- Неровные порожки у гитары
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Вопрос про нижний порожек (косточку) — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Вопрос про нижний порожек (косточку) Оценка:
- #1 Merlin07
- #2 Ivan84
- #3 maev
- #4 Merlin07
- #5 Ivan84
- #6 Merlin07
- #7 KiAV
- #8 smithwest
- #9 Merlin07
- #10 KiAV
- #11 smithwest
- #12 maev
- #13 Исраэль
- #14 maev
Неровные порожки у гитары
На обычной акустической гитаре с металлическими струнами, подставка это деревянный (обычно из черного дерева или палисандра) элемент, за который крепятся струны.
Нижний порожек – это часть подставки, на которую опираются струны, и через которую струны передают свою вибрацию на деку. Порожек, как правило делали из обычной или слоновой кости, или аналогичного синтетического материала (микарта, кориана). Сейчас есть много подобных синтетических материалов, способные заменить натуральные, и подходяще по характеристикам.
Я не хочу тратить время, рассказывая про разные материалы для порожков их звуковые отличия. Меня больше интересует его свойства – его форма и прочность. Достаточно того, что тон инструмента – субъективная особенность. Мне, например, больше всего нравится кость за её долговечность, твёрдость, тон и традиционность использования.
Так как порожек это конечная точка опоры вибрирующей струны, то от того, как он расположен будет зависеть звучание инструмента. Гриф, верхний порожек и лады зафиксированы на определенном расстоянии друг от друга и эти расстояния «делят» струну, чтобы получить определённые ноты музыкальной гаммы. И для того, чтобы «деления» сохранились, и ноты на ладах звучали, как задумывалось, нижний порожек должен быть тоже на своем месте. По сравнению с открытой струной, зажатая на ладу струна имеет бОльшее натяжение и соответственно даёт звук чуть выше, чем должна. А каждая струна реагирует на это растяжение по-разному, в зависимости от материала, толщины и строя, в котором вы играете.
Чтобы компенсировать эту разницу, необходимо уделить внимание правильной настройке нижнего порожка.
Вот подставка с регулируемыми «порожками»:
Каждый маленький порожек можно двигать, чтобы оптимизировать строй. С точки зрения отстройки гитары, эта идея — супер. Достаточно отрегулировать каждый порожек и готово! Но дело в том, что звук отстойный получается. Много латуни и стальные детали буквально глушат звук, и подставка уже не может передать никакую вибрацию. Большая часть энергии возвращается обратно на струны в виде тепла и вибраций головы грифа. Если в этом сомневаетесь, то попробуйте поиграть на электрогитаре (не полой), не включая её в усилитель, и вы услышите, как голова грифа резонирует.
Большинство производителей идут на компромисс между удобством индивидуально настроить длину каждой струны и хорошим звук, делая в подставке паз для порожка немного косым.
Кроме того, на некоторых участках, угол порожка стачивается, чтобы длина отдельных струн отличалась.
Некоторые производители используют составной порожек ( очень популярно для гитар Takamine — прим. пер.)
Как-нибудь потом я напишу подробнее про способы компенсации строя. Сейчас я хочу уделить внимание тому, как устроены порожек и подставка, и как они влияют на тон. Посмотрите на этот бридж:
Идеальная высота и положение порожка. Струна выходит из отверстий в подставке и под углом опирается на порожек. Для звучания гитары очень важно давление струн на порожек.
Попробуйте на своей гитаре сделать так: рядом с порожком потяните струну вверх. Не стесняйтесь и тяните сильнее. Если получится поднять ее так, чтобы она не касалась порожка, то это значит, что она не достаточно прижимает его. Я, конечно, немного преувеличиваю, но, если струна натянута ( по строю ), то должно быть почти невозможно ее оторвать от порожка. По моему опыту, на идеальной подставке порожек должен быть выше дерева на 4,8 мм (3/16″).
Порожек может быть просто сильно прижат к подставке, как на фото выше, или можно срезать края порожка, чтобы он сочетался с формой подставки и вклеивать его, как у этого Martin 1950-ых годов на фото ниже:
В любом случае он работает одинаково. Но чтобы «вырезная» подставка стояла также прямо, как обычная, нужно ее приклеивать, как я уже сказал, но это уже устарело. Тем более, что теперь на многих гитарах пьезодатчики (UST pickup) вклеиваются под порожек.
А вот, например, слишком высокий порожек:
На самом деле, тут еще и сама подставка непродуманно сделана. Она чрезмерно ровная, хотя сам порожек имеет форму арки, как и натянутые струны, и накладка грифа. Такой высокий порожек быстро сломается, так как это неправильная опора для струн.
Очень важную роль играет угол, под которым струна опирается на порожек – «угол излома». Да, да, бывает, что даже на маленьком укулеле порожек ломается под давлением нейлоновых струн.
Сами струны не могут сломать порожек, он ломается, потому что сильно высоко установлен.
У этой подставки такая же проблема с «углом излома»:
Отверстия для струн сделаны очень близко к порожку, и поэтому давление на него намного больше, чем надо, хотя и высота нормальная. В таких случаях ломается либо подставка, либо реже сам порожек. С таким давлением струны будут вытачивать ямки в порожке, в независимости из чего он сделан.
Ямки в порожке образуются из-за мягкого материала, большого «угла излома» или просто со временем. Сидя в этой ямке, струны будут зафиксированы очень жестко и не смогут даже на чуть-чуть смещаться вдоль порожка. У любителей неслабо поиграть медиатором, струны рвутся часто именно из-за этого. Кроме того, сильный бэнд и высокий порожек усиливают давление.
Теперь поговорим о этих самых углублениях под струнами в порожке.
Вот отличный пример КАК НЕ НАДО уменьшать высоту струн. Тут не только супер-вырезы для струн, но и струны больше не давят на порожек, а значит инструмент не звучит, как мог бы.
Вот у этой старушки уже нет «угла излома»:
Порожек настолько низкий, что струны почти не касаются его. Если нужно так сильно опускать порожек, то, чтобы сохранить нормальный «угол излома», в подставке делаются небольшие дорожки от каждого отверстия для струн до порожка или «рампу», как на фото с подставкой из двух частей в начале статьи.
Здесь видно, что паз для порожка настолько маленький, что он еле удерживает такой низкий порожек.
А вот что происходит, когда паз для порожка очень мелкий, а сам порожек очень высокий, или в данном случае, паз стал мелким из-за неправильной установки пьезоэлемента в него (UST pickup)
А есть подставки, где просто отверстия для струн сделаны дальше от порожка:
Если уменьшать высоту подставки на такой гитаре, то струны не смогут оказываться нормальное давление на неё. Надо вырезать дорожки от отверстий для струн значительно длиннее, прямо через жемчужную инкрустацию.
И в идеале, надо закруглить верх порожка, чтобы струна при колебаниях касалась порожка только в одной точке. Это можно легко проверить линейкой:
А можно срезать порожек под углом к грифу, укорачивая струну, или в другую сторону, под углом к самой подставке, удлиняя струну (точнее её свободно колеблющуюся часть). В любом случае, нужно, чтобы струна опиралась только на одну, из точек порожка.
Вот ровный сверху порожек:
Такой порожек почти гарантирует мутный, грязный и скорее всего дребезжащий звук.
Как видите, очень просто и быстро выявить самые очевидные проблемы с нижним порожком, если знаете, на что обратить внимание.
Оригинал статьи
Автор: Frank Ford
Перевёл: Максим Ярушкин
Источник
Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Вопрос про нижний порожек (косточку) — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- >Исполнение
- >Инструменты
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
Вопрос про нижний порожек (косточку) Оценка:
#1 Merlin07
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 33
- Регистрация: 13 Март 09
#2 Ivan84
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 133
- Регистрация: 15 Май 06
Merlin07 (Sep 21 2009, 19:08) писал:
я допускаю, что ошибаюсь, но мне кажется, что причина кривого порожка — кривые руки того кто делал гитару.
12й лад — всегда середина струны. и флажолеты извлекаются на середине струны. 12 лад должен всегда находится на середине струны.
Если звучание флажолета близко по звучанию к звуку струны на 12 ладу, то гитара строит. во всяком случае, в 12й позиции.
а если кость под углом, то гитара не будет строить. Если, конечно, у нее гриф тоже не кривой
#3 maev
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 856
- Регистрация: 01 Апрель 08
Merlin07 (Sep 21 2009, 11:08) писал:
Сообщение отредактировал maev: 21 Сентябрь 2009 — 11:34
#4 Merlin07
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 33
- Регистрация: 13 Март 09
Ivan84 (Sep 21 2009, 11:29) писал:
я допускаю, что ошибаюсь, но мне кажется, что причина кривого порожка — кривые руки того кто делал гитару.
12й лад — всегда середина струны. и флажолеты извлекаются на середине струны. 12 лад должен всегда находится на середине струны.
Если звучание флажолета близко по звучанию к звуку струны на 12 ладу, то гитара строит. во всяком случае, в 12й позиции.
а если кость под углом, то гитара не будет строить. Если, конечно, у нее гриф тоже не кривой
Не, кривые руки тут не при чем. Я имею в виду расположение порожка типа вот такого http://www.muztorg.r. etails/A004877/
Видите, он там не параллельно ладам расположен. Это стандартно для акустик, насколько я видел.
Про Дмитрия Бабиченко щас почитаю. Там есть ответ?
#5 Ivan84
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 133
- Регистрация: 15 Май 06
Merlin07 (Sep 21 2009, 19:38) писал:
Не, кривые руки тут не при чем. Я имею в виду расположение порожка типа вот такого http://www.muztorg.r. etails/A004877/
Видите, он там не параллельно ладам расположен. Это стандартно для акустик, насколько я видел.
Про Дмитрия Бабиченко щас почитаю. Там есть ответ?
#6 Merlin07
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 33
- Регистрация: 13 Март 09
Вобщем вот что я нашел:
«С какой целью косточка в порожке гитары имеет наклон и спилы для удлинения отдельных струн?
Дело в том, что каждая из струн комплекта обладает разной жесткостью. Чем толще стальная «голая» струна или керн/сердечник витой струны, тем она жестче и тем больше требуется оттяжка по длине для ее правильного строя по ладам. Простого наклона порожка недостаточно, так как жесткость струн прирастает не на одинаковую величину. Так, по сравнению со 2-й голой струной, 3-я витая струна более гибкая (ее керн имеет меньший диаметр, чем диаметр 2-й струны), поэтому она не требует удлинения. Если же использовать 3-ю струну без обмотки, то, по сравнению со второй, ее нужно удлинять. По этой причине не может существовать одинаковых по форме порожков для разнотипных струн, и в зависимости от их конструктивных отличий необходимо корректировать форму порожка для получения максимальной стройности струн по ладам.
Должен заметить, что для получения идеального строя на ладовом инструменте с жесткими стальными струнами, те же манипуляции с длинами струн нужно проводить и на верхнем порожке, а еще лучше иметь изогнутые в разной степени лады у самой гитары. Но и это еще не все — компенсация по длинам струн должна учитывать и некоторое завышение тона, происходящего в момент прижима струн к грифу, т.е. учитывать, жесткость каждой из струн и высоту над каждым ладом . «
Хотя мне все равно не понятно, например как же может правильно звучать флажолет, если 12 лад находится не по середине струны.
#7 KiAV
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 657
- Регистрация: 26 Ноябрь 07
Merlin07 (Sep 21 2009, 12:11) писал:
Сообщение отредактировал KiAV: 21 Сентябрь 2009 — 12:24
#8 smithwest
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 260
- Регистрация: 12 Апрель 06
Merlin07 (Sep 21 2009, 19:11) писал:
Да он флажолет зазвучит если струну пополам разделить, и без разницы кривая гитара или нет. А вот совпадение флажолета и ноты на 12 ладу уже проблема.
И на классике тоже на серьезных инструментах и верхний порожек смещают в сторону корпуса, а потом компенсируют таким же смещением и нижнего. Для более точного звучания нот на 1 и 2 ладах. Вот тут все разжеванно http://ultraz-one.by. 2009_07_14.html
Сообщение отредактировал smithwest: 21 Сентябрь 2009 — 12:30
#9 Merlin07
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 33
- Регистрация: 13 Март 09
#10 KiAV
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 657
- Регистрация: 26 Ноябрь 07
Вот именно! Дело в том, что гитару в принципе невозможно настроить правильно — таковы особенности психоакустики. Это в теории ноты, отстоящие на октаву, имеют частоты, различающиеся в 2 раза. А особенности человечьего восприятия несколько иные. Октава — это уже не соотношение 2:1, а чуть-чуть другое. В итоге, октава уже не равна кварте плюс квинта. Темперированные строй, матьиво! То есть, если настраивашь гитару по октавам-флажолетам, она криво звучит по квартам, и наоборот. Где-то даже попадалась большая статья на эту тему.
Поэтому все ухищрения с порожками — это попытки как-то сгладить неприятные последствия темперированного строя. На особо продвинутых инструментах видел, что нижний порожек состоит из двух секций — каждая для тройки струн. И под своим углом каждый.
P.S. Вот статья с сайта Н. Руденко про компенсацию строя. http://www.mastergit. i-popravka.html
P.P.S. На электрогитарах техническое решение существует уже давным-давно — индивидуальная подстройка мензуры каждой струны.
Сообщение отредактировал KiAV: 21 Сентябрь 2009 — 12:41
#11 smithwest
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 260
- Регистрация: 12 Апрель 06
Merlin07 (Sep 21 2009, 19:27) писал:
#12 maev
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 856
- Регистрация: 01 Апрель 08
Merlin07 (Sep 21 2009, 12:27) писал:
Поэтому и возникает такой вариант: смотри Feinstimmbare Gitarre ИДЕАЛ
Сообщение отредактировал maev: 21 Сентябрь 2009 — 13:09
#13 Исраэль
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 262
- Регистрация: 27 Июль 07
maev (Sep 21 2009, 13:06) писал:
Merlin07 (Sep 21 2009, 12:27) писал:
Поэтому и возникает такой вариант: смотри Feinstimmbare Gitarre ИДЕАЛ
#14 maev
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 856
- Регистрация: 01 Апрель 08
Исраэль (Sep 21 2009, 14:05) писал:
Ноу проблем !
Иврит
Сообщение отредактировал maev: 21 Сентябрь 2009 — 14:42
Источник