- Теория
- Обозначения нот на письме:
- Сокращения
- Сокращёная запись для некоторых языков:
- Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
- Что означают ноты и кто их придумал
- Как появились названия нот?
- Изобретение линейной нотации
- Как появились слоговые названия нот?
- Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
Теория
Обозначения нот на письме:
Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.
RU * | EN | Lat | ES | I | F | D | NL | DK | S | FI |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До | c | C | do | do | ut | C | c | c | c | c |
До-диез | c-sharp | Cis | do sostenido | do diesis | ut dièse | Cis | cis | cis | ciss | cis |
Ре-бемоль | d-flat | Des | re bemol | re bemolle | ré bémol | Des | des | des | dess | des |
Ре | d | D | re | re | ré | D | d | d | d | d |
Ре-диез | d-sharp | Dis | re sostenido | re diesis | re dièse | Dis | dis | dis | diss | dis |
Ми-бемоль | e-flat | Es | mi bemol | mi bemolle | mi bémol | Es | es | es | ess | es |
Ми | e | E | mi | mi | mi | E | e | e | e | e |
Фа-бемоль=Ми | f-flat=e | Fes | fa bemol | fa bemolle | fa bémol | Fes | fes | fes | fess | fes |
Фа | f | F | fa | fa | fa | F | f | f | f | f |
Ми-диез=Фа | e-sharp=f | Eis | mi sostenido | mi diesis | mi dièse | Eis | eis | eis | eiss | eis |
Фа-диез | f-sharp | Fis | fa sostenido | fa diesis | fa dièse | Fis | fis | fis | fiss | fis |
Соль-бемоль | g-flat | Ges | sol bemol | sol bemolle | sol bémol | Ges | ges | ges | gess | ges |
Соль | g | G | sol | sol | sol | G | g | g | g | g |
Соль-диез | g-sharp | Gis | sol sostenido | sol diesis | sol dièse | Gis | gis | gis | giss | gis |
Ля-бемоль | a-flat | As | la bemol | la bemolle | la bémol | As | as | as | ass | as |
Ля | a | A | la | la | la | A | a | a | a | a |
Ля-диез | a-sharp | Ais | la sostenido | la diesis | la dièse | Ais | ais | ais | aiss | ais |
Си-бемоль | b-flat | B | si bemol | si bemolle | si bémol | B | bes | b | b | b |
Си | b | H | si | si | si | H | b | h | h | h |
* Обозначенные языки:
- RU — Русский (Russian)
- En — Английский (English)
- Lat — Латынь (Latina)
- Es — Испанский (Spanish)
- I — Итальянский (Italian)
- F — Французский (French)
- D — Немецкий (German)
- NL — Нидерландский (Dutch)
- DK — Датский (Danish)
- S — Шведский (Swedish)
- FI — Финский (Finnish)
Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).
Сокращения
Часто используются сокращения:
Например для записи на английском:
- вместо -flat -> -f
- вместо -sharp -> -s
- вместо -flatflat -> -ff
- вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)
Для записи на испанском:
- вместо -sostenido -> -s
- вместо -bemol -> -b
- Дубль-диез -ss
- Дубль-бемоль -bb
Сокращёная запись для некоторых языков:
Rus | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си-бемоль | Си |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
nederlands | c | d | e | f | g | a | bes | b |
arabic | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
catalan | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
deutsch | c | d | e | f | g | a | b | h |
english | c | d | e | f | g | a | bf | b |
espanol | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
italiano | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
norsk | c | d | e | f | g | a | b | h |
portugues | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
suomi | c | d | e | f | g | a | b | h |
svenska | c | d | e | f | g | a | b | h |
vlaams | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
Rus | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль |
---|---|---|---|---|
nederlands | -is | -isis | -es | -eses |
arabic | -d | -dd | -b | -bb |
catalan | -d/-s | -dd/-ss | -b | -bb |
deutsch | -is | -isis | -es | -eses |
english | -s/-sharp | -ss/-x/-sharpsharp | -f/-flat | -ff/-flatflat |
espanol | -s | -ss | -b | -bb |
italiano | -d | -dd | -b | -bb |
norsk | -iss/-is | -ississ/-isis | -ess/-es | -essess/-eses |
portugues | -s | -ss | -b | -bb |
suomi | -is | -isis | -es | -eses |
svenska | -iss | -ississ | -ess | -essess |
vlaams | -k | -kk | -b | -bb |
В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.
Источник
Что означают ноты и кто их придумал
Идею нотной грамоты разработал флорентийский монах и музыкант Гвидо д’Ареццо, проживавший в первой половине XI века. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям. Гвидо Аретинскийзаимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.
• UT queant laxis
• REsonare fibris
• MIra gestorum
• FAmuli tuorum
• SOLve polluti
• LAbii reatum
• Sancte Ioannes
В переводе с латинского:
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог.
Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Другая версия приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони.
Позднее появился ещё один новый звук, — Si, который был образован из первых букв словосочетания Sancte Iohannes (Святой Иоанн)
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте Фейсбук, Вконтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот такое:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Современная Ошибочная интерпретация названий нот!
Эта теория получила широкое распространение, так как подписчики верят, что случайный набор красивых слов имеет какое-то отношение к музыкальной грамоте. Однако эта информация в корне неверна.
Источник
Как появились названия нот?
Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.
Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.
Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.
Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…
Изобретение линейной нотации
И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.
Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.
Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.
Как появились слоговые названия нот?
Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.
Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.
Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:
Ut queant laxis
Re sonare fibris
Mi ra gestorum
Fa muli tuorum
Sol ve polluti
La bii reatum
S ancte I oannes
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.
А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.
Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.
Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:
Вы, дорогие читатели, как носители света истины теперь знаете точно, что эта теория неправильная, поэтому не должны допускать заблуждения на этот счет. А кроме того вы можете рассказать другим, как дело обстоит на самом деле. Причем можете сделать это прямо сейчас, если поделитесь ссылкой на эту статью на своей страничке какой-либо из социальных сетей. Все-таки мир должен знать правду!
Источник