- Ноты — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю
- Это интересно
- Гимн Святому Иоанну
- А вы об этом знали? Названия нот — гимн Иоанну Крестителю
- Иоанн молитва нот названия гвидо из ареццо
- Тайные знаки. Что скрывается за названиями 7 нот – Дом музыки Марии Шаро
- Что было до того, как появились первые ноты
- Как появились ноты: кто и где их придумал
- Точки и линеечки: как появилась нотная запись
- Откуда произошли названия нот
- В заключение
- Молитва от которой названия нот
- Названия нот придумал монах Гвидо Д`Ареццо еще в начале 11 века. И, как не странно ноты это на самом деле молитва Иоанну Крестителю, с просьбой о сохранении голоса:
- Как появились названия нот?
- Изобретение линейной нотации
- Как появились слоговые названия нот?
- Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
- 5 Responses
- Гдз “музыка” рабочая тетрадь 2 класс критская, сергеева, шмагина. ответы на задания
- Подробные ответы для тех, кто не разобрал почерк в гдз
- Гвидонова рука, или Как звуки получили имена
- Иоанн молитва нот названия гвидо из ареццо
- Ноты — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю
- Дорогой читатель!
- Благотворительность
- Названия нотам дала молитва
- Гвидо Аретинский — музыкальный новатор из Средневековья
- Начало пути
- Как Гвидо из Ареццо придумал ноты
- Cтатистика
- Как появились названия нот?
Ноты — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю
Названия шести нот в 11 веке ввёл итальянский теоретик музыки, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых […]
Названия шести нот в 11 веке ввёл итальянский теоретик музыки, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки, монах-бенедиктинец Гвидо д’Ареццо.
Через 500 лет фламандский музыкант Хуберт Вальрант добавил ноту Си, путем соединения первых букв слов «Святой Иоанн». И, наконец, в 17 веке итальянский музыковед Джованни Дони, для удобства проговаривания при пении, заменил ноту Ут на До.
А вот и сама молитва Ut queant laxis, составленная — Павлом Диаконом, лангобардским историком, жившем в VIII веке.
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.
Sancte Iohannes
Чтобы в полный голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с их уст,
Святой Иоанн.
Источник
Это интересно
О всём САМОМ лучшем и интересном
Гимн Святому Иоанну
В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.
В европейской музыке первоначально вместо привычных нам нот использовались невмы. В перевода с древнегреческого этот термин означает «дыхание». Каждый невм представлял собой определенный набор точек, запятых и черточек, которые показывали ход голоса и отдельные звуки. Невмы ставились над текстом в католических псалмах, но помогали лишь вспомнить известный мотив, не обозначая точную высоту звуков.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо (Guido D’Arezzo (примерно 991 — 1033гг)), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю:
Гимн Иоану Крестителю
Гимн “Ut queant laxis” был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом (Paulus Diaconus), жившим во второй половине VIII века. Слова первой строфы гимна таковы:
Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes.
Что примерно можно перевести так: “Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоан”.
Мелодия каждой строки текста начинаются на одну ступень выше предыдущей.
С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut, re, mi, fa, sol, la.
Есть еще и такая версия с наименованием нот. Они связаны с Творцом и его творением.
Нота «до» ( Dominus) — Господь,
нота «ре» ( rerum) – материя,
нота «ми» ( miraculum ) – чудо,
нота «фа» ( familias planetarium) — семья планет или солнечная система,
нота «соль» ( solis ) – солнце,
нота «ля» ( lactea via) — Млечный путь,
нота «си» ( siderae) – небо.
Источник
А вы об этом знали? Названия нот — гимн Иоанну Крестителю
Ноты – это буквы Ангелов, слова нужно петь, лишь тогда можешь быть услышанным и суметь возможно. (из песни группы «Ундервурд»).
Немного истории
В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то непонятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Попробуем разобраться.
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы (от др.-греч. πνεῠμα — дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. Выглядели они вот так:
В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо (примерно 991 — 1033гг), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю:
Гимн Иоану Крестителю
Гимн «Ut queant laxis» был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом, жившим во второй половине VIII века. Слова первой строфы гимна таковы:
Ut queant laxis
Что примерно можно перевести так:
«Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, отец Святой Иоанн».
Источник
Иоанн молитва нот названия гвидо из ареццо
Тайные знаки. Что скрывается за названиями 7 нот – Дом музыки Марии Шаро
“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами.
Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот? В этой статье мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.
Что было до того, как появились первые ноты
История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.
Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”.
Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение.
Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.
В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой.
Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть.
Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.
Как появились ноты: кто и где их придумал
Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!
Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.
Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.
Точки и линеечки: как появилась нотная запись
Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.
Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?
И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.
Откуда произошли названия нот
Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!
Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:
UT queant laxis
RE sonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.
Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.
Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?
Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).
Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.
Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.
Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.
В заключение
Вот мы с вами и познакомились поближе с основами языка музыки, поняли, откуда произошли названия нот. А также узнали, кто придумал ноты и удобный способ их записи, что принесло огромную пользу для музыкантов. Теперь, когда вы будете слышать или петь ноты, помните, что это не просто звуки, а зашифрованный гимн святого и покровителя певцов ㅡ Иоанна.
А в нашем проекте знакомство детей с нотками происходит в играх с нотной семейкой! Это моя авторская методика.
Прямо сейчас поиграйте с нотками в веселую игру про котят, которые спасли нотный домик от наглых мышей. Скачивайте музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят» по ссылке ниже. Время игры — всего 10 минут!
Скачать музыкальную игру >>>
Автор проекта ДОмузыка
Мария Шаро
Молитва от которой названия нот
- 3Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Спасибо большое за познавательный,интересный пост. С ПРАЗДНИКОМ. ДОБРОГО ДНЯ И НАСТРОЕНИЯ.
Названия нот придумал монах Гвидо Д`Ареццо еще в начале 11 века. И, как не странно ноты это на самом деле молитва Иоанну Крестителю, с просьбой о сохранении голоса:
Названия нот придумал монах Гвидо Д`Ареццо еще в начале 11 века. И, как не странно ноты это… на самом деле молитва Иоанну Крестителю, с просьбой о сохранении голоса:
«Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»
Однако первоначально нот все-таки было 6, лишь затем в 16-м веке, появился звук «СИ» (Святой Иоанн) по последней строчке. А еще примерно через 100 лет, первую ноту заменили на «DO», т. к. это было гораздо удобнее для пения.
Во время-же выступления хора, Гвидо Д`Ареццо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
Дата добавления: 2015-08-29 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав
Как появились названия нот?
Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.
Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.
Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.
Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз).
А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии.
Нужно было искать какой-то выход…
Изобретение линейной нотации
И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.
Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии.
Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре.
А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.
Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.
Как появились слоговые названия нот?
Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.
Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.
Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:
Ut queant laxis
Re sonare fibris
S ancte I oannes
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог.
Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь.
Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.
А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.
Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.
Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:
Вы, дорогие читатели, как носители света истины теперь знаете точно, что эта теория неправильная, поэтому не должны допускать заблуждения на этот счет. А кроме того вы можете рассказать другим, как дело обстоит на самом деле. Причем можете сделать это прямо сейчас, если поделитесь ссылкой на эту статью на своей страничке какой-либо из социальных сетей. Все-таки мир должен знать правду!
Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые
Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?
Простые и составные интервалы
Виды ритма в музыке
Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?
Лад в музыке: мажор и минор
5 Responses
Здорово! Никогда бы не подумала, что у нот такая интересная история. Хотя, вот чудесно — недавно я размышляла на тему, откуда произошло название нот. И вот — теперь вы мне так подробно всё объяснили. Спасибо! Очень интересный материал.
Я даже и не задумывался, что у нот может быть своя история. Интересно было почитать и никогда бы не подумал их связать с космосом и богом
Добрый вечер! С наступающим Рождеством Христовым!
Я у вас впервые! Мне очень понравилось, так все доступно и понятно объясняете. С удовольствием прочитала историю нот и полное название. Прямо волшебство какое то. Удивили!
Супер! как здорово, что появилось простое объяснение, тому сложному и не совсем понятному для детей материалу, изложенному в теории музыки.
добрый день, случайно наткнулась на статью про ноты- вообще, даже не представляла, что так было сложно петь песни и запоминать знаки, какие же люди молодцы,особенно Гвидо из Ареццо, что все придумали доступно. Спасибо за информацию!
Гдз “музыка” рабочая тетрадь 2 класс критская, сергеева, шмагина. ответы на задания
Ответы к рабочей тетради по музыке за 2 класс по программе “Перспективная начальная школа”, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Решебник проверен и одобрен учителем музыки. Задания, в общем то, не сложные, но есть такие, ответ на которые нужно еще поискать.
Но мы уже все за вас поискали и проверили, пользуйтесь.
Будем рады, если ответ вам пригодятся для быстрого выполнения домашнего задания и вы не будете сидеть до ночи в поисках решения заданий из рабочей тетради, а вместо этого просто спишите ответ и все остальное время займетесь прослушиванием вашей любимой музыки.
Подробные ответы для тех, кто не разобрал почерк в гдз
С.4. О нашей Родине композиторы сочинили много песен. Но есть одна – самая главная – это ГИМН.
Какие чувства к Родине выражены в тексте гимна?
Храбрость, сила, любовь, великая воля, мудрость.
Страница 5. Как ты будешь исполнять песни о Родине? “Моя Россия”
Величественно, торжественно, с любовью.
“Здравствуй, Родина моя”
Ласково, светло, нежно, напевно.
Величественно, с любовью.
Страница 6. Подпиши названия нот.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
Страница 9. Какую из этих мелодий написал Модест Петрович Мусоргский? Напиши название этого сочинения.
Ответ: 2. Рассвет на Москве-реке.
С. 10. Музыкальные инструменты:
ПИАНИНО КЛАВЕСИН РОЯЛЬ
С. 12. Сосчитай и запиши, сколько тактов в этом музыкальном примере (дождик дождик пуще).
Страница 13. Определи размер такта в песенке о жуке. Напиши его после скрипичного ключа. (жук жук, где твой дом?).
С. 15. Какие марши ты вспоминаешь, глядя на эти рисунки?
Ответ: марш “Цирк” Дунаевский, “Марш деревянных солдатиков” Чайковский.
С. 17. Чем отличается молитва от песни?
Молитву можно читать, а песню поют. Обращение к богу – молитва, а песня для людей.
С. 29. Каким словом музыканты обозначают изменеие настроения, чувств, окраски звучания?
Спой по нотам мелодию М.Мусоргского “Рассвет на Мосве-реке”. В каком ладу – в мажоре или в миноре – она звучит?
Страница 31. С музыкой каких композиторов ты познакомился на уроках?
Прокофьев, Мусоргский, Чайковский.
Запиши названия полюбившихся тебе музыкальных произведений этих композиторов.
Золушка, рассвет на Москве-реке.
Напиши, какие их перечисленных произведений звучат: в музыкальном театре балет, опера, кантанта
в концертном заде симфония, увертюра, кантанта
Гвидонова рука, или Как звуки получили имена
Н. Анисимова, музыковед
Фрагмент книги «Новеллы о музыкальном прошлом»
Мы привыкли к тому, что музыку записывают нотными знаками на пяти линейках. Теперь трудно себе представить, что такой записи когда-то не существовало. Однако именно так и было тысячу лет назад. Кто и когда придумал нотную запись? И откуда взялись названия нот? Почему «до» – именно «до», а «ре» – именно «ре»? Кто их так «окрестил»?
Имя «крёстного отца» назовём сразу – Гвидо. Но, чтобы разыскать среди многочисленных носителей этого славного имени нашего героя, придётся отправиться на тысячелетие назад в один из итальянских монастырей.
Подключим к тому, что нам известно о первой половине XI столетия, нашу фантазию, и тогда сквозь завесу времени станет вырисовываться полумрак каменных стен и пучок яркого весеннего света, бьющего в окно кельи. Около окна – силуэт незнакомца в монашеской рясе.
Перебирая чётки, незнакомец смотрит в монастырский двор, где человек двенадцать школяров затеяли игру в чехарду. Кто же он, этот падре Гвидо, и где витают его мысли?
Великий философ Древней Греции Платон Афинский считал, что главное средство формирования нравственности и дисциплины у подростка – музыка. В этом соглашались и все его последователи. Всё правда.
Гвидо не раз замечал, как мальчишеские рожицы, на которых обычно можно прочесть неудержимое желание пошалить, удивительно преображались, когда начинался урок пения. Да ведь не только пению учит их падре. Он приобщает детей к тайнам музыкальной науки.
Она же сродни математике – недаром в системе образования она входит в «математический квадриум», в переводе с латыни «четырёхдоро-жье», четыре дороги знаний.
Падре уже рассказывал ученикам о свойствах струны, которые вывел другой великий грек – Пифагор. Он и его последователи открыли законы её звучания: как зависит высота её тона от того, звучит ли она вся целиком или какие-то её части – половина, треть, четверть её длины.
Гвидо демонстрировал всё это мальчикам на инструменте с одной струной, монохорде.
Скоро падре посвятит учеников и в другие открытые пифагорийцами законы музыки, расскажет о числовом выражении интервалов, о пропорциях, а главное – о том, как тесно связаны законы музыки с законами мирового порядка и с числовой структурой космоса.
Иоанн молитва нот названия гвидо из ареццо
- 3Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Спасибо большое за познавательный,интересный пост. С ПРАЗДНИКОМ. ДОБРОГО ДНЯ И НАСТРОЕНИЯ.
Ноты — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю
Названия шести нот в 11 веке ввёл итальянский теоретик музыки, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки, монах-бенедиктинец Гвидо д’Ареццо.
Через 500 лет фламандский музыкант Хуберт Вальрант добавил ноту Си, путем соединения первых букв слов «Святой Иоанн». И, наконец, в 17 веке итальянский музыковед Джованни Дони, для удобства проговаривания при пении, заменил ноту Ут на До.
А вот и сама молитва Ut queant laxis, составленная — Павлом Диаконом, лангобардским историком, жившем в VIII веке.
Чтобы в полный голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с их уст,
Дорогой читатель!
Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!
(Вы можете самостоятельно указать сумму)
Благотворительность
Поддержите! Без Вас мы не справимся!
Названия нотам дала молитва
Всем известны семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако мало кто знает, что свои названия они получили от слов молитвы, обращенной к святому Иоанну Крестителю.
Названия нот ввёл итальянский теоретик музыки, бенедектинский монах Гвидо д’Ареццо (ок. 990-1050 гг.). Из григорианской молитвы «Ut queant laxis», в которой содержалось просьба о сохранении силы голоса («Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»), он взял первые слоги строф и обозначил ими шесть ступеней звукоряда:
Седьмая нота – «si» – появилась в конце XVI века, но, опять-таки, из того же древнего гимна. Ее название состоит из первых букв слов последней строки молитвы – «Святой Иоанн».
Еще через столетие была переименована первая нота. Подобно прочим пропеть ее было невозможно, поэтому «ut» заменили на «do». Поскольку в гимне святому Иоанну такого слога нет, предполагают, что первая нота получила свое название от латинского Dominus – Господь.
Гвидо Аретинский — музыкальный новатор из Средневековья
Это имя знакомо каждому музыканту. Католический священник, человек, придумавший ноты, первый дирижер в истории, автор знаменитого средневекового трактата о музыке.
Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо жил за долгие века до нас, поэтому о личности музыканта известно не многое. Однако попробуем разобраться, что за человек был этот монах-новатор? Какие мотивы сподвигли его на создание революционной музыкальной теории?
Современные теоретики музыкального искусства пишут, что Гвидо д’Ареццо «подобно Пифагору открыл музыку в новом качестве – как систематизированное в соответствии с современным ему состоянием науки знание, на многие века определившее развитие музыкальной науки и практики».
Начало пути
По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии.
В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей.
Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.
Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.
Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию.
Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо — город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.
Как Гвидо из Ареццо придумал ноты
В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио.
Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо.
Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:
В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук.
Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту.
Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.
Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.
Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:
- Do – Dominus – Господь;
- Re – rerum – Материя;
- Mi – miraculum – Чудо;
- Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
- Sol – solis – Солнце;
- La – lactea via – Млечный путь;
- Si – siderae – Небеса.
Cтатистика
© 2011 – 2016 Про Пианино
Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник
Как появились названия нот?
Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.
Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.
Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.
Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз).
А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии.
Источник