Найти ноты для домбры

Содержание
  1. Домбыра. Ноты для домбры. г.Семей.
  2. Все записи Записи сообщества Поиск Рашид Каскырбай запись закреплена ИСТОРИЯ, ПРИНЦИПЫ И ТРАДИЦИИ ФЕНОМЕНА «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» ЗАБЫВАЛАСЬ И ЗАБЫВАЕТСЯ. КАК ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ СТОЛЕТИЯМИ. КАК​ СТРОИЛИ ОТНОШЕНИЯ, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К РЕЛИГИИ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ. МНОГО ВАЖНЫХ, АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СТАВИТ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ОТ КОТОРЫХ​ ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ НАШИХ СТРАН: РОССИИ, КАЗАХСТАНА, КЫРГЫЗСТАНА и многих других Стран. Показать полностью. Пропагандирование, возрождение и сохранение культурного наследия народов​ ЕВРАЗИИ, КАВКАЗА, Великой Степи становиться значимым фактором социумов и актуальность которого, очевидна, и особенно, важна для молодежи и подрастающих поколений. Философия феномена «Шелковый путь» представляет собой социально-экономическую систему на основе взаимовыгодного сотрудничества, направленная на созидательную деятельность путем обмена или дополнения в культурном, экономическом, технологическом развитии и во многих других сферах жизнедеятельности человека. Чем больше будет объединять культуры народов общая идея созидания в развитии социумов, тем крепче будет Путь Друг к Другу.​ Главная Миссия Философии феномена. Объединяя наши цели мы можем укреплять историческими нитями культуры наших народов, создавая Мир и стремясь​ к Прогрессу, улучшая жизненный уровень на дружественном союзе, обмениваясь опытом, знаниями и умениями -​ роль феномена «Великий Шелковый путь». — Рашид Каскырбаевич Каскырбай, руководитель этнографического центра «Белое солнце пустыни» у Эльбруса, соучредитель РОО «Кабардино-Балкарская федерация детско-юношеского туризма». Моб. +7 (988) 760-86-80 WhatsApp. Моб. +7 (778) 856-91-37. Skype: rrashid1971. Instagram: https://www.instagram.com/rashid_kaskyirbay. Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100038058797240. Facebook: https://www.facebook.com/kaskyirbay. С Уважением, канд. геогр.наук, руководитель этнографического центра, Каскырбай Рашид К. Источник Как играть на домбре? включайся в дискуссию Поделись с друзьями Калмыцкая домбра чичирдык – это народный инструмент с ярким, необычным звучанием, имеющий богатую историю. Схожие инструменты распространены на территории Казахстана, Узбекистана и других стран Азии. Домбра, конечно, не столь популярна, как гитара, но человек, освоивший искусство игры на ней, не останется без внимания. Поэтому важно понять, как научиться играть на калмыцкой домбре, какие знания для этого потребуются. Что необходимо для игры? Начальное освоение инструмента предполагает 4 шага. Необходимо научиться правильно сидеть с инструментом. Спина должна быть прямая, плечи – расслабленные. Правая нога кладётся на левую, а инструмент удобно располагают сверху. Ошибки в посадке могут отразиться не только на качестве звука, но и на здоровье ученика. Навыки настройки. Наиболее часто используется квартовая настройка струн, когда между звуками верхней и нижней струны образуется интервал из четырех ступеней (2,5 тона). Отработка техники боя. Звукоизвлечение производится ногтем указательного пальца, сопровождаемым движением предплечья вниз. Пальцы на руке остаются слегка сжатыми, но только не в кулак. Освоение нотной грамоты. Знание нот, длительностей, аппликатуры и других тонкостей записи музыки поможет разучивать новые произведения самостоятельно. Изучение техники игры на калмыцкой домбре проходит проще под руководством учителя, который вовремя обнаружит и исправит ошибки. Однако при достаточном терпении и упорстве можно освоить инструмент по самоучителю или видео урокам. Как держать домбру? Игра на этом инструменте производится сидя. Положение спины – строго 90 градусов. Корпус домбры помещается на ногу. Инструмент ставится под углом 45 градусов. При этом головка грифа должна находиться на уровне плеча или чуть выше. Если поднять домбру слишком высоко, это создаст сложности в игре. А более низкое положение шейки инструмента вызовет сутулость спины. При игре на домбре функции рук четко распределены. Задача левой заключается в зажатии струн на определенных ладах грифа. Она ставится так, чтобы локоть находился на уровне шеи инструмента. Большой палец ставится на верхнюю часть шеи в районе более толстой струны (верхней). Он будет отвечать за зажим этой струны. Причем палец не должен выпирать. Остальные пальцы ставятся в ряд снизу. Они используются для зажатия тонкой струны. В результате шея домбры оказывается в промежутке между большим и указательным пальцем. Чтобы зажать струну без фальши, нужно визуально разделить лад на две части. Фиксировать палец со струной следует в той части лада, которая ближе к корпусу домбры. Если зажимать струну строго на металлической перекладине или в части лада, находящейся ближе к голове, звук будет дребезжащим и невнятным, что отразится на общем впечатлении от игры. Правой рукой осуществляется бой по струнам. Для этого кисть поворачивается к струнам на 20-30 градусов, а пальцы сгибаются в кольца. При этом мизинец, безымянный и средний находятся в одном ряду. Указательный отодвигается чуть ближе, а в получившийся промежуток вкладывается большой палец, образуя подобие сердечка. Удар по струнам приходится на ноготь. Движение вниз осуществляется указательным пальцем, а возврат наверх приходится на большой. Защип подушечкой пальца приведет к тому, что звук потеряет яркость. Кроме того, ногтями нельзя задевать деку. Иначе музыка дополнится неприятными призвуками. В движениях задействуется только кисть руки. Плечевая и локтевая зона в игре участия не принимает. Имеет значение, в какой части домбры играть. Рабочая зона для правой руки расположена строго в закрашенной части деки. Игра левее или правее считается ошибкой. Как настроить? На домбре всего две струны, которые регулируются ушками, расположенными на голове. Их высота совпадает с нотой «ре» первой октавы (тонкая струна) и «ля» малой октавы (более толстая струна). Приведем несколько способов настройки для начинающих. По тюнеру Приспособление прикрепляется к головке домбры. Дисплей поворачивается под углом, удобным для обзора. Для нижней струны выставляется звук «ре» (латинская буква D). Если при звучании струны индикатор загорелся зелёным цветом, это значит, что настройка верна. Если звучание струны не соответствует ноте, дисплей загорится оранжевым или красным. Верхняя струна настраивается на «ля» (буква А). По компьютерной программе Имеется несколько программ для настройки струнных инструментов, в том числе и домбры. Можно взять одну из них, например, Aptuner. Работа производится по схожей с тюнером схеме, но через микрофон ПК, сидя с инструментом как можно ближе к компьютеру. По камертону Его звук должен образовать октаву с верхней струной. Тогда сначала нужно настроить струну «ля», а затем с её помощью подстроить «ре». Инструмент настроен правильно, если верхняя струна, зажатая на пятом ладу, и нижняя открытая образуют унисон. Нередко для настройки домбры используется другой инструмент, включая пианино или гитару. Такое практикуется при игре в ансамбле. Более опытные музыканты могут настроить инструмент по слуху, если под рукой нет приборов или других музыкальных инструментов. Но для этого необходима точная память на высоту звуков. Учим ноты Изучение нотной грамоты – очень важная ступень в развитии музыканта. Подобно умению читать, знание нот позволяет не ограничиваться определенным набором мелодий, выученных с рук. В зависимости от возраста учащихся применяются разные технологии. Ребёнку дошкольного возраста, не умеющему читать и писать, объяснять ноты можно, используя цветовые комбинации и геометрические фигуры. Цвета позволяют различать различные по высоте ноты. Под кругом, звездой, полукругом, треугольником и квадратом подразумеваются пальцы. Своя система имеется и для исполнительских техник. Например, спокойное состояние струн обозначают крестиком. А галочка предполагает удар вверх. Подобную методику с успехом используют и в обучении детей с ограниченными возможностями. Начиная со школьного возраста, стоит задуматься об освоении нотной грамоты в традиционном варианте, который включает целый ряд знаний. Перечислим основные из них. Нотный стан. Учитывая строй калмыцкой домбры, достаточно освоить ноты скрипичного ключа. Длительности нот и ритмические рисунки. Без этого невозможно грамотное освоение музыки. Метры и размеры. Ощущение чередования сильных и слабых долей важно для восприятия и воспроизведения различных музыкальных жанров. Аппликатура. Исполнение виртуозных композиций напрямую зависит от умения правильно располагать пальцы на инструменте, а также синхронизировать движение рук. Динамические оттенки. У человека, не ощущающего разницу между тихим и громким звуком, исполнение будет отличаться монотонностью и невыразительностью. Это похоже на чтение стихотворения «без выражения». Исполнительские приёмы. Игра на калмыцкой домбре предполагает использование серии техник, свойственных для этого инструмента. Их можно освоить самостоятельно или под руководством опытного педагога. Подведем итоги: домбра чичирдык считается народным калмыцким инструментом, имеющих «родственников» во многих странах и народностях. Искусство игры на ней в последние годы активно возрождается. Поэтому желающих освоить её самостоятельно возросло. Обучение игры на инструменте немыслимо без правильной посадки, а также понимания основ звукоизвлечения. Важным считается знание строя инструмента, умение самостоятельно произвести настройку на слух, с камертоном или с помощью электронного приспособления. Некоторые музыканты могут сыграть несколько композиций на домбре, освоив их с рук. Но овладеть более обширным репертуаром невозможно без музыкальной грамоты. Способы её изучения зависят от возраста и навыков учащихся. Поэтому следует найти оптимальную методику по своим возможностям и предпочтениям. О том, как играть на калмыцкой домбре, смотрите в следующем видео. Источник Ля-ля-фа, эти цифры. Домбрист и композитор Ануар БЕКЖАНОВ вот уже больше десяти лет вместо нот использует цифры. В мире музыки этот метод называется табулатурой. В современной инструментальной практике известна только табулатура для 6-струнной гитары. Однако Бекжанов решил использовать ее для игры на домбре, где, как известно, всего две струны. По его словам, особенностью этой методики является компактность данного способа музыкальной нотации, потому что табулатура содержит гораздо меньше ненужных и громоздких обозначений, чем обычный нотный стан, на котором большое количество нот едва ли не сливается в огромное “нотное пятно”. Как говорит автор методики, по этой табулатуре любой желающий может за полтора-два месяца выучиться виртуозно играть на домбре. Цифры легко воспринимаются как детьми, так и взрослыми. Свою методику он испробовал на своих учениках, самому младшему из которых недавно исполнилось 5 лет, а самому старшему – 77. О том, как пришла идея оцифровать музыкальные произведения для домбры, – в интервью с Ануаром Бекжановым. Про любовь не петь – Любовь к музыке мне привил преподаватель Еликул Досмаилович Досмаилов, он и научил играть на домбре. В 50-х годах этот музыкальный инструмент невозможно было купить в магазинах, делали их мастера по специальному заказу. Мой преподаватель сам изготавливал домбры. Некоторым он продавал, а у кого не было денег – просто дарил их, – рассказывает композитор. – Музыкальный слух, можно сказать, мне передался по наследству. Моя мама играла на домбре. В 8-м классе я написал свою первую песню “Қайда менің махаббатым”, она стала очень популярной среди сельчан. Тогда были суровые нравы. Меня вызвали на школьное собрание и запретили петь песни про любовь, иначе грозились исключить из комсомола. Я написал расписку, что больше не буду. И только спустя почти 30 лет стал снова писать песни. После окончания школы поступил в культурно-просветительское училище в Джамбуле, а потом продолжил учебу в консерватории. Затем пошел работать на республиканское Казахское радио. Домбра генно-модифицированная: Казахская традиционная культура заполняется фейками – Ваши коллеги утверждают, что вы даже работу бросили на Казрадио, чтобы снова заняться музыкой? – Я десять лет проработал музыкальным редактором, работа отнимала столько времени, что я стал забывать, как играть на домбре. Решил, что так не пойдет. Уволился по собственному желанию и снова стал заниматься музыкой. Обратился с просьбой к директору музыкальной школы им. К. Байсеитовой дать мне возможность поработать с маленькими детьми. Работал затем в КазПИ им. Абая, организовал фольклорный ансамбль из домбристов. При издательстве “Кайнар” среди журналистов мы организовали еще один оркестр народных инструментов под названием “Саржайляу”. Давали концерты в Москве, в Украине. Потом на протяжении 17 лет преподавал музыку в средней школе № 137. Далее работал директором детской музыкальной школы № 2 им. Р. Глиэра в Алматы. – Среди ваших учеников немало одаренных музыкантов, выигрывавших международные конкурсы. Причем есть среди них люди разных национальностей… – Среди домбристов хотел бы выделить Шалкара Абдолданова и Даурена Токтарбаева. Популярный певец Бейбит Корган тоже мой воспитанник. Жанар Оспанова – талантливая ученица. Я ими очень горжусь. Для меня национальность не имеет значения. Мои ученики были разных национальностей. Например, Даниэль Данлади-Бвай. Он уже окончил академию Жургенева. Талантливый домбрист, научился играть около 30–40 кюев. Или Дияра Иламова, лауреат многих международных конкурсов по домбре. Пришла ко мне заниматься в 4-летнем возрасте, сейчас учится в 9-м классе. Маргулан Наурызбаев и Даурен Жунусбеков, которые сейчас учатся в музыкальном колледже им. П. И. Чайковского. Сможет любой – Вместо нот вы используете обыкновенные цифры. Можете подробнее рассказать о вашей методике? – Все началось, когда пришел брать у меня уроки молодой мужчина – Павел. Учился он по нотам где-то месяца полтора. Когда мы вместе занимались, он играл хорошо, как только выходил из студии – тут же забывал ноты. Приходил обратно и жаловался: “Агашка, я все забыл”. Я возмущался: “Ты что? Там же написано черным по белому!”. Мучились мы с ним долго (смеется). В конце концов решил специально для Паши перевести ноты самого легкого кюя в цифры. И что вы думаете? Получилось! Он заиграл, как самый настоящий домбрист. Вот, например, у домбры 19 ладов. Нижняя струна издает звук “соль”, верхняя – “ре” малой октавы. “Ре-соль” – это строй домбры. Но я сделал не 19 ладов, а 18. Первый лад убрал, чтобы легче было. Нота “ля” – это у меня первый лад. А потом открытая струна “00”. И так далее. Постепенно таким методом я оцифровал уже 60 кюев! Сейчас готовлю выпустить в свет книгу – самоучитель игры на домбре по цифровой методике, она подходит всем желающим. Также этот метод хорошо подойдет для сельской молодежи, у которой нет возможности учиться в городе. – То есть получается, любое произведение, будь то народные кюи или популярные песни, можно оцифровать? – Любую музыку можно перевести в “цифры”. Года два назад ко мне пришла брать уроки 77-летняя бабушка. Когда я ее впервые увидел, очень удивился: “Вы по адресу пришли? Вам не поздно?”. Сара-апай, так ее зовут, слезно попросила меня: “Я недавно потеряла мужа, в память о нем осталась его домбра. Я хотела бы играть на ней”. По цифрам она буквально за полтора месяца научилась играть 3–4 кюя. – А что вы скажете о наших современных домбристах? Некоторые, как ни странно, играют под фонограмму… – Живая музыка есть живая музыка. Я сразу улавливаю фальшь на концертах. Делают вид, будто играют, а на самом деле все под фонограмму. Домбра – это волшебный инструмент. Она просветляет душу, оберегает от плохого, обладает магической силой. Домбра всегда занимала почетное место в юрте (доме). В этом уникальном щипковом музыкальном инструменте всего две струны, а сколько можно передать через его звуки – переживания, отчаяние и радость, гнев и милость, глубину страданий человека. Чик: Ненавижу “Битлз” и старперство Помните легенду о том, как у одного хана во время охоты погиб сын? Нукеры, боясь гнева хана, привели в ставку простого домбриста. Ни слова не сказал кюйши, а только заиграл на домбре. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи… Так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал залить горячий свинец в инструмент. Домбре и сегодня доверяют люди свои сокровенные думы и невысказанные слова. Тайну ее разгадать очень сложно. Но тот, кто постиг эту тайну, становится властелином сердец. Источник
  3. Как играть на домбре?
  4. Что необходимо для игры?
  5. Как держать домбру?
  6. Как настроить?
  7. По тюнеру
  8. По компьютерной программе
  9. По камертону
  10. Учим ноты
  11. Ля-ля-фа, эти цифры.
  12. Про любовь не петь
  13. Сможет любой

Домбыра. Ноты для домбры. г.Семей.

Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.

Ноты для домбры.

Домбыра — инструмент кюя.
Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий қазақ это не сам қазақ, настоящий қазақ-домбыра(дерево). При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры.

С уважением, Ермек Елеуссизов !

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Рашид Каскырбай запись закреплена

ИСТОРИЯ, ПРИНЦИПЫ И ТРАДИЦИИ ФЕНОМЕНА «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» ЗАБЫВАЛАСЬ И ЗАБЫВАЕТСЯ. КАК ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ СТОЛЕТИЯМИ. КАК​ СТРОИЛИ ОТНОШЕНИЯ, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К РЕЛИГИИ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ. МНОГО ВАЖНЫХ, АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СТАВИТ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ОТ КОТОРЫХ​ ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ НАШИХ СТРАН: РОССИИ, КАЗАХСТАНА, КЫРГЫЗСТАНА и многих других Стран.
Показать полностью.
Пропагандирование, возрождение и сохранение культурного наследия народов​ ЕВРАЗИИ, КАВКАЗА, Великой Степи становиться значимым фактором социумов и актуальность которого, очевидна, и особенно, важна для молодежи и подрастающих поколений.
Философия феномена «Шелковый путь» представляет собой
социально-экономическую систему на основе взаимовыгодного сотрудничества, направленная на созидательную деятельность путем обмена или дополнения в культурном, экономическом, технологическом развитии и во многих других сферах жизнедеятельности человека.
Чем больше будет объединять культуры народов общая идея созидания в развитии социумов, тем крепче будет Путь Друг к Другу.​ Главная Миссия Философии феномена.
Объединяя наши цели мы можем укреплять историческими нитями культуры наших народов, создавая Мир и стремясь​ к Прогрессу, улучшая жизненный уровень на дружественном союзе, обмениваясь опытом, знаниями и умениями -​ роль феномена «Великий Шелковый путь».


Рашид Каскырбаевич Каскырбай, руководитель этнографического центра «Белое солнце пустыни» у Эльбруса, соучредитель РОО «Кабардино-Балкарская федерация детско-юношеского туризма».
Моб. +7 (988) 760-86-80 WhatsApp.
Моб. +7 (778) 856-91-37.
Skype: rrashid1971.
Instagram: https://www.instagram.com/rashid_kaskyirbay.
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100038058797240.
Facebook: https://www.facebook.com/kaskyirbay.

С Уважением,
канд. геогр.наук,
руководитель
этнографического центра,
Каскырбай Рашид К.

Источник

Как играть на домбре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Калмыцкая домбра чичирдык – это народный инструмент с ярким, необычным звучанием, имеющий богатую историю. Схожие инструменты распространены на территории Казахстана, Узбекистана и других стран Азии. Домбра, конечно, не столь популярна, как гитара, но человек, освоивший искусство игры на ней, не останется без внимания. Поэтому важно понять, как научиться играть на калмыцкой домбре, какие знания для этого потребуются.

Что необходимо для игры?

Начальное освоение инструмента предполагает 4 шага.

  1. Необходимо научиться правильно сидеть с инструментом. Спина должна быть прямая, плечи – расслабленные. Правая нога кладётся на левую, а инструмент удобно располагают сверху. Ошибки в посадке могут отразиться не только на качестве звука, но и на здоровье ученика.
  2. Навыки настройки. Наиболее часто используется квартовая настройка струн, когда между звуками верхней и нижней струны образуется интервал из четырех ступеней (2,5 тона).
  3. Отработка техники боя. Звукоизвлечение производится ногтем указательного пальца, сопровождаемым движением предплечья вниз. Пальцы на руке остаются слегка сжатыми, но только не в кулак.
  4. Освоение нотной грамоты. Знание нот, длительностей, аппликатуры и других тонкостей записи музыки поможет разучивать новые произведения самостоятельно.

Изучение техники игры на калмыцкой домбре проходит проще под руководством учителя, который вовремя обнаружит и исправит ошибки. Однако при достаточном терпении и упорстве можно освоить инструмент по самоучителю или видео урокам.

Как держать домбру?

Игра на этом инструменте производится сидя. Положение спины – строго 90 градусов. Корпус домбры помещается на ногу. Инструмент ставится под углом 45 градусов. При этом головка грифа должна находиться на уровне плеча или чуть выше. Если поднять домбру слишком высоко, это создаст сложности в игре. А более низкое положение шейки инструмента вызовет сутулость спины.

При игре на домбре функции рук четко распределены. Задача левой заключается в зажатии струн на определенных ладах грифа. Она ставится так, чтобы локоть находился на уровне шеи инструмента. Большой палец ставится на верхнюю часть шеи в районе более толстой струны (верхней). Он будет отвечать за зажим этой струны. Причем палец не должен выпирать.

Остальные пальцы ставятся в ряд снизу. Они используются для зажатия тонкой струны. В результате шея домбры оказывается в промежутке между большим и указательным пальцем.

Чтобы зажать струну без фальши, нужно визуально разделить лад на две части. Фиксировать палец со струной следует в той части лада, которая ближе к корпусу домбры. Если зажимать струну строго на металлической перекладине или в части лада, находящейся ближе к голове, звук будет дребезжащим и невнятным, что отразится на общем впечатлении от игры.

Правой рукой осуществляется бой по струнам. Для этого кисть поворачивается к струнам на 20-30 градусов, а пальцы сгибаются в кольца. При этом мизинец, безымянный и средний находятся в одном ряду. Указательный отодвигается чуть ближе, а в получившийся промежуток вкладывается большой палец, образуя подобие сердечка.

Удар по струнам приходится на ноготь. Движение вниз осуществляется указательным пальцем, а возврат наверх приходится на большой. Защип подушечкой пальца приведет к тому, что звук потеряет яркость. Кроме того, ногтями нельзя задевать деку. Иначе музыка дополнится неприятными призвуками. В движениях задействуется только кисть руки. Плечевая и локтевая зона в игре участия не принимает.

Имеет значение, в какой части домбры играть. Рабочая зона для правой руки расположена строго в закрашенной части деки. Игра левее или правее считается ошибкой.

Как настроить?

На домбре всего две струны, которые регулируются ушками, расположенными на голове. Их высота совпадает с нотой «ре» первой октавы (тонкая струна) и «ля» малой октавы (более толстая струна).

Приведем несколько способов настройки для начинающих.

По тюнеру

Приспособление прикрепляется к головке домбры. Дисплей поворачивается под углом, удобным для обзора. Для нижней струны выставляется звук «ре» (латинская буква D). Если при звучании струны индикатор загорелся зелёным цветом, это значит, что настройка верна. Если звучание струны не соответствует ноте, дисплей загорится оранжевым или красным. Верхняя струна настраивается на «ля» (буква А).

По компьютерной программе

Имеется несколько программ для настройки струнных инструментов, в том числе и домбры. Можно взять одну из них, например, Aptuner.

Работа производится по схожей с тюнером схеме, но через микрофон ПК, сидя с инструментом как можно ближе к компьютеру.

По камертону

Его звук должен образовать октаву с верхней струной. Тогда сначала нужно настроить струну «ля», а затем с её помощью подстроить «ре». Инструмент настроен правильно, если верхняя струна, зажатая на пятом ладу, и нижняя открытая образуют унисон.

Нередко для настройки домбры используется другой инструмент, включая пианино или гитару. Такое практикуется при игре в ансамбле.

Более опытные музыканты могут настроить инструмент по слуху, если под рукой нет приборов или других музыкальных инструментов. Но для этого необходима точная память на высоту звуков.

Учим ноты

Изучение нотной грамоты – очень важная ступень в развитии музыканта. Подобно умению читать, знание нот позволяет не ограничиваться определенным набором мелодий, выученных с рук. В зависимости от возраста учащихся применяются разные технологии.

Ребёнку дошкольного возраста, не умеющему читать и писать, объяснять ноты можно, используя цветовые комбинации и геометрические фигуры. Цвета позволяют различать различные по высоте ноты. Под кругом, звездой, полукругом, треугольником и квадратом подразумеваются пальцы. Своя система имеется и для исполнительских техник. Например, спокойное состояние струн обозначают крестиком. А галочка предполагает удар вверх.

Подобную методику с успехом используют и в обучении детей с ограниченными возможностями.

Начиная со школьного возраста, стоит задуматься об освоении нотной грамоты в традиционном варианте, который включает целый ряд знаний. Перечислим основные из них.

  • Нотный стан. Учитывая строй калмыцкой домбры, достаточно освоить ноты скрипичного ключа.
  • Длительности нот и ритмические рисунки. Без этого невозможно грамотное освоение музыки.
  • Метры и размеры. Ощущение чередования сильных и слабых долей важно для восприятия и воспроизведения различных музыкальных жанров.
  • Аппликатура. Исполнение виртуозных композиций напрямую зависит от умения правильно располагать пальцы на инструменте, а также синхронизировать движение рук.
  • Динамические оттенки. У человека, не ощущающего разницу между тихим и громким звуком, исполнение будет отличаться монотонностью и невыразительностью. Это похоже на чтение стихотворения «без выражения».
  • Исполнительские приёмы. Игра на калмыцкой домбре предполагает использование серии техник, свойственных для этого инструмента. Их можно освоить самостоятельно или под руководством опытного педагога.

Подведем итоги: домбра чичирдык считается народным калмыцким инструментом, имеющих «родственников» во многих странах и народностях. Искусство игры на ней в последние годы активно возрождается. Поэтому желающих освоить её самостоятельно возросло.

Обучение игры на инструменте немыслимо без правильной посадки, а также понимания основ звукоизвлечения. Важным считается знание строя инструмента, умение самостоятельно произвести настройку на слух, с камертоном или с помощью электронного приспособления. Некоторые музыканты могут сыграть несколько композиций на домбре, освоив их с рук. Но овладеть более обширным репертуаром невозможно без музыкальной грамоты. Способы её изучения зависят от возраста и навыков учащихся. Поэтому следует найти оптимальную методику по своим возможностям и предпочтениям.

О том, как играть на калмыцкой домбре, смотрите в следующем видео.

Источник

Ля-ля-фа, эти цифры.

Домбрист и композитор Ануар БЕКЖАНОВ вот уже больше десяти лет вместо нот использует цифры. В мире музыки этот метод называется табулатурой. В современной инструментальной практике известна только табулатура для 6-струнной гитары. Однако Бекжанов решил использовать ее для игры на домбре, где, как известно, всего две струны.

По его словам, особенностью этой методики является компактность данного способа музыкальной нотации, потому что табулатура содержит гораздо меньше ненужных и громоздких обозначений, чем обычный нотный стан, на котором большое количество нот едва ли не сливается в огромное “нотное пятно”. Как говорит автор методики, по этой табулатуре любой желающий может за полтора-два месяца выучиться виртуозно играть на домбре. Цифры легко воспринимаются как детьми, так и взрослыми. Свою методику он испробовал на своих учениках, самому младшему из которых недавно исполнилось 5 лет, а самому старшему – 77.

О том, как пришла идея оцифровать музыкальные произведения для домбры, – в интервью с Ануаром Бекжановым.

Про любовь не петь

– Любовь к музыке мне привил преподаватель Еликул Досмаилович Досмаилов, он и научил играть на домбре. В 50-х годах этот музыкальный инструмент невозможно было купить в магазинах, делали их мастера по специальному заказу. Мой преподаватель сам изготавливал домбры. Некоторым он продавал, а у кого не было денег – просто дарил их, – рассказывает композитор. – Музыкальный слух, можно сказать, мне передался по наследству. Моя мама играла на домбре. В 8-м классе я написал свою первую песню “Қайда менің махаббатым”, она стала очень популярной среди сельчан. Тогда были суровые нравы.

Меня вызвали на школьное собрание и запретили петь песни про любовь, иначе грозились исключить из комсомола. Я написал расписку, что больше не буду.

И только спустя почти 30 лет стал снова писать песни.

После окончания школы поступил в культурно-просветительское училище в Джамбуле, а потом продолжил учебу в консерватории. Затем пошел работать на республиканское Казахское радио. Домбра генно-модифицированная: Казахская традиционная культура заполняется фейками

– Ваши коллеги утверждают, что вы даже работу бросили на Казрадио, чтобы снова заняться музыкой?

– Я десять лет проработал музыкальным редактором, работа отнимала столько времени, что я стал забывать, как играть на домбре. Решил, что так не пойдет. Уволился по собственному желанию и снова стал заниматься музыкой. Обратился с просьбой к директору музыкальной школы им. К. Байсеитовой дать мне возможность поработать с маленькими детьми. Работал затем в КазПИ им. Абая, организовал фольклорный ансамбль из домбристов. При издательстве “Кайнар” среди журналистов мы организовали еще один оркестр народных инструментов под названием “Саржайляу”. Давали концерты в Москве, в Украине. Потом на протяжении 17 лет преподавал музыку в средней школе № 137. Далее работал директором детской музыкальной школы № 2 им. Р. Глиэра в Алматы.

– Среди ваших учеников немало одаренных музыкантов, выигрывавших международные конкурсы. Причем есть среди них люди разных национальностей…

– Среди домбристов хотел бы выделить Шалкара Абдолданова и Даурена Токтарбаева. Популярный певец Бейбит Корган тоже мой воспитанник. Жанар Оспанова – талантливая ученица. Я ими очень горжусь. Для меня национальность не имеет значения. Мои ученики были разных национальностей. Например, Даниэль Данлади-Бвай. Он уже окончил академию Жургенева. Талантливый домбрист, научился играть около 30–40 кюев. Или Дияра Иламова, лауреат многих международных конкурсов по домбре. Пришла ко мне заниматься в 4-летнем возрасте, сейчас учится в 9-м классе.

Маргулан Наурызбаев и Даурен Жунусбеков, которые сейчас учатся в музыкальном колледже им. П. И. Чайковского.

Сможет любой

– Вместо нот вы используете обыкновенные цифры. Можете подробнее рассказать о вашей методике?

– Все началось, когда пришел брать у меня уроки молодой мужчина – Павел. Учился он по нотам где-то месяца полтора. Когда мы вместе занимались, он играл хорошо, как только выходил из студии – тут же забывал ноты. Приходил обратно и жаловался: “Агашка, я все забыл”. Я возмущался: “Ты что? Там же написано черным по белому!”. Мучились мы с ним долго (смеется). В конце концов решил специально для Паши перевести ноты самого легкого кюя в цифры. И что вы думаете? Получилось! Он заиграл, как самый настоящий домбрист.

Вот, например, у домбры 19 ладов. Нижняя струна издает звук “соль”, верхняя – “ре” малой октавы. “Ре-соль” – это строй домбры. Но я сделал не 19 ладов, а 18.

Первый лад убрал, чтобы легче было. Нота “ля” – это у меня первый лад. А потом открытая струна “00”. И так далее. Постепенно таким методом я оцифровал уже 60 кюев! Сейчас готовлю выпустить в свет книгу – самоучитель игры на домбре по цифровой методике, она подходит всем желающим. Также этот метод хорошо подойдет для сельской молодежи, у которой нет возможности учиться в городе.

– То есть получается, любое произведение, будь то народные кюи или популярные песни, можно оцифровать?

– Любую музыку можно перевести в “цифры”. Года два назад ко мне пришла брать уроки 77-летняя бабушка. Когда я ее впервые увидел, очень удивился: “Вы по адресу пришли? Вам не поздно?”. Сара-апай, так ее зовут, слезно попросила меня: “Я недавно потеряла мужа, в память о нем осталась его домбра. Я хотела бы играть на ней”. По цифрам она буквально за полтора месяца научилась играть 3–4 кюя.

– А что вы скажете о наших современных домбристах? Некоторые, как ни странно, играют под фонограмму…

– Живая музыка есть живая музыка. Я сразу улавливаю фальшь на концертах. Делают вид, будто играют, а на самом деле все под фонограмму.

Домбра – это волшебный инструмент. Она просветляет душу, оберегает от плохого, обладает магической силой.

Домбра всегда занимала почетное место в юрте (доме). В этом уникальном щипковом музыкальном инструменте всего две струны, а сколько можно передать через его звуки – переживания, отчаяние и радость, гнев и милость, глубину страданий человека. Чик: Ненавижу “Битлз” и старперство

Помните легенду о том, как у одного хана во время охоты погиб сын? Нукеры, боясь гнева хана, привели в ставку простого домбриста. Ни слова не сказал кюйши, а только заиграл на домбре. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя.

Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи… Так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал залить горячий свинец в инструмент.

Домбре и сегодня доверяют люди свои сокровенные думы и невысказанные слова. Тайну ее разгадать очень сложно. Но тот, кто постиг эту тайну, становится властелином сердец.

Источник

Оцените статью