Научно методическая литература по фортепиано
Автор: Е. Гнесина
Год: 2003
Издательство: Композитор
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский
Елена Фабиановна Гнесина (1874–1967) — известная русская пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончила Московскую консерваторию по классу В. И. Сафонова, ранее училась у Ф. Бузони, Э. Лангера, П. Шлецера. Одна из основательниц знаменитой музыкальной школы, на базе которой в дальнейшем был создан большой педагогический комплекс, включивший музыкальную школу, музыкальное училище и музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, ныне Российская академия музыки имени Гнесиных.
Среди учеников Е. Ф. Гнесиной были такие выдающиеся музыканты, как Лев Оборин, Арам Хачатурян. Перу Елены Фабиановны Гнесиной принадлежит множество педагогических произведений для фортепиано.
Созданные в первой половине прошлого века «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники» по праву относятся к жемчужинам русского педагогического репертуара.
Автор: П. Шабан
Год: 2017
Издательство: б.и.
Страниц: 100
Формат: PDF
Размер: 0,9 МВ
Язык: русский
Цель этого издания — заполнить пробел в образовании, который существует в академических музыкальных учреждениях. Методика предназначена для людей, имеющих начальное музыкальное образование и владеющих минимальным уровнем фортепианной игры. В основу методики взята джазовая гармония. Темы построены по принципу возрастания от простого к сложному. В основе примеров — христианские песни разных стран. Также в методике предоставлены как теория, так и практические задания к каждой теме.
Автор: А. Крылов
Год: 1962
Издательство: Музгиз
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 0,3 МВ
Язык: русский
В брошюре приведены краткие сведения о пианино и даны основные рекомендации по уходу, хранению, транспортировке инструмента и устранению мелких неполадок.
Автор: Н. Копчевский, В. Натансон, М. Соколов
Год: 1983
Издательство: Музыка
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 9,3 МВ
Язык: русский
Пособие Современный пианист составлено на основе музыки советских и современных зарубежных композиторов и предназначается для учащихся первого и второго классов детской музыкальной школы.
Современная музыка со всеми ее особенностями должна полноправно входить в репертуар маленького пианиста. Задача педагога заключается в том, чтобы буквально с первых занятий на фортепиано приобщить ученика к произведениям, написанным в различных стилях. Современная музыка, если она по-настоящему образна и талантлива, воспринимается ребятами не хуже, чем классика, несмотря на необычный, а подчас н довольно сложный музыкальный язык.
Настоящее пособие должно, по мнению составителей, проходиться параллельно с распространенными в педагогической практике Хрестоматиями и Школами, в которых основное место занимает классический репертуар.
Целый ряд пьес советских композиторов написан специально для настоящей работы с учетом соответствующих методических заданий. Пьесы западных композиторов в большей части заимствованы из зарубежных изданий и у нас до этого не публиковались.
Автор: Л. Сухиташвили
Год: 2019
Издательство: Ставрополь: Ставролит
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 0,3 МВ
Язык: русский
В учебно-методическом пособии освещены общие принципы работы над преодолением исполнительских трудностей при работе над фортепианной техникой. Подчеркивается взаимосвязь художественных и технических задач при освоении фактуры этюдов. Такие компоненты музыкально-исполнительской техники, как музыкальное мышление, слух, эмоции, моторика, должны быть скоординированы между собой и способствовать свободной интерпретации художественного образа.
Издание адресовано преподавателям и студентам музыкально-педагогических факультетов вузов, средних учебных заведений.
Автор: Л. Дигрис
Год: 2007
Издательство: Композитор
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 7,2 МВ
Язык: русский
Наше беспокойное время обязывает нас не потерять связь с миром добра и красоты. Органная музыка помогает раскрыть самые глубинные слои нашей души и укрепляет эту связь. Органная музыка является противовесом массовой культуре и одним из путей развития духовности.
С первого взгляда клавиатуры органа и рояля кажутся похожими. Поэтому многие органисты иногда играют на органе как на рояле. Цель этой книжечки — помочь начинающим органистам воспитать своеобразное ощущение органа, проникнуться душой этого инструмента.
Автор: А. Кунгуров
Год: 2018
Издательство: Набережные Челны: ФГБОУ ВО «НГПУ»
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский
Предлагаемое пособие призвано обогатить методическую копилку преподавателей клавишного синтезатора. Оно включает в себя ряд методических рекомендаций, касающихся преподавания игры на данном инструменте. Издание адресовано преподавателям детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.
Автор: А. Кунгуров
Год: 2019
Издательство: Издательские решения
Страниц: 58
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский
Пособие содержит рекомендации по методике обучения игре на клавишном синтезаторе. Представляет собой обобщение многолетнего педагогического опыта автора по развитию музыкальных способностей учащихся.
Методические рекомендации адресованы преподавателям детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.
Автор: М. Соколов
Год: 1991
Издательство: Музыка
Страниц: 144
Формат: PDF
Размер: 9,1 МВ
Язык: русский
Учебное пособие «Маленький пианист» предназначено для обучения детей шести-семилетнего возраста игре на фортепиано и соответствует программе начальных классов ДМШ.
Авторы учли, что современная музыка, если она талантливо написана и обладает яркой образностью, воспринимается учениками не хуже, чем классика, хотя она основана на довольно сложном музыкальном языке, свойственном многим композиторам современности.
Настоящее издание коренным образом переработано. Привлечены новые молодые композиторы. Пьесы отбирались на конкурсных прослушиваниях. Более известные авторы представлены иными сочинениями. Однако некоторая часть репертуара, получившего хорошие отзывы педагогов, сохраняется и в этом издании. Методические же принципы обучения детей игре на фортепиано остаются прежними.
Пособие имеет семь разделов:
I — раздел — развитие первоначальных навыков игры на фортепиано без знания нотной записи.
II — раздел — объяснение нотной записи и игра по нотам в обоих ключах одновременно.
III — навыки игры в одной позиции. Введение элементов полифонии.
IV — выход за пределы пятипальцевой позиции (подмена пальцев и перенос рук). Элементы гаммообразных последовательностей.
V — широкое расположение пальцев. Штрихи и разнообразная динамика.
V — более сложные формы движения (быстрые переносы рук, скачки). Элементы формообразования.
VII — аккомпанементы к детским песням.
Ансамбли «Учитель — ученик» систематически включаются во все разделы и специально не выделяются, так как являются неотъемлемым элементом педагогического процесса.
Автор: М. Рудзик, А. Рыкова
Год: 2018
Издательство: Курск: б.и.
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 1,2 МВ
Язык: русский
В настоящее время любительское музицирование на фортепиано становится всё более востребованным. Во-первых, фортепиано (а также его ближайшие «родственники») – популярный и доступный музыкальный инструмент. Во-вторых, интерес и любовь к этому инструменту присущи почти каждому из нас. Кроме того, мы понимаем, что освоение этого инструмента способствует развитию музыкальности человека, которая складывается из готовности к восприятию музыки и способности к музыкально-творческой деятельности. Если речь идет о любительском исполнительстве, то оно требует наличия навыков самоаккомпанирования, подбора музыки по слуху, чтения с листа, игры в ансамбле, импровизирования. Главными его условиями являются инициатива и творческая самостоятельность.
Автор: С. Фейнберг
Год: 1978
Издательство: Музыка
Страниц: 207
Формат: PDF
Размер: 9,2 МВ
Язык: русский
В издание входят четыре статьи выдающегося советского пианиста и педагога, в том числе статьи, посвящённые проблемам исполнения произведений Баха и Бетховена. В приложении помещены статьи учеников Фейнберга — О. Кристальского и Л. Рощиной, в которых рассматривается исполнительство Фейнберга. Издание рассчитано на музыкантов-специалистов и на любителей музыки.
Автор: С. Бейлина
Год: 1982
Издательство: Музыка
Страниц: 63
Формат: PDF
Размер: 9,9 МВ
Язык: русский
Работа посвящена принципам и приемам музыкально-исполнительского обучения, осуществлявшегося известной ленинградской пианисткой, профессором Ленинградской консерватории В. Х. Разумовской (1904 — 1967). Автор — ученица Разумовской — стремилась передать атмосферу занятий, сохранив образно-насыщенный язык своего педагога. В книге освещен также творческий путь пианистки. Издание предназначено для музыкантов-педагогов, студентов и всех интересующихся вопросами исполнительства.
Автор: Л. Москаленко
Год: 1999
Издательство: Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличие от струнников, не располагает детским инструментом; скрипкой, виолончелью соответствующих размеров. Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который, кстати, требует довольно большого размера н специфической формы руки. Необходимым условием для успешного развития фортепианной техники являются физические размеры руки, позволяющие взять октаву (а желательно и большие интервалы), растяжка между пальцами, достаточная для игры октавы с гармоническим заполнением, т.е. четырех-пяти звуков одновременно и др. Естественно, что указанные обстоятельства затрудняют процесс обучения фортепианной технике младших школьников и являются причиной того, что многие педагоги начинают уделять внимание развитию техники лишь в старших или средних классах детской музыкальной школы.
Автор: А. Николаев
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 242
Формат: PDF
Размер: 11,5 МВ
Язык: русский
Очерки пособия излагают исполнительские и педагогические взгляды ярких представителей пианистической школы К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза и С.Е. Фейнберга.
Приводя их высказывания по различным вопросам исполнительского мастерства, авторы сборника не претендуют на исчерпывающее освещение художественно-педагогической деятельности музыкантов, так как подобная задача требует специальных, более обширных монографических-работ. Помещенные в сборнике очерки дают, однако, определенное представление о многих существенных сторонах педагогической работы этих мастеров и об их взглядах на фортепьянно-исполнительское искусство.
Раскрыть до известных пределов индивидуальные особенности художественной стороны фортепьянно-педагогического процесса и выявить то, что отличает пианистический стиль каждого мастера, можно путем подробных записей всех его указаний во время занятий с учениками и тщательного анализа на этой основе самого нотного текста. Сличение таких записей, посвященных одним и тем же произведениям, над которыми работали у себя в классе выдающиеся советские педагоги, дало бы возможность охарактеризовать различие в трактовке данного произведения и во взглядах на пути овладения исполнительскими задачами. Такого рода исследования должны быть включены в тематику дальнейшей научной работы в области истории пианизма и методики.
Автор: Н. Выгодский
Год: 1935
Издательство: Музгиз
Страниц: 188
Формат: PDF
Размер: 17,0 МВ
Язык: русский
Основное отличие курса общего фортепиано от специального курса — в том, что в первом случае это — предмет вспомогательный, дополнительный к основной дисциплине — творческой, исполнительской или теоретической, между тем как во втором случае игра на фортепиано является ведущей, основной специальностью.
Курс специального фортепиано ставит целью воспитание путем длительной тренировки пианиста-виртуоза, «соло-пианиста» (выражение Ганса Бюлова), преодолевающего все трудности фортепианной игры, на материале и в границах мировой фортепианной литературы.
Иные задачи стоят перед курсом общего фортепиано. Фортепиано для музыканта иной специальности получает функции вспомогательного инструмента, через посредство которого учащийся способен воплотить в звучании всю сумму музыкальных явлений, входящих в систему изучения его основной специальности.
Фортепиано для музыканта какой-либо специальности (не-пианиста), это — могучее средство для развития его музыкального мышления, для роста его художественного интеллекта.
Автор: Ф. Бейер
Год: 1925
Издательство: Ленинград: Леон Валящик
Страниц: 86
Формат: PDF
Размер: 8,2 МВ
Язык: русский
Школа содержит начальные теоретические и практические сведения для начинающих самостоятельно обучаться игре на фортепиано.
Автор: В. Золотницкая
Год: 2004
Издательство: Союз художников
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский
Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук.
Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.
Автор: С. Айзенштадт
Год: 2015
Издательство: Владивосток: Дальнаука
Страниц: 238
Формат: PDF
Размер: 3,5 МВ
Язык: русский
Монография посвящена одному из самых заметных, важных и неоднозначных явлений современной художественной культуры. Национальные фортепианные школы, сложившиеся в культурном пространстве стран Дальневосточного региона (Китай, Япония, республика Корея), впервые рассмотрены в качестве целостного системного явления, сформированного в результате адаптации европейской музыкальной модели к неевропейской национальной культуре.
Предметом исследования явились системные параметры и механизмы формирования рассматриваемых школ в процессе исторического развития, а также стилевые черты дальневосточного фортепианного искусства в контексте национальных традиций. Книга предназначена для музыковедов, студентов музыкальных вузов, культурологов, востоковедов и всех, кто интересуется музыкальной культурой стран Востока.
Автор: В. Музалевский
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 334
Формат: PDF
Размер: 28,8 МВ
Язык: русский
Русское фортепьянное искусство стало предметом исследования недавно. Дореволюционное музыкознание почти не занималось изучением фортепьянного творчества русских композиторов прошлых веков и не считало эту тему достойной внимания. О русских пианистах, об их исполнительской и композиторской деятельности обычно шла речь, начиная примерно со второй половины XIX века.
В книгу включены основные главы и материалы докторской диссертации автора, представленной в московскую консерваторию (1954, 1956 гг.) и защищенной в 1958 году.
В основу исследования взяты первоисточники в виде изданных и рукописных нотных и научно-исторических материалов, историографические и другие документы, а также нотные образцы, хранящиеся в разных архивах; широко использована мемуарная литература.
Также в книгу включены главы о зарубежных пианистах и композиторах, активно способствовавших развитию русской фортепьянной культуры.
Автор: Н. Соколов
Год: 1923
Издательство: Музыкальный сектор
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,5 МВ
Язык: русский
В состав модуляционных прелюдий входят три главных отдела. Первый отдел включает заданный начальный строй и модуляцию в новый, второй — назначенный новый и обратную модуляцию, третий — начальный строй. Модуляция в новый строй разрабатывается постепенным путем по плану, основанному на ближайшем сродстве тональностей. Для возвращения в начальный строй применяется (за исключением 10-й прелюдии) более скорая (так называемая внезапная) модуляция при посредстве доминантовой гармонии, энгармонически-равной аккорду с увеличенной секстой. В интересах естественности гармония эта должна быть, во первых, устойчива, т. е. продолжаться не менее целого такта, во вторых — осложнена мелодической фигурацией с такою звучностью, которая была бы альтерирована в соответствии с звучностями последующего строя.
Для сочинения прелюдии учащемуся предлагаются два задания в объеме одного или двух тактов. Первое задание относится к начальному строю, второе (большею частью в измененном ритме) служит началом средней части в новом строе. Содержание заданий, определяя характер и стиль прелюдии, или вовсе не оказывает влияния на ее форму или влияет только отчасти.
Вообще же та или иная из существующих форм складывается в зависимости от способа развития музыкальной мысли или разрабатывается преднамеренно, подчиняя в таком случае течение мысли формальным условиям.
Большая часть образцов прелюдий изложена в так называемой песенной форме и только две последних прелюдии в форме несложных рондо.
Источник