- СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА
- Читайте также
- Музыка Листа
- Список основных книг С. М. Голицына
- СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ
- Список основных источников, использованных в работе над брошюрой
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА
- СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА:
- СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА
- Список основных произведений Баха
- ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67] .
- СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА
- Список важнейших сочинений Роберта Шумана
- ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69]
- Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского
- Назовите известные тебе произведения листа для фортепиано
- Годы странствий: 7 знаменитых композиций Ференца Листа
- Илья Маршак
- Александра Лазарева
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА
Для симфонического оркестра:
12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла — в 1958 г.); симфоническая поэма «От колыбели до могилы» (1882); симфонии — «Фауст» (1854), «Данте» (1856); два симфонических эпизода из «Фауста» Лепау: «Ночное шествие», «Мефисто-вальс» (последний завоевал мировую популярность в фортепианной версии).
Оригинальные: Соната си минор (1853); «Годы странствий» — цикл программных пьес в 3-х тетрадях (I. «Швейцария»: «Часовня Вильгельма Телля», «На Валленштадтском озере», «У родника», «Долина Обермана», «Гроза», «Женевские колокола» и др.; II. «Италия»: «Мыслитель», «Обручение», соната-фантазия «После чтения Данте», «Сонеты Петрарки» — № 47, 104, 123 и др.; III. «Ангелус», «У кипарисов виллы д’Эсге», «Фонтаны виллы д’Эсте» и др.; в качестве Приложения ко II тетради — 3 пьесы под общим заглавием «Венеция и Неаполь»: «Гондольера», «Канцона», «Тарантелла»); «Этюды трансцендентного исполнения» (в том числе «Мазепа», «Героика», «Блуждающие огни», «Метель» — всего 12 этюдов); «Грёзы любви» — 3 ноктюрна; «Утешения» — цикл из 6 пьес; «Поэтические и религиозные гармонии» (10 пьес, навеянных поэзией Ламартина, за исключением «Погребального шествия», посвящённого памяти героев венгерской революции); «Рождественская ёлка» — цикл пьес, посвящённых внучке — Даниеле Бюлов; «Большой хроматический галоп»; 2 концертных этюда — «Шум леса» и «Хоровод гномов» и др.
Пьесы на народные темы: 19 «Венгерских рапсодий», «Румынская рапсодия», «Испанская рапсодия», «Гуситская песня», «На прощание. Русская народная песня» (посв. А. И. Зилоти) и др.
Фантазии на оперные темы: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» (Моцарт), «Гугеноты», «Роберт-Дьявол» (Мейербер), «Норма», «Пуритане» (Беллини), «Эрнани», «Риголетто», «Дон Карлос» (Верди), «Фауст» (Гуно), «Ниобея» (Пачини) и другие.
Переложения (транскрипции): Симфонии Бетховена (№ 1—9); «Фантастическая симфония», «Гарольд в Италии» (Берлиоз); увертюра «Вильгельм Телль» Россини, увертюра «Тангейзер», «Хор прях» из «Летучего голландца», «Смерть Изольды» (Вагнер); Песни Шуберта (в том числе «Лесной царь», «Маргарита за прялкой», «Приют», «Весенние упования», «Мельник и ручей»); «Этюды по каприсам Паганини» (цикл из 6 пьес содержит также «Кампанеллу» — свободную транскрипцию финала 2-го скрипичного концерта Паганини); «Марш Черномора» (Глинка), «Соловей» (Алябьев), Полонез из «Евгения Онегина» (Чайковский) и другие[68].
Для фортепиано с оркестром:
1-й концерт (ми-бемоль мажор), 2-й концерт (ля мажор), «Пляска смерти», «Фантазия на венгерские народные темы», «Большая фантазия на испанские темы» и другие.
Вокальные сочинения:
Оперы: «Дон Санчо, или Замок любви» (ноет. 1825 г.), «Сарданапал» (наброски).
Кантатно-ораториальные жанры и церковные произведения: оратория «Легенда о святой Елизавете» (окончена в 1862 г.); оратория «Христос» (окончена в 1866 г.); «Эстергомская месса» (1856); «Венгерская коронационная месса» (окончена в 1867 г.); «Крестный путь» — для хора с органом (1879); оратория «Легенда о святом Станиславе» (не окончена).
Песни: «Лорелея» (Гейне), «Как дух Лауры» (Гюго), «Горы все объемлет покой» (Гёте), «Три цыгана» (Ленау) и многие другие.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Музыка Листа
Музыка Листа Вот и первые листья Падают с веток лип. В парке музыка Листа — Лета последний всхлип. Робко сквозь тучи брезжит Снопик лучей косых, Словно прощаясь, нежит Крылышки стрекозы. Музыка воскрешает Призрак любовных грёз, Манит и обольщает Тем, что не удалось, Что
Список основных книг С. М. Голицына
Список основных книг С. М. Голицына 1. Хочу быть топографом. Издания 1936, 1953 и 1954 годов. Издана также на китайском и чешском языках.2. Сорок изыскателей. 1959 г. и еще 4 издания, последнее в 1989 г. Переведена на польский (3 издания), чешский, болгарский, румынский, словацкий,
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ Все фрагменты древних римских ораторов даются по кн.: Oratorum romanonim fragmenta liberae rei publicae. Coll. E. Malcovatti. Sec. Ed., Torino, 1955 (в тексте Malcovatti). Все фрагменты римских анналистов даются по кн.: Historicorum romanorum reliquae. Ed. H. Peter. Leipzig, 1870 (в тексте Peter). Фрагменты
Список основных источников, использованных в работе над брошюрой
Список основных источников, использованных в работе над брошюрой Архив Артиллерийского исторического музея Академии артиллерийских наук (Ленинград): оп 46 д. 542; оп. 48/1 д.д. 26, 29, 34, 37, 40, 53, 108.Центральный Государственный Военно-исторический архив (Москва): ф. 310 д.д. 764, 2863; ф. 516
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА 1. Инструмент Адкинса для определения девиации в море. Журнал «Морской Сборник», 1867, № 10.2. «Броненосная лодка «Русалка». Исследование пловучести лодки и средства, предлагаемые для усиления этого качества. «Морской
СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА:
СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА: Скрябин. М., 1916; 2-е изд.: М., 1923Клод Дебюсси. М., 1922Музыка речи. Эстетическое исследование. М., 1923Психология музыкально-творческого процесса // Искусство. 1923. № 1Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и
СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА
СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА Литературные произведенияОригинальные:1. Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских. Ч. 1–6. М., 1787–1788.2. Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени. М., 1773.3. Новейшее путешествие, сочиненное в г.
Список основных произведений Баха
Список основных произведений Баха А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):I. 198 церковных кантатII. 12 светских кантатIII. 6 мотетовIV. Рождественская и пасхальная ораторииV. Большая месса h-mollVI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-durVIII. Страсти по Матфею и
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67] .
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67]. 1811, 22 октября — В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.1817 — Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.1820, октябрь — Первый публичный концерт в Шопроне.1821 — Переезд с
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА Для симфонического оркестра:12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла
Список важнейших сочинений Роберта Шумана
Список важнейших сочинений Роберта Шумана Сочинения для фортепьяно в 2 рукиВариации Abegg, опус 1, 1830.«Бабочки», опус 2. 1830 – 1831.«Танцы давидсгондлеров», опус 6. 1837.«Карнавал», опус 9, 1834-1835.Соната № 1 фа диез минор, опус 11, 1833 – 1835.«Фантастические пьесы», опус 12, 1837.«Симфонические
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69]
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69] 1811, 22 октября — В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.1817 — Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.1820, октябрь — Первый публичный концерт в Шопроне.1821 — Переезд с
Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского
Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского Балеты1. Королева полей (Чудесница). Либр. К. Есауловой. 1961.2. Выстрел в лесу (Лесная сказка). Либр. В. Воробьева и К. Есауловой. 1966.3. Выстрел (Сорок первый). Либр. М. Газиева. 1963.4. Урал. Либр. М. Газиева.
Источник
Назовите известные тебе произведения листа для фортепиано
Фортепианные произведения образуют лучшую часть творческого наследия Ференца Листа. В них гармонично сочетались художественные индивидуальности пианиста и композитора: один помогал другому пролагать новые пути в музыкальном искусстве.
«Лист, как виртуоз, феномен из числа тех, что являются однажды в несколько столетий»,— писал Серов. Свои самые сокровенные думы Лист поверял фортепиано. Красочно и образно он сам поведал об этом: «Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь,— больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости. Его струны трепетали от моих страстей, и его послушные клавиши подчинялись любому моему капризу».
Поэтому именно в области фортепианной музыки Лист раньше всего находил новые средства выразительности, новые методы композиции. Как гениальный пианист, своим исполнением убеждавший и увлекавший многие тысячи слушателей, Лист и в композиторской практике добивался рельефного и доходчивого изложения музыкальных мыслей. С другой стороны, как непрестанно ищущий художник, одаренный гениальным творческим чутьем, он обновил весь строй и характер звучания фортепиано, сделав из него, по меткому выражению Стасова, «неведомую и неслыханную вещь — целый оркестр».
Симфоническая трактовка фортепиано — вот то новое, что привнес Лист в современное исполнительство и творчество. В двух взаимосвязанных аспектах проявляла себя его могучая фантазия: он разрабатывал оркестральную мощь звучания инструмента и одновременно обогащал его колористические возможности. В одном из писем Лист указывал, что цель его — «. приобщить дух пианиста-исполнителя к оркестровым эффектам и в ограниченных пределах фортепиано сделать чувствительными разнообразные инструментальные звуковые эффекты и оттенки». Практически в своем творчестве Лист осуществил это, насытив фортепианные произведения тембрами и мелодическим складом то медных или деревянных духовых инструментов, то скрипок или виолончелей, то громоподобных колоколов или серебристых колокольчиков и т. д.
Исходя из таких предпосылок. Лист небывало расширил выразительные ресурсы пианизма, на первый план выдвинув мощь, блеск и красочность звучания. Среди новых, открытых им приемов фортепианной техники выделим следующие.
Лист стремился использовать все регистры фортепиано: применял глубоко и сочно звучащие басы, мелодию переносил в средний, «виолончельный» регистр, а в «верхах» выявлял прозрачное, кристально-чистое звучание. Сопоставлению регистров в одновременности служили пассажи, словно одним броском охватывающие всю клавиатуру рояля (см. пример 107); он насыщал их аккордовыми комплексами, а сами аккорды давал в широком расположении (см. пример 108).
Для более выпуклой и броской передачи драматических или динамических моментов Лист широко использовал оркестровые эффекты тремоло, аккордовые трели или октавы martellato:
Особое внимание он уделял распределению звукового материала между двумя руками, их переносу и переброске в разные регистры фортепиано. Среди других излюбленных Листом технических приемов отметим пассажи октавами, двойными нотами, виртуозно используемую технику репетиций и т. п.
Все эти приемы способствовали разработке многослойной фактуры листовских произведений, развитие которых дается в нескольких динамических и колористических планах — подобно тому, как это имеет место в оркестровых сочинениях. Великий реформатор фортепианной игры учил пианистов, чтобы они «привыкали делать акценты и группировать мотивы, выставляли вперед то, что важнее, и подчиняли ему менее важное, одним словом, ставили себе нормою оркестр».
Конечно, не сразу оформились новые черты фортепианного стиля Листа. В его эволюции обычно устанавливают четыре этапа. Первый (20-е — середина 30-х годов) связан с изучением возможностей фортепиано, с подражанием бравурной манере современных виртуозов. Во втором (конец 30-х — 40-е годы) Лист вырабатывает индивидуальный стиль, обогащая свою технику и музыкальный язык новейшими достижениями композиторов-романтиков (Паганини, Берлиоз, Шопен). Третий этап (конец 40-х — 60-е годы) — вершина мастерства Листа — характеризуется оправданностью всех технических приемов требованиями выразительности и содержательности, отсутствием виртуозных «излишеств». Последний этап (70—80-е годы) ознаменован новыми исканиями: отказ от монументальных замыслов, поиски более камерного звучания, тонкой колористичности, импрессионистских красок.
В количественно огромном наследии фортепианной музыки Листа запечатлены разнообразные жанры: парафразы (свободные фантазии на темы сочинений других авторов) и транскрипции (переложения для фортепиано симфонических, органных, вокальных произведений); этюды; музыкальные картины — программные пьесы, преимущественно объединенные в циклы и сборники; сонаты; рапсодии.
Источник
Годы странствий: 7 знаменитых композиций Ференца Листа
Илья Маршак
Александра Лазарева
Отец будущего композитора, Георг Адам Лист, служил чиновником в администрации князя Эстерхази. В доме у него висел портрет Людвига ван Бетховена, который позже стал кумиром его сына. Имя, данное мальчику при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. В русскоязычных источниках чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.
Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист — игре на органе. В возрасте восьми лет Ференц впервые выступил публично, вскоре отец отвёз его учиться в Вену. С 1821 года Лист занимался игрой на фортепиано у великого педагога Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, мальчик произвёл сенсацию среди венской публики, поразив самого Бетховена.
В 1823 году, после грандиозного успеха в Вене, Лист отправился в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но по прибытии на место юный талант узнал, что туда принимают только французов. Несмотря на это, отец и сын остались во Франции. Чтобы как-то выживать, нужны были деньги, поэтому Лист стал часто давать концерты и сочинять, в основном этюды. В 1827 году умер его отец и Ференц тяжело переживал утрату. Снова вышел в свет он лишь три года спустя. В этот период композитор познакомился и завёл дружбу с Никколо Паганини и Гектором Берлиозом, что в дальнейшем отразилось на его музыке. Кроме того, на творчество Листа оказало влияние Фредерик Шопен, писавший: «Я хотел бы похитить у него манеру исполнения моих собственных этюдов».
В начале 30-х годов Лист познакомился с графиней Мари д’Агу, печатавшейся под псевдонимом Даниель Стерн. В 1835 году она ушла от мужа и вместе с Листом уехала в Швейцарию, где композитор создал сборник пьес «Альбом путешественника» (впоследствии «Годы странствий»). 12 лет спустя пара перебралась в Италию, где Ференц впервые сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. К этому времени композитор соскучился по родной Венгрии, но поскольку графиня была против переезда, они расстались.
Между 1842 и 1848 годами Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию и Турцию. В это время он влюбился в Каролину Витгенштейн, но та была замужем, и, кроме того, исповедовала католицизм — пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа Римский.
В 1848 году Ференц и Каролина обосновались в Веймаре. Выбор был обусловлен тем, что композитору были даны права руководить музыкальной жизнью города. В этот период в его репертуаре появились оперы Глюка, Моцарта, Шумана и Вагнера. К Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной он писал статьи и эссе, начал работать над книгой о Шопене.
В конце 50-х надежда на венчание с Витгенштейн окончательно растаяла, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умер его сын, что усилило мистические и религиозные чувства композитора. Вместе с Каролиной они решили ехать в Рим замаливать грехи. В 1865 году он принял малый постриг в аколиты и увлёкся духовной музыкой. В 1886 году, на одном из вагнеровских фестивалей в Байройте, Лист серьёзно простудился. Здоровье композитора начало резко ухудшаться. 31 июля его не стало.
За отведённые ему 74 года Лист создал 647 произведений. Как композитор он сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры, а также стал родоначальником таких инструментальных жанроы, как рапсодия и симфоническая поэма. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку самых известных произведений мастера.
1. «Hungarian Rhapsody No.2»
[OBJ Ференц Лист — Hungarian Rhapsody No.2]
2. «Prometheus»
[OBJ Ференц Лист — Prometheus]
3. «Mephisto Waltz»
[OBJ Ференц Лист — Mephisto Waltz]
4. «Consolation No.3»
[OBJ Ференц Лист — Consolation No.3]
5. «Funérailles»
[OBJ Ференц Лист — Funérailles]
6. «Un Sospiro»
[OBJ Ференц Лист — Un Sospiro]
7. «Mazeppa»
[OBJ Ференц Лист — Mazeppa]
Источник