Название фортепиано соната номер 21 бетховен

Соната №21 – «Аврора» (C-dur)

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Бетховен

С этой сонатой связана еще одна линия бетховенского творчества – лирико-пасторальная. От более ранних сонат, обращенных к теме природы (например, от безоблачной 15-ой) «Аврора» отличается монументальным размахом и пафосом действенности, пришедшими на смену созерцательности. Ее содержание никак не исчерпывается образами пробуждающейся природы, с которыми связано название сонаты («Аврора» – утренняя заря). Произведение воплотило идею радости, могучего подъема активных сил, слияния с жизнью природы. Как и в VI -й симфонии, природа является символом естественности, вольной жизни, духовного обновления.

Ромен Роллан назвал «Аврору» «белой сонатой». Действительно, в ней нет контрастов мрака и света, яростных схваток, трагических акцентов. Музыка излучает свет, радость, энергию, она полна влюбленности в жизнь.

Пожалуй, самое примечательное свойство «Авроры» – огромная роль в ней народного начала. Оно выступает здесь гораздо ярче, чем в других сонатах, видимо потому, что для Бетховена близость к природе подразумевает контакт с народом. Многие темы 21-й сонаты отмечены близостью к фольклору (побочная тема I части, оба эпизода финального рондо). Более того: Бетховен, так редко цитировавший народно-песенный материал, кладет в основу финала подлинную нижнерейнскую мелодию. Да и само обращение к рондо, т. е. форме народного происхождения, связанной с народными хороводами, весьма характерно.

Оригинально решена в «Авроре» проблема цикла: вместо первоначально задуманной развернутой медленной части Бетховен ввел в сонату краткую интродукцию. Она связала 1ч. с финалом, контрастно оттенив их праздничный блеск. В логике образного развития можно усмотреть поэтич. «сюжет»: на смену оживленному шумному дню (1 часть) приходит тихая ночь (интродукция), которая, в свою очередь, сменяется нарождающейся зарей нового утра.

Читайте также:  Бас гитара фендер джаз бас стандарт

1 часть, Allegro con brio (C-dur)

Звучание главной темы сонатного Allegro I части подобно разноликим голосам самой жизни. Настойчивая аккордовая репетиция в низком регистре, в которую вплетаются краткие гаммообразные мотивы с форшлагами – гениальная фактурная находка Бетховена. В сочетании с небывалой интенсивностью тонального развития (целая «радуга» красок, удивительно свежих, неожиданных, благодаря терцовым и большесекундовым сдвигам — напр. С — G В — F ), «разгорающимися» crescendo это дает ощущение неоглядного пространства, приволья.

В п. п. на смену токкатности является песенность, близкая народной музыке. Замедляется движение, дыхание становится более глубоким, спокойным. Фактура приобретает черты торжеств.хорала. В целом, побочная воспринимается как обобщенный образ радости, светлой гармонии, упоения жизнью.

Тональность побочной — Е — dur ( в Rp — А — dur ). С С — dur ‘ o м гл. партии они находятся в красочном терцовом соотношении (что будет типично для романтиков).

Интересная особенность сон. формы 1 части — двойное экспонирование тем: и гл. и п. п. излагаются по 2 раза, во втором проведении фактурно варьируются. Это сближает сонату с жанром концерта, напоминая сопоставление «оркестр — солист».

Разработка развивает мотивы гл. темы и триольную фигурацию из побочной. Сохраняется динамичный напор и энергия, но муз. краски становятся более темными (в основном, за счет частых отклонений в минорные тональности). Большая кода еще раз проводит обе темы, причем гл. с элементами мотивного развития.

2 часть, Adagio molto (F-dur)

Атмосфера интродукции ( Molto adagio ) — это покой, мечтательная задумчивость, созерцание. Речитативные интонации, приглушенная звучность, красочная альтерационная гармония, сопоставления далеких тональностей (в качестве главной — F — dur ) создают волшебный ночной пейзаж, словно освещенный таинственным мерцающим светом. Музыка льется очень свободно, производя впечатление импровизационности, вместе с тем оформляется в четкую репризную 3-х частность: 9т. — 7т. — 13т. Средний раздел отмечен появлением более широкой, певучей мелодии в виолончельном регистре.

3 часть, Alegretto moderato (C-dur)

Музыка финала ( как и 1 часть С — dur ) окрашена в ясные, жизнерадостные тона и сочетает поэтич. пасторальность с могучим напором жизненной энергии. Это самое грандиозное их всех 5 — ти частных рондо, пронизанное «сквозным» развитием от нежного образа утренней зари, пробуждающейся и расцветающей природы (1-ое проведение рефрена) к картине буйного народного веселья и восторженного ликования в коде.

Простенький народный танец, положенный в основу рефрена, превратился у Бетховена в тему удивительной красоты: она появляется на рр в высоком регистре на мягком фигурационном фоне сопровождения, с трелями. Ее ясная диатоника расцвечивается контрастами одноименных ладов ( С — с ). Тема рефрена чередуется с двумя минорными эпизодами рондо (один в параллельном, другой в одноимен. миноре). Оба имеют характер элергичного народного танца, контрастируя основной теме низким регистром и мощным f . Очень большая связующая часть от 2го эпизода к 3 проведению рефрена говорит о симфонизации формы рондо. По масштабу и характеру развития она соизмерима с сонатной разработкой (развивает интонации рефрена).

Огромная кода ( Prestissimo ), включающая элементы концертных каденций, поднимает развитие на новую, высшую степень, раскрывая идею слияния человека с природой. Тема рефрена превращается в коде в стремит. народный танец.

Источник

Соната для фортепиано № 21 (Бетховен)

Сона́та для фортепиа́но № 21 до мажор, op. 53 («Вальдштейновская», ее также называют «Авророй») была написана Бетховеном в 1803—1804 годах, опубликована в мае 1805 года и посвящена графу Фердинанду фон Вальдштейну, другу и покровителю композитора.

В сонате три части:

  1. Allegro con brio
  2. Introduzione: Adagio molto
  3. Rondo. Allegretto moderato — Prestissimo

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Соната для фортепиано № 21 (Бетховен)» в других словарях:

Соната для фортепиано № 19 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 19 соль минор, op. 49 № 1 сочинение Людвига ван Бетховена, написанное предположительно в середине 1790 х гг. и опубликованное в 1805 г. вместе с Сонатой № 20 под общим названием «Лёгкие сонаты»… … Википедия

Соната для фортепиано № 20 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 20 соль мажор, op. 49 № 2 сочинение Людвига ван Бетховена, написанное предположительно в середине 1790 х гг. и опубликованное в 1805 г. вместе с Сонатой № 19 под общим названием «Лёгкие сонаты»… … Википедия

Соната для фортепиано № 7 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 7 ре мажор, op. 10 № 3, была написана Бетховеном в 1797 1798 годах и посвящена графине Анне Маргарите фон Браун. В сонате четыре части: Presto Largo e mesto Menuetto (Allegro) Rondo (Allegro) Содержание 1 Ссылки … Википедия

Соната для фортепиано № 3 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 3 до мажор, op. 2 № 3, была написана Бетховеном в 1794 1795 годах, вместе с сонатами № 1 и № 2, и посвящена Йозефу Гайдну. В сонате четыре части: Allegro con brio Adagio Scherzo. Allegro Allegro assai… … Википедия

Соната для фортепиано № 27 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 27 ми минор, op. 90, написана Бетховеном в 1814 году и опубликована год спустя с посвящением графу Морицу Лихновскому. В сонате две части, впервые у Бетховена обозначенные на немецком языке: Mit Lebhaftigkeit und… … Википедия

Соната для фортепиано № 26 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 26 ми бемоль мажор, op. 81a («Прощальная») была написана Бетховеном в 1809 1810 годах. Она посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому и получила своё название по случаю его вынужденного отъезда из Вены во время… … Википедия

Соната для фортепиано № 8 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 («Патетическая») соната для фортепиано немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Соната была сочинена в 1798 1799 годах и впервые опубликована в декабре 1799 года под названием «Большая… … Википедия

Соната для фортепиано № 32 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 32 до минор, op. 111 последняя фортепианная соната Бетховена и одно из последних его сочинений для фортепиано вообще. Она была написана в 1821 1822 годах и посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Соната … Википедия

Соната для фортепиано № 10 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 10 соль мажор, op. 14 № 2 была написана Бетховеном в 1798 году и опубликована вместе с Девятой сонатой. Также, как и Девятая, она посвящена баронессе Йозефе фон Браун. В сонате три части: Allegro Andante Scherzo … Википедия

Соната для фортепиано № 11 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 11 си бемоль мажор, op. 22, была написана Бетховеном в 1799 1800 годах и посвящена графу фон Брауну. В сонате четыре части: Allegro con brio Adagio con molt espressione Menuetto Rondo. Allegretto Ссылки Ноты… … Википедия

Соната для фортепиано № 12 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 12 ля бемоль мажор, op. 26, была написана Бетховеном в 1800 1801 годах и впервые опубликована в 1802 году. Она посвящена князю Карлу фон Лихновскому. В сонате четыре части: Andante con variazioni Scherzo,… … Википедия

Источник

Соната для фортепиано №21 C-dur Op. 53 «Аврора»

Соната известна как «Аврора» или «Вальдштейн» (Waldstein-sonate).

В сонате три части:
1. Allegro con brio
2. Introduzione: Molto adagio
3. Rondo: Allegro moderato

Эта соната, посвященная графу Вальдштейну, хорошему музыканту, одному из боннских покровителей и друзей Бетховена, была опубликована в 1805 году под названием «Большой сонаты». Ее первоначальные наброски возникли еще в 1800 году, а окончание, по-видимому, относится к 1804 году, когда Бетховен летом жил в Дёблинге. Соната получила популярное прозвание «Авроры»1, выражающее роль образов природы в этом произведении.

Обостренное внимание Бетховена к природе2 питалось не только потребностью отвлечься от волновавших его страстных переживаний, но и возросшей тягой к одиночеству. Углубившаяся болезнь слуха делала общение Бетховена с людьми все более затруднительным и мучительным. В одиночестве композитор находил желанный отдых, а всегдашняя горячая любовь к природе делала этот отдых увлекательным и творчески плодотворным.

В «Авроре» заметно дальнейшее блестящее развитие виртуозного пианизма Бетховена, поднимающего тут на новый уровень принцип токкатности. Эти внешние черты сонаты op. 53, к сожалению, заслонили от многих исследователей и исполнителей ее возвышенные поэтические образы.

Подобный промах хорошо охарактеризован Роменом Ролланом. «Произведение это, столь знаменитое, — пишет Роллан, недостаточно понято. Пианистическая перегруженность, которая покрывает его блестящей сеткой виртуозности, часто мешает уловить его интимность. Так привыкли к трагическому лицу Бетховена, к его властному жесту, широкому рисунку, обличающим чертам его страстных мотивов, что когда он якобы беспечно перебирает клавиши своими проворными толстыми пальцами, как на загородной прогулке короткими ногами, — нельзя предположить всей напряженности мечтаний, поющих под этим легким дождем гамм и пассажей, и твердости воли, бодрствующей в этом сновидении. Эта белая соната в до-мажоре, текущая, как чистая вода, опьянительнейшее восхищение природой, подчиненное разуму».

Если соната ор. 28 явилась первым крупным подступом к «Пасторальной симфонии», то соната ор. 53 — второй подобный подступ.

Но воплощение природы тут уже принципиально иное, чем в сонате op. 28. На место созерцательности приходит действенность. Бетховен претворяет самую динамику природных явлений. А это ценнейший результат развития бетховенского реализма, стремящегося преодолеть старую противоположность пасторального и героического, дать новое, активное решение эстетики природы. Кроме того, и «Авроре углублены связи Бетховена с фольклором (см. ниже).

Вторая часть Iniroduzione (Adagio molto, F-dur) можно лишь с натяжкой считать отдельной частью.

Известно, что Бетховен вначале написал обширную вторую часть в виде Andante grazioso con moto (в фа-мажоре), но затем исключил ее из сонаты (по советам друзей, полагавших, что соната слишком разрослась) и заменил данным «вступлением».

Нельзя не согласиться с мотивами изъятия Andante, которые обосновывает Ромен Роллан: «. слишком растянутое мечтание приводило к тому, что терялся самый сюжет мечтаний; оно отрывалось от всего произведения. Между двумя большими картинами начального allegro и рондо, переливающегося через обычные рамки, с их залитыми солнцем пространствами, достаточно тени от облака на равнине, несколько мечтательных мазков. Никакой болтовни о себе с собой самим! «Я» выпито природой. ».

Тут же Ромен Роллан отмечает важное обстоятельство — временное исчезновение из фортепианных сонат Бетховена глубокомысленных и сердечных Adagio (вплоть до сонаты ор. 106, где Adagio снова играет огромную роль в сонатном целом). «Можно подумать, — пишет Ромен Роллан, — что Бетховен в зрелости своего классического периода остерегался своей природной склонности к сентиментальной выразительности. Начиная с сонаты «Аврора» до ор. 106, он сокращает до минимума признания своих adagio. Зато оба allegro, особенно последнее, расширяются и по длительности и по значительности».

Соображение Ромена Роллана очень верно — с той поправкой, что роль Adagio падает в фортепианных сонатах задолго до «Авроры». В ряде предыдущих сонат медленные части или недостаточно медленны и сосредоточены (как в сонате ор. 28), или рудиментарны (как в сонате ор. 27 № 1), или избегают глубины душевной откровенности (как в сонатах ор. 31 №№ 1 и 2), или вовсе отсутствуют (как в сонате ор. 31 № 3). В этом, безусловно, сказалось стремление Бетховена среднего периода к действенности, подвижности и моторности образов.

Возвращаясь к интродукции финала, отметим, что, не будучи самостоятельной частью по форме, этот фрагмент все же самостоятелен по содержанию и перерастает функцию вступления, как такового. Ромен Роллан уловил тут «состояние бетховенской души среди мирных полей».

Following the acquisition of an Erard fortepiano in 1803, Beethoven was inspired to write this sonata, one of the finest among his 32. The composer had known for about two years that he was losing his hearing, but he was far from complete deafness. The crisper tones of the new instrument were much more appealing to him than his old Walter piano. This sonata, dedicated to the composer’s patron and friend Count Ferdinand von Waldstein, came on the scene as a great challenge for pianists. The first movement, marked Allegro con brio, begins with a rhythmic, driving, obsessive theme that creates an enormous sonic space and a veritable energy field between the hammering chords in the left hand and the right hand’s completion of the phrase, several octaves higher. Reiterated, starting from a slightly lower register, the theme seems less energetic, but the effect is deceptive. While the energy level remains high, additional ideas are developed, and the second subject is introduced as each of these ideas strives to dominate the composition’s discourse. This second subject, in E major, introduces a moment of tranquillity, but calm quickly dissipates, moving toward a brilliant, triumphant finish with the underlying rhythmic intensity of the main theme. The development section begins with a darker cast to the main theme, which then goes off into a new direction. The previous materials become interlaced and developed, and this process generates considerable tension. In the reprise that follows, Beethoven ingeniously avoids a mere restatement by expanding on the phrase at the end of the main theme’s first reappearance. There are many other deft touches here, including the brilliant coda based on the main theme. The second movement, bearing the marking Introduzione (Adagio molto), is short, serious, and introspective, drawing its immense dramatic power from the many figurative transformations of the initial three-note utterance spanning the interval of a sixth. Significantly, the mysterious, contemplative mood of the opening is enriched by the expressive lyricism of the melody appearing in the middle part. This counterpoint of pure lyricism and contemplation constitutes the essence of the movement. Originally, Beethoven wrote what is now known as the Andante favori as the second movement, but decided not to include a movement he considered too long. Without pause, the music emerges from the philosophical atmosphere of the Adagio and blossoms into the brilliant main theme of the finale, marked Rondo (Allegretto moderato). This melody, appearing as seven notes then repeating all but the last, has a pastoral quality in its quieter moments at the beginning. However, Beethoven transforms this tranquil mood into one of ecstatic celebration, spelled out by colorful sprays of notes that establish a harmonic base. As the theme develops and new ideas are introduced, the dramatic intensity of the movement, reinforced by a repetitive octave-figuration in the left hand, yields to moments of fatigue. However, the main theme returns, imposing a triumphant and joyous sense of order, and a scintillating coda completes the composition. With its mighty rhythmic drive, harmonic inventiveness, thematic incandescence, and wealth of ideas, this sonata is one of the great works of the piano repertoire.

(All Music Guide)

  • 1. Аврора — утренняя заря (римская мифология)
  • 2. См., например, письмо(1807) к Терезе Мальфатти.

Источник

Оцените статью