Не шуми мати зеленая дубравушка ноты

Не шуми мати зеленая дубравушка ноты

НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЕНАЯ ДУБРОВУШКА

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Что заутра мне, доброму молодцу, во допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
Еще станет государь-царь меня спрашивать:
Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Еще много ли с тобой было товарищей?
Я скажу тебе, надёжа православный царь,
Всё правду скажу тебе, всю истину,
Что товарищей у меня было четверо;
Еще первый мой товарищ — темная ночь,
А второй мой товарищ — булатный нож,
А как третий-то товарищ — то мой добрый конь,
А четвертый мой товарищ — то тугой лук,
Что рассыльщики мои — то калены стрелы.
Что возговорит надёжа православный царь:
Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебя, детинушка, пожалую
Середи поля хоромами высокими,
Что двумя ли столбами с перекладиной.

У песни есть также варианты, связанные с конкретными историческими личностями — см. разинские варианты («Не шуми ты, шумка, во поле, зеленой дуброве» и др.).

НЕ ШУМИ, МАТИ, ЗЕЛЁНАЯ ДУБРОВУШКА

Не шуми, мати, зеленая дубровушка,
Не мешай ты думу думати добру молодцу:
Как заутру добру молодцу во допрос идти,
Что пред грозного судью — пред самого царя,
Уж как станет государь-царь меня спрашивать:
„Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,
Уж как, с кем ты воровал, и с кем разбой держал?
Ещё много ль у тебя было товарищей?».
„Я скажу тебе, надёжа, православный царь,
Я скажу тебе всю правду и всю истину,
Что товарищей со мной было четверо:
Уж как первый мой товарищ была тёмна ночь,
А другой мой был товарищ — то булатный нож,
Ещё третий был товарищ — то мой добрый конь,
А четвёртый мне товарищ был мой лук тугой,
А рассыльщиками были калены стрелы».
Что возговорит надёжа-православный царь:
„Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать,
Я за то тебя, детинушка, пожалую:
Середи поля хоромами высокими,
Что двумя тебя столбами с перекладиной».

Читайте также:  Белые обои черная посуда бой для гитары

Записана в первой половине XIX в. Русские народные песни, собранные и изданные для пения и фортепьяно Даниилом Кашиным. Книга I, Песни протяжные, М., 1833, стр. 7, № 2.
Метр, инструментальная группировка нот и лигатура изменены в соответствии с текстом песни.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956

НЕ ШУМИ, МАТИ, ЗЕЛЁНАЯ ДУБРАВА

Не шуми, мати, зелёная дубрава,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
Как заутра мне, добру молодцу, во допрос идти,
Перед грозного судью, самого царя;
Уж как станет меня, меня допрашивать:
„Ты скажи, скажи детинушка, крестьянский сын,
С кем ты крал-воровал, с кем разбой держал?
Еще много ли с тобой было товарищей?».
„Я скажу тебе, надежда-православный царь,
Всеё правду скажу тебе, всю истинну,
Что товарищей со мною было четверо:
Уж как первый мой товарищ была тёмная мне ночь,
Другой-то мой товарищ был булатный нож,
Уж как третий мой товарищ был добрый конь,
А четвертый мой товарищ был тугой лук,
На посылочках у молодца были калены стрелы».
Что возговорит надёжа-православный царь:
„Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебя, детинушка, пожалую
Во чистом поле хоромами высокими,
Что двумя ли столбами с перекладиною».

Записана И. А. Рупиным в начале XIX в. Народные русские песни, аранжированные для голоса и хоров с аккомпанементом фортепиано. Иван Рупини, СПб., 1830, № 17.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956

НЕ ШУМИ, МАТИ, ЗЕЛЁНАЯ ДУБРОВУШКА

Не шуми, мати, зелёная дубровушка,
Дубровушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
Думу думати.
Как на утро мне, молодчику, у допроса быть,
У допроса быть,
Перед грозныим судьёй перед самим царём,
Перед самим царём.
Вот как станет меня царь выспрашивать,
Царь выспрашивать:
„Ты скажи-ка, добрый молодец, крестьянский сын,
Ты крестьянский сын,
Уж и с кем же ты воровал, с кем разбойничал, 1
Ты разбойничал,
Да и много ли было во товарищах, 2
Во товарищах?».
„Ты, надёжа-государь, всею правду я скажу,
Всею правду я скажу.
Нас товарищей было всего четверо,
Всего четверо,
Вот как первый-то товарищ — мой булатный нож,
Мой булатный нож,
А другой товарищ был — сабля острая,
Сабля острая,
Как и третий товарищ — ночка тёмная,
Ночка тёмная,
А, четвертый был товарищ сам я молодец,
Сам я молодец. 3
Что возговорит надёжа-православный царь,
Православный царь:
„Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,
Крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать,
Умел ответ держать,
А за то тебя, детинушка, пожалую,
Пожалую,
Середи поля хоромами высокими,
Высокими,
Что двумя столбами с перекладиной!».

1 Иногда певец вместо «воровал, с кем разбойничал», пел «. ты разбой разбойничал».
2 Вариант: «вас, товарищей».
3 Вариант: «То мой добрый конь».

Записали: текст — Н. М. Лопатин, музыку — В. Н. Прокунин в 1885 г. в Москве от С. М. Колесникова („бывшего дворового человека в гор. Москве»). Сборник русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. М. Прокунина. Опыт систематического свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания, с приложением полной расстановки слов некоторых вариантов к их напеву. Части I и II. М., 1889. I, стр. 165-166, II, стр. 98-99, № 58.
Группировка в 1-м такте и лигатура в 3-м такте изменены в соответствии с текстом. Из двух вариантов подтекстовки взят второй, как наиболее традиционный по тексту.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956

СЛУЧИЛОСЯ, ДОВЕЛОСЯ ДА МНЕ РАЗУДАЛОМУ

Случилося, довелося да мне разудалому
Бежать через Крым-город,
Через Крым-город,
Случилося, довелося да мне разудалому
Взглянуть на тюремный двор,
На тюремный двор,
На тюремном-то дворочке стоит там домочек
С тремя-то окошками,
Там окошками:
Как под первым-то окошком сидит добрый молодец,
Сидит, думу думает,
Думу думает:
„Уж ты думай, гадай, моя буйная головушка,
Думай не продумайся,
Не продумайся,
Ты шуми, шуми, моя зелёная дубровушка,
Шуми не прошумливай,
Не прошумливай,
Не шуми ты, не шуми, зелёная дубровушка,
Да ты рано с вечера,
Рано с вечера,
Зашуми-ка, зашуми, зелёная дубровушка,
Да ты с полуночи,
Со полуночи.
Как со утра разудалому мне добру молодцу,
Молодцу в допрос идти,
На допрос идти,
На восходе солнца красна, да мне разудалому
Молодцу в допросе быть,
На допросе быть,
Перед судом-то мне стоять молодцу не начальницким,
Стоять перед самим царем,
Перед самим царем.
Уж как станет православный царь, да он выспрашивать,
Да он всё выпытывать,
Всё выпытывать,
Уж как станет православный царь, он всё выведывать,
Он всё выведывать,
Всё выведывать:
«Ты поведай мне всею правду, удал добрый молодец,
С кем, младец, разбой держал,
С кем разбой держал? ».
«Не один-то во разбое был я, со товарищами,
С четырьмя друзьями верными,
Друзьями верными:
Уж как первый был любимый, да товарищ близкий мой,
Была шашка острая,
Шашка острая,
А другой-то был надёжа, да товарищ близкий мой,
Был мой верный, быстрый конь,
Был мой быстрый конь,
А уж третий был родимый, да товарищ близкий мой,
Была ночка тёмная,
Ночка тёмная,
А четвертый был размилый, товарищ близкий мой,
Батюшка светёл месяц,
Был светёл месяц,
Я казнил, рубил, а он, батюшка, мне указывал,
Месяц мне указывал,
Он указывал».
Как возговорит надёжа, братцы, православный царь,
Сказал православный царь,
Православный царь:
«Исполать тебе, детинушка, тебе казачий сын,
Что умел ответ держать,
Ты ответ держать,
Подарю тебе во поле хоромы высокие,
Два столба-то с перекладиной»».

Записана А. А. Догадиным в 1902-1903 гг. от А. Д. Горшенева, П. И. Киктева и других в стан. Пичужинской, Астраханской губ. Былины и песни астраханских казаков для однородного хора, собрал и положил на ноты А. А. Догадин, под ред. Н. С. Кленовского. Вып. II, Астрахань, 1913, № 76.
Запев, в соответствии с основным направлением штилей, отнесен ко второму голосу. Два варианта второго запева, помещенного в источнике один под другим, расположены в начале и в конце повторяющейся строфы.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956

ЭХ ДА, ДОВЕЛОСЬ-ТО МНЕ, РАЗДОБРУ МОЛОДЦУ

Эх да, довелось-то мне, раздобру молодцу,
Идти через Крым-город базар;
Ещё довелось-то раздобру молодцу
Идти мимо каменной белой тюрьмы.
Как во этой во тюрёмушке
Сидел добрый молодец.
Он чесал свои чёрны кудёрушки
Своим частым, белым, рыбьим гребешком;
Он вычёсывал свои чёрны кудёрушки.
А он заговорил:
„Не шуми ты-ка мол, дубровушка,
Рощица зелёная,
Не мути ты меня
Раздобре-молодца,
С ума, с разума меня, молодца».
Ещё довелось-то мне, добру молодцу,
А мне на допросе быть
Пред таким-то мне, перед,
А мне перед грозным царём:
„Ты скажи-ка, добрый молодец,
С кем разбойничал?».
‘„Я разбойничал с двумя-то, братцы, со товарищами:
Как первый мой товарищ —
Сивый, резвый конь,
А второй-то товарищ –
Шашка вострая».

Записали А. В. и В. И. Железновы в 80-х годах XIX в. от И. Горшкова в пос. Яманском Студеновской стан., Уральского казачьего войска, Песни уральских казаков, записали Александра и Владимир Железновы, СПб., 1899, стр. 15-16. (Публикуется без изменений).

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956. Приложение № 11.

НЕ ШУМИ-КА, МАТУШКА, ЗЕЛЕНА ДУБРАВУШКА.

Не шуми-ка, матушка, зелена дубравушка,
Не греми-ко, батюшка, широко раздольице,
Не мешай-ко ты мне, добру молодцу, думу думать.
Думу думати, мысли мыслити.

И за утро меня, детинушку, на допрос ведут.
И поставили меня, детинушку, перед грозного судью.
Перед грозного судью, перед белого царя.

И стал то меня, детинушку, царь допрашивати:
«И скажи-ка, детинушка, и не тай себя.
И скажи-ко, детинушка, с кем разбой держал?»
— И первый, — говорит — у меня товарищ осення темна ночь,

А второй мой товарищ — тугой лук.
А третий мой товарищ — добрый конь,
Сылочки-посылочки — калены стрелы.
Куда стрелу пошлю, туда и полетит.

Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярск: Производственно-издательский комбинат «ОФСЕТ», 1995.

Источник

Не шуми мати зеленая дубравушка ноты

РАЗИН ЧУВСТВУЕТ НЕДОБРОЕ

«Не шуми ты, шумка, во поле, зеленой дуброве,
Не мешай же ты мне, младцу, думу думати». —
«Мне нельзя, шумке, не шумети:
Среди зеленой дубровушки армеюшка долга стояла,
Да и всю зеленую травку-муравку притоптала,
Да и все корешочки засушила».
Не алы-то цветы в поле расцветали,
Не ясен-то сокол по крутым горам летал,
То Стенька Разин по армеюшке, шельма, разъезжал,
Себе что ни лучшего казака шельму-разбойничка выбирал:
«Кто бы во синем море достал желтого песочку,
Да чисто-начисто вычистил мой вострый булатик,
Снял бы с него черную ржавчинку,
Да навострил бы его востро-навостро,
Да и вскрыл бы мою белу грудочку,
Да и посмотрел бы в мое ретиво сердце,
Отчего оно больно болит, без огня горит,
Без огня-то оно сгорело и без полымя все изотлело?
Оттого-то оно сгорело —
Мне завтра пред белым царем
Ответ надо держать:
Да и чем же ты меня, православный царь, припожалуешь?» —
«Припожалую я тебя, шельма-разбойничек,
Что ни лучшими хоромами высокими,
Что ни теми ли столбами с перекладиной».

Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986

У песни есть также варианты, с конкретной исторической личностью не связанные — см. «Не шуми, мати зеленая дубровушка».

ОЙ ДА, НЕ ШУМИ, ВОТ И, НЕ БУШУЙ

Ой да, не шуми, вот и, не бушуй,
Зелёная ты, дубро. зелёная мать ты, дубровушка,
Ой да, ну, не дай только расцвести
Лазоревому цвето. лазоревому да цветочику!
„Ой да, ну и как, ну и как же мне,
Дубровушке, не шуме. дубровушке, ой, не шуметь:
Ой да, как по мне, по дубровушке,
У города Симби. у города вот у Симбирского
Ой да, у Симбирского города,
На речушке Волге ма. на речушке Волге матушке,
Ой да, как по той по дубровушке
Большая будет него. большая будет негодушка,
Ой да, как во мне, во дубровушке,
Стоять будут всё каза. стоять будут там казачушки:
Ой да, ну, донские казачушки,
Донские от гребенски. донские, братцы, гребенские,
Ой да, гребенские казачушки,
Гребенские все яи. гребенские всё яицкие;
Ой да, как по мне ли, по дубровушке,
По мне будет кроволи. кроволития большая!».
Ой да, как по той по армеюшке
Разъезжает атама. разъезжает вот атаманушка,
Ой да, атаманушка-то был тот
Степан, братцы, Тимофе. Степанушка Тимофеевич.
Ой да, вот и ищет Степанушка,
Ищет себе добра мо. ищет, братцы, добра молодца:
„Ой да, ну и, кто-то бы, кто полез,
Кто бы полез в Волгу ма. кто бы полез в Волгу матушку, —
Ой да, ну и кто бы достал с донушка,
Достал-то бы, песку бе. достал, братцы, песку белого,
Ой да, ну и кто-то бы стёр с моей,
С моей, братцы, вострой ша. с моей, братцы, вострой шашечки,
Ой да, вот сы вострой бы шашечки
Стёр чёрную будто ржа. стёр чёрную, братцы, ржавушку,
Ой да, ну и скрыл-то бы шашечкой
Раскрыл мои груди бе. раскрыл мои груди белые,
Ой да, посмотрел-то бы молодец
Моё ретивое сердце, моё ретиво сердечушко, —
Ой да, отчего то сердечушко,
Сердечушко загора. без огня-то загоралося,
Ой да ну, без полымя вот оно,
Без полымя изотле. без полымя изотлелося,
Ой да, ну, без времячка сердечко,
Без времечка сокруши. без времечка сокрушилося!».

Записана А. М. Листопадовым в 1905 г. от О. Е. Напалкова, А. М. Коняева, Б. А. Бурняшева и других в стан. Есауловской (ныне Разинской, Сталинградской обл.). А. Листопадов, Песни донских казаков, под общей редакцией д-ра филолог. наук, проф. Г. Сердюченко, т. I, часть 2-я. Музгиз, 1949, стр. 123-125, № 107.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956

ОЙ ДА, НЕ ШУМИ ТЫ, НЕ БУШУЙ

Ой да, не шуми ты, не бушуй
Во поле, зелё. ты, зелёная,
Во поле, моя дубро. ты дуброва,
В поле вот, моя дубро. ай, ты моя дуброва,
Ой-да, не мешай ты, не мешай
Мне во поле тра. мене, травушке,
Мне, травушке, расстила. расстилаться,
Мне, травушке, расстила. ай, расстилаться,
Ой-да, не лазоревыми,
Алыми цвето. ну, цветочками,
Мне, травушке, украша. украшаться,
Мне, травушке, украша. ай, украшаться.
Ой-да, не ясмён, не ясмён сокол,
Сокол по круты. по крутым горам,
Соколик резко лета. он летает,
Соколик резко лета. ай, ну летает, —
Ой-да, не Степан, наш Степанушка,
Вот и, по Тихо. по Тихом Дону,
Ездит-то он, разъезжа. разъезжает,
Ездит-то он, разъезжа. ай, разъезжает,
Ой-да, что ни лучшего себе,
Вот и, ну това. ну, товарища,
Товарища выбора. выбирает,
Товарища выбора. ай, выбирает:
„Ой-да, кто бы, кто-то бы полез,
Полез во синё, во синё море,
Во синё море Вере. во Верейское,
Во синё море Вере. ай, во Верейское,
Ой-да, кто бы, кто-то бы достал,
Достал изо дна, изо дна моря,
Достал жёлтого песо. мне песочку,
Достал жёлтого песо. ай, мне песочку,
Ой-да, кто бы, кто-то вытер бы
Из моей бы во. вострой шашечки,
Вот чёрную эту ржа. эту ржаву,
Вот чёрную эту ржа. ай, эту ржаву,
Ой-да, кто бы, кто-то бы навёл
В моей вострой ша. вострой шашечке,
Навёл бы вострую жа. востру жалу, 1
Навёл бы вострую жа. ай, востру жалу,
Ой-да, кто бы, кто-то бы открыл
Мои молоде. молодецкие,
Вот белые мои гру. груди белые,
Вот белые мои гру. ай, груди белы, —
Ой-да, поглядел бы, посмотрел
Во моё рети. во ретивое,
В моё ретиво серде. ай, во сердечко,
В моё ретиво серде. ай, во сердечко, —
Ой-да, отчего-то отчего,
Вот моё рети. ну, ретивое
Сердечушко заболе. заболело,
Сердечушко заболе. ай, заболело,
Вот и, без поры, без времечка
Вот мое серде. ну, сердечушко
Меня младца сокруши. сокрушило,
Меня, младца, сокруши. ай, сокрушило,
Ах и, без огня, без полымя
Сердечко рети. ну, ретивое,
Сердечко мое сотле. ну, сотлело».


Записана А. М. Листопадовым в 1904 г. от П. А. Крупатина, Д. А. Холодкова, К. С. Лимонова, Ф. С. Макеева, С. Н. Кирсанова и других в стан. Нижне-Курмоярской (ныне Ростовская обл.). А. Листопадов, Песни донских казаков, под общей редакцией д-ра филолог. наук, проф. Г. Сердюченко, т. I, часть 2-я. Музгиз, 1949, стр. 117-119, № 105.
Дается развернутое изложение, как более удобное для исполнения. Первый запев выделен из хоровой партии согласно указанию в источнике; соответственно введена реприза.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956

ОЙ, НЕ ШУМИ, ТОЛЬКО НЕ ШУМИ

Ой, не шуми, только не шуми
Во поле дубро. ты, дубровушка, ей,
В чистом поле она зеленая, в поле зеленая,
В поле зеленая, вот и, не мешай, то-то не мешай,
Мне, доброму мо. да мне, молодцу, ей,
В чистом поле младцу разгуляться, младцу разгуляться,
Младцу разгуляться, вот и мне лазо. лазоревыми
Алыми цвето. цветочками, ей,
В чистом поле младцу украшаться, младцу украшаться,
Младцу украшаться! „Ой да, мне нельзя, толичко нельзя,
Зелёной дубро. мне, дубровушке, ай,
Нельзя, нельзя вот мне не шуметь, нельзя не шумети,
Нельзя не шумети: ай да, что во мне, толичко во мне,
В зелёной дубро. во дубровушке, ай,
Армеюшка казачья стояла, армия стояла,
Армия стояла, ай да, и у меня, только, и у меня,
В зелёной дубро. во дубровушке, ей,
Все веточки она поломала, она поломала,
Она поломала!». Ой да, не ясмён, не ясмён сокол,
Вот он по крутым, по крутым горам, ай,
По горочкам соколик летает, соколик летает,
Соколик летает, ой да, млад донской, донской казачек,
Атаманушка, наш Степанушка, ей,
По армии Степан разъезжает, Степан разъезжает,
Степан разъезжает, ой да, вот ищет Степанушка,
Ищет по арме. по армеюшке, ей,
Ищет младец себе человека, ищет человека,
Ищет человека: „Ой да, кто бы, кто, кто бы, кто пролез
Будто во Вере. во Верейское, ей,
В Верейское во синее море, во синее море,
Во синее море? Ой, ну и кто, ну и кто бы достал
Со дна морюшка все Верейского, ей,
Достал бы мне жёлтого песочку, жёлтого песочку,
Жёлтого песочку? Ой да, кто бы, кто, кто бы стер, младец,
Со вострой моей, с вострой шашки, ей,
Кто бы вытер вот чёрную ржаву, вот чёрную ржаву,
Вот чёрную ржаву? Ой да, ну и кто, кто бы, кто навел
Во вострой моей, вострой шашечке, ей,
Навел бы мне всё вострую жалу, всё вострую жалу,
Все вострую жалу? Ой да, кто бы, кто, кто бы вскрыл в мене 1
У доброго мо. в мене молодца, ей,
Мои груди, мои груди белые, вот белые груди,
Вот белые груди? Ой да, кто бы, кто, кто бы поглядел
У доброго мо. в мене, молодца, ей,
Ретивое вот моё сердечко, вот моё сердечко,
Вот моё сердечко? Ой да, отчего, вот и, почему,
У доброго мо. в мене, молодца, ей,
Моё сердце, все оно изныло, изныло, сболелось!».

Записана А. М. Листопадовым в 1904 г. от С. Н. Кирсанова, И. П. Акимова, Г. М. Леонова, М. П. Козьмина и др. в стан. Нагавской (ныне Сталинградская обл.). А. Листопадов, Песни донских казаков, под общей редакцией д-ра филолог. наук, проф. Г. Сердюченко, т. I, часть 2-я. Музгиз, 1949, стр. 120-122, № 106.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956. Приложение № 8.

Источник

Оцените статью