Не гармоничные сочетания нот

Не гармоничные сочетания нот

Как создается Гармония

Звук — явление сугубо физическое, но если он способен вызвать чувства, то это уже можно назвать Музыкой, которая предназначена для Человека. По большому счету, чувства вызывает гармония звуков, знакомая и понятная человеку. Мы как-то разговаривали на эту тему с Ромой, и мне в голову пришла мысль о том, как создается гармония.

Думаю, что есть несколько типов гармонии, столько же, сколько нот в октаве. (Сейчас пойдут музыкальные термины, так что, кому не понятно, идите дальше). Они еще отличаются по времени — если ноты звучат одновременно, то это аккорд, а если друг за другом, то мелодия. Рассмотрим пока аккорд — сочетания из двух нот. Самое гармоничное сочетание — октава, потому что частота верхней ноты отличается от частоты нижней в два раза. Эти частоты хорошо резонируют друг с другом. Следующим по гармоничности стоит квинта. Верхняя нота отличается от нижней на половину частоты нижней ноты, поэтому также образует с ней особый резонанс. Особый резонанс также дает кварта, которая на один шаг (на тон) короче квинты. Далее идет большая терция, я не считал, насколько ноты по частоте друг от друга отличаются, но получаемый от этого резонанс придает большой терции мажорную окраску. Например, песня «В лесу родилась елочка» является мажорной. Большую терцию сменяет малая, нотки еще меньше резонируют, получается минорная, грустная гармония. Сейчас большинство песен, почему-то минорные, видимо, они в моде. Есть еще секста (или сикста — от латинского «шесть»), септима, они длиннее квинты. Секста бывает большой и малой, также как и терция, и гармонию соответственно будет давать разную. Особую роль играет септима, она задает мажорный тон в песне, но иногда используется в минорных песнях, так как в настроении не играет роли, а просто придает особую окраску. Настроение песни зависит присутствия большой или малой терций. Названия остальных музыкальных интервалов я позабыл за долгие годы, но они менее гармоничны, хоть и играют определенную роль в построении мелодии. Их осталось три — два тех, что меньше терции, очень коротенькие, которые образуют шаг в гамме, тон и полутон, и третий интервал самый длинный, но на полутон короче октавы, который совсем редко используется в виду негармоничности.

Мелодия образуется путем сочетаний этих интервалов, звучащих либо одновременно, либо по очереди. Самая простая мелодия — это гамма, состоящая из всех нот октавы, которые идут друг за другом. Мелодия является главной составляющей в музыке, если бы ее не было, нечего было бы слушать. Стоит отметить, что в некоторых стилях современной электронной музыки напрочь отсутствует мелодия, или она присутствует, но ее уловить очень трудно. К таким стилям, например, относится Drum’n’bass, Jungle, Hardcore, Techno, Industrial и другие. Здесь основной упор сделан на ударники, то есть, ритм. Ярые поклонники этих стилей будут наверняка утверждать, что те стили, где есть музыка, являются попсовыми — я знаю от чего. Это оттого, что у них нет музыкального слуха (медведь на их ухе танцует), они привыкли в клубах к жестко долбящим ритмам и любое проявление мягкости, мелодичности в музыке приравнивают к попсовости и что самое главное — жутко «опускают» исполнителей. Господа музыканты со слухом, поклонники этих стилей, если я не прав — я не могу говорить за всех, но иногда попадаются такие экземпляры. На вкус и цвет товарищей нет, но тем не менее: Все-таки степень попсовости людей зависит от традиций общества, в котором он живет. В Фидо я сталкиваюсь с людьми, которые слушают немелодичные стили, но у них есть музыкальное чутье.

Читайте также:  Кто продал гитару курта кобейна

Что-то я разошелся. Продолжим о гармонии. Итак, без мелодии нам никак не обойтись. В классической музыке иногда присутствует сразу несколько мелодий одновременно, не говоря уже о том, что в рамках одного произведения они то и дело сменяют друг друга. Вторая неотъемлемая часть любой песни — тональность. С точки зрения гармонии, тональность — это та главная нота (тоника), относительно которой изменяются и играют в гармонии другие ноты. В песне, правда, кроме главной тональности могут быть еще пять, и их всего шесть. Сначала три главные тональности, по такому же принципу гармоничности (октава, квинта, кварта) — тоника, доминанта (на пятой ступени октавы) и суб-доминанта (на четвертой ступени октавы). Если песня построена только на этих трех тональностях, то она страдает некоторой примитивностью. Взять, к примеру, обычные частушки, в которых только три тональности (три аккорда). Следующие три тональности находятся на третьей, шестой и седьмой ступени октавы и образуются по очень интересному принципу. В музыке, как известно, есть минорная и мажорная октава, это зависит от расположения целых и полутонов в октаве. В гармонии также есть закон, согласно которому у каждой минорной октавы есть мажорная (и наоборот), которая играется на тех же нотах октавы. Если привести пример с буквами, то взяв слово «кабан» и произнеся его несколько раз, мы получаем слово «банка». Так вот, если взять гамму Am («ля-минор»), то у нее есть такая же мажорная гамма C («до-мажор»). Нота «до» стоит на третьей ступени гаммы «ля», причем у «до» на пятой ступени стоит «соль» (а у гаммы «ля» — на седьмой), а на четвертой ступени стоит «фа» (у гаммы «ля» — на шестой). Вот эти три второстепенные тональности добавляют красок в простую песню. Соответственно, для гаммы «до-мажор» эти тональности будут главными, а второстепенными будут три тональности гаммы «ля-минор». Забегая вперед, скажу, что есть несколько типов гамм, и на их основе строится несколько типов музыки. Есть, например, восточная гамма, там тональности и интервалы совсем другие, хотя принцип остается тем же. Восточную музыку мы сразу отличаем от обычной именно по этим необычным мелодиям и аккордам. На восточной гамме играется большинство произведений Гоа-транса и Психоделического транса.

Читайте также:  Ария пьеро мертвый город ноты

Мелодия и тональность — основные составляющие любой песни, пусть даже и без слов. Но песня должна быть построена так, чтобы она была интересна слушателю. Древние племена обходились обычным пением, стучанием в барабаны и дудением в разного рода дудки и свистульки, всем нравилось, все были довольны. Еще 40 лет назад людям было достаточно (мягко сказано, они сходили с ума) барабанной установки, электро-бас-гитары или контрабаса, гитариста и вокалиста (группа Битлз или же Элвис Пресли). Сейчас требования все возрастают, но смысл остается тот же: хорошая, современная, красивая, новая, но понятная обработка мелодии. Без нее можно обойтись лишь в походных условиях, где нет электричества и музыкальных инструментов кроме гитары, и то, современную электронную музыку на гитаре уже не сыграешь. Вот от обработки мелодии и ее тональностей зависит то, будет ли она нравиться людям, или нет. Причем у каждого человека свои предпочтения, свои вкусы, свое понимание стилей, и чем больше разница в возрасте двух людей, тем больше различия в их понимании. Ведь музыкальная обработка (аранжировка) — это веяние времени. Современному композитору важно научиться разбираться в стилях настолько, чтобы не просто их распознавать, но и суметь в аранжировке воспроизвести этот стиль, обработав им свою мелодию. Ему также предстоит выбрать, на что он будет ориентироваться: писать то, что нравится другим, или то, что нравится ему (в надежде, что это понравится и другим). Таким образом, музыкальная обработка является одним из самых сложных этапов в написании музыки. Профессиональные и известные музыканты с опытом могут не только без труда писать музыку, но и находить свой собственный стиль, по которому их легко узнать. Лично я пишу музыку и обрабатываю ее так, как нравится мне, хотя в этом можно найти отражение того, что уже существует и что оказало на меня влияние.

Отдельного рассмотрения требует ритм. Ритм — это то, без чего музыка не существует в сознании человека. С ритма начинается любая музыка, но им одним не ограничивается. Ритм — это последовательность одинаковых отрезков времени, в течение которых повторяется то или иное музыкальное явление. Как сказал какой-то человек в эхо-конференции диджеев, ритм — это то, что заставляет вас двигать чем-то, топать ногой, щелкать пальцами и так далее в такт музыке. Ритм очень хорошо задают ударные инструменты, а также любые резкие звуки (перезарядка ружья, например). С ударных инструментов берет свое начало развитие музыки. В то же время, ритм должен совпадать (или задавать) с ритмом биения сердца человека, иначе музыка будет неестественной. Известно, что ритм сердца колеблется от 50 до 220 ударов в минуту. Низкая частота биения наблюдается во время сна, а высокая — при различных нагрузках, когда организм требует интенсивного кровообращения и кислородоснабжения. Соответственно, медленная музыка с ритмом, близким с «сонному», успокаивает, расслабляет человека, а быстрая — «поднимает настроение». Можно понаблюдать, как играют на барабанах вживую древние племена: сначала ритм ровный, спокойный, затем, он ускоряется, вызывая таким образом напряжение. С точки зрения обработки современной музыки, ритмы также колеблются в этом диапазоне, но их рисунок отличается от стиля к стилю. Прежде всего по ударным рисункам мы можем судить о принадлежности песни к тому или иному стилю.

Читайте также:  Расчет гитары зубчатых колес

Вот вкратце и все о том, как построена музыка. Если я в чем-то не прав, сильно не пинайте. Все-таки я являюсь музыкантом-любителем, а все, о чем я тут написал — это смесь того, что осталось от изучения сольфеджио в музыкальной школе плюс жизненный опыт. Возможно, в научных музыкальных книжках это описывается совсем по-другому. Напоследок скажу, что те люди, которые утверждают, что «вся музыка уже давно сочинена классиками, а современная музыка является лишь перепевкой классики» глубоко заблуждаются. Это то же самое, что и утверждение «все литературные произведения уже давно написаны, а новые пишутся похожими на них». Музыка — это сочетание нот в гамме (одной или более октав). Давайте посчитаем. Человеческий слух может воспринимать от 20 до 16000 герц. Октава содержит частоты, крайние из которых отличаются друг от друга в два раза. То есть, нота «ля» первой октавы имеет частоту 440 герц, нота «ля» третьей октавы будет иметь частоту 220 герц. Таким образом, человек может уловить ноты в диапазоне девяти октав. В каждой октаве согласно музыкальной гармонии находится по 13 нот, исключая 14-ю, последнюю ноту этой октавы и в то же время первую ноту следующей. Всего нот получается 117. По теории вероятности, если сочинять музыку из семи нот (Угадай мелодию) в пределах хотя бы одной октавы, получим число сочетаний из 14 нот по семь нот — 3985 мелодий. При увеличении числа нот количество сочетаний из них баснословно увеличивается. А если увеличить число вариантов длительностей нот, число обработок, то тут и говорить нечего. Конечно, некоторые из этих сочетаний абсолютно не будут гармонировать (будут некрасиво звучать), тем не менее, музыка находится в некоторых жестких рамках гармонии. В этих пределах она и развивается невиданными темпами. Появляются новые стили, старые забываются, хотя и законы музыки и гармонии остаются теми же. Поэтому я не верю, что классики исчерпали все гармоничные сочетания нот. Есть еще много несочиненной музыки, которая ждет своего композитора.

Copyright c 2000-01 Торлопов Сергей Сергеевич. All rights reserved.
Последнее обновление: 13 апреля 2003 г.

Источник

Правила игры

Классический курс гармонии основан на строго четырехголосной фактуре, и это имеет глубокое обоснование. Дело в том, что вся музыка в целом — и фактура, и форма, и законы построения мелодии, и все мыслимые средства эмоциональной окраски — происходит от законов человеческой речи, ее интонаций. Все в музыке — от человеческого голоса. А человеческие голоса делятся — почти не условно — на четыре регистра по высоте. Это сопрано, альт (или «меццо» в вокальной терминологии), тенор и бас. Все бесчисленные разновидности человеческих тембров — лишь частные случаи этих четырех групп. Попросту есть мужские и женские тембры, и есть высокие и низкие среди тех и других — вот четыре группы. И, как это ни покажется странно, четыре голоса — разных голоса — это именно то оптимальное количество, необходимое для озвучивания всех существующих в гармонии созвучий. Совпадение? Бог знает. Так или иначе, примем, как данность: Четыре голоса — это основа.

Любая фактура, как бы сложно и громоздко Вы ее ни создали, по сути будет четырехголосием, все остальные голоса неизбежно будут дублировать роли основных четырех. Интересная справка: в четырехголосную схему прекрасно вписываются и тембры инструментов. Даже диапазоны нот, доступные им, практически совпадают с диапазонами человеческих голосов. А именно, в струнной группе: роль сопрано играет скрипка, меццо — альт, тенор — виолончель, бас — контрабас, естественно. В группе деревянных духовых, в том же порядке идут: флейта, гобой, кларнет, фагот. У медных: труба, валторна, тромбон, туба. Я неспроста все это перечисляю. Вы теперь можете спокойно заменять тембры одной группы на другую, не заботясь о высотном диапазоне, не переписывая мелодий. Можно запросто передать музыку для струнного квартета такому же квартету духовых, и при этом музыка не пострадает, так как роли голосов, структуры их мелодий, технические ограничения, эмоциональные окраски — соответствуют друг другу так же, как у человеческих голосов.

Итак, правило первое: мы будем все делать четырехголосно. Во-вторых, поскольку мы не преследуем целей аранжировки, а только изучаем взаимодействие созвучий (как математика не подразумевает под цифрами физические яблоки или ящики, а оперирует числами вообще), то нам не нужны никакие инструменты. Вернее, сойдет любой, способный издать четыре ноты одновременно, по умолчанию — фортепиано. Кроме того, ради чистоты и прозрачности нашего мышления примеры и упражнения будем писать в так называемой «гармонической» фактуре, то есть, вертикальными «столбами», аккордами. Ну разве что изредка можно будет привести более развитый фактурно пример, чтобы показать, что изучаемый закон имеет силу и в таких условиях. Правило третье: упражнения или иллюстрации по гармонии пишутся на фортепианном (т.е. двойном) нотном стане, причем голоса распределяются по строкам поровну: на верхней — сопрано и альт, на нижней — тенор и бас. Правописание штилей в данных условиях отличается от традиционного: независимо от положения головки ноты штиль направлен всегда вверх у сопрано и тенора, и всегда вниз — у остальных. Дабы голоса в Ваших глазах не перепутывались. Четвертое: если нам нужно назвать многоголосное созвучие словами, ноты перечисляются снизу вверх с указанием знака (даже если он есть в ключе), договорились? В-пятых — это ОЧЕНЬ важно — никогда в гармонии не подменяйте, скажем, до-диез ре-бемолем, хоть это и одна и та же клавиша. Во-первых, эти ноты имеют все-таки разные смыслы (относятся к разным тональностям, имеют разное тяготение и т.д.), а во-вторых, несмотря на общепринятое мнение, они в действительности имеют даже разную высоту! Если у нас зайдет речь о темперированном и натуральном строе (пока что я не знаю, случится ли это), то Вы убедитесь, что до-диез и ре-бемоль — ноты абсолютно разные, ничего нет общего. Так что договоримся пока: подобная подмена одного знака другим может случиться только «по причине», а не по желанию. Это называется «энгармонизм» — такая тема у нас еще будет впереди. Ну-с, приступим, помолясь.

СТУПЕНИ

Все закономерности, изучаемые гармонией, абсолютно точно повторяются в любой тональности, они просто не зависят от названия тоники. Поэтому, чтобы выразить то или иное соображение, годное для любой тональности, мы не можем пользоваться названиями нот. Для удобства звукоряд любой тональности снабжается номерами, которые заменяют названия нот, и вот эти условные номера и называются ступенями. То есть, самый первый, главный звук гаммы — безразлично, какая именно это нота, и какой это лад — становится первой ступенью, дальше счет идет вверх до седьмой ступени (в до-мажоре, например, это «си»), после чего следует снова первая. Номера ступеней будем изображать римскими цифрами «I — VII». И уж если мы обнаружим, что, например, между ре и фа (II и IV ступени до-мажора) интервал малой терции, то можете не сомневаться, что такой же интервал окажется между II и IV ступенями любого мажора, какие бы невозможные знаки там ни оказались при ключе. Удобно, не правда ли?

ТРЕЗВУЧИЯ

Мы уже знаем, что трезвучие — это сочетание из трех нот, расставленных по терциям. Чтобы Вы чувствовали себя вольготно среди трезвучий, советую потренироваться в построении трезвучий от произвольных нот и вверх, и вниз. Причем, хорошо бы уметь это делать просто мгновенно, сочетая три способа: нажимать их на клавишах (хотя бы и на воображаемых), петь их, чтобы наизусть запомнить их окраску, и петь их же молча, в воображении. Так воспитывается «внутренний слух», который поможет Вам иметь звучащую музыку прямо в голове, продолжать работу прямо на улице, и вдобавок подарит Вам мало кому доступную возможность «вести», «петь», отслеживать в уме сразу несколько мелодических линий одновременно (ведь голосом-то Вы не охватите больше одной мелодии за раз!).

Вам уже рассказали, что трезвучия бывают четырех видов: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Но это только слова, имена. А вот ассоциируются ли эти слова в Вашем сознании с окраской? Какие эмоции вызывает у Вас слово «уменьшенное»? Вот тут внутренний слух к Вашим услугам, и Вы чувствуете относительную «минорность» (из-за обилия ма-а-а-леньких терций) и режущий «по живому» диссонанс (уменьшенная квинта). В итоге — печальная, щемящая, полная боли, и одновременно попахивающая восточной экзотикой окраска. Вам также рассказали, что такое лад. Мы уже знаем, что если «отобрать» для работы среди абсолютно одинаковых полутонов несколько, расположенных определенных образом на клавиатуре, то появляется понятие тоники, появляются тяготения, словом, неравнозначные взаимоотношения между выбранными нотами. Лад — это и есть весь набор тяготений, устойчивостей некоего конкретного набора звуков. Введем теперь новый термин — «диатоника». Это нечто вроде системы координат, внутри которой у нас происходят все события. То есть, мы имеем дело только с семью клавишами из двенадцати в каждой октаве, а остальные пять как бы не существуют для нас. Эти семь клавиш — это и есть диатоника, диатонический звукоряд, текущая система координат для данных тональности и лада, это понятно? Любой звук, не принадлежащий к этому звукоряду, считается уже не «диатоническим», а «хроматическим» (в данной тональности). И вот теперь вернемся к нашим трезвучиям. Из уроков по теории Вы знаете, что мажорное трезвучие состоит из большой и малой терций, верно? Но это — вне тональности. А вот в пределах диатоники того же до-мажора на первый план выходит уже сочетание ступеней лада и их тяготений, интервалы же между ними теряют всякий интерес. Например, мажорное трезвучие от ноты «фа» действительно состоит из большой (фа-ля) и малой (ля-до) терций, и это еще ни о чем не говорит, это безликое и неокрашенное определение. И если мы нажмем трезвучие «фа — до — ля», то оно окажется состоящим из квинты и сексты, и не подойдет под это определение! А вот в условиях тональности до-мажор, наше трезвучие обретает смысл: это субдоминантовое трезвучие, независимо от расположения нот внутри него. В нем становятся заметны характеры и желания каждой ноты.

«Фа» — довольно твердо стоит на ногах, но не прочь пойти в «ми». Потому что «фа» — прима, основной звук аккорда, и если его разрешить в «ми» — оно станет всего лишь терцией нового аккорда — а любому ведь приятнее быть первым парнем на деревне, чем мелкой сошкой в городе! «Ля» — звук неустойчивый и нерешительный, хоть и улыбается. Судите сами: «ля» и тут не является лидером, и после разрешения ему не светит ничего лучше, чем быть от тоники дальше всех. Однако «ля» — все-таки мажорная, большая терция, поэтому излучает оптимизм. «До» — совсем другое дело. Она выше всех, она на верном пути, ей предстоит стать королевой (то бишь, тоникой) и при этом и пальцем шевелить не придется. «До» останется на своем месте, а почет и уважение придут к ней сами. Вот Вам событие «фа-ля-до . ми-соль-до», содержащее сразу множество эмоций и приключений. Вы можете догадаться, что в условиях другой тональности, когда фа-мажорное трезвучие окажется на другой ступени, каждая его нотка будет иметь совсем другие краски и эмоции, по-другому тяготеть. Сделаем такой вывод — узнать, как строится тот или иной аккорд еще мало! Самое интересное с этим аккордом будет происходить только в тональности. И с точки зрения гармонии любое трезвучие должно именоваться не мажорным или минорным — это теперь совсем не главное — а трезвучием той или иной ступени, или той или иной функциональной группы. Тем более, что построить его можно отнюдь не только по терциям, согласны?

Теперь просто проследим, какими трезвучиями мы располагаем в мажоре и миноре. Не думаю, что это следует заучивать, это запомнится постепенно само по себе; просто проследим. Для этого возьмем натуральный (то бишь, основной, неизмененный) мажорный звукоряд, и от каждой его ступени отмерим трезвучие. Нас не должно волновать, большие там или малые терции получаются, мы должны только отмерять ступени через одну, оставаясь в данной диатонике, о-кей?

. и так далее. Построив все, что можно, мы получим такой список для мажора: I ступень-мажорное; II — минорное; III — минорное; IV — мажорное; V — мажорное; VI — минорное; VII — уменьшенное. А для минора: I ступень — минорное; II — уменьшенное; III — мажорное; IV — минорное; V — минорное; VI — мажорное; VII — мажорное.

Обобщим: в обоих ладах трезвучия основных ступеней (I, IV, V) совпадают с основным ладом. Медианта и субмедианта (III, VI) имеют противоположный лад. Трезвучия же вводных ступеней (это II и VII, соседние с тоникой) нужно просто запомнить, они не вписываются в симметричную схему. Чтобы Вам не пришлось возвращаться к вопросу, где и какие трезвучия в тональности располагаются, потренируйтесь:

1. Отыскивать тонику от трезвучия (например, трезвучие «си-бемоль — ре — фа, мажорное: в каких тональностях может встретиться; какова тоника, если данное трезвучие является VI ступенью? Или III-й? Или IV-й?).
2. Строить трезвучия любых ступеней в любой тональности. На время! Советы: трезвучия стройте пока что в классическом виде, как учились на уроках теории музыки. Не измышляйте пока всяких обращений. Пока задача: узнавать, из каких нот состоит аккорд, а расположение нот, даже в какой октаве — пока неважно. Во-вторых, постарайтесь не привыкать слишком к до-мажору, пытайтесь работать в любых тональностях. От Вашей гибкости и независимости от количества ключевых знаков зависит вообще, сумеете ли Вы хоть что-то применить в жизни. Никакие сведения у Вас в голове не должны сохраняться в виде названий нот. Иначе, зная, что «до-ми-соль» — мажорное трезвучие, Вы не признаете такого же трезвучия в нотах «ля-бемоль — до — ми-бемоль», понимаете? Будьте универсальнее! На следующем занятии, когда Вы будете уже щелкать эти ступени и трезвучия, как орешки, мы поучимся их соединять между собой и попытаемся раскрасить ими какую-нибудь мелодию.

Источник

Оцените статью