С любовью к гитаре
Гитара не терпит шумных салонов, с недоверием вслушивается в напряженную тишину больших залов. Все это не для нее: она ищет интимного общения с аудиторией.
В страстных, жгучих объятиях гитары тает лед отчуждения и рождается чуткая доверительная беседа с её поклонниками.
Гитара снимает покровы с тайн человеческой души.
Вслушайся в звуки гитары – и ты поймешь, чем живет твое сердце.
Песни гитары наполняют душу весенней свежестью.
Гитара плачет, скорбит, страдает, но никогда не впадает в безысходное отчаяние.
На призыв гитары откликаются наши самые благородные чувства.
Волшебная сила гитары, словно крыло ангела, защищает измученную душу от волнений, страстей и грехов.
Гитара всегда желанна: свидания с нею ждешь, как встречи с любимой женщиной.
Тайна и магия лежат в родстве гитары и женщины.
Гитара – это инструмент возвышенных эмоций, но с ярко выраженным стремлением к оригинальности. Гитара похожа на гордую, независимую женщину, которая полюбит только того, кто равен ей.
Гитару можно завоевать преданной любовью и рыцарской отвагой, как своенравную цыганку Кармен или гордую царицу Тамар.
Гитара покоряется дерзким.
Оставьте гитару, если в вашей душе нет беззаветной любви к этому необыкновенно капризному инструменту.
Гитара не способна солгать, ибо шепчет о самом сокровенном и дорогом.
Даже ледяное сердце гитара согревает в теплых волнах любовных грез.
Гитара уносит слушателей от земных тревог в пленительный мир мечты.
Гитара – бальзам для душевных ран.
В пылкой исповеди гитары – и горечь разлуки, и радость встречи с возлюбленной.
Слушатели, затаив дыхание, внемлют гимну вечной любви, который творит гитара.
Гитара неукротима в стремлении к счастью.
В гитаре сокрыт священный трепет перед Божественной красотой и Вселенской гармонией.
Бескрайний и увлекательный мир гитары откроется каждому, кто вникнет в ее чарующие звуки, кто приложит усилия, чтобы понять ее строгую красоту, кто соотнесет порывы своей души с тем гимном жизни, который она творит с необычайной деликатностью и благородством!
Историки утверждают, что лютня была завезена в Европу из стран Ближнего Востока в XIV веке и стала популярным музыкальным инструментом примерно в середине XVI столетия. Иноземная гостья пришлась ко двору кичливым европейцам!
Нередко лютню сравнивают с женщиной, душа которой полна возвышенных чувств.
Изящный корпус лютни имеет овальную, миндалеобразную форму. В этом дивном инструменте столько обаяния, грации, женственности, а голос ее завораживает сердечной простотой, интимной доверительностью!
Лютня в итальянской народной музыке иногда груба и бесцеремонна, как скандальная крестьянка.
Свойственное лютне мягкое женское начало не исчезает даже в строгой средневековой полифонии.
В тембре лютни сплетаются солнечная мандолина и лунная арфа.
Гитара, как законная наследница лютни, переняла от своей матери редкий по красоте голос.
Лютня – почти идеальный аккомпанирующий инструмент. Гитара более независима и всякий раз заявляет о своей исключительности.
Лютня – строгая, набожная дама, гитара – светская красавица с непредсказуемым характером.
Лютня – инструмент небесной гармонии, гитара – человеческих страстей.
Покорная лютня веками томилась печальной узницей в сумраке средневековья. Гитара недолго взирала на ее слезы. Она гордо зазвучала в руках влюбленного человека.
Уму непостижимо, почему гитара потеснила на музыкальном Олимпе божественную лютню, как в свое время фортепиано – столь же божественный орган. Видимо, причиной тому – большая мобильность усовершенствованных инструментов и небывалая широта диапазона их выразительных средств.
СТАРШАЯ СЕСТРА ВИУЭЛА
Виуэла – старшая сестра гитары. Вот почему виуэлу нередко называют «старинной гитарой».
На виуэле играли при дворах испанских королей и грандов. Этот инструмент считался аристократическим, в отличие от гитары, которая была популярна среди простых людей.
Виуэла – инструмент, рождающий тихую ренессансную музыку, чьи звуки возносят слушателей к высотам незыблемого душевного покоя.
Виуэла умеет достичь такого высокого полета духа и кроткой безмятежности, которые возможны только за пределами земной жизни.
Виуэла благородна и сдержанна. Легко представить себе, что именно под ее аккомпанемент могли петь серенады славные рыцари, предшественники Дон Кихота.
Печаль виуэлы возвышенная, небесная, а радость – спокойная: в ней нет места для неистовых восторгов.
Истинное вдохновение виуэлы покоряет торжественной, величавой отстраненностью от земной жизни, оно без тени меланхолии, без намека на сладострастие.
Виуэле совершенно чужды бурные эмоции, чем грешит иногда порывистая гитара.
В старинной музыке виуэла – смиренная монахиня, гитара – шаловливая проказница.
Гитара возникла в результате замены двойных струн виуэлы на одинарные, что сделало звук нового инструмента более упругим и четким.
ГИТАРА В АНСАМБЛЕ
Орган наполняет пространство собора Божественной духовностью, гитара – порывами человеческой души. Вот почему их дуэт отличается таким богатством содержания.
Манерной декламации клавесина гитара противопоставляет живую человеческую речь.
Скрипку можно сравнить с цветущей розой, виолончель – с красавцем гладиолусом. Гитара – это ландыш, чей аромат опьяняет апрельской свежестью.
В дуэте с фортепиано гитара блекнет, теряет свою гордую осанку, будто сельская красавица – перед городской барышней.
Гитара прекрасно звучит на фоне акварельно-прозрачных оркестровых фактур, а также в ансамбле с такими инструментами, которые не подавляют ее хрупкий, кристально чистый голос.
У гитары свой самодостаточный мир. Она без фортепиано, скрипки или флейты способна выразить всю гамму наших переживаний. Более того: гитара – это камертон человеческой души.
ГИТАРА В СТАРИННОЙ МУЗЫКЕ
Гитара тиха и покорна в старинной музыке.
Гитара бесхитростна в народных танцах.
Гитара подчеркивает каждое движение, каждый жест танцующих галантных пар – придворных кавалеров и дам.
Гитара способна выразить глубокую, сдержанную скорбь в произведениях эпохи Ренессанса.
Гитаре доступно просветленное религиозное чувство, особенно в пьесах хорального склада старых мастеров.
Чтобы старинная музыка звучала на гитаре убедительно, недостаточно быть хорошим исполнителем. Надо знать внутренний мир людей, живших сотни лет тому назад.
ГИТАРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
Как только возникает романтическое чувство, гитара мгновенно оживает, молодеет душой.
Гитара звучит вдохновенно, когда передает поэзию романтических чувств.
Романтическая музыка гитары тревожит сердце воспоминаниями об утраченном счастье.
Гитара без труда переносит наше воображение во времена песен трубадуров и рыцарских поединков.
Соборы, замки, неземная любовь – все это превосходно воссоздает романтическая гитара.
До XVI века в Испании существовали две разновидности гитары: мавританская, звуки из которой извлекались щипком, и кастильская, на которой играли аккордами. Современный инструмент – своего рода гибрид двух своих предшественниц, вобравший в себя, помимо всего прочего, и два различных мироощущения: арабское и европейское. Вот почему шестиструнная чаровница стала наиболее ярким воплощением этнически пестрого испанского народа.
У гитары две грани души: благородная сдержанность придворной музыки и зажигательные ритмы народных танцев. Гитара – это Испания, элегантный Веласкес и ликующая коррида!
Какой роскошный букет из цветов испанской народной музыки подарила нам гитара!
Гитара безумствует в стихии испанского танца.
В искрометных испанских танцах гитара доводит себя до исступления, не замечая шумного праздника вокруг.
Как бы гитара ни веселилась в вихре испанского танца, в ней есть все-таки нечто очень древнее, темное, магическое, то, что скрыто в тайниках египетских пирамид и в гипнотизирующем взгляде верховного жреца.
Фламенко – это сакральное действо людей, охваченных экстазом радости, это пляска, исполненная чувственного неистовства, будто она совершается на раскаленных углях костра.
Фламенко – это испанская народная музыка, ворвавшаяся в прокуренную таверну, словно свежий весенний ветер.
Гитарист, как тонкий гурман, не устает наслаждаться причудливыми ритмами фламенко.
Испания не дала миру ни одного гитариста, чье творчество можно было бы сравнить с бессмертными произведениями Альбениса, Гранадоса, де Фальи, Родриго – все они играли на фортепиано! Однако вряд ли кто-либо из этой славной плеяды стал бы знаменитым композитором без подражания гитаре.
К ВЕРШИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Гитарист – это не просто музыкант, обычный храмовый служитель музы Эвтерпы. Гитарист – представитель высшего клана жрецов, посвященный в святые тайны искусства.
Честолюбие – не самое плохое качество в гитаристе. Действительно, трудно ожидать художественных взлетов от того исполнителя, кто не мечтает о покорении музыкального Олимпа!
Порой лучи славы ослепляют музыканта, он перестает видеть дорогу, по которой идет. Нужно постоянно прикрывать ладонью глаза, чтобы благополучно одолеть путь выдающегося гитариста.
Для одних гитара – это предмет слепого поклонения, идол, для других – самый лучший инструмент для выражения своих чувств и мыслей.
Необходим талант, чтобы подняться на Парнас искусства, но сколько бездарей путается под ногами гениев! То же мы наблюдаем среди гитаристов: толпа посредственностей мешает великим музыкантам идти вперед.
Тропинка, ведущая гитариста к славе, извилиста и крута. У подножья горы много друзей и поклонников, на вершине – уже нет никого рядом. Какие чудные перспективы открываются взору с высоты птичьего полета, и как горько осознавать свое одиночество!
Мы не можем назвать ни одного гениального пианиста или скрипача, кто достиг бы вершин мастерства самостоятельно, без помощи опытных педагогов. Почему же появляются одаренные гитаристы-самоучки? Видимо, дело в том, что гитара демократична по своей природе и чрезвычайно популярна. Она дает шанс прославиться каждому начинающему исполнителю, если тот настойчив, терпелив и талантлив.
Селедонио Ромеро был гитаристом-самоучкой, что не помешало ему добиться всемирной славы – как, впрочем, и многим другим самородкам: Фернандо Соро, Йозефу Мерцу, Николаю Макарову, Марку Соколовскому, Владимиру Русланову, Андресу Сеговии, Игорю Лютикову.
Великие гитаристы уникальны и неповторимы:
Андрес Сеговия – энтузиаст, подвижник гитары, который раскрывает ее безграничные возможности.
Джулиан Брим – всеми признанный мэтр, обнажающий духовную сущность музыкального искусства.
Джон Уильямс – мастер, чье исполнение отличается необыкновенно богатой палитрой красок.
Нарсисо Йепес – блестящий виртуоз, который плотью и кровью связан с испанской народной музыкой.
Элиот Фиск – мощный компьютер, способный воплотить в звуках любую идею, для чего имеет в своем распоряжении уникальную технику игры на гитаре.
Да, поразительное многообразие интерпретаций предлагают нам эти выдающиеся гитаристы ХХ века!
Сфера гитарного творчества кажется непосвященным маленьким островком первозданной природы, недоступным для туристов. На самом же деле это целый континент, Атлантида – загадочная, но не ушедшая под волны бушующего океана.
Невольно задаешься вопросом: когда миру явится Моцарт гитары? Пожалуй, не ранее, чем будут созданы произведения совершенной красоты и безупречной формы.
Гитара – едва ли не самый универсальный музыкальный инструмент.
Уникальность гитары заставляет ее искать собственный путь развития.
Музыковеды относят рождение классической гитары примерно к 1775 году. До этого свыше пяти столетий длился период ее становления. Но, как показывает сегодняшний день, гитара продолжает совершенствоваться. Воистину неисчерпаемы ее возможности!
Главными условиями совершенствования гитары всегда были и будут в дальнейшем виртуозность и красота звука. Этому инструменту, как скоростному фрегату, предстоит великое плавание!
Французский музыковед Элен Шарнассе тысячу раз права, когда утверждает, что «гитара – инструмент непрерывного обновления».
Гитару ожидает такое же славное будущее, каким замечательным было ее многовековое прошлое.
Источник
Извлекаемый звук – как отражение внутреннего состояния. Генерация эмоций
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Здравствуйте друзья!
Я играю на барабанах, обратившись к администрации сайта с желанием написать статью, на какую-нибудь «околомузыкальную» тему (всегда хотелось попробовать написать статью), я выяснил, что хоть и изначально данный ресурс задумывался как «гитарный», расширение формата не повредит. А учитывая то, что некие параллели в освоении мастерства игры на любом музыкальном инструменте схожи, это может быть даже полезно.
Я, думаю, как и большинство людей читающих jablog.ru, посвятил себя музыке и всему, что связано с ней. И хотел бы делиться и узнавать мнения других людей так же считающих данный процесс для себя значимым.
Эту статью я хотел бы посвятить своим наблюдениям и внутренним ощущениям, ни в коем случае не стоит воспринимать мои слова, как что то – назидательное, или обучающее. Я так же не претендую на правильность, или не правильность своих соображений. Эта статья лишь квинтэссенция моих соображений касающихся данной темы.
И так:
Извлекаемый звук – как отражение внутреннего состояния.
Я думаю, многие согласятся со мной, что музыку в целом можно представить себе в виде некого «языка», ведь играя на инструменте, музыкант главным образом выражает и «передает» эмоции. И на мой взгляд основная задача музыканта передать слушателю эмоции и некий абстрактный смысл того произведения которое он исполняет, либо те эмоции которые он испытывает при исполнении соло. С помощью инструмента мы вступаем в контакт со слушателем, и заставляем его испытывать радость, грусть и прочие состояния. Ведь зрителя не обманешь! Человек, слушающий музыку, особенно, если это живое исполнение, не всегда сможет понять, что конкретно «делает» музыкант. Какие ноты он играет, какие приемы использует и.т.д. А человек, не имеющий отношения к музыке и музыкальному образованию (а это и есть, на мой взгляд, самая желаемая целевая аудитория для любого музыкального коллектива или исполнителя), и вовсе не будет вдумываться в это. Но, каждый человек способен чувствовать! И я глубоко убежден, что тот, кто тебя слышит, способен чувствовать именно то, что ты чувствуешь в момент игры на инструменте. Так же как, когда говоришь с кем – то. Тот, кто тебя слушает, в первую очередь улавливает интонации разговора, то есть эмоциональную составляющую. Чувствует агрессию, или же доброжелательность слов и смысл разговора в целом, с начала именно на эмоциональном уровне. Тоже самое и с помощью «извлекаемого» звука. С помощью инструмента музыкант «говорит» со зрителем.
Эмоции и внутреннее настроение можно передать звуком!
Несколько лет назад я возвращался ночью после концерта домой. Мы играли в нескольких станциях метро от моего дома, по «прямой ветке». Переходы между линиями были уже закрыты, но я знал, что если не переходить на другие линии, то можно было успеть сесть на поезд и доехать до своей станции и в этот час. Некоторые поезда проезжали мимо, не останавливаясь, следуя, по всей видимости, прямо в депо. По инструкции, машинист поезда проходящего мимо, не останавливаясь, въехав на платформу должен подать звуковой сигнал (я сделал такой вывод, потому что они все так делают). Через несколько минут ожидания из тоннеля показались фары поезда и при въезде на станцию раздался протяжный такой, и как мне показалось грустный звук – ПУУУУУУУ! Через мгновение я увидел лицо машиниста, оно было усталым и грустным. Поезд проследовал мимо. Ну да, работа ответственная, стрессовая ни мудрено устать, тем более ночь уже. Не успел я закончить свои размышления, как с той же стороны раздался еще один сигнал на той же чистоте –ПУУУУУУ! Это был следующий состав. Этот сигнал по ощущениям был более резкий и бодрый что ли, хотя по продолжительности они были примерно одинаковыми. И правда, лицо машиниста второго поезда, было бодрым и даже немного улыбчивым, если можно так сказать. Именно в этот момент у меня полностью сформировалась картина понимания влияние внутренних ощущений на извлекаемый звук! Такие моменты я называю «последний пазл», когда думаешь о чем то, пытаешься что то понять, но чего то не хватает в завершении мысли, и вдруг в какой то момент появляется мысль, которая окончательно формирует образ. Это был именно тот случай.
Для меня это стало наглядным примером влияния внутреннего состояния на извлекаемый звук. Причем вряд – ли можно назвать сигнал поезда «музыкальным звуком». Но все же я смог уловить и почувствовать их разное настроение.
Эти два машиниста, конечно же не задумывались каким будет звук этого сигнала, а просто нажимали на кнопку в определенном состоянии. И этот звук передал то, что они чувствовали в данный момент. Полагаю, что если бы в их руках в этот момент оказалась гитара, или скрипка, или даже барабан. Эффект был бы тот же.
Да! Но как передать радость, если одолевает грусть, как передать позитив, если от только что проделанного в общественном транспорте пути осталось негативное настроение…
В самом начале моего обучения, мой учитель мне всегда говорил, что когда выходишь на сцену, никого в зале не будут и не должны волновать твои личные проблемы и трудности. Зрителю надо дать то, что он хочет, то зачем он пришел. Нужно уметь концентрироваться, уметь генерировать в себе те эмоции, которые хочешь передать, или те которые нужно передать согласно задумке автора исполняемого произведения.
В какой — то момент размышлений по этому поводу, мне показалось, что именно этим можно объяснить довольно странные и иногда непонятные пункты в райдере музыкантов. Такие как — каждый день в гримерке должен быть новый фикус. Или целая ваза конфет M&M’s – исключительно желтые. Бильярдный стол, джакузи или бытовая техника только белого цвета и прочее.
Это все то, что помогает артистам достигать в нужный момент определенного настроения, состояния в котором они хотят находиться, выходя на сцену. Чтобы зрители чувствовали именно эту энергетику.
У меня есть друг, которому очень нравиться творчество группы U2. В 2009 году этот замечательный коллектив выступал в Польше. Он поехал с группой знакомых, тоже поклонников группы. Они ехали на машине. Лето, жара. В пути его немного укачало, разболелась голова. По приезду на место проведения концерта, сказался обед в «придорожном фастфуде», заболел живот. Да еще, как на зло, пошел сильный дождь. В общем стою, говорит, в толпе, в поле и думаю, да нафига я вообще сюда приехал!
Вернулся друг к вышеописанным своим мыслям примерно через час, чудесным образом констатировав, что совершенно забыл о тревожащих его мыслях и ощущениях. Кроме позитива и положительного «завода» не осталось никаких негативных факторов.
И я думаю, что подобных примеров множество. Даже если скажем, «звук на концерте» не всегда идеален.
Конечно, это можно объяснить с разных сторон. Но все — таки львиную долю такого эффекта, как я думаю, можно приписать именно той эмоциональной составляющей ( а именно передаче артистами своего настроения), о которой я написал в этой статье.
Я думаю иногда – ведь в доисторические времена, например, люди, общались друг с другом исключительно с помощью звуков. Выражали эмоции и настроение, общались, чувствовали и понимали друг друга! Я представляю, что уже потом были технически созданы предметы со звуками определенной направленности. А согласно теории музыки, в последствии звуки стали разделять на музыкальные и не музыкальные. Из музыкальных звуков создали звукоряд и так далее…
Спасибо за внимание…
Всем удачи! И хорошего настроения!
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник