Не могу придумать партию гитары

4.1 Запись электрогитар

Ура! У нас отредактированы барабаны, , и можно приступать к записи остальных инструментов. Обычно вокал записывают в последнюю очередь, поэтому я расскажу о нём чуть дальше, а сначала займёмся гитарами. Перед тем, как отправиться на студию, хорошенько подготовимся к записи и придумаем все необходимые партии гитары.

Придумываем гитарные аранжировки

Так как в нашей группе только один гитарист, то на репетициях мы придумали только основные гитарные партии. Займёмся теперь тем, что придумаем дополнительные гитарные аранжировки, чтобы наши песни зазвучали музыкально богаче и интереснее.

Представим себе то, как мы будем записывать гитары: обычно записываются по два раза и панорамируются в миксе влево и вправо, а партии звучат по центру. Отталкиваясь от этого, нарисуем придуманную партию гитары, раскладывая её на три (две боковые и центральная). Это поможет нам легче ориентироваться в песне и увидеть её целиком.


[иллюстрация] Гитарный план (первая страница)


[иллюстрация] Гитарный план (вторая страница)

Вот мой гитарный план для нескольких песен. Я рисую линии синей ручкой там, где звучит чистая гитара, и чёрным маркером — где играет гитара с перегруженным звуком. Сначала рисую те партии, которые уже придуманы.

Теперь подумаем, чего нам не хватает. Возможно там, где играет одна , нужны дополнительные партии по бокам. Чтобы разнообразить партии , можно придумать дополнительные . Чуть ниже я приведу конкретные примеры.

Читайте также:  Женя лукашин с гитарой

Как придумывать такие аранжировки? Сначала их можно представить мысленно, как бы услышать у себя в голове. Для этого послушаем свои репетиционные записи с одной гитарой и пофантазируем, чего там не хватает.

Как только появляется чувство, что в этом месте можно добавить дополнительную гитару, и вы примерно представляете, что она может играть, записывайте свою идею на бумагу или просто рисуйте линию. Пока хватает терпения, пройдитесь так по нескольким песням, а потом начинайте воплощать идеи с гитарой в руках.

Запишите в компьютер те партии, которые вами уже придуманы, расставьте их так, как задумано в вашем гитарном плане. Затем под те партии, которые вы уже записали, придумывайте и записывайте дополнительные гитарные аранжировки.

Приведу пример того, что смог придумать я сам. Сначала идёт версия песни с одной гитарой, как мы играли её на репетициях и концертах, затем — с тремя гитарами, разложенными так, как я представляю их себе на записи. Гитары записаны дома через преамп Tubeman.

Как вы можете слышать, дополнительные партии не обязательно должны быть сложными — иногда достаточно добавить несколько аккордов, рифф на струнах или простую мелодию. Главное, чтобы это было к месту и не повторяло основную партию, а дополняло её.

Черновики я даю послушать остальным ребятам, чтобы они высказали своё мнение, подходят ли новые партии к нашим песням.

Во время записи на студии эти черновики и гитарный план будут мне помогать: я точно буду знать, что и куда записывать, как будут сочетаться партии гитар, какой звук и в каких песнях будет нужен. Также в гитарном плане удобно отмечать то, что уже сделано. В него можно заглядывать и при сведении, чтобы вспомнить свои первоначальные идеи.

Запись электрогитар

Итак, у нас записаны и отредактированы барабаны, ; мы придумали гитарные аранжировки и готовы приступить к записи чистовой гитары на студии.

Чтобы гитара звучала ярко, желательно поставить новые струны (лучше за , чтобы они «уселись» и гитара хорошо держала строй) и немного поиграть на них. Вечером перед записью желательно повторить все свои партии дома, чтобы на студии быть готовым их уверенно и быстро записать.

Чтобы исполнение звучало энергично, нужно играть максимально радостно и сильно. Если это партия на перегруженном звуке, то лучше сделать небольшой DRIVE на усилителе, и играть так, чтобы драйва было много от звукоизвлечения, то есть играть с большой отдачей. Чтобы хорошо совпадать по времени с барабанами и басом, не опережая и не отставая, можно представить себе, что вы как будто играете все вместе на репетиции или на концерте. Я старался мысленно представить, как играют Серёжа и Костя (наши барабанщик и басист), и играл, как будто мы все рядом в одной комнате.

Звук гитары желательно сразу найти такой, какой вы хотите получить в сведённой песне (или близкий к тому), чтобы гитара хорошо ложилась в микс уже на этапе записи.

У нас с Михаэлем было свободное время в одну из смен после записи барабанов. Я привёз свою гитару, и мы сделали несколько пробных дублей. из этих записей даже попало в итоговое сведение, но главное — мы заранее получили представление о том, какой звук у нас уже есть и куда мы хотим двигаться дальше.

Когда мы вплотную приступили к записи гитар, мы выставили найденные ранее настройки и уделили ещё пару часов экспериментам. Михаэль двигал микрофоны и крутил ручки на комбике, а я играл, потом мы вместе слушали то, что записали. И в итоге нашли тот звук, который нам обоим понравился — он был достаточно яркий, радостный, но не резкий, хорошо сочетался с уже записанными барабанами и басом. С этим звуком мы и записали большинство песен.

Первоначально у меня была идея записать гитары дома, а на студии сделать реампинг (от английского ), то есть пропустить уже записанный звук со звукоснимателя через гитарный усилитель. Эта идея привлекала меня тем, что она даёт возможность реампить гитары в любой студии, где умеют добиваться классного звучания. Дома можно сделать сколько угодно дублей, сыграть так, как нужно, отредактировать свою партию, а на студии остаётся поставить микрофоны, найти нужный звук и прогнать через него заранее записанный материал.

Однако у этого способа есть и свои недостатки: , качество звука может быть ниже, чем при обычной записи гитары, поскольку при реампинге сигнал со звукоснимателя проходит через много устройств, прежде чем доберётся до гитарного усилителя. , нет возможности сделать эффект «заводящейся» гитары, так как нет обратной связи от усилителя к звукоснимателю. И , исполнение в домашних условиях может отличаться по своей энергии и настроению от исполнения на студии.

Подумав, пообщавшись с Михаэлем и послушав звук, который у нас получается, я решил записывал гитару классическим способом, находясь с усилителем в одной комнате.

Каждую партию электрогитары мы записывали на четыре дорожки: два ближних микрофона на комбике, (чистый сигнал с датчика) и talkback-микрофон, который использовался для общения и находился в нескольких метрах от усилителя.

Если вы точно знаете, какой звук будет нужен, то можно записывать гитару на одну-две дорожки, этого может быть вполне достаточно. Но мне хотелось поэкспериментировать, поэтому мы записывали так много. Сразу скажу, что на сведении я использовал примущественно два ближних микрофона, только иногда добавляя к ним talkback для ощущения пространства и щелчков медиатора. Чистый сигнал с пригодился мне только пару раз, когда потребовалось сделать у гитары совсем другой звук с помощью компьютерного «реампинга» и эффектов.

Вот примеры записанного звука электрогитары (без эквализации и дополнительных обработок).

[аудио] Желания (запись гитары, ближние микрофоны)
внешний кабинет, два ближних микрофона, затем только SM57 (более яркий), только MD 441 (более глухой), оба, SM57, MD 441, оба
[аудио] Желания (запись гитары, две гитары в стерео)
внешний кабинет, ритм гитары в стерео, отдельно и вместе с барабанами и басом
[аудио] Желания (запись гитары, чистая гитара с tremolo)
внешний кабинет, все три микрофона (два ближних и talkback), затем только два ближних, только talkback, все вместе
[аудио] Куклы (запись гитары, ближние микрофоны)
встроенный динамик комбика, два ближних микрофона, затем по отдельности MD 421, C 414, затем вместе с talkback микрофоном, только talkback, все вместе, без talkback, с talkback
[аудио] Куклы (запись гитары, две гитары в стерео)
две ритм гитары в стерео, снятые ближними микрофоны, отдельно и вместе с барабанами, басом и центральной гитарой
[аудио] Une femme a sa fenetre (запись гитары, соло)
внешний кабинет, три микрофона (два ближних в центре панорамы и talkback слева), затем вместе с другими инструментами
[аудио] Une femme a sa fenetre (запись гитары, чистая гитара с и через усилитель)
две гитары в стерео, чистый сигнал со звукоснимателя (через ), затем пропущенный через tremolo и снятый двумя ближними микрофонами на комбике

Мы записывали гитару через комбоусилитель Mesa Boogie Mark IV, используя встроенный в него динамик, а также подключая к нему внешний кабинет Mesa Engineering 2×12 Rectifier Guitar Cabinet. На внешнем кабинете мы записывали преимущественно перегруженные гитары, а на комбике — в основном чистые. Но экспериментировали от песни к песне, переключая динамики и каналы усилителя (Rhythm 1, Rhythm 2 и Lead), чтобы выбрать нужный характер звука для каждой партии.

Я использовал на записи две электрогитары: мастеровой Explorer и купленый в магазине недорогой Telecaster. На первой стоит активный датчик EMG 89 (humbucker/single) и она выдаёт более плотный звук, подходящий для мощного overdrive, а на Telecaster стоит активный EMG RT (single) и на нем хорошо звучат партии с чистым звуком и более лёгким overdrive.

Расстановка микрофонов

Меня интересовало, как Михаэль расставляет микрофоны для записи электрогитары, и он рассказал мне основные принципы.

Сначала нужно выстроить нужный звук на усилителе, чтобы нам понравилось то, что мы слышим напрямую, а затем выставлять микрофоны. Проще всего снимать звук одним микрофоном, но иногда этого бывает недостаточно. Если хочется иметь более полное звучание, то можно добавить второй микрофон, который будет восполнять то, чего не хватает первому (по тембру, по динамике).

Когда используется два микрофона, то чтобы решить проблему с фазой (когда сигналы с двух микрофонов негативно влияют друг на друга), можно поставить микрофоны на равном расстоянии от динамика. Михаэль ставил микрофоны близко к решётке, но не вплотную, а примерно на расстоянии 3–5 см.

Если микрофон направлен прямо по оси в центр динамика (это расположение называется On Axis), то звук будет ярким, резким и с максимальной динамикой (так как диффузор динамика сильнее всего двигается в центре). Если сдвигать микрофон от центра к краю (сначала это будет называться Off Axis, затем Edge), то звук будет становиться глуше и мягче, высокие частоты будут спадать, динамика смягчаться. Если поставить микрофон под углом (Angled), то будет играть роль как диаграмма направленности микрофона, так и его положение относительно оси динамика.

Микрофоны отличаются друг от друга тембральными и динамическими свойствами (некоторые микрофоны выдают более яркий и резкий звук, другие более глубокий и полный). Сочетая микрофоны с разными свойствами и располагая их подходящим образом можно добиться желаемой полноты, тембра, динамики получаемого звука.

Вот как были расставлены микрофоны на внешнем кабинете Mesa Engineering 2×12:

Shure SM57 (направлен в центр, под углом) — даёт больше яркости,
Sennheiser MD 441 (направлен прямо, но сдвинут от центра на 5–7 см) — дополняет более глубоким звучанием.

На встроенном динамике комбика Mesa Boogie Mark IV:

Sennheiser MD 421 (направлен в центр, под углом, даёт больше середины),
AKG C414 (сдвинут от центра динамика на 7–9 см, даёт больше верха и низа)

Ещё один Sennheiser MD 421 был использован как и находился на расстоянии около метров от усилителя.

На запись всех партий электрогитар к 11 песням нам потребовалось 26 часов на студии.

Редактирование электрогитар

Как и с , редактировать записанные партии гитары легче всего сразу же после записи, оставляя только хорошие дубли и переписывая в них неудачные места. Но в нашем случае редактирование я делал дома.

После того, как все партии электрогитары записаны, можно расставить их в проекте и, прослушивая поочерёдно, выбрать наиболее подходящие по звуку и настроению дубли. В некоторых песнях у нас были записаны с разным звуком (на разных гитарах и в разных режимах усилителя), так что можно выбрать наиболее интересные варианты и их сочетания.

Сделаем нужное количество дорожек, чтобы разложить гитары в проекте по аналогии с гитарных планом: например, у нас каждая гитара записана на четыре дорожки, значит сделаем по восемь дорожек для левой, правой и центральной гитары (по восемь — чтобы в каждом канале могли поместиться по две гитары — перегруженная и чистая).

Затем отредактируем выбранные дубли и доведём их до совершенства: исправим ошибки, если нужно — слегка подвинем по времени, чтобы гитары играли более синхронно с басом и барабанами.


[иллюстрация] Редактирование электрогитар

Как уже упоминалось в главе о редактировании барабанов, многодорожечные партии удобно перед редактированием сгруппировать.

На редактирование электрогитар потребовалось около двух недель.

Если информация с этого сайта представляет для вас ценность, окажите финансовую помощь проекту! Средства пойдут на оплату хостинга и развитие других проектов.

Источник

Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?

В современном мире, насквозь пронизанном всемирной паутиной, одной из наиболее актуальных проблем у гитаристов начинающего и среднего уровней является неумение работать с учебным материалом, а не отсутствие такового. Существует огромное количество как специализированных на обучении игре на электрогитаре ресурсов, так и множество локальных видеоразборов различных гитарных произведений или упражнений частными преподавателями или же самими авторами. Любой желающий, если не поленится, загуглит и найдет для себя учебный материал на любой вкус.

Однако возникают следующие вопросы: что делать дальше с этим материалом? Пользоваться ли табулатурами? Если разучивать соло или риффы, то маленькими фразами или большими кусками? В какой момент надо начинать играть под метроном? Какой начальный темп выбрать? В данной статье я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, возникающие на этот счет.

Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под «разучиванием гитарной партии». Для этого разделим процесс работы с учебным материалом на 5 этапов:

1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

4. Отработка фрагментов под оригинальный трек

5. Отработка гитарной партии под минусовку

Под фразой понимается короткая последовательность из 4 нот и более в зависимости от их длительностей. Размер каждой фразы должен выбираться для каждого человека индивидуально по принципу логической завершенности и возможности ее базовой посадки. Фрагмент содержит в себе несколько подряд идущих фраз продолжительностью от 5 секунд и более. Соответственно, гитарная партия представляет собой последовательность фрагментов.

Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.

1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.

Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.

2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.

Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.

3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.

Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.

При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.

4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)

Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.

Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.

Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.

Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.

5. Отработка гитарной партии под минусовку

Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.

Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.

Заключение

Эффективность данного алгоритма проверена годами. Конечно же, неопытным гитаристам будет нелегко без помощи преподавателя на 1-м и 2-м этапах. Но, как известно, не боги горшки обжигают. Если гитарист честен перед самим собой относительно своего звукоизвлечения и выполнения общих принципов игры на электрогитаре, то у него все получится.

В дополнении следует отметить, что научиться круто играть на электрогитаре без регулярных сессий звукозаписи и анализа своего звука (как слухового, так и визуального), практически невозможно. Дело в том, что при игре на электрогитаре (особенно при разучивании новых риффов или соло) львиная доля мозга занята звукоизвлечением. Прослушивая себя в записи, все внимание можно сконцентрировать на анализе собственной игры и сделать наиболее объективные выводы относительно ее качества.

Источник

Оцените статью