделать натюрморт выразительным?

Учитель. А сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой фильм о натюрмортах Сергея Андрияки.

Андрияка Сергей Николаевич, Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, ректор Академии акварели и изящных искусств, основатель и художественный руководитель Школы акварели.

Просмотр видеоролика с натюрмортами из цикла «Краски и звуки».

Учитель. С чего начинается работы над натюрмортом ? Например ,мы решили создать натюрморт под названием «Музыка» .

Ученик. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. А что мы делаем дальше?

Ученик. Размещаем предметы на листе.

Учитель. Как мы выделим главное в натюрморте ,его композиционный центр?

Ученик. Размером, положением на листе.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Учитель. Верно. Художники используют понятие «колорит» , что означает соотношение

цветов ,цветовой строй. Колорит может быть теплым и холодным. Приведите пример «теплых» цветов, «холодных».(дети приводят примеры).Цвета могут резко различаться и тогда мы называем их контрастными , противоположными. Приведите примеры контрастных цветов. Так же цвета могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «ньюанс». Приведите примеры «ньюанса».Рассмотрим такую ситуацию. Мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать : теплые или холодные? Построим ли мы работу на цветовом контрасте или на ньюансе цветов?

Ученик .Будут преобладать теплые, яркие цвета ,контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ученик. Мы выберем холодное сочетание, ньюансное сочетание цветов.

Учитель. Передать ощущение энергии или ,наоборот спокойствия мы можем не только с помощью цвета ,но и располагая предметы на листе . Мы можем создать ощущение движения -такая композиция будет динамичной (понятие «динамика» как раз образовано от слова «движение».)А можем создать ощущение устойчивости ,спокойствия- такая композиция называется статичной .(от понятия «статика»).

Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности :отбор элементов изображения ,композиционное решение (определение композиционного центра ,динамичная или статичная композиция ), колорит (теплый или холодный, построенный на контрасте или ньюансе).

III . Практическая работа.

Учитель. А теперь –задание: сегодня мы создадим натюрморт из разнородных предметов и выполним первые два этапа работы –это набросок и детальная прорисовка .С чего начинаем работу? Правильно ,с отбора элементов изображения. Начинаем .

Учащимся предлагается для составления натюрморта: драпировка, различные по цвету, размеру, форме фрукты ,геометрические тела(призма, куб, цилиндр).Дети сами составляют композицию ,высказывая свое мнение о целесообразности и месте того или иного предмета.(необязательно использовать все предметы ,должен быть выбор ).

Учитель. Ребята, вам нравится созданная вами композиция? Прежде чем приступить к наброску я предлагаю вам проследить последовательность работы.

Просмотр ролика «Последовательность рисования натюрморта».(комментарии учителя об этапах работы)

Учитель. Ребята, как будем располагать лист, горизонтально или вертикально? Давайте разберем пропорции предметов (дети сравнивают и отвечают). Не забывайте о том что вы видите по- разному композицию ,находясь на различном от нее расстоянии и месте. Как можно чаще сравнивайте свой рисунок с натурной установкой . Вспомним памятку работы карандашом.

— Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

— Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

— Не дави сильно на карандаш, чтобы легко можно было исправить ошибки.

— Перед тем, как раскрашивать рисунок, сотри все лишние линии.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока. Обобщение материала

— Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (Над натюрмортом)

— Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

б) заключительное слово.

Учитель. Покажите свои наброски, проанализируйте изображённое на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Экспресс -выствка. Анализ работ. Оцениваются работы учащимися ,отмечаются удачные, а так же ошибки.

Источник

Изображение предметного мира – натюрморт. 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Предмет: изобразительное искусство

Цель: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства.

Задачи:

  • научить основам композиции и правилами построения натюрморта;
  • развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности;
  • воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.

Здоровьесохраняющая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: картон; педагогический рисунок; рисунки-схемы; тренажёр для глаз; демонстрационная таблица «композиция натюрморта»; выставка литературы; ТСО; раздаточный материал шаблонов,учебник.

1. Организационный момент.

Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.

(Сели правильно, всё внимание на меня)

Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

Да, мир вещей влечёт меня,
Да, краски я стремлюсь подмечать,
И то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия.
Она повсюду разлита:
Она везде, где красота!

Так поэтично и образно я определила тему нашего урока. А, чтобы узнать тему вам необходимо разгадать ребус (Слайд №2)

Итак тема нашего урока — изображение предметного мира — натюрморт. На уроке вы познакомитесь с одним из врасивейших жанров изобразительного искусства — натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить композицию натюрморта приёмом аппликации.

3. Изучение нового материала. (Слайды №4,5,6,7)

1. Рассказ «Из истории натюрморта».

Учитель. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно иллюстрируют термин «натюрморт».

Натюрморт (от франц.nature morte — буквально «мёртвая натура») — один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди(овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего. Это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса т.д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрмортом.

Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как — тихая жизнь. Действительно, натюрморт — тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся пораженные таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.

Конечно, сами художники заметили очень давно, сколь красноречивы могут быть отдельные вещи. Не только нидерландский художник XV столетия мог в библейской композиции поместить на первом плане прекрасный букет цветов. На востоке издревле увлекались «живописью цветов». Но как и у пейзажа, родина современного натюрморта — пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта.

Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих забав просили художника написать «охотничьи трофеи». Это были патетические и очень показные, бравурные натюрморты, подобные невероятным, но неубедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты -«завтраки» — чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные.

В натюрморте художник ведет с нами доверительную беседу. Тонкость восприятия жизни, поэтичность или, наоборот, бравурность и торжественность — во всем этом мы почувствуем отношение к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живописная трактовка предметов могут придать натюрморту фантастический смысл, он может звучать и драматически.

2. Х а р а к т е р и с т и к а особенностей натюрморта в скульптуре.

У ч и т е л ь. Лепные орнаментальные украшения в виде геометрических фигур, предметов быта, фруктов и т.д. мы найдём на многих памятниках старины, современных нам сооружениях.

Сочностью, богатством форм отличаются оконные наличники 18 века.(Павловский дворец).

Современные мастера также использовали традиции классического натюрморта, сообразуясь с новым характером архитектуры.(рис. в учебнике)

Таким образом, натюрморт входит как деталь, составная часть в скульптурную композицию.

3. Последовательность и правила работы над натюрмортом. (Слайды №18 -23)

Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника.

В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и для постановки натюрморта, их заменяет вкус, чутье, интуиция, композиционное видение художника. Отметим только некоторые, самые общие моменты. Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.

Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить — натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга.

Натюрморт должен иметь композиционный центр — предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметритрично-композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром геометрическим.

В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

Существенную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь — и мы невольно будем в нее смотреть. Отодвиньте постановку от стены — и она окажется окруженной со всех сторон пространством, воздухом, и наш взгляд невольно несколько рассеется, натюрморт уже будет восприниматься с некоторым напряжением. Помещенный же вплотную за натюрмортом фон не позволяет нашему взгляду рассеиваться, уходить от постановки. Такое, несколько «насильственное» привязывание взгляда рисующего к постановке способствует успеху в работе.

Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта — относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие — перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка. Такой облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.

Упражнение для рук:

1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.

2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.

3. Возьмите в каждую руку два средней мягкости детских мяча и, держа между большим и указательным пальцами, сожмите. Проделайте то же самое, сменив указательный палец средним, а затем остальными по .очереди. Сожмите мяч 3 раза каждым пальцем, а затем 3 раза всеми вместе.

4. Актуализация знаний.

Учитель;. Содержание взятого нами натюрморта (из плоских предметов кухонной утвари) несложно. Но выбрать предметы — это еще не все. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом.

Задания и вопросы:

1. Составьте композицию из предложенных предметов. (Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов.)

2. Объясните свой замысел. (Учащиеся рассказывают, что и как они вообразили, охарактеризовывают, насколько их замысел соответствует составленным композициям.)

3. Какой из вариантов расстановки предметов вам кажется лучшим и почему? (Ответы учащихся.)

5. Практическая работа.

Задание. Выполните композиции натюрморта, составленный из плоских предметов кухонной утвари (например, тарелок).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?

Ученики. Над натюрмортом.

Учитель. Что представляет собой эта картина?

Ученики. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы.

Учитель. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать «неживую природу», показать все ее особенности и тонкости.

Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими работами: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите свои работы, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят использованные в них цвета?

Источник

Читайте также:  You are the only one ноты для флейты
Оцените статью