Как научиться читать с листа
Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!
Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .
Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!
Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.
Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:
- целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
- чисто попадая во все ноты,
- в нужном темпе и с правильным ритмом.
Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.
Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.
Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.
Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.
При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.
Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.
Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))
Источник
Научиться петь с листа по нотам
Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.
Что нужно для чтения нот с листа
Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:
- ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
- самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
- освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.
Как развить музыкальность
Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:
- изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
- посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
- распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
- следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
- аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
- заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
- часто тренироваться;
- чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.
Общие советы
Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:
- Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
- Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
- Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
- Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.
Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.
Источник
Научиться петь с листа ноты для
Тот, кто владеет нотной грамотой, хорошо узнает на слух ступени лада, умеет петь цепочки ступеней и ориентироваться в тональности — уже может читать голосом незнакомый нотный текст. То есть «петь с листа».
Задача, обратная диктанту: берем пример (для начала чем проще, тем лучше, что-нибудь из сборника сольфеджио для 1 класса ДМШ), настраиваемся в тональности, соображаем, какая нота какой ступенью является — и поём эти ступени.
Конечно, пение ступенями — это самый начальный уровень. Потом поют всем, что умеют узнавать на слух: интервалами, кусочками гамм, звуками аккордов, целыми оборотами. Высший пилотаж — это когда музыкант уже не поёт вслух, но может мысленно «озвучить» незнакомую многоголосную партитуру, вплоть до оркестровой.
В народе ходит поверье — в том числе среди отучившихся в ДМШ — что «надо много петь, называя ноты». Тогда в мозгу якобы происходит некий мистический процесс, и как-то так возникает умение петь с листа. Я прихожу к выводу, что выпускники ДМШ либо не помнят, как сами осваивали базовые навыки, либо детский мозг усваивает сольфеджио иначе, чем взрослый. «Голосовые связки запоминают расстояния между нотами» — да, запоминают, если вы сознательно интонируете понятные вам музыкальные элементы. А если просто повторяете по слуху мелодию, сыгранную на инструменте, то можете петь хоть «до ре ми фа соль ля си», хоть «мама мыла раму» — вы не научитесь таким способом петь по нотам, увы. Для взрослого ученика мистического смысла в назывании нот нету.
Но есть смысл вполне понятный и приземленный: так легче ориентироваться в тональности. Запоминаются «связки» названий нот, составляющих интервалы и аккорды. Если вы это все сознательно поете, то и относительное звучание запомнится, но только если поете сознательно. В принципе, можно все петь на слог «ду» — и научиться петь по нотам. А можно петь названиями нот — и не научиться ничему.
И самое интересное. Зачем учатся петь с листа музыканты-инструменталисты?
Чтобы учитель сольфеджио мог контролировать их обучение — это понятно, но это не главное. Главное — развитие «внутреннего слуха», т.е. способности мысленно слышать написанные (или еще не записанные!) ноты, точно представлять себе звук, который физически еще не прозвучал. Мы можем спеть только то, что можем себе представить внутренним слухом. Очень распространенный вариант дискоординации между слухом и голосом — это неразвитый внутренний слух при нормально развитом «внешнем». Тогда поющий посылает голос «наугад» и, конечно, промазывает; слышит собственную фальшь, но не может ее избежать. Чтобы попасть в цель, надо ее хорошо видеть. А музыканту надо ее заранее точно слышать.
Скрипачи-альтисты-виолончелисты вообще не могут играть без внутреннего слуха. Духовики-«деревянщики» — могут, но будут фальшивить. Пианисты и гитаристы, увы, на школьном уровне могут обходиться шевелением пальцами (и обходятся, если педагог с самого начала не приучает пользоваться слухом). Но профессионалы используют внутренний слух независимо от инструмента. От его активности зависит не только интонация, но и в целом осмысленность, выразительность игры. Если вы способны заранее представить себе звучание фразы, то вам не надо разбирать ее нота за нотой, как первоклашке длинное слово по слогам. Время разбора произведения сокращается в разы. Не потому, что у профи пальцы быстрее бегают, а потому, что он может работать с музыкальным текстом мысленно. Это принципиально другой уровень, чем любительский разбор «нота за нотой» и игра на моторной памяти.
(Иллюстрация:
http://www.forumklassika.ru/showpost. 46&postcount=4
Попробуйте для наглядности сыграть выученное наизусть произведение в другой тональности. Я могу (на блокфлейте) только очень простое, и то это будет не столько исполнение, сколько подбор на ходу. На пианино — даже представить себе такого не могу. Потому что, увы, меня учили играть «руками», а надо — «ушами».)
Наработать такое умение, конечно же, трудно. Но мне кажется, что у фанатично настроенного духовика-любителя шанс есть: за счет одноголосности нашего инструмента и относительной простоты любительского репертуара. Если хватит силы воли, можете попробовать взять неслышанные вами ноты такого уровня, какой вы можете спеть с листа, и медленно поиграть их так, чтобы каждый звук сначала услышать мысленно, а только потом озвучить инструментом. Но вы должны быть уверены, что действительно «внутренне слышите» точно и ярко, а не приблизительно, поэтому надо регулярно практиковаться именно в пении: при пении любая неточность слышания сразу выходит фальшью. Добросовестная игра с точным предслышанием каждого звука для меня пока намного трудозатратнее, чем пение с листа.
Источник