Не бушуйте ветры буйные ноты юрлова

Поет русский народный хор — Выпуск 9

Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В девятый выпуск сборников «Поет русский народный хор» вошли произведения советских композиторов и народные песни, разнообразные по тематике и жанрам, различных уровней сложности. К некоторым из них даются рекомендации по разучиванию и исполнению.
Сборник открывает лирико-патриотическое произведение молодого композитора В. Чалова «Родина любимая моя». Фанфары вступления, нюансировка от mf до f, плотная фактура сопровождения определяют торжественный характер песни. Однако следует избегать однообразия в исполнительской трактовке куплетов. Целесообразно, например, второй и четвертый куплеты петь негромко, проникновенно, а сопровождение смягчить, по возможности поделив его между партиями двух баянов и подняв на октаву выше.
Одна из первых и лучших песен о борьбе за мир — «Мы за мир» С. Туликова — вполне способна обрести вторую жизнь в репертуаре русских народных хоров. Исполнять ее следует маршеобразно, призывно, но без крикливости. По желанию, если позволит диапазон голосов, можно петь на полтона выше.
Широко известная песня И. Дунаевского «Летите голуби» также может обогатить репертуар русского народного хора. При этом новизна ее звучания усилится не только от необычности тембра, но и отказа от инструментального сопровождения. Последнее усложнит творческую задачу, но, несомненно, будет способствовать подъему исполнительской культуры коллектива, В процессе работы над нотным материалом наибольшее внимание следует обратить на хроматические ходы в гармонии, которые, в сущности, очень просты и вполне естественны для современного слуха. При разучивании их целесообразно подыгрывать на инструменте весь гармонический комплекс, а не один только голос.
Песня В. Ширшова «Твое солнце все выше» написана для мужской группы русского народного хора. В тех случаях, когда трехголосие переходит в двухголосие, баритоны должны объединяться в одну партию с тенорами. Для разнообразия исполнения рекомендуем припев последнего куплета начать тихо и только при переходе на третью вольту последовать авторским указаниям по нюансировке.
Песни «Лебедушка» и «Мы ребята-трактористы» являются частью вокально-хорового цикла В. Григоренко, посвященного хлеборобам. Обе они предполагают при воплощении на сцене не только музыкальное, но и хореографическое решение. Только в этом случае будут оправданы довольно продолжительные вступления и заключения обоих номеров. Партию сопровождения лучше всего переложить на оркестр или- хотя бы на два баяна.
«Если б да песню мне!» Н. Мешко — еще один мужской хор, на этот раз лирического содержания. Простыми музыкальными средствами композитор стремится передать сложное, полное драматизма содержание текста. Ни в коем случае нельзя исполнять хор в ровном, пусть даже сдержанном темпе. Он должен быть свободным, с небольшими замедлениями или ускорениями по ходу исполнения. Обращаем также внимание на тщательно выписанную автором нюансировку.

Читайте также:  Севен натион арми пианино

Широкоизвестная песня В. Захарова на стихи М. Исаковского «О моряках» впервые была исполнена хором »имени Пятницкого еще в довоенные годы. К сожалению, в последнее время ее поют крайне редко. Песня отличается оригинальностью напева, яркими гармошечными переборами. Исполнять ее нужно легко, изящно. Особое внимание следует обратить на распев мужских партий в припеве, который обычно имеет тенденцию «вязнуть», если не петь его энергично, с акцентированием сильных долей такта. Замедление в конце последнего куплета должно быть больше, чем в остальных. На заключительном звуке не стихать.
Прежде чем приступить к разучиванию песни Л. Печникова «Над вешними просторами», необходимо разобраться в голосоведении партитуры. Количество голосов изменяется от одного до четырех. В трехголосных созвучиях всегда удваивается верхний голос, в двухгюлосии партии распределяются поровну. Исключение составит второй такт от начала репризы, в котором два верхних голоса идут параллельными терциями вниз, а третий и четвертый голоса кратковременно сходятся в унисон (нота ре) на второй-доле такта. В следующем такте эта же нота удваивается вторым и третьим голосом.

В миниатюре А. Яцкевича «Балалаечка» существенную роль в создании образа играет хоровое звукоподражание балалайке. Для большей схожести с тембром инструмента первую и третью восьмые такта нужно слегка акцентировать (это как бы удар по струнам вниз при бряцании). При этом буква р особо подчеркивается, а н максимально озвучивается (как отзвук неприглушенной струны).
Раздел русских народных песен открывается обработкой В. Позднеева «Не бушуйте, ветры буйные». Форма ее традиционна: постепенное прибавление голосов, усиление звучности к кульминации и спад. Проставленные в партитуре динамические оттенки лишь в общих чертах намечают эту линию. В процессе исполнения многое детализируется и потребует более тонкой нюансировки. Желательно, чтобы в четвертом куплете («Возрыдает ретиво сердце.») верхний подголосок, передающий рыдания, исполнялся солисткой, запевавшей песню.

Читайте также:  Вода окрасится кровью ноты для фортепиано

Возможно даже поднять звуки плача на терцию выше (т. е. ля—фа, соль—фа, ля—фа и т. д.). Если же численный состав хора слишком велик и голос солистки «не пробивается», оставить все так, как в нотах.
Подтекстовка песни «Осинничек частоватый» (запись и обработка И. Веретенникова) рассчитана на исполнение первых трех куплетов. В дальнейшем последовательность музыкальных вар;*ян-тов следует привести в соответствие с содержанием текста. Т. е. слова четвертого куплета («Ему мать говорила») исполняются на музыку второго, слова пятого («Время молодцу жениться») —на музыку первого, причем лучше не всей партией альтов, а соло. Ответ молодца («А на ком же мне жениться») и следующий за ним куплет нужно исполнять на музыку третьего куплета, т. е. с мужским запевом и опять-таки лучше соло. Последующие четыре куплета исполняются соответственно на музыку первого, второго, еще раз второго и затем третьего куплетов.

В обработке В. Сигалова песни «Стелется, валяется» дается лишь изначальная мелодико-гармоническая основа. Следуя импровизационно-подголосочной традиции, песню можно и нужно распеть, обогатить подголосками, сделать нарядной и разнообразной. Так, например, начиная с третьего куплета пение идет от мужского лица. Следовательно, и запев в этих куплетах (первые две строчки) лучше поручить мужской группе (мелодия та же, что в женском запеве, или слегка варьированная). Кроме того в отдельных куплетах» (например, четных).,те или иные исполнители могут поочередно брать выдержанные подголосочные звуки, как бы объединяя отдельные слова и ноты в более протяженную линию. Например, во втором куплете на словах «Андреюшка свет Марьюшку» первые сопрано могут спеть:

Возможны и другие способы импровизационного обогащения. И хористы, и руководитель русского народного хора должны в меру своих знаний и способностей совершенствовать искусство распева- народной песни.
«Заплетися, плетень» (запись и обработка Г. Иванова-Балина) — плясовой хоровод, а точнее—игровая песня. Причем игра разворачивав, ся на троекратном повторении всего лишь одного куплета. Постановочное решение (игровое или хореографическое) предоставляем руководителю хора или балетмейстеру. Прокомментируем лишь некоторые особенности нотной записи номера.
Первое проведение песни исполняют только первые и вторые голоса (два верхних нотоносца). Третьи голоса будут петь в третьем проведении. Второе проведение — каноническое. Весь хор разбивается на четыре равномерные группы, которые вступают поочередно, с «опозданием» на такт. Для того, чтобы не произошло неразберихи, группа, пpoизнесшая слово «заплетися», почти сразу сбавляет звучность, а вступающая следом за ней, наоборот, выделяет начало своего вступления. За один такт до репризы первые три группы переходят на пропевание одного и того же текста (реприза эта, как и в первом проведении, исполняется четырежды). Четвертая же группа пропевает свой текст, как бы догоняя остальных, и только на последнем слове — «скроговорничком» — сходится во второй вольте с остальными. Третье проведение идет на музыку первого. В этом случае с третьего такта вступают альты. После четырехкратного повторения репризы песня оканчивается на вольте для окончания.

Замечания к песне «По морям, по волнам» касаются главным образом исполнительского плана. Первые два куплета поются по партитуре. В третьем куплете (согласно содержанию текста) — запев мужской (баритоны или басы, можно соло), октавой ниже написанного. При этом ритмическая разбивка нот будет иная. Затакт перед третьим тактом опускается. В четвертом такте каждая четверть дробится на восьмые. Запев продолжается и следующие четыре такта. Припев же («По морям») начинают женские голоса октавой выше и тихо. Мужчины продолжают: «по волнам»; затем снова поют женщины: «Нынче здесь», а мужчины отвечают: «завтра там». Далее поют все вместе, как написано. В последнем куплете припев исполняется дважды. При окончании его первый раз в вольте для повторения вместо написанного аккорда на четвертой доле берется затакт на доминанте и идет повторение припева «По морям.» (можно снова тихо с постепенным усилением к концу).
В «Сибирских девичьих припевках с прибасками» в конце каждой строки исполнители говорком произносят реплики (см. в тексте). Особый, уральский колорит придаст исполнению мягкое, неназойливое «оканье» на неударных словах. Типично для Урала и своеобразное произношение отдельных слов: знаем, сочиняем, мово и т. д. То же относится и к «Полевским проходным частушкам».
Л. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки

Источник

Ноты для хора — Здравствуй, славная столица!

Сборники с нотами для хора


Хоровые произведения
Здравствуй, славная столица!
Хоры русских и советских композиторов для смешанного хора без сопровождения
составитель Б. Тевлин
“Музыка”, 1978г.
номер 9965

100 лет Русскому хоровому обществу в Москве

Русское хоровое общество, 100-летие которого отмечается в 1978 году, возникло в обстановке идейно-политического подъема 60-—70-х годов XIX столетия. Русская музыкальная культура топ эпохи характеризуется обостренным интересом к истокам национального искусства, фольклору, к отечественной истории. Богатством могучих индивидуальностей поражает русская композиторская школа. Творения Глинки и Бородина, Балакирева и Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова обретают мировую славу.
Стремительное становление русского хорового искусства неразрывно связано с успехами в области исполнительства. Во время пребывания в Петербурге Г, Берлиоз, по словам В. Стасова, «пришел в великое восхищение от пения Прадворшой певческой капеллы». Открытое в 1830 году Московское Синодальное училище также во многом содействовало подъему русской хоровой культуры. Хоровая капелла, организованная еще в XVIII веке графом II. Шереметевым, к середине XIX века иод управлением выдающегося русского хормейстера Г. Ломакина (1812 1885) становится первоклассным коллективом. Широкую пропаганду русских песен ведет хор Д. Агренева-Славянского (1834-1908).
Вторая половина XIX века отмечена стремлением передовой русской интеллигенции отдать свои знания делу музыкального просвещения народа. В чти годы открывается много воскресных бесплатных музыкальных школ. После создания в Петербурге Русского музыкального общества (1859) и консерватории (1862) встал вопрос об организации отделения РМО и консерватории в Москве. Эту работу возглавил Н. Рубинштейн (1835- 1881), пользовавшийся среди музыкантов огромной популярностью. Открытие Московского отделения РМО (1860), а затем и Московской консерватории (186(5) коренным образом изменило положение с музыкальным образованием. По инициативе В. Одоевского (1804 -1869) при Московском отделении РМО в 18(34 году создается бесплатный класс хорового пения. В речи па открытии этого класса Н. Рубинштейн сказал: «Все народы поют, а русский парод даже прославился своими песнями, своей способностью не только передавать, по и гармонизировать свои напевы. Пение — потребность русской жизни. »

Возглавил бесплатный класс хорового пения К. К. Альбрехт (1836—1893)—один из ближайших сотрудников и помощников Н. Рубинштейна при организации Московского отделения РМО и Московской консерватории, где он стал инспектором и преподавателем хорового пения и сольфеджио. Его музыкальное дарование высоко ценил Чанковркин. По словам Н. Капжина, «Альбрехт подкупал Чайковского своим тонким музыкальным вкусом и способностью критического анализа».
Новым этапом в развитии хоровой культуры явилась организация в Москве в 1878 году Русского хорового общества. Основанное по инициативе К. Альбрехта, РХО ставило перед собой задачи пропаганды хорового нения (главным образом, а capella), издания хоровой литературы, исполнения произведений русских композиторов. Учредителями Общества стали участники хорового класса (их было тогда 21 человек). Созданный ими Устав РХО был утвержден 15 июля 1878 года, а 28 августа в помещении консерватории, состоялось первое общее собрание учредителей РХО. На раннем этапе своей деятельности Общество занималось кропотливой работой по накоплению хорового репертуара, в первую очередь а сарре1Гпых сочинении русских композиторов.

Первое исполнительское собрание РХО состоялось 12 октября 1878 гада. В числе авторов, произведения которых звучала в концертном сезоне 1878—1879 гг., были А. Рубинштейн, А. Рубец, С. Танеев, Дж. Палестрииа, В. Моцарт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман.
Последующие годы характеризуются оживлением различных сторон деятельности РХО: открытием хоровых классов, расширением концертного репертуара и числа исполнительских собраний, созданием новых хоровых произведений. Первыми композиторами, специально написавшими для РХО, были С. Танеев и Э. Напрапник. Хор РХО принимает участие в концертах Русского музыкального общества и Московской консерватории.
Почти все крупнейшие московские музыканты сотрудничают с Русским хоровым обществом. После К. Альбрехта РХО возглавляли А. Лренский (с 1888 по 1895 г.), М. Ипполитов-Иванов (с 1895 по 1901 г.), В. Сафонов (с 1901 по 1905 г.), затем вновь Ипполитов-Иванов. Дирижерами Общества были В. Орлов, Н. Голованов, Ф. Иванов, Ф. Кёнеман, П. Чесноков, С. Василенко, С. Потоцкий.
В 1881 — 1882 гг. Общество приступило к изданию сборников хоровых сочинений. При Обществе открылись бесплатные народные хоровые классы а капелла, в состав которой входило около ста человек.
Через десять лет после образования Русского хорового общества репертуар его хора включал 203 произведения, большую часть которых составляли сочинения русских композиторов и обработки русских народных песен. Исполнительские собрания Общества проходили с неизменным успехам.
В 90-е годы хор Общества выступает в симфонических собраниях РМО, где исполняет вокально-симфонические произведения русских композиторов.

К своему 25-летию РХО объявляет конкурс на создание хоровых сочинений а capella.
Тесная дружба и творческое сотрудничество Общества с композиторами способствовали созданию произведений, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной хоровой литературы: «Не кукушечка во сыром бору» П. Чайковского, «Татарский полон» Н. Римского-Корсакова, «В зареве огнистом» А. Гречанинова, «Восход солнца» С. Танеева и другие.
Широкая исполнительская, учебно-воспитательная и просветительская деятельность Русского хорового общества в Москве была свидетельством благородного служения родному народу и его искусству лучших представителей русской интеллигенции.
После Великой Октябрьской социалистической революции хоровая культура, как и все музыкальное искусство, получает огромные возможности для своего развития. Сочетание новых методов музыкального образования с замечательными традициями русской певческой культуры приводит к прекрасным результатам.

Сегодня Всероссийское хоровое общество — это свыше миллиона человек в 74-х хоровых обществах автономных республик, краев и областей РСФСР, городах Москве, Ленинграде и Магнитогорске; это невиданный расцвет всех форм народного музыкально-хорового творчества; это яркое искусство профессиональных хоров; это грандиозные смотры массового народного музицирования праздники песни, конкурсы, фестивали; это методическая и нотная литература; это активная общественно-просветительская деятельность как сотен тысяч юных и взрослых певцов, так и крупнейших мастеров советского искусства: Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, профессора А. Свешникова (председатель Правления ВХО с 1957 по 1965 г.), Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР А. Новикова (председатель Правления ВХС) по 1970 г.), народного артиста РСФСР, профессора А. Юрлова (председатель Правления ВХО с 1970 по 1973 г.), народного артиста СССР, профессора В. Соколова (председатель Правлении ВХО с 1974 г.), народного артиста СССР, профессора К. Птицы (председатель Правления хорового общества Москвы с 1958 г.) и многих других.
В сборник вошли произведении русских и советских композиторов, в разное время исполнявшиеся в концертных программах хорового общества. Составитель надеется, что сборник привлечет внимание профессионалов и любителей музыки к славным страницам истории русского хорового искусства.
Б. Тевлин.

  • Москва (Патриотическая песня). Музыка М. Глинки» слова А. Машистова
  • Зацветет черемуха. Музыка М. Глинки, переложение для хора К. Альбрехта, слова В. Ростопчиной
  • На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова (из Гейне)
  • У ворот, ворот батюшкиных. Русская народная песня. Обработка М. Мусоргского
  • Не кукушечка во сыром бору. Музыка П. Чайковского, слова Н. Цыганова
  • Веселый час. Музыка С. Танеева, слова А. Кольцова
  • Под большим шатром. Музыка А. Кастальского, слова И. Никитина
  • Острою секирой. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А, К. Толстого
  • Анчар. Музыка А. Аренского, слова А. Пушкина
  • В зареве огнистом. Музыка А. Гречанинова, слова И. Сурикова
  • Черкесская песня. Музыка А. Корещенко, слова А. Пушкина
  • Свадебная. Музыка С Василенко, слова народные
  • Ой, все кумушки домой. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
  • Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня. Обработка Анатолия Новикова
  • Венули ветры. Русская народная песня. Обработка Д. Шостаковича
  • Повянь, повянь, бурь-погодушка. Русская народная пес-ля. Обработка Вл. Соколова
  • Не бушуйте, ветры буйные. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
  • Русские деревни. Музыка Р. Щедрина, слова И. Харабарова

Скачать ноты для хора

Источник

Оцените статью