- Название струн на гитаре: основы сольфеджио и не только.
- Название струн на гитаре: классический вариант
- Ми-си-соль-ре-ля-ми: правильная ли последовательность в настройке
- Основной тон и настройка
- Главные аккорды для начинающих
- Прием баррэ
- Разновидности техники игры
- Самоучитель игры на гитаре/Урок 2
- Содержание
- Об уроке [ править ]
- Обозначения [ править ]
- Аккорд [ править ]
- Табулатура [ править ]
- Теория [ править ]
- Звукоряд [ править ]
- Буквенное обозначение нот [ править ]
- Ноты на гитарном грифе [ править ]
- Как запоминать аккорды? [ править ]
Название струн на гитаре: основы сольфеджио и не только.
Гитара – один самых известных и в то же время непредсказуемых инструментов, способных затронуть самые чувственные струны души. Но и у самой гитары они имеются.
Мало кто обращает внимание на название струн на гитаре, считая это совершенно ненужным. А ведь зачастую исполнение любой композиции зависит именно от настройки. Любой диссонанс вызывает ассоциативное неприятие композиции в целом. Но в данном материале основное внимание будет уделено настройке инструмента и его использованию для начинающих музыкантов.
Название струн на гитаре: классический вариант
Вообще, классикой считается 6-струнная гитара. Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).
Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:
- C – до.
- D – ре.
- E – ми.
- F – фа.
- G – соль.
- A – ля.
- H – си (отдельно указывается B – си-бемоль).
Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.
Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).
Ми-си-соль-ре-ля-ми: правильная ли последовательность в настройке
Достаточно часто многие начинающие гитаристы, пытающиеся постичь азы техники, сразу же сталкиваются с проблемой настройки, не зная, какая струна соответствует тому или ному символу в обозначении или звуку.
Если пройти перебором, последовательно от шестой струны до первой, выглядеть она будет как «ми-ля-ре-соль-си-ми». А вышеуказанная последовательность является обратной.
На бемольную последовательность такая секвенция не тянет, поскольку она должна выглядеть как «си-ми-ля-ре-соль-до-фа». Однако же, мы отвлеклись от темы.
Основной тон и настройка
Название струн, как уже понятно, является стандартным для любого инструмента. Что касается настройки гитары (6-струнной) делается это достаточно просто.
Есть несколько способов, из которых начинающему музыканту подойдет унисон открытой струны ниже по грифу, с той, что зажата на пятом ладу выше. Все струны, кроме третьей, строятся по этому правилу. Можно использовать эффект флажолетов на разных ладах (между собой струны вибрируют) или включить дисторшн-эффект, который добавит драйва и усилит вибрацию. То есть, перестраивать струны придется до полного совпадения в звучании. У профессиональных электрогитар для этого есть специальное устройство микроподстройки на деке).
Главные аккорды для начинающих
Нота «ля» у многих начинающих гитаристов, как правило, ассоциируется с аккордом, который является вторым по простоте применительно к гитарной технике.
Он состоит всего лишь из трех пальцев: два на втором ладу (четвертая и третья струна) и один на второй струне на первом ладу. Нота «ля» в данном случае выступает тоникой.
Но самым простым аккордом все-таки является ми-минорный аккорд. Всего две струны – пятая и четвертая на втором ладу. Мажорный аккорд в постановке от «ми» подразумевает зажатие третьей струны на втором ладу, а мажорный аккорд с тоникой «ля» и того проще – три пальца на втором ладу (вторая, третья и четвертая струна).
Прием баррэ
Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).
Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.
Разновидности техники игры
Название струн на гитаре часто подчеркивается некими символами, хотя напрямую и не афишируется. К примеру, в стандартном варианте обозначаются третий, пятый, седьмой и двенадцатый лад (иногда девятый). У многих известных гитаристов можно встретить разного рода знаки, включая черепа или что-то еще. Такие гитары делаются на заказ.
И играть на любом инструменте достаточно сложно, будь то перебор, бой, тэппинг, слайдинг и т. д. С возникновением «примочек» техника вышла на новый уровень. Один только Джимми Хендрикс чего стоит… А современные гитаристы вообще демонстрируют такие чудеса техники, что просто в голове не укладывается.
Тот же Стив Вай, Марти Фридманн или Кирк Хэммэт – это же уникумы нашего времени. И они, кстати, хоть и знают классическую школу, далеко не всегда используют ее в своих импровизациях. Например, Фридман склонен играть квинтолями или по девять нот за проход. И техника у всех разнится. Но если задаться целью, нет ничего невозможного. Может, и современный читатель в будущем станет великим гитаристом, как знать?
Источник
Самоучитель игры на гитаре/Урок 2
Содержание
Об уроке [ править ]
В этом уроке вы узнаете о аккордах и табулатурах, и их обозначениях. Узнаете немного теории и расположении нот на грифе гитары. И вы узнаете, как запоминать названия аккордов (до мажор, до минор и т. п.) и читать их.
Обозначения [ править ]
Аккорд [ править ]
Аккорд – это одновременное звучание нескольких звуков. Говоря простым языком, аккорд — это когда левой рукой на грифе зажато несколько струн. Для простоты аккорды обозначают латинскими буквами, иногда с добавочными символами: D, C, Eb, G#.
Вот пример аккорда:
Это схематичное изображение грифа гитары.
- Слева-направо: 1, 2, 3, 4 лады.
- Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
- В левом верхнем углу стоит название аккорда G7.
- Чёрные закрашенные кружки обозначают места где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
- Цифры в этих кружках обозначают номера пальцев(1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец).
- Незакрашенные кружки обозначают, что 2, 3 и 4 струны звучат как открытые.
- Римская цифра три III обозначает номер лада.
Вот другой вариант изображения аккорда:
Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.
|
Отображение аккордов с помощью табулатур:
О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.
e|—-0——— 1-я стpyна, откpыта
B|—-1——— 2-я стpyна, 1-й лад
G|—-O——— 3-я стpyна, откpыта
D|—-2——— 4-я стpyна, 2-й лад
A|—-3——— 5-я стpyна, 3-й лад
E|—-X——— 6-я стpyна, не игpается
Отображение аккордов в текстах песен:
Это песня исполняется «гитарным боем». То есть, левая рука зажимает аккорд C(До мажор), правая играет фигуру боя, потом левая рука зажимает G(Соль мажор), правая повторяет фигуру, и так далее.
Аккорды стоят в тексте над теми словами, когда они начинают звучать. Т. е. сначала начинаете петь «Мы. » и на слове «вышли» начинаете играть аккорд C до конца строки. И так далее.
Табулатура [ править ]
Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.
- Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
- недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.
Основой для гитарной табулатуры является гитарный гриф.
Вот пример гитарной табулатуры:
- Слева-направо идет мелодия, которую нужно исполнить, в порядке извлечения звука.
- Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны. Буквы обозначают ноты.
- Цифры на струнах обозначают номер зажатого лада, на грифе гитары.
- Латинские буквы b и h обозначают специальные приёмы извлечения звука. В данном случае bend(бэнд) и hammer on(восходящее легато)
Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.
Теория [ править ]
Звукоряд [ править ]
Звуковой ряд идёт от самых низких по частоте звуков (басы) до самых высоких (дисканты). Весь этот диапазон делится на равные отрезки, называемые «октавы».
Обыкновенно в привычной нам музыке используется 9 октав (все сразу их можно увидеть на клавиатуре рояля): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава — из которых диапазон гитары — 3,5 октавы: от середины большой — до конца второй октавы.
Каждая октава состоит из 7 основных нот, расстояния по высоте между которыми в основном [1] равно тону:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ — …
Таким образом, если брать в ней все ноты подряд, через полтона, октава состоит из следующих 12 нот:
ДО, ДО-диез, РЕ, РЕ-диез, МИ, ФА, ФА-диез, СОЛЬ, СОЛЬ-диез, ЛЯ, ЛЯ-диез, СИ.
- Диез (повышение на полтона) обозначается знаком «♯» (по-простому — «#»):
ДО ↗ ДО♯. - Бемоль (понижение на полтона) обозначается знаком «♭» [2] :
РЕ ↘ РЕ♭.
Буквенное обозначение нот [ править ]
Основные ноты: | Альтерированные ноты: | ||
---|---|---|---|
ДО | C | ДО (диез) | С# |
РЕ | D | РЕ (бемоль) | Db |
МИ | E | МИ (бемоль) | Eb |
ФА | F | ФА (диез) | F# |
СОЛЬ | G | СОЛЬ (бемоль) | Gb |
ЛЯ | A | СОЛЬ (диез) | G# |
СИ | H | ЛЯ (бемоль) | Ab |
СИ (бемоль) | B (то есть B=Hb или по-другому B#=H) | ЛЯ (диез) | A# |
СИ (бемоль) | Hb или B |
Чтобы развернуть таблицу, нажмите [показать]:
Струна | Обозначение в классической теории музыки | Альтернативное обозначение |
---|---|---|
1-я струна | e | e |
2-я струна | H | B |
3-я струна | G | G |
4-я струна | D | D |
5-я струна | A | A |
6-я струна | E | E |
Ноты на гитарном грифе [ править ]
Теперь научимся находить на грифе гитары любую ноту.
№ струны | Название ноты | Буквенное обозначение ноты |
---|---|---|
1 | МИ | E |
2 | CИ | H |
3 | СОЛЬ | G |
4 | РЕ | D |
5 | ЛЯ | A |
6 | МИ | E |
Как вы заметили, 1-я и 6-я струны имеют одну и ту же ноту, но это ноты разных октав.
Дальше. Так как один лад — это полтона, вы теперь можете посчитать на грифе гитары любую ноту.
Запомните: не бывает МИ-диез, ФА-бемоль, СИ-диез и ДО-бемоль.
Как запоминать аккорды? [ править ]
- Мажорные. Пишутся без добавлений, к примеру G (Соль мажор) или C (ДО мажор).
- Минорные. Пишутся с добавлением буквы строчной латинской «m», к примеру Cm (ДО минор), Gm (СОЛЬ минор).
Аккорды, построенные от альтерированных нот, пишутся с добавлением соответственно знака диез («#») или бемоль («b»).
Ещё есть септаккорды, к примеру A7 (ЛЯ-мажорный септаккорд) или G7 (СОЛЬ-мажорный септаккорд).
Называть аккорды можно по буквам, то есть C — «це» или Dm — «дэ-эм», а можно говорить так: С — «ДО-мажор», Dm — «РЕ-минор».
Источник