Название клавиш для пианино

Название клавиш для пианино

Игра на фортепиано приносит массу удовольствия, но при соблюдении определённых условий. Одним из таких условий является содержание самого инструмента в порядке. Настройте ваше фортепиано, и Вы увидите, что на настроенном инструменте играть намного приятнее!

Словарь терминов

Вагебанк — средний брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.

Верхняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий верхнюю часть пианино, находящуюся над клавиатурой.

Вирбель/колок — металлический стержень, предназначенный для закрепления и натяжения струны.

Вирбельбанк/колковая доска/колковый щит — многослойный деревянный щит, состоящий из нескольких слоёв прочных и вязких пород дерева (бук, клён), в который вбиваются металлические колки (вирбели), служащие для закрепления и натяжения струн.

Гаммербанк — прочная деревянная или алюминиевая горизонтальная планка , на которой монтируются все узлы молоточкового механизма.

Гаммерштиль — деревянный стержень, несущий на себе молоток.

Дека — резонансный щит в пианино (рояле), изготовленный из специально отобранной резонансной ели. На обратной стороне деки, перпендикулярно волокнам дерева, расположены так называемые рипки — бруски из качественной ели. Задача деки — усилить звук фортепиано. Дека своими краями наклеивается на переднюю сторону футора.

Демпфер (нем. dämpfer — глушитель от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения и предотвращения колебаний струн; проще говоря — глушитель струн.

Демпфергальтер — основная часть демпферного узла, предназначенная для крепления демпферов.

Друк клавиатурный — глубина опускания передней части клавиши от исходного положения до упора в суконную друкшайбу штульрамы.

Друкклётц — шаблон для измерения друка клавиш.

Друкшайба — деталь в виде шайбы с отверстием по центру, располагающаяся на переднем штифте клавиатуры. Имеется 2 вида друкшайб: суконные (из толстого сукна) и бумажные — для тонкой регулировки .

Интонировка — процесс изменения тембра (окраски) звука и его качества путём обработки молоточковых головок.

Канитель — навивка из медной проволоки на струнах в басовом и, частично, среднем регистрах.

Клавиатура — механизм, состоящий из 85 или 88 белых и чёрных клавиш, расположенных на деревянном щите — штульраме. Клавиатура большинства современных пианино и роялей состоит из 88 клавиш. Встречаются рояли и с бОльшим количеством клавиш: к лавиатура роялей «Bösendorfer» состоит из 97 клавиш; расширенная клавиатура роялей «Stuart and Sons» имеет 102 клавиши.

Клавиша — часть клавиатуры фортепиано, предназначенная для передачи энергии пальцев пианиста механике фортепиано. Чаще всего к лавиатура фортепиано содержит 52 белые и 36 чёрных клавиш («полутона», или «диезы»). Клавиши фортепиано изготавливаются исключительно из дерева. На деревянную основу клавиш приклеиваются соответствующие накладки белого или чёрного цвета.

Клап (клавиатурная крышка) — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.

Консоль пианино — вертикальная фигурная стойка в корпусе пианино, соединяющаяся вверху с бачкой, а снизу — с ножкой пианино. Консоли не являются обязательным конструктивным элементом и присутствуют не во всех моделях пианино .

Контрфенгер — тормозной башмачок — часть молоточкового узла в механизме фортепиано, взаимодействующая с фенгером .

Молоток ( ч асть механики фортепиано ) — деталь из плотного войлока, закрепленного на деревянной основе, предназначенная для извлечения звука путём удара по струне .

Мостик басового штега — часть басового штега, которая служит для передачи звуковых колебаний струн на штег и далее — на деку.

Настройка фортепиано — установление заданной высоты для каждого тона звукоряда пианино (рояля) . В широком (точнее сказать, народном) значении слова под настройкой понимают комплекс работ по обслуживании фортепиано, включающий в себя собственно настройку, а также, мелкий ремонт, регулировку, интонировку и т.д.

Накладка клавиши — внешняя часть клавиши белого или чёрного цвета. Отличаясь по цвету и высоте, накладки обеспечивают пианисту необходимые визуальные и тактильные ощущения. Белые накладки изготавливаются из пластика либо слоновой кости. Для изготовления чёрных накладок (полутонов) используется пластик, либо чёрное дерево, либо (редко) другие сорта твёрдой древесины, окрашенные в чёрный цвет. В связи с запретом на торговлю слоновьей костью в современных пианино и роялях для белых клавиш используют только пластик. Некоторые фирмы в качестве компромисса используют с добавлением органических веществ.

Нахдрук — дополнительный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпилера из-под молоточкового узла (иными словами, после момента срыва ауслезера). Нормальный нахдрук должен составлять ровно 2 мм.

Нижняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий нижнюю часть пианино, находящуюся под клавиатурой .

Обвязка рамы футора — часть рамы футора, расположенная горизонтально и служащая для соединения со шпрейцами.

Панцирь — часть металлической рамы, закрывающая вирбельбанк.

Педаль, педальный механизм — одна из важных систем в устройстве фортепиано, состоящая из 2 или 3 педалей, штоков, педальных цуг и регулировочных винтов.

Правая педаль отодвигает демпферы от всех струн одновременно , вследствие чего звук всех нажатых клавиш «тянется» и гаснет только после отпускания педали.

Левая педаль приближает все молоточки к струнам, чем уменьшает силу удара молотков. Как следствие, при нажатой левой педали звук пианино становится более тихим. В рояле левая педаль работает по другому принципу, но достигая той же цели — уменьшения силы звука: механика сдвигается в сторону, вследствие чего молоточки начинают бить по двум струнам вместо трёх.

Средняя педаль пианино (её часто называют третьей педалью) располагается между правой и левой педалями. Средняя педаль пианино опускает так называемый модератор, вследствие чего сила звука во много раз уменьшается. В роялях средняя педаль имеет совершенно иное назначение и служит для задержания отдельных демпферов в поднятом состоянии.

Источник

Почему у пианино 88 клавиш?

Краткая предыстория

Все мы знаем, что такое раскладка клавиатуры на фортепиано. И если вы хоть немного знакомы с каким-либо инструментом, то наверняка знаете названия всех или некоторых клавиш и их обозначения.

Но задавались ли Вы когда-нибудь вопросом, почему начало октавы обозначается буквой «С»? И почему именно буквы С, D, E, F, G, A, B, а не другие, выбраны для обозначения клавиш и аккордов? И кто придумал, что надо расположить черные клавиши именно такими группами: по две и по три? Действительно, может ли такое быть, чтобы расположение клавиш фортепиано могло быть другое?

Конечно мы можем догадаться, что все не случайно. Ведь издавна существовала определенная наука, которая послужила основой для современной раскладки клавиш на фортепиано. И все это начиналось давным-давно…

Первые семь нот

Когда ранние музыканты впервые придумывали музыку и создавали первые музыкальные инструменты, им нужно было понять, какой язык надо придумать, чтобы точно передать звучание своей мелодии.

Они заметили, что все звуки природы можно сопоставить с определенным музыкальным тоном и все они могут быть как бы измерены. Например, звук летящей стрелы или лай собаки. Теперь мы можем это объяснить, потому что знаем, что все слышимые нами звуки имеют свою частоту – число колебаний в секунду (от 20 до 20000 Герц). К примеру, средний сигнал автомобиля звучит как «фа диез минор» (F#), а часто состоит из двух тонов, звучащих вместе «фа диез и ля» (F# и A).

Интересно отметить, что первый клавишный инструмент, изобретенный в Греции более чем 2300 лет назад, содержал клавиатуру только из семи основных нот. И сегодня мы видим те же семь основных клавиш в современной раскладке фортепиано. Однако тогда, в Древней Греции, не существовало черных клавиш, которые есть сегодня.

Единственная общая черта между древней раскладкой клавиш и современной состоит в том, что это были деревянные клавиши, лежащие горизонтально. Слева шли самые низкие басовые звуки и постепенно переходили вправо в высокие.

Нажимая каждую клавишу последовательно слева направо, древние музыканты поняли, что первые семь звуков были неповторимы, то есть уникальны. Поэтому их поместили отдельно. Однако восьмая клавиши звучала так же как и первая, имея двойную частоту первого звука. И если эти две клавиши нажать одновременно, то они звучали в унисон, что в последствии было названо «октава». Поскольку опытным путем было установлено, что эти два звука были одинаковыми нотами, то далее последовательность клавиш просто повторилась. Этим семи основным нотам присвоили обозначения из букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G.

Как 7 основных нот превратились в 12.

Первый в мире клавишный инструмент назывался гидравлис. Это был античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды.

К 757 году н. э. этот инструмент открыл путь в западный мир, где его приняла католическая церковь. За следующие пять веков этот инструмент подвергся множественным преобразованиям и превратился в современный орган, который известен нам сегодня. Однако в 1200 году н.э. средневековый орган все еще использовал те самые основные семь нот, которые унаследовал от своего предшественника — гидравлиса.

В то время стало очевидно, что этот ограниченный набор звуков был весьма однообразен, ведь органисты могут использовать всего несколько тональностей, ладов и аккордов. В процессе изменения старинной музыки они стали экспериментировать с разными подходами к теории музыки и с основными семи звуками. В итоге к основным нотам добавилось еще пять дополнительных полутонов.

Если Вы изучите современное расположение нот, то увидите, что оно структурировано вокруг гармонического лада до мажор или ля минор. То есть, чтобы играть в до мажоре или в ля миноре не нужно использовать черные клавиши. Первый клавишный инструмент, созданный в 250 году до н. э. также был разработан для до мажора и ля минора.

Попробуйте помузицировать без использования черных клавиш некоторые время и вы поймете, насколько были ограничены древние музыканты и как трудно им было создавать красивые и разные музыкальные композиции. Так что после нескольких веков игры только в двух тональностях средневековые музыканты пришли к выводу, что их версия клавиатуры была не достаточно полной.

Таком образом, примерно в XIII веке пять полутонов были определены и добавлены в существующую раскладку нот. Объединение этих семи основных и пяти дополнительных нот дали музыкальному миру огромное разнообразие тональностей, четырнадцать новых ключевых знаков и почти бесконечное число аккордов.

Теперь в дополнение к до мажору, который основан только на белых клавишах, композиторы могли сочинить музыку, используя мажорные лады других нот, включая черные клавиши.

За следующие 700 лет это новое улучшенное расположение клавиш фортепиано послужило мощным стимулом для развития западной музыки. Также это положило новое начало в развитии органного строения, его механических новаций и тщательно продуманного дизайна.

Это был XVIII век, который стал золотым веком органа. Он достиг своей кульминации в сочинениях самого знаменитого органиста, которого когда-либо знал мир, — Иоганна Себастьяна Баха. Бесчисленное множество уникальных произведений никогда не были бы написаны и услышаны нами, если бы пять черных клавиш не были добавлены в состав основных белых нот.

88 клавиш

Современный стандарт подразумевает наличие 88 клавиш (полутонов) у фортепиано.

На практике же, встречаются инструменты с 85 клавишами, 73, и даже 61. Последние два — электронные инструменты. Однако, существуют фортепиано и с большим количеством клавиш чем 88.

Источник

Расположение нот на клавиатуре пианино

Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Итак, вот что мы выяснили:

  • Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
  • Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
  • Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
  • Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
  • Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
  • Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.

Какие бывают октавы на фортепиано?

Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.

Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.

Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.

Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.

Для чего нужны черные клавиши?

С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.

В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).

ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.

И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:

Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).

Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:

Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!

Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.

Источник

Читайте также:  Наутилус помпилиус гулять по воде аккорд
Оцените статью