- За кадром фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»: Жертвы ради роли и роман на съемках
- Неоконченная пьеса для механического пианино как снимали
- Чеховская пьеса. «Неоконченной пьесе для механического пианино» — 40 лет
- От пьесы к сценарию
- Проблемы с интеллигенцией
- Рабочие будни
- Почему «механическое пианино»
За кадром фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»: Жертвы ради роли и роман на съемках
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот фильм был снят по мотивам нескольких произведений Чехова. Соавтором Никиты Михалкова во время работы над сценарием стал Александр Адабашьян. Обоим на тот момент было по 32 года, исполнителю главной роли Александру Калягину – 35, как и его герою, Михаилу Платонову. Возможно, это сыграло не последнюю роль в таком убедительном изображении сложного периода жизни главного героя, что сейчас бы назвали «кризисом среднего возраста».
Съемки проходили в Подмосковье, на берегу Оки в Пущино, где была заброшенная усадьба с каменным домом и парком. Сценарий изначально писали именно под это место. Для того, чтобы актеры смогли максимально вжиться в образы, режиссер поставил перед ними непростую задачу: все лето жить в Пущино, никуда не уезжать, на съемки ходить пешком, не суетиться и общаться так, как их герои, – на «вы» и по имени-отчеству. Совместные вечерние чаепития превращались в обсуждения образов и в репетиции отдельных сцен.
Со многими актерами Михалков уже работал в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» и заранее знал о том, что хочет продолжать с ними сотрудничать. У Олега Табакова, Юрия Богатырева, Александра Калягина не было конкурентов – они получили свои роли сразу, так как еще во время работы над сценарием в этих образах Михалков и Адабашьян представляли только их.
Елену Соловей тоже называли «михалковской актрисой» – она снялась в нескольких его фильмах и действительно пользовалась его особым расположением. Но на главную роль в этом фильме претендовали очень сильные конкурентки – Наталья Гундарева и Ирина Муравьева. К тому же Елена Соловей незадолго до этого родила второго ребенка, и ей было не до съемок. На эту роль утвердили Наталью Лебле, но тут начали происходить какие-то мистические вещи. Актер Сергей Никоненко рассказывал: « Снимаем на «Кодак» Лебле – разложение эмульсии. Как будто бы это проклятье какое-то! Снимаем Пастухова, проходы его – всё нормально. Тут же начинаем снимать Лебле – ничего не получается… ».
В результате Михалкову удалось уговорить Елену Соловей приехать в Пущино вместе с малышом. Актриса вспоминала: « Ко мне приехала наша помреж с письмом огромным от Никиты Сергеевича. Если я хочу ехать с мамой, с няньками, с папой, детьми, всё будет для меня создано. Только приезжай. И мы дома решили, что, наверное, я поеду сниматься ».
В роли Трилецкого зрители должны были увидеть Евгения Стеблова, но актер накануне попал в ДТП и оказался в больнице с множественными переломами руки. Сценаристы уж было придумали, что их герой будет появляться в кадре в гипсе, но врачи были категоричны: « Если вы хотите, чтобы ему руку ампутировали, тогда везите! ». И от этой идеи пришлось отказаться. Костюмы на него уже были сшиты, а поскольку Михалков оказался с ним одного роста, Адабашьян убедил режиссера самому сыграть эту роль. На роль Анны Петровны пробы проходили Людмила Гурченко, Людмила Максакова и еще несколько актрис. Изначально в этой роли Михалков видел только Гурченко, однако она не смогла сниматься, о чем позже очень жалела. Дело в том, что во время съемок в предыдущем фильме – «Мама» – актриса сломала ногу. В результате на эту роль утвердили Антонину Шуранову.
Ради роли в этом фильме Александру Калягину пришлось пойти на определенные жертвы – ему нужно было за месяц сбросить около 20 кг! Долгое время актер питался одной гречневой кашей, и ему удалось добиться впечатляющих результатов! Калягин не просто похудел – эти перемены сказались на его манере двигаться, мимике и походке настолько, что он сам себя не узнал на экране. И это сильно озадачило актера: « Роль Платонова стала «переломной». Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался. Я понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль! » Зато все его усилия были вознаграждены – во время съемок у Калягина начался роман с актрисой Евгенией Глушенко, которая играла супругу его героя, и после завершения работы над фильмом она стала его супругой и в реальной жизни!
Этот фильм за рубежом называли жемчужиной мирового кинематографа и лучшей картиной о русской интеллигенции. Он был удостоен нескольких кинонаград, в том числе Специального приза жюри на МКФ в Картахене (Испания) и премии «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Неоконченная пьеса для механического пианино как снимали
«Неоконченная пьеса для механического пианино» – лучший фильм о русской интеллигенции. Вполне вероятно, он будет так же вечен, как и сам Антон Павлович Чехов, по пьесе которого снят. Летом 1976 года съёмочная группа во главе с Никитой Михалковым поселилась в гостинице города Пущино. Режиссёр поставил условие: на весь период съёмок никто из актёров не должен уезжать.
В этом фильме Михалков собрал блестящий актёрский состав. Многие уже не первый раз работали с режиссёром. Для Александра Калягина это была третья и самая главная картина с Михалковым. Она стала новой страницей не только в его фильмографии, но и в жизни. Сложный образ главного героя потребовал от Калягина невероятной самоотдачи. Многие не верили, что роль Платонова Михалков всё-таки отдаст ему.
Александр Калягин, актёр, режиссёр:
– Я уверен, во многом это случилось потому, что он просто поверил, что можно из толстого актёра сделать тоненького актёра. Это я и сделал – похудел на 20 кг. Нужно было из глубоко характерного комедийного актёра – из его нутра – вытащить трагикомические ноты этого героя.
Работа над картиной началась с череды неудач и мистических происшествий. За несколько дней до начала съёмок Людмила Гурченко, которая была утверждена на роль генеральши, сломала ногу. В итоге её героиню сыграла Антонина Шуранова. Ещё одним потрясением стала автокатастрофа, в которую попал Евгений Стеблов. Это произошло в Праге. Роль Трилецкого осталась без актёра.
Александр Адабашьян, художник, сценарист:
– Мы уже даже придумали, что Трилецкий в гипсе будет. Никита позвонил доктору в Прагу, тот сказал: «Если вы хотите, чтобы ему руку ампутировали, тогда везите». А поскольку они с Никитой одного роста, костюмы уже были сшиты, мы его уговорили.
Возникли проблемы и с Еленой Соловей. Актриса отказалась сниматься и со всей семьёй и грудным ребёнком на руках она неожиданно уехала в Ленинград. Михалков долго искал замену и наконец остановил свой выбор на актрисе Наталье Лебле. Объяснить то, что происходило на съёмках её сцен, невозможно. Каждый её кадр почему-то оказывался в браке.
Сергей Никоненко, актёр:
– Снимаем Лебле – всё время какие-то помехи. Как будто проклятье какое-то. Снимаем Пастухова, проходы его – всё нормально. Тут же начинаем снимать Лебле – ничего не получается.
Михалков решил срочно послать ассистентку в Ленинград за Еленой Соловей. И поставил условие: без актрисы не возвращаться.
Елена Соловей, актриса:
– Ко мне приехала наша помреж с огромным письмом от Никиты Сергеевича, в котором он очень просил меня приехать.
Механическое пианино – особенный инструмент: он работает сам по себе по принципу музыкальной шкатулки. Слаженную работу всех актёров фильма вполне можно сравнить с единым аккордом этого удивительного инструмента. Особый восторг вызывала игра Калягина. Когда актёр посмотрел черновой вариант картины, то не узнал сам себя: другие движения, жесты, мимика. Калягин часто вспоминал, что в этот момент сказал ему Михалков: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!»
Источник
Чеховская пьеса. «Неоконченной пьесе для механического пианино» — 40 лет
В этом году кинокартина «Неоконченная пьеса для механического пианино», не только признанная одним из лучших отечественных фильмов о русской интеллигенции, но и ставшая классикой советского кинематографа, отмечает юбилей. Ленте Никиты Михалкова по мотивам произведений Антона Павловича Чехова исполнилось 40 лет.
О том, как создавался фильм, в котором снялось невероятное количество звезд советского кино (Александр Калягин, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Олег Табаков и другие), рассказывает «АиФ».
От пьесы к сценарию
«Безотцовщина» была первой пьесой Антона Павловича Чехова, которую он написал в 18-летнем возрасте еще во время учебы в гимназии. Когда произведение было закончено, его отнесли Марии Ермоловой. Русская драматическая актриса Малого театра ознакомилась с пьесой, а затем, никак не комментируя прочитанное, просто вернула автору тетрадь, в которой и было записано произведение. После этого Чехов никогда и нигде о «Безотцовщине» не вспоминал.
— Это была пьеса в четырех действиях с убийством и самоубийством, цыганами и железной дорогой, в общем, всем, что мог написать молодой человек, полный энергии. Мы с Никитой тогда заканчивали работу над «Рабой любви» и сразу же загорелись идей экранизировать это произведение Чехова, — вспоминает актер и драматург Александр АДАБАШЬЯН. — Подали заявку, но она с год безнадежно пылилась в архиве. Затем выяснилось, что для выполнения плана Минкульту не хватает еще одного кинопроекта. Стали думать, что можно быстро запустить в производство. Тут-то все и вспомнили про нашу заявку. Вызвали нас, спросили, есть ли у нас готовый сценарий. Мы сказали: «Да», — хотя у нас ничего не было. «Приносите». — «Ну, надо поправить, он не совсем готов». — «Сколько может стоить фильм?» Мы назвали заниженную сумму — порядка 300 тысяч рублей. Нам дали «добро».
Над сценарием Адабашьян с Михалковым работали вместе. Сперва авторы разработали общую структуру сценария, а затем уже приступили к написанию конкретных сцен.
— Обычно мы подробно разбирали две сцены. Потом расходились писать каждый свою. Встречались, зачитывали. Спорили и ругались. Но приходили к консенсусу и брали две следующие сцены, — вспоминает Александр Адабашьян.
Обращение к чеховской драматургии для каждого режиссера и сценариста — сложнейший экзамен. Однако в случае с «Безотцовщиной» экзамен был сложен вдвойне, ведь само произведение было незавершенным и несовершенным. После случая с Ермоловой Чехов так и не доработал свою пьесу. Поэтому Михалкову и Адабашьяну пришлось не просто адаптировать текст классика, а фактически «написать» его. Для того чтобы сгладить углы оригинала, сценаристы позаимствовали отдельные элементы из других произведений Чехова (например, «В усадьбе» и «Учитель словесности»), а также изменили отдельные сюжетные моменты.
— По пьесе Платонов погибает, убитый Софьей, — вспоминает Никита Михалков. — Мы от этого финала отказались. Кроме того, возможно, я выскажу крамольную мысль, но мне кажется ошибкой писателя то, что его Иванов застрелился. Застрелиться может человек, способный на поступок. Чеховские герои поступков не совершают. Таков и Платонов. Неудача постигает его даже тогда, когда он пытается покончить с собой — бросается с обрыва в реку. Если бы он утонул, мы могли бы считать его героем, человеком, который предпочел смерть тусклому существованию в обывательской среде. Это был бы поступок! Но вместо этого он лишь жалуется: здесь мелкое дно, его никто не предупредил, он ушибся. Из сочетания противоречивых черт душевной широты и ограниченности, проницательности и слепоты, человеческой высоты и малости — вырисовывался для нас этот характер во всем его сложном объеме и глубине.
Проблемы с интеллигенцией
Сложности с написанием сценария были далеко не единственными проблемами, с которыми пришлось столкнуться создателям кинокартины. Ведь впереди их ждал кастинг.
— Из суеверия он не говорил, что худеет для роли, а на расспросы, почему он так тает, отвечал, что само собой получается. В театре решили, что он серьезно болен, — вспоминают коллеги актера.
А вот с исполнителями других ролей все прошло не столь гладко. Так, роль генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой досталась Людмиле Гурченко, а на роль Николая Ивановича Трилецкого утвердили Евгения Стеблова. Однако за несколько дней до начала съемок Гурченко сломала ногу, а Стеблов попал в ДТП и слег в больницу.
Создателям пришлось в срочном порядке заменить Гурченко Антониной Шурановой, а играть Трилецкого Адабашьян уговорил самого Михалкова, который оказался одного роста со Стебловым, и пошитые костюмы ему пришлись впору. Правда, роль Трилецкого, по словам драматурга, все-таки пришлось сократить.
Но и на этом проблемы авторов не закончились. Утвержденная в картину Елена Соловей, под которую писалась роль Софьи, перед съемками родила и сообщила, что не будет сниматься, так как берет годичный отпуск для ухода за ребенком.
— Снимаем на пленку Наталью Лебле — разложение эмульсии. Как будто бы это проклятье какое-то! Снимаем другие сцены — все нормально. Тут же начинаем снимать Лебле — ничего не получается… — вспоминает актер Сергей НИКОНЕНКО, исполнивший в фильме роль Якова.
В конце концов Наталья Лебле сама ушла с проекта. Тогда Михалков вызвал к себе ассистента по актерам и приказал: «Без Соловей не возвращаться!»
— Ко мне приехала помощник режиссера с огромным письмом от Никиты Сергеевича, — вспоминает Елена СОЛОВЕЙ. — Если я хочу ехать с мамой, с няньками, с папой, детьми, все будет для меня создано. Только приезжай. И мы дома решили, что, наверное, я поеду сниматься.
Рабочие будни
Сам фильм снимали в городе Пущино на берегу Оки. Здесь съемочная группа нашла старинную усадьбу с двухэтажным каменным домом и парком с заросшими аллеями и цветущими прудами. В 150 метрах от места съемок была расположена новенькая гостиница, где и проживала во время работы над фильмом вся киногруппа.
Актеры все лето жили на одном месте, на работу ходили пешком, неспешно. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съёмочный период провел в Пущино. С семьей, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но четкого разграничения на «дело» и «не дело» не существовало. И труд был не в тягость, и досуг естественно и ненавязчиво заполнялся размышлениями о работе. Даже на площадке все разговаривали друг с другом на «вы» и только по имени-отчеству.
После съемок, когда вся группа шла отдыхать, на площадке оставались лишь Адабашьян, Михалков, оператор Павел Лебешев и художники Александр Самулекин и Майя Абар-Барановская. Они составляли подробный план съемок на следующий день и рассчитывали, в какое время вызывать артистов, чтобы они не сидели в ожидании съемок.
Почему «механическое пианино»
Пьеса Чехова «Безотцовщина» очень популярна на Западе, где ее обычно ставят под названием «Платонов». Откуда же взялось столь странное название фильма — «Механическое пианино»?
— «Механическое пианино» — единственная строчка в записных книжках Антона Павловича, больше оно нигде не упоминается, — рассказывает режиссер и со-сценарист фильма Никита МИХАЛКОВ . — Но нам показалось, что сам образ механической игрушки мог бы нам помочь. И в определённом смысле мы, конечно, шли на насилие в отношении материала, но уж больно сильный образ пластический возник, по крайней мере, нам так казалось.
— «Неоконченная пьеса для механического пианино» — мой любимый фильм, — отмечал классик советского кино Сергей ЮТКЕВИЧ. — Экранизация не означает дословный или искаженный перевод литературного или драматургического произведения на язык кинематографа. Тут необходимы воображение, фантазия, чувство режиссера, который находит в данном авторе соавтора, вдохновителя будущей картины. И, собственно говоря, не будучи никакой экранизацией, с моей точки зрения, это лучший Чехов, которого я видел на экране. Для меня это прекрасный пример того, как надо подходить к экранизации.
Источник