Непрерывное движение бом ноты аккомпанемент
Автор: Мосиенко Анастасия Михайловна
Организация: МБУ ДО ДШИ «Овация»
Населенный пункт: г. Краснодар
Методическая разработка открытого урока на тему: Работа над пьесой виртуозного характера: К. Бом. «Непрерывное движение».
Цель урока: Познакомиться с ранее неизвестным произведением, в котором присутствует штрих – «сотийе», стараться довести штрих до автоматизма, работая также над выразительной стороной пьесы.
1. Работа над штрихом.
2. Проигрывание небольших фраз с нюансами и правильным штрихом.
3. Проигрывание пьесы целиком с концертмейстером.
Пьеса исполняется штрихом сотийе. Этот штрих принадлежит к прыгающим штрихам. Штрих «сотийе» в переводе с французского обозначает — «подпрыгивать» — для быстрого, лёгкого движения. В отличие от «спиккато», который исполняется «с воздуха» , штрих «сотийе» исполняется со струны, в центре тяжести трости. Он получается только в одной точке смычка, вблизи его середины. Начинать изучение штриха нужно с «деташе», короткого, в середине смычка. Кисть не разбалтывать, акцентировать первые ноты такта. Потом постепенно нужно ускорять темп, штрих должен оставаться ритмичным. Штрих sautillé возникает из штриха détaché при игре piano, в быстром темпе и небольшим отрезком смычка; при crescendo и замедлении темпа (при этом используемый отрезок смычка расширяется) штрих sautillé естественно переходит в détaché.
В данной пьесе работу над штрихом целесообразно начинать с короткого деташе, причем играть восьмыми нотами без «дубля». Это позволит быстрее выучить мелодию, и впоследствии избежать ошибок в тексте. Необходимо сразу пояснить ученику о нюансах в произведении и способе их исполнения. А также показать, где находятся секвенционные обороты, чтобы произведение стало более понятным и запомнилось на слух. Для легкости изучения пьесы на раннем этапе ее разбора можно акцентировать первую из 4-х восьмых нот в такте. Начинать учить пьесу необходимо в замедленном темпе, от урока к урока, проверяя правильность ее изучения, проверяя качество домашних занятий и исправляя ошибки. Учить по нескольким строчкам, кусочкам, вместе их соединяя и проигрывая. Затем играть пьесу целиком в темпе – темп «Allegro» с концертмейстером, обращая внимание на гармонии, идущие у партии фортепиано. Так, в момент публичного выступления ребенок будет чувствовать, что на сцене он играет произведение не один, у него есть помощник – концертмейстер. А также, играя с концертмейстером, у ученика развивается гармоническое слышание, что важно для игры в ансамбле.
Дома ученик должен повторять и закреплять то, что было сделано на уроке.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом: 1) работа над техническим материалом (гаммы, этюды); 2) работа над пьесами и произведениями крупной формы; 3) проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях; 4) самостоятельный разбор нового музыкального материала; 5) посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие учащегося в концертной деятельности класса и школы. Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий. Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить.
Источник