Не могу прочитать ноты с листа

Как научиться читать с листа

Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!

Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .

Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!

Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.

Читайте также:  Ноты для гитары обозначение струн

Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:

  1. целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
  2. чисто попадая во все ноты,
  3. в нужном темпе и с правильным ритмом.

Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.

Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.

Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.

Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.

Читайте также:  Величание новомученикам ноты обиход

При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.

Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.

Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))

Источник

Чтение нот с листа в музыкальной школе

Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.

К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.

А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.

Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.

1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.

Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.

Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.

2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.

Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!

Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.

Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.

Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.

3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.

Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.

Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.

4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.

Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.

Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.

Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?

1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.

К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.

2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.

Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.

Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.

3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.

4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.

Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.

А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).

Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!

Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.

Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.

Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».

Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!

Источник

Как читать с листа

Навык чтения с листа является одним из самых важных для любого современного музыканта. Это навык, который значительно расширяет понимание музыки, позволяет изучать бесконечное количество произведений в самых разных стилях. Тем не менее, до сих пор это самый менее развиваемый навык среди большинства музыкантов.
Если вы, допустим, не имеете профессионального музыкального образования, то скорее всего можете полагать, что все музыканты, которые являются профессионалами и получали образование умеют читать с листа и это такой простой навык, который развивается со временем. На самом деле это далеко не так и я могу сказать, что, наверное, процентов 80, если не больше музыкантов, которые отлично играют на инструменте, могут разобрать произведение по нотам, играют с листа не очень хорошо, а некоторые играют очень плохо, несмотря на то, что они очень хорошие музыканты. Всё из-за того, что они не тренировали этот навык и просто не знают как читать с листа.

При этом большинство советов, которые можно встретить, часто касаются только практических элементов развития данного навыка. Проще говоря, чтобы научиться читать с листа, нужно как можно больше читать с листа.
В данной статье я дам вам наиболее важные практические советы, которых стоит придерживаться для того, чтобы ускорить развитие навыков чтения листа.
Бездумно читая с листа каждый день, вы конечно сможете улучшить навык, но прогресс будет очень медленным и, скорее всего, вы не получите того к чему стремитесь.

2 области в чтении с листа

Начнём с того, что разграничим 2 важных области: чтение с листа и разбор произведения.
Разбор произведения выглядит следующим образом: есть инструмент и есть произведение, которое вы хотите разобрать. Вы просто смотрите в ноты и можете медленно находить их на инструменте, можете фразы замедлять, повторять, можете один такт разбирать очень долго. Это именно такой медленный и вдумчивый процесс.
Чтение с листа подразумевает то, что вы взяли инструмент и сразу начали играть, желательно в нужном темпе, с нужной фрезеровкой, то есть близко к тому, как это должно исполняться.
Мой опыт включает в себя более 5-6 даже наверное 7 инструментов, на которых я играл в разное время и естественно на них на всех я умел играть с листа. Как это происходило?
Здесь проще всего начать с аналогии с обычным чтением. Мы все умеем читать. Как мы это делаем, давайте подумаем. Могли бы вы читать, если бы не знали букв? Мы можем читать про себя, можем читать вслух, но если мы не знаем букв, не знаем слов, не знаем грамматики — всё это бесполезно. То есть, первый этап это очевидно умение читать и узнавать буквы, умение их быстро считывать. Точно так же, как вы учитесь читать буквы когда изучаете иностранный язык. В музыке точно также и первый этап это просто научиться читать ноты, произносить их вслух.

Это очень важно, так как здесь вам нужно привлекать разные модальности, скажем так, научиться слушать, научиться произносить, подключать разные области мозга, чтобы быстрее запомнить. Поэтому на первом этапе нужно научиться распознавать ноты.
Некоторым кажется, что нот очень много и это их вгоняет в ступор. На самом деле всё гораздо проще. Если посмотреть на наиболее распространённые ноты, то все они вписываются в диапазон человеческого голоса плюс-минус. Запомните ноты в двух октавах, а две октавы это 14 нот, всего 14 символов на первом этапе нужно запомнить. Это вообще немного.

В языке 33 буквы и вы их без труда используйте, читаете, пишите.

14 нот, в начале вот этого будет достаточно запомнить, научиться их быстро считывать и называть. Берёте любой нотный сборник и учитесь читать. Пока вы не научились читать ноты именно без инструмента, понимать их, считывать — это бесполезно дальше переносить на инструмент. Поэтому, это такой примитивный самый первый над-уровень, но на нём уже застревают, потому что здесь как раз важна практика и использование какие-то простейших мнемонических упражнений. Например, запомнить ноты, которые расположены на линейках и между линеек, гораздо проще, чем просто запоминать их по порядку.

Это один из самых популярных вариантов, который показывают на первом уроке в музыкальной школе. Вы запоминаете ми, соль, си, ре, фа и, соответственно фа, ля, до, ми, ну если прям между линеек. Можно запомнить ре, фа, ля, до, ми, соль и так далее.

То есть, вы сразу же научитесь мыслить какими-то общими категориями.
Итак, первый этап: вы обязательно должны очень быстро, мгновенно научиться читать ноты. В начале это просто одноголосие, то есть одна нота написанная на нотном стане — мелодия. Этого достаточно для того, чтобы уже начинать что-то пробовать инструментом, но я всё-таки советую на этом этапе посидеть какое-то время, пока вы не почувствуйте определённую лёгкость, схожую с тем, как вы читаете книги. Мы не задумываемся о буквах, мы даже не задумываемся о словах. Очень часто читаем именно целыми предложениями. Если вы, допустим, занимались развитием навыков скорочтения, вы знаете, что там уже идёт чтение предложениями, целыми абзацами, и полстраницы можно сразу считывать, какие-то основные смыслы улавливать и так далее. В музыке очень часто всё происходит таким же образом.

Этап 2 Практика за инструментом

Итак, вы переходите к освоению навыков чтения с листа на инструменте. Что здесь нужно? Первый навык, на котором важно сосредоточить внимание это умение играть не смотря на инструмент. Не важно на чём вы играете. Опять же, я играл и на духовых инструментах в оркестре и на фортепиано, поскольку это у меня всегда был вспомогательный инструмент и на струнных самого разного вида. Играя на гитаре не смотреть на гриф, на фортепиано не смотреть на клавиатуру, на трубе смотришь в ноты и аппликатуры автоматически уже ты знаешь и пальцы работают. Если у вас есть с этим проблемы, пробуйте играть с закрытыми глазами, даже простейшие пьесы, композиции без привязки пока к чтению с листа. Научитесь извлекать ноты на грифе гитары, на клавиатуре, на вашем духовом инструменте без подглядывания. Периодически можете смотреть, но научитесь чувствовать, чтобы когда вы вы начнете читать с листа не возникала такая картина, которую часто можно наблюдать у начинающих музыкантов: он смотрит в нотный текст, не знает что за нота, считает, что это за нота, медленно досчитал, а потом начинает её искать на инструменте.

Естественно, что здесь ни о каком чтении с листа в темпе не может идти и речи, потому что это очень медленный процесс и он не приведет к нужному успеху. Это то же самое, что учить язык, не выучив буквы и пытаться читать сложные поэмы. Просто пустая трата времени. Поэтому выделяйте какое-то время на то, чтобы заниматься в темноте, заниматься с закрытыми глазами, развивать тактильное ощущение, учиться играть на инструменте без того, что бы смотреть на него.

Теория и чтение с листа

Дальше важнейший пункт, который, наверное, понимают единицы. Это связь теории музыки с чтением с листа. Вы можете сказать: «ну здесь вообще как связана теория музыки и чтение с листа?».

Точно так же связана, как и в языке.

Вы не читаете бездумно, вы всё равно понимаете грамматику, синтаксис, вы понимаете значение слов. Обратите внимание, мы не можем читать текст, смысл которого не понимаем. Попробуйте взять какую-нибудь сложную научную литературу или текст на языке, который пишется латиницей. Вы не сможете так же быстро читать и вероятно вы ничего не поймете и будете запинаться, если начнете читать вслух.
Музыка состоит из осмысленных, понятных и часто повторяемых логичных элементов. Если вы быстро считываете значение этих элементов, то и быстро воспроизводите и на инструменте.
Например вы видите арпеджио трезвучия до-ми-соль-до и оно секвенцируется на большую секунду вверх, допустим в тональности до-ми-соль-до-ре-фа-ля-ре.

Вы не видите это как отдельную ноту. Начинающие музыканты, у которых нет навыка чтения с листа видят каждую ноту отдельно: до, ми, соль… Даже если они научились их быстро читать, всё равно каждая нота рассматривается как отдельный элемент.
Когда вы хорошо освоили теорию музыки даже на элементарном уровне музыкальной школы, вы видите чаще всего 1 или даже 2 такта, уже как такой собранный цельный элемент. Или допустим гаммаобразное движение. Вам мне нужно считывать каждую ноту, вы уже понимаете, что это гамма. А если пойдёт секвенция, то вы видите, что там, допустим, по четыре ноты до, ре, ми, фа, ре, ми, фа, соль, ми, фа, соль и так далее.

Когда я вижу такой пассаж, мне вообще не нужно его читать. Мне просто нужно понять принцип и он может бесконечно продолжаться, хоть 3 такта, хоть 4. Я уже знаю, что нужно сыграть, не читая каждую ноту отдельно. Мне просто нужно считать этот пассаж и увидеть, что он действительно соответствует тому, что я предугадал. То есть, вам нужно научиться видеть ноты вертикальными и горизонтальными группами.
Горизонтальные группы нот представляют в виде интервальных логичных цепочек. Допустим, вы видите секунды до, ре, ми или терции до, ми, соль, видите где это прерывается или арпеджио и уже мгновенно можете понять, что дальше идёт. У вас в голове, скажем так, в оперативную память ноты загружаются и вы уже думаете, как их играть на инструменте, что естественно облегчает задачу. По сути вам нужно сыграть то, что вы, как будто, уже знаете. Увидели, сразу запомнили и играете. Это в одноголосье. Мы видим одну линию и считываем её горизонтально.

Вертикально точно так же учимся сначала считывать интервалы. Если вы видите, что это кварта, то не нужно сначала считать «до, фа». Вы уже знаете что это кварта, знаете как её взять на вашем инструменте. Аналогично с аккордами.

Большинство аккордов предугадываемые. Допустим, мой основной инструмент гитара и я знаю как выглядит большинство аккордов. Мне не нужно их считывать. Я вижу даже, допустим, 5-ти, 6-ти нотный аккорд и я уже знаю, что это за аккорд и как его взять на гитаре, не считая каждую ноту аккорда отдельно.
Аналогичный случай с партитурой. Если я вижу партитуру, я уже знаю, какие ноты и в каком аккорде берутся у определённого инструмента и примерно представляю их.

В музыке ограниченное количество аккордов, несмотря на то, что кажется их бесконечное количество. И когда эти аккорды, читая партитуры много лет, вы уже будете видеть постоянно, вам не нужно будет их считывать по отдельному элементу. Вы просто будете знать, что это такой-то аккорд, как-будто вы видите букву: C — до-мажор. Всё вы знаете, что это до-мажор.

Синтаксис и чтение с листа

Ещё один элемент теории музыки — синтаксис. Если вы не понимаете синтаксис, разбираете каждый такт, видите, как отдельный элемент, не понимаете, что куда идёт или так далее

Если же вы разбираетесь в синтаксисе, то видите мотив, что он развивается, возникает фраза, возникает предложение и, таким образом, просто глядя на 8ми тактовый отрезок можно не прикасаясь к инструменту запомнить мелодию, затем взять инструмент и сыграть. Это очень сильно помогает в практической работе, когда нужно сыграть какую-то незнакомую песню. Ты ещё не знаешь или слышал всего раз, но ни разу не играл. Тут же открываешь ноты, посмотрел в паузе и начал играть, просто помня, что там в нотном тексте. Там 8 — 16 тактов запомнил, держишь в голове и играешь. Всё это очень полезно и помогает осмысливать музыку сразу м исполнять её музыкально, даже играя с листа. Кроме того, облегчает запоминание и сразу в оперативную память загружает не отдельные фрагменты, а 2, 3, 4 такта, в зависимости от простоты мелодии. Иногда и восемь тактов спокойно можно посмотреть и сразу запомнить, понять что там происходит.
На практике мы приходим к тому, что что нужно запоминать формулы. Вся музыка может быть описана простейшими элементами. Большая часть пассажей, большая часть движений, которые используются в той музыке, с которой мы сталкиваемся, они являются вариантами каких-либо уже устоявшихся шаблонов. Например, если вы знаете как звучит пунктирный ритм, то уже не важно в какой композиции вы его встретите, вы его сразу сыграете. Если вы знаете как выглядит, допустим, пентатонический пассаж, пассаж гаммообразный, то вы его сразу будете мгновенно считывать. Соответственно когда вы занимаетесь чтением с листа, двигаясь по шагам, о которых было сказано выше, обязательно отмечайте для себя формулы, которые постоянно повторяются. Конечно вы можете обратиться и к дополнительным учебным материалам, где уже всё структурировано, благо такие пособия есть и их немного, в которых описаны формулы пассажей, аккорды мы изучаем в гармонии и так далее. То есть, вы начнете замечать, что одни и те же элементы повторяются в разных сферах, в разных композициях у разных инструментов и в некоторых случаях достаточно будет один раз посмотреть и вы уже будете даже не с листа играть, а вы посмотрели, поняли что там происходит, запомнили и играете, как будто вы уже знакомы с этой музыкой.

Аппликатура и чтение с листа
Важную роль здесь также играет аппликатура. Вы должны четко понимать, как на вашем инструменте выстраивается аппликатура, знать наиболее удобные аппликатурные формы. Например, на гитаре это пальцевые структуры типа 1-3-4, 1-2-4, если мы говорим о соло игре, аппликатуры аккордов, аппликатуры пассажей, определённых секвенций. На фортепиано тоже есть своя система использования. Подмена пальцев, как играть арпеджио наиболее удобно и многое другое. То есть, в данном случае возникает связь между нотным текстом и физиологией. Аппликатуры вы выучиваете в процессе занятия на вашем инструменте, именно поэтому полезно играть гаммы, различные арпеджио и так далее. Потому что в них в краткой форме изложены различные формулы, которые вам встретятся и вместо того, чтобы каждый раз считывать это, вы уже будете использовать это как наработанный шаблон.

Предугадывание

В итоге мы приходим к тому, что по сути является основой чтения с листа — это предугадывание. Предугадывание нотного текста это то, к чему вам нужно в итоге прийти. Умение видеть на 1, 2, 3, 8 тактов вперёд. Когда, допустим, я читаю с листа, происходит всегда процесс того, что ты играешь как бы следующий такт. Первый такт попал в оперативную память, пока ты его играешь, считываешь второй такт. Всегда идет процесс считывания следующего такта, в зависимости от сложности музыки.

Если музыка сложная, то конечно бывает в оригинальном темпе сложно или технически сыграть или если язык какой-то необычный, незнакомый. Допустим музыку Мессиана с листа читать гораздо сложнее, чем какую-то он простейшую классическую музыку или рок-музыку или блюз. Но в любом случае, точно так же, как в чтении книг происходит предугадывание, мы видим вперёд и начинаем играть, то что находится в «оперативной памяти». Для развития этого навыка бесценными является чтение партитур, чтения нот вашего инструмента с прослушиванием произведений, то чем многие пренебрегают. Но если вы уделите этому хотя бы 15, а лучше 30 минут в день, то уже через две недели, через месяц вы заметите навыки чтения с листа у вас поднимется совсем на другой уровень.

Просто берёте нотный текст любого произведения, желательно на вашем инструменте и слушаете музыку, глядя по тексту, как она развивается. В этом случае у вас исчезает страх смотреть вперёд, так как многие смотрят на такт, который они играют, потому что пытаются разобраться, что же там нужно сыграть и не видят, что происходит дальше. Когда вам не нужно играть, вы начинаете учиться предугадыванию. Естественно на уроках с преподавателем за это может отвечать он, всячески стимулировать, закрывать инструмент, направлять вас указками, ручками, показывать куда двигаться. Но если вы самостоятельно развиваете этот навык, вам нужно учиться именно таким образом: смотрите в ноты и пытаетесь видеть на 2, 3, 4 такта вперёд, постепенно представляя, как это выглядит на вашем инструменте.
Только в этом случае при развитии навыков предугадывания вся картина чтения с листа соберётся у вас в одно целое, в развитый навык, который позволит вам исполнять сразу. Видеть и играть. Но это невозможно без развития всех описанных здесь элементов.

Цепочка вижу, слышу, играю

Следующий этап это понимание цепочки, к которой нам нужно прийти: вижу, слышу, играю.
На первом этапе возможно у вас будет так: вы видите ноты — играйте. Услышали что получилось и сравнивайте это хорошо это звучит или нет. В этом случае хорошо использовать какой-то уже известное произведение, то есть учить транскрипции. Потому, что вы можете сравнить звучит это так как на записи или нет. В любом случае вы стремитесь к выстраиванию этой цепочки видите, слышите, как это должно звучать и уже исполняете. Здесь, естественно, помогает развитие навыков сольфеджио. На сольфеджио точно также развиваются навыки чтения с листа, только там вместо произнесения нот вы их ещё и поёте. То есть, учитесь воспроизводить.

Источник

Оцените статью