Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? Полезное для учащихся музыкальных школ и училищ
Бывает так, что недостаточная техническая подготовка не позволяет пианисту сыграть то, что ему хочется. Поэтому заниматься упражнениями на развитие техники нужно ежедневно, хотя бы по полчаса. Только тогда всё сложное разрешается и получается, и появляется техническая свобода, позволяющая забыть о трудностях и целиком отдаться воплощению музыкального образа.
В данной статье мы расскажем о нескольких эффективных методах преодоления технических сложностей. Вначале – ключевая мысль. Она такова: любое сложное состоит из чего-нибудь простого. И это не секрет! Главной чертой всех методов, которые вам будут представлены, как раз и будет работа над разложением сложных мест на простые элементы, проработка этих элементов по отдельности, а затем очередное соединение простых вещей между собой в целое. Надеюсь, не запутались!
Итак, про какие методы технической работы на фортепиано мы будем говорить? Про метод остановок, темповых метаморфоз, смену рук, про метод накопления и про игру гамм . Теперь обо всём последовательно и обстоятельно. Не будем обсуждать игру отдельными руками – здесь и так всё ясно: играть партии отдельно правой и левой руки жизненно необходимо.
Метод «остановок»
Многовариантное упражнение «остановки» заключается в том, что пассаж разделяется на несколько частей (пусть даже две). Только делить нужно не как попало, а так, чтобы каждую часть в отдельности было легко сыграть. Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию).
Заданное количество нот играется в быстром темпе, потом мы останавливаемся, чтобы проконтролировать наши движения и приготовить следующий «забег». Сама остановка максимально освобождает кисть руки и даёт время сконцентрироваться для подготовки к последующему пассажу.
Иногда остановки выбираются соответственно ритмическому рисунку музыкального произведения (например, через каждые четыре шестнадцатые). В этом случае после проработки отдельных фрагментов, их можно склеивать – то есть соединять, чтобы останавливаться в два раза реже (уже не через 4 ноты, а через 8).
Иногда остановки делаются и по другим причинам. Например, контролирующая остановка перед «проблемным» пальцем. Скажем, какой-нибудь четвёртый или второй палец нечётко играет свои ноты в пассаже, тогда мы его специально выделяем – останавливаемся перед ним и делаем его приготовление: замах, «ауфтакт», или просто репетируем (то есть повторяем) его несколько раз («играй уже, собака такой!»).
Во время занятий требуется предельная собранность – мысленно следует представлять группу (внутренне предслышать), чтобы не пропустить остановку. При этом кисть руки должна быть свободной, звукоизвлечение ровным, чётким и лёгким. Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода и виртуозность в исполнении.
Пробегая пассаж, важно не зажимать руку, не стучать и не скользить поверхностно по клавишам. Каждая остановка должна быть проработана хотя бы по 5 раз (это займёт много времени, но даст желаемый результат).
Игра гамм во всех тональностях и видах
Гаммы разучиваются попарно – минорная и мажорная параллельные и играются в любом темпе в октаву, терцию, сексту и дециму. Вместе с гаммами изучаются короткие и длинные арпеджио, двойные ноты и септаккорды с обращениями.
Скажем по секрету: гаммы для пианиста – всё! Тут вам и беглость, тут вам и сила, тут вам и выносливость, и чёткость, и ровность, и ещё множество полезных фишек. Поэтому просто полюбите работу над гаммами – она действительна приятна. Представьте, что это массаж для ваших пальчиков. А вы ведь их любите? Играйте по одной гамме во всех видах ежедневно, и всё будет здорово! Упор делают на тональности, в которых написаны произведения, присутствующие в программе на данный момент.
Руки во время исполнения гамм не должны быть зажаты (они вообще никогда не должны быть зажаты), звук крепкий (но музыкальный), синхронность идеальная. Плечи не подняты, локти не прижаты к телу (это сигналы зажатости и технических ошибок).
В игре арпеджио не следует допускать «лишних» движений корпуса. Дело в том, что этими самыми движениями корпуса подменяются истинные и необходимые движения рук. Отчего двигают корпусом? Оттого что пытаются перемещаться по клавиатуре, от малой октавы к четвёртой, с прижатыми к телу локтями. Так не годится! Двигаться должен не корпус, двигаться должны руки. Во время игры арпеджио движение вашей кисти должно напоминать движение скрипача в тот момент, когда он плавно ведёт смычок (только траектория движения руки скрипача – по диагонали, а ваша траектория будет горизонтальной, так что, наверное, лучше подсмотреть эти движения даже не у скрипачей, а у виолончелистов).
Увеличение и уменьшение темпа
Быстро умеет играть тот, кто умеет быстро думать! Это простая истина и ключ к такому умению. Если вы хотите сыграть сложное виртуозное произведение в быстром темпе без всяких «аварий», то нужно научиться играть его ещё быстрее, чем требуется, при этом должны соблюдаться фразировка, педализация, динамика и всё остальное. Главная цель применения этого метода – научиться контролировать процесс игры в быстром темпе.
Поиграть в более высоком темпе можно всё произведение, а можно проработать таким же образом только отдельные сложные пассажи. Однако, есть одно условие и правило. В «кухне» ваших занятий должны царить гармония и порядок. Недопустимо играть только быстро или только медленно. Правило такое: сколько раз сыграли произведение быстро, столько же раз проигрываем его медленно!
Про медленную игру мы все знаем, но почему то иногда ею пренебрегаем, когда нам кажется, что всё и так получается. Запомните: медленная игра – умная игра. И если вы не в состоянии проиграть выученное наизусть произведение в замедленном темпе, значит, вы его не выучили, как следует! В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроля, и слуха. Выбирайте одно какое-нибудь направление и следите за ним в «замедленной» съёмке.
Обмен между руками
Если в левой руке (например) встречается технически неудобный рисунок, целесообразно играть его на октаву выше правой, для концентрации внимания на этой фразе. Ещё один вариант заключается в полной смене рук (но он подходит не для каждого произведения). То есть партия правой руки разучивается левой и наоборот – аппликатура, конечно, меняется. Упражнение весьма трудно и требует большого терпения. В результате не только разрушаются технические «неподъёмности», но и возникает слуховая дифференциация – ухо почти автоматически отделяет мелодию от аккомпанемента, не давая им угнетать друг друга.
Метод накопления
Про метод накопления мы уже сказали пару слов, когда обсуждали игру с остановками. Он состоит в том, что пассаж проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты, затем к ним добавляются остальные по одно до тех пор, пока не сыгран весь пассаж отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго одни и те же (авторские или редакторские).
К слову, накапливать можно не только с начала пассажа, но и с его конца. Вообще, полезно учить отдельно концы пассажей. Ну а если вы проработали сложное место методом накопления слева направо и справа налево, то вы не запнётесь, даже если захотите запнуться.
Источник
Не попадаю по клавишам пианино
Темы сегодня у нас такие:
Что помогает и что мешает устойчивости пальчиков при игре на клавишах?
«И на старуху бывает проруха»:))
Основное о музыкальной грамоте и звуковых акцентах — украшаем песню.
Пианистам на заметку
Не так давно заочная ученица Марина Алабужева из Казани прислала ролик со своей игрой, чтобы я указала на ошибки. При этом Марина посетовала, что не очень довольна руками — то они играют хорошо, чистенько, а то вдруг не слушаются — как чужие. Желание играть пропадает.
Посмотрела ролик с её исполнением — выяснилось, что Марина играет то стоя, то сидя. Когда мы выяснили этот момент — проблема исчезла сама собой, и желание заниматься дальше удвоилось!
Сгиб руки в локте должен быть приближён к углу 90 градусов, менять его крайне не желательно! Посмотрите внимательно на фото, зелёным цветом я пометила верный угол, красным — не верный.
С Мариночкой я познакомлю вас в следующей раз. Вы увидите её удивительные результаты всего за три месяца! Так же мы разберём ошибки, которые она допускает — Марина не против быть таким полезным примером для однокурсников:)).
Не безызвестный вам Роман Гапий из Италии — такая же история:
Не так давно Роман прислал очередной видеоотчёт со своей игрой, и сообщение с грустным содержанием, мол, не поймёт что случилось! Вдруг руки перестали слушаться, а пальцы стали промахиваться. За семь 7-8 месяцев знакомства с клавишами такого не было ни разу.
Посмотрела ролик, ответила ему:
— Ром, а ничего, что ты 8 месяцев играл сидя?:) С нуля приучил руки именно к такому углу сгиба, и вдруг его распрямил, решил играть на вытянутых руках стоя:))).
На что он ответил , что ему даже и в голову бы не пришло, что это может влиять на качество игры.
Здрасьте, приехали! Как это так — не пришло в голову? А на уроках в курсах я для кого говорю о важности положения рук?:)))
Оказалось, что Рома купил новый инструмент и проводил эксперименты! Когда он вернул руки в прежнее положение — всё встало на свои места!
На первом фото (выше) вы можете видеть угол сгиба руки Романа (игра стоя), не позволяющий играть уверенно — пальчики обязательно будут промахиваться, тем более с непривычки. Мышечная память не любит таких экспериментов.
На втором фото всё чин по чину:)). Проблем больше нет:)).
Давайте вместе посмотрим на новые успехи Романа! Он очень любит импровизировать, применяя множество аранжировок разученных в видеокурсах. Также по предложенному в курсах способу он очень успешно сочиняет их сам!
Фрагменты импровизаций и вариаций Романа. Особенно мне понравилось, как Роман разукрасил песню «Одинокая гармонь». Ну а про его авторские вариации даже слов не нахожу, чтобы дать оценку! Это надо видеть! Обратите внимание — гармонь играется стоя, видно как пальчики промахиваются. Вариации играются сидя, ну, совсем другое дело! А как он жонглирует терциями и «опеванием» нот — глаз не оторвать! Все эти красотульки подробно разобраны в курсах.
«Одинокая гармонь» Автор текста Исаковский М. Композитор Мокроусов Б.
У-ух, Ромка — какой же ты молодчага. ))
Роман сообщил мне, что наконец-то готов начинать изучать ноты. Дескать, играть немного научился, теперь можно и с нотами познакомиться. И обещал на каникулах нырнуть с головой в 3-й видеокурс «Современная нотопись, играем всё, что нравится», в который раньше даже боялся заглядывать, а от одного слова «ноты» — терял сознание:). Боится нот, как зубного врача:)).
И на старуху бывает проруха:)))
Должна признаться, что с моими руками тоже не всё в порядке, точнее с одной — правой. Кисть левой руки, как и положено, находится в положении «купола», а вот правая, скоро 40 лет как прогибается. А всё потому, что на левой руке, как и должно быть — ногтей нет, и подушечки аккуратненько нажимают на клавиши, а на правой — если их не будет, то я не смогу играть на гитаре ярко и красиво боями и переборами, поэтому отращиваю их специально. Вот ЧЁ хошь, то и делай:)). Чтобы ногти не стучали по клавишам, а пальцы имели устойчивое положение, левая рука выбрала компромисс — прогнулась. На фото чётко видно разное положение рук при игре — и так всю жизнь.
Очень многие мои ученики занимаются как по гитарным видеокурсам, так и по пианинным, показывая прекрасные результаты. Так что, если ваша левая кисть так же как моя прогибается — это нормально. А поскольку в ритмическом аккомпанементе правил нет, а наши мышцы способны приспосабливаться — значит всё в порядке! Полная творческая свобода! Главное — чтобы песня звучала!
А чтобы она звучала красиво, мы должны ей немножечко помочь, украсить её!
Основное о музыкальной грамоте и звуковых акцентах
Что значит украшение песни?
Это значит, что играя, мы добавляем в исполнение живые эмоции и чувственность. На академическом языке это называется «применить средства выражения звука». Какие они бывают и как правильно называются, вы узнаете из ролика. Так же обратите внимание на то, как мне неудобно играть будучу в обуви на высоких каблуках. Высота стула та же, а колени стали выше. Тело горбится, играть не удобно. На момент записи ролика забыла подложить специальную подушечку. Вот видите сколько есть мелочей нарушающих комфорт музыканта.
Роль играет каждая мелочь, и посему очень хочется призвать к внимательности дорогих учеников! Занимаетесь ли вы по основной программе, или по дополнительным урокам в свободном доступе, вслушивайтесь в каждое слово! Ведь порой то, что комментирую я, важнее того, что показывают мои руки!
Не забывайте про наше с вами преимущество, у нас есть верный друг — драгоценный «Дедушка опыт»:)) Живая энциклопедия:)) . Нашему «пианинному дедусе» в 2002г. перевалило за 40, а гитарному сорок исполнится вот-вот!! Не удивительно, что ученики нашей школы так быстро обучаются и здорово играют. Моя же заслуга лишь в том, что однажды, прыщавой девчонкой я вцепилась в гитару обеими руками и крепко прижала к сердцу! А уже через год рискнула обучать игре на гитаре всех желающих разного возраста:)). И пошло поехало. Ну, и конечно в том, что не забросила пианино и не бросила музыкальную школу, а так хотелось:)).
Когда мы играем на гитаре, она слушает стук нашего сердца. Никогда не задумывались? Вот и я тоже нет. Только сейчас в голову пришло. Обалдеть. Вот это метроном так метроном:)))
Всегда хочется удивлять и поднимать настроение друзьям!
На данный момент в обработке находится множество роликов с игрой учеников как на гитаре так и на пианино. Постепенно буду делиться с вами успехами и ошибками однокурсников. Особенно радует то, что люди действительно пишут замечательные песни!
Курсы «Как писать безупречные стихи» и «Как писать музыку на стихи», пожалуй, моё самое выстраданное великое создание! Обязательно покажу эти песни и вам! Жаль только, что не все ученики разрешают обнародовать своё творчество.
На сегодня это всё, как я и обещала, обращаю ваше внимание на возможность рассмотреть каждый обучающий курс по отдельности:
https://fono-uroki.ru/videokursy/
Внимание!
В рамках социальной программы, принимая во внимание нестабильную ситуацию, творческой командой проекта принято решение предоставить гибкие условия заказа обучающих программ творческого развития:
Многодетным семьям; Учащимся; Находящимся на заслуженном отдыхе; В декрете, и пр. предоставляются скидки (либо рассрочка).
А так же мы рассматриваем индивидуальную личную ситуацию. Обращайтесь!
Пишите мне лично письмо в свободной форме: мой эл. адрес: vik_yudina@mail.ru
Вместе примем решение — с пользой для вас.
Нужен совет, консультация по выбору курса?
Также свяжитесь со мной — обязательно подскажу.
Мы ответим Вам в течении нескольких часов:
я, Виктория Юдина – автор программы,
или Илья Юдин – сын, коллега и техническая поддержка проекта.
Другие доступные контакты:
Мой скайп: victoriayudina
Мой личный мобильный телефон: +7 950 621 17 53
Узнать подробно о каждом видеокурсе можно пройдя по ссылке:
Каталог всех существующих видеокурсов на сегодняшний день.
Производство по приготовлению пищи для души работает в полную силу!
http://gitara-uroki.ru/katalog_kursov/
Желаю мира и здравия! Ваша Виктория.
Источник