Не бушуйте ветры буйные ноты для хора

Поет русский народный хор — Выпуск 9

Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В девятый выпуск сборников «Поет русский народный хор» вошли произведения советских композиторов и народные песни, разнообразные по тематике и жанрам, различных уровней сложности. К некоторым из них даются рекомендации по разучиванию и исполнению.
Сборник открывает лирико-патриотическое произведение молодого композитора В. Чалова «Родина любимая моя». Фанфары вступления, нюансировка от mf до f, плотная фактура сопровождения определяют торжественный характер песни. Однако следует избегать однообразия в исполнительской трактовке куплетов. Целесообразно, например, второй и четвертый куплеты петь негромко, проникновенно, а сопровождение смягчить, по возможности поделив его между партиями двух баянов и подняв на октаву выше.
Одна из первых и лучших песен о борьбе за мир — «Мы за мир» С. Туликова — вполне способна обрести вторую жизнь в репертуаре русских народных хоров. Исполнять ее следует маршеобразно, призывно, но без крикливости. По желанию, если позволит диапазон голосов, можно петь на полтона выше.
Широко известная песня И. Дунаевского «Летите голуби» также может обогатить репертуар русского народного хора. При этом новизна ее звучания усилится не только от необычности тембра, но и отказа от инструментального сопровождения. Последнее усложнит творческую задачу, но, несомненно, будет способствовать подъему исполнительской культуры коллектива, В процессе работы над нотным материалом наибольшее внимание следует обратить на хроматические ходы в гармонии, которые, в сущности, очень просты и вполне естественны для современного слуха. При разучивании их целесообразно подыгрывать на инструменте весь гармонический комплекс, а не один только голос.
Песня В. Ширшова «Твое солнце все выше» написана для мужской группы русского народного хора. В тех случаях, когда трехголосие переходит в двухголосие, баритоны должны объединяться в одну партию с тенорами. Для разнообразия исполнения рекомендуем припев последнего куплета начать тихо и только при переходе на третью вольту последовать авторским указаниям по нюансировке.
Песни «Лебедушка» и «Мы ребята-трактористы» являются частью вокально-хорового цикла В. Григоренко, посвященного хлеборобам. Обе они предполагают при воплощении на сцене не только музыкальное, но и хореографическое решение. Только в этом случае будут оправданы довольно продолжительные вступления и заключения обоих номеров. Партию сопровождения лучше всего переложить на оркестр или- хотя бы на два баяна.
«Если б да песню мне!» Н. Мешко — еще один мужской хор, на этот раз лирического содержания. Простыми музыкальными средствами композитор стремится передать сложное, полное драматизма содержание текста. Ни в коем случае нельзя исполнять хор в ровном, пусть даже сдержанном темпе. Он должен быть свободным, с небольшими замедлениями или ускорениями по ходу исполнения. Обращаем также внимание на тщательно выписанную автором нюансировку.

Читайте также:  До свидания земфира укулеле

Широкоизвестная песня В. Захарова на стихи М. Исаковского «О моряках» впервые была исполнена хором »имени Пятницкого еще в довоенные годы. К сожалению, в последнее время ее поют крайне редко. Песня отличается оригинальностью напева, яркими гармошечными переборами. Исполнять ее нужно легко, изящно. Особое внимание следует обратить на распев мужских партий в припеве, который обычно имеет тенденцию «вязнуть», если не петь его энергично, с акцентированием сильных долей такта. Замедление в конце последнего куплета должно быть больше, чем в остальных. На заключительном звуке не стихать.
Прежде чем приступить к разучиванию песни Л. Печникова «Над вешними просторами», необходимо разобраться в голосоведении партитуры. Количество голосов изменяется от одного до четырех. В трехголосных созвучиях всегда удваивается верхний голос, в двухгюлосии партии распределяются поровну. Исключение составит второй такт от начала репризы, в котором два верхних голоса идут параллельными терциями вниз, а третий и четвертый голоса кратковременно сходятся в унисон (нота ре) на второй-доле такта. В следующем такте эта же нота удваивается вторым и третьим голосом.

В миниатюре А. Яцкевича «Балалаечка» существенную роль в создании образа играет хоровое звукоподражание балалайке. Для большей схожести с тембром инструмента первую и третью восьмые такта нужно слегка акцентировать (это как бы удар по струнам вниз при бряцании). При этом буква р особо подчеркивается, а н максимально озвучивается (как отзвук неприглушенной струны).
Раздел русских народных песен открывается обработкой В. Позднеева «Не бушуйте, ветры буйные». Форма ее традиционна: постепенное прибавление голосов, усиление звучности к кульминации и спад. Проставленные в партитуре динамические оттенки лишь в общих чертах намечают эту линию. В процессе исполнения многое детализируется и потребует более тонкой нюансировки. Желательно, чтобы в четвертом куплете («Возрыдает ретиво сердце.») верхний подголосок, передающий рыдания, исполнялся солисткой, запевавшей песню.

Читайте также:  Как не волноваться когда экзамен по фортепиано

Возможно даже поднять звуки плача на терцию выше (т. е. ля—фа, соль—фа, ля—фа и т. д.). Если же численный состав хора слишком велик и голос солистки «не пробивается», оставить все так, как в нотах.
Подтекстовка песни «Осинничек частоватый» (запись и обработка И. Веретенникова) рассчитана на исполнение первых трех куплетов. В дальнейшем последовательность музыкальных вар;*ян-тов следует привести в соответствие с содержанием текста. Т. е. слова четвертого куплета («Ему мать говорила») исполняются на музыку второго, слова пятого («Время молодцу жениться») —на музыку первого, причем лучше не всей партией альтов, а соло. Ответ молодца («А на ком же мне жениться») и следующий за ним куплет нужно исполнять на музыку третьего куплета, т. е. с мужским запевом и опять-таки лучше соло. Последующие четыре куплета исполняются соответственно на музыку первого, второго, еще раз второго и затем третьего куплетов.

В обработке В. Сигалова песни «Стелется, валяется» дается лишь изначальная мелодико-гармоническая основа. Следуя импровизационно-подголосочной традиции, песню можно и нужно распеть, обогатить подголосками, сделать нарядной и разнообразной. Так, например, начиная с третьего куплета пение идет от мужского лица. Следовательно, и запев в этих куплетах (первые две строчки) лучше поручить мужской группе (мелодия та же, что в женском запеве, или слегка варьированная). Кроме того в отдельных куплетах» (например, четных).,те или иные исполнители могут поочередно брать выдержанные подголосочные звуки, как бы объединяя отдельные слова и ноты в более протяженную линию. Например, во втором куплете на словах «Андреюшка свет Марьюшку» первые сопрано могут спеть:

Возможны и другие способы импровизационного обогащения. И хористы, и руководитель русского народного хора должны в меру своих знаний и способностей совершенствовать искусство распева- народной песни.
«Заплетися, плетень» (запись и обработка Г. Иванова-Балина) — плясовой хоровод, а точнее—игровая песня. Причем игра разворачивав, ся на троекратном повторении всего лишь одного куплета. Постановочное решение (игровое или хореографическое) предоставляем руководителю хора или балетмейстеру. Прокомментируем лишь некоторые особенности нотной записи номера.
Первое проведение песни исполняют только первые и вторые голоса (два верхних нотоносца). Третьи голоса будут петь в третьем проведении. Второе проведение — каноническое. Весь хор разбивается на четыре равномерные группы, которые вступают поочередно, с «опозданием» на такт. Для того, чтобы не произошло неразберихи, группа, пpoизнесшая слово «заплетися», почти сразу сбавляет звучность, а вступающая следом за ней, наоборот, выделяет начало своего вступления. За один такт до репризы первые три группы переходят на пропевание одного и того же текста (реприза эта, как и в первом проведении, исполняется четырежды). Четвертая же группа пропевает свой текст, как бы догоняя остальных, и только на последнем слове — «скроговорничком» — сходится во второй вольте с остальными. Третье проведение идет на музыку первого. В этом случае с третьего такта вступают альты. После четырехкратного повторения репризы песня оканчивается на вольте для окончания.

Замечания к песне «По морям, по волнам» касаются главным образом исполнительского плана. Первые два куплета поются по партитуре. В третьем куплете (согласно содержанию текста) — запев мужской (баритоны или басы, можно соло), октавой ниже написанного. При этом ритмическая разбивка нот будет иная. Затакт перед третьим тактом опускается. В четвертом такте каждая четверть дробится на восьмые. Запев продолжается и следующие четыре такта. Припев же («По морям») начинают женские голоса октавой выше и тихо. Мужчины продолжают: «по волнам»; затем снова поют женщины: «Нынче здесь», а мужчины отвечают: «завтра там». Далее поют все вместе, как написано. В последнем куплете припев исполняется дважды. При окончании его первый раз в вольте для повторения вместо написанного аккорда на четвертой доле берется затакт на доминанте и идет повторение припева «По морям.» (можно снова тихо с постепенным усилением к концу).
В «Сибирских девичьих припевках с прибасками» в конце каждой строки исполнители говорком произносят реплики (см. в тексте). Особый, уральский колорит придаст исполнению мягкое, неназойливое «оканье» на неударных словах. Типично для Урала и своеобразное произношение отдельных слов: знаем, сочиняем, мово и т. д. То же относится и к «Полевским проходным частушкам».
Л. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки

Источник

Нотный архив Бориса Тараканова

сборник «Здравствуй, славная столица!». Хоровые произведения русских и советских композиторов

СОДЕРЖАНИЕ

Б. Тевлин. 100 лет Русскому хоровому обществу в Москве. Статья

Москва (Патриотическая песня). Музыка М. Глинки, слова А. Машистова
Зацветет черемуха. Музыка М. Глинки, переложение для хора К. Альбрехта, слова Е. Ростопчиной
На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова (из Гейне)
У ворот, ворот батюшкиных. Русская народная песня. Обработка М. Мусоргского
Не кукушечка во сыром бору. Музыка П. Чайковского, слова Н. Цыганова
Веселый час. Музыка С. Танеева, слова А. Кольцова
Под большим шатром. Музыка А. Кастальского, слова И. Никитина
Острою секирой. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. К. Толстого
Анчар, Музыка А. Аренского, слова А. Пушкина
В зареве огнистом. Музыка А. Гречанинова, слова И. Сурикова
Черкесская песня. Музыка А. Корещенко, слова А. Пушкина
Свадебная. Музыка С. Василенко, слова народные
Ой, все кумушки домой, Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня. Обработка Анатолия Новикова
Венули ветры. Русская народная песня. Обработка Д. Шостаковича
Повянь, повянь, бурь-погодушка. Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
Не бушуйте, ветры буйные. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
Русские деревни. Музыка Р. Щедрина, слова И. Харабарова

Источник

Ноты для хора — Хрестоматия — Русская хоровая литература

Хоровые произведения с нотами в pdf


Хоровые произведения
Хрестоматия
по Русской хоровой литературе

для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Э. Леонов
“Музыка”, 1975г.
номер 9006
(pdf, 22 Мб)

Курс хоровой литературы — одно из важных звеньев цикла специальных дисциплин, помогающих будущему дирижеру-хоровику в воспитании мировоззрения, овладении практическими знаниями отечественной и зарубежной хоровой литературы. Этот курс, изучаемый на дирижерско-хоровых факультетах (отделениях) средних и высших музыкальных учебных заведений, дает возможность правильно отобрать и применить на практике нужный хоровой репертуар и овладеть необходимыми навыками глубокого теоретического и вокально-хорового анализа. В отличие от аналогичной дисциплины в среднем музыкальном учебном заведении в вузе этот курс «основан на всестороннем изучении и глубоком анализе хорового творчества композиторов различных эпох и стилей и рассматривает творчество Композиторов- с точки зрения проблем хорового письма того или иного времени».

В нашей стране постоянно выходят учебные пособия, авторские и смешанные сборники, в которых публикуются произведения русских композиторов. Достаточно привести в качестве примера выпущенные в последнее время издательством «Музыка»: трехтомное издание «История русской музыки в нотных образцах» (составление и редакция профессора С. Л. Гинзбурга), два выпуска очерков «Русская хоровая литература» под редакцией С. В. Попова, «Хоровая полифония» (составитель К. Дмитриевская), сборники хоровых сочинений С. Дегтярева, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Серова, Д Танеева, С. Рахманинова и др., а также «Хоровой словарь» Н. Романовского, очерки «Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII вв.» С. Скребкова, «Сборник хоровых произведений» (составитель К. Птица, два выпуска); «Русская хоровая литература» (составитель С. Попов, три выпуска). Нехватка в издании произведений русских композиторов восполняется в ряде выпусков серии «Библиотека студента-хормейстера».
Предлагаемая хрестоматия дополняет ранее вышедшие сборники. Она не является антологией русской хоровой музыки по курсу хоровой литературы в музыкальных вузах. В нее вошли некоторые яркие редко издаваемые или давно не переиздававшиеся образцы творчества русских композиторов, представляющие большую художественную ценность, различные по жанрам и стилю. Часть из них в СССР ранее не публиковались. Это значительно расширит музыкально-хоровой кругозор студентов и возможность применения ими на практике хорового репертуара. Хронологическое расположение нотного материала дает возможность проследить эволюцию хорового творчества в русской музыке от начала XVIII в. до начала XX в.
Хрестоматия состоит из двух основных разделов:
1) хоровая музыка начала XVIII —начала XIX вв.
2) хоровая музыка XIX — начала XX вв.

Основное внимание в хрестоматии уделено раннему, менее известному, менее исследованному периоду в истории русской культуры: хоровой музыке начала XVIII в. (петровского времени), сыгравшей большую роль в проникновении в быт торжественных хоровых жанров a cappella (кант, партесная застольная песня, партесный лоровой концерт); хоровой музыке конца XVIII — начала XIX вв. (доглнкинской поры), утвердившей русскую национальную школу и представленной характерными жанрами того времени (оперные хоры в народном духе, хоровые отрывки из музыки к драматическим спектаклям, хоровой концерт a cappella, обработка народной песни для хора с оркестром).
Произведения этого периода, вошедшие в хрестоматию, соответствуют программе курса.
Хоровая музыка XIX — начала XX вв., закрепившая русский национальный стиль и получившая мировую известность, наиболее часто издаваемая и исполняемая, представлена в хрестоматии материалами, дополняющими основной курс, следующими жанрами: оперными хорами, кантатно-ораториальным творчеством и хорами без сопровождения. К числу редкоиздаваемых произведений следует отнести: «Пела, пела пташечка» А. Алябьева, Вступление и фуга М. Глинки, хоры из неоконченных сочинений М. Мусоргского, фуга П. Чайковского, кантата С. Танеева, «Пантелей-целитель» С. Рахманинова, «Ночь» А. Гречанинова, «Подблюдные» И. Стравинского.
Краткие аннотации, помещаемые в примечаниях к произведениям, в какой-то степени помогут преподавателям и студентам в изучении курса русской музыки. Произведения, публикуемые в СССР впервые, снабжены источниковедческой справкой.
Э. ЛЕОНОВ

  • 1. Хоровая музыка XVIII — начала XIX вв.
    • Неизвестный автор XVIII в. Радуйся, Росско земле. Кант на заключение Ништадского мира
    • Неизвестный автор XVIII в. Похвала хозяину. Застольная песня петровского времени
    • Неизвестный автор XVIII в. Концерт для хора (фрагмент)
    • Е. Фомин. Высоко сокол летает. Хор ямщиков из оперы «Ямщики на подставе». Слова народные
    • М. Соколовский. Свадебные хоры из третьего действия оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват»
    • М. Матинский — В. Пашкевич. Пять хоров из оперы «Как живешь, так и прослывешь»:
      • Ах, сборы, сборы Хавроньины
      • Соболем Хавроньюшка
      • Друженька, хорошенькой
      • Летал голубь
      • Ах, как взговорит
    • В. Пашкевич. Калмыцкий хор из оперы «Февей». Слова А. Храповицкого
    • В. Пашкевич. Три женских хора из третьего действия исторического представления «Начальное управление Олега»:
      • Первый хор
      • Второй хор.
      • Третий хор
    • О. Козловский. Два хора из музыки к трагедии А. Грузшцева «Царь Эдип»:
      • Первый хор народа
      • Второй хор народа
    • Д. Бортнянский. Размышление. (Концерт для хора № 32). Слова А. Машистова
    • На бережку у ставка. Украинская народная песня. Обработка О. Козловского
  • 2. Хоровая музыка XIX — начала XX вв.
    • Л. Алябьев. Пела, пела пташечка. Русская песня. Слова А. Дельвига
    • М. Глинка. Вступление и фуга. Слова Д. Тонского.
    • А. Даргомыжский. Два хора из неоконченной опары «Рощана»:
      • Восточный хор отшельников. Слова А. Пушкина.
      • Хор волшебных дев над спящей княжной Ровданой. Слова неизвестного автора
    • М. Мусоргский. Боевая песнь ливийцев из первого действия неоконченной оперы «Саламбо»
    • М. Мусоргский. Сцена торга из неоконченной оперы-балета «Млада»
    • А. Бородин, Хор поселян из четвертого действия оперы «Князь Игорь»
    • П. Чайковский. Хор народа из третьего действия оперы «Опричник»
    • П, Чайковский. Фуга из кантаты «В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого». Слова Я. Полонского
    • А. Рубинштейн. Хор потомков Начета из оратории «Вавилонское столпотворение». Слова Ю. Роденберга
    • С. Танеев. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Кантата. Слова А. Пушкина
    • И. Римский-Корсаков. Старая песня (Вариации). Слова А. Кольцова
    • Д. Кюи. Две розы. Слова А. Плещеева (из Вальдау)
    • А. Аренский. Ноктюрн из музыки к поэме «Бахчисарайский фонтан». Слова А. Пушкина
    • С. Рахманинов. Пантелей-целитель. Слова А. К. Толстого.
    • А. Гречанинов. Ночь. Слова А. Плещеева
    • И. Стравинский. Подблюдные. Четыре русские крестьянские песни. Слова народные:
    • У Спаса в Читисах
      • Овсень
      • Щука
      • Пузище

Скачать ноты для хора


Русская хоровая литература

хрестоматия
Выпуск 1
Русские народные песни
учебное пособие для музыкальных училищ
составил С.В. Попов
“МУЗГИЗ”, 1958г.
номер м27172г dpi

Настоящее 2-е издание Хрестоматии отличается от предыдущего тем, что в него не входят песни в их подлинной записи, то есть в том виде, как они поются в народе, а даются только хоровые обработки.
Материал расположен с учетом исторической последовательности развития жанра русской народной песни в хоровой обработке.
Все темповые и нюансовые обозначения, заключенные в квадратные скобки, выставлены составителем.
С. Попов

1. Ах! Ты слышишь ли, мой сердечный друг. Обработка И. А. Рупина
2. Ах, не одна во поле дороженька. Обработка И. А. Рупина
3. Не белы-то снеги. Обработка И. А. Рупина
4. Не шуми, мати зеленая дубрава. Обработка И. А. Рупина
5. Уж как пал туман. Обработка Д. Н. Кашина
6. Заря ль моя, зоренька. Обработка Д. Н. Кашина.
7. Вдоль по улице. Обработка Д. Н. Кашина
8. Молодка, молодка молодая. Обработка Д. Н. Кашина.
9. Не бушуйте вы, ветры буйные. Обработка С. А. Зайцева
10. Стонет, стонет сизый голубочек. Обработка С. А. Зайцова
11. Я посею ли млада, младенька. Обработка Н. Я. Афанасьева
12. Ах, деревня от деревни неподалеку стоит. Обработка В. Т. Соколова
13. Сизый голубочек. Обработка В. Т. Соколова
14. Скучно, матушка, весною жить одной. Обработка П. М. Воротникова
15. Ах, на что бы огород городить. Обработка И. М. Воротникова
16. Ты взойди, взойди, солнце красное. Обработка М. П. Мусоргского
17. У ворот, ворот батюшкиных. Обработка М. П. Мусоргского
18. Ах ты, воля, моя воля. Обработка М. П. Мусоргского
19. Скажи, девица милая. Обработка М. П. Мусоргского
20. Из-за лесу, лесу темного. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
21. Л и густо на берёзе листьё. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
22. Зелена груша в саду шатается. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
23. Как за речкою. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
24. Что вились-то мои русы кудри. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
25. Подуй, подуй, непогодушка. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
26. Ах, талан ли мой. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
27. Ай, во поле липенька. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
28. Заплетися, плетень. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
29. Со вьюном я хожу. Обработка Н. А. Римского-Корсакова.
30. Татарский полон. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
31. Поле чистое. Обработка Д. К. Лядова
32. Нападай-ко ли, нападай. Обработка А. К. Лядова.
33. Ты река ли моя, реченька. Обработка А. К. Лядова
34. А кто у нас моден. Обработка А. К. Лядова
35. Колыбельная. Обработка А. К. Лядова
36. Весной девушки. Обработка А. К. Лядова
37. Ты не стой, не стой, колодец. Обработка А. К. Лядова.
38. Эй, ухнем. Обработка А. К. Глазунова
39. Шла Дуняша из лесочка. Обработка В. М. Орлова
40. Ты стой, моя калинушка. Обработка В. М. Орлова
41. Уж и я ли, молода. Обработка И. В. Некрасова.
42. Ой, да как по морю. Обработка И. В. Некрасова.
43. Стенька Разин. Обработка А. Д. Кастальского.
44. Ты, рябинушка. Обработка А. Д. Кастальского
45. Посев. Обработка А. Д. Кастальского
46. Заиграй, моя волынка. Обработка В. С. Калинникова
47. На горе петухи поют. Обработка А. В. Никольского
48. Звонили звоны. Обработка А. В. Никольского
49. Лён. Обработка А. Т. Гречанинова
50. Пойду ль я, выйду ль я. Обработка А. Т. Гречанинова
51. Лучинушка. Обработка П. Г. Чеснокова
52. Канава. Обработка П. Г. Чеснокова
53. Ах ты, зорька. Обработка Г. Г. Лобачева
54. У ворот девка стоит. Обработка Г. Г. Лобачева
55. Горы. Обработка А. В. Александрова
56. Вниз по матушке по Волге. Обработка А. В. Александрова
57. Ах, не одна во поле дороженька. Обработка А. В. Александрова
58. Добрыня Никитич. Обработка А. А. Егорова
59. Ах вы, сени, мои сени. Обработка А. А. Егорова.
60. Посажу ль я калинушку. Обработка А. Ф. Пащенко
61. Час да по часу. Обработка П.Н. Триедина
62. Отставала лебедушка. Обработка С. Н. Василенко
63. Вниз по матушке по Волге. Обработка А. Г. Новикова
64. Уж ты, поле. Обработка А. Г. Новикова
65. Уж ты, сад. Обработка А. В. Свешникова
66. Ой, все кумушки домой. Обработка А. В. Свешникова.
67. Тёща для зятюшки. Обработка Д. С. Васильева-Буглая
68. Ельник, мой ельник. Обработка В. А. Золотарева.
69. Из-под того ли, братцы, из-под лесу. Обработка С. В. Попова
70. Повянь, повянь, бурь-погодушка. Обработка В. Г. Соколова

Скачать хрестоматию

Источник

Оцените статью