- Генератор аккордов
- Как пользоваться?
- Особенности этого генератора!
- Что важно знать
- Аппликатуры аккордов для гитары
- Базовая таблица аккордов:
- Аккорды A (Ля)
- Аккорды C (До)
- Аккорды D (Ре)
- Аккорды E (Ми)
- Аккорды F (Фа)
- Аккорды G (Соль)
- Аккорды H или B (Си)
- Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
- Левая рука: откуда берется звук?
- Генератор аккордов онлайн
- Обозначения аккордов:
- Как читать табы для гитары: руководство новичкам
- История
- Разновидности гитарных табулатур
- Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
- Расположение цифр на линиях
- Легато: хаммер-он/пул-офф
- Тэппинг
- Глиссандо (скольжение)
- P.M. (palm muting)
- Стаккато
- Акцент
- Приглушенные струны
- Мёртвая нота (нота-призрак)
- Бенды (подтяжки струны)
- Вибрато
- Трюки рычагом
- Флажолеты
- Пик-скрейп
- Мелодические украшения
- Тремоло
- Редакторы для составления, чтения табов
Генератор аккордов
Часто возникает необходимость определять обозначения аккордов по аппликатуре в процессе написания новой мелодии на гитаре, для этой цели нашей командой был создан инструмент в виде генератора аккордов для шестиструнной гитары.
Как пользоваться?
Чтобы определить аккорд достаточно перенести «рисунок» аппликатуры (аппликатура — схема аккорда на гитарном грифе) с грифа вашей гитары на условный гриф генератора и название аккорда сгенерируется мгновенно. То есть нужно «включить» точки на генераторе в местах, аналогичным тем ладам, которые вы зажали на своей гитаре.
Особенности этого генератора!
Особенности этого генератора в том, что он работает онлайн, мгновенно определяя аккорд по заданной Вами аппликатуре и не требует дополнительного нажатия других кнопок. Другой особенностью является его адаптивность, ведь гриф онлайн-генератора расположен вертикально, за счет чего обеспечивается удобство в использовании этого инструмента на мобильных устройствах.
Что важно знать
База аккордов всё ещё пополняется и в данный момент в базе находится более названий.
Источник
Аппликатуры аккордов для гитары
Базовая таблица аккордов:
Аккорды A (Ля)
Аккорды C (До)
Аккорды D (Ре)
Аккорды E (Ми)
Аккорды F (Фа)
Аккорды G (Соль)
Аккорды H или B (Си)
А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.
Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.
Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.
Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.
Левая рука: откуда берется звук?
При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.
Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.
Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.
Источник
Генератор аккордов онлайн
Автоматический генератор аппликатур, с заложенными алгоритмами их построения и расположения пальцев всегда поможет Вам найти нужный аккорд в любой тональности и правильно его поставить.
Цифры 1 2 3 4 и так далее — это номера ладов.
Цифры в кружочках:
Струна зажимается указательным пальцем
Струна зажимается средним пальцем
Струна зажимается безымянным пальцем
Струна зажимается мизинцем
Другие обозначения:
о — означает, что струна открытая (то есть не зажимается);
х — означает, что струна не должна звучать в данном аккорде;
Струны считать слева направо. То есть самая левая горизонтальная полоска — это 6 струна на гитаре (самая толстая).
Рассмотрим пример на аккорде Am:
* Указательным пальцем зажимаем 2 струну на 1 ладу
* Средним пальцем зажимаем 4 струну на 2 ладу
* Безымянным пальцем зажимаем 3 струну на 2 ладу
* 1 и 5 струны не зажимаются
* 6 струна не должна звучать
Обозначения аккордов:
- C — мажорное трезвучие (мажорные аккорды)
- Cm — минорное трезвучие (минорные аккорды)
- Cm4 — минорные аккорды с квартой
- C+5 — увеличенное трезвучие
- Cm-5 — уменьшенное трезвучие
- C5- — мажорные аккорды с пониженной квинтой
- Cm5- — минорные аккорды с пониженной квинтой
- C+ — мажорные аккорды с повышенной квинтой
- Cm+ — минорные аккорды с повышенной квинтой
- C6 — мажорное трезвучие с секстой (мажорные секстаккорды)
- Cm6 — минорное трезвучие с секстой (минорные секстаккорды)
- C7 — доминантсептаккорд (мажорные септаккорды)
- Cm7 — малый минорный септаккорд (минорные септаккорды)
- Cmaj7 — большой мажорный септаккорд
- Cm+7 — большой минорный септаккорд
- Cmaj — мажорные аккорды с большой септимой
- Cm7+ — минорные аккорды с большой септимой
- Cm7/4 — минорные септаккорды с квартой
- C7-5 — доминантсептаккорд с пониженной квинтой
- C7+5 — доминантсептаккорд с повышенной квинтой
- C7+5- — большие мажорные аккорды с малой квинтой
- Cm7-5 — полууменьшенный септаккорд
- C+7+5 — увеличенный септаккорд
- Cm75- — минорные септаккорды с малой квинтой
- C75- — мажорные септаккорды с малой квинтой
- C75+ — мажорные септаккорды с большой квинтой
- C7/6 — мажорные септаккорды с секстой
- C9 — большой нонаккорд (мажорные нонаккорды)
- Cmaj9 — большие мажорные нонаккорды
- Cm9 — минорный нонаккорд (минорные нонаккорды)
- C-9 — малый нонаккорд (мажорные аккорды с пониженной ноной)
- C9+ — мажорные аккорды с повышенной ноной
- C11 — мажорный ундецимаккорд
- Cm11 — минорный ундецимаккорд
- C13 — мажорный терцдецимаккорд
- Cadd9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (мажорные аккорды с большой ноной)
- Cmadd9 — минорное трезвучие с добавленной ноной (минорные аккорды с большой ноной)
- C6add9 — секстаккорд с добавленной ноной
- Cadd11+ — мажорные аккорды с увеличенной ундецимой
- Cdim — уменьшенные трезвучия
- Cdim7 — уменьшенный септаккорд
- Csus2 — трезвучие с секундой (аккорды с секундой)
- Csus4 — трезвучие с квартой (аккорды с квартой)
- C7sus4 — септаккорд с квартой (септаккорды с квартой)
Источник
Как читать табы для гитары: руководство новичкам
Что такое табы, или табулатура, для гитары? Это схематическое расположение звуков мелодии, аккордов на грифе. Принципиально отличается от нотной записи, так как не использует звуковысотную систему, а представляет собой обозначение в виде аппликатуры.
Гитарные табы состоят из следующих элементов:
- Основа – шесть линий, это 6 струн гитары. Вверху – первая (самая тонкая), внизу – шестая (басовая).
- Слева, в начале линий, обычно столбцом пишется слово «TAB», указывает на то, что это табулатура.
- Цифры на линиях – это лады: на каком ладу какой струны нужно извлечь звук. Например, если «2» на 4-ой линии, значит нужно прижать 4-ую струну на 2 ладу. Лады считаются от головки грифа – порожек, потом первый, второй лад и т.д. Если цифра «0» на линии – звучит открытая струна, на ладах прижимать её не нужно.
- Обозначения возле цифр – поясняют способ извлечения звуков (хаммер-он/пул-офф, глушение P.M., направление медиаторного штриха, бой, тэппинг и др.). Подробней о том, что это за обозначения, как читать табы для гитары – далее в статье с аудиопримерами.
Табы на гитаре подойдут для записи любого музыкального произведения в любом стиле. Будь то классика, хард-рок, блюз, кантри, панк-рок, дэт-метал, джаз – соло, аккорды, риффы при должном умении можно положить на 6 линий табулатуры, так чтобы их смогли прочитать, сыграть и другие музыканты.
Табы помогают отыскать нужные звуки гитаристам, которые плохо ориентируются в нотах. И являются хорошей альтернативой для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Однако ошибочно предполагать то, что гитарную табулутуру применяют исключительно в таких целях (только тем, кто с нотами на ВЫ, для новичков).
Ещё табы указывают точную аппликатуру – в какой позиции нужно взять аккорд, сыграть пассаж, мелодию. Что порой очень важно, особенно, при разучивании сложных произведений, соло. Ведь в силу специфики инструмента одни и те же звуки можно взять на разных струнах и, соответственно, на разных ладах. И если на руках только ноты – аппликатуру нужно продумывать самостоятельно, и не всегда это просто, однозначно. Возникают определённые сложности. Но с табами, при условии того, что они составлены корректно, такой проблемы уже не будет. Другими словами, по аппликатуре они являются «точным путеводителем».
История
Табные системы для записи музыкальных произведений – древнейшая «технология». Первые табулатуры были изобретены для органа примерно в 1300 году. Около 1470 года появилась немецкая система табов для лютни. С годами музыканты совершенствовали этот способ записи музыки.
Есть рукопись табов по итальянской системе, которая датируется 1517 годом.
А испанская табулатура 1536 года выглядит немного иначе.
Взглянув на фото древних манускриптов, можно заметить, что итальянская и испанская системы очень похожи на современную версию гитарных табов.
Разновидности гитарных табулатур
Есть три распространённых типа записи табов:
Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.
В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.
Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).
Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.
Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.
Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.
Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
Как научиться читать табы? Ничего сложного нет, если вы уже разобрались с линейками и цифрами на соответствие ладам и струнам, осталось дело только за обозначениями. Не пугайтесь их количества. Список внушительный только с виду. Во-первых, вы будете изучать постепенно: читаете, смотрите, запоминаете на практике, когда разбираете табулатуру. Во-вторых, есть обозначения, которые редко используются и знать их назубок не обязательно; в крайнем случае, можно ещё раз ознакомиться (в помощь вам эта статья из закладок в браузере, либо какой другой источник).
По списку далее: как правильно читать обозначения и играть согласно указанным приёмам. Приводятся примеры и варианты записи для различных версий гитарной табулатуры с пояснениями для начинающих.
Расположение цифр на линиях
Если цифры вертикально, столбцом на линиях – значит, указанные звуки извлекаются одновременно щипком пальцами, ударом по струнам (медиатором, пальцем).
Так записываются аккорды на гитаре:
И интервалы:
Также в табах с аккордами наряду с их названиями ещё добавляются и гитарные сетки (схема аппликатуры, постановки пальцев на грифе).
К столбцу цифр, когда одновременно извлекать звуки, ещё добавляются обозначения – как это делать.
Стрелочки вверх и вниз, где указаны аккорды для гитары – штрих – направление ударов по струнам медиатором или пальцем.
Обратите внимание, по схеме удар вниз как бы выглядит наоборот, так как направление идёт от 6 струны, или 6-ой, нижней, линии в табах.
Стрелочки с волнистой линией – сообщают о том, что звуки аккорда нужно извлечь поочерёдно пальцем (обычно большим или указательным) или медиатором, быстро перебирая, а не одним резким ударом, щипком.
Вниз – от басовых к первой струне, вверх – от первой струны в направлении к басовым.
Если цифры последовательно на линиях табулатуры – значит нужно играть поочерёдно звуки, согласно указанному порядку.
И также для каждого звука может указываться медиаторный штрих: «скобка» – вниз, «галочка» – вверх.
И перебор на гитаре – выписывается в табах последовательно цифрами:
Иногда переборы с описанием – «let ring»: струны не приглушиваются и продолжают звучать, когда извлекается последующая нота. Но способ звукоизвлечения распространяется только на звуки, обозначенные пунктиром «let ring».
Легато: хаммер-он/пул-офф
Соединённые лигой ноты с буквой «H» – хаммер-он, или восходящее легато: делается один удар по первой ноте, потом ставится палец на указанный лад выше для извлечения второй ноты, но удар медиатором не делается. Ноты получаются залигованные – получается плавный переход от одного звука к другому в восходящем движении.
Соединённые лигой ноты с буквой «P» – пул-офф, или нисходящее легато: аналогичный приём предыдущему, но звуки лигуются от высокого к более низкому. Пальцы ставятся на гриф заранее, согласно нотам, которые нужно взять. Первых звук – удар медиатора, палец снимается, как бы слегка срывается со струны, а не убирается перпендикулярно поверхности лада. И звук плавно переходит на следующую ноту – на другом ладу, прижатым заранее другим пальцем.
Хаммер и пул в символьной версии выписывается буквами – соответственно «h» и «p».
Одна и та же нота повторяется, соединена лигой – звук продолжает звучать, согласно указанной длительности. Иногда залигованная следующая такая же нота указывается в скобках. Или цифра залигованной ноты не указывается.
Тэппинг
Буква «T» или символ «+» над цифрой – звук нужно извлекать приёмом тэппинг. Лад прижимается пальцем правой руки (указательным или средним): лёгкий удар и срыв со струны. В сложных аппликатурах добавляется обозначение – каким именно пальцем делать тэппинг.
Обычно тэппинг в связке с приёмом хаммер/пул (H/P).
Глиссандо (скольжение)
Ноты (цифры) соединены линией – глиссандо, или скольжение, слайд. После извлечения первого звука палец не отрывается от грифа, а скользит по ладам ко второй ноте, и затем извлекается вторая нота (щипком или медиатором). Есть нисходящее и восходящее глиссандо: от высокой ноты к более низкой и наоборот.
Ноты (цифры) соединены линией и лигой – глиссандо с приёмом пул/хаммер. Удар по первой ноте – переход скольжением ко второй ноте и палец ставится на указанный лад, но при этом удар по струне для извлечения второго звука не делается. Также двух видов – нисходящее и восходящее.
В символьной системе – скольжение обозначается знаком «\»:
Косая чёрточка по левую сторону от цифры – нужно выполнить скольжение по струне перед извлечением звука. Но не от конкретного лада, как при переходе от ноты к ноте, а произвольно с любого лада. За 3-4 лада до необходимого звука, а иногда больше, меньше. Указывается только направление скольжения: чёрточка вверх – восходящее – от нижних звуков к высоким (направление от первых ладов грифа к ноте); чёрточка вниз – нисходящее – от высоких звуков к низким (направление от последних ладов грифа к ноте).
Косая чёрточка по правую сторону от цифры – скольжение по струне после извлечения звука. Также как и предыдущий приём на гитаре по направлению глиссандо: «\» – вниз (в сторону первых ладов), «/» – вверх (к последним ладам).
Внимательно смотрите гитарную табулатуру – с какой стороны косая черта. Слева от цифры – глиссандо перед тем как взять ноту, а если справа – то после того как нота прозвучит. То есть обозначения похожи символьно, но звучание принципиально отличается. Не перепутайте.
P.M. (palm muting)
P.M. (приём «palm muting») отдельно, или с пунктирной линией для группы звуков – струны приглушаются ребром ладони правой руки. Обычно используется, когда электрогитара звучит с эффектом овердрайв (overdrive) или дисторшн (distortion).
В табах без нотного стана с длительностями:
В табулатуру символьного формата тоже добавляется обозначение «P.M»:
Стаккато
Точка над или под цифрой (нотой) – стаккато – играть отрывисто, коротко, чуть раньше приподымать палец с лада. Длительность ноты как бы получается условно меньше.
Если только табы:
Обратите внимание, как правильно записывается обозначение. Стаккато – когда точка над или под нотой, цифрой в табах. А если точка справа – то это указывает на увеличение длительности ноты. То есть это совсем другое обозначение.
Акцент
Значок «>» – звук нужно выделить, сыграть акцентированно; обычно акцентированная нота звучит немного громче. Такой приём возможен и с аккордами (акцентированный удар по струнам).
Приглушенные струны
Вместо цифр на линиях значок «x» – удар по приглушенной струне/струнам. Как правило, глушение выполняется пальцами правой руки: нужно положить их на струны, только касаясь, не прижимая на ладах.
И если добавляются ноты для гитары, тоже обозначение дублируется и на нотном стане.
«x» обозначается и скребок по приглушенным струнам – приём рейк (rake):
Мёртвая нота (нота-призрак)
Цифра (нота) в скобках – мёртвая нота, или нота-призрак (ghost notes) – она звучит сравнительно тише, порой на записи её едва слышно. Она как бы есть, но явно её нет, относительно других нот мелодии, штрихов (ударов медиатора). Это может быть открытая струна с предыдущего аккорда или как призвук соседней струны, или удар по открытым струнам при переходе с аккорда на аккорд. В некоторых случаях, ноты-призраки в скобках можно не играть – то есть на усмотрение исполнителя как их читать (игнорировать или нет). То есть они как вспомогательные и фактически не участвуют во фразе, мелодии.
Бенды (подтяжки струны)
Выгнутая стрелочка/стрелочки – бенд – подтяжка струны пальцем. Дополнительно указывается насколько нужно подтянуть струну, повысить ноту.
Как читать и играть бенды по табам?
«full» или «1т.» – на тон. Если, например, бенд указан от 7 лада, то струну нужно подтянуть, чтобы звучала нота, которая находится на 9 ладу. От ре бенд до ми (на тон вверх).
Если указано «1/2 т.», значит на полтона – подтянуть струну до звука соседнего лада. От ре (7 лад 3 струна) к ре# (8 лад 3 струна).
Бенды могут быть и на 1 ½ тона, 2 тона, и микробенды на ¼, 1/8 тона.
Если нужно вернуть струну к исходному звуку после подтяжки – добавляется ещё стрелочка. Стрелочка вверх (подтяжка) и стрелочка вниз (струна опускается на ладу) – бенд с возвратом (или bend/release).
Стрелочка перпендикулярно от цифры (ноты) – пребенд или обратный бенд. Струна сначала подтягивается до указанного тона (на 1 т. или ½ т.), заранее, потом извлекается звук и струна опускается.
В символьной табулатуре бенд обозначается значком «^»:
Или буквой «b»:
Вибрато
Волнистая линия над нотой – вибрато – левая рука «качает» струну, получается «дрожащий» звук. Приём используется как для отдельной ноты, так и для интервалов, пауэр-аккордов, обычных аккордов.
В символах вибрато обозначается «тильдой» – «
Зигзаг – вибрато рычагом. Струны качаются посредством лёгкого опускания приподымания рычага.
Трюки рычагом
Диагональные линии с указанием высоты тона (-1, -2 и т.д.) – трюки рычагом – повышение/понижение исходного звука, аккорда в указанной последовательности. В примере, указано, что ноту нужно понизить на тон (погрузить рычаг) и потом вернуть к исходному звучанию (вернуть рычаг в исходное положение).
Флажолеты
Цифры в скобках « » – натуральные флажолеты на 5, 7 и 12 ладу – слегка коснуться струны и быстро снять пальцы одновременно защипывая струну, или ударяя медиатором.
В символах для натуральных флажолетов используется – «NH»:
Или просто добавляется название «natural harmonics»:
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «AH» – искусственные флажолеты (artificial harmonics). Цифра – лад, на котором прижимает струну палец левой руки, цифра в скобках – лад, над которым указательный палец правой руки слегка касается струны и в это время большой палец правой руки защипывает струну.
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «TH» или «T» – тэппинговые флажолеты. Пальцем левой руки прижимается лад, который указан без скобок, а пальцем правой руки – лёгкий удар по ладу, указанному в скобках « ».
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «PH», или цифры в ромбе – медиаторный флажолет. По принципу искусственного флажолета, но звук извлекается медиатором и боковая часть фаланги большого пальца правой руки касается слегка струны. Звук извлекается, в промежутке струны над звукоснимателями (не над ладами). В скобках « » фактическое звучание ноты (лад) – высота флажолета.
Например, на 2 ладу прижимаем 6 струну, а медиаторный флажолет – на две октавы выше. Значит, извлекаем звук приёмом «PH »условно в районе 26 лада (если бы он был на грифе), то есть примерно над первым звукоснимателем, недалеко от последнего лада.
Пик-скрейп
На линии «x» + волнистая линия вверх или вниз с обозначением P.S. – пик-скрейп – скольжение по басовым струнам ребром медиатора в восходящем или нисходящем направлении (в зависимости от того как расположена волнистая линия в табах).
Мелодические украшения
Маленькая цифра рядом с другой цифрой – форшлаг – мелизм, мелодическое украшение, звучит за счёт длительности основной ноты. Форшлаг может быть из нескольких звуков, трёх и более. Довольно часто он играется приёмом пул/хаммер, глиссандо, на что указывают дополнительные обозначения в табах.
«tr» – трель, мелодическое украшение – быстро чередуются звуки приёмом хаммер/пул, основной и вспомогательный (маленькая цифра в скобках).
Тремоло
Косые рёбра (одно, два, три) над нотой, интервалом или аккордом – тремоло переменным штрихом – сокращённый вариант записи. Если одно ребро – переменный штрих восьмыми согласно указанной длительности ноты, если два – 16-ыми, если три – 32-ыми.
Редакторы для составления, чтения табов
Иногда начинающие скачивают гитарные партии в файлах с интернета, но не знают, как читать табы в таком формате. Но сложного ничего нет в этой задаче – достаточно установить на компьютер специальную программу-редактор или воспользоваться специальным сайтом для того, чтобы просматривать табулатуры. Каждому расширению файла соответствует свой редактор. Например, .gpx, .gp5, .gp – для Guitar Pro. Есть и табы в универсальных форматах, которые можно открывать практически в любом редакторе при помощи функции импортирования (MIDI, MusicXML). Есть программы, которые умеют читать файлы других редакторов.
Рассмотрим наиболее распространённое ПО для составления и просмотра гитарной табулатуры:
Guitar Pro – платный редактор, огромное количество функций. Можно подключить банк звуков, чтобы инструментальные партии воспроизводились более реалистично. Для гитарных дорожек предусмотренны всевозможные эффекты и обработки – эквалайзеры, дисторшн, овердрайв и пр. Можно выбрать тип гитары – электро-, акустика со стальными, нейлоновыми струнами и т.д.
Essy Guitar Tab – бесплатный веб-сервис. Всего лишь нужно зарегистрироваться. Панель инструментов в левой части (длительности, обозначения, штрих, размер и т.д.).
В правой части верхней панели кнопки для экспортирования табулатуры в разных форматах. Есть возможности отправить гитарную партию на указанный email.
Finale – платный профессиональный нотный редактор. Подойдёт тем, кто составляет партии и для других инструментов кроме гитары.
Завершаем обзор. Теперь вы имеете представление, как записывается гитарная партия в табах, как её читать и сыграть, используя все указанные приёмы. Чем больше будете пользоваться табами – как для разучивания произведений, так и для записи своей музыки – тем быстрей их освоите. В общем, как и навык чтения. Создавайте собственную коллекцию гитарных табов, нот – обязательно пригодится!
Источник