Непроходимая врата тайно запечатствованная ноты

Духовная музыка

Духовная музыка и хор, авторские песни православных исполнителей, церковные песнопения, беседы
Духовная музыка — это короткий ежедневный музыкальный видеоблог, в котором вы узнаете все о русской духовной музыке, о церковных распевах, о композиторах ее написавших, о роли тех или иных произведений в богослужениях и услышите их музыкальные примеры. Услышите песни православных исполнителей, авторов. Кроме того, вы сможете поучаствовать в розыгрышах и совершенно бесплатно получить билеты на концерт духовной музыки в исполнении мужского хора иеромонаха Амвросия.

Почаевская икона Божией Матери и «Достойно есть» — Духовная музыка с иеромонахом Амвросием

Мир Вам и Божие благословение, дорогие братья и сестры!

Мы предыдущие выпуски посвятили песнопениям и молитвословиям Канона евхаристии. Условно он завершается пением «Тебе поем». Но после присуществления Святых Даров всегда поется песнопение в честь Пресвятой Богородицы.

Вот сегодня в день почитания иконы Божией Матери именуемой «Почаевская», мне хотелось бы спеть Вам песнопение напева Почаевской лавры, посвященное этой чудотворной иконе и послушать песнопение из Литургии Калинникова «Достойно есть».

Итак, стихира Божией Матери:
«Непроходимая Врата, тайно запечатствованная, Благословенная Богородице Дево, приими моления наша и принеси Твоему Сыну и Богу, да спасет Тобою души наша.»

Читайте также:  Тема орочимару ноты для фортепиано

Я пел по памяти в том метре и с теми особенностями мелодическими, как это пели, на память же, старые певчие монахини, ну где-то около 50-ти лет тому назад.

Раньше многие знали это песнопение, даже и многие из прихожан. Знали его наизусть. И часто после вечерних богослужений, после Всенощных бдений, особенно в дни чтимых икон Божией Матери, оставались у иконы и в пол голоса это песнопение напевали. «Под Твою милость прибегаем, Богородице», «Царица моя Преблагая» молитву и вот это песнопение — стихиру «Непроходимая Врата» именно вот таким напевом.

А послушать я сегодня предлагаю из Литургии (и послушать и посмотреть, поскольку это фильм) Виктора Сергеевича Калинникова №8 «Достойно есть»

[Звучит песнопение «Достойно есть» из Литургии В.Калинникова в исполнении хора иеромонаха Амвросия. ]

Прощаемся с Вами до завтра, братья и сестры!
Продолжим разговор о Каноне евхаристии!
Всего Вам доброго!

Источник

Икона «Непроходимая дверь» — почитание и молитва

Почему икона Богородицы называется “Непроходимая дверь”

Икона «Непроходимая дверь» – образ Пресвятой Богородицы, не столь широко известный и распространенный, как “Казанская”, “Владимирская”, “Покрова”. Но при этом икона доносит до верующих значимую мысль. Матерь Божья олицетворяет Дверь в Царствие Небесное. Пройти через эту Дверь к спасению души смогут только искренне раскаявшиеся в своих грехах и поступках верующие. Для закоренелых грешников эти чудесные Врата закрыты.

История написания иконы

В центральной части иконы “Непроходимая дверь” изображена Богородица с молитвенно распростертыми руками. С обеих сторон от Нее находятся верующие. Они соединены единой молитвой к Ходатаице и Заступнице – Пресвятой Богородице.

Икона появилась приблизительно в начале XVII века. В это время Русь переживала тяжелые времена Смуты, когда дальнейшая судьба государства было под вопросом. Страшный голод побудил народ восстать и свергнуть царскую династию Годуновых. Это послужило толчком к появлению самозванцев — Лжедмитрия I, позднее Лжедмитрия II. В борьбу за власть включился польский король. Он стремился подчинить себе Российское государство и навязать русским католичество. Росла преступность и безнаказанность за содеянное зло.

Именно в этот временной период как никогда была нужна помощь Бога и Богородицы. В монастырях и храмах верующие усердно молились перед иконой Богородицы. Они надеялись, что “Непроходимая дверь” станет непреодолимой преградой для грабителей, преступников и мятежников. И Богородица действительно приходила на помощь, отчего икона стала называться чудотворной.

Так, народное ополчение, решившее освободить Москву от поляков, считало Божью Матерь своей духовной Предводительницей. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед образом Богородицы. Ополченцы Минина и Пожарского штурмом овладели Китай-городом и спустя два дня освободили Кремль.

Икона «Непроходимая дверь» — вариант иконописного типа Оранта

Икона Пресвятой Богородицы «Непроходимая дверь» относится к иконописному типу Оранта (то есть “Молящаяся”). Богородица изображается с поднятыми и распростертыми к небу руками. Этот жест традиционно означает заступническую молитву, обращенную к Богу. В Византии и на Руси на груди у Богородицы обычно изображался Младенец Христос в круглом медальоне. Круг имеет значение:

– Божественное знамение как символ откровения о пришествии в мир Спасителя;

– Божественная энергия, исходящая в мир или «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19);

– Богородица отпускает в мир Богомладенца для спасения человечества.

Божья Матерь на иконе «Непроходимая дверь» изображается в полный рост. Все детали иконы глубоко символичны и неслучайны. Силуэт Богоматери напоминает своими очертаниями светильник — семисвечник, находящийся в алтарной части православного храма. И жертвенную чашу, в которой священник выносит из алтаря Святые Дары — Кровь и Тело Христовы.

Значение иконы «Непроходимая дверь«

Перед иконой молятся в первую очередь о защите в повседневной жизни. Богородица оберегает:

– от темных сил, которые всеми силами стремятся соблазнить человека на грех;

– врагов и злоумышленников;

– от междоусобиц и войн.

Важность молитв Богородице

Нет ни одного человека, кто после смерти способен находиться столь же близко к Богу, как Богородица. Она родила Спасителя всего человеческого рода – Иисуса Христа. Именно как к Матери Бога мы обращаемся, прося у Нее заступничества и ходатайства перед Богом. Верующие молятся Богородице как своей духовной Матери. Строгий Отец может отказать своему провинившемуся ребенку. Но любящее сердце Матери не устоит перед искренними просьбами.

“Меня давно как-то спрашивала одна красавица: «За что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех святых людей, но даже Ангелов и Архангелов?» Я ответил: «За то, что ни Ангелы с Архангелами, ни Херувимы, ни Серафимы не имели такого тесного и существенного участия в устроении нашего спасения, как Она». Устроение нашего спасения именуется воплощенным Домостроительством. Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение…

Естество сие взято из Приснодевы через наитие Святаго Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешно, не входя внутрь существа дела воплощения: тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется нише всех тварей… В силу сего же существенного участия и воплощении, и заступление Ее за нас сильнее всех” (святитель Феофан Затворник).

Святые Отцы с глубочайшим почтением и любовью относились к Божьей Матери. Бесчисленное количество чудес произошло по молитвам перед иконами Богородицы. Все это еще сильнее убеждает в необходимости молитвенного обращения к Пречистой Деве.

Икона «Непроходимая дверь» — молитвы

Богородичен, глас 2:

Непроходимая врата, тайно запечатствованная, Благословенная Богородице Дево, приими моления наша и принеси Твоему Сыну и Богу, да спасет Тобою души наша.

Богородичен догматик, глас 5:

В Чермнем мори, Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, зде же Гавриил, служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде Сый, явлейся яко Человек, Боже, помилуй нас.

Богородичен отпустительный, глас 5:

Радуйся, двере Господня непроходимая; радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе; радуйся, необуреваемое пристанище и Неискусобрачная, рождшая плотию Творца Твоего и Бога, молящи не оскудевай о воспевающих и кланяющихся Рождеству Твоему.

Молитва

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу.

Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Молитва «Богородице, Дево, радуйся»

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́на Ты в же́нах и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са роди́ла еси́ душ на́ших.

Источник

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

Икона Божией Матери «Непроходимая дверь» (варианты названия: «Непроходимые Врата», «Дверь Небесная», «Затворенные Врата»), редкая по своей иконографии, была распространена в XVII в. в русских православных обителях. Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников. Икона действительно помогала и поэтому стала называться чудотворной. Кто написал эту икону – неизвестно, по времени её написания оно относиться к Смутному времени, когда на троне оказался, после Лжедмитрия, Василий Шуйский. Самый ранний список иконы, считающийся первообразом, был написан в XVII в. в Сольвычегодске, он хранится в Русском Государственном музее Санкт-Петербурга.

Основу иконографии иконы составляет текст входной молитвы «Непроходимая двере тайно знаменана…», читаемой в начале литургии Иоанна Златоуста. Образ Богоматери Непроходимая Дверь («Затворенные врата»), восходящей к толкованиям на Книгу прор. Иезекииля (Иез. 44, 2), символизировал Приснодевство Богоматери, бессеменно зачавшей и по рождении Иисуса оставшейся Девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». По своему символическому смыслу дана икона близка к акафистному типу икон, так как в образе заключен богословский догмат о том, Божия Матерь является Приснодевой, сохранившей Свое девство после зачатия и рождения Иисуса Христа. В названии заложена мысль, что Божия Матерь является как бы Дверью в Царство Небесное, которую трудно пройти грешникам. Праведники же, наоборот, стремятся к этой чудесной Двери.

Существенное влияние на формирование подобных композиций оказало последование служб Великой вечерни в канун богородичных праздников, включающее чтение текста Иезекииля и пение стихир, раскрывающих тему его пророчества. По одной из версий, икона была написана на текст тропаря вечерних молитв: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского». Название иконы также связывают со словами 4-го икоса Великого акафиста Богоматери: «Радуйся, райских дверей Отверзение».

Одну из выразительных параллелей иконографии памятника дает стихира Сергия Патриарха, исполняемая на Великой вечерне в канун Рождества Богоматери 21 сент.: «Сей день Господень, радуйтесь, людие, сие бо света Чертог и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великого, Едина, и Единого входящи Христа во Вселенную, во спасение душ наших». Сформировавшаяся под влиянием различных текстов, композиция была призвана наглядно передать идеи Непорочного зачатия, Воплощения Христа и Спасения праведников. Центральное место в ней отведено образу Богоматери Оранты с Младенцем Христом в лоне. Спускающийся на Богородицу с небес поток света, заключающий изображение голубя – символа Святого Духа, исходит из уст представленного в облаках Господа Саваофа. Тема прославления Девы Марии передается образами славословящих святых, представленных по сторонам композиции. Первым среди них изображен прор. Иезекииль, держащий в руках свиток с текстом пророчества. Надежду на грядущее спасение выражают фигуры в белых саванах, олицетворяющие души умерших, томящихся в преисподней. Раскрытию символического замысла композиции способствует архитектурный фон иконы. Образ Богоматери Врата Слова, Истинная Дверь Спасения нарочито соотнесен с изображенным за Ее спиной архитектурным сооружением, решенным в виде портика – входом в Небесный град.

​Сост. по: Н. Пивоварова. Богоматерь Непроходимая Дверь // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собрания музеев России. М. 2000. С. 348.

Икону почитают два раза в год в особые дни прославления Богородицы: 1) Собор Пресвятой Богородицы , который празднуется на второй день после Рождества Христова, т. е. 8 января по новому стилю; 2) Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) – в субботу пятой седмицы (недели) Великого поста.

Богородичен, глас 2 [творение митр Антония (Храповицкого)]:

Непроходимая врата, тайно запечатствованная, / Благословенная Богородице Дево,/ приими моления наша/ и принеси Твоему Сыну и Богу, / да спасет Тобою души наша.

Ирмос 9-й песни 1-го канона на утрени, глас 3:

Новое чудо и Боголепное: / девическую бо дверь затворенную / яве проходит Господь, / наг во входе, / и плотоносец явися во исходе Бог, / и пребывает дверь затворена. / Сию неизреченно / яко Богоматерь, величаем.

Богородичен догматик, глас 5:

В Чермнем мори, / Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: / тамо Моисей, разделитель воды, / зде же Гавриил, служитель чудесе. / Тогда глубину шествова немокренно Израиль; / ныне же Христа роди безсеменно Дева. / Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; / Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна. / Сый и прежде Сый, / явлейся яко Человек, / Боже, помилуй нас.

Богородичен отпустительный, глас 5:

Радуйся, двере Господня непроходимая; / радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе; / радуйся, необуреваемое пристанище и Неискусобрачная, / рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих / и кланяющихся Рождеству Твоему.

«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Источник

Оцените статью