Урок 6. Музыкальные инструменты
Перед вами заключительный и, пожалуй, самый интересный урок курса. Здесь вы наконец-то сможете применить полученные знания на практике. Например, выбрать, какой музыкальный инструмент вам более всего подходит для изучения, или узнать что-то новое относительно освоения того инструмента, на котором уже играете.
Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги и обучающие видеоматериалы, которые облегчат вам первые шаги в освоении интересующего музыкального инструмента.
Содержание:
Рекомендуем прочитать обо всех инструментах, даже если вы уже определились со совими музыкальными предпочтениями. Это расширит ваш кругозор и упростит взаимодействие с другими музыкантами, если вы захотите играть в группе.
Какой инструмент выбрать
Если вы хотели бы научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но не знаете, на каком именно, учитесь играть на гитаре или скрипке. В случае чего их будет гораздо проще занести в подземный переход, чем рояль или ударную установку, поэтому монетизация навыка будет более простой с организационной точки зрения. Это, конечно же, шутка. Если серьезно, то рояль – это Король музыкальных инструментов. Рояль считается основным видом фортепиано, и именно фортепиано рекомендуется для начального обучения музыке детей.
Фортепиано и пианино
Первое фортепиано собрал мастер по изготовлению клавесинов итальянец Бартоломео Кристофори в 1709 году. На сегодняшний день различают несколько разновидностей фортепиано. Это инструменты с горизонтальным расположением струн внутри корпуса, к которым относятся рояль и четырехугольное фортепиано, и инструменты с вертикальным расположением струн внутри корпуса, к которым относятся пианино, пиано-лира, пиано-буфет и другие модификации инструмента.
Очень желательно первые шаги на музыкальном поприще делать под руководством преподавателя. Во-первых, вам могут понадобиться советы или услуги профессионала по настройке музыкального инструмента. Проверить, насколько точно настроен инструмент, можно с помощью приложения Pano Tuner, разрешив приложению доступ к микрофону. Так выглядит интерфейс приложения:
Уточним, что по умолчанию любой тюнер для музыкальных инструментов предустановлен на частоту 440 Гц, что соответствует ноте «ля» 1-й октавы. Нотно-клавишное соответствие вам знакомо еще с первого урока, поэтому, нажав любую клавишу, вы без труда поймете, та ли это нота, а зеленое поле над латинским обозначением ноты даст понять, находится ли отклонение звука в пределах допустимой нормы или инструменту нужна серьезная перенастройка. Напомним еще раз, как расположены ноты на клавиатуре фортепиано:
И вторая причина, по которой первоначальное освоение музыкального инструмента стоит начинать под личным контролем преподавателя. При всем обилии музыкальных материалов в Интернете, вам не смогут, как говорят профессионалы, заочно «поставить руку» так, чтобы вы играли правильно и при этом не уставали.
Самоконтроль тут тоже вряд ли помощник, потому что начинающий пианист не всегда адекватно воспринимает, что именно он должен контролировать. Более того, далеко не все видеоуроки на YouTube, даже весьма хорошо подготовленные, уделяют постановке рук должное внимание. Или хотя бы напоминают, что кисти рук должны быть примерно в таком положении, в каком удобно держать, но не сжимать яблоко.
Именно поэтому оптимальный вариант для начала обучения – живой урок и личное общение с преподавателем. Если таких возможностей нет, стоит записаться на занятие по «Скайпу» и заранее установить камеру смартфона так, чтобы преподавателю было хорошо видно, как вы сидите за инструментом, как держите руки и т.д.
Если попасть к преподавателю даже на урок онлайн не представляется возможным, изучите заранее советы по правильной посадке и постановке рук, которые дает автор книги «Еще раз о фортепиано» [М. Москаленко, 2007]. Для наглядности можно изучить специальный урок, посвященный посадке за инструмент и постановке рук. Интересно, что он идет в курсе обучения вторым, но если вы изучите его первым, думается, автор не обидится:
После этого приступайте к самостоятельным занятиям по урокам, найденным в Интернете. Учитывая, что вы уже практически завершили наш курс по основам теории музыки, вы можете взяться за урок, который сразу предлагает начать с построения аккордов. И вы с этим справитесь:
Кроме того, можно рекомендовать для самостоятельного ознакомления «Самоучитель игры на пианино», с помощью которого вы сможете адаптировать полученные знания по теории музыки применительно к этому музыкальному инструменту [Д. Тищенко, 2011]. Многое вам уже известно, т.к. мы начали постепенное знакомство с клавишными инструментами еще на 1-м уроке. А если вы затрудняетесь с выбором, на каком именно материале вам отрабатывать свое музыкальное мастерство, можем посоветовать «Современные зарубежные хиты в легком переложении для фортепиано» [К. Герольд, 2016].
Тем, кому некуда ставить дома фортепиано или кто хотел бы освоить какой-то более современный вариант клавишного звучания, предлагаем начать учиться играть на синтезаторе.
Синтезатор
Ввиду того, что сегодня в моде электронная музыка, а поп- и рок-группы в качестве инструментальной поддержки часто используют синтезатор, предлагаем познакомиться с ним поближе. В отличие от обычного фортепиано, клавиатура стандартного синтезатора охватывает 5 октав, а не 7. Другими словами, если диапазон фортепиано от контроктавы до четвертой октавы, диапазон синтезатора – от большой до третьей октавы.
При необходимости можно сместить (транспонировать) тональность клавиатуры и получить в свое распоряжение недостающую четвертую октаву (если транспонировать вверх) или контроктаву (если транспонировать вниз). Суммарное звучание останется прежним, т.е. 5 октав, но будет охватывать диапазон либо от контроктавы до второй октавы, либо от малой октавы до четвертой.
Есть образцы синтезаторов всего на 3-4 октавы, но они мало распространены и не слишком применимы на практике. Условно говоря, певице Ани Лорак с ее диапазоном в 4,5 октавы такого инструмента не хватило бы даже для распевки и разогрева голоса.
В Интернете немало уроков в помощь начинающим музыкантам. Выбирать лучше те курсы, где материал систематизирован от простого к сложному. Оптимальный вариант, когда обучение сопровождает ознакомительный инструктаж, как пользоваться электронной частью синтезатора и какие дополнительные функции, кроме собственно музицирования, там доступны. Например, можно пройти бесплатный курс, обучающий игре и работе с функционалом синтезатора Yamaha PSR-2000/2100:
Всего в этом курсе 8 уроков, охватывающих базовые понятия теории музыки применительно к игре на синтезаторе, и эксклюзивные возможности синтезаторов, которых нет у большинства других инструментов. Например, у синтезаторов и цифровых пианино имеется функция автоаккомпанемента.
Если же вы желаете обучиться игре на клавишном инструменте, но таком, который можно взять с собой на вечеринку или в гости, выбирайте аккордеон.
Аккордеон
Аккордеон – горячо любимый многими поколениями европейцев и россиян инструмент. Его изобрел в 1829 году австрийский органный мастер армянского происхождения Кирилл Демьян, а помогли ему в этом его сыновья Гвидо и Карл.
Нашим прабабушкам и прадедушкам он заменял на танцах музыкальное сопровождение целой группы ввиду отсутствия таковых в сельских клубах. В зависимости от модели, левая кнопочная часть аккордеона может воспроизводить басовые ноты или даже целые аккорды. Собственно, отсюда и пошло название инструмента «аккордеон». Диапазон левой части большинства стандартных моделей составляет от «фа» контроктавы до ноты «ми» большой октавы.
Клавиатура, расположенная у аккордеона с правой стороны, т.е. под правой рукой аккордеониста, аналогична клавиатуре фортепиано. Звукоряд большинства моделей аккордеонов начинается с «фа» малой октавы и захватывает ноту «ля» 3-й октавы. 45-клавишные образцы играют в диапазоне от «ми» малой октавы, берут ноту «до» 4-й октавы и имеют функцию транспонирования тональностей. Регистр «Фагот» понижает диапазон на одну октаву, регистр «Пикколо» повышает диапазон на одну октаву.
Начинать учиться игре на аккордеоне лучше с преподавателем, однако при наличии какого-то опыта общения с клавишными можно взяться за дело самостоятельно. Например, можно посмотреть видеоуроки на YouTube:
А еще вам в помощь книга «Школа игры на аккордеоне» [Г. Наумов, Л. Лондонов, 1977]. Если вы желаете приобщить к этому замечательному инструменту деток, рекомендуем книжку «Учимся играть по нотам: начальный курс игры на аккордеоне для детей» [Л. Биткова, 2016].
Музыкальный инструмент, похожий на аккордеон, только с кнопками вместо клавиш с правой стороны, называется баяном. Разнообразие моделей достаточно велико: правая сторона может иметь от 3 до 6 рядов кнопок, левая – 5-6 рядов кнопок. Получить общее представление об игре на инструменте можно, посмотрев обучающее видео с YouTube:
Немало полезного можно почерпнуть из книги «Самоучитель игры на баяне» [А. Басурманов, 1989]. Там есть основы нотной грамоты применительно к данному инструменту и мелодии для самостоятельного разучивания. А мы продолжим знакомиться с наиболее массово востребованными музыкальными инструментами.
Гитара, электрогитара, бас-гитара
Конечно же, гитара – один из наиболее популярных и любимых инструментов. Гитара может ассоциироваться с романтичностью и брутальностью, блюзом и роком, дворовыми песнями и вездесущей попсой. Предвестники гитары – струнные щипковые инструменты с резонирующим корпусом – известны еще со 2-го тысячелетия до нашей эры.
Нечто похожее на гитару современного типа можно увидеть на картинах художников прошлых столетий. Например, на картинке голландского художника Яна Вермеера «Гитаристка», датированной 1672 годом. На голове грифа можно рассмотреть 6 колков – приспособлений для крепления 6 струн. Вот репродукция этой картины:
Сегодня выпускается бесчисленное множество моделей классической акустической гитары. Тут стоит сделать небольшое уточнение. Иногда возникает путаница в терминах, что считать акустической гитарой, а что классической. В принципе, любая гитара с полой декой (корпусом) является акустической. Это классическая модель гитары. Однако термины часто используют для различения разных типов гитар.
Обычные гитары без дополнительного звукоусиления:
- Классическая – с нейлоновыми струнами.
- Акустическая – с металлическими струнами.
Еще раз уточним, что эта классификация условна. Помимо этих видов, существуют электрогитары и бас-гитары. Бас-гитара – это, по существу, тоже электрогитара, там используется тот же принцип звукоусиления, но для различения тоже используются разные определения.
Гитары с дополнительным звукоусилением:
- Электрогитаратрадиционная 6-струнная.
- Электроакустическая гитара – акустическая с возможностью подключения к комбоусилителю звука.
- Бас-гитара – гитара с 4 или 5 (редко 6) басовыми струнами.
Электроакустическая гитара визуально выглядит точно так, как обычная, но имеет отверстие для подключения к комбоусилителю звука, именуемому в среде гитаристов «комбиком». Традиционная 6-струнная электрогитара наиболее распространенный вид гитар. Бас-гитара – та же электрогитара, но с более низким (на октаву ниже) басовым звучанием.
В контексте звучания нужно сказать пару слов о гитарном строе. Стандартный гитарный строй – это когда 6 струн от самой толстой до самой тонкой настроены на ноты E, A, D, G, В, Е. Вы уже знаете, что это ноты «ми», «ля», «ре», «соль» «си», «ми». Разница между «толстой» и «тонкой» струнами «ми» составляет две октавы. Будет хорошо, если вы изучите и запомните расположение нот на гитарном грифе:
На бас-гитаре 4 струны от самой толстой до самой тонкой точно так настроены на E, A, D, G, но на октаву ниже, чем у обычной электрогитары. Строй 5- и 6-струнных басов зависит от того, с какой стороны появилась дополнительная струна. Дополнительная верхняя (более толстая) струна настраивается на ноту «си», дополнительная нижняя (более тонкая) на ноту «до». Есть образцы басов на 7, 8, 10 и 12 струн, но они встречаются редко, поэтому мы их рассматривать не будем.
Как запомнить ноты на гитаре? Это несложно, т.к. расположение нот на грифе подчиняется закономерностям. Во-первых, струна, зажатая на 5-м ладу, звучит на той же ноте, что открытая (не зажатая) струна под ней.
Другими словами, если вы зажмете 6-ю (самую толстую) струну на 5-м ладу, она прозвучит на ноте «ля» в унисон со струной, расположенной ниже. Если зажмете 5-ю струну на 5-м ладу, она прозвучит на ноте «ре» в унисон с открытой 4-й струной. Исключение составляет 3-я струна. Чтобы получить звук 2-й открытой струны, нужно 3-ю струну зажать на 4-м ладу. К слову, обладатели хорошего музыкального слуха именно так настраивают гитару на слух по 5-му ладу. Для удобства мы разметили эту схему на картинке:
Вторая закономерность – это расположение нот буквой «Г». Найти ту же ноту на октаву выше можно, если отступить на 2 лада в сторону корпуса гитары и на 2 струны вниз. Это закономерность для 4-6 струн. На 3-й струне нужно отступить на 3 лада в сторону корпуса и на 2 струны вниз. Это закономерность для 1-3 струн. Изучите следующую схему:
Давайте подытожим основные закономерности расположения нот на гитарном грифе:
- Нота на зажатом 5-м ладу соответствует ноте открытой нижней струны (исключение – 3 струна).
- Ноты на грифе расположены буквой «Г».
Теперь вы точно знаете, на какой ноте должна звучать каждая струна на каждом ладу. К слову, струны перед началом занятий лучше поменять на новые, если только ваша гитара не прямо из магазина, где при вас поставили новые струны или хотя бы удостоверились, что они «держат строй». Словосочетание «держат строй» означает, что они поддаются настройке и на настроенной гитаре можно играть какое-то время без подстройки.
Частота последующих подстроек зависит от манеры игры: чем агрессивнее манера, тем быстрее сбивается строй. Впрочем, и неделя без дела требует перепроверки строя и подстройки. А пролежавшая 2-3 года на антресолях гитара требует обязательной замены струн, если вы хотите получить нормальное звучание.
Для настройки можно воспользоваться специальным приложением Guitar Tuna, скачав его в Google Play и разрешив доступ к микрофону. Вы просто трогаете струну и ждете звуковой сигнал, настроена она на нужную высоту или нет. Одновременно можно контролировать процесс настройки по шкале, где будет указано допустимое отклонение. Глядя на картинку внизу, вы сразу понимаете, что струна Е на гитаре настроена не совсем точно и нуждается в подстройке:
А вот струна А настроена точно и в подстройке не нуждается:
Подстройка производится путем поворотов колков на голове грифа: крутите, пока не услышите сигнал точной настройки и не увидите галочку на экране. А теперь что касается игры.
Начинать обучение лучше под руководством опытного педагога, а не просто человека, который играет лучше вас. Педагог в курсе, как правильно «поставить руку», и поможет избежать главных ошибок в посадке и постановке рук. К слову, кисть руки должна точно так же, как при игре на фортепиано, как бы держать яблоко, но сдавливать его.
Второй ключевой момент: мизинец не должен «уходить» или «прятаться» под гриф, даже если вам кажется, что так удобнее.
И, наконец, первый ознакомительный урок лучше посвятить работе правой руки, а левую руку на 1-м занятии не задействовать, вообще. По крайне мере, такой методики придерживаются многие педагоги при работе с детьми.
Если же вы предпочитаете все делать сами, в том числе учиться играть на гитаре, на YouTube можно найти обучающее видео:
Более того, некоторые педагоги иногда предлагают бесплатный онлайн-курс для начинающих, однако, во-первых, там обязательна предварительная регистрация, во-вторых, предложение обычно ограничено во времени. Нам однажды повезло увидеть бесплатный курс «Гитара за 7 дней», но, нужно регулярно наведываться на этот сайт и, возможно, вам тоже повезет.
Из литературы можно рекомендовать книгу «Гитара для чайников» [М. Филипс, Д. Чаппел, 2008]. Желающим освоить электрогитару можем посоветовать «Самоучитель игры на электрогитаре», к которому прилагается аудиокурс [Д. Агеев, 2017]. Этот же автор подготовил для вас «Полный справочник гитарных аккордов» [Д. Агеев, 2015]. И, наконец, для будущих бас-гитаристов будет полезна «Школа-самоучитель игры на бас-гитаре» [Л. Морген, 1983]. Далее продолжим тему струнных инструментов.
Скрипка
Еще один популярный струнный инструмент, но уже из группы смычковых – это скрипка. Облик, максимально приближенный к современному, скрипка обрела в 16 веке. Скрипка имеет 4 струны, настроенные последовательно на «соль» малой октавы, «ре» 1-й октавы, «ля» 1-й октавы, «ми» 2-й октавы. Если посчитать интервалы, можно заметить, что разница между нотами соседних струн составляет 7 полутонов, т.е. квинту.
Желающим освоить игру на скрипке стоит начинать занятия под руководством опытного педагога, потому что здесь важно не просто «поставить руки», но и правильно держать смычок и надежно удерживать инструмент на плече. Желающим заниматься самостоятельно, можно порекомендовать серию коротких уроков по паре минут, которая начинается с общего знакомства с инструментом:
Из книг будет полезен «Самоучитель игры на скрипке» [Е. Желнова, 2007]. Кроме того, можно почитать книгу «Моя школа игры на скрипке», которую написал известный скрипач конца 19 – начала 20 столетия Леопольд Ауэр и которая актуальна по сей день [Л. Ауэр, 1965]. По признанию автора, он решил систематизировать самые важные для практикующего скрипача моменты и поделиться своим личным опытом.
Духовые инструменты
Большая группа музыкальных инструментов – духовые инструменты. Их история насчитывает свыше 5 тысяч лет. У древних народностей подобие современной трубы или горна было доступным способом передачи сигнала на большие расстояния, а первые мелодии имели исключительно утилитарный характер: тем или иным сочетанием звуков оповестить о том или ином событии (например, о приближении вражеского войска или диких зверей).
Со временем мелодии стали разнообразнее, да и сами инструменты тоже. Сегодня их достаточно много, и даже классификаций, позволяющих уточнить их принципиальные различия, тоже несколько. Итак, по каким же признакам они различаются?
Классификация по первичному источнику колебаний:
- Лабильные – флейты и дудки, т.к. у них струя воздуха рассекается об острый край стенки, которую называют лабиум от латинского labium.
- Язычковые – кларнет, саксофон, гобой, фагот и все инструменты с одинарной или двойной тростью, т.е. тростевые. Сюда же относятся губные оргАны, у которых язычком снабжен каждый ствол, и прочие инструменты со свободно проскакивающими язычками.
- Амбушюрные (мундштучные) – труба, тромбон и остальные медные инструменты. В эту же группу входят пастушеская труба и трембита, хотя их делают из дерева.
Вторая важная для духовых классификация – это классификация по материалу изготовления, т.к. от материала во многом зависят свойства звука и доступный способ управления потоком воздуха.
Классификация по материалу изготовления:
- Деревянные – в основном, лабиальные.
- Медные – в основном, амбушюрные.
- Из разных материалов, металлов и их сплавов – в основном, язычковые инструменты.
Сложность устройства язычковых инструментов определяет необходимость использования разного материала. Так, саксофоны делают из сплава меди с цинком, иногда с добавлением никеля, либо из латуни. Корпус фагота делают чаще всего из клена, а S-образную трубку, на которую насаживается трость, – из металла. Гобои делают из черного дерева и, в порядке эксперимента, из оргстекла, металла, смеси порошка черного дерева (95%) и углепластика (5%).
Кроме того, категория медных духовых инструментов имеет свою собственную классификацию:
- Натуральные – те, что не имеют дополнительных трубок и позволяют оперировать только натуральным звукорядом без изменений. Это простейшие рожки и фанфары.
- Инструменты с кулисой– те, что имеют U-образную выдвижную трубку, перемещая которую можно регулировать поток воздуха и менять звук. Классический пример – тромбон.
- Вентильные – те, имеют вентильные устройства, поворотные либо стоячие, которые можно нажимать и регулировать воздушный поток. Это труба, саксгорн и многое другое.
- Клапанные – те, что имеют отверстия на корпусе, позволяющие регулировать поток воздуха путем закрытия/открытия этих отверстий. Это все виды дудочек и многие старинные инструменты. Например, серпент или, как его называют из-за специфической формы, «змея». В принципе, он еще чем-то похож на серпантин, отсюда и название. А на французском serpent как раз и означает «змея»:
Как видите, духовых инструментов превеликое множество, и все они очень разнообразны, поэтому, чтобы рассказать о каждом, потребовался бы отдельный урок. Мы решили остановиться на самом популярном духовом инструменте – трубе – и нашли для вас обучающие материалы:
Из литературы порекомендуем будущим трубачам книгу «Начальная школа игры на трубе» [И. Кобец, 1963]. А теперь переходим к еще одной группе инструментов.
Ударные инструменты
Можно однозначно сказать, что ударные – это древнейшие музыкальные инструменты человечества. В принципе, даже просто удары по камню в том или ином темпе создают некую простейшую ритмическую линию. Практически у всех народностей есть свои национальные ударные инструменты, изготовленные из материалов, широко доступных в местах проживания. Запомнить их все невозможно, да и незачем. Зато можно классифицировать по разным признакам.
Классификация по звуковысотности:
- С возможностью настройки на определенную звуковысотность. Это относится, например, к вибрафонам, ксилофонам.
- С неопределенной звуковысотностью, не имеющие опции настройки на определенные звуки. Это относится, в частности, к бубнам, кастаньетам, треугольникам.
Классификация по звукообразованию:
- Мембранофоны – инструменты со звучащей основой в виде мембраны из кожи или пластика. Например, барабан, бубен, том-том.
- Идиофоны – инструменты, где звучащей основой является весь инструмент, либо инструмент состоит из целиком звучащих частей. Например, треугольник, ксилофон, колокольчики.
Идиофоны бывают металлическими или деревянными. Например, деревянные ложки.
Но, пожалуй, самой популярной в современной музыке является ударная установка. Виды сборки и комплектации могут быть самые разные, что во многом зависит от стиля музыки, в котором играют музыканты. Однако прежде чем экспериментировать с различными сочетаниями компонентов, нужно узнать, что же может входить в комплект.
Базовая комплектация ударной установки:
Бас-барабан, он же «бочка» и bass drum. | Малый ведущий барабан, он же snare drum. | Том-томы – высокий, средний, низкий, он же напольный. | Тарелка «райд», издающая звонкий короткий звук (ride). | Тарелка «крэш», издающая мощный шипящий звук (crash). | Пара тарелок, нанизанных на стойку и передвигаемых педалью (hi-hat). | Вспомогательное оборудование – стойки, педали, барабанные палочки. |
Для простоты восприятия сначала посмотрим, как выглядит ударная установка сверху. Черным на картинке обозначено посадочное место для барабанщика. Том-томы обозначены как small, middle, floor:
Иногда в описании можно встретить вместо обозначений «высокий» и «средний» слова «альтовый» и «теноровый». Иногда оба барабана – high и middle – называют альтами. Пусть вас это не вводит в заблуждение – у каждого элемента установки свое звучание и своя функция, что станет понятнее, когда вы начнете учиться играть. Посмотрите, как выглядит ударная установка в собранном состоянии:
Начать обучение оптимально с освоения игры на установке базовой комплектации, т.е. 5 барабанов + 3 тарелки. По мере обучения вы сами приблизитесь к пониманию, что нужно именно вам:
Из литературы будет полезна книга «Ударные инструменты для чайников» [Д. Стронг, 2008]. Более подробно освоиться с ударными поможет «Школа игры на ударной установке» [В. Горохов, 2015].
Итак, мы получили представление о наиболее популярных музыкальных инструментах. У многих людей частенько возникает вопрос: а какой самый большой музыкальный инструмент в мире? Формально таковым считается орган концертного зала Бордуок в США. Формально, потому что нас интересуют, в основном, действующие образцы, а этот орган молчит последние два десятка лет.
Однако масштабы конструкции все равно впечатляют. Так, труба достигает в высоту 40 метров, а сам инструмент внесен в Книгу рекордов Гиннеса в 4-х номинациях: самый большой инструмент, самый большой орган, самый громкий (130 дБ) и единственный в мире, работающий под давлением 100 дюймов или 2500 мм) водяного столба (0,25 кГ/кв.см).
Научиться петь хотя бы несложные песни под силу абсолютно каждому человеку за исключением глухонемых. Вы можете убедиться в этом лично, если пройдете наш бесплатный курс «Развитие голоса и речи». К слову, мы его советуем пройти, даже если вы не собираетесь петь. Ваш голос во время публичных выступлений и в повседневном общении зазвучит заметно красивее.
А пока рекомендуем пройти еще один проверочный тест данного курса и обязательно воспользоваться полученными знаниями в ближайшее время!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
И напоследок вас ждет финальный экзамен по материалу всего курса.
Источник