- Топ 10 ошибок при записи гитары
- Как записать гитару. Запись акустической, электро и бас-гитары в домашних условиях
- Как записать гитару. Общая информация
- Специфика процесса
- Акустическая гитара
- Электрогитара
- Бас-гитара
- Настройка оборудования
- Как записать гитару на компьютер. Бюджетные способы
- Недорогой микрофон
- Смартфон
- Звуковая карта
- Эмуляция сигнала
- Полноценная запись акустической гитары
- Сколько микрофонов нужно
- Медиатор или пальцы?
- Расположение микрофонов
- Запись электрогитары
- Сколько микрофонов нужно
- Расположение микрофонов
- Громкость звука
- DI-сигнал
- Запись бас-гитары
- Сколько микрофонов нужно
- Расположение микрофонов
- DI-сигнал
- Когда ставить эффекты?
Топ 10 ошибок при записи гитары
Ну вот! Не очень радостные новости, как всегда. Вы записали гитарную партию поверх уже имеющейся. Обычное дело.
Однако существуют другие ошибки, которые представляют собой просто часть процесса звукозаписи. К примеру, ошибки такого рода могут стать причиной разделения звучания вашей гитары надвое, поэтому не спешите переходить на ваш любимый порносайт, лучше прочтите информацию, изложенную ниже.
1. Сведение прямого и микрофонного сигналов без компенсации задержки. Ситуация такая. Скорость распространения звука = 300 м/сек., электроны же движутся намного быстрее. Так что микрофонный сигнал достигает микшерного пульта со скоростью звука, тогда как скорость прямого сигнала почти равна скорости света.
Эта задержка увеличивается при отдалении микрофона от динамика. Компенсировать ее можно посредством увеличения изображения дорожки на компьютере и сдвига микрофонного сигнала до его полного совпадения с прямым вручную. Получится более глубокий и плотный звук без фазовых искажений. Актуально это и при записи бас-гитары.
2. Проверка на моно-совместимость. Вы в восторге от своего любимого винтажного флэнжера AxeBlaster с его суперширокой стереопанорамой. Единственной проблемой является то, что стереосигнал в нём получается вследствие переворачивания фазы сигнала на 180 градусов в одном из каналов.
Вживую это звучит классно, но при переводе сигнала в моно его части, а, бывает, и он сам могут потеряться. То же самое может случиться и со стереомикрофонами в случае записи звука одного источника сигнала, поэтому стоит всегда проверять звучание в режиме моно.
3. Струны. Да, струны следует менять перед важными записями. И увеличение компрессии для лучшего сустейна тут не поможет. Новые струны дадут гораздо более яркий звук, сустейн будет большим, и строй гитара будет держать лучше. Только не нужно экономить и варить струны — просто сходите в магазин и приобретите новый комплект.
4. Искусственный дабл-трек вместо записи двух партий. Дублирование дорожки является весьма популярным пресетом в большинстве гитарных процессоров. Процессор делает копию прямого сигнала, немного задерживает его, вносит легкие изменения в высоту звучания копии относительно оригинала для его «очеловечивания» и смешивает с прямым сигналом.
Данный эффект пользуется большой популярностью и довольно прост, но если вы хотите получить более реалистичный дабл-трек, то целесообразней все-таки просто сыграть партию два раза. К тому же, при записи каждой партии на отдельный канал вы можете сделать ее звучание более объёмным.
5. Микрофоны. Вы подобрали конденсаторный микрофон, который выдаёт прекрасный звук во время записи акустической гитары, и у вас в наличии есть любимый динамический микрофон для усилителей. И вы во всех случаях используете только их. Однако нет предела совершенству, поэтому пробуйте экспериментировать с микрофонами.
К примеру, я однажды обнаружил, что конденсаторный микрофон Royer очень хорошо снимает звук с динамиков. В другой раз я получил классный «жирный» звук акустической гитары, используя динамический микрофон. Что мешает нам экспериментировать?
Только не делайте никогда всяких глупостей типа применения суперчувствительного конденсаторного микрофона для снятия сигнала с усилителя, перегруженного до предела и издающего звук, подобный стартующему Шаттлу.
6. Положение гитары во время записи. Название «з вукосниматели» очень точное, так как они выдают не только звук от струн, но и дополнительный гул, шум, наводки от электросети и пр.
Хорошей новостью для гитаристов и звукорежиссеров является то, что звукосниматели представляют собой устройства направленного действия, поэтому, изменив положение гитары во время записи, можно снизить уровень шумов. Только не стоит определять все это на слух, целесообразней руководствоваться показаниями приборов.
Уровень шума -45 дБ не будет высоким, но он усилится при использовании компрессии. Попробуйте поэкспериментировать с положением гитары при записи, и, может быть, у вас получится добиться уровня шума -55 и даже -60 дБ.
7. Чрезмерная перегрузка вашего усилителя. Чтобы получить хороший звук, усилитель следует вывести на определённый уровень. Это знают все. Однако не стоит слишком усердствовать с перегрузкой. Почему? Потому что вне зависимости от того, какой микрофон вы используете, может начаться вибрация предметов в помещении, а недостаточно качественная акустика комнаты может быть ещё более заметна на записи.
8. Запасной набор ламп. Лампы могут ломаться, выходить из строя, причём, как правило, в самый неподходящий для этого момент. Не забывайте, что если одна лампа прибора вышла из строя, то заменить нужно все.
Я советую, покупая лампы, не верить на слово, а проверять их на деле, иными словами, непосредственно после приобретения вставлять в усилитель, чтобы убедиться в их работоспособности. Если вас все устраивает, извлеките их из усилителя и храните, пока они вам не потребуются.
9. Настройка гитары. Речь идет не только о простой настройке гитары перед началом записи, мы и так знаем, что это нужно делать. Однако не лишним будет также проверить после этого мензуру. Вы можете не заметить наличия каких-либо проблем до тех пор, пока не начнется запись, и все не начнут вслушиваться в звучание вашей гитары, вооружившись звуковым эквивалентом микроскопа.
По своему опыту могу судить, что существует всего несколько вещей, которые настолько же негативно влияют на атмосферу и настроение во время записи, как неотстроенная и ненастроенная гитара. Поэтому целесообразней пару минут посвятить проверке настройки гитары перед записью, чем перезаписывать в дальнейшем всю партию из-за ненадлежащей настройки инструмента.
10. Использование батареек или блока питания. Если во время записи вы применяете гитарный процессор или педали эффектов, питание которых может осуществляться и от батареек, и от блока питания, то испробуйте оба варианта питания, чтобы выбрать тот из них, при котором получается лучшее звучание. Иногда блоки питания добавляют в звучание дополнительные шумы или гудение, а вот батарейкам это не свойственно.
Однако если батарейки вставлены не только что, то пониженное напряжение может стать причиной ухудшения качества звучания. Делаем вывод: всегда берите с собой в студию для записи и источник питания, и набор новых батареек.
Кроме того, следует учитывать тот факт, что перезаряжаемые батарейки могут давать меньшее напряжение. Зачастую это не вызывает ощутимых различий в звучании, но при использовании перезаряжаемых батареек (а это довольно хорошая идея) все-таки следует еще до начала записи убедиться в том, что вы будете иметь звук, эквивалентный тому, который получается при применении набора стандартных алкалайновых батареек.
___________________________________________
Источник
Как записать гитару. Запись акустической, электро и бас-гитары в домашних условиях
Как записать гитару. Общая информация
Рано или поздно каждый гитарист загорается желанием записать свою музыку. Кто-то делает это для себя, кто-то – для того, чтобы выложить в интернет. Кроме того, запись своей игры – очень хороший способ понять свои ошибки и услышать себя со стороны. В данной статье мы подробно расскажем, как записать гитару и полностью опишем особенности, связанные с этой деятельностью.
Специфика процесса
Акустическая гитара
Главная проблема, с которой сталкиваются практически все гитаристы, пытающиеся записать акустическую гитару – это невозможность сделать это в линию. Для записи звука нужен хоть какой-то микрофон или рекордер. Кроме этого, их нужно правильно расположить относительно гитары, а еще лучше – снимать сигнал несколькими микрофонами, расположенными по-особому.
Владельцам электроакустических гитар проще, потому что у них есть вход для шнура, который можно вставить в звуковую карту. Однако таким образом звучание гитары получается плоским и совсем не таким, каким слышит гитарист.
Главное, что здесь нужно – это приобрести хоть какой-то внешний микрофон или рекордер Zoom или любой другой фирмы. Это – минимальный набор, с которым вы сможете записать любой акустический инструмент.
Кроме того, при записи акустической гитары рекомендуется делать несколько даблтреков – когда вы записываете одну и ту же партию несколько раз. Записывать их надо до момента, пока не услышите естественный хорус. Тогда звучание будет наиболее плотным и наполненным гармониками.
Электрогитара
Записать электрогитару на компьютер намного проще, чем акустику. Для этого вам потребуется только звуковая карта – не нужны даже примочки, потому что их вы можете с эмулировать посредством специальных плагинов. Если вы начинающий гитарист – то можете приобрести простенькую звуковую карту с одним-двумя каналами.
Еще один вариант – гитарные процессоры, которые обладают функцией звуковой карты – например, фирмы Line. Как правило, к ним в комплекте идет диск с драйверами, либо их можно скачать с официального сайта. Это решение будет чуть дороже, однако многие цифровые эффекты будут звучать лучше своих аналогов – особенно когда речь идет о дисторшне или овердрайве.
Бас-гитара
Электро бас-гитары записываются точно так же, как и обычные не акустические инструменты – через звуковую карту. Отличие заключается в том что, как правило, вам даже не потребуются специальные драйвера или цифровые примочки – звук баса можно сформировать при помощи плагинов: компрессоров и сатураторов.
Настройка оборудования
При записи любого инструмента следует придерживаться ряда простых правил. Убедитесь, что все дорожки записывают звук, и что в нем нет никаких артефактов – хрипа или посторонних шорохов. Обратите особое внимание на силу сигнала – она не должна пробивать отметку в +0.0 Дб, в идеале настройте с запасом на -10 или -7 Дб. Так вы не столкнетесь с проблемой клипинга.
Как записать гитару на компьютер. Бюджетные способы
В данном разделе мы разбили руководства по тому, как записать гитару, на два руководства – для тех, кто хочет сделать это максимально бюджетно, и для тех, кто хочет полноценно записывать звук прямо у себя дома.
Недорогой микрофон
Для домашней записи подойдет любой отдельный разговорный микрофон. Еще лучше – рекордер фирмы Zoom – на рынке представлено много моделей, и среди них есть хорошие бюджетные варианты. Дополнительно вам не нужно покупать никаких стоек – просто поставьте микрофон или диктофон на стол и начните играть.
При работе через микрофон запись можно проводить через простую программу Audicity. Учтите, что в ней вы не найдете каких-либо способов кардинально поменять звук дорожки, да и с плохой аппаратурой на это придется потратить огромное количество времени. В рекордерах же потребуется докупить карту памяти и потом переносить записи с нее на компьютер. Данный метод подходит для записи самого себя и дальнейшего прослушивания своей музыки на предмет ошибок и самопроверки.
Стоит сказать, что некоторые встроенные в ноутбук микрофоны могут нормально записывать гитару – проверьте свой, используя ту же Audacity. Если же вы слышите явные артефакты – то приобретите себе что-то получше.
Смартфон
Также не стоит забывать, что все современные смартфоны имеют стандартный диктофон, который очень качественно снимает звук. Таким способом можно сделать демо вполне хорошего качества. Диктофоном можно воспользоваться, как для записи отдельных дорожек для дальнейшего их сведения, так и для контрольной оценки своего творчества. К примеру, когда вам нужно сделать демку гитары и вокала.
Какое-то отдельное ПО и девайсы для этих целей не нужны. Можно работать со стандартным приложением. Все что нужно для работы в нем уже есть. Большой плюс этого метода, это доступность и простота. Смартфон всегда есть под рукой и запись можно организовать очень оперативно.
Звуковая карта
Для записи электро или бас-гитары вам в любом случае понадобится купить внешнюю звуковую карту. Их ценник сильно разнится – в зависимости от качества продукта и его свойств. Самые дешевые начинаются в районе 500 рублей – это устройства с USB-выходом, которое вставляется компьютер, и в которое при помощи переходника «джек – миниджек» подключается ваш инструмент. Многого от таких продуктов ждать не стоит, и лучше обратить внимание на более дорогие модели. Например, новичку вполне может подойти Behringer U-Phoria UM2 с двумя каналами. Если говорить о более серьезных вариантах – то рассмотрите покупку моделей фирмы Focusrite или Steinberg. В интернете вы сможете найти обзоры и более подробные рекомендации для данных продуктов. Данный способ называется записью в линию.
Эмуляция сигнала
Если вы начинающий гитарист – то, скорее всего у вас есть только простенькая гитара и комбик с несколькими эффектами. Однако как при записи гитары перенести не только чистый сигнал, но и эффекты? В этом вам поможет цифровая эмуляция.
Сейчас на рынке существуют две самые популярные программы – это Guitar Rig от Native Instruments и Bias FX2 от Positive Grid. Сам автор статьи рекомендует второй вариант из-за более дружелюбного и понятного интерфейса, а также более наглядного отображения цепочек эффектов.
Для взаимодействия с ними вам понадобится DAW – специальная программа для записи и обработки музыки и звуков. Сейчас наиболее популярной и доступной является Reaper – она бесплатна и регулярно обновляется. Помимо этого, есть Samplitude или Adobe Audition – чуть менее удобные, но ничуть не уступающие первой программе.
После записи сигнала откройте Bias FX2 или Guitar Rig на той дорожке, на которой находится ваша запись. Интерфейс представит вам множество кабинетов и гитарных голов, а также цепи эффектов на любой вкус. Кроме этого, таким же способом вы можете настроить нужный вам звук до записи гитары.
Полноценная запись акустической гитары
В этом разделе мы подходим к записи гитары более серьезно. Если раньше мы говорили о максимально бюджетных вариантах, стоимость которых вряд ли выйдет за границу 10 тысяч рублей, то здесь вам придется хорошо потратиться на нормальную аппаратуру.
Сколько микрофонов нужно
Как минимум один, а еще лучше – два. Еще лучше, если вы будете иметь электроакустическую гитару и звуковую карту с двумя или тремя выходами, куда можно подключить микрофон и линию.
Все упирается в то, что акустическая гитара – очень богатый тембрами и частотами инструмент. Кроме того, имея в своем распоряжении несколько микрофонов, вы сможете снять вашу игру с нескольких разных точек и, меняя баланс громкостей, формировать нужный вам звук.
Для записи подобных инструментов лучше всего подходят конденсаторные микрофоны. Вот несколько моделей:
- MK-220
- Audio-Technica AT2020
- Rode K-2
- AKG C451-B
В интернете вы сможете найти еще больше информации по оборудованию.
Медиатор или пальцы?
Ответ на этот вопрос целиком зависит от того, какого звука вы хотите добиться. Игра пальцами дает менее звонкий, глухой, низастый звук, который очень тяжело сделать острым. Медиатор же обеспечивает атаку и острый, звенящий звук. В любом случае от того, играете ли вы пальцами или медиатором, никак не зависит выбор микрофонов и их расположение. Играйте так, как вам удобно.
Расположение микрофонов
Думая о том, как расположить микрофоны, нужно понимать, какая из областей гитары какой звук дает. Самая распространенная ошибка новичков тут заключается в том, что они располагают микрофон к розетке деки, потому что звук исходит из нее. Это неправильно.
Если расположить микрофон напротив розетки – звук будет наполнен низом и резонансами.
Звук, снимаемый с задней стороны деки богат низкими частотами.
Снимая деку спереди сбоку, вы получите звук, наполненный отзвуками струн.
Можно также снимать звук с головы гитары – тогда вы запишите гармоники и звон струн.
При записи одним микрофоном самое оптимальное положение – напротив 12-го лада. Тогда вы снимите звук струн и общее тело гитары. Однако обратите внимание на то, что тогда в миксе появится много щелчка по струнам от медиатора.
Если подходить к записи акустической гитары более основательно, то стоит использовать два микрофона – один расположить в районе 12го лада, так, чтобы держать гитару было удобно, а вторым снимать звук самой деки. Третьей дорожкой можно снять звук пьезоснимателя, если у вас электроакустика. Тогда вы получите три дорожки, из которых по факту сможете нарулить любой интересующий вас звук. Располагать два микрофона лучше всего под углом в 90 градусов относительно друг друга – чтобы избежать проблем с фазой, на расстоянии примерно 10- 15 сантиметров от инструмента.
Конденсаторный с маленькой диафрагмой
Стереопара из 2 конденсаторных микрофонов
Запись электрогитары
Сколько микрофонов нужно
В целом, в отличие от акустической гитары, вы можете обойтись одним микрофоном. Однако имейте в виду, что за счет различий два разных аппарата будут давать разный звук. Из него вы потом и сможете формировать нужную вам гитарную текстуру.
Избранный фаворит многих профессионалов в плане записи гитар – это Shure SM57, практически универсальный микрофон, подходящий для записи почти любого инструмента. Альтернатива – Sennheiser MD421. Еще несколько хороших вариантов: AKG C414, Sennheiser e609.
Расположение микрофонов
Расположение микрофонов в записи электрогитары точно так же зависит от того, какой звук вы хотите получить на выходе. Чем ближе он будет расположен к динамику, тем более прямым и естественным будет звук. Отдаляя микрофон, вы увеличиваете количество «комнаты» в сигнале, что дает пространства и естественный реверб. Вы можете попробовать использовать один микрофон возле динамика, а вторым записывать сигнал комнаты – это тоже может дать интересный результат. Помните про фазу – если вы снимаете один и тот же сигнал с разных микрофонов, располагайте их на одном расстоянии от динамика. Это не относится к звуку комнаты.
Чем ближе к центру динамика находятся микрофоны, тем более собранным будет звук. Экспериментируйте с расположением, чтобы добиться интересных результатов.
Громкость звука
Электрогитару надо писать громко, независимо от того, какая партия записывается – чистая или с перегрузом. В зависимости от ситуации положение ручки громкости лучше держать хотя бы на двенадцати часах – именно так вы сможете полностью раскрыть звук, как усилителя, так и вашего инструмента.
Настраивать звук тоже лучше непосредственно на самом аппарате. Конечно, это можно сделать позже – уже на этапе сведения, но тогда результат получится заметно хуже, а его достижение будет ощутимо сложнее и затратнее по времени.
DI-сигнал
DI-сигнал – это чистый звук самой гитары без посторонних примесей. Чтобы записать его, вам потребуется специальный прибор, который называется DI-бокс. Как правило, он имеет в себе несколько входов и выходов. DI-сигнал используется для того, чтобы ориентироваться на пики волны при выравнивании партий, например, не очень ровного соло на гитаре. Кроме этого, он полезен, если в записи что-то пойдет не так, и потребуется сформировать звук цифровыми примочками. Подмешивание этого сигнала в микс поможет повысить его читаемость.
Чтобы записать этот сигнал, возьмите DI-бокс и создайте следующую цепь:
- Ставьте джек из гитары во вход DI-бокса.
- Одним шнуром подключите DI-бокс напрямую в звуковую карту.
- Другой шнур из DI-бокса подключите к гитарной голове или комбо-усилителю.
- Подключите все микрофоны и настройте входы в DAW.
Если все сделано правильно, то на выходе одна из ваших дорожек будет звучать как чистая сухая гитара, без эффектов и усиления. Это и есть нужный вам сигнал.
Если вы используете педалборд, то подключать его нужно между DI-боксом и гитарной головой.
Запись бас-гитары
Сколько микрофонов нужно
В плане записи, бас-гитара наименее прихотливый инструмент в плане аппарата, но очень требовательный к исполнителю. Для записи баса вам точно так же понадобится один или несколько микрофонов, все это очень схоже с записью гитары. Единственная разница в микрофонах.
Иногда вместо каких-то уникальных моделей используются решения для записи бас-бочки, поскольку диапазон у этих двух инструментов очень схож. В качестве примеров можно привести:
- Audio-Technica AE 2500. Один из лучших вариантов, но стоит очень дорого.
- Shure Beta 52
- AKG D112
Однако в целом в данном случае вы можете обойтись одним только DI-боксом или звуковой картой со встроенным DI-входом. В этом плане бас довольно гибок, и вы можете получить любой звук при помощи плагинов, обойдясь без кабинетов и комбо-усилителей.
Расположение микрофонов
В целом, здесь все то же самое – чем дальше микрофон, тем больше воздуха будет в звуке, чем ближе к центру – тем более собранным будет звук. Поймите, что именно вам требуется от баса, и расположите микрофоны в зависимости от задачи. Снятие звука комнаты тоже практикуется, пусть и чуть реже, чем при записи гитар.
DI-сигнал
Как и в случае с гитарой, вам стоит писать и DI-сигнал, однако он нужен не только для выравнивания баса, но и в целом для обработки. С помощью голого сигнала вы сможете сформировать басу любой звук – нужно только воспользоваться плагинами, вроде компрессора и эквалайзера. Кроме того, подмешивание DI-сигнала в микс может дать дополнительное «тело» инструмента и дополнительные низкие частоты. Не пренебрегайте этим.
Когда ставить эффекты?
В целом, если вы хотите играть на басу через педали, то, как и с гитарами, ставить педалборд нужно между DI-боксом и усилителем. Однако, как уже было сказано выше, бас – очень дружелюбный к обработке инструмент. Вы можете записать чистый звук и модифицировать его при помощи компрессоров и цифровых примочек. Например, при грамотной настройке сатуратора, мы можете добиться лязгающего перегруза или легкого зерна в нижних частотах, а модификация сигнала цифровыми ревербами и дилеями ничем не хуже аналоговых вариантов.
Источник