Научная организация труда нот презентация

Содержание
  1. НОТ Научная организация труда. Цели научной организации труда создание оптимальных условий труда для выполнения работы с минимальными затратами труда. — презентация
  2. Похожие презентации
  3. Презентация на тему: » НОТ Научная организация труда. Цели научной организации труда создание оптимальных условий труда для выполнения работы с минимальными затратами труда.» — Транскрипт:
  4. Урок технологии в 11 классе «Научная организация труда»
  5. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ. — презентация
  6. Похожие презентации
  7. Презентация на тему: » НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.» — Транскрипт:
  8. Научная организация труда Часть 2. Россия Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ. — презентация
  9. Похожие презентации
  10. Презентация на тему: » Научная организация труда Часть 2. Россия Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ.» — Транскрипт:

НОТ Научная организация труда. Цели научной организации труда создание оптимальных условий труда для выполнения работы с минимальными затратами труда. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКирилл Савоськин

Похожие презентации

Презентация на тему: » НОТ Научная организация труда. Цели научной организации труда создание оптимальных условий труда для выполнения работы с минимальными затратами труда.» — Транскрипт:

1 НОТ Научная организация труда

2 Цели научной организации труда создание оптимальных условий труда для выполнения работы с минимальными затратами труда на высоком качественном уровне с учетом безопасности и комфорта; обеспечение эффективного использования вещественных элементов производственного процесса (оборудования, материалов, инструмента и т.д.);

3 проведение анализа организационно- технических параметров объекта; выявление недостатков существующего трудового процесса; установление параметров исследуемого трудового процесса; разработка рекомендаций по повышению эффективности трудового процесса;

4 проектирование рационального трудового процесса: разработка проекта организации рабочего места; составление плана мероприятий по внедрению рационального трудового процесса; расчет экономического эффекта от внедрения рационального трудового процесса

5 Совершенствование существующего трудового процесса может привести к значительной экономии времени рабочего, повышению производительности труда и уменьшению общих затрат производства, что конечно может с успехом быть реализовано на предприятии любого масштаба.

6 Принципы проектирования трудовых процессов при использовании НОТ можно подразделить на две группы: общие и специфические.

7 К общим относятся: непрерывность, параллельность, естественность и экономия трудовых движений; совмещение трудовых действий и приемов: благоприятность позиции; оптимальная загрузка исполнителя и используемой им техники; повышение содержательности труда и творческих возможностей его осуществления; полное соответствие квалификации рабочего выполняемой работе; предупредительность обслуживания.

8 Специфические принципы: обеспечение временных и пространственных взаимосвязей, пропорциональности и слаженности в работе всей производственной цепочки; синхронизация действий исполнителей и предупреждение возможных нарушений нормального хода производственного процесса; установление заданий,

9 исходя не из простого сложения сил отдельных работников, а из суммарных усилий, создаваемых коллективным трудом; синхронизация работы взаимосвязанных производственных цепочек: создание заинтересованности в улучшении результатов труда и повышение коллективной ответственности, а также создание условий для оказания взаимной помощи и взаимоконтроля.

Источник

Урок технологии в 11 классе «Научная организация труда»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Научная организация труда

Цели: ознакомить с понятием научной организации труда, условиями рациональной организации рабочего места; объяснить использование основных направлений НОТ при организации собственной учебной деятельности; научить анализировать состояние своего рабочего места, разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требовани-ями НОТ

Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия) или общества в целом.

Задачи, которые решаются в рамках НОТ: Совершенствование форм разделения труда; Улучшение организации рабочих мест; Рационализация методов труда; Оптимизация нормирования труда; Подготовка рабочих кадров.

История развития научной организации труда США Фредерик Тейлор, 1856—1915 Начало применению новых методов организации труда рабочих было положено Фредериком Уинслоу Тейлором (1856—1915), который изложил свои взгляды в моногорафии «Принципы научного менеджмента» (1911)[1]. Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

СССР В Российской империи и затем СССР одним из первых теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов, автор фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука». Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866—1941). В 1918 г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем — книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг. пять изданий, переведена в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах. В ней он писал, что проблема научной организации труда «представляет собой редкое сочетание глубокого теоретического интереса с практическим значением остро актуальной задачи». Наиболее известной работой О. А. Ерманского была «Теория и практика рационализации», изданная в 1925 г. и переизданная до 1933 г. пять раз. Гастев А. К., 1882—1939, основатель ЦИТ Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был Алексей Капитонович Гастев (1882—1939). Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). А. К. Гастев был самобытным ученым и писателем. Но главным его «произведением» стал созданный им в 1920 г. Институт труда при ВЦСПС, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда (ЦИТ), бессменным руководителем которого он был вплоть до ареста и трагической кончины. В 1955 г. был создан Научно-исследовательский институт труда — НИИ труда, в проблематику исследований которого вошли вопросы организации, нормирования, оплаты и условий труда.

Япония В период между 1948 и 1975 годами руководители компании Тойота Тайити Оно, Сигео Синго и Эйджи Тойода разработали принципы рационального управления производства позже названную Производственная система Тойоты. В основе системы лежала ранее разработанная и внедренная концепция Точно в срок, дополненная философией и практикой управления названной Дао Тойота. Производственная система Тойоты в свою очередь является предшественником более общей концепции Бережливое производство, которая внедряется множеством организаций.

НОТ и экономическая эффективность Экономическая эффективность является одним из ключевых факторов для развития и внедрения инструментов научной организации труда. Большинство известных направлений и инструментов научной организации труда в том числе тэйлоризм, операционный менеджмент, исследование операций, Промышленная инженерия, логистика, реинжиниринг бизнес-процессов, бережливое производство, Six Sigma и др. направлены на повышение экономической эффективности. Связь с механизацией и автоматизацией Использование промышленных роботов является одним из инструментов Автоматизации производства НОТ начала развиваться в эпоху, когда механизация и автоматизация уже применялись, но их использование было ещё в зачаточном состоянии. Развитие НОТ сыграло существенную роль в переходе от ремесленного производства к индустриальному, а также от производства, в котором рабочие были основными исполнителями, к внедрению производств с минимальным участием человека.

Закрепление изученного материала: Провести самостоятельную работу по организации рабочего места людей, работающих инженерами-конструкторами, парикмахерами и т.д.

Домашнее задание. Тетрадь, конспект повторить.

Источник

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАфанасий Разамасцев

Похожие презентации

Презентация на тему: » НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.» — Транскрипт:

1 НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

2 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 2 Основные задачи организации труда. ЭкономическиеПсихофизиологическиеСоциальные Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов. Повышение производительности (эффективности) труда. Обеспечение качества и конкурентоспособнос ти продукции (услуг). Создание условий для роста профессионального уровня работников. Обеспечение социально справедливых форм и систем оплаты и мотивации труда. Разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха. оптимальной интенсивности труда; условий высокой работоспособности и сохранения жизнедеятельности работника; содержательности и привлекательности труда; культуры и эстетики труда. Обеспечение:

3 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 3 Организация труда на предприятии Организация труда – система мер, обеспечивающих функционирование труда с целью повышения его производительности (эффективности) и достижение наиболее полного использования средств производства (овеществленного труда). ГОСТ М. Изд. стандартов.

4 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 4 НОТ – это «организация труда, основанная на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, которая позволяет наиболее эффективно соединить технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивает повышение производительности труда, сохранение здоровья человека и постепенное превращение труда в первую жизненную потребность» ГОСТ М. Изд. стандартов.

5 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 5 Научные основы организации труда Социально — экономические Основные положения экономики труда и других общественных наук. Технико – технологические Выводы инженерных и математических наук, достижения современной техники и технологий. Психо — физиологические Выводы и рекомендации физиологии и психологии труда, биомеханики, эргономики, инженерной психологии, санитарии и гигиены труда, производственной эстетики.

6 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 6 Элементы организации производства, взаимосвязанные с НОТ Современный менеджмент (управление производством на различных уровнях) Совершенствование подготовки и материально – технического обеспечения производства (логистика) Внедрение современной техники и прогрессивной технологии 1 4 Рациональная организация основного производственного процесса 2 Эффективная организация вспомогательных служб, обслуживающих основное производство 3 5

7 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 7 Основные направления НОТ Формы разделения и кооперации труда. Организация подбора, подготовки и повышения квалификации кадров. Организация и обслуживание рабочих мест. Организация трудовых процессов, внедрение эффективных методов труда. Нормирование труда. Формы и методы оплаты и мотивации труда. Условия и охрана труда. Дисциплина труда и развитие творческой активности работников

8 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда. Технологическое, предметное, функциональное и профессионально — квалификационное разделение труда; Кооперация труда (межцеховая, внутрицеховая, бригадная); Совмещение профессий (функций), многостаночное /многоагрегатное/ обслуживание; Расстановка кадров. Улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров. Обеспечение профотбора и подготовки кадров в соответствии с потребностью современного предприятия; Систематическое повышение квалификации кадров; Совершенствование форм и методов обучения и повышения квалификации работников. 1 2

9 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Внедрение рациональной технологической и организационной оснастки, производственной мебели и др.; Обеспечение рациональной планировки рабочих мест. Внедрение эффективных систем обслуживания рабочих мест; Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест. Проектирование и внедрение рациональных трудовых процессов и методов их выполнения, обеспечивающих высокую производительность и оптимальную интенсивность труда работников. Рационализация трудовых процессов, внедрение эффективных методов труда. 3 4 На основе создания и внедрения Системы организации труда на рабочем месте.

10 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Расширение сферы нормирования труда. Аттестация, пересмотр и замена норм труда. Повышение качества норм, внедрение комплексно обоснованных норм труда. Создание современной нормативной базы по труду. Внедрение Системы организации нормирования труда на предприятии в соответствии с ТК РФ. Совершенствование нормирования труда Внедрение эффективных форм и методов оплаты и мотивации труда Совершенствование тарифной системы оплаты труда рабочих и схем должностных окладов специалистов и других служащих. Совершенствование форм и методов оплаты, стимулирования и мотивации труда. 5 6

11 Кандидат экономических наук Суетина Л.М Содержание основных направлений НОТ Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических, психофизиологических и пр. условий труда на каждом рабочем месте. Разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха. Соблюдение законодательно- правовых требований охраны труда. Улучшение условий труда на каждом рабочем месте. Обеспечение условий для: — трудовой активности работников (совмещение профессий, функций; расширение зон обслуживания и пр.); — творческой активности; — обеспечения дисциплины труда; — удовлетворенности трудом (содержанием, условиями и организацией труда, оплатой, нормированием, социально- психологическим климатом в коллективе). Укрепление трудовой дисциплины и развитие активного отношения к труду. 7 8

12 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 12 Основные направления НОТ Формы разделения и кооперации труда. Организация подбора, подготовки и повышения квалификации кадров. Организация и обслуживание рабочих мест. Организация трудовых процессов, внедрение эффективных методов труда. Нормированиу труда. Формы и методы оплаты и мотивации труда. Условия и охрана труда. Дисциплина труда и развитие творческой активности работников

13 Кандидат экономических наук Суетина Л.М. 13 В НАЧАЛО В НАЧАЛО

Источник

Научная организация труда Часть 2. Россия Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГеоргий Фефилов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Научная организация труда Часть 2. Россия Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ.» — Транскрипт:

1 Научная организация труда Часть 2. Россия Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ

2 Развитие науки об организации труда в России В развитии науки об организации труда в России можно выделить 4 основные этапа: дореволюционный, послереволюционный, послевоенный современный.

3 Для каждого из них характерны отличительные социально-экономические и политические условия, свой набор и тип объектов исследования, понятийный аппарат, методы и приемы исследования, научные школы и направления.

4 1. Дореволюционный период начинается примерно с середины XIX в. и заканчивается в 1917 году. Ученые, внесшие заметный вклад в становление социологии труда в России, различались не только по направлению, но и по предмету научных поисков вне всякой зависимости от их политических убеждений. Этапы развития управленческой мысли:

5 Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии труда внесли выдающиеся русские ученые — Питирим Сорокин, Василий Берви-Флеровский, Сергей Булгаков, Борис Чичерин, Николай Михайловский и другие. Они исследовали экономическую и хозяйственную организацию общества и его социальную организацию, главным элементом которого была сословная система.

6 Немалый вклад в социологию труда внесли литераторы и публицисты М. Салтыков-Щедрин, В. Воронцов, С. Южаков, М. Горький, Г. Успенский, Н. Кареев, Н. Чернышевский и другие.

7 Говоря об экономической и политической жизни России, нельзя не сказать о деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. В то время, как первый, считался незаурядным государственным деятелем, оценка Столыпина и у современников, и у историков далеко не однозначна: одни считают его выдающимся организатором, прогрессивным реформатором, другие – реакционным государственным деятелем, реформаторские усилия которого были направлены на спасение самодержавия, укрепление помещичьего землевладения и дальнейшее закабаление крестьянства.

8 Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911 гг.) выдающийся государственный деятель России, происходивший из старинного дворянского рода, окончил физико- математический факультет Петербургского университета в 1883 г. В 1906 г. был назначен министром внутренних дел и премьер-министром России.

9 Столыпин был организатором проведения целой серии реформ, выступал против хаоса, беззакония (1905–1906 гг.), коррупции, взяточничества и других дестабилизирующих явлений, характерных для России того времени.

10 Сергей Юльевич Витте (1849–1915 гг.) Закончил математический факультет Одесского университета. Был крупным государственным деятелем России, автором дифференцированных тарифов на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. С 1892 по 1906 гг. Витте являлся министром финансов России и в 1897 г. осуществил денежную реформу России.

11 В гг. XIX в., когда на интеллектуальном горизонте России доминировала эта школа, в центре общественного внимания находился вопрос о русской общине. В тот же период вышли работы таких известных европейских социологов как Георг Зиммель, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

12 Своего пика социология труда достигла в 1912 году, когда появилась концепция Сергея Булгакова. В его основных произведениях – «Философии хозяйства» и «Христианской социологии» — проблемы труда и хозяйства занимают центральное место.

13 В 1869 году вышла книга известного общественного деятеля В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России» обобщение статистические материал и личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. Анализ типов хозяйств: помещичьего, фермерского, кулацкого и крестьянско-общинного — велся им с привлечением как экономических, так и социальных категорий — описаний условий труда и быта людей, их образа и уровня жизни.

14 Разлагающему влиянию бюрократии и росту капитализма он противопоставляет «социальную организацию народа», подразумевая под ней прежде всего поземельную общину. Он называет ее высшей формой самоуправления народа и спасением от пут бюрократии. Получается, что первый русский социолог воспевает не рабочий класс и промышленность, а крестьянство и поземельную общину.

15 XIX в. оставался в России по преимуществу веком крестьянской общины, а не промышленного труда. В этот период не появилось ни одного сколь-нибудь оригинального учения о капитализме или научной теории промышленного труда, учитывающих российскую специфику. Маломощная промышленная социология описывала прогрессивный, но еще только зарождающийся строй — капитализм, а достигшая невиданных масштабов аграрная социология — исторически регрессивный, уходящий строй – феодализм.

16 Ситуация изменилась в начале XX в., когда в стране развернулись конкретные социальные исследования промышленного труда. Формирование капиталистических отношений приобрело необратимый характер. В поле научного анализа попадали вопросы организации и условий труда, производственного травматизма и заболеваний, зарплаты и стимулирования труда, условий найма и трудовых конфликтов. Иными словами все то, что характеризует общество со стабильной, а не кризисной экономикой. В начале XX в. промышленная социология вытеснила аграрную на второй план.

17 Духовная естественная связь поколений — глубоко русская идея. Ярче других она была описана у Николая Федорова. Субъект хозяйствования — не отдельная личность, а весь человеческий род. Задачу социологического знания Булгаков решает противоположно М. Веберу, который решительно изгонял этические и нравственные категории из социологии. По Булгакову, они необходимы в системе социального знания.

18 2. Послереволюционный этап. Социально-экономическая ситуация в России начала ХХ в. Второй этап характеризуется расцветом советской психотехники и социальной инженерии. Это время доминирования прикладных исследований в области менеджмента и научной организации труда (НОТ), которые проводились в ряде крупных институтов Петербурга, Москвы, Казани, Харькова и Таганрога.

19 Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 1920-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора. В России развитие научного менеджмента долгое время шло под флагом «научная организация труда» (НОТ).

20 Для отечественной социологии труда послеоктябрьского периода характерна ориентация, с одной стороны, на разработку общетеоретических вопросов социализма, а с другой — на практические рекомендации по совершенствованию организации труда. Известно, что в 20-е годы проблемами научного изучения и практической организации труда в нашей стране занимались более десяти научно- исследовательских институтов. Кроме того, на предприятиях и в трудовых организациях существовали сотни и тысячи первичных ячеек НОТ.

21 Социально-экономическая ситуация в России начала ХХ в. была обусловлена следующими событиями: – первая революция 1905 г. породила многочисленные акты городского насилия; – Первая мировая война (1914–1917 гг.) явилась причиной миллионных жертв и многочисленных нарушений в экономике; – Гражданская война (1918–1921 гг.) унесла еще несколько миллионов человеческих жизней и опустошила страну; – Русско-польская война (1919–1920 гг.), закончившаяся поражением России;

22 создание системы ГУЛАГ в начале 1920-х годов, включая уничтожение представителей элиты предреволюционного периода и их массовое бегство из России; – процессы индустриализации и коллективизации в начале и середине 1930-х годов породили массовый голод и миллионы смертей на Украине и в Казахстане; – «великая чистка и террор» в середине и конце х годов, когда миллионы заключенных находились в трудовых лагерях, более миллиона человек были расстреляны, несколько миллионов умерли в результате безжалостного обращения.

23 В первой половине ХХ в. в истории России выделяются периоды, отличающиеся своеобразием социально-экономической и политической ситуации: 1917–1920 гг. – период военного коммунизма, гражданской войны; 1921–1928 гг. – период НЭПа; 1929–1940 – годы первых пятилеток, массовой коллективизации и социалистической индустриализации, время кардинальной реконструкции производственного потенциала страны.

24 Период «военного коммунизма» директивно-командные методы управления Период военного коммунизма, гражданской войны характеризуется следующими явлениями: крестьянские восстания; глухое недовольство рабочих; рост спекуляции; нехватка продуктов.

25 НЭП Все это первоначально приписывалось проискам идейных противников, прежде всего, меньшевиков и эсеров. Однако таких находилось все меньше, и поэтому перед руководством страны встал вопрос о необходимости разрешения этой ситуации. Способом такого рода решения проблемы стало введение в стране новой экономической политики (НЭП).

26 Период НЭПа был самым многообещающим в истории советской культуры. Хронологически почти целое десятилетие оказалось такой стадией развития общества, которая существенно отличалась как от предыдущей (серебряный век), так и от последующей (усиление командно-административной системы).

27 Этот период выделяется деятельностью блестящей плеяды исторических личностей, выдающихся ученых. В науке управления это прежде всего, Н.А. Витке, А.К. Гастев, А.А. Богданов (Малиновский), Ф.Р. Дунаевский, О.А. Ерманский и др.

28 Широкое распространение в России получил термин НОТ – научная организация труда. Научная организация труда (НОТ) – совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.

29 Характерная черта западноевропейской модели организации труда — стремление к формированию социально ориентированной экономики, в Советской России в поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: 1. введение рабочего контроля; 2. создание Высшего совета народного хозяйства; 3. образование местных органов экономического управления.

30 В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня – высший, средний, низший. Центральным звеном советского управления является планирование. Планирование – одна из функций управления, процесс разработки планов, включающий определение показателей деятельности предприятия (организации) в условиях существующей ограниченности ресурсов и времени.

31 После Первой Всероссийской конференции возникло массовое движение за научную организацию труда и управления. «Группа 4-х» – школа НОТ, отражающая взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым. Сторонники этого течения предостерегали от опасности чрезмерного теоретизирования и предлагали заниматься в первую очередь практическими вопросами, рекомендуя начинать всю работу по научной организации труда с отдельного человека, с рационализации трудовых операций.

32 Алексей Капитонович Гастев ( ) Видный деятель в области научной организации труда и производства, выдающийся исследователь и организатор науки, автор свыше 200 научных работ. Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935).

33 В своей работе «Установка производства методом ЦИТ» (1927) он выдвинул задачу НОТ — превратить современное предприятие в огромную социальную лабораторию. Научный эксперимент и техническая рационализация выступают логическим завершением перестройки самого производства. Организуя труд по-новому, рационализируя технологические процессы и освобождая квалифицированных рабочих от вспомогательных операций, можно заметно повысить производительность труда и заработную плату работников. Таково было ядро его программы нововведений.

34 В центре внимания Гастева были конкретные вопросы организации и культуры труда, прикладная социология и социальная инженерия. Он провозглашал наступление новой эпохи, где нет места трудовой расхлябанности, лени и культурной отсталости. В социальной области должна наступить эпоха точных формул, измерений и чертежей. Наука организации труда, по мнению Гастева, должна создаваться на стыке социальных и естественных наук, заимствуя у последних экспериментальные методы и математику.

35 Дело организации труда на предприятиях и в учреждениях опиралось только на умение их руководителей. Были, безусловно, талантливые командиры производства, но было и много абсурдных организационных решений. Поощрялись передовики, «ударники», стахановцы. Вокруг их достижений, зачастую заказных или искусственно создаваемых, раздувался ажиотаж. Опыт таких передовиков принудительно, сверху насаждался в производство, что, в свою очередь, порождало формализм, когда по форме передовой опыт вроде бы воспроизводился, но по существу мало что менялось.

36 В отличие от Тейлора, особо выделявшего систему и организации, и Генри Форда, сосредоточившегося на совершенствовании техники производства, Гастев акцентировал внимание на человеческом факторе. Он считал, что главную роль в работе предприятия играет человек, эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте, в частности с эффективного использования времени

37 Окончился первый период становления и развития науки об организации труда в нашей стране — период, ознаменовавший выдающиеся достижения в этой области. В течение почти сорока лет после этого периода на тему НОТ в нашей стране не было практически никаких публикаций и научных исследований. В 1938 г. А.К. Гастев был арестован НКВД и в апреле 1939 г. расстрелян. ЦИТ превратился в отраслевой институт авиационной промышленности

38 Александр Александрович Богданов «Тектология. Всеобщая организационная наука». врач, философ, экономист, политический деятель, ученый- естествоиспытатель В теории организации – начало системного подхода в познании различных явлений. Идеи сформулированной им науки — тектологии: о значении и роли обратной связи, о моделировании процессов организации

39 Главный вопрос стоял о характере производственных отношений в новых условиях, о новом взгляде на человека и его потребности. Специалисты по экономике и социологии труда высказывали иногда прямо противоположные позиции. Одни считали, что рыночный механизм не совместим с социализмом, другие — настаивали на его необходимости, третьи полагали, что товарное производство допустимо, но в ограниченных рамках.

40 Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту Осипу Аркадьевичу Ерманскому (Коган) (1866–1941 гг.), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации Чтобы рационально организовать работу, необходимо подобрать человека к профессии (или специальности) или же профессию (специальность) – к конкретному человеку.

41 В 1918 г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем — книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг. пять изданий, переведена в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах. В ней он писал, что проблема научной организации труда «представляет собой редкое сочетание глубокого теоретического интереса с практическим значением остро актуальной задачи».

42 Осуществив подробный анализ системы организации труда, созданной Тейлором, О. А. Ерманский выделил основные ее требования и среди них — самое существенное: «Ничто не должно делаться по рутине. Все, даже самая мелочь, должна быть предварительно исследована научно. Все должно быть заранее предвидено, целесообразно построено и точно установлено. Работа рабочих и служащих должна быть точным выполнением этого заранее выработанного, подробно и научно обдуманного плана».

43 Принципы Ерманского: принципа положительного подбора — сочетание сил должно усиливать друг друга, а не ослаблять. основной закон организации – организационная сумма больше арифметической суммы сил, ее составляющих. принцип оптимума — «стержнем проблемы рационализации»: нахождение коэффициента рациональности путем сопоставления проделанной работы с затраченной энергией.

44 Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Платон Михайлович Керженцев (1881–1940 гг.) пропагандист НОТ. Распространил НОТ и на непромышленную сферу, поднял вопросы стандартизации, условий труда, правильного использования материальных средств. Автор книг: «НОТ» (1929 г.), «Принципы организации», «Борьба за время», «Организуй самого себя».

45 НОТ включает в себя три составные части: 1. человек и его деятельность; 2. материальные средства (выбор места для организации, предприятия, подбор необходимого оборудования, материалов и др.); 3. использование рациональных организационных методов.

46 Заметное место в науке управления в 1920-х годах занимали исследования социальных аспектов управления. Развитие этого направления в России связано с именем крупного отечественного ученого Николая Андреевича Витке, видного представителя советской теории НОТ. В середине 20-х он был известен как идеолог, создатель и популяризатор оригинальной концепции человеческого фактора в управлении, предвосхитившей многие положения школы человеческих от ношений, выдвинутые Э. Мейо.

47 Индивид уподоблялся клетке организма, которая необходима, но не самодостаточна. Управленческое воздействие направляется на коллектив в целом, а в центр внимания выдвигаются проблемы соотношения функциональных элементов, эффективной структуры организации, координации работы и взаимодействия. Данный подход вслед за А. Файолем во Франции развивал Н.А. Витке.

48 Вторая Всесоюзная конференция НОТ г. выработала окончательную трактовку термина «НОТ», согласно которой НОТ понималась, прежде всего как практико-организаторская деятельность в области организации труда и управления и определившая главную линию дальнейшего развития организационно- управленческой науки в России, характеризовавшуюся доминированием прикладных исследований над теоретико- методическими.

49 Рационализация – разработка и осуществление мероприятий интенсивного характера, которые направлены на улучшение, прогрессивное изменение определенных систем, процессов, элементов, операций в интересах повышения их качества, производительности, эффективности, снижения затрат и улучшения результатов деятельности.

50 Тридцатые годы характеризуются неоднократными изменениями системы управления производством во всех его звеньях (создание промышленных наркоматов, переход к территориально-производственному принципу построения аппарата управления через главные производственные управления – главки, реорганизации и расширение количества наркоматов и др.).

51 В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Широко развернулось социалистическое соревнование, способствовавшее росту инициативы и энергии советских людей. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования

52 3. Послевоенный этап Третий этап начался в конце 50-х — начале 60-х годов фактически с нуля. Преемственность поколений была нарушена. В теоретической сфере восторжествовали принципы утопического социализма.

53 В послевоенный период возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Большое значение имела III Всесоюзная конференция по внутризаводскому планированию и управлению производством в машиностроении, состоявшаяся в феврале 1948 г. в Москве; создание первого межотраслевого учебника по организации и планированию промышленного предприятия, в котором значительное внимание было уделено чисто управленческим проблемам, в частности, принципам и методам управления.

54 имело место сокращение исследований в области управления производством по философским, социальным и психологическим проблемам, по изучению его экономических основ, разработке вопросов количественной оценки явлений и процессов. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Мероприятия по совершенствованию форм и методов хозяйствования во второй половине 50-х гг. (создание совнархозов) благотворно повлияли на развитие исследований в области управления производством.

55 В конце 1950-х – начале 1960-х годов начинается новый «управленческий бум». Оживляются и быстро совершенствуются подходы 1920-х годов. К этому времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико- математических методов.

56 В конце 1950-х годов была опубликована монография академика Афанасьева В.Г. «Об интенсификации развития социалистического производства» — одним из главных факторов интенсификации является научная организация и управление производством. Оппоненты: главным фактором интенсификации является политика партии, научное политическое руководство, а не экономическое управление, представляющее собой западное «буржуазное» изобретение, которое незачем тянуть в советское плановое централизованное хозяйство.

57 Единственным адекватным выразителем общенародных интересов является вырабатываемый центром народнохозяйственный план, который предприятия, «не рассуждая», обязаны выполнять и в зависимости от выполнения которого оценивалась и стимулировалась их деятельность. Такая позиция привела к атрофии принципа материальной заинтересованности производителей в конечных результатах труда

58 В результате реформы управления экономикой страны (1965 г.) в системе внутризаводского планирования предприятий произошли изменения. Был осуществлен ряд мер по улучшению системы оплаты труда: на предприятиях были образованы три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально- культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.

59 В 1965–1966 гг. состоялось более 30 отраслевых и региональных научно- технических конференций и совещаний по проблемам научной организации труда, производства и управления. В ходе их проведения выявилось существенное отставание теории от практики управления производством, что потребовало принятия самых энергичных мер для развертывания широких исследований в области теории управления.

60 Суть развиваемого научного направления сводилась к необходимости постоянного наращивания планового централизованного начала в управлении экономикой. Именно это направление стало, по существу, парадигмой в науке управления 1970-х – первой половины 1980-х гг. Отстаивая тезис о несовместимости рынка и социализма, сторонники этой парадигмы все недостатки хозяйственной практики связывали с неразвитостью «непосредственно общественных отношений», с недостаточно твердо проводимым в жизнь централизмом.

61 Вопрос о социологии как самостоятельной дисциплине начинает открыто обсуждаться в конце 50-х — начале 60-х годов. В социологию устремилось большое число философов, историков и экономистов, склонных к творческому мышлению и конкретному анализу социальных проблем общества. Вплоть до 1974 г., когда был учрежден первый специализированный журнал «Социологические исследования», статьи по социологии и социологии труда публиковались в философских и экономических журналах.

62 Благодаря проведенным исследованиям, во- первых, определился круг социальных процессов, которые поддаются регулированию и управлению, во-вторых, были разработаны конкретные методики, позволившие количественно измерить данные процессы и выразить их в соответствующих показателях. В итоге возникли научные предпосылки для практического решения социальных проблем труда, создания социологических и психологических служб на предприятиях.

63 Эти службы были сформированы практически на всех крупных предприятиях и приняли на себя, вместе с представителями академической (вузовской) науки, основную нагрузку по разработке планов социального развития, по исследованию социальных проблем труда. Формируется так называемая «заводская социология». Воспитание нового человека и плановая экономика всегда считались основной сферой заботы компартии. Трудовой коллектив стал первичной ячейкой воспитания нового типа работника и нового коммунистического отношения к труду.

64 С начала 90-х — этот этап можно назвать четвертым периодом в развитии социологии труда — социальные службы на предприятиях практически исчезают. На сегодняшний день вместо нескольких десятков тысяч специалистов можно обнаружить несколько десятков человек, которые работают в прикладном режиме.

65 Формируется рынок платных социологических услуг, включающий специализированные центры. Из сферы деятельности практического социолога (социального работника) исчезают предприятия как основные клиенты, и их место занимают банки, коммерческие структуры, страховые компании и даже религиозные организации. Наблюдается расширение спектра предоставляемых услуг. Одновременно происходит расширение контактов отечественных консультантов с зарубежными коллегами, активное привлечение западного опыта и методов консультирования.

66 4. Современный этап. Теория и практика управления в России в 1990-е годы. Завершение социалистического этапа общественного развития Проведение радикальных рыночных реформ Построение принципиально новой системы хозяйственного управления. V съезд народных депутатов РСФСР (октябрь- ноябрь 1991 г.)

67 Б.Н. Ельцин ( ) предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России

68 Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию является либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название «шоковая терапия» За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры как база для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель.

69 Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования, внедрение в России западной модели реформ по ряду объективных и субъективных причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г., спад производства составил почти 20%, в среднем потребительские цены на товары и услуги выросли в 13 раз, а денежные доходы – в 5,7 раза.

70 Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России.

71 Согласно новой Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Председателя Правительства с согласия Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру Председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему личному усмотрению.

72 31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин добровольно досрочно уходит в отставку и своим приемником назначает В.В. Путина (р. 1952). Данное событие ознаменовало начало нового подхода в организации управления государством.

73 Особенности российского бизнеса отсутствие классических рыночных условий – 75% экономики монополизировано (государственные и негосударственные монополии), коррупция, местничество несовершенство законодательного регулирования рынка: структура себестоимости заставляет бизнесменов скрывать свои доходы отсутствие категории образованных менеджеров как таковой.

74 важный фактор, влияющий на специфику теории управления, — менталитет нации. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. типичная российская компания сегодня – это небольшая, с точки зрения глобальной экономики, компания с авторитарным лидером во главе, который является собственником и менеджером одновременно. Решения принимаются, исходя из краткосрочных, субъективных целей.

75 Формируется рынок платных социологических и психологических услуг, включающий специализированные центры. В этот же период на научном горизонте появилось три новых направления: экономическая социология, маркетинговые исследования и управление персоналом. Можно говорить о том, что сегодня специалист по управлению персоналом становится столь же массовой профессией какой раньше был социолог на предприятии.

76 Теория организации труда перемещается из институтских кабинетов и заводских лабораторий в аудитории университетов, как это и было принято во всем мире. Проблематика теории организации труда очень тесно связана с проблематикой экономической социологии. Смена парадигмы теории организации труда кардинально меняет стиль социологического мышления и означает резкий поворот к конструктивно-прикладным задачам.

Источник

Оцените статью