Как назвать рок-группу? Оригинальные варианты
Итак, вы научились играть на инструменте или овладели техникой вокала, собрали коллектив и написали несколько песен. Но как быть дальше? Для того чтобы стать действительно популярными, нужно обозначить себя на рок-сцене, нужно придумать наименование коллектива. Как назвать рок-группу оригинально? В этой статье мы расскажем несколько простых и полезных советов, помогающих правильно придумать название на начальном этапе становления группы.
История
Рок-музыка возникла в Америке в конце 60-х годов, до этого в мире была популярна в основном блюз- и джаз-музыка. Причем сольные выступления были более распространены, по сути, в то время мало кто мог играть на электрогитарах вообще, а те, кто умел, производили впечатления виртуозов. Но ближе к 80-м годам ситуация кардинально поменялась: звучание стало более плотным и разнообразным из-за обилия музыкантов на сцене: гитаристы, барабанщики и вокалисты работающие в унисон производили большее впечатление, чем соло-инструменталисты.
Когда выступаешь в одиночку, вопрос о названии группы снимается, ведь можно выступать под своим именем или придумать себе псевдоним. Яркими примерами из истории могут быть Джими Хендрикс или Стив Вай – музыканты-виртуозы, величайшие монстры рок-сцены того времени. Но с появлениями квартетов или еще больших коллективов у музыкантов начали возникать вопросы: как назвать группу? Под каким именем выступать?
Рассмотрим этот вопрос с точки зрения актуальности и дизайна.
С чего начать?
1) Название рок-группы должно отражать суть проекта и быть применимо к стилю будущей группы. Назвать рок-группу, как у других музыкантов, не получится, потому как каждый коллектив сам по себе уникален звучанием и творчеством.
2) Необходимо разработать логотип. Яркий и стильный логотип с названием группы всегда дает много преимуществ. Большинство будущих фанатов, как ни странно, начинают прослушивание после того, как посмотрят на обложку альбома с логотипом. Вы не попробуете конфету, если она будет в некрасивом фантике, какой бы вкусной она не оказалась. Это правило работает и здесь.
Название
Как назвать рок-группу? Все просто: определите стиль и окончательный жанр, в котором вы собираетесь играть. Если вы рок-н-ролл-команда или играете блюз вчетвером, то подойдет незамысловатое название, если же вы играете более тяжелую музыку или метал, то подойдет яркое, броское и в то же время жесткое название. Можно даже попробовать назвать группу первым словом, что придет в голову. Это действительно иногда работает, ведь слушатели всегда будут пытаться найти скрытый смысл вашей задумки.
В этой статье мы не будем разбирать, как назвать рок-группу на русском, потому как механизм аналогичен, отличается лишь то, что если вы все-таки решите назвать себя не на английском языке, будьте готовы к тому, что вы сами себя ограничиваете, ведь иностранцам не всегда будет легко прочитать ваше название. Также не рекомендуем брать название уже существующей группы. В век интернета любой человек способен определить плагиат, а настоящая группа вправе даже осудить вас за использование ее прав. Бывают исключения, когда 2 группы называются одинаково и сосуществуют друг с другом, но такое случается крайне редко. А вот придумать название группе, как у западных исполнителей, не копируя их подлинное наименование, вы вполне имеете право. Часто используются характерные смягчающие предлоги «The» в серф-рок группах, точно так же как и яростное слово «Death» (от англ. «смерть») в металл-коллективах. Но чем невероятнее будет называться группа, тем лучше, естественно.
Логотип
Если с названием все достаточно просто, то логотип будет придумать намного сложнее, в основном существует несколько подходов к правильному выбору и разработке логотипов. Рассмотрим каждый из них.
Просто шрифтовый логотип
Первое и самое просто решение в разработке лого группы – написать название в логотип простым шрифтом. После того, как вы узнали, как можно назвать рок группу, и определились, выберите интересный шрифт, напишите будущее название и скомпонуйте его так, чтобы оно интересно смотрелось. Самым выигрышным вариантом будет также и то, что читаемость такого логотипа самая доступная. И цвета подбирать не придется, ведь можно использовать черно-белое классическое сочетание.
Стилизованный логотип
Логотип, который вы видите выше, – стилизованная эмблема трэш-металл-группы Napalm Death. Он отличается от предыдущего тем, что нарисован с использованием оригинального шрифта с нестандартной композицией. Конечно же, это намного сложнее, чем использовать уже готовый шрифт, однако свой собственный стиль отразится и на аудитории. Чем оригинальнее группа, тем более вероятно, что она будет очень благоприятно воспринята слушателями. Назвать свою рок-группу как можно более неповторимо, создать несколько хитов и самостоятельно разработать логотип – ваш секрет успеха!
Сложный, не читаемый логотип
Что вы видите на картинке? Что-то неразборчивое, не правда ли? Этим интересным решением воспользовался коллектив Darkthrone и еще более тысячи металл-групп. Да, порой абсолютно неразборчивый и абсолютно не читаемый логотип может произвести впечатление. Подобные лого придают группе особый шарм и особую атмосферу. Такой прием широко использовался среди блэк и дэт металл-групп начала 90-х годов и остается популярным по сей день. Но не стоит забывать, что за нечитаемостью не скроешь некрасивое или не оригинальное название.
Вывод
Назвать рок группу – не самый простой процесс, иногда название приходит само собой, еще даже до начала выпуска первой песни, но после начала использования музыканты понимают, что придумали себе неинтересное и не релевантное имя, и переизбирают свое наименование. Чтобы такого не случилось, прежде всего несколько раз подумайте над названием группы, прежде чем продвигать творчество в массы.
Источник
Идеальное название для рок-группы
В музыкальной деятельности достаточно трудностей: нужно найти правильных людей – соратников, научиться профессионально играть, сделать так, чтобы тебя услышали, записать альбом и т.д., и т.п. Но еще одним довольно сложным шагом является определение имени вашего коллектива. Наверно, даже ребенка назвать легче, потому что мир предлагает множество вариантов, и едва ли кто занимается изобретением новых человеческих имен. А для названия группы существуют миллионы слов и словосочетаний, в которых можно утонуть, выбирая нужные. Название группы имеет огромную силу – иногда ты слышишь какое-то и думаешь: «О боги! Я никогда не буду слушать группу с таким названием!», а иногда, наоборот, оно заставляет тебя отыскать записи и узнать, что же за музыка скрывается под таким именем. Идеальное название может прийти в голову в одну секунду, а может случиться и так, что вам придется провести огромное исследование и среди тысяч комбинаций, наконец, найти то самое. Надеемся, наши советы помогут вам.
В начале 2000-х вернулась мода на 60-е, и так до сих пор и не покинула мировую сцену. Журнал NME активно продвигал молодые группы поколения New Rock Revolution – в основном, из Америки, Англии и Швеции: The Strokes, The Hives, The White Stripes, The Music, The Datsuns и еще сотни других. В сочетании с русскими словами это иногда выглядит немного глупо, поэтому в данном случае лучше использовать английские слова. Даже если подобное название выглядит очень просто и нейтрально, в последующем, когда группа обретает какую-то популярность, оно срастается с образом группы и обретает особую силу. Примеров тому масса. Вспомним хотя бы этот:
2. ДОБАВЬТЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Иногда слишком закрученные названия, на первый взгляд выглядят нелепо. Например, «Смысловые Галлюцинации» — казалось бы, ну зачем такое придумывать? И вот, спустя столько лет сложно себе представить, чтобы группа называлась как-то иначе. Например, название группы The Dirty Projectors было бы не таким интересным, будь оно просто Projectors. Другие примеры: Flaming Lips, Stone Roses, Happy Mondays, Black Lips. Все это довольно простые словосочетания, и если вам по духу такой вариант, просто напишите на маленьких бумажках сотню любимых существительных и столько же любимых прилагательных и попробуйте складывать их случайным путем. Русский язык – довольно сложная субстанция, и не так много исполнителей на данный момент, у которых получается хорошо с ним обращаться – удачные примеры в большинстве своем приходятся на хип-хоп, но не на рок-музыку. Это касается текстов, но посмотрите, как это отражается и в названиях. Интеллектуальная музыка Flaming Lips скрывается под именем «Пылающие губы» (ээээ…) – попробуйте назовите так группу на русском языке, и что это будет?
3. ИГРА СЛОВ И КАЛАМБУРЫ
Помните детскую игру – имя первого домашнего питомца + название улицы, на которой вы жили? Или такую – что вы съели + цвет ваших трусов. Конечно, в первом случае, опять же, с русскими словами это может не сработать – «Барсик Герцен» или «Мурка Профсоюзная» довольно сомнительные названия, если речь не идет о трэш-кабаре. Но с английскими словами дело обстоит намного проще – например, Cleo Bond или Napoleon Bahnhof могут быть совершенно бессмысленными и звучными. Помните, как в «Криминальном Чтиве» таксистка спрашивает Бутча, что значит его имя, а он отвечает «У нас, американцев, имена ни черта не значат». Не нужно бояться того, что ваше название не принимает на себя груз смысла – это должна делать ваша музыка. Само сочетание звуков может нести в себе мощнейший заряд энергии, и для названия этого вполне достаточно.
Другой вариант – это перестановка или замена букв в известных словосочетаниях или именах. Например, Gnarls Barkley появилось из имени известного баскетболиста Чарльза Бэркли (сами они это отрицают, но, тем не менее, сходство очевидно). Gringo Star – тоже довольно забавная игра слов (gringo – в Латинской Америке так называют неиспаноговорящих иностранцев). Com Truise – тоже довольно хороший пример, переделанное имя известного актера, которое при перестановке двух заглавных букв обрело иное значение (созвучно с «come true» — сбываться, становиться явью).
Чего лучше избегать? Только того, чтобы название было похоже на чьи-то еще. Если вы не особо знакомы с творчеством групп Black Lips и Black Keys – то в чем для вас отличие? Одинаковое начало, одинаковое количество слогов. Или, например, в последние годы все бросились называть группы, используя слово WOLF: Wolf Parade, We are Wolves, AIDS Wolf, Peanut Butter Wolf, и т.д. Или CRYSTAL: Crystal Castles, Crystal Sculls, Crystal Fighters, и т.д. Как бы тяжело это ни давалось, лучше всего выбрать что-то действительно отличающееся от других и яркое. В конце концов, всегда позднее можно произвести «ребрендинг» и переименовать группу, не изменив в песнях ни единой ноты.
____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉
Источник
Названия групп для гитары
Итак, выбран верный путь, решено: делаем рок-группу! Но как театр начинается с гардероба, так группа начинается с названия. И тут возникает новая проблема: как выбрать название, чтобы и ёмко было, и кратко, и чтобы запоминалось сразу, да чтобы концептуальность невооруженным ухом была слышна. Много красивых слов в русском языке — как нужное найти? И вот тогда обкладываются рокеры толстенными словарями, дотоле годами лежавшими на верхних полках книжных шкафов, — слово ищут. День и ночь, сутки прочь. Мамы радуются: наконец-то сынуля за ум взялся, к экзамену, видно, готовится!
Да уж, это экзамен почище институтского — название группе придумать.
И выписываются на бумажку понравившиеся слова и фразы, растет столбик названий. На каком же остановиться? Все хороши!
Почему бы не назваться «Стеклянными Кактусами»? Рок — он ведь и тонкий, и хрупкий, а в то же время и колючий.
А вот отличное название — «Команчи». В нем и штурм, и натиск, и хитрость, а гитарный рифф — сам как индейская стрела.
Еще лучше название — «Чайф». Здесь все переплелось: и кайф, и долгие зимние сидения за чаем в поисках названия.
Именно так, в муках и беспокойных ночных размышлениях, придумывалось название для группы «Ария» , лидера отчественного тяжелого металла. Володя Холстинин не раз рассказывал, как он сидел среди словарей и других толстых и умных книжек. Другие участники команды тоже усиленно размышляли, как назвать новую группу. Продолжалось все это очень долго, поскольку назваться в «металлическом» стиле им бы не разрешили, а бессмысленно напялить на себя первое попавшееся слово не хотелось. В конце концов Холстинин выписал на листок столбик из слов кратких, броских и, главное, одинаково звучавших и по-русски, и по-английски. Слово «Ария» шло в этом списке первым.
«Привлекло в слове то обстоятельство, что это был музыкальный термин, пусть даже и прямо противоположный тому, чем мы решили заниматься, — комментировал выбор «арийский» лидер. — А перед худсоветом решили оправдаться неуемной любовью к опере и тем, что будем работать на «стыке жанров» — было такое модное в 80-е годы выражение». Правда, Виктор Векштейн, директор группы, настаивал на другом названии — «Вулкан», — но худсовет категорически отверг, по его мнению, чересчур энергетическое слово, отдав предпочтение «гораздо более спокойной» «Арии». «Они не подумали, что и музыканты, и их фаны неизбежно будут называться «арийцами»!» — смеется Холстинин.
Интересно, что в названиях групп 60-х очень ярко проявилось русское национальное самосознание: «Скифы», «Славяне», «Скоморохи», «Бобры», «Четыре Витязя», «Красные Дьяволята», «Москвичи», «Московиты», «Русь», «Наследники», «Садко», «Гусляры» . Была еще группа «Русский Бит» — и это несмотря на то, что первые группы исполняли исключительно кавер-версии международных хитов. Но заложенный в названиях посыл со временем сделал свое дело: группы начали соревноваться друг с другом, у кого больше песен на русском языке. От того времени сохранилось немного аудиодокументов, но то, что удалось найти, раскопать, реставрировать, — впечатляет. Сквозь скрип и скрежет осыпающейся пленки явно слышны и красивые мелодии, и тонкие аранжировки, да и в плане профессионализма наши музыканты были ничуть не хуже своих коллег из «Kinks», «Hollies», «Freddie And The Dreamers», «Gerry And The Pacemakers», «Brian Pool And The Tremeloes», чьи хиты оккупировали хит-парады всего мира. Слушая записи, оставшиеся от 60-х годов, думается, что если бы в свое время первых наших рокеров поддержали бы на государственном уровне, если бы им обломилось нефтедолларов хоть с понюшку табаку, если бы они выехали в Европу, имея государственный промоушн и менеджемент, то — кто знает?! — может быть, и ABBA, и Boney М запели бы по-русски! И тогда в мире был бы совершенно иной геополитический расклад. И жизнь наша была бы, видимо, совершенно иной, может быть, более спокойной, более комфортной. Но ничего этого не случилось, поэтому мы продолжаем рассказ о повседневной жизни русского рокера, как она есть.
Кстати, в приведенный выше «русофильский» список можно отнести и группу «Сокол» : название которой обозначает отнюдь не только хищную птицу, обитающую почти повсеместно в Европе — просто участники этой группы жили в московском районе Сокол, на Ленинградском проспекте, там же была их первая база. Эта география и нашла отражение в названии группы. И именно группа «Сокол» исполнила первую песню на русском языке.
Очень любопытную, можно сказать, поэтическую трактовку названия группы «Рифы» , исполнявшую хард-рок, дает ее бас-гитарист, а ныне — известный звукорежиссер Константин Зверев: «Мы все жили на Красной Пресне. Рядом с нами, в клубе «Трехгорка» репетировали «Скифы», в ДК «Красная Пресня» — «Мифы», где-то на Хорошевке жили «Грифы». Мы решили не отставать от традиции и в рифму назвались «Рифы».
В Ленинградском роке 60-х тоже доминировали национальные чувства. Две основные питерские команды тех времен назывались «Россияне» и «Санкт-Петербург» , и в их названиях тоже чувствовалось желание доказать, что мы не лыком шиты.
А уже в 70-е питерские рокеры выделили себя в отдельную среду, перенесли игру на собственное поле, отгородившись собственными трибунами от другого мира. Симптоматично в этом смысле название культовой питерской группы «Аквариум» : вроде бы все видно, все прозрачно, можно руку протянуть и дотронуться, но стекло не пускает, да и внутри стекла среда иная, не для всех, а «только для сумасшедших», как говаривал известный немецкий писатель Герман Гессе, чей «Степной волк» стал эталоном, поведенческим образцом для всего рок-сообщества. Тот же контекст и у других питерских групп «поколения дворников и сторожей» — «Кино», «Зоопарк», «Странные Игры», «Телевизор», «Союз Любителей Музыки Рок», «Секрет», «Мифы» и так далее.
(Сегодня БГ утверждает, что название для группы «Аквариум» выбрано из соображений мистического характера и ответ на вопрос «Почему так называется группа?» следует искать в некоторых астрологических трактатах, а также — в книгах Лунь Си Куна «Непроверенные Старые Записи о Чае и Вишневом Вине», Hermetius Zmey Coschck «Ad Infinitum», «И Цзин», «Дхаммападе» и «Воробьиной книге».)
Интересно, что в начале нашей рок-эры названия многих групп по образцу «Beatles» или «Kinks» имели множественное число: «Скифы», «Мифы», «Рифы», «Меломаны», «Безбожники», «Странники», «Святые» и т.п. Даже название группы Андрея Макаревича тоже имело сначала множественное число — «МашинЫ Времени» .
В конце 60-х — начале 70-х на наших рок-полях обосновались идеи хиппи, что сразу же отразилось в названиях новых групп.
Название группы Стаса Намина Цветы» — это прямая отсылка к идеям хиппи, к «Flowers Power», ведь цветок — основной символ хиппи. Удивительно, но группа с таким названием очень долго и очень успешно работала в Московской областной филармонии, пока какой-то «доброжелатель» не раскрыл высокому начальству глаза на смысл безобиднейшего из названий. Тогда, после хорошего скандала, ансамбль стал называться просто «Группой Стаса Намина».
Группа «Оловянные Солдатики» сначала называлась «Бегемоты», а между строк читалось английское: «Hippopotamus». А это слово уже имело филологическую связь с таким явлением как хиппи! «Бегемоты» исполняли песни из репертуара «Shadows», «Bee Gees» и других английских бит-ансамблей.
Хипповое настроение присутствовало и в названии первого ансамбля будущего лидера «Воскресенья» Алексея Романова — «Ребята, которые начинают играть, когда полосатый гиппопотам переходит реку Замбези» . В его состав кроме самого Романова входил басист Александр Шадрин (позже — заведующий кафедрой физподготовки МАРХИ), клавишник Виктор Кистанов, а вот постоянного барабанщика у них не было, потому с группой на барабанах иногда играл Юрий Борзов из «Машины Времени». Исполняли «фирму» — The Beatles, «Creedence CR» и т.п., причем предпочтение отдавалось тем композициям, которые можно было разложить на голоса.
В начале 80-х Армен Григорян и Виктор Троегубов основали группу «Крематорий» . Первоначально их дуэт не назывался никак, но так быть не могло? и Троегубов, будучи человеком скрупулезным, на неделю с головой нырнул в словарно-энциклопедический омут, дабы найти какое-то сильное название. Однако решающую роль здесь сыграл случай. Однажды Армен Григорян набрал номер своей подружки, но вместо ее ласкового голоса из телефонной трубки донеслось: «Крематорий слушает!» От неожиданности Армен трубку, конечно, бросил, но услышанное слово запало в голову. К тому же название «Крематорий» хорошо ложилось на хипповскую идею, ставшую фундаментом мировоззрения в группе: «Жить быстро — умереть молодым!». Идея очищения души через музыку и сожжение красной нитью пролегла через все дальнейшее творчество «Крематория»: «Ведь мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», — поет Армен Григорян в «Безобразной Эльзе». — «Но все, что было, не смыть ни водкой, ни мылом с наших душ». Это основной постулат экзистенциализма: если жизнь прекрасна, то и смерть должна быть не менее прекрасной.
Согласно рокерской легенде, название культовой группы 70-х «Високосное Лето» придумал Владимир Рацкевич, музыкант из конкурирующего ансамбля «Рубиновая Атака». Летом 1972 года, когда басист и барабанщик «Атаки» Сергей Ляшенко и Александр Самойлов уехали отдыхать на юг, Рацкевичу захотелось поиграть жесткое буги — дух Вудстока был тогда силен в Москве. Для этого он позвал ритм-секцию из группы «Садко», базировавшейся вместе с «Атакой»: Александра Зайцева (бас) и Сергея Шевелева (ударные). Их коллеги — Александр Ситковецкий и Крис Кельми — также свалили на море. Проект получил название «Високосное Лето», да так и остался, когда двое других музыкантов «Садко» вернулись в столицу, а Рацкевич вновь присоединился к Ляшенко и Самойлову. Тем более, что москвичи до сих пор хорошо помнят то знойное лето високосного 1972 года, когда в Подмосковье горели торфяники и Москву заволокло пугающим дымом.
Когда у нас в стране худо-бедно возникла инфраструктура шоу-бизнеса, изменился и характер названий групп. У моряков есть поговорка: «Как корабль назовешь, так он и плавать будет: назовешь его «Топором», так он со стапелей под воду уйдет. » Вот и рокеры старались придумать такое название, чтобы судьба услышала в нем намек на будущий непременный успех. Хороший тому пример — название группы «Автограф» . Как известно, автографы сопутствуют успеху и массовой популярности. Того же порядка названия у «Браво», «Удачного Приобретения», «Круиза», «Центра» .
Название «Центр» обозначает на самом деле не географическое месторасположение группы Василия Шумова, тем паче, что жил Вася не в центре Москвы, а с краю, на Ленинском проспекте. Слово «центр, «центровой» на сленге 70-х и начала 80-х годов обозначало «лучший» или, как бы сейчас сказали, «крутой».
А что такое «Удачное Приобретение» ? Это же блюз! Алексей «Вайт» Белов объясняет: «У нас не получалось петь, как The Beatles: голоса у нас не «лились», у нас не было необходимой вокальной техники, и — мало того — на тот момент, на конец 70-го — начало 71-го, нас в группе было только трое. И мудрый Матецкий (автор «Лаванды» начинал как бас-гитарист в рок-группе «Удачное Приобретение» — Прим. автора) сказал, что если мы будем играть блюз, то мы выиграем». Так в названии новой группы был закреплен будущий выигрыш. К слову, все так и произошло, как говорилось в названии группы.
Музыканты «Мастера» , придумывая название своей группе, искали такое слово, которое читалось бы на всех языках. Удачно выбранное название очень помогло группе, когда в конце 80-х она уехала на заработки в Западную Европу. Именно благодаря названию «Мастер» там почувствовал себя комфортно. «Прежде всего нам понравилось звучание этого слова, — рассказывает Алик Грановский, — а о том, что за ним стоит, — никто об этом тогда не думал». Позже досужие журналисты пытались как-то обыгрывать название группы, вспоминая роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» или древнее значение этого слова, согласно которому Мастер – это человек, воспринимающий и воспроизводящий музыкальные послания свыше, как, скажем, И.С.Бах, которого называли «маэстро», то есть «мастер». Алик всегда ругался, когда при нем заводили подобные разговоры: «Обыграть это можно как угодну, и фабулу подвести можно любую, но я против этого!» — говорил он. Когда же его окончательно доставали рассуждения о подоплеке названия группы, он рассказывал, что в 60-е годы по квартирам ходил человек и «вырезал» людей: «Он звонил в дверь и представлялся мастером-водопроводчиком или мастером из Мосгаза. Вот он и называл себя Мастером…»
Что же касается названия группы «Мастер», то его придумал барабанщик группы Игорь Молчанов в метро, когда вместе с Аликом Грановским возвращался домой с репетиции. Говорят, что эта удачная мысль пришла к нему в голову где-то на перегоне между станциями «Новокузнецкая» и «Павелецкая».
При выборке названия не обходится и без мистики. Слово на Руси всегда имело сакральное значение, и в конце ХХ века начали сбываться пророчества, заложенные в песнях и даже названиях наших групп. Главное из них — воскрешение «Воскресения» . На эту группу в середине 80-х обрушились страшные несчастья, ее уничтожили и растерзали, а песни велели забыть. Казалось, не было никакой надежды, но вышло все так, как пелось в песне:
«Если надежду сгложут сомненья,
Снова закроет собою весь мир неизвестность одна,
Все ж неизбежно мое Воскресенье,
Тянется сердце к новой мечте,
Словно солнце сверкает она. «
Все так и случилось: песни «Воскресения» прошли сквозь годы запретов, в 1992 году вышла в свет пластинка с хитами, в «Горбушке» состоялся концерт золотого состава, и все 90-е прошли под знаком возвращения этой величайшей русской рок-группы.
В отечественном рок-сообществе есть две группы, названия которых состоят из аббревиатуры. Это — «СВ» и «ДК» . И вот уже много лет наш рокерский народ пытается расшифровать заложенные в этих названиях послания.
По оценкам самих музыкантов, расшифровок аббревиатуры «СВ» существует около сотни и каждая из них имеет право на существование. Самые распространенные расшифровки: «Снова Вместе», «Суббота\Воскресенье», «Спальный Вагон» и даже — «Советская Власть». Название группы послужило удачной аббревиатурой программной песни Алексея Романова «Солдат Вселенной», в которой он создал образ рок-музыканта — Солдата Вселенной, вечного странника и борца со злом.
Название группы «ДК» многие расшифровывают как «дека», или «диван-кровать», или даже «девичий кал», поскольку в 80-е годы доминировало желание видеть во всем панковское неприличие. Но лучше всего отражает концепцию группы, наверное, название «Дом Культуры», ибо, как в Доме Культуры, в музыке группы собраны воедино стиль высокой и уличный жаргон, классика и рок-н-ролл, песни советских композиторов и авангардный джаз.
А первая группа Сергея Жарикова, появившаяся на свет божий в середине 70-х, называлась «5001» . В какой-то явно секретной папочке Жариков вычитал, что в Москве, в ее школах, ЖЭКах и институтах, тогда насчитывалось пять тысяч рок-групп. «Что ж, — сказал Сергей, — пусть мы будем пять тысяч первой группой!»
Группы называют и по именам участников. Помните расшифровку названия знаменитой шведской группы «АББА» — «Агнета-Бенни-Бьерн-Аннафрида»?
Примерно по такому же принципу составлено и название уральской группы «деревенского рока» «ВОДОПАД имени Вахтанга Кикабидзе» . Слово «ВОДОПАД» — это аббревиатура, которая расшифровывается как «Верхотурьинское Общество Дебильных Отщепенцев Похалуев Аптекин Демин». Как, наверное, уже догадался читатель, здесь зашифрованы фамилии отцов-основателей группы. Юрий Демин был местным дискотетчиком, монополизировавшим всю магнитофонную культуру в округе, Юрий Аптекин — гитаристом местного ВИА, а Валерий Похалуев — водителем тепловоза и одновременно обладателем восхитительного баритона. Когда же к группе присоединился поэт Сергей Лукашин, он внес в название дополнение — «имени Вахтанга Кикабидзе». (Говорят, что когда у Вахтанга Кикабидзе спросили, как он относится к тому, что «Водопад» использует его имя, он ответил: «Мой «Водопад» — мое богатство!»).
Группа «Алиса» носит прозвище своего создателя, питерского музыканта Станислава Задерия. Коллектив возник в 1983 году, когда Станислав Задерий, тогда еще бас-гитарист хард-рокового состава «Хрустальный Шар», собрал музыкантов, разделявших переполнявшую его любовь к «новой волне», рэггей и неорокабилли. Сменив название на «Алиса» и подготовив программу «Кривозеркалье», в которой сказочные сюжеты Льюиса Кэролла переплелись с реалиями современной питерской жизни, группа выступила на Втором ленинградском рок-фестивале и сразу же привлекла к себе внимание публики. Там же «Алису» впервые увидел и Константин Кинчев. Он тогда еще подумал: «Вот группа, в которой неплохо бы играть». Так оно вскоре и случилось. Спустя еще два года Слава Задерий покинул «Алису» и собрал новую группу «Нате!», а его бывшее прозвище осталось за Кинчевым. А вскоре и вовсе забылось, что название «Алиса» связано с кличкой Славы Задерия.
В названии «Бригада С» буква «С», как несложно догадаться, имеет прямое отношение к Гарику Сукачеву, ее лидеру и фронтмену. Но мало кто знает, что у группы была когда-то в названии еще одна буква — «Г», то есть ансамбль назывался «Бригада СГ». Это относится к тому периоду, когда Гарик Сукачев и Сергей Галанин боролись за первенство в коллективе. Сначала победил Гарик, да и название «Бригада С» уже существовало, когда Галанин (экс-«Гулливер») пришел в команду. Но при первых же разногласиях Галанин от Гарика ушел и увел с собой состав, который получил название «Бригадиры» (так называли себя музыканты «Бригады С» в неформальной обстановке). Когда «Бригадиры» от Галанина вновь вернулись под крыло Сукачева, Сергей собрал новую группу «СерьГа», название которой было, наконец, составлено исключительно из его имени и фамилии.
Группа «Черный Обелиск» использовала название одноименного романа Э.М.Ремарка. Появившиеся в конце 80-х сольные проекты музыкантов «Обелиска» тоже несли на себе след Ремарка: Триумфальная арка», «Три товарища».
Был, кстати, еще один ансамбль — дитя Ремарка: «На Западном Фронте Без Перемен» . Но его рождение не имеет отношения к «Черному Обелиску», это — какая-то столичная альтернативная молодежь.
Название челябинской андерграундной группы «Братья по Разуму» — это цитата из братьев Стругацких, а «Электросудорожная Терапия» — цитата из «Полета над гнездом кукушки» Кена Кизи.
Егор Летов так рассказывал о происхождении названия «Гражданская Оборона» : «Мы перебирали кучу самых эпатажных названий, считая, что сейчас работает только то, что «через край», что носит самый радикальный характер, не вписывается ни в какие рамки. У меня по чистой случайности висел на стене плакат с надписью «Гражданская оборона». Вот я и предложил это название… оно отражает суть того, чем мы являемся до сих пор».
Певец Николай Арутюнов делится технологией придумывания названия для рок-группы: «Я сразу решил, что в названии должно быть слово «блюз». Цель была не столько громко заявить о своем стиле, сколько сразу же отсеять ненужную публику. Тем более, что тогда, в начале 80-х, слово «блюз» многих отрезвляло: не модно, не современно, и, если человек «не врубался» в эту музыку, он просто не шел не концерт. Поначалу мы хотели назваться «Доктор Блюз». Очень символично. Но вдруг узнали, что в России уже существует группа с подобным названием — «Доктор Джаз». Мы стали мозговать, а так как все увлекались футболом, то всплыло слово «лига». Сначала мы назывались «Высшая лига блюза». А потом — просто «Лига Блюза» . «
В 90-е годы простые односложные, взятые из орфографического словаря названия отошли в прошлое. Все чаще во времена информационного буйства в качестве названия используются фразы из рекламы, информационных буклетов, и даже из телесериалов. Вырванный из грубого и банального контекста кусочек фразы, перенесенный в иную среду, моментально получает острое рок-н-ролльное звучание. Как говорится, почувствуйте разницу:
«1,5 килограмма картофельного пюре» (цитата из рекламы в метро),
«Ландыши сдулись»,
«Съешь мои шорты,
«Ели Добсона» (цитата из популярного в 90-х годах сериала «Твин Пикс»),
«Я и друг мой Грузовик»,
«Капибары Хлор»,
«Медвежуть»,
«Фрекен Бок» (имя домомучительницы, вернее домоправительницы, из книги А.Линдгрен «Приключения Малыша и Карлсона, который живет на крыше»),
«Паника в Лифте»,
«Новые Праздники».
При таком подходе поле заимствований оказывается настолько велико, что под его давлением бессмысленными становятся любые запреты, даже исходящие из самых что ни на есть добрых намерений. Это важно, потому что и музыка, и текст в нашем роке часто бывают вторичны, зато контекст оригинален всегда.
Из сегодняшних названий мне больше всего по душе название «Время Альбиносов» . В нем наиболее ярко выражен дух истинного рок-н-ролла, ведь ясно и
понятно, что «Время Альбиносов» — это время Иных людей, то есть тех, которые должны вернуть романтику в наше скучное рациональное настоящее.
Источник