Неоконченная пьеса для механического пианино где снимался

Чеховская пьеса. «Неоконченной пьесе для механического пианино» — 40 лет

В этом году кинокартина «Неоконченная пьеса для механического пианино», не только признанная одним из лучших отечественных фильмов о русской интеллигенции, но и ставшая классикой советского кинематографа, отмечает юбилей. Ленте Никиты Михалкова по мотивам произведений Антона Павловича Чехова исполнилось 40 лет.

О том, как создавался фильм, в котором снялось невероятное количество звезд советского кино (Александр Калягин, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Олег Табаков и другие), рассказывает «АиФ».

От пьесы к сценарию

«Безотцовщина» была первой пьесой Антона Павловича Чехова, которую он написал в 18-летнем возрасте еще во время учебы в гимназии. Когда произведение было закончено, его отнесли Марии Ермоловой. Русская драматическая актриса Малого театра ознакомилась с пьесой, а затем, никак не комментируя прочитанное, просто вернула автору тетрадь, в которой и было записано произведение. После этого Чехов никогда и нигде о «Безотцовщине» не вспоминал.

— Это была пьеса в четырех действиях с убийством и самоубийством, цыганами и железной дорогой, в общем, всем, что мог написать молодой человек, полный энергии. Мы с Никитой тогда заканчивали работу над «Рабой любви» и сразу же загорелись идей экранизировать это произведение Чехова, — вспоминает актер и драматург Александр АДАБАШЬЯН. — Подали заявку, но она с год безнадежно пылилась в архиве. Затем выяснилось, что для выполнения плана Минкульту не хватает еще одного кинопроекта. Стали думать, что можно быстро запустить в производство. Тут-то все и вспомнили про нашу заявку. Вызвали нас, спросили, есть ли у нас готовый сценарий. Мы сказали: «Да», — хотя у нас ничего не было. «Приносите». — «Ну, надо поправить, он не совсем готов». — «Сколько может стоить фильм?» Мы назвали заниженную сумму — порядка 300 тысяч рублей. Нам дали «добро».

Над сценарием Адабашьян с Михалковым работали вместе. Сперва авторы разработали общую структуру сценария, а затем уже приступили к написанию конкретных сцен.

— Обычно мы подробно разбирали две сцены. Потом расходились писать каждый свою. Встречались, зачитывали. Спорили и ругались. Но приходили к консенсусу и брали две следующие сцены, — вспоминает Александр Адабашьян.

Обращение к чеховской драматургии для каждого режиссера и сценариста — сложнейший экзамен. Однако в случае с «Безотцовщиной» экзамен был сложен вдвойне, ведь само произведение было незавершенным и несовершенным. После случая с Ермоловой Чехов так и не доработал свою пьесу. Поэтому Михалкову и Адабашьяну пришлось не просто адаптировать текст классика, а фактически «написать» его. Для того чтобы сгладить углы оригинала, сценаристы позаимствовали отдельные элементы из других произведений Чехова (например, «В усадьбе» и «Учитель словесности»), а также изменили отдельные сюжетные моменты.

— По пьесе Платонов погибает, убитый Софьей, — вспоминает Никита Михалков. — Мы от этого финала отказались. Кроме того, возможно, я выскажу крамольную мысль, но мне кажется ошибкой писателя то, что его Иванов застрелился. Застрелиться может человек, способный на поступок. Чеховские герои поступков не совершают. Таков и Платонов. Неудача постигает его даже тогда, когда он пытается покончить с собой — бросается с обрыва в реку. Если бы он утонул, мы могли бы считать его героем, человеком, который предпочел смерть тусклому существованию в обывательской среде. Это был бы поступок! Но вместо этого он лишь жалуется: здесь мелкое дно, его никто не предупредил, он ушибся. Из сочетания противоречивых черт душевной широты и ограниченности, проницательности и слепоты, человеческой высоты и малости — вырисовывался для нас этот характер во всем его сложном объеме и глубине.

Проблемы с интеллигенцией

Сложности с написанием сценария были далеко не единственными проблемами, с которыми пришлось столкнуться создателям кинокартины. Ведь впереди их ждал кастинг.

— Из суеверия он не говорил, что худеет для роли, а на расспросы, почему он так тает, отвечал, что само собой получается. В театре решили, что он серьезно болен, — вспоминают коллеги актера.

А вот с исполнителями других ролей все прошло не столь гладко. Так, роль генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой досталась Людмиле Гурченко, а на роль Николая Ивановича Трилецкого утвердили Евгения Стеблова. Однако за несколько дней до начала съемок Гурченко сломала ногу, а Стеблов попал в ДТП и слег в больницу.

Создателям пришлось в срочном порядке заменить Гурченко Антониной Шурановой, а играть Трилецкого Адабашьян уговорил самого Михалкова, который оказался одного роста со Стебловым, и пошитые костюмы ему пришлись впору. Правда, роль Трилецкого, по словам драматурга, все-таки пришлось сократить.

Но и на этом проблемы авторов не закончились. Утвержденная в картину Елена Соловей, под которую писалась роль Софьи, перед съемками родила и сообщила, что не будет сниматься, так как берет годичный отпуск для ухода за ребенком.

— Снимаем на пленку Наталью Лебле — разложение эмульсии. Как будто бы это проклятье какое-то! Снимаем другие сцены — все нормально. Тут же начинаем снимать Лебле — ничего не получается… — вспоминает актер Сергей НИКОНЕНКО, исполнивший в фильме роль Якова.

В конце концов Наталья Лебле сама ушла с проекта. Тогда Михалков вызвал к себе ассистента по актерам и приказал: «Без Соловей не возвращаться!»

— Ко мне приехала помощник режиссера с огромным письмом от Никиты Сергеевича, — вспоминает Елена СОЛОВЕЙ. — Если я хочу ехать с мамой, с няньками, с папой, детьми, все будет для меня создано. Только приезжай. И мы дома решили, что, наверное, я поеду сниматься.

Рабочие будни

Сам фильм снимали в городе Пущино на берегу Оки. Здесь съемочная группа нашла старинную усадьбу с двухэтажным каменным домом и парком с заросшими аллеями и цветущими прудами. В 150 метрах от места съемок была расположена новенькая гостиница, где и проживала во время работы над фильмом вся киногруппа.

Актеры все лето жили на одном месте, на работу ходили пешком, неспешно. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съёмочный период провел в Пущино. С семьей, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но четкого разграничения на «дело» и «не дело» не существовало. И труд был не в тягость, и досуг естественно и ненавязчиво заполнялся размышлениями о работе. Даже на площадке все разговаривали друг с другом на «вы» и только по имени-отчеству.

После съемок, когда вся группа шла отдыхать, на площадке оставались лишь Адабашьян, Михалков, оператор Павел Лебешев и художники Александр Самулекин и Майя Абар-Барановская. Они составляли подробный план съемок на следующий день и рассчитывали, в какое время вызывать артистов, чтобы они не сидели в ожидании съемок.

Почему «механическое пианино»

Пьеса Чехова «Безотцовщина» очень популярна на Западе, где ее обычно ставят под названием «Платонов». Откуда же взялось столь странное название фильма — «Механическое пианино»?

— «Механическое пианино» — единственная строчка в записных книжках Антона Павловича, больше оно нигде не упоминается, — рассказывает режиссер и со-сценарист фильма Никита МИХАЛКОВ . — Но нам показалось, что сам образ механической игрушки мог бы нам помочь. И в определённом смысле мы, конечно, шли на насилие в отношении материала, но уж больно сильный образ пластический возник, по крайней мере, нам так казалось.

— «Неоконченная пьеса для механического пианино» — мой любимый фильм, — отмечал классик советского кино Сергей ЮТКЕВИЧ. — Экранизация не означает дословный или искаженный перевод литературного или драматургического произведения на язык кинематографа. Тут необходимы воображение, фантазия, чувство режиссера, который находит в данном авторе соавтора, вдохновителя будущей картины. И, собственно говоря, не будучи никакой экранизацией, с моей точки зрения, это лучший Чехов, которого я видел на экране. Для меня это прекрасный пример того, как надо подходить к экранизации.

Источник

Как в Пущине снимали фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Фильм по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова снят мэтром советского и российского кинематографа Никитой Михалковым в 1977 году. Критики назвали «Неоконченную пьесу для механического пианино» полным погружением в реальность прошлого. А погружение это вряд ли было возможно без реальных декораций. Нашли их в подмосковной усадьбе Арцибашевых в Пущине. Случайно. Впрочем, и сам фильм мог так и не увидеть свет. Почему? Ответ узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

Сценарий за 1,5 месяца

Как только «Неоконченная пьеса…» увидела свет, критики, актеры и режиссеры окрестили ее лучшим фильмом о русской интеллигенции. Образы Чехова, гениально воплощенные на экране Александром Калягиным и Еленой Соловей, Евгенией Глушенко и Никитой Михалковым, словно сошли со страниц Антона Павловича. Они мастерски дополнялись яркими пейзажными образами и «говорящими» усадебными планами. И сегодня нам трудно представить, что всего этого могло бы и не быть вовсе.

Вот как вспоминает о начале съемок напарник Никиты Михалкова Александр Адабашьян:

— Когда мы с Никитой подали заявку, она с год пылилась безнадежно. А потом выяснилось, что до выполнения плана киношникам не хватает одной единицы. Вызвали нас, спросили, есть ли у нас готовый сценарий. Мы сказали: «Да». Хотя у нас ничего не было. «Приносите». — «Ну, надо поправить, он не совсем готов». — «Сколько может стоить фильм?» Мы назвали заниженную сумму – порядка 300 тысяч рублей.

В Пущине рядом с новой гостиницей, где поселились сценаристы, оказалась заброшенная усадьба с полуразвалившимися постройками.

— Когда мы ее увидели, то поняли – это то, что нужно. Даже сценарий родился за полтора месяца, — вспоминает Адабашьян.

Стеблов не стал Трилецким

В отличие от написания сценария, подбор артистов затянулся. Генеральшу Войницеву изначально должна была играть Людмила Гурченко. А Трилецкого – Евгений Стеблов. Но перед съемками случилось сразу два ЧП: на мюзикле «Мама» Гурченко сломала ногу. А Евгений Стеблов, которому уже были пошиты костюмы для роли, попал в ДТП и слег в больницу. Пришлось срочно заменить Гурченко Антониной Шурановой, а играть Трилецкого уговорили самого Михалкова. Да еще утвержденная Софи – Елена Соловей – перед съемками родила и сообщила, что не может работать. Подобрали похожую актрису, но очень быстро стало ясно, что та не вытянет роль.

Соловей ловили из кустов и снимали по-театральному

Уговаривать Соловей сниматься отправилась помощник режиссера. По воспоминаниям Адабашьяна, она сидела в кустах и дожидалась, когда актриса пойдет гулять с коляской. Бросилась ей в ноги, рыдала, что, если вернется на съемочную площадку одна, то ее уволят. В итоге Соловей приехала на съемки с ребенком, пеленками, сосками, бутылочками и прочими атрибутами счастливого материнства.

Калягин сел на гречку

Зато Александра Калягина на главную мужскую роль Михаила Платонова утвердили сразу. Мы его там видим непривычно стройным с огромными синими глазами. И если глаза – природная прелесть артиста, то вес ему пришлось подкорректировать. Мягко, впрочем, сказано. Сбросил 25 килограммов! Для этого Калягин сел на гречневую диету.

— Из суеверия он не говорил, что худеет для роли, а на расспросы, почему так тает, отвечал, что само собой получается. В театре решили, что он серьезно болен, — вспоминал в одном из интервью позже Адабашьян.

Играли, кстати, по-театральному. Много репетировали и только потом делали дубли. Михалков говорил: «Мы тратим пленку, а артисты — себя». А чтобы становиться ближе друг другу вся группа каждый вечер после съемок играла в футбол, потом шла купаться. От гостиницы к усадьбе всегда ходили пешком, вели неспешные беседы о погоде, чтобы ощущалась атмосфера того времени и обращались друг другу исключительно на «вы» и по имени-отчеству. Многие артисты потом в интервью не раз упоминали красоты Пущина на Оке и мечтали туда вернуться.

Хотя сейчас вряд ли кому-то тут понравится. Утонувший в зарослях памятник истории и культуры, кстати, федерального значения, стоит с заколоченными окнами и дверями и полуразвалившейся парадной лестницей. Так что может послужить разве что декорациями к какому-нибудь ужастику.

Источник

Неоконченная пьеса для механического пианино где снимался

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Октябрь 21, 2014
04:02 am

Неделю назад мы побывали у друзей в Пущино на Оке. Золотая осень выглядела особенно лиричной, потому что день был дождливым, хотя толстый слой палых листьев изрядно скрашивал прогулку — давно мне не приходилось ходить по такому мягкому шелестящему ковру. Листья ошеломительно пахли настоящей осенью.

Но действительно грустно было увидеть знаменитую пущинскую усадьбу, в которой когда-то снималась «Неоконченная пьеса для механического пианино». Осторожно, дальше живописные развалины.

В последний раз она реставрировалась как раз для съемок фильма — в 1977 году. До 1971 года здесь размещалась сельская больница, а когда для нее построили новый корпус, усадьба осталась на балансе Российской Академии Наук. И настал тлен.

Многие детали еще сохранились, хоть и на последнем издыхании, как этот подлинный оконный переплет, например.

Чудом остались и барельефы

Пристройка без всяких следов отделки, видимо, так и не было закончена.

Рядом — останки каменных львов, некогда украшавших усадьбу. Интересно, что они полые внутри.

В этом окне второго этажа видно, как пострадали межэтажные перекрытия.

А если просунуть фотоаппарат в щелочку заколоченной двери и сделать вслепую снимок со вспышкой, то можно увидеть, что внутри. Это останки подлинных внутренних дверей с орнаментом.

Единственная нарядная вещь здесь — табличка о том, что это памятник федерального значения. Как глупо. Это какой-то цинизм.

Хотя само здание при должном ремонте может служить людям еще многие десятилетия. А вот от соседней усадьбы — в Пущино-на-Наре князей Вяземских — остался один остов. Руинизирована. Впрочем, ее как раз сейчас будут восстанавливать. Сдаст ли свои позиции РАН — пока неизвестно, хотя областное правительство ставило этот вопрос еще в прошлом году.

Во дворе стоят развалины огромных когда-то конюшен. Большая часть их сохранилась только в виде фундамента.

В одном из полуподвалов конюшни выросло довольно большое дерево. Я такое раньше только в Камбодже видела, в храмовом комплексе Ангкор. Но там джунгли, и все было утеряно на много веков. А здесь-то что.

Рядом стоит вполне жилая избушка — ветхая, но явно обжитая.

Если посмотреть на этот угол, то видно, что хотя кирпич и облицовка обвалились, но само здание стоит на прочных каменных блоках в фундаменте. А значит, его вполне реально спасти.

Часть фриза со стороны реки. Еще немного, и он осыпется вслед за штукатуркой. На крыше тоже выросло дерево.

Так сейчас выглядит дом из парка.

А так он выглядел по последнему плану реконструкции в начале XX века.

А это кадры из фильма Михалкова. Вместо колонн, которые неизвестно куда делись к тому моменту, съемочная группа пристроила деревянную веранду, на которой и снималась большая часть сцен в фильме.

Здесь фризы еще в целости и сохранности. К съемкам фильма здание было хорошо отреставрировано и снаружи, и внутри.

Мне очень понравился этот фрагмент воспоминаний о съемках фильма:

«Неоконченная пьеса для механического пианино» снималась в городе Пущино на берегу Оки, где в полукилометре от гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов. Актёры все лето жили на одном месте, на работу ходили пешком, неспешно. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объёма его роли, весь съёмочный период провёл в Пущино. С семьёй, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но чёткого разграничения на «дело» и «не дело» не существовало. И труд был не в тягость, и досуг естественно и ненавязчиво заполнялся размышлениями о работе.

На площадке все разговаривали друг с другом на «вы» и только по имени‑отчеству. По словам Александра Адабашьяна, «в этой парламентской вежливости достигли виртуозности».

— Елена Яковлевна, — обращался, бывало, бригадир осветителей к актрисе, — не будете ли вы любезны ножку чуть‑чуть приподнять, мне бы штативчик здесь пристроить, с вашего, конечно, позволения…

— О чём вы говорите, Сергей Сергеич, буду счастлива… Проводок вам этот не подержать ли?

— Не заставляйте нас краснеть! Не прикасайтесь даже, мы сами, как же можно!

Сейчас же мы встретили тут только эту одинокую обитательницу.

Вид от дома на парк, спуск к Оке.

Гроты под балюстрадой.

Каменные лестницы разрушились, рядом для безопасного спуска проложены современные деревянные.

Это — знаменитый усадебный пруд, ныне совершенно заросший, вода ушла.

В парке мы нашли стенд, рассказывающий об усадьбе — это часть пущинской экологической тропы, устроенной местным клубом «Азимут». Здесь можно увидеть фотографии каменных львов, драконов на водосточных трубах и то, как выглядели конюшни. Под их крышей когда-то еще висела скульптурная голова коня, на фотографии ее уже нет, упала.

Позвольте мне не пересказывать массу интересных сведений об этом месте, которые уже изложены в других местах. Узнать подробности об истории усадьбы, о ее знаменитых владельцах и о том, что еще можно встретить на пущинской экологической тропе — здесь: http://smitanka.ru/article/kultura/marshrut_vykhodnogo_dnya_ekologicheskaya_tropa_v_pushchino/

Расстаемся с усадьбой, по шуршащим листьям круто поднимаемся наверх к дороге.

Это еще одна обзорная площадка с видом на Оку. Пущино — маленький наукоград, в длину не более трех километров. Но очень тихий, спокойный, красивый. Здесь почти нет машин. Да и людей, кажется, не так уж и много осталось.

Дорога к местной церкви, новой. Уже здесь мы услышали необыкновенное пение.

Оказывается шла служба, и пение хора транслировалось через динамики по округе. Местный хор исключительно прекрасный, если попадете сюда, обзательно послушайте. Я даже думала, что это запись, но нет, все пелось вживую. Жаль, что в интернете нет записей их обычных служб.

Одна из прихожанок, увидев, как мы фотографируемся позади храма, предложила снять нас всех вместе. За нами такая красота, что создается полное впечатление, что мы сняты на фоне фотообоев. Нет, это настоящие березы!

И закат был тоже очень впечатляющим. Мы еще успели посетить выставку пущинских художников в местном Доме ученых (некоторые из них мне очень-очень понравились). Получили в подарок от друзей целую коллекцию красивых камешков на память. И уже ночью отправились обратно в Москву, пробираясь сквозь густой туман по дороге через Оку.

Источник

Читайте также:  Валентина легкоступова ирина дубцова три аккорда
Оцените статью