Не отводя глаз от нот

Не отводя глаз от нот

– Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

– Не видать? – повторил барин.

– Не видать, – вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями. Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, – словом, жила в свое удовольствие. В качестве генеральского сына Николай Петрович – хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки – должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Он повез его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. Кстати, брат его о ту пору вышел офицером в гвардейский полк. Молодые люди стали жить вдвоем, на одной квартире, под отдаленным надзором двоюродного дяди с материнской стороны, Ильи Колязина, важного чиновника. Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым писарским почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом, [1]и в том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье. Он нанял было дом у Таврического сада и записался в Английский клуб, [2]но внезапно умер от удара. Агафоклея Кузьминишна скоро за ним последовала: она не могла привыкнуть к глухой столичной жизни; тоска отставного существованья ее загрызла. Между тем Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук». Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал, блаженствовал со своею Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой и хорошенькой квартире, с чистою лестницей и холодноватою гостиной, наконец – в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос – тоже хорошо и тихо. Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться… но тут настал 48-й год. [3]Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями. В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия. На последнюю зиму он приехать не мог, – и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного: он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата.

Читайте также:  Что лучше рок гитара или бас гитара

Слуга, из чувства приличия, а может быть, и не желая остаться под барским глазом, зашел под ворота и закурил трубку. Николай Петрович поник головой и начал глядеть на ветхие ступеньки крылечка: крупный пестрый цыпленок степенно расхаживал по ним, крепко стуча своими большими желтыми ногами; запачканная кошка недружелюбно посматривала на него, жеманно прикорнув на перила. Солнце пекло; из полутемных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. Замечтался наш Николай Петрович. «Сын… кандидат… Аркаша…» – беспрестанно вертелось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь другом, и опять возвращались те же мысли. Вспомнилась ему покойница-жена… «Не дождалась!» – шепнул он уныло… Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца. Николай Петрович стал глядеть на него, а ухо его уже ловило стук приближающихся колес…

– Никак, они едут-с, – доложил слуга, вынырнув из-под ворот.

Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студентской фуражки, знакомый очерк дорогого лица…

– Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками… Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.

– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

– Ничего, ничего, – твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Кандидат– лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен» и защитившее специальную письменную работу по окончании университета, первая ученая степень, установленная в 1804 г.

Английский клуб– место собрания состоятельных и родовитых дворян для вечернего времяпрепровождения. Здесь развлекались, читали газеты, журналы, обменивались политическими новостями и мнениями и т.п. Обычай устраивать такого рода клубы заимствован в Англии. Первый английский клуб в России возник в 1700 году.

« …но тут настал 48-й год». – 1848 год – год февральской и июньской революций во Франции. Страх перед революцией вызвал со стороны Николая I крутые меры, в том числе запрет выезда за границу.

Источник

Анализ музыкальных страниц обязательно читать

Утро туманное (романс)

Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые. Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные, страстные речи, Взгляды, так жадно и нежно ловимые, Первая встреча, последняя встреча, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая говор колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое.

С самого начала сближения Тургенева с музыкой его поразили и покорили сочинения Бетховена и Моцарта. Им он неизменно сохранял верность и преданность всю жизнь. Это были его кумиры. Всегда, когда возникала необходимость указать на образец, назвать пример совершенства, привлекалось творчество двух гениальных мастеров. Именно так оценивал их Тургенев. «Бетховен и Моцарт — поэты божьей милостью и их произведения бессмертны».

Что же вам сыграть?

Что хотите, — равнодушно ответил Аркадий.

Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения.

Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий.

Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо.

Один из волнующих эпизодов – эпизод в романе «Дворянское гнездо». Лаврецкий, признавшись в любви к Лизе и ощущая, как «чувство неожиданной, великой радости наполнило его душу», внезапно услышал ночную импровизацию старого музыканта Лемма.

«Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головой разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней, певучим сильным потоком струились они, — и в них, казалось, говорило и пело все его счастье. » Звучит музыка Шуберта. Соната ля мажор. «. Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотой, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса. Лаврецкий выпрямился и стоял похолодевший и бледный от восторга. Эти звуки так и впивались в его душу, только что потрясенную счастьем любви. Они сами пылали любовью». Описание музыки в этой сцене волнует нас не меньше, чем сама музыка. Какой прекрасный и огромный мир чувств раскрывает перед нами писатель! Наверное, у каждого писателя есть герои, которых он любит и наделяет теми чертами, которые ему самому симпатичны в людях. Если Тургенев, говоря о своем герое, замечает, что он любит музыку, то можно утверждать: данный персонаж близок автору и вызывает его симпатии. Многочисленным сценам, где музыка выражает одухотворенность и нравственную красоту близких автору героев, противостоят несколько эпизодов пошлого музицирования. Обратимся к музыкальным страницам романа «Отцы и дети».

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Роман. Титульный лист.

— Какую роль играет музыка в романе? — Музыка играет важную роль в сюжете романа. Она сопровождает героев и в имении Кирсановых, и в губернском городе, и в усадьбе Одинцовой, и у родителей Базарова. С музыкой связано повторное посещение имения Кирсановых и второй приезд Базарова в родительский дом.

— Какую роль играет музыка в этих эпизодах? — Музыка помогает определить позицию героев, углубить их характеристику, показать их переживания и чувства. Есть в романе и своеобразная кульминация музыкальной темы. Это исполнение Катей це-мольной сонаты фантазии Моцарта. «Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой посреди пленительной весёлости беспечного напева возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…» Этот проникновенный музыкальный образ, созданный писателем, не оставляет у нас никаких сомнений в том, что Тургенев не разделяет взглядов Базарова на музыку и другие искусства. Звучит музыка Моцарта. Соната-фантазия до минор. — Какие чувства выражает музыка? — Скорбь, чувственность, углублённость, размышления… Моцарт был одним из любимых композиторов Тургенева. Его музыка покоряла писателя своим мелодическим богатством, возвышенной чистотой и естественностью выражения чувств. «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей»,- писал Тургенев. Писатель остро ощущал трагедийные начала моцартовской музыки. Не случайно эти чувства нашли своё отражение в романе «Отцы и дети».

Почему же нельзя отрицать природу, искусство, любовь?

Это не просто слова, это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.

Тема «Тургенев и музыка» имеет еще одну важную сторону: отношение музыкантов (прежде всего композиторов) к наследию писателя. Ведь для каждого композитора творчество большого поэта или писателя –неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно почерпнуть текст или сюжет для нового сочинения. — Какие композиторы обращались к стихотворениям и прозе Тургенева? Среди известнейших произведений:

опера М. Ипполитова-Иванова «Ася»,

опера Гольденвейзера «Вешние воды»,

опера А. Кастольского «Клара Милич»,

романсы Рубинштейна, Виардо, Абазы.

Звучит романс Абазы «Утро туманное». И. Шишкин. «Туманное утро». Достоевский и музыка.

Отношение к личности Достоевского, как и к его творчеству, никогда не было однозначным. Слишком сложен, противоречив и глубок мир Достоевского. Многие писатели расходились во мнении о нем. Современники Катков и Анненков думали, что после каторги Достоевский исчерпал себя, Кнут Гамсун говорил о том, что «Достоевский — единственный художник», у которого он «кое-чему научился», а Бердяев был уверен в том, что все лучшее в литературе и культуре начала XX века связано с Достоевским.

Ф.М. Достоевский. Портрет работы В. Перова 1872.

Для А. Камю Достоевский был писателем, который объяснил трагедию XX века. «Сначала я восхищался Достоевским потому, что он мне открывал человеческую душу,- писал Камю.- Но очень скоро, по мере того, как я все острее чувствовал драму моей эпохи, я полюбил в Достоевском человека, который пережил и объяснил нашу историческую судьбу». Противоречивые оценки Достоевского объясняются сложностью личности самого писателя, многогранностью его творчества. Писатель-пророк, гуманист, взывающий к состраданию, художник, безгранично верящий в человека, мятущийся, ищущий, страдающий. Таков Достоевский. Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны – это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке. После появления книги М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» утвердилось понятие полифонии (многоголосия) как основополагающего принципа построения его произведений. «И в этом смысле он может быть уподоблен художественному целому в полифонической музыке: пять голосов фуги, последовательно вступающих и развивающихся в контрапунктическом созвучии, напоминают «голосоведение» романа Достоевского»,- писал в своей работе Бахтин. Герои Достоевского ищут истину. Писатель предоставляет им право отстаивать свои убеждения, он слышит и умеет различать в себе голоса своих героев одновременно. Многоголосие его героев – это и есть полифония. Отсюда – неиссякаемый интерес Достоевского к сложности души и неоднозначности мира. Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество. Наглядный материл :

портреты Ф.М. Достоевского (художники Перов, Глазунов), А. Достоевской.

Иллюстрации к романам Достоевского И. Глазунова.

Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 2.

Вивальди Concerto in G minor for violin, string and bass, allegro.

Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 1.

Шопен. Ноктюрн cis-moll до # минор.

Но это была не музыка… Целое отчаяние выливалось в этих звуках… Ф.М. Достоевский «Неточка Незванова» Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества. Ф.М. Достоевский

Эмоциональное вступление. Музыка. Прелюдия Скрябина соч. 32 №2 Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский»: Тоскуя в мире, как в аду, уродлив, судорожно светел, в своем пророческом бреду он век наш бедственный наметил. Услыша вопль его ночной, Подумал Бог: ужель возможно, чтоб всё, дарованное Мной, так страшно было бы и сложно? Это стихотворение, посвященное Достоевскому, Владимир Набоков написал в 1919 году, в один из самых сложных периодов своей жизни. Думается, что не случайно на пороге страшных катастроф и потрясений Набоков обращается именно к Достоевскому. Стихотворение звучит как мольба. Прошло без малого сто лет, а мы снова и снова в трудные и светлые минуты своей жизни возвращаемся к творчеству Достоевского. Почему? Хотим понять тайну писателя или тайну собственной жизни? Ищем ответы на извечные вопросы? Пытаемся постичь истину? Достоевский и музыка… На первый взгляд кажется, что понятие музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. Между тем творчество Достоевского связано с музыкой неразрывными узами. — Какую же роль играла музыка в жизни и творчестве Достоевского? — Какое значение имеет наследие писателя для музыки? Эти и многие другие вопросы – в центре нашего урока. Работа с портретами. Взгляните на портреты Достоевского (портрет художника В. Г. Перова 1872 года, рисунок Н.П. Соколовой 1869 года). — Если бы вам пришлось запечатлеть облик Достоевского в словах, какие бы главные вы подобрали? К внешности Достоевского, как и к творчеству его, не было однозначного отношения. Многие современники оставили воспоминания о писателе, о том впечатлении, которое он производил на них. Свидетельствует Анна Григорьевна (жена писателя):

Ни один человек в мире, ни прежде, ни после, не производил на меня такого тяжелого, поистине удручающего впечатления, какое произвел на меня Федор Михайлович в первое наше свидание. Я видела перед собой человека страшно несчастного, убитого, замученного. Он имел вид человека, у которого сегодня-вчера умер кто-либо из близких сердцу; человека, которого поразила какая-нибудь страшная беда.

Луи Леже: Его глубоко посаженные глаза и сведенное судорогой лицо с первого взгляда свидетельствовали о том, что перед нами мятущийся гений, перенесший, долгие испытания. С.Д. Яновский: Лицо Достоевского было незабываемо. Всмотритесь, и чуть найдёте человека с самым глубоким взглядом, таким, какого ни у кого нет, то смело подходите, это он. Э.М. де Вогюэ: Когда какая-нибудь мысль приводила его в гнев, то вы готовы были поклясться, что встречали эту физиономию на скамье подсудимых или среди бродяг. Георг Брандес: Вглядитесь в лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину физиономия преступника, плоский нос, маленькие буравящие глаза под веками, дрожащими от нервозности, выразительный рот, который говорит о бесчисленных муках, о глубокой, как пропасть, скорби. B.C. Соловьев: Это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительно духовной жизни* Н.Н. Фон-Фохт: Как все великие люди, Достоевский был очень переменчив. Большей частью -угрюм и суров, но в редкие минуты воодушевления открыт и прекрасен. Каким вы увидели Достоевского?

Почему его портреты так непохожи?

— Почему и со страниц бесчисленных книг перед нами предстает разный Достоевский? Каким же он был на самом деле? Я приглашаю вас перелистать страницы творчества большого художника. Может быть, тема «Достоевский и музыка» поможет нам увидеть писателя немножко по-другому (не мрачным!). Окунемся мысленно в атмосферу блистательного XIX века. Сороковые годы — один из самых значительных периодов в истории русской культуры. — Какие произведения художественной литературы появляются в это время? — Произведения каких композиторов увидели свет? Какие произведения? — В сороковые годы появляются «Мертвые души» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева, пьесы Островского, происходит первое представление оперы Глинки «Руслан и Людмила», любители музыки знакомятся с искусством Полины Виардо, Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Уле Булля, Генриха Эрнста. Именно в сороковые годы определился страстный интерес Достоевского к музыке и театру. Какой же музыкой увлекался Достоевский? Что слушал он? Какие концерты посещал? Доктор А.Е. Ризенкампф, бывший другом Достоевского, оставил об этом свои воспоминания:

«В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 января 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную цену билетов, мы с Федором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта. Весною 1843 года. во время великого поста Достоевский посещал концерты вновь прибывшего Листа, знаменитого тенора Рубини и кларнетиста Блаза.

Игра Уле Булля покорила Достоевского, вызвала глубокий отклик в душе писателя. Он уходил с концертов замечательного норвежского музыканта потрясенный и взволнованный до слез. Свидетельствует В.Ф. Одоевский: «. Как могущественно влияние гения! Когда Уле Булль держит в руках свою дивную скрипку — всё покорно ему. Масса людей становится одним человеком». Ф.А Кони: «Что такое душа в музыке? Это способность придавать бесчувственному инструменту жизнь и извлекать из него звуки, которые нежат слух, западают в сердце; это дар управлять по произволу толпою слушателей, вызывать на глаз их слезу тихой грусти или возбуждать в сердцах их безотчетную радость. Этою-то способностью, этим даром вполне владеет Уле Булль». А.Н. Серов: «Вот истинно гениальный скрипач! По-моему, главная отличительная черта настоящей гениальности есть оригинальность, и именно это качество, прежде всего, замечается в игре скандинавского артиста. с первых звуков его волшебной скрипки вся душа моя к нему приковалась. ». В эти годы в Петербурге давал концерты и скрипач Генрих Эрнст. В его музыке многие искали и находили отклик своим чувствам и переживаниям. Наибольший успех у слушателей имела задушевная Элегия; в петербургских салонах говорили, что Элегия была написана скрипачом после смерти его жены. Нежные звуки скрипки будто молили о помощи, в них было столько страстной и глубокой правды, сколько скорби и отчаяния, что многие плакали, слушая музыку Эрнста. — Почему выступления скрипачей так волновали Достоевского, волновали до такой степени, что отзвуки этих выступлений мы слышим на страницах его произведений? Звучит музыка. Вивальди Concerto in G minor for violin, strings and bass, allegro. В сороковые годы появляется роман Достоевского «Неточка Незванова». Это произведение свидетельствует о том, какое воздействие на писателя оказали встречи с музыкантами, посещение театров и концертных залов. Любовь Федоровна, дочь писателя, рассказывает о музыкальной атмосфере, которая в ту пору окружала Достоевского: «. В Петербурге 40-х годов самыми интересными были салоны, в которые допускались только поэты, художники и знаменитые музыканты. Таков был салон князя Одоевского. графа Соллогуба. графов Виельгорских. Все эти господа добивались знакомства с Достоевским, приглашали его к себе и сердечно принимали. Отец мой особенно хорошо чувствовал себя у Виельгорских, в чьем доме звучала превосходная музыка. Достоевский горячо любил музыку. Граф Виельгорский, будучи страстным меломаном, покровительствовал музыкантам и умел отыскивать их в самых темных уголках столицы. Возможно, что удивительный тип нищего, пьяного, самолюбивого, завистливого скрипача, которого граф Виельгорский мог отыскать на чердаке, выступавшего на одном из его музыкальных вечеров, произвел впечатление на моего отца, и его роман «Неточка Незванова» связан с графом Виельгорским». Роман «Неточка Незванова» — это роман о судьбе музыканта Ефимова, который загубил себя, загубил свой талант, загубил свою семью. История его проста и чем-то напоминает историю Чарткова из повести Гоголя «Портрет». Ефимов был вольнонаемным музыкантом, играл на кларнете в крепостном оркестре. Он подружился с итальянцем, капельмейстером, который, по слухам, водил дружбу с дьяволом. Этот-то итальянец и выучил играть Ефимова на скрипке. После шестилетних мытарств попадает Ефимов в Петербург. Он стремится разгадать тайну исполнительского искусства, потому что только так можно доказать собственное превосходство над другими. Но бесплодные поиски приводят к опустошению души к зависти и ненависти к действительно талантливым исполнителям. — Обратимся к наиболее ярким музыкальным эпизодам романа. Какие это эпизоды? Дважды в романе звучит одна и та же музыка, одна и та же музыкальная пьеса. Но музыка звучит по-разному. Нам нужно разобраться почему. Сначала мы слышим пьесу в исполнении Ефимова, он возвращается с концерта гениального скрипача и пытается воспроизвести на своей скрипке услышанное. Ефимов потрясен, раздавлен, жалок.

И.Глазунов. Илл. к роману «Неточка Незванова».

Темная каморка, одинокая свеча. Ефимов играет на скрипке. Одна лишь напуганная девочка слушает его. «Музыка началась, но это была не музыка. Это были не звуки скрипки, а как будто чей-то ужасный голос загремел в первый раз в нашем темном жилище. Я твердо уверена, что слышала стоны, крик человеческий, плач; целое отчаяние выливалось в этих звуках, и наконец, когда загремел ужасный финальный аккорд, в котором было все, что, есть ужасного в плаче, мучительного в муках, тоскливого в безнадежной тоске, все это как будто соединилось разом. »

Музыкальные образы помогают нам понять, что чувствует несчастный. Жизнь его загублена, и сам он давно мертвец. Через некоторое время та же самая Неточка слышит эту же пьесу в исполнении гениального скрипача. В описании музыки, несомненно, сказались впечатления Достоевского от выступлений Уле Булля и Генриха Эрнста. Зачитываем эпизоды романа, где звучит музыка.

Одинаково ли звучит музыка в этих эпизодах? (По-разному).

И у Ефимова, и у прославленного скрипача музыка говорит не о ра­дости, а о страдании, потому что, по Достоевскому, музыка — чаще всего голос замученной души, звуковое выражение дисгармонии мира. Ефимов мог рассказать только о трагедии собственной жизни, а достигший вершин искусства скрипач — о страданиях человечества. Именно это и услышала Неточка. Музыка — основа «Неточки Незвановой». Это атмосфера, в которой живут герои, она как бы определяет их судьбы.

И.Глазунов. Безумный музыкант.

. Это голос человеческой души, выражение затаенных мыслей и чувств Музыка в романе выступает как искусство романтическое и таинственное, как предчувствие и ожидание несбыточного счастья. Это чисто романтическое представление о музыке характерно для творчества Достоевского 40-х годов. Звучит музыка Вивальди. Вернемся в 40-е годы. Одним из самых значительных событий музыкальной жизни России были выступления Листа. Он исполнял произведе­ния Баха, Бетховена, Шопена, Шуберта. 8 апреля 1842 года на одном из таких концертов присутствовали Достоевский, Серов и Стасов. Стасов написал о неизгладимом впечатле­нии, которое на него и Серова произвел первый концерт Листа: «Мы клялись один другому, что этот день. отныне и навеки будет нам священен и до самой гробовой доски мы не забудем ни одной его чер­точки. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своём веку. ». Через несколько лет Достоевский присутствовал и на концертах французского композитора Гектора Берлиоза. В одном из очерков, опубликованном в «Санкт-Петербургских ведо­мостях» Достоевский писал:

«Признаюсь, иногда как будто нападает тоска. Похоже на то, когда бы вы, например, шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматри­вая по сторонам, и вдруг слышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка, толпа, освещение. вы проходите мимо развлеченный, взволнованный; в вас

пробудилось желание чего-то, стремление. Вы как будто слышали жизнь, а между тем вы уносите с собой один бледный, бес­цветный мотив её, идею, тень, почти ничего. И приходишь, как будто не доверяя чему-то; слышится что-то другое, слышится, что сквозь бесцвет­ный мотив обыденной жизни нашей звучит другой, пронзительно живучий и грустный, как в берлиозовом бале у Капулетов».Весной 1847 года Достоевский присутствовал на концертах Берлиоза. Исполнялась его драматическая симфония «Ромео и Джульетта». Наи­большее впечатление производила вторая часть «Ромео один. Праздник у Капулетти». — Что же услышал Достоевский в музыке Берлиоза? Почему она так взволновала его сердце? Звучит отрывок из драматической симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта». Однажды Берлиоз сказал замечательные слова: «Любовь не может дать представление о музыке, а музыка может дать представление о любви. Но зачем разделять их? Это два крыла одной души». Так уж устроено в человеческой жизни, что не каждая любовь бывает счастливой, скорее, редкая любовь бывает счастливой. Но любовь делает чуткой человеческую душу. Человек способен видеть и понимать прекрасное, стихи, музыку. Звучит музыка Скрябина соч. 32 № 1. 60-е годы — начало нового расцвета гения Достоевского. С начала 60-х годов писатель был окружен музыкальной атмосферой. Он сблизился с Серовым, был посетителем его музыкальных вечеров. Сам выступал на литературно-музыкальных вечерах вместе с Рубинштей­ном. Музыка звучала и в доме писателя. Его жена, Анна Григорьевна, бы­ла пианисткой. А его племянница Мария Александровна Иванова окончила консерваторию по классу Рубинштейна. Фон-Фохт писал в воспоминаниях о музыкальной атмосфере в доме Ивановых: «Федор Михайлович очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь про себя напевал, и это лучше всего обозначало хорошее настрое­ние его духа. Музицирование в доме Ивановых оставило след в творчестве Достоевского. С ним связан один из эпизодов «Преступления и наказа­ния». Фохт рассказывал о том, что однажды в присутствии Достоевского он сыграл немецкий романс на стихи Гейне. Романс этот очень понравился Федору Михайловичу, и он полюбопытствовал, где Фохт его слышал. Фохт рассказал, что слышал, как его играли шарманщики в Москве. Слова этого романса произносит умирающая Катерина Ивановна Мармеладова. В 60-е годы появляется роман «Преступление и наказание».

Какие эпизоды, связанные с музыкой, вы нашли в этом романе? (Зачитываются эпизоды).

Какую функцию выполняет музыка в «Преступлении и наказа­нии»?

— Это существенная часть картины нищего Петербурга. — Её звуки связаны с внутренней жизнью героев. Как звуки музыки связаны с внутренней жизнью героев? Музыка как бы образует звуковую среду, способную, пусть на миг, заглушить мучительные мысли Раскольникова. Она сопровождает его в скитаниях по трактирам.

Л.О. Пастернак. Портрет Раскольникова.

Раскольникова влечет в трактиры, где много людей, шум и пьяное веселье. Подобно Раскольникову ищет забвенья в песне и Свидригайлов. (Зачитываются эпизоды из романа.) — Где же достигают своей трагической кульминации «музыкальные» эпизоды? — Музыкальные» эпизоды достигают трагической кульминации в сцене, когда безумная Катерина Ивановна грозит невидимым врагам, что она выйдет на улицу с шарманкой. Измученная женщина выводит на ули­цу детей. В помутившемся сознании Екатерины Ивановны пение и пляска детей должны были одновременно выражать протест против жестокости и оскорблений, служить доказательством того, что и они принадлежат к «благородному семейству». В бреду умирающая Катерина Ивановна пытается припомнить мело­дии и слова любимых романсов. О музыке, звучащей в «Преступлении и наказании», можно сказать словами Неточки Незвановой: «. Это музыка, которая была не музыкой». Сиплые и визгливые уличные голоса, отчаянные крики пьяного хора, балалайка и гармошка». Ни разу, вплоть до эпилога, не раздаются звуки народной песни. Ей нет места в мрачном и страшном городе. Вольная народная песня возникает только в эпилоге. На смену жестокому и мрачному городу приходит неоглядный простор степей, и вместе с ним рождаются другие звуки. Что символизирует народная песня? — Это символ возрождения Раскольникова. Создание проблемной ситуации. — В одном из своих романов Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Со­гласны ли вы с этим? Какая красота? В романах Достоевского мало солнца. Мрак. Сырость. Серый ка­мень. И все-таки «красота спасет мир». Сам Достоевский сказал об это так:

И.Глазунов. Ф.М. Достоевский в Петербурге.

«Ох, как тяжело одному знать истину! Я видел её, видел своими глазами. я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу ве­рить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». — Изменилось ли ваше представление о Достоевском? В начале урока много раз прозвучало слово мрачный. Так ли это?

Источник

Оцените статью