Мажорные аккорды для гитары. Мажорные трезвучия в гитарном варианте
Мажорные аккорды для гитары, в отличие от минорных, звучат весело, бодро, мажорно.
Хотя разница между мажорным и минорным трезвучием – это всего одна нота (терция), общее звучание и настроение сильно отличается, что хорошо слышно даже просто на слух.
Примечание: картинка к этой статье наглядно показывает, как разные аккорды путем передвигания по грифу превращаются в ДО-мажор.
Обратите внимание на нумерацию ладов (справа от сетки — III, V, X, X — присмотритесь внимательно!).
СОСТАВЛЕНИЕ мажорного аккорда для гитары
Мажорный аккорд – это трезвучие, в которое входит 3 ноты: тоника (1), большая терция (4 полутона) и квинта (7 полутонов от тоники).
Если записать формулу мажорного аккорда в полутонах, получим следующее:
1 + 4 + 3 (тоника + большая терция + квинта от основного тона или малая терция от третьего тона)
Если сравнить мажорную и минорную схему в полутонах, то мы увидим очевидную разницу:
- минорный аккорд — (1+3+4)
- мажорный аккорд – (1+4+3)
Даже простейшая математика позволяет понять, что в мажорном и минорном аккорде будут общими и тоника и квинта.
Различие же появится лишь в терции (малая терция – минор, а большая терция – мажор).
Чтобы построить аккорд мажора от любой из нот, проще всего обратиться к полутоновому звукоряду и просто посчитать на пальцах сперва 4 полутона от тоники, а затем 3 полутона от терции.
C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C
Для простоты построим ДО-мажор по схеме 1+4+3:
Получим аккорд ДО-мажор со следующими тремя нотами: С, Е, G (до, ми, соль)
Получим аккорд СОЛЬ-мажор со следующими тремя нотами: G, H, D (соль, си, ре)
Получим аккорд РЕ-мажор со следующими тремя нотами: D, f#, A (ре, фа-диез, ля)
Получим аккорд ЛЯ-мажор со следующими тремя нотами: A, c#, E (ля, до-диез, ми)
Получим аккорд МИ-мажор со следующими тремя нотами: E, g#, H (ми, соль-диез, си)
Получим аккорд СИ-мажор со следующими нотами: H, d#, f# (cи, ре-диез, фа-диез)
Мажорные гаммы с диезами: C, G, D, A, E, H, F#, C#
Теперь перейдем к мажорным гаммам, в которых у ключа будут бемоли, а для начала запишем бемольный звукоряд и снова вычитаем мажорный аккорд по схеме 1+4+3:
C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G
Получим ряд мажорных аккордов с бемолями
Получим аккорд ФА-мажор со следующими тремя нотами: F, A, C (фа, ля, до)
Получим аккорд СИ-бемоль-мажор со следующими нотами: B, D, F (си-бемоль, ре, фа)
Мажорные гаммы с бемолями: F, B, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
ПОСТРОЕНИЕ мажорных аккордов для гитары
Для простоты изложения будем рассматривать пример ДО-мажора, в тональности которого отсутствуют и диезы и бемоли. Итак, по формуле 1+4+3 аккорд ДО-мажор будет содержать ноты: до, ми, соль.
Отыщем эти ноты на грифе гитары…. При этом важно учесть, что басовой нотой обязательно должна быть тоника – то есть нота ДО.
Пример до-мажора (Б – это большая):
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на втором ладу (МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
— третья струна открыта (звучит нота СОЛЬ – квинта – 7 полутонов от тоники)
— вторая струна зажата на первом ладу (ДО – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна открыта (звучит нота МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
Это классическая позиция ДО-мажора, с которой вы наверняка уже знакомы.
Если мы передвинем эту позицию вдоль по грифу на 2 полутона вперед, а порог грифа заменим на барэ указательным пальцем, получим аккорд РЕ-мажора (D):
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на пятом ладу (РЕ – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на четвертом ладу (ФА-диез – большая терция)
— третья струна зажата на втором ладу (ЛЯ – квинта, которую берем барэ)
— вторая струна зажата на третьем ладу (РЕ – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна зажата на втором ладу (ФА-диез – Б. терция, которую берем барэ)
ВАЖНО: в литературе мажорный аккорд обозначается или просто большой тонической буквой или же припиской «DUR» — durum или Major. Например, ФА-мажор обозначается: F или F-dur или F Major
Главное – когда вы строите мажорный аккорд для гитары (любой вообще), следите за тем, чтобы:
а) в басу обязательно была тоника
б) в аккорде обязательно присутствовали все 3 ноты мажорного трезвучия
в) задействовалось как можно больше струн (3 ноты аккорда можно повторять).
Например, в том же классическом варианте ДО-мажора (смотрите выше аппликатуру) мы видим, что:
а) в басу стоит тоническая нота ДО (шестая струна не звучит)
б) тоническая нота ДО повторяется 2 раза (пятая и вторая струна)
в) большая терция (4 полутона) МИ звучит также 2 раза (четвертая и первая струна)
г) квинтовая нота (7 полутонов от тоники) звучит один раз (открытая третья струна)
Аналогичным образом мы могли бы построить тот же ДО-мажор с нотами до, ми, соль, где-нибудь в середине грифа гитары. Например:
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на пятом ладу (СОЛЬ – квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на пятом ладу (МИ – большая терция мажорной гаммы ДО)
— первая струна глушится
И это тоже будет ДО-мажор, так как мы извлекаем звук 3-х основных нот мажорного трезвучия: до, ми, соль. Точно так же можно сперва рассчитать ноты, а затем найти их на грифе гитары, любого другого мажорного аккорда вообще!
Несложно догадаться, что даже на 6-ти струнах классической гитары на расстоянии грифа до 12-го лада можно построить уйму таких вот вариаций одного и того же аккорда.
В этом и заключается прелесть гитары, а также знаний об элементарной теории музыки.
Если вы знаете, какие 3 ноты входят в трезвучие, знаете расположение нот на грифе гитары, вы без труда сможете создать любой аккорд вообще, и мажорный в частности!
Источник
Мажорный аккорд — Major chord
Компонент интервалы от корня | |
---|---|
идеальный пятый | |
основная треть | |
корень | |
Тюнинг | |
4: 5: 6 | |
Форте нет. / Дополнение | |
3-11 / 9-11 |
В теории музыки , мажорный аккорд является аккордом , который имеет корень , а основная треть , и квинту . Когда в аккорде есть эти три отдельные ноты, он называется мажорным трезвучием . Например, мажорное трезвучие, построенное на C, называемое мажорным трезвучием C – E – G:
В гармоническом анализе и на свинцовых листах аккорд до мажор обычно обозначается C, Cmaj или CM. Основная триада представлена целочисленным обозначением <0, 4, 7>.
Мажорное трезвучие также можно описать его интервалами : интервал между нижними и средними нотами составляет мажорную треть, а интервал между средними и верхними нотами — минорную треть . Напротив, у минорного трезвучия есть второстепенный третий интервал внизу и большой третий интервал вверху. Оба они содержат квинты, потому что большая треть (четыре полутона) плюс второстепенная треть (три полутона) равны идеальной пятой (семь полутонов).
В западной классической музыке с 1600 по 1820 год и в западной поп-музыке , фолке и рок-музыке мажорный аккорд обычно исполняется как трезвучие. Наряду с минорным трезвучием мажорное трезвучие является одним из основных строительных блоков тональной музыки в период западной общей практики и западной поп-, фолк- и рок-музыки. Считается согласным , стабильным или не требующим разрешения . В западной музыке минорный аккорд «звучит темнее, чем мажорный аккорд», вызывая чувство печали или мрачного чувства.
Некоторые мажорные аккорды с дополнительными нотами, такие как мажорный септаккорд , также называются мажорными аккордами. Мажорные септаккорды используются в джазе, а иногда и в рок-музыке . В джазе к мажорным аккордам могут быть добавлены другие аккордовые тона, например, девятый и тринадцатый ступени гаммы .
Инверсии
Данный мажорный аккорд может быть озвучен разными способами. Например, ноты трезвучия до мажор, C – E – G, могут быть расположены во многих различных вертикальных порядках, и аккорд по-прежнему будет трезвучием до мажор. Однако, если самая низкая нота (то есть басовая нота ) не является основной нотой аккорда, то говорят, что аккорд находится в инверсии : он находится в основной позиции, если самая низкая нота является основной нотой аккорда, она находится в первая инверсия, если самая низкая нота является его третьей , и вторая инверсия, если самая низкая нота — его пятая . Эти инверсии трезвучия до мажор показаны ниже.
Дополнительные ноты над басовой нотой могут быть в любом порядке, и аккорд по-прежнему сохраняет свою инверсионную идентичность. Например, аккорд C-мажор считается первой инверсией, если его самая низкая нота — E, независимо от того, как расположены ноты над ним или даже удваиваются .
Таблица мажорных аккордов
В этой таблице названия аккордов находятся в крайнем левом столбце. Аккорды даны в корневой позиции . Для данного названия аккорда в следующих трех столбцах указаны отдельные ноты, составляющие этот аккорд. Таким образом, в первом ряду аккорд до мажор состоит из отдельных нот C, E и G.
Аккорд | Корень | Мажорная треть | Идеальная пятая |
---|---|---|---|
C | C | E | грамм |
C ♯ | C ♯ | E ♯ (F) | G ♯ |
D ♭ | D ♭ | F | А ♭ |
D | D | F ♯ | А |
D ♯ | D ♯ | F (G) | А ♯ |
E ♭ | E ♭ | грамм | B ♭ |
E | E | G ♯ | B |
F | F | А | C |
F ♯ | F ♯ | А ♯ | C ♯ |
G ♭ | G ♭ | B ♭ | D ♭ |
грамм | грамм | B | D |
G ♯ | G ♯ | B ♯ (C) | D ♯ |
А ♭ | А ♭ | C | E ♭ |
А | А | C ♯ | E |
А ♯ | А ♯ | C (D) | E ♯ (F) |
B ♭ | B ♭ | D | F |
B | B | D ♯ | F ♯ |
Просто интонация
Большинство западных клавишных инструментов настроены на одинаковый темперамент . При одинаковой темперации, каждый полутон находится на одинаковом расстоянии друг от друга, и есть четыре полутона между основным корнем и третьим, три между третьим и пятым и семь между основным корнем и пятым.
Другая используемая система настройки — это просто интонация . В интонации мажорный аккорд настроен на соотношение частот 4: 5: 6 ( play ( help · info ) ).
Его можно найти на I, IV, V, ♭ VI, ♭ III и VI. При одинаковом темпераменте квинта всего на два цента уже, чем идеальная квинта, но основная треть заметно отличается примерно на 14 центов шире.
Источник
GuitarLine.Ru
Мажорные аккорды для гитары
Опубликовано: 25.01.2010, автор: sMiles
Недавно уже упоминал о CAGED guitar system, которая повсеместно используется для изучения расположения, как нот на грифе гитары, так и запоминания аккордовых форм. Сегодня я хотел бы подробнее остановиться на этой системе применительно к мажорным аккордам для гитары.
Многие начинающие гитаристы пытаются учить аккорды для гитары просто запоминая их аппликатуры, которые находят в различных сборниках или песенниках, но есть более простые методы. Так называемая CAGED guitar system основана на взаимосвязи мажорной гаммы и соответствующего мажорного аккорда. Это отличный метод визуализации звуков, входящих в состав аккорда. Достаточно всего лишь запомнить расположение нот на четвертой, пятой и шестой струне гитары, и вы сможете взять любой мажорный аккорд в любой позиции на грифе гитары.
Чтобы запомнить аккордовые формы, достаточно держать в памяти последовательность аккордов C, A, G, E, D и знать всего 5 аппликатур аккордов для гитары.
Давайте вспомним аппликатуры аккордов C, A, G, E и D в первой позиции на грифе гитары, все эти аккорды используют открытые струны, что облегчает новичкам задачу.
Диаграмма №1 — формы аккордов C, A, G, E и D
Ниже на этой же диаграмме изображен аккорд С мажор в 5 позициях на грифе гитары, стрелочками обозначены взаимосвязи с соответствующей аккордовой формой. Первый аккорд соответствует форме аккорда С с тоникой С на пятой струне. Второй аккорд соответствует форме аккорда A с тоникой С так же на пятой струне. Третий аккорд соответствует форме аккорда G с тоникой С на шестой струне и так далее.
Для того чтобы представить всю полноту картины, давайте обратим внимание на следующую диаграмму.
Диаграмма №2 — Аккорд C в 5 формах CAGED
Из этой диаграммы видно как именно между собой связаны формы мажорных аккордов.
Давайте рассмотрим пример, нам нужно взять на гитаре аккорд A и выбрать наиболее подходящую форму аккорда(возможно тут определяющим фактором будет аранжировка песни, но может и навыки владения инструментом).
Достаточно найти на грифе гитары расположение ноты A на 4, 5 и 6 струнах, от них мы сможем построить все 5 аккордовых форм. На шестой струне это будет 5 лад, от него нам нужно будет взять форму аккорда E и G, на пятой струне это будет открытая струна или 12 лад, тут мы воспользуемся для открытой струны формой аккорда A, а для 12 лада формой аккорда A и C. И, наконец, на 4 струне нота A расположена на 7 ладу, соответственно на 7 ладу мы воспользуемся формой аккорда D.
Чтобы не сильно утруждать вас, давайте рассмотрим уже готовые формы аккордов, проанализируйте их и если вы до сих пор не поняли основную мысль CAGED guitar system, она проясниться.
Диаграмма №3 — аккорды для гитары CAGED
На диаграмме представлены аппликатуры мажорных аккордов для гитары C, A, G, E и D, в 5 различных позициях на грифе гитары. Цифры, указанные в черных кружочках, обозначают соответствующие пальцы левой руки, римские цифры расположенные рядом с каждым аккордом, обозначают номер лада на грифе.
Почему аппликатурных форм всего 5?
Это интересный вопрос, на который есть просто математический ответ. В мажорной гамме содержится 7 нот, вместе с различными бемолями и диезами их всего 12. Гитара имеет от 19 до 24 ладов, но начиная с 12 лада ноты повторяются, то есть все, что расположено после 12 лада, повторяет форму начиная с открытых струн. Так мы получаем лишь отрезок с открытой струны до 11 лада, который не повторяется, значит достаточно найти на этом отрезке формы аккордов, и можно пользоваться ими же на отрезке с 12 лада и до конца грифа.
Здесь следует упомянуть об еще одном ограничении, которое накладывают простые формы мажорных аккордов для гитары. В мажорном аккорде используется только 3 ноты, это необходимое и достаточное количество для созвучия, чтобы его можно было считать аккордом. Струн на гитаре 6, а нот нам нужно 3 и более, поэтому в аккордах используется удвоение некоторых тонов. Обычно это тоника или квинта. Чтобы не искажать звучание, тоника всегда остается самой нижней нотой аккорда.
Так мы пришли к выводу, что для удобства будем использовать 4, 5 и 6 струны, на которых будем искать тоники наших аккордов.
Давайте взглянем на еще одну диаграмму, на ней представлены тоники на указанных струнах и от этих тоник построены мажорные аккорды.
Диаграмма №4 — формы аккордов с тониками на 4,5 и 6 струнах
Не трудно видеть, что в случае, когда тоника расположена на 4 струне, в одном из вариантов мажорного аккорда, используется часть формы соответствующей аккорду E, то есть это не самостоятельная аппликатура, а лишь кластер. К тому же все эти 3 диаграммы, если еще раз посмотреть на диаграмму №2 полностью покрывают расстояние от 0 до 12 лада. Так мы получаем лишь 5 аппликатурных форм мажорных аккордов для гитары, которые следует выучить.
Используя эти формы аккордов, вы самостоятельно можете взять аккорд от любой ноты на гитаре.
А в ближайшем будущем мы так же рассмотрим, как формулу CAGED можно применить к минорным и доминантсептаккордам.
Источник