Навык чтения нот листа

Методический доклад «Формирование и развитие навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения фортепиано»

Материал для учащихся и преподавателей ДМШ и ДШИ

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_i_razvitie_navyka_chteniya_not_s_lista_na_nachalnom_etape_obucheniya_fortepiano.doc 361 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Вяземская детская школа искусств

им. А. С. Даргомыжского

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАНО»

Анисимова Елена Геннадьевна

1. Что есть чтение с листа. Отличие от разбора………………………..4

1.1. Как происходит процесс чтения с листа………………………..…. 4

1.2. Роль анализа в процессе чтения с листа……………………………5

2. Формирование навыка чтения с листа…………………………………6

2.Техника ускоренного восприятия……………………………………. .13

Учить чтению нотного текста

– значит, прежде всего,

ученика как музыканта.

Среди важнейших навыков, которые должен освоить начинающий пианист, я хочу рассмотреть навык чтения нот с листа. Считаю, что овладение этим умением очень важно в классе специального фортепиано. Нужно отметить, что этот навык является основополагающим на всех этапах образования музыканта и что владение беглым чтением нот с листа важно во всех сферах деятельности пианиста-педагога и исполнителя: и в работе над сольной программой и в ансамблевой игре.

Игра с листа – это исполнение произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной характер произведения, однако без предварительного проигрывания даже части произведения. Механизм процесса чтения может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю».

Читать с листа – необходимо начинать в самом раннем возрасте. Когда

мы открываем новую нотную литературу, мы можем познакомиться с ней

двумя способами. Первый из них: разобрав, выучить наизусть, затем

исполнить, второй – проиграть с листа.

Прежде всего необходимо понять, как происходит сам процесс чтения нот с листа, на что важно обращать внимание в первую очередь при ознакомлении с нотным текстом, понять, как преодолеть проблемы, возникающие в этом процессе и как достичь беглого и качественного чтения нот с листа, а также, я хочу рассмотреть приемы обучения чтению с листа начинающих музыкантов.

  1. Что такое чтение с листа. Отличие от разбора

В самом начале работы над процессом чтения нотного текста важно различить два понятия – разбор и чтение с листа.

Разбор – это медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки для более тщательного изучения текста.

Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере близком к требуемому, исполнение должно быть непрерывным, осмысленным, с выполнением наиболее важных авторских указаний.

Относительная простота разбора заключается в том, что во время этого процесса задачи, стоящие перед пианистом, как бы рассредоточены — в связи с медленным темпом, с возможностью поочередно направлять внимание на различные элементы текста, повторить фразу и т.д.

При чтении незнакомого текста с листа перед пианистом возникает множество задач, которые он должен решать мгновенно и наиболее качественно, так что такой процесс протекает очень интенсивно.

Игра с листа требует синтеза зрения, слуха и моторики, а разбор – детальной аналитической работы.

  1. Как происходит процесс чтения с листа

Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий, которую условно можно разделить на три группы:

1. Действия, предваряющие игру с листа:

а) определение темпа, характера, ладотональности, размера;

б) беглый просмотр текста, определение главенствующего типа изложения и ведущего метроритмического рисунка;

2. Чтение. Работа зрения и слуха:

а) зрительный охват;

б) слуховое представление;

в) «обрабатывание» фрагментов текста.

3. Реализация – «озвучивание» воспринимаемого нотного текста.

Основные приемы (способы действия), обеспечивающие

формирование сложного навыка, каким является беглое чтение с листа:

— предварительное прочтение глазами;

— относительное чтение по графическим контурам нотных головок и

изображению нотных групп;

— обобщенное чтение, опора на типовые формулы фортепианной

фактуры – гаммы, фигурации, секвенции, кадансы ит.д.;

— смысловая группировка нот на уровне интервалов, аккордов,

небольших мелодических построений;

— упрощение фактуры, не затрагивающее баса и мелодической линии;

— игра «вслепую» позволяет совершенствовать аппликатурную технику,

ускоряет слухо-двигательную реакцию на нотные знаки;

— мысленное опережение обеспечивает кратковременное запоминание

последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения.

Уже подготовленный и образованный музыкант, исполняющий произведение с листа, должен видеть перед собой конечную цель — художественное исполнение. И многое из того, что предшествует этой цели, не становится предметом направленного внимания. Это значит, что целый ряд звеньев, описанный выше, выполняется автоматически.

  1. Роль анализа в процессе чтения с листа

Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является грамотный анализ. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку помогает пианисту вникнуть в музыкальный материал, услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте

Для учащихся начального этапа обучения существует план подготовки к чтению с листа:

1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки;

2. Прохлопать ритм, отдельные сложные группировки;

3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и мелодические повторы, части, разделы;

4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;

5. Продумать аппликатуру;

6. Определить темп;

7. Обратить внимание на штрихи, динамику.

Вводить упражнения по чтению с листа следует на начальном этапе обучения в тот момент, когда ученик на примере самых простых песенок уже знаком с графической записью нот их длительностями, знает нумерацию пальцев, имеет представление об обозначении основных штрихов и динамики, владеет первыми навыками звукоизвлечения.

2. Формирование навыка чтения с листа

2.1. Техника чтения с листа

«Вне ритма, то есть вневременной организации музыкальной речи, нет и музыки как искусства» Ф.Брянская.

Работу над процессом чтения с листа лучше начинать с ритмического элемента. Следует прохлопывать ритм исполняемых песен в ладоши или простукивать на крышке пианино. Важно выработать точное воспроизведение ритмического рисунка.

В донотный период для этого упражнения используют сначала обозначение длительностей как длинных и кротких линий (– — – — ) , затем линии переводятся в вертикальное положение (таким образом, изображая четверти и восьмые — Пример 1).

Например, четвертная и восьмая доли записываются разными по длине черточками: ______ __

Ритм таких песенок, как «Солнышко» и «Зайчик» записываем следующим образом:

____ __ __ ____ __ __

Сол — ныш — ко, сол — ныш — ко,

__ __ __ __ ____ __ __

Выг — ля — ни в о — ко — шеч — ко!

____ __ __ ____ ____

Зай — чик, ты зай — чик

__ __ __ __ ____ ___

Ко — ро — тень — ки нож — ки

В ходе упражнений нужно обязательно обратить внимание на паузу. Ребенок должен активно, то есть двигательно «пережить» паузу. Помочь в этом может специальный жест — выразительное движение рук в стороны (в руках ничего нет).

Затем, объяснённые педагогом длительности записываются схематично на линиях, предваряющих нотоносец — Пример 2.

Новые элементы должны включаться строго последовательно, постепенно и малыми дозами. Эти упражнения постоянно опережают по своей ритмической трудности, исполняемые фортепианные пьесы.

б) Чтение горизонтали

Способ усвоения нотной графики сказывается на дальнейшем чтении этих «музыкальных букв», складываемых в «слова». Ученик намного лучше читает текст, если звуковысотная графика осваивается им не чисто теоретически, а с помощью активных действий со звуками-нотами — при пении, игре на рояле, сочинении и записи небольших мелодических оборотов.

Как это было с чтением ритма, ученику предлагаются не отдельные звуки или ноты, а отношения этих звуков. Это должны быть простейшие «музыкальные слова» – элементарные ритмоинтонации из двух (а в последствии и трех — четырех) звуков, привычные для слуха, удобные для интонирования и воспроизведения на инструменте.

В качестве первого изучаемого созвучия лучше избрать терцию — интервала наиболее знакомого на слух, удобного для пения и зрительного восприятия (терция симметрична).

Расширение первоначальной двузвучной интонации может осуществляться разными путями , важно только, чтобы любой из избранных путей обеспечил выполнение нескольких условий:

1) Звукоряды песен и пьес должны разрастаться постепенно. Каждый звукоряд предстает во многих ритмических, мелодических и тональных вариантах.

2) В ладовом отношении звуковые модели развиваются таким образом, чтобы ввести ребенка в систему функциональных звуковых тяготений. Обращение ученика к ладам народной музыки делает естественным раннее ознакомление со знаками альтерации. Можно связывать внешнюю форму этих знаков с конкретными жизненными явлениями или предметами (например, диез — «лесенка», бемоль — «мягкое кресло», бекар — «сломанный стул»).

3) В фактурном отношении начальный материал для чтения должен быть максимально приближен к характеру фортепианного изложения. Уже первые пьесы, при всей их простоте, содержат специфические элементы фортепианной фактуры — запись на двух нотоносцах, расположение мелодии в скрипичном и басовом ключе, требует равноправного участия обеих рук. Более целесообразно начинать с антифонного изложения, которое впоследствии сменяется простейшей гомофонией. Затем вводится параллельное движение рук в октаву и противоположное(«зеркальное») изложение, параллельное движение в сексту и дециму . Как правило, к концу первого года обучения ученик осваивает простейшую полифоническую гомофонию и гомофонию с простейшим аккомпанементом.

4) Аппликатурно-техническая сторона нотного материала. Первые пьесы выдержаны в одной позиции (плавное движение восьмых, ходы на кварту и квинту с последующим заполнением). Затем вводятся позиционные сопоставления на границах фраз.

5) В ритмическом отношении начальные пьесы используют запас формул, накопленных в «довысотном периоде». Теперь вводятся понятия метра и размера. Новые длительности появляются в процессе сочинения песен на словесный текст.

6) Композиционное строение пьес усложняется по принципу: от точных повторов мотив и фраз через вариантные повторы с ритмическими или интонационными изменениями к простейшему периоду из двух или трех различных интонационных элементов. «квадратные» пьесы чередуются с несимметричными построениями.

в) Аппликатурная техника

«Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с ее смыслом» Г.Нейгауз.

Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от аппликатурной реакции, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной ситуации. Плохое чтение с листа зачастую связано с тем, что учащийся не имеет представление о том, как расставить пальцы в нотном тексте и играть первыми «подвернувшимися» пальцами.

Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной взаимосвязи с формированием тактильной ориентировки рук на клавиатуре.

Эти упражнения начинают вводиться на этапе изучения ритмической графики.

Приведем пример упражнений:

На трёх поступенно расположенных клавишах ученик исполняет различные мотивы — на основе заданных педагогом последований и в определённом ритме (Пример 3).

Далее количество звуков в мотиве сохраняется, но ее объём увеличивается до квинты; в работу включаются 1 и 5 пальцы; ритмический рисунок усложняется.

Упражнения с самого начала выполняются без зрительного контроля.

Еще одно важное условие: выполнению очередного задания обязательно предшествует, возможно, более отчётливое мысленное представление будущего действия. Ученик должен мысленно представить звучание мотива, его ритм и последовательность движения пальцев.

После того как ученик ознакомился с высотной графикой, аппликатурные упражнения приобретают несколько иной облик. Те же самые мотивы предлагаются в виде полного нотного текста, постепенно убираются указания пальцев. Раньше двигательная программа задавалась цифрами, теперь — нотным обозначением.

Цель упражнений — мгновенная реакция пальцев на мелодическую ячейку из трех-пяти звуков в одной позиции. Мотивы в упражнениях строятся на различном сочетании тонов-полутонов; уделяется равное внимание развитию обеих рук; используются различные фактурные формы (гомофония, антифония, параллельное и «зеркальное» движение); постепенно усложняется мелодический рисунок. Важно одновременно усложнять аппликатурные и динамические задания — вплоть до контрастных, не совпадающих в разных руках.

Смена позиции вначале осуществляется при помощи переносов — сопоставлений. Далее исполняются (по нотам, как и все предыдущие) гаммообразные последовательности — диатонические (мажор, минор) и с альтерациями. Позиционные смены осваиваются также на примере арпеджио и аккордов

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции начинается выработка реакции на вертикальные комплексы — интервалы и аккорды.

Ритмические, звуковысотные и аппликатурные навыки эффективно отрабатывать при помощи карточек, на которых, в зависимости от цели упражнения, записана ритмическая фигура, нота, интервал или аккорд. Педагог показывает ученику карточку с изображением 2-3 секунды и убирает, а ученик тут же должен воспроизвести данный ритмический оборот или сыграть ноту\интервал\аккорд на инструменте. Это способствует развитию зрительной памяти и мгновенной реакции.

г) Двигательные навыки

«Быстрота и точность действий пианистического аппарата в ответ на «сигналы» нотного текста требуют тщательного направленного развития» Ф.Брянская

Прежде всего нужно сформировать возможно более свободную, не нуждающуюся в поддержке зрением, ориентировку рук и пальцев на клавиатуре.

Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и упражнений.

Необходимо также развивать приспособляемость зрения (аккомодацию). Для этого ученик сначала читает только тот текст, который расположен в нижней части нотной страницы. В это время текст попадает в фокус зрения, руки же и клавиатура оказываются в сфере периферического зрения. В ходе упражнений контуры рук и клавиатуры становятся всё более отчетливыми. Впоследствии эта отчетливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа. Описанный метод применяется как при обучении детей, так и студентов.

д) Чтение вертикали

При встрече в нотном тексте интервала или аккорда ученик обычно останавливается для «опознания» каждой ноты, а только после соединяет их в созвучие. Для избежания этого затруднения нужно добиться твёрдого усвоения учеником графического изображения интервалов и складывающихся из них аккордов. В дальнейшем этот процесс сводится до автоматизма.

В работе с начинающими важно учитывать и теоретические знания ученика об основных интервалах и аккордах. Для выработки мгновенной реакции руки на запись созвучий нужно сформировать свободную ориентировку рук на клавиатуре. С этой целью, выполняет такое упражнение: ученик от заданной ноты строит интервал вверх или вниз отдельно правой и левой руками. В этом упражнения также важно формировать аппликатурные правила.

Но аппликатурные формулы не следует доводить до автоматизации, а постепенно следует вводить игру терций 1-2 пальцами, игру кварт 1-3 и т.д. Для подготовки игры этих интервалов в аккордах.

Когда каждый интервал проработан отдельно каждой рукой, нужно играть интервалы поочередно правой и левой руками (Пример 4).

Затем вводится одновременная игра (Пример 5)

В таких упражнениях пианист впервые встречается с фортепианной «вертикалью». Внимание его, прежде всего, нужно направить на нижнюю строчку нотного стана. Партия правой руки прочитывается как бы сама собой, непроизвольно.

Так как каждый аккорд представляет собой комплекс уже знакомых интервалов, этапы работы над формированием навыков чтения аккордов аналогичны тем, которые соблюдались в работе над интервалами.

На начальном этапе главное — зрительный охват аккорда. На передний план выходит важность освоения аппликатурных навыков.

Освоению аппликатурных позиций в аккордах может помочь следующая таблица-схема, где аккорды представлены в обобщенном виде, безотносительно к абсолютной высоте тонов — как графический символ, рисунок 1:

2.2. Техника ускоренного восприятия нотного текста

В этом разделе речь пойдет о вспомогательных действиях, применяемых на более поздних этапах — в связи с дальнейшим развитием навыка чтения с листа.

В связи с тем, что текст фортепианной музыки имеет не только горизонтальное, но вертикальное измерение, представляется целесообразным разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и по вертикали.

Наблюдения и эксперименты доказали, что охват текста по горизонтали дается более естественно и легко. Американский музыкант, педагог и исследователь Сидней Лоуренс видит в вертикальном чтении суть процесса игры с листа. Он экспериментально установил, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов, требуется в среднем 3 секунды.

ДИВИЛСЯ ПОСЕТИТЕЛЬ ВНИМАЯ ВАЖНОМУ СУЖДЕНЬЮ ЗНАТОКОВ

Если же эти шесть слов записать вертикально, на их чтение тратится примерно 12 секунд, рисунок 2.

Источник

Оцените статью