Неаполитанский аккорд как строится

Неаполитанский секстаккорд

Литература : Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, то же, Поли. собр. соч., т. IV, М., 1960; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Оголевец А. С, Введение в современное музыкальное мышление, М. — Л., 1946; Берков В., Гармония и музыкальная форма, М., 1962, под загл.: Формообразующие средства гармонии, М., 1971; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, N. Y. — L., 1893 (в рус. пер. — Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, (1901)); Reger М., Beitrдge zur Modulationslehre, Mьnch., 1903, 1922 (в рус. пер. — О модуляции, Л., 1926); Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. — Stuttg., 1906, W., 1956; Handke R., Der neapolitanische Sextakkord in Bachscher Auffassung, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 16, Lpz., 1920; Montnacher J., Das Problem des Akkordes der neapolitanischen Sexte. Lpz., 1934; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Stephani H., Stadien harmonischer Sinnerfьllung, «Musikforschung», 1956, Jahrg. 9, H. 4; Janecek К., Harmonie rozborem, Praha, 1963.

Ю. H. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое «Неаполитанский секстаккорд» в других словарях:

Секстаккорд — Секстаккорд аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения основного тона необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками… … Википедия

Субдоминанта — (IV) в последовательности аккордов IV V I в до мажоре Прослушать … Википедия

МУЗЫКИ ТЕОРИЯ — наука, формулирующая правила и принципы, лежащие в основе сочинения музыки. Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со строительными блоками музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет… … Энциклопедия Кольера

Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия

Увеличенное трезвучие — Состав аккорда: увеличенная квинта большая терция прима Увеличенное (чрезмерное) трезвучие трезвучие, состоящее из двух больших терций, между … Википедия

Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия

Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия

Минорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта малая терция прима Минорное (малое) трезвучие трезвучие, состоящее из малой терции вниз … Википедия

Уменьшённое трезвучие — Состав аккорда: уменьшенная квинта малая терция прима Уменьшённое трезвучие трезвучие, состоящее из двух малых терций … Википедия

Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия

Источник

Неаполитанский аккорд как строится

См. также решения задач

Абызова 467 №№1,2,3,4,5,6,7

Алексеев 565 — 584

Бригадный учебник 713 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд

Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.

В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).

В миноре это b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).

Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.

Среди аккордов альтерированной S, не связанных с повышением IV ступени, наибольшее распространение получили bII6 мажора и минора, bII53, реже встречаются bII7 и II65 #1 .

Неаполитанский секстаккорд образуется в миноре в результате понижения примы, в мажоре — понижения примы и квинты.

Первоначально низкая вторая использовалась преимущественно в миноре и была связана не столько с альтерацией, сколько с проявлением черт фригийского лада. Однако впоследствии вторая низкая становится признаком обострения звучания, альтерации S аккорда, который используется преимущественно в кульминациях. Как и диатонический секстакккорд, неаполитанский секстаккорд может использоваться в каденциях с теми же удвоениями и нормами голосоведения.

Неаполитанский секстаккорд и неаполитанский 65 отличаются обострённостью тяготений, наибольшей яркостью S. Наиболее характерны они в миноре.

В творчестве Моцарта и в особенности Бетховена есть образцы сквозного моногармонического применения b II6 (14, 17, 23 сонаты). Распространены отклонения в тональность b II ступени.

b II 6 Глинка. Не говори, что сердцу больно — вступление

b II Гайдн. Соната D-dur, I часть, конец п.п.

b II Бетховен. Соната №27, I часть, з.п.

b II Шопен. Прелюдия № 20

b II Шопен. Вальс op.34 №2 a-moll

b II65 Шуберт. Мельник и ручей

b II Шопен. Этюд es-moll op.10 №6 (1-13т.т от конца)

Глинка. Ночной зефир (1-8 т.т. от конца)

Даргомыжский. Мне грустно

II65 #1 Григ. Первая встреча т.т.10-11

Григ. Ноктюрн. Прерванный оборот во b II.

У романтиков и русской классической школы используется плагальное разрешение b II.

Источник

Что такое неаполитанский секстаккорд

Неаполитанский секстаккорд — это второе обращение субдоминантового аккорда от пониженной второй ступени, обычно берется в мажорной гармонии, хотя и в миноре может использоваться. Нередко данный аккорд предваряет каденцию (или завершение узыкального произведения).

Построить данный аккорд очень просто. Допустим у нас тональность до-мажор, как вы знаете мы можем использовать альтерированные ступени в гармонии, а в мажоре мы можем понижать вторую ступень и шестую, давайте понизим в гамме до-мажор эти ноты. И теперь, в измененной гамме от второй альтерированной (пониженной на полтона) ступени терциями как обычно построим аккорд. На всякий случай, гамма натуральная у нас превратилась в альтерированную и теперь она состоит из нот: до, ре-бемоль, ми, фа, соль, ля-бемоль, си, до. Мы строим трезвучие от ноты ре-бемоль (ведь нужный нам аккорд — это субдоминанта от второй пониженной ступени) — выбираем через терции ноты: ре-бемоль+фа+ля-бемоль — получилось трезвучие ре-бемоль мажора — это и есть наш неаполитанский аккорд.

Теперь перенесем нижнюю ноту — ре-бемоль на октаву вверх, получив обращение фа+ля-бемоль+ре-бемоль — это и есть нужный нам секстаккорд. Вот и вся загадка. Играть мы его можем для разнообразия вместо субдоминанты четвертой ступени.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Неаполитанский аккорд — Neapolitan chord

В теории музыки , аккорд неаполитанский (или просто « Неаполитанский ») является мажорным аккордом построен на пониженной ( пониженный ) второй ( вводный тон ) шкалы степени . В шенкерианском анализе он известен как фригийский лад II , поскольку в минорных гаммах аккорд построен на нотах соответствующей фригийской лада .

Хотя иногда он обозначается буквой «N», а не « ♭ II», некоторые аналитики предпочитают последний, поскольку он указывает на отношение этого аккорда к супертонике. Аккорд неаполитанской не попадет в категорию смеси или tonicization . Более того, даже шенкерианцы, такие как Карл Шахтер , не считают этот аккорд знаком перехода к фригийскому ладу . Поэтому, как и дополненные шестые аккорды, его следует отнести к отдельной категории хроматических изменений .

Неаполитанский чаще всего встречается в первой инверсии, поэтому он обозначается как ♭ II 6 или N 6 и обычно упоминается как неаполитанский шестой аккорд . Мажор или минор, например, неаполитанской шестой аккорд в первой инверсии содержит интервал в виде незначительной шестого между F и D ♭ .

СОДЕРЖАНИЕ

Происхождение названия

Особенно часто этот аккорд (как трезвучие в первой инверсии ) известен как неаполитанский шестой :

  • Аккорд называют «неаполитанским», потому что он связан с неаполитанской школой , в которую входили Алессандро Скарлатти , Джованни Баттиста Перголези , Джованни Паизиелло , Доменико Чимароза и другие известные композиторы итальянской оперы XVIII века . Но, похоже, к концу 17 века это уже было устоявшейся, хотя и нечастой, гармонической практикой, которую использовали Джакомо Кариссими , Арканджело Корелли и Генри Перселл . Эта идиома также была излюбленной среди композиторов классического периода , особенно Людвига ван Бетховена , который также расширил ее использование в аккордах с корневым положением и второй инверсией .
  • Он называется «шестой», потому что интервал между басовой нотой и основным тоном аккорда составляет минорную шестую . Например, в тональности до мажор или до минор аккорд состоит из D ♭ ( основная нота), F (треть трезвучия) и A ♭ (пятая часть трезвучия) — с F в басу. , чтобы сделать его ♭ II 6, а не корневую позицию ♭ II. Интервал минорной шестой доли находится между F и D ♭ .

Гармоническая функция

В тональной гармонии , то функция хорды неаполитанской является подготовка доминирующим , подставляя для IV или II ( в частности , II 6 ) хорды. Например, он часто предшествует аутентичной каденции , где он функционирует как субдоминанта (IV). В таких условиях неаполитанская шестая — это хроматическое изменение субдоминанты, и у нее сразу же узнаваемый и пронзительный звук.

Например, в до мажоре трезвучие IV (субдоминанта) в корневой позиции содержит ноты F, A и C. При понижении A на полутон до A ♭ и повышении C до D ♭ , неаполитанский шестой аккорд F– Образуется A ♭ –D ♭ .

В до минор сходство между субдоминантом (F – A ♭ –C) и неаполитанским (F – A ♭ –D ♭ ) еще сильнее, поскольку только одна нота отличается на полшага. (Неаполитанский также находится всего в полушаге от уменьшенного супертонического трезвучия минора в первой инверсии, F – A ♭ –D, и, таким образом, хроматически располагается между двумя аккордами первичной субдоминантовой функции.)

Неаполитанский шестой аккорд особенно распространен в минорных тональностях. Как простое изменение субдоминантового трезвучия (iv) минорной лада, он обеспечивает контраст как мажорный аккорд по сравнению с минорным субдоминантом или уменьшенным супертоническим трезвучием.

Дальнейшие гармонические контексты

Обычное использование неаполитанского аккорда — это тонизация и модуляция к разным тональностям. Это наиболее распространенный способ понижения полутона, который обычно выполняется с использованием аккорда I в мажорной тональности в качестве неаполитанского аккорда (или сглаженного мажорного супертонического аккорда в новой тональности, на полтона ниже оригинала).

Иногда к неаполитанскому аккорду добавляется минорная септаккорд или увеличенная шестая , что превращает его в потенциальную вторичную доминанту, которая может обеспечить тонизацию или модуляцию ключевой области ♭ V / ♯ IV относительно первичной тоники. Была ли добавленная нота записана как минорная септакия или увеличенная шестая, во многом зависит от того, как разрешается аккорд. Так , например, мажор или минор, аккорд неаполитанской с расширенной шестой (В ♮ добавляют к D ♭ мажорный аккорд) весьма вероятно решает , в C большем или меньшем, или , возможно , в какой -либо другой тесно связаны между ключом , такой как фа минор.

Однако, если дополнительная нота считается добавленной седьмой (C ♭ ), это лучшая запись, если музыка должна переходить в G ♭ мажор или минор. Если композитор решил вести до фа ♯ мажор или минор, очень вероятно, что неаполитанский аккорд будет записан энгармонически на основе C ♯ (например: C ♯ –E ♯ –G ♯ –B), хотя композиторы различаются в своей практике на таких аккордах. энгармонические тонкости.

Еще одно такое использование неаполитанского — это наряду с немецким дополненным шестым аккордом , который может служить в качестве основного аккорда для тонизирования неаполитанского в качестве тонизирующего средства ( Play ( помощь · информация ) ). В до мажоре / миноре немецкий увеличенный шестой аккорд представляет собой энгармонический аккорд A ♭ 7 , который может выступать в качестве вторичной доминанты в D ♭ , неаполитанской ключевой области. Как доминирующая в ♭ II, А ♭ 7 аккорд может быть respelled как немец дополненной шестого, решив обратно к дому ключ C мажор / минор.

Минорный неаполитанский аккорд

Иногда можно встретить минорное трезвучие на неаполитанской второй ступени, а не мажор: например, аккорд D ♭ минор в тональности до мажор или до минор. Иногда это энгармонически переделывается, как происходящее на заостренном тонике, то есть на аккорде C ♯ минор в до мажоре или до минор. Он имеет ту же функцию, что и главный неаполитанский, но более выразительный.

Голос ведущего

Из-за своей тесной связи с субдоминантом, неаполитанский шестой преобразуется в доминанту, используя аналогичное голосовое ведение . В данном примере тоники до мажор / минор D ♭ обычно опускается на два шага до ведущего тона B ♮ (создавая выразительный мелодический интервал уменьшенной трети , одно из немногих мест, где этот интервал принят в традиционном голосе. -leading), в то время как F в басу постепенно повышается до доминирующего корня G. Пятая часть аккорда (A ♭ ) обычно также разрешается на полутон вниз до G. В четырехголосной гармонии басовая нота F обычно удваивается, и эта удвоенная F либо разрешается до D, либо остается седьмой F доминирующего септаккорда G-мажор . Подводя итог, можно сказать, что обычное разрешение — это понижение всех верхних голосов на фоне нарастающих басов.

Следует проявлять осторожность, чтобы избежать последовательных пятых при переходе от неаполитанского к каденциальному. 6
4 . Самое простое решение — избегать размещения пятой части аккорда в голосе сопрано. Если основная или (удвоенная) треть находится в голосе сопрано, все верхние части просто постепенно уменьшаются, а бас растет. Однако, по мнению некоторых теоретиков, такая необычная последовательная квинта (с обеими частями, нисходящими на полутон) допустима в хроматической гармонии, если в ней не задействован басовый голос. (Такое же допущение часто делается более явно для немецкой расширенной шестой , за исключением того случая, когда она может включать бас — или должна , если аккорд находится в своей обычной основной позиции.)

Инверсии

♭ II аккорд иногда используется в корневом положении (в этом случае может быть даже больше уступок в отношении последовательных пятых, аналогичные тем , которые только что обсуждали). Использование основного положения неаполитанского аккорда может быть привлекательным для композиторов, которые хотят, чтобы аккорд выходил наружу на доминанту в первой инверсии ; плоский супертоник переходит в ведущий тон (до мажор, от D ♭ до B), а плоский субмедиант может переходить вниз к доминантному или вверх к ведущему тону (от A ♭ до G или B).

Примером пониженная основной вводный тон аккорда происходит во втором к последней строке Chopin «s Прелюдия до минор, соч. 28, № 20 . В очень редких случаях аккорд встречается во второй инверсии; например, в Handel «ы Мессии , в арии„Ликуй от радости“.

В классической музыке

С начала 17 века композиторы осознали выразительную силу неаполитанского аккорда, особенно для передачи моментов сильного чувства.

Период барокко

В оратории Jephte , Кариссий изображают горе слезы ( «lachrimate») из Иеффай дочери «s и ее спутников на перспективе ее жестокой судьбу. По словам Ричарда Тарускина , «плач дочери… особенно эмоционально использует« фригийскую »пониженную вторую ступень в каденциях, создавая то, что позже будет называться неаполитанской (или« неаполитанской шестой) гармонией ». (B ♭ в тональности ля минор).

Источник

Оцените статью