Не по погребу бочоночек катается ноты

Не по погребу бочоночек катается ноты

Автор: В. Пешняк
Год: 1980
Издательство: Барнаул: Алтайское книжное издательство
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 5,1 МВ
Язык: русский

Настоящий сборник впервые широко представляет народное песенное творчество Алтайского края.
Песни записаны в результате фольклорных экспедиций 1975—1978 годов по Курьинскому, Каменскому, Петропавловскому районам. Экспедиции организованы краевым Домом народного творчества и Алтайским государственным институтом культуры.
В экспедициях участвовали методист Дома народного творчества Т. Н. Каширская и группа студентов АГИК.
Большое внимание и всестороннее содействие со стороны районных отделов культуры и работников сельских Домов культуры позволили нам успешно осуществить задачи экспедиции и записать в восьми селениях более двухсот песен.
Основная цель экспедиции заключалась в отыскании различных форм народного песенного творчества, наиболее типичных для данной местности. Особое внимание уделялось выявлению многоголосия, поиску песен наиболее самобытных в отношении мелодики и манеры исполнения.
Данный материал может, во-первых, служить новым творческим источником для композиторов, во-вторых, обогатить репертуар как сельской хоровой самодеятельности, так и народных хоровых коллективов, в-третьих, содействовать теоретическому изучению народно-песенного творчества.
Одни песни приведены в различных вариантах (исполнение фольклорными коллективами разных селений), в других — расшифровано максимальное количество куплетов с тем, чтобы показать богатство и разнообразие техники импровизационно-вариационного развития народного пения.
Особый интерес представляли хорошо спевшиеся группы, исполнение которых не было подвержено постороннему влиянию. Иногда случалось наблюдать вмешательство работников Дома культуры, которые по своему вкусу выбирали репертуар: «чистили» текст и содержание песен, «обогащали» простейшие хореографические движения. В связи с этим отрадно встретить (например, в селе Соловьиха Петропавловского района) работника Дома культуры, который бережно относится к самобытности фольклорного коллектива, помогая воскресить в памяти забытое.

Читайте также:  Миракл ланком духи ноты

СОДЕРЖАНИЕ:

  • СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
    • 1. Гуляла Татьянушка
    • 2. Да на ком у нас кудри русые
    • 3. Сеет-веет
    • 4. Из-за лесу—лесу темного
    • 5. Ой да за двором
    • 6. Как во горенке
    • 7. Во горенке
    • 8. Во колодце
    • 9. Ох, звенит
    • 10. У нас по морю
    • 11. Растет, цветет черемушка
    • 12. Черемушка
    • 13. Полевая наша ягодка
    • 14. Золота наша метелица
    • 15. По ручью, ручью
    • 16. В поле ягоды горели
    • 17. У сырого дуба
    • 18. Виноград в саду цветет
    • 19. У ворот росла трава
    • 20. Ой, хмель ты мой
  • ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
    • 21. Я младешенька
    • 22. Ох, скучное время
    • 23. Отдала меня маменька
    • 24. У родимой мамушки
    • 25. Ой, голубочек
    • 26. Кого здеся нету
    • 27. По улице дождь идет
    • 28. Вечор поздно
    • 29. Туман яром
    • 30. Подкошена травка
    • 31. Во лузях
    • 32. Как во этих полях
    • 33. Король ты мой, королик
    • 34. Солдат сено косит
    • 35. Сидел Ваня на диване
    • 36. Колечко мое позлаченое
    • 37. Как по Питерской да по дороженьке
    • 38. Ой. полетим, как стрела
    • 39. Ой. ты доля, моя доля
    • 40. Ой, да ты гуляньице
    • 41. Ох, сосна ты, сосна
    • 42. На берегу сидит вдали морячка
  • ХОРОВЫЕ, ИГРОВЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ И ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ
    • 43. Под грушею
    • 44. В хороводе были мы
    • 45. На речушке тонка жердочка
    • 46. Молодка, молодка
    • 47. У печи сижу
    • 48. Как у нашей мастерской
    • 49. Как у нашей у Дуняши
    • 50. Ой, как у наших у ворот
    • 51. Вы послушайте, ребята
    • 52. Ой, как у нас было-на Дону
    • 53. Ой, в Таганроге
    • 54. Я лучинушку щипаю
    • 55. Теща для затюшки сдобри-лася
    • 56. У Алешки жена
    • 57. У нас завтра свадьба будет
    • 58. Как по погребу бочоночек катается
    • 59. Ой, домой, домой
    • 60. Размамашенька
    • 61. За посадиком ложечки гремят
  • Примечания
Читайте также:  Как располагаются ноты для синтезатора

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Ансамбли русских народных инструментов — ноты, партитуры

Партитуры, ноты для ансамбля русских народных инструментов: балалайка, домра, гармонь, баян, ложки, трещетки, бубны.


Музыкальный лубок
Из репертуара современных ансамблей русских народных инструментов
Выпуск 1
составитель В.Петров
«Музыка», 1991г.
номер 14644

Вспоминаю одну дискуссию в середине шестидесятых годов, проходившую в стенах Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Речь шла о перспективах развития музыки для русских народных оркестров. Это было время значительного обновления народно-оркестрового искусства. Появилась группа авторов (В. Бояшов, Ю. Зарицкий, Б. Кравченко, В. Пикуль, А. Рыбников, Б. Троцюк и др.), которая привнесла в музыку для народного оркестра новые образы, новые колористические решения. Шел процесс быстрого освоения и внедрения элементов музыкального языка XX столетия в русский народный оркестр. Перспективы представлялись довольно радужными. Казалось, еще немного и концерты народных оркестров привлекут новым репертуаром и поклонников симфонической музыки. Надо лишь еще более активно учиться говорить на музыкальном языке нового времени. Меня тогда, признаться, удивило выступление Юрия Николаевича Шишакова — композитора, чьи произведения для русского народного оркестра, созданные в 60-е годы, были одними из самых ярких образцов новой народно-оркестровой музыки. По его словам, ближайшие годы должны были стать временем расцвета профессионального ансамблевого музицирования на русских народных инструментах. Именно оно будет привлекать одаренных молодых музыкантов и именно там следует ожидать интересные творческие достижения.

Жизнь подтвердила точность этого прогноза. Ныне, пожалуй, нет в России филармонии, где не было хотя бы одного профессионального ансамбля русских народных инструментов. Трио, квартеты, квинтеты, секстеты, коллективы большего состава используют едва ли не весь инструментарий русского народа в самых разных сочетаниях. При всем многообразии составов ансамблей, исполнительских возможностей и особенностей их звучания есть несколько моментов, общих для всего современного ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

Во-первых, это ясная ориентация на исполнение обработок народных мелодий и инструментальных наигрышей, нередко именно того региона, в котором существует ансамбль.

Во-вторых, это стремление участников ансамблей отойти от академической манеры исполнения. Часто для полноценного восприятия исполнительского искусства таких ансамблей важно не только слышать, но и видеть их выступления, ибо исполняемые ими композиции представляют своеобразные музыкальные действа.

В-третьих. Лучшие, наиболее интересные ансамбли народных инструментов часто являются одновременно и создателями своего оригинального репертуара. Этим они выгодно отличаются от коллективов, которые можно было бы назвать «ансамблями по случаю».

Наконец, четвертое. Современное профессиональное исполнительство на русских инструментах, как мне представляется, в большинстве случаев ориентировано на самую широкую слушательскую аудиторию и тем самым выполняет архиважную задачу — помогает сохранить у этой аудитории отношение к русским народным инструментам, к народным мелодиям как к своим кровно близким.

В настоящий сборник включены пьесы, обработки, фантазии и вариации на темы русских народных песен из репертуара популярных инструментальных ансамблей — «Орловский сувенир» (г. Орел), «Парафраз» (г. Рязань), «Калинка» (г. Ростов-на-Дону). В будущем мы планируем знакомить с обработками русских народных мелодий из репертуара других известных ансамблей народных инструментов. Мы будем признательны за отзывы на наш сборник и конкретные предложения по формированию следующих выпусков этой серии.
В.К. Петров

  • ИЗ РЕПЕРТУАРА АНСАМБЛЯ «ОРЛОВСКИЙ СУВЕНИР»
    • Приокские наигрыши. Обработка Е.Дербенко
    • Семёновна. Русская народная песня. Обработка Е. Дербенко
    • Е. Дербенко. Задорная матаня
    • Полянка. Русская народная песня. Обработка Е. Дербенко
  • ИЗ РЕПЕРТУАРА АНСАМБЛЯ «ПАРАФРАЗ»
    • Рябина-рябинушка. Русская народная песня. Обработка А. Ермакова и В. Колупаева
    • Не по погребу бочоночек катается. Русская народная песня. Обработка А. Рождествина
    • Кольцо души-девицы. Русская народная песня. Обработка А. Рождествина
    • А. Рождествин. Импровизация на тему волжских припевок
  • ИЗ РЕПЕРТУАРА АНСАМБЛЯ «КАЛИНКА»
    • А. Мищенко, И. Перцев. Концертные вариации на тему донской казачьей песни «Уж ты, бабочка, бабёночка»
    • Г. Маслов. Донская баллада на тему казачьей песни «Отъезд Дюка Степаныча»
    • А. Мищенко, А. Гольский. Вариации на тему донской казачьей песни «Сваха ты моя».
    • А. Мищенко, И. Перцев. Фантазия на две донские казачьи песни
      • «С по-над лесом»
      • «Ой вы, морозы»

Скачать ноты

Источник

Ноты для хора — Русские народные песни Сибири — Михаил Фирсов

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Русские народные песни Сибири
в обработке Михаила Фирсова
для хора без сопровождения и в сопровождении народных инструментов
«Советский композитор», 1986г.
номер с7581к
(pdf, 2.34 Мб)

ОТ АВТОРА
Известно, что начиная с XVI века, то есть с начала освоения Сибири русскими, край этот постоянно заселялся крестьянами из центральных, южных и западных областей России, Русского Севера, а также Украины и Белоруссии. Часто крестьяне целыми семьями переселялись в Сибирь, сохраняя и оберегая в новых условиях свою песенную культуру. Стилистической особенностью сибирских песен является то, что при безусловной и естественной трансформации песни эти тем не менее сохранили черты коренного песенного стиля своей прародины. Наиболее отчетливо это проявляется в традиционном обрядовом фольклоре переселенцев. В песенном фольклоре Новосибирской области достаточно четко прослеживаются поздне-переселенческие песенные традиции западных и южных областей России: Калужской, Брянской, Смоленской, Тамбовской, Воронежской, Курской, а также казачья песенная традиция.
В сборнике можно выделить три раздела. В первом представлены обработки песен различных жанров: лирические протяжные, игровые, хороводные. Во втором— «Свадебный веночек» — песни, относящиеся к разным моментам свадебного обряда. В третьем—песни более позднего пласта, а также солдатские.
Настоящий сборник состоит из обработок песен, записанных автором в основном в Новосибирской области,. Создавая обработки песен для концертной практики, автор ставил своей целью сохранить характерные черты, присущие той или иной песенной традиции.
М. Фирсов

  • ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР!
  • ОЙ, ДА ТЫ ВЗОЙДИ-КА, ВЗОЙДИ
  • НЕ БУДИТЕ МЕНЯ МОЛОДУЮ
  • ЧЕГО. СОЛОВЕЙКО, СМУТЕН?
  • Я МЛАДЁШЕНЬКА ПО БЕРЕЖКУ ХОЖУ
  • ОЙ, ДА УЖ ТЫ. СОКОЛ
  • И НЕ КУКУЙ, КУКУШЕЧКА
  • ПО ДВОРУ, ДВОРУ
  • ОЙ, КУДРЯШ, МОЙ КУДРЯШ
  • ОЙ, ЗАРЯ ТЫ, ЗОРЮШКА
  • КУКОВАЛА КУКУШЕЧКА ЗА СЕЛОМ
  • «СВАДЕБНЫЙ ВЕНОЧЕК»
    • 1. Ой, свет моя красная ягода
    • 2. Не трубила трубонька
    • 3. Не было ветру
    • 4. Маменька родна
    • 5. Отгостилась наша Марьюшка
    • 6. Вьется, стелется
    • 7. Посадите -ка свашеньку повыше
    • 8. Как по погребу бочоночек катается
  • СИБИРСКИЕ СТРАДАНИЯ
  • ОКРАСИЛСЯ МЕСЯЦ БАГРЯНЦЕМ
  • НЕВОЛЬНО ПОМНЯТСЯ ПОХОДЫ
  • ОЙ, ДА РАЗРОДИМАЯ ТЫ, СТОРОНУШКА
  • ЧЕРНЫЙ ВОРОН
  • ПОЛНО ВАМ, СНЕЖОЧКИ

Скачать ноты для хора


Из коллекции фольклориста
В.Щуров
Песни Нижней Тунгуски
«Советский композитор», 1977г.

Уж ты, матушка Угрюм-река,
Государыня, мать свирепая.
Из народной песни.
Эпиграф к роману В. Шишкова «Угрюм-река»

Песни этого сборника записаны летом 1962 года фольклорной экспедицией Московской консерватории в старожильческих селах Нижней Тунгуски. В 1911 году здесь собирал народную поэзию Вячеслав Шишков, обнародовавший свою нижнетунгусскую песенную коллекцию в 1914 году.
Собранные Шишковым песенные тексты отличаются высокими художественными качествами. Многие из протяжных («проголосных») песен его собрания принадлежат, бесспорно, к классическим образцам русского фольклора.

1. Ты взойди-ка, взойди, да солнце красное.
2 Эй, уж ты матушка Угрюм-река.
3. Ночи вы, ночи тёмные.
За. Эх, уж вы да ночи, темные.
4. А-ой, да ли на горе.
5. Ай, как у душечки только было у красной девицы
6. Ванюша, Ванюша.
7. Сине море всколыбалося
8. Снежки белы, белы лопушисты.
9. Досада моя.
10. Не любитель дорогой.
11. Разгоню я грусть-тоску.
12. Ой, по улице мостовой.
13. Баю баю баю бай.
14. Колыбельная без слов.
15. Свят вечер.
16. Быть бычку да на веревочке.
17. Из-за лесу, да лесу темного.
18. Уж вы, винны ягодки.
19. Ужилася да дочь, унежилася.
19а. Ужилася да дочь, унежилася.
20. Э, наехали бояра.
21. Я кака была малёшенька.
22. А на море утка купалася.
23. Вы метитеся, улочки
Примечания

Скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!


Хороводные и игровые песни Сибири
составители Ф.Ф.Болонев, М.Н.Мельников
ответственный редактор д-р филол. наук А.И.Федоров
«Наука», 1985г.

В сборнике публикуются хороводные и игровые песни, многие из которых представляют собой лучшие образцы русской песенной классики. Тексты собраны в разных областях Сибири, а также в архивах Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ и других городов. Некоторые, наиболее архаичные по содержанию и ценные для науки тексты извлечены из старых книг, ставших библиографической редкостью. Большая часть текстов песен публикуется впервые. Издание сопровождается вступительной статьей, научно-справочным аппаратом и нотным приложением.
Книга рассчитана на фольклористов, этнографов, музыковедов и широкий круг читателей.

  • ЛИРОДРАМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ СИБИРСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА
  • ИГРОВЫЕ ПЕСНИ
  • ХОРОВОДНО-ИГРОВЫЕ ПЕСНИ
  • ПРОХОДОЧНЫЕ ПЕСНИ
  • ХОРОВОДНЫЕ
  • Приложения
    • Опыт исследования ледообразования вечерочных песен Западной Сибири (В.Л.Ламина)
    • Нотные записи
    • Примечания
    • Список сокращений
    • Словарь диалектных и малоупотребительных слов
    • Топографический указатель
    • Список исполнителей
    • Список собирателей
    • Алфавитный указатель

Скачать сборник

Спасибо Ирине за сборник!


Сибирские народные песни
песенник
составители В.Левашов и А.Новиков
«Советский композитор», 1963г.

Песенное наследие русского народа отличается разнообразием тем, а также характерными областными музыкальными особенностями.
Так» северные песни имеют свое отличие от песен Воронежской области, как и воронежские песни от песен Урала и Сибири. Часто бывает, что одна и та же песня в каждой местности звучит по-своему.
Но если русское музыкальное народное творчество центральных областей России было предметом исследования и изучения ряда крупнейших музыкантов и этнографов, то песни Сибири в этом отношении были почти белым пятном.
Скудные записи и сведения о сибирской народной песне, сохранившиеся до нашего времени, относятся больше к политическим песням каторги и ссылки. И это не случайно. Для редких исследователей того времени Сибирь представлялась именно краем каторги и ссылки. Из сферы их внимания выпало песенное творчество жителей отдаленных поселений, сильных, смелых и волевых людей с их своеобразной и интересной музыкальной культурой.

Позже, когда интерес к песням каторги и ссылки прошел, оказалось, что народное творчество сибиряков почти совершенно не зафиксировано, не собрано и не изучено.
Целью фольклорных экспедиций, организованных Союзом Советских композиторов СССР в период с 1950 по 1956 годы, и являлась запись п ознакомление с русским народным музыкальным творчеством ряда областей центральной Сибири.
В настоящем сборнике помещено семьдесят старинных и современных народных песен, записанных композиторами В. Левашовым и Анд.Новиковым в различных районах Алтайского края, Новосибирской, Омской и Томской областей.
В сборнике два основных раздела: первый посвящен старинным сибирским, народным песням, второй — современному музыкальному творчеству.

Песни размещены в сборнике по тематическому и жанровому признакам. К каждой нотной расшифровке приложен полный текст песни. В конце сборника помещена подробная паспортизация (место, дата записи, от кого записана песня).
Расшифровка производилась с записей на магнитную пленку. Некоторые литературные тексты приводятся в обработанном виде. Ряд песен, опубликованных в этом сборнике, обработаны В. Левашовым и Анд. Новиковым.
Некоторые из публикуемых песен являются интересными вариантами общеизвестных русских народных песен.
Многие из вошедших в настоящий сборник песен в той или иной форме использованы советскими композиторами в различных произведениях вплоть до симфонических. Значительная часть песен обработана и вошла в репертуар профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов страны.
Опубликованные в настоящем сборнике песни далеко не исчерпывают всего музыкального творчества сибиряков и являются одним из первых скромных опытов но записи и публикации народного музыкального творчества Сибири.

Скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!


Сибирские народные песни
записаны композиторами Андреем Новиковым и Валентином Левашовым
Новосибирск, 1957г. 150dpi

ВВЕДЕНИЕ
«Русская песня — русская история. » — говорил А. М. Горький. К этому можно добавить, что русская народная песня — зеркало души русского человека.
В песнях, создаваемых народом, всегда отражалось то или иное событие. Отсюда громадное разнообразие тем и настроений. Одни песни навевают грусть, другие полны бодрости и веселья. Русский народ никогда не падал духом, он боролся за лучшую долю. Отсюда в лучших его песнях отчетливо проявляются жизнеутверждение, оптимизм, мужество, как наиболее типичные черты характера русского человека.
Творческое наследие русского народа отличается не только разнообразием тем, но и характерными музыкальными областными особенностями.
Так, северные песни совершенно не походят ко своим мелодиям, ритму и гармонии на песни Воронежской области. Воронежские песни отличаются от музыкального творчества населения Урала и Сибири. Даже одна и та же тема в каждой местности решается по-своему.
Но если русское музыкальное народное творчество центральных областей России было предметом многих исследований и изучения крупнейших русских музыкантов и этнографов, то сибирские песни были, как принято говорить, белым пятном.
Весьма скудные записи и сведения о сибирской народной песне, сохранившиеся до нашего времени, относятся больше к творчеству прошлого. И это не случайно. Для редких исследователей того времени Сибирь представлялась краем каторги и ссылки, и из их внимания выпали жители отдельных поселений, сильные, смелые и честные люди со своеобразной и интересной музыкальной культурой.

Позже, когда интерес к песням такого рода (песням каторги и ссылки) прошел, оказалось, что народное творчество сибиряков совершенно не зафиксировано, не собрано и не изучено.
Целью фольклорных экспедиций, организованных Союзом Советских композиторов СССР в период с 1950 года, и являлась запись и ознакомление с народным музыкальным творчеством сибиряков, как старинным, так и, главным образом, современным. За годы Советской власти Сибирь стала краем мощной промышленности, краем хорошо развитого сельского хозяйства. Это, естественно, отразилось на народном творчестве.
В настоящем сборнике помещены сибирские старинные и современные народные песни, записанные в различных районах Алтайского края, Новосибирской, Омской и Томской областей <композиторами Валентином Левашовым и Андреем Новиковым).
В сборнике два раздела: первый посвящен старинным сибирским народным песням, второй—современному музыкальному творчеству сибиряков. Песни размещены в сборнике в алфавитном порядке. К каждой нотной расшифровке приложен полный текст песни. В конце сборника подробно указано — место записи, и от кого записана песня.
Нотные изложения являются расшифровкой записей на магнитной пленке. Некоторые литературные тексты песен приводятся в обработанном варианте («От колхоза отпуск я взяла» —лит. обработка В. Пухначева, «Все поля да и долины»—лит. обработка А. Смердова и т. д.).

В заключение хочется сказать, что опубликованные в настоящем сборнике песни далеко не исчерпывают музыкального творчества сибиряков и являются первым, скромным вкладом в дело изучения народного музыкального творчества Сибири

Старинные сибирские народные песни
Вдоль по улице
Во горюшке я зародилась
Воробей — птица серенькая
Горит, горит лампадочка
Гуляла я в садочке
Девичьи напевы
Дороженька степная
Дрёма
Дружеяька
Дуньша
Ехали казаки
Зв рекой, за горой
Из-за горы ветер веет
Как во поле, во широком раздолье
Как Ива на-то хозяйка собирала
Как на сёдняшний денёк
Как по морю, морю синему.
Как подул ветер, подул злой
Как по речке, да быстрой селезень плыл
Калустку садила, капустку рубила
Как у голубя
Любушка
Махонька
Молодка, молодка.
На островах охотник
Не велел мил

Ой вы, горушки-горы
Ой вы, ветры-ветерочкн
Ояк пал на реченьку сырой туманчик
Ой ты, тёмная ночь
Пахал Ваньша огород.
По бугру, по берегу
Рыбка окунёчек
Сады, мои сады
Свашеньха
Сронила колечко.
Стоит рюмка на столе
Травка ли, муравкв
Ты, берёза моя.
Ты ной сад
Ты не вейся, чёрный ворон
Ты орёл мой сизокрылый
Что горит, горит
Я досажу черёмушку
Я вечор а лужках гуляла
Я вечор была на той стороне
Я сегодня ли одна
Ясиенький соколик
Современные сибирские народные песни

Варежки
В зеленом саду
В нашем колхозе
В огороде возле брода
Во долине-луговине
Возле речки
Вот кто-то с горочки спустился.
Все паля, да и долины
Девичьи припевки
Ельинчек-березничек
Звёздочка
Звёздочка моя ночная
Звёздочка моя ночная (второй вариант)
Как березонька росла
Лирические частушки
Любезные подруги
Не летай, соловей
Не сама машина ходит
От колхоза отпуск я взяла
Отслужил солдат три года
Ой вы, ветры,
По Барабинским степям
Подгорная
Под окошечком сидела
Познакомилась я с милым
Сибирская партизанская
Посылка
Пройди, зимушка зима
Свежий ветер подул
Свой наказ тебе даю
Скажи, подруга
Скворцы прилетели
Соберемтесь, девушки
Солнце из-за горы вышло
Уж ты, поле.
У колодца
Эж, поля, да вы поля
Я частушки вам спою

Скачать ноты

Источник

Оцените статью