Название ноты до у гвидо аретинского

Гвидо д’Ареццо. История нотной записи.

Уверен, что каждый, кто посещает наш музыкальный форум, знает (или хотя бы слышал) об истории развития письменности, а вот о том, кто и когда начал записывать музыку с помощью нот, скорее всего, знают немногие.

Первые попытки записи музыкального произведения с помощью знаков можно наблюдать еще в Древней Греции, где для обозначения звуков использовались буквы. На Руси для этого использовали «крюки» или «знамена», а в Европе — «невмы», представляющие собой специальные знаки над распеваемыми словами.

Изобретение же нотной записи в привычном всем нам виде по праву принадлежит Гвидо Аретинскому (д’Ареццо) — монаху-бенедектинцу, который обитал в монастыре неподалеку от Флоренции и обучал монастырских певчих церковным песнопениям.

На разучивание с учениками всех песнопений и гимнов католической мессы в те далекие времена (ХІ век) уходило около 10 пет, потому что передача знаний и умений происходила из уст в уста. Для того чтобы как-то облегчить себе задачу и ускорить процесс брат Гвидо решил обозначать звуки специальными знаками — нотами (nota лат. — знак), которые представляли собой заштрихованные квадратики, размещенные на четырех параллельных линиях (чем выше нота, тем более высокое положение она занимает на нотном стане). Позже к нотному стану добавили еще одну линию, а ноты стали изображать с помощью кружочков.

Читайте также:  Полгода плохая погода ноты для вокала

Для названий нот (ut, re, mi, fa, sol, la, si) д’Ареццо использовал гимн святому Иоанну, а точнее первые слоги строк, каждая из которых звучит на тон выше предыдущей.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

Как можно заметить, все ноты имеют открытый слог из-за чего их очень легко пропеть. Исключением является только первая нота октавы, поэтому ее название в ХVI веке было заменено на do (вероятнее всего от слова Господь — Dominus)

Придумав ноты, д’Ареццо не только обучил своих учеников этой необычной азбуке, но и научил их тому, что мы сейчас называем сольфеджио — петь по нотам, что позволило сократить время обучения до двух лет.

Изобретение монаха Гвидо по сей день является самым удобным способом записи музыкальных произведений. Благодаря ему, музыка покинула церковные стены и распространилась по всему миру.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Откуда взялись ноты ut, re, mi, fa, sol, la, si

Откуда взялись ноты ut, re, mi, fa, sol, la, si.

ГВИДО АРЕТИНСКИЙ (GUIDO D’AREZZO;

GUIDO MONACO),

Гвидо Аретинский.

Рисунок с утраченной росписи XIII в.

Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия

Почему у музыкальных нот такие странные названия? Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку. Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет. Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

1-я строфа гимна св. Иоанну Крестителю 2-го тона,

начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes.

(В переводе с латинского: Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн») Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц. Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, S ancte I oannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи. Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года. Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме,

в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Источник

Гвидо Аретинский – музыкальный новатор из Средневековья

Это имя знакомо каждому музыканту. Католический священник, человек, придумавший ноты, первый дирижер в истории, автор знаменитого средневекового трактата о музыке.

Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо жил за долгие века до нас, поэтому о личности музыканта известно не многое. Однако попробуем разобраться, что за человек был этот монах-новатор? Какие мотивы сподвигли его на создание революционной музыкальной теории?

Современные теоретики музыкального искусства пишут, что Гвидо д’Ареццо «подобно Пифагору открыл музыку в новом качестве – как систематизированное в соответствии с современным ему состоянием науки знание, на многие века определившее развитие музыкальной науки и практики».

Начало пути

По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии. В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей. Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.

Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.

Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию. Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо – город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.

Как Гвидо из Ареццо придумал ноты

В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.

Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.

Что означает каждая нота

Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:

  • Do – Dominus – Господь;
  • Re – rerum – Материя;
  • Mi – miraculum – Чудо;
  • Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
  • Sol – solis – Солнце;
  • La – lactea via – Млечный путь;
  • Si – siderae – Небеса.

Источник

Средневековая музыка. Создание нотной записи — великая реформа Гвидо из Ареццо

А знаете ли вы, что средние века — это первая «звучащая» для нас историческая эпоха? Почему? Потому что именно в средневековье была изобретена нотная запись, которая с некоторыми изменениями, используется и по сей день! Как же это произошло, и кто автор такого, не побоюсь этого слова, эпохального открытия?

К счастью, имя автора-изобретателя нотации сегодня известно. Им стал итальянский монах Гви́до д’Аре́ццо (из города Ареццо), живший на рубеже X–XI веков (ок. 990 – ок. 1050).

Его вклад в развитие не только европейской, но и мировой музыки просто бесценен. Гвидо Аретинский (Ареццийский) был монахом в городке Помпозо и руководителем хора. Судя по всему, его очень тяготило то обстоятельство, что процесс обучения представлял собой непродуктивное, механическое заучивание путём многократных повторений. Это было утомительным и рутинным занятием. Тогда он задумался о грандиозной реформе — Гвидо стал изобретать способ фиксации звуков графически.

О том как звучала средневековая музыка , что такое григорианский хорал и какие ещё жанры были распространены в церковной музыке читайте на канале.

Аретинцу пришла идея, что можно отмечать звуки заштрихованными квадратиками — но́тами (от латинского слова notaзнак ), размещая их на нотном стане , состоящем из параллельных линий. Нотные знаки располагались не только на самих линейках, но и между ними. Таким образом, он фиксировал условную высоту каждого музыкального звука.

Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.

Для начала, что бы обозначить каждую ноту, он решил использовать первые буквы латинского алфавита — А, B, C, D, E, F, G. Затем, Гвидо дал названия первым шести ступеням музыкального звукоряда – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Для этого он воспользовался начальными слогами гимна в честь апостола Иоанна, считавшегося покровителем церковного пения.

UT queant laxis (Чтобы слуги твои)

RE sonare fibris (Голосами своими)

MI ra gestorum (Смогли воспеть)

FA muli tuorum (Деяния твои)

SOL ve polluti (Очисти грех)

LA bii reatum, (С наших уст),

S ancte I ohanne (Святой Иоанн)

Источник

Тайный смысл нотной записи

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). один из крупнейших теоретиков музыки в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки.

Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.

В последствии Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке.

Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

За названия нот он взял первую строфу гимна Иоанну Крестителю (Hymnus ad Sancte Ioannes Baptista), который был написан лангобардским монахом Павлом Диаконом Варнефридом (автором знаменитой «Истории лангобардов») в VIII веке н.э

Это – первые слоги гимна св. Иоанну.

Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis

RE sonare fibris

Sancte Ioannes.( SI )

Чтобы слуги твои

чудные деяния твои,

очисти грехи наши

с опороченных наших уст,

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в16 в. заменили на DO(скорее всего, от латинского слова Do minus – Господь).

Современная интерпретация названий нот выглядит так:

Do – Dominus – Господь;

Re – rerum – Материя;

Mi – miraculum – Чудо;

Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;

Sol – solis – Солнце;

La – lactea via – Млечный путь;

Si – siderae – Небеса.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию.

Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни.

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Источник

Оцените статью