«Мертвые» ноты
Какую бы гитару ни брал в руки, я всегда обращал внимание на такой, так скажем, недостаток, как «мертвые» ноты. Это ноты на гитарном грифе, которые звучат сильно короче соседних, иными словами, громадный провал по сустейну. Большинство гитаристов, думаю, скажут, что как ни крути, а ноты на гитарном грифе отличаются по сустейну. Ну скажем, открытая струна явно звучит дольше, чем зажатая на 14 ладу. Тут же разговор про явные провалы по сустейну, т.е. к примеру струна на 12 ладу звучит нормально, а на 13 ладу очень быстро затухает.
В местном музыкальном магазине, на вновь приехавшей недешевой электрогитаре, так же была найдена «мертвая» нота. Мечты «сейчас найду гитару без «мертвых» нот и стану счастливым её обладателем» быстро разлетелись по осеннему Чебоксарскому ветру…
Прочитав статьи Андрея Бронникова, решил написать ему вопрос, какова же причина «мертвых» нот. Ответ был однозначным: резонансы конструкции.
Было решено провести исследование и устранение «мертвой» ноты на подопытной электрогитаре. Гитара была изготовлена в кружке по изготовлению музыкальных инструментов мастера Черняева Владимира Юрьевича в начале 2000-х. Гитара изготовлена в стиле Ibanez RG. На инструменте присутствует явная «мертвая» нота на соль-диез 1 октавы (13 лад 3 струна, 9 лад 2 струна).
Все нижеприведенные спектрограммы были сделаны с помощью ПО Spectralab v.4.32.17. Во вход звуковой карты компьютера была подключена вокальная радиосистема Electrovoice EV RE2. В непосредственной близости около микрофона производились простукивания различных частей гитары фортепианным молоточком.
В своей статье «Волчки» Андрей Бронников дает рекомендации по борьбе с волчками. И самый оптимальный способ – внесение инородных тел. А ведь фурнитура – это тоже инородные тела.
Первым делом на подопытной гитаре были проведены эксперименты с колками, и сразу же был получен промежуточный результат.
— Снимаем 1 струну и убираем с грифа колок 1 струны. Результатов нет. «Мертвая» нота на месте.
— Снимаем 2 струну и убираем с грифа колок 2 струны. Результат! Соль-диез (3 струна 13 лад) звучит как надо, не выделяясь сустейном с рядом находящимися ля и соль первой октавы.
Таким образом, практически сразу была локализована точка причины. На данной гитаре – это гриф, и скорее всего, его голова.
Посмотрим, какие резонансы присутствуют на грифе. Снимаем гриф, снимаем колки, простукиваем:
Спектрограмма 1. Гриф снят с корпуса, без колков.
Хорошо! Сразу видим пик на 409 Гц, а это совсем близко к 415 Гц, где находится проблемная соль диез. А что будет, если поставить колки?
Спектрограмма 2. Гриф снят с корпуса. Установлены все 6 колков.
А вот тут странно. Проблема наблюдается со всеми установленными 6-ю колками, а на 415 Гц ничего нет… Хорошо, смотрим, что происходит со снятыми колками 1 и 2 струны (это когда «мертвая нота исчезла»)
Спектрограмма 3. Гриф снят с корпуса. Установлены 4 колка (3-6 струны).
Хм, ну и здесь на 415 Гц ничего… Так, а если попробовать простучать конструкцию в сборе? Привинчиваем гриф к корпусу, ставим все колки, тремоло с пружинами на месте:
Спектрограмма 4. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.
Сразу видим пик на 409 Гц. Полагаю, это он нам портит сустейн на соль диез. Дальше убираем колки 1 и 2 струны на конструкции в сборе:
Спектрограмма 5. Гриф привинчен к корпусу, установлены 4 колка (3-6 струны), тремоло.
Рядом с 415 Гц пиков нет.
Ну вот? кажется мы и нашли причину мертвой ноты.
Как теперь избавится от «мертвой» ноты? Мы получили результат снятием двух колков, а это извлечение инородного тела из конструкции, что влечет за собой повышение частот резонансов. За счет дерева мы можем повысить частоты резонансов путем укорачивания детали. На готовом грифе свободы работы с деревом практически нет, только голова. Результат со снятием двух колков подсказал решение. Колки 1 и 2 струны – переставить вниз, а то место, на котором они находились – отрезать, тем самым повысив частоты резонансов грифа в надежде приблизится к частотам резонансов со снятыми колками 1 и 2 струны.
Изначально колки стояли в ряд, форма головы была следующей (к сожалению, не нашлось фото лучшего качества, а до начала экспериментов просто забыл сделать фото нетронутой головы):
Рис.1 Форма головы, колки в ряд.
Дальше был эксперимент с удалением небольшого количества дерева нижней части головы:
Рис.2 Форма головы, колки в ряд, нижняя часть головы обрезана.
Дальше два колка отправились вниз, голова приняла следующий вид:
Рис.3. Форма головы, 2 колка переставлены вниз.
Ну и простукиваем гриф на полностью собранной конструкции:
Спектрограмма 6. Голова обрезана. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.
Видим, что резонанс с 409 Гц уехал на 454 Гц. Это хорошо еще и тем, что 454 Гц находится аккурат между хроматическими ступенями (ля и ля диез первой октавы), тем самым мы не «задели» соседние ноты.
Надеваем все струны, слушаем. Соль-диез первой октавы звучит нормально, не выделяясь сустейном от соседних!
Логично закончить исследование выводами:
— Перенос готового дизайна на иные материалы не может пройти незамеченным. В данном случае гриф с головой Ibanez был изготовлен из березы. При изготовлении гитары резонансы грифа не были учтены.
— Любая конструкция требует настройки резонансов. Полагаю, что именно из-за того, что на любом серийном инструменте никто не заморачивается настройкой резонансов, эти самые недешевые серийные инструменты имеют косяки. Определенный дизайн перенесен на определенный материал – всё. Скорее всего, есть определенный процент серийных гитар, где перенос дизайна на материал работает, и резонансы оказываются на местах, но далеко не на всех.
— При настройке резонансов нужно учитывать конструкцию в сборе, а не отдельных её частей. В данном исследовании практика показала, что на резонансы конструкции влияет не только древесина, но и установленная фурнитура, а также место ее расположения.
Источник
Как читать табы обозначения и знаки
Хаммер-он (Hammer On)
На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.
В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.
Пулл-офф (Pull Off)
В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.
В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.
Бенд -подтяжка (Bend)
На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.
В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.
И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.
На письме вибрато обозначается символами Х или
возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.
Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.
Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.
Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.
Нота призрак (Ghost Note)
Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.
Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.
Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
Натуральные флажолеты,помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].
Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.
Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.
Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.
Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.
Такты также нумеруются в начале каждого нового.
Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.
Программа для табулатур
Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.
Советы и рекомендации
Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.
Источник
3.4. «Мёртвые» ноты
«Мертвые» ноты — это приглушенные ноты, не имеющие конкретной звуковысотности, т. е. фактически, это просто приглушенные струны [4, с. 25]. Они обозначаются крестиками и показывают место на грифе, в котором должны быть сыграны. Хочу заметить, что не всегда обязательно четко придерживаться этого места. «Мертвые» ноты на бас-гитаре используются как дополнительный перкуссионный эффект, их назначение — подчеркивание акцентов в грувах («грув – это всегда тщательным образом выверенная комбинация ритмов, которая с одной стороны акцентирует основной метр (что заставляет топать ногой слушателя), а с другой создает ритмические рисунки противоречащие метру. Соответственно возникает “натянутое, как тетива” звучание» [8]) и при игре соло. Они могут извлекаться несколькими способами как правой рукой, так и левой. Ниже рассмотрим эти способы подробнее.
Первый способ извлечения «мертвых» нот осуществляется за счет глушения струны левой рукой, то есть правая рука извлекает звук, а левая глушит струну над определенным ладом. Необходимо учитывать, что амплитуда удара при игре на бас-гитаре больше, чем на других инструментах, родственных ей, поэтому глушить ноты необходимо несколькими пальцами (минимум два) (Приложение 3, рис. 23), чтобы в качестве звука мы слышали только щелчок, не имеющий звуковысотных характеристик и обертонов. При одинаковом ударе «мертвая» нота звучит несколько тише, чем обычная, которая извлекается на неглушенных струнах, поэтому атака на них должна быть немного больше. Следует уточнить что при игре слэпом атака достаточно велика, поэтому чрезмерно больших усилий прикладывать не нужно.
Существует ряд упражнений позволяющих добиться необходимого звучания «мертвых» нот в различных ситуациях. Рассмотрим вариант их извлечения при игре тройных ударов приемом thumb(ритмический рисунок – восьмая + две шестнадцатые). В этом случае возможно глушение каждой из трех нот, а также комбинации по две ноты в любом порядке (Приложение 2, упражнение 28). В процессе игры упражнений ритмический рисунок можно варьировать, исполняя тройной удар от любой доли (первой, второй, третьей или четвертой шестнадцатой ноты в четверти). Игра «мертвых» нот в приемахthumbupиthumbdownосуществляется аналогичным способом. При их отработке следует рассматривать различные комбинации глушения по одной, две, три или четыре ноты в доле, играя шестнадцатые. При этом вовсе необязательно, чтобы глушенные ноты располагались друг за другом, возможны варианты, когда «мертвые» и обычные ноты чередуются между собой. Полное количество этих комбинаций составит 15 (Приложение 2, упражнение 29).
«Мертвые» ноты в приеме pluckчаще всего используются вкупе сthumb, к чему мы вернемся чуть позже. Сейчас рассмотрим исполнение базовых элементов – двойных и тройных ударов. Как и в предыдущих приемах возможно глушение абсолютно любой ноты в двойном (и первой, и второй) или тройном ударе. В процессе занятий также следует использовать различные ритмические комбинации с перемещением двойных или тройных ударов в доле, исполняя шестнадцатые (Приложение 2, упражнение 30).
«Мертвые» ноты при игре hammeronслужат дополнением к игре приемомthumb. В этому случае первая нота извлекается правой рукой (thumb), в это время струна глушится пальцами левой руки, а затем средний и безымянный пальцы левой руки бьют по струне перпендикулярно грифу (Приложение 3, рис. 24). Выполняя эту комбинацию ударов необходимо сохранять одинаковую атаку, добиваясь одинакового звучания «мертвых» нот. Для сохранения атаки последний удар может наноситься не по одной а по нескольким струнам. Отработка данного приема требует некоторого времени, играя его шестнадцатыми нотами следует избегать появления обертонов (Приложение 2, упражнение 31). Аналогичным путем осуществляется игра двойных ударов: вместо одногоthumbбольшим пальцем исполняется «двойка», затем средний и безымянный пальцы также выполняютhummeron. При этомhummeronможет находиться на любом месте в трех ударах: на первом, как описывалось только что, втором или третьем (Приложение 2, упражнение 32). Тот же алгоритм можно применить и к тройным ударамthumb. В занятиях также следует уделить время вариациям размещенияhummeronкак в качестве первой ноты, так и в конце или середине (Приложение 2, упражнение 33).
Все вышеуказанные способы актуальны как для левой руки, так и для правой, например, в то время, как левая глушит струны, правая на грифе может выполнять hummeronодним пальцем или всей кистью (Приложение 3, рис. 25). При помощи чередования ударов кисти и всех пальцев правая рука может исполнять любые ритмические рисунки. Невзирая на то, что «мертвая» нота сама по себе не имеет звуковысотной характеристики, аналогично перкуссионным инструментам при перемещении правой руки по всей длине струн можно достигать различных по высоте звуков. Один из наиболее ярких примеров применения этого способа – импровизации Виктора Вутена, где он имитирует игру барабанов.
Источник