Неоконченная пьеса для механического пианино разбор

Тайны нашего кино

Фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» называют лучшей картиной о русской интеллигенции. Лента завоевала несколько международных наград. Но успех дался нелегко – исполнителям главных ролей пришлось пойти на серьёзные жертвы.

Весёлая компания в усадьбе генеральской вдовы Войницевой играет в фанты. Хозяйка устраивает для гостей сюрприз с механическим пианино. И ничто не предвещает беды, пока сельский учитель Михаил Платонов не встречает свою давнюю возлюбленную… Таков вкратце сюжет фильма, в котором снялось совершенно невероятное количество звёзд советского кино: Александр Калягин, Елена Соловей, Юрий Богатырёв, Олег Табаков, Павел Кадочников, Сергей Никоненко, Анатолий Ромашин, Евгения Глушенко и другие.

Александр Адабашьян, написавший сценарий совместно с Никитой Михалковым, до сих пор считает ту экспедицию одной из лучших в своей жизни и вспоминает её с ностальгией. Хотя в самом начале работы над этой лентой Михалкова преследовали одна неудача за другой.

– Людмила Гурченко из-за тяжёлой травмы до съёмочной площадки так и не добралась. Вместо неё режиссёр пригласил другую актрису – Антонину Шуранову. Евгений Стеблов, который должен был играть доктора Трилецкого, попал в автокатастрофу и получил перелом руки со смещением. И тогда Адабашьян уговорил Михалкова самому заменить на площадке пострадавшего в ДТП друга. К счастью, Никите Сергеевичу подошли заранее сшитые костюмы, – рассказывает шеф-редактор программы «Тайны нашего кино» Юлия Микитенко.

Читайте также:  Григ пещере короля ноты пианино

Но и это было не самой большой неожиданностью: исполнительница главной роли Елена Соловей перед самыми съёмками родила сына и ушла в декрет. На роль Софьи Войницевой режиссёр срочно нашёл актрису Наталью Лебле, но с заменой ничего не вышло – происходили какие-то мистические вещи.

– Снимаем на «Кодак» Лебле – разложение эмульсии. Как будто бы это проклятье какое-то! Снимаем Пастухова, проходы его – всё нормально. Тут же начинаем снимать Лебле – ничего не получается… – рассказывает в программе Сергей Никоненко.

Тогда Михалков вызвал к себе ассистента по актёрам и приказал: без Соловей не возвращаться! «Ко мне приехала наша помреж с письмом огромным от Никиты Сергеевича, – вспоминает Елена Соловей. – Если я хочу ехать с мамой, с няньками, с папой, детьми, всё будет для меня создано. Только приезжай. И мы дома решили, что, наверное, я поеду сниматься». На какие уступки ещё пошёл Никита Сергеевич? Чем сейчас занимается Елена Соловей? А какие жертвы пришлось принести исполнителю роли Платонова – Александру Калягину? Как фильм изменил судьбу актёра и за что он бесконечно благодарен Михалкову?

Исполнительница роли Верочки Наталья Назарова в кино не снимается уже четверть века. Острохарактерная актриса внезапно ушла из профессии. Какая трагедия случилась с Натальей Ивановной в конце 80-х и как она живёт сейчас? Чтобы узнать это из первых уст, «Тайны нашего кино» отправились в гости к актрисе.

Над фильмом «Неоконченная пьеса для механического пианино» работали в старинной усадьбе в городе Пущино. Съёмочная группа Ивана Усачёва вместе со вторым режиссёром картины Вячеславом Максаковым проехала по местам съёмок и посмотрела, как теперь выглядит усадьба, узнала, что стало со знаменитым инструментом, который поразил гостей генеральши.

То самое лето в Пущино часто вспоминает и Сергей Гурьев – исполнитель роли Петечки. За прошедшие годы Гурьев сильно изменился, и узнать в нём того худенького юного парнишку непросто. Ему было 12, когда он снимался в фильме Михалкова. Прекрасное время на берегу Оки без родителей, в компании весёлых взрослых Сергей считает самыми лучшими каникулами. «Я ловил раков. Михалков как-то поинтересовался, откуда столько раков. Я, собственно, тайну всю сдал. Ловили раков, приносили на съёмочную площадку. Варили прямо там же», – рассказывает Сергей. Но в работе не всё складывалось гладко. Так, однажды юный актёр получил по руке от самого Табакова. За что? Об этом он рассказывает в программе. Также телезрители узнают, чем теперь занимается Гурьев, почему Михалков не отпускал актёров домой в течение всех съёмок и как развлекал коллег, каким образом Адабашьян спас съёмку эпизода с механическим инструментом и многом другом.

Источник

Неоконченная пьеса для механического пианино

Вернуться в каталог

Неоконченная пьеса для механического пианино

Рейтинг 0.7 » Потратьте свое время, не пожалеете «
Дата выхода 1976
Страна СССР
Жанр Драма

В имении генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Семен Порфирьевич Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнает свою первую любовь.

Общество развлекается. Играют в фанты, Павел Петрович изображает брачный крик марала. Однако все это веселье — натужное и ненастоящее. Сквозь ровный ход беседы постоянно прорываются тяжелые «неудобные» темы.

Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Михаил Васильевич в ужасе от того, что все «не то» и что жизнь прошла бездарно, бежит топиться, но оказывается в воде по колено.

Сценарий представляет собой компиляцию чеховских произведений «Учитель словесности», «В усадьбе», «Моя жизнь», «Три года». В основе лежит ранняя чеховская пьеса «Безотцовщина». Зритель без труда узнает большое количество чеховских фраз, да и сам фильм получился своеобразным «концентратом» Чехова.

Здесь, как это характерно для Чехова, трагедия внутренняя. Внешне все благополучно, но внутри все кипит и страдает. Отношения между героями очень непростые. Анна Петровна любит Михаила Васильевича, а он хочет прекратить их роман, который сам же затеял со скуки. Семен Порфирьевич ненавидит Платонова. Михаил Васильевич мучается воспоминаниями о Софье. Только Сашенька — преданная верная жена — ни о чем не догадывается и совершенно счастлива.

Все и вся находятся в состоянии кризиса. С одной стороны, Россия, которая стоит на историческом перепутье, когда крепостное право отменено и происходит становление новых экономических и социальных отношений. Дворянское сословие, в каком-то смысле оказалось жертвой этих изменений — сильные выживают, слабые разоряются. С другой стороны, герои, которые прожили свою жизнь до середины. Пройден тот рубеж, когда законными становятся вопросы: чего я достиг, что я за свою жизнь сделал. Каждый из них может ответить — ничего. От этого-то Трилецкий старается впасть в забытье и ни о чем не думать, а Платонов будит своими криками весь дом и бежит к реке.

Исторические условия, воспитание, образование породили особый склад характера интеллигенции, обличаемый Чеховым: какое-то патологическое бессилие, неумение ничего сделать, чего-то добиться, пустая риторика и самообман, внутренняя опустошенность. В итоге жизнь прожита зря. (Портрет очень схож с интеллигентами «застойных» времен, вот почему они говорили: это фильм про нас.) Однако тут есть еще одна важная деталь, которую нельзя упустить.

Обезбоживание интеллигенции к этому времени достигло своего апогея, разве что к началу XX века оно еще усилится. Какая внутренняя жизнь у Трилецкого? А у Софьи? Природа не терпит пустоты, душа страдает и мечется в поисках пищи.

Этот фильм про жизнь без смысла. Вот такая она тягостная, беспросветная, мучительная. Однако спасение совсем рядом. Может, на это намекают величественные, безмятежные картины природы, восход солнца и маленький нательный крестик Петеньки.

Неоконченная пьеса для механического пианино (Михалков Никита)

Общество развлекается. Играют в фанты, Павел Петрович изображает брачный крик марала. Однако все это веселье — натужное и ненастоящее. Сквозь ровный ход беседы постоянно прорываются тяжелые «неудобные» темы.

Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Михаил Васильевич в ужасе от того, что все «не то» и что жизнь прошла бездарно, бежит топиться, но оказывается в воде по колено.

Сценарий представляет собой компиляцию чеховских произведений «Учитель словесности», «В усадьбе», «Моя жизнь», «Три года». В основе лежит ранняя чеховская пьеса «Безотцовщина». Зритель без труда узнает большое количество чеховских фраз, да и сам фильм получился своеобразным «концентратом» Чехова.

Здесь, как это характерно для Чехова, трагедия внутренняя. Внешне все благополучно, но внутри все кипит и страдает. Отношения между героями очень непростые. Анна Петровна любит Михаила Васильевича, а он хочет прекратить их роман, который сам же затеял со скуки. Семен Порфирьевич ненавидит Платонова. Михаил Васильевич мучается воспоминаниями о Софье. Только Сашенька — преданная верная жена — ни о чем не догадывается и совершенно счастлива.

Все и вся находятся в состоянии кризиса. С одной стороны, Россия, которая стоит на историческом перепутье, когда крепостное право отменено и происходит становление новых экономических и социальных отношений. Дворянское сословие, в каком-то смысле оказалось жертвой этих изменений — сильные выживают, слабые разоряются. С другой стороны, герои, которые прожили свою жизнь до середины. Пройден тот рубеж, когда законными становятся вопросы: чего я достиг, что я за свою жизнь сделал. Каждый из них может ответить — ничего. От этого-то Трилецкий старается впасть в забытье и ни о чем не думать, а Платонов будит своими криками весь дом и бежит к реке.

Исторические условия, воспитание, образование породили особый склад характера интеллигенции, обличаемый Чеховым: какое-то патологическое бессилие, неумение ничего сделать, чего-то добиться, пустая риторика и самообман, внутренняя опустошенность. В итоге жизнь прожита зря. (Портрет очень схож с интеллигентами «застойных» времен, вот почему они говорили: это фильм про нас.) Однако тут есть еще одна важная деталь, которую нельзя упустить.

Обезбоживание интеллигенции к этому времени достигло своего апогея, разве что к началу XX века оно еще усилится. Какая внутренняя жизнь у Трилецкого? А у Софьи? Природа не терпит пустоты, душа страдает и мечется в поисках пищи.

Этот фильм про жизнь без смысла. Вот такая она тягостная, беспросветная, мучительная. Однако спасение совсем рядом. Может, на это намекают величественные, безмятежные картины природы, восход солнца и маленький нательный крестик Петеньки.

Критерии Оценка Яркость Описание
Семейные ценности 1 0.8 Образ Сашеньки — жены Платонова.
Превосходство духовного над материальным 1 0.6 Хоть герои и не богаты, но занимает их совсем не поиск материальных благ.

Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице «Критерии оценки»

Была ли данная публикация полезна Вам? “Да”, “Нет”

Источник

Неоконченная пьеса для механического пианино. Системно о кинофильме и о чеховских судьбах

Неоконченная пьеса для механического пианино. Чеховский сюжет

С первых кадров фильма перед зрителем предстает прекрасная картина русской природы: река, буйная летняя растительность средней полосы России, на фоне которой разворачиваются события столь важные, сколь и спокойные. Генеральская усадьба времен существования крепостного права наполняется гостями: к вдове генерала по только что просохшим после долгой зимы дорогам спешат соседи. Как обычно, за показными реверансами и красивыми словесными оборотами просматривается весьма прозаичная картина.

Генеральша, в результате безудержных трат на гуляния, цыган, угощения и прочие «дворянские» радости, промотала все состояние своего покойного супруга. Как обладательнице кожно-зрительной связки векторов в состоянии «войн», ей не так уж сложно поддерживать свое положение путем получения кредитов от обожествляющих ее мужчин. Влекомые ее феромонами, они крутятся вокруг не очень молодой и капризной особы дворянского происхождения. От слуг и до высокопоставленного соседа – все очарованы ею и не скрывают своих чувств. Выбирает женщина и останавливает свое внимание на том, кто ей подходит наибольшим образом.

Наибольшим событием в усадьбе стала женитьба генеральского сына на Софье, женщине спокойной и преисполненной новых, уже витающих в России, идей равенства и женской эмансипации. Ее благие намерения разделяет и ее муж, инфантильный представитель анального вектора , он пугается резких звуков и хватается за сердце при любой насмешке.

Все было бы прекрасно, если бы не одно НО – первая любовь Софьи. Тут, в генеральской усадьбе, в глубинке, далекой от столицы, она встречает своего давнего возлюбленного, некогда студента высшего учебного заведения – Михаила Платонова, ныне школьного учителя, уже женатого и имеющего детей.

Оба бывших возлюбленных – обладатели зрительного вектора, и их внезапная встреча вызывает необычный и яркий всплеск эмоций, который они выражают… в скандале. Желая обвинить мужчину, Софья направляет против него остроты относительно его несбывшихся планов стать дипломатом или министром. Тонкая игра слов приправлена женской обидой, остается только понять – на что? Михаил же с горечью описывает ей свою далеко не перспективную жизнь. Сложившаяся ситуация вызывает затянувшуюся паузу среди гостей.

Неоконченная пьеса для механического пианино. Колесо событий скатывается в реку

С этого момента киноленты события развиваются стремительно. Знакомые уже 7 лет, Софья и Михаил ищут встречи, укрываясь в темных уголках усадьбы, чтобы наконец выяснить, почему их судьбы так нелепо разошлись, разбив все светлые мечты.

Параллельно с этим в фильме показаны и другие важные аспекты жизни русского человека той эпохи. Разрыв между социальными слоями населения превращает дворян и образованных людей в особ с завышенными возможностями, имеющими право безнаказанно распоряжаться чужими жизнями.

Например, врач, герой Никиты Михалкова, безосновательно отказывает в посещении жене обыкновенного человека, так как его ждут развлечения – сюрпризы и фейерверки. Гость-помещик, очередной кредитор обаятельной генеральши, беспрестанно заявляет о «белой кости» дворян и «чумазости» (понимай – недостойности) всех остальных, привычно разделяя мир на белое и черное и проклиная несостоятельность современных людей в сравнении с прошлым.

Отношение присутствующих к социальному положению разных сословий раскрывается, когда генеральша устраивает очередную шараду с механическим пианино, изобразив, будто на нем играет местный крепостной. У всех присутствующих это вызывает панический ужас и невообразимое потрясение: как на инструменте может играть не «белая кость»? Эта шарада стоила обморока супруге Михаила, женщине честной и любящей его до беспамятства, но, к сожалению, не взаимно.

На фоне всего этого основные герои любовной драмы – 7 лет назад влюбленные Софи и Мишель – выясняют отношения. История их любви оказалась прерванной, юная девушка уехала на 2 дня и не вернулась к своему студенту. Он долго ждал, каждый день дежуря на вокзале, но так и не дождался свою любимую.

Почему она ушла? Он спрашивает ее, но она не отвечает. Потому что не знает ответа. Бессознательное психическое, определенное той же кожно-зрительной связкой, вынудило ее упорхнуть от кавалера, чтобы он догнал ее, помчался за ней – таким женщинам свойственно так вести себя в паре с мужчиной. Но она просчиталась, анально-зрительный верный и неповоротливый Мишель не помчался за ней. И теперь она вопрошает: «Ах, ну почему же Вы меня не нашли?».

Непонимание и упущенные шансы привели к разлуке на долгие годы, но, как оказалось, не убили чувства. Софи и Мишель любят до сих пор. Но как же они воспользуются этой своей встречей?

Неоконченная пьеса для механического пианино. В чем же неоконченность?

Оба героя уже обременены брачными узами. Увидав свою супругу в объятиях бывшего возлюбленного и вмешиваясь в их беседу, сын генерала впадает в паническое состояние и хочет навсегда уехать. Вынырнувший из моря уже позабытых эмоций, Михаил вспоминает о жестокой реальности: все уже не так, как было раньше, впереди для них нет грядущих лет, и институт он бросил.

В свойственной зрительникам манере, он, привлекая внимание всех, кто не спит в эту ночь, устраивает истерику . Жизнь не та, о которой они мечтали, жизнь не сложилась, и он ничего не достиг. Сколько бы он не указывал окружающим на никчемность и бесцельность их жизни – сам он не лучше. Ему уже 35, Лермонтов, достигнув больших высот, уже 8 лет как был бы в могиле, а результат жизни Михаила – пустота…

Это осознание настолько сильно, что причиняет невероятную боль. Ему хочется уехать, скрыться и ни о чем не думать. Обязательства перед семьей и вероломство своей первой подруги определяет его поступок – он не отрекается от нынешней жизни. Он не может разорваться пополам: эмоциональная связь, вспыхнувшая с новой силой вместе с памятью об ушедшем и привычность жизни в своей семье и работе важны для него. Но как типичный представитель анального вектора – он не хочет ничего менять. Жизнь уже не начнется с нового листа, «черновик набело не перепишешь». От этой боли и бежит Михаил прямо к обрыву, дабы прекратить мучения неспособной принять такие потрясения ригидной психики. И кто же бежит за ним? Нелюбимая им супруга, верная ему до конца.

Обрыв невысокий, а река неглубока – мужчина быстро поднимается на ноги. Жена уговаривает его не сдаваться и быть сильным, а она будет рядом с ним – любым, ведь никто не любит его так, как она.

И лишь овдовевшая генеральша знала все наперед. Кожно-зрительная женщина, обеспечивающая свою жизнь связями не только с «белой костью», между честью и кредиторами выбирала кредиторов. Но это не помешало ей установить с Михаилом длительный адюльтер, ведь среди присутствующих он самый чувственный и воспитанный. Ей сложно пережить явление его бывшей любви в своих владениях, и она бесстыдно предъявляет свои права, целуя его на публике, но этим лишь быстрее толкает его на выяснение отношений с Софьей. В отличии от остальных присутствующих женщин, она в себе уверена. Успокаивая своего пасынка, она убеждает его: «Все будет по-старому. У тебя будет Софья, у меня – Миша», разделив объекты любви, как собственность.

Потрясенного и выплеснувшего наконец свои эмоции Михаила, супруга уводит прямо к генеральше и ее гостям, неспешно продвигающимся к обрыву, где их успокаивают. Отверженная Софья поглаживает руку своего собиравшегося уехать, но внезапно уснувшего инфантильного мужа.

Пьеса чувств основных героев неокончена – их мечты не реализовались, общего счастья не случилось. Как и механическое пианино, чувства все еще играют против желания, доставляя своим обладателям боль. То, о чем мечталось в юности, не стало реальностью, и что-либо изменить уже нет возможности. Не только у этих двоих, но и у остальных героев. Врач, которому скучно и «нечего ждать» от людских болезней, сосед-грубиян, делящий людей на чистых и грязных, престарелый кавалер генеральши – все они ничего не изменят в известном укладе жизни, ведущем их по кругу из собственных ошибок и лени.

Кинолента «Неоконченная пьеса для механического пианино» получила признание за рубежом Великой Страны и награды на кинофестивалях за проникновенную игру актеров и режиссуру. Особый сплав актерских талантов, с которыми работал Михалков, воплотил не только лирическую линию, но и частично показал проблему тогдашнего общества, проблему столкновения личных мотивов и общественных, через 100 лет решенных революцией.

Антон Павлович Чехов почти все свои произведения посвятил анализу внутренних мотивов человеческого поведения, озвучивая их непостижимость для окружающих. Описывая поступки и слова людей, он не раскрывает действительных мотивов их поступков. И талантливейшая экранизация его произведений лишь подчеркивает это: человек не знает, как жить и не понимает, что нужно делать, чтобы быть счастливым. Системно-векторная психология позволяет понять человека, скрытую даже от него самого жизнь его души, осознать причинно-следственные связи жизненных сценариев, чтобы пьеса жизни могла быть доиграна до полного, взаимного счастья.

Источник

Оцените статью