- Теория
- Обозначения нот на письме:
- Сокращения
- Сокращёная запись для некоторых языков:
- Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
- Кто придумал ноты — рассматриваем детально
- История
- Изобретение линейной нотации
- Названия и обозначения
- Названия нот. История названий
- Обозначение нот буквами
- Упрощённая система
- Как появились слоговые названия нот?
- Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
Теория
Обозначения нот на письме:
Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.
RU * | EN | Lat | ES | I | F | D | NL | DK | S | FI |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До | c | C | do | do | ut | C | c | c | c | c |
До-диез | c-sharp | Cis | do sostenido | do diesis | ut dièse | Cis | cis | cis | ciss | cis |
Ре-бемоль | d-flat | Des | re bemol | re bemolle | ré bémol | Des | des | des | dess | des |
Ре | d | D | re | re | ré | D | d | d | d | d |
Ре-диез | d-sharp | Dis | re sostenido | re diesis | re dièse | Dis | dis | dis | diss | dis |
Ми-бемоль | e-flat | Es | mi bemol | mi bemolle | mi bémol | Es | es | es | ess | es |
Ми | e | E | mi | mi | mi | E | e | e | e | e |
Фа-бемоль=Ми | f-flat=e | Fes | fa bemol | fa bemolle | fa bémol | Fes | fes | fes | fess | fes |
Фа | f | F | fa | fa | fa | F | f | f | f | f |
Ми-диез=Фа | e-sharp=f | Eis | mi sostenido | mi diesis | mi dièse | Eis | eis | eis | eiss | eis |
Фа-диез | f-sharp | Fis | fa sostenido | fa diesis | fa dièse | Fis | fis | fis | fiss | fis |
Соль-бемоль | g-flat | Ges | sol bemol | sol bemolle | sol bémol | Ges | ges | ges | gess | ges |
Соль | g | G | sol | sol | sol | G | g | g | g | g |
Соль-диез | g-sharp | Gis | sol sostenido | sol diesis | sol dièse | Gis | gis | gis | giss | gis |
Ля-бемоль | a-flat | As | la bemol | la bemolle | la bémol | As | as | as | ass | as |
Ля | a | A | la | la | la | A | a | a | a | a |
Ля-диез | a-sharp | Ais | la sostenido | la diesis | la dièse | Ais | ais | ais | aiss | ais |
Си-бемоль | b-flat | B | si bemol | si bemolle | si bémol | B | bes | b | b | b |
Си | b | H | si | si | si | H | b | h | h | h |
* Обозначенные языки:
- RU — Русский (Russian)
- En — Английский (English)
- Lat — Латынь (Latina)
- Es — Испанский (Spanish)
- I — Итальянский (Italian)
- F — Французский (French)
- D — Немецкий (German)
- NL — Нидерландский (Dutch)
- DK — Датский (Danish)
- S — Шведский (Swedish)
- FI — Финский (Finnish)
Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).
Сокращения
Часто используются сокращения:
Например для записи на английском:
- вместо -flat -> -f
- вместо -sharp -> -s
- вместо -flatflat -> -ff
- вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)
Для записи на испанском:
- вместо -sostenido -> -s
- вместо -bemol -> -b
- Дубль-диез -ss
- Дубль-бемоль -bb
Сокращёная запись для некоторых языков:
Rus | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си-бемоль | Си |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
nederlands | c | d | e | f | g | a | bes | b |
arabic | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
catalan | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
deutsch | c | d | e | f | g | a | b | h |
english | c | d | e | f | g | a | bf | b |
espanol | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
italiano | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
norsk | c | d | e | f | g | a | b | h |
portugues | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
suomi | c | d | e | f | g | a | b | h |
svenska | c | d | e | f | g | a | b | h |
vlaams | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
Rus | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль |
---|---|---|---|---|
nederlands | -is | -isis | -es | -eses |
arabic | -d | -dd | -b | -bb |
catalan | -d/-s | -dd/-ss | -b | -bb |
deutsch | -is | -isis | -es | -eses |
english | -s/-sharp | -ss/-x/-sharpsharp | -f/-flat | -ff/-flatflat |
espanol | -s | -ss | -b | -bb |
italiano | -d | -dd | -b | -bb |
norsk | -iss/-is | -ississ/-isis | -ess/-es | -essess/-eses |
portugues | -s | -ss | -b | -bb |
suomi | -is | -isis | -es | -eses |
svenska | -iss | -ississ | -ess | -essess |
vlaams | -k | -kk | -b | -bb |
В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.
Источник
Кто придумал ноты — рассматриваем детально
У этого термина существуют и другие значения, см. Нота.
Запрос «Ноты» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.
История
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.
Во времена зарождения нотной записи с помощью нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.
Изобретение линейной нотации
И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.
Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.
Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.
Названия и обозначения
Названия нот. История названий
В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.
За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно ; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.
Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):
UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum.
Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).
Обозначение нот буквами
Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).
Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.
Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.
Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).
Немецкая система | Английская система | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Нота | (Бекар) | Диез | Бемоль | (Бекар) | Диез | Бемоль |
до | c | cis | ces | C | C-sharp | C-flat |
ре | d | dis | des | D | D-sharp | D-flat |
ми | e | eis | es | E | E-sharp | E-flat |
фа | f | fis | fes | F | F-sharp | F-flat |
соль | g | gis | ges | G | G-sharp | G-flat |
ля | a | ais | as | A | A-sharp | A-flat |
си | h | his | b | B | B-sharp | B-flat |
Упрощённая система
Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.
Как появились слоговые названия нот?
Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.
Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.
Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:
Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.
А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.
Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.
Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:
Источник