Нет кабеля для гитары

Семь секретов гитарных кабелей

Кабель – штука немудреная, однако у них тоже есть свои секреты. Причем некоторые из них придуманы теми, кому интересно продать свои кабели подороже. Сейчас мы разберемся, где правда, где обман, а где матан.

Материалы

Самые лучшие проводники тока – серебро, медь, золото и алюминий. Кабели (не только гитарные, а вообще) чаще всего делают из меди и алюминия. Проводимость серебра всего на пять процентов больше, чем у меди, стоимость же гораздо выше, поэтому использовать его в кабелях нет смысла. То же самое относится и к покрытиям серебром и прочим местам, где его пихают лицемеры-производители, уверяя, что от этого звук становится чище® (об этом – ниже). Самое занятное – серебро подвержено окислению, которое как раз может испортить контакт.

Чего нельзя сказать о золоте – этот металл используется в качестве защиты контактов от окисления. Но проводимость его на треть ниже, чем у меди. Золото широко применяют в микроэлектронике из-за возможности вытянуть из него тончайшие проводки и в производстве печатных плат – там тончайшим слоем золота покрывают контакты, на которые потом паяют детали. При нагреве слой золота растворяется и открывает чистую, не окисленную поверхность.

А у алюминия единственное преимущество – вес, точнее, его отсутствие. Из него делают силовые кабели, когда низкая стоимость установки перевешивает потери из-за унылой проводимости. Алюминиевые провода, к сожалению, можно встретить в стенах старых советских домов и внутри некоторой техники. В современном оборудовании они, к счастью, не применяются.

Сопротивление, индуктивность, ёмкость

Когда мы соединяем кабелем гитару с пассивными датчиками и усилитель, мы получаем электрическую схему из сопротивления, индуктивности и ёмкости. Эта схема работает как фильтр низких частот, откусывая от звука гитары самый верх. (Прошу высоколобых специалистов меня не пинать, я, во-первых, пишу макисмально понятно, не для ботанов, а для всех, а во-вторых – сам ботан и спец). Единственная важная характеристика кабеля здесь – ёмкость. Если она относительно велика, а кабель длинный, скажем, метров 10 и больше, то потеря верхних частот может быть заметна на слух.

Бескислородная медь

О, тут мы откроем сразу две тайны. Первая: почти все современные кабели делаются из бескислородной меди. В ней нет ничего экзотического, и все уважающие себя производители кабелей применяют ее в производстве. Гордая надпись на этикетке о бескислородной меди – очередной маркетинговый трюк.

Вторая тайна: на самом деле в бескислородной меди есть кислород, но его там так мало, что можно и не обращать на него внимания. Чистота металла важна для точных измерительных приборов, ну а то, чего касаются пальцы соло-гитариста, по определению не может быть точным. Шутка, ха-ха.

Микрофонный эффект

Он наблюдается везде, где есть несколько проводников, расположенных рядом. Удары по кабелю, его вибрации, топот пьяного барабанщика превращаются в электрические сигналы, которые слышно в усилителе. Здесь же можно вспомнить и трибоэлектрический эффект – возникновение статических зарядов из-за трения разнородных материалов. Производители кабелей стараются уменьшать действие этих эффектов или, как минимум, говорят о том, что стараются.

Не нужно путать микрофонный эффект в слаботочных кабелях перед усилителем и слышный в наушниках, если поскрести по проводу. Это всего лишь механическая передача звука, а не возникновение электрического тока.

Скин-эффект

О нем любят вспоминать аудиофилы, рассказывая о своих супер-дорогих кабелях с серебряным покрытием. Действительно, переменный ток имеет обыкновение течь по поверхности проводника, а не по всей его толще. Причем чем выше частота, тем тоньше слой, по которому течет ток. Например, для частоты 10 ГГц толщина скин-слоя – всего около одного микрона. Поэтому проводники для высоких частот покрывают тонким слоем серебра или золота, это дает ощутимые преимущества по сравнению с обычными медными проводами. Но серебрить провода для звуковых частот бессмысленно, потому что толщина скин–слоя тут порядка полумиллиметра, она сравнима с толщиною центрального проводника в кабеле.

Тем не менее, британские учёные из Университета Сент-Эндрю (вот ссылка на их исследования, где много матана на английском языке) посчитали, что потери сигнала в толстеньком кабеле сечением 4 кв.мм. из-за скин-эффекта таки есть. На частоте 25 КГц (что почти в два раза выше частоты слышимого звука) сигнал ослабляется аж на 0,02 дБ. Так что серьёзным аудиофилам, которые на слух различают столь малые величины, придется тщательно серебрить свои провода, а задно и уши, чтоб уж наверняка. Всем остальным настоятельно рекомендую не слушать чушь про серебрённые провода и, тем более, не тратить на них деньги.

Направление

На кабелях для гитар и студийного оборудования можно заметить стрелочки, недвусмысленно, на радость аудиофилам, указывающие в одну сторону. Отсюда пошла история о том, что сигнал передается по кабелю в одну сторону лучше, чем в другую. Причем для того, чтобы он передавался ещё лучше, кабель нужно прогреть постоянным током. И неважно, что ток в звуковых кабелях переменный, так что прогрев кабеля улучшает ровно половину музыки, а вторую, которая идет в другую сторону – ухудшает! Правильно нужно прогревать кабели так: минуту в одну сторону, минуту в другую. Повторять бесконечно. Пусть займутся этим, вместо того, чтобы голову людям морочить.

Ну а я пока расскажу, зачем на кабелях рисуют стрелочки. Внутри таких кабелей обычно две жилы и экран вокруг них. Экран соединяется с одной жилой только на одном конце кабеля – это нужно для того, чтобы не было замкнутой петли из земляных проводников, в которой будут наводиться помехи. Стрелки на кабеле и нужны для того, чтобы звукотехники знали, с какой стороны экран на кабеле отсоединен, чтобы не наделать земляных петель при соединении аппаратуры.

И самое главное, что нужно знать…

… кабель – пассивный компонент!

Кабель ничего не может добавить в звук инструмента да и вообще в любой звук. Точно так же, как человек не может летать, махая руками, и предсказывать будущее – что бы вам не рассказывали участники событий и свидетели. И все фирмы, заявляющие, что их кабели увеличивают басы, делают более чистой середину и т.д. – бессовестно лгут. Кабель может лишь ослабить сигнал в какой-то области частот, зависит это только от ёмкости кабеля, больше ни от чего.

Если производитель заявляет, что кабель усиливает басы, на самом деле он ослабляет верхние частоты, как пассивный эквалайзер. То же самое можно сделать, покрутив ручку тембра на гитаре – там тоже есть конденсатор и он так же отбирает верха от звука. Причем его емкость гораздо больше емкости даже недорогого кабеля, поэтому влияние на звук ручки тембра гитары гораздо заметнее. Сам же кабель не может значительно портить звук гитары, если, конечно, он не длиной 50 метров или вообще порван. Доказательства этому – в следующей статье.

Источник

Как спаять кабель для электрогитары

Качественный гитарный кабель – недешевое удовольствие, которое обычно не по карману начинающим музыкантам. Частые поломки дешёвого шнура потребуют некоторых затрат для регулярного ремонта. Оптимальный выход из затруднительного положения – научиться изготовлять и ремонтировать важный элемент самостоятельно в домашних условиях. Как спаять гитарный кабель и что для этого нужно знать? Без каких компонентов не обойтись в процессе работы? В статье расписан подробный алгоритм действий.

Важный этап — подготовка рабочего места

Первый важный нюанс – наличие проветриваемого и хорошо освещенного помещения. На столе (который не жалко повредить горячим паяльником) нужно разложить все нужные комплектующие. Для минимизации риска испортить поверхность рекомендуется застелить ее бумагой или клеенкой. Информацию о том, как спаять кабель для электрогитары правильно и быстро, вы узнаете из этой статьи.

Список необходимых инструментов и деталей:

  • паяльник (мощность до 65 Вт);
  • кусачки;
  • плоскогубцы;
  • нож;
  • наждачка (шлифовальная бумага);
  • инструментальный кабель нужной длины;
  • разъемы (TS Jack или TRS Jack);
  • канифоль (флюс);
  • надфили для зачистки.

Если что-то из этого списка не окажется у вас в наличии, то вы легко сможете приобрести это в любом магазине радиодеталей вашего города. Помните, что готовый инструментальный кабель для электрогитары должен отвечать всем техническим характеристикам: быть физически крепким, иметь низкую емкость и высокое качество экранирования (для блокировки посторонних шумов).

Обращаем внимание на нюансы: как выбрать компоненты для работы

При выборе паяльника обязательно учитывайте разновидность жала. Обычные медные наконечники, с которыми работали еще ветераны электроники, имеют свойство быстро обгорать и плавится. Керамические жала – надежны, безопасны и длительны в эксплуатации. Но особенностью такого вида является высокая стоимость. Сейчас большинство паяльников имеют сменные жала, поэтому вы можете брать разные виды и экспериментировать. В качестве припоя можно использовать легкоплавкие ПОС 40 (рабочая температура 238 градусов) или ПОС 61 (191 градус).

Чтобы спаять кабель для подключения электрогитары, также понадобится флюс. Это специальное вещество, которое повышает адгезию металлов. В результате происходит проникновение одного металла в другой и создание надежного паяного соединения. В качестве флюса используют обычную канифоль, раствор спито-канифольный или глицерино-канифольный. Если используются флюсы на основе кислот, то их обязательно смывать после пайки водой или спиртовым раствором. Это предотвратить коррозию и возможный выход из строя в дальнейшем.

К выбору кабеля для работы также нужно подходить ответственно. Хорошие варианты – Proel, Klotz, Horizon. В качестве разъема подойдет Switchcraft или любой другой, который есть под рукой. Выбор этих элементов зависит от вкуса и предпочтений каждого, но излишняя экономность приведет к низкому качеству и скорой поломке готового кабеля.

Алгоритм действий или как правильно спаять кабель

  1. Берем кусок кабеля и тщательно зачищаем концы (на 0,5 см от края). Сигнальный (средний) провод очистить от изоляции при помощи кусачек. Также требуется обработка наждачкой или надфилем контактов для лучшего скрепления с припоем.
  2. Включаем паяльник и ждем прогрева до нужно температуры. Если устройство не новое – предварительно зачищаем жало (строго до включения в сеть).
  3. Производим лужение – скручиваем провод в своеобразный «жгутик», прижимаем полученный компонент паяльником к канифоли. «Жгутик» прокручивать по часовой стрелке.
  4. Берем разъем и готовим его к пайке. Откручиваем корпус, место и контакты для спайки зачищаем наждачкой, затем наносим канифоль и припой.
  5. Улучшить изоляцию поможет «кембрик». Схема его изготовления проста – взять провод, аккуратно снять изоляцию (до 1 см), надеть ее на жилу рабочего кабеля. Или использовать термоизоляцию. При воздействии высокой температуры она плотно обхватывает кабель или его жилу.
  6. Корпус штекера продеваем в кабель, сам провод плотно заживаем при помощи плоскогубцев.
  7. Прижимаем к «джеку» кабель, прикладываем также провод и производим спаивание. К сигнальному контакту припаивается центральная жила, к корпусу разъема – экранирующую оплетку. Далее закручиваем корпус и повторяем действия со вторым штекером.

Обязательно делать дополнительный изолирующий слой. Сплетенные объемные внутренние провода, покрытые оплеткой, создают большую емкость. Воспроизведение звука в такой ситуации значительно ухудшается, появляются шумы и некачественное проигрывание любых частот.

Спаять кабель для электрогитары своими руками можно за несколько минут. Терпение, усидчивость, проверенные и качественные элементы для работы помогут изготовить шнур для длительного использования. Не жалейте канифоли и тщательно обрабатывайте место спайки и провода. Надежная пайка в месте контакта продлит срок службы гитарного кабеля. Самостоятельный ремонт или изготовление такого элемента с нуля позволит сохранить личные средства.

Источник

К вопросу о гитарных, кабелях и не только….

Сейчас довольно сложно найти ту область гитарной-и-окологитарной индустрии, где бы не ступала нога исследователей и маркетологов. Даже всякие разные мелочи типа конденсаторов, резисторов и потенциометров изучены на предмет влияния на звук гитары. Я уж молчу о действительно важных вещах вроде бриджей, колков, датчиков и конечно же гитарных кабелей.
Естественно, как и в любом другом сегменте рынка, гитарные принадлежности делятся по качеству ( и соответственно цене) на товары низшего уровня, среднего и высшего.
Факт осознания того, что разница в качестве гитарной продукции есть( и довольно большая)- служит отличной почвой для рождения «маркетинговых щедевров», вроде бриджей для телекастера за 10000 руб, или гитарного кабеля с ценой 12-15 тысяч. В реальности же, дело обстоит так: любое дополнительное оборудование для гитары имеет определенную зависимость цена/качество. Если эту зависимость представить в виде графика, то он не будет линейным.
Поясню на примере: некто играет на хорошем инструменте через дешевый китайский кабель. Вроде неплохо звучит, но гитарист понимает, что может быть еще лучше. Он ищет слабое место в цепи своего звука- и находит.
Его первый шаг – покупка нового бюджетного кабеля. Звук стал чуть лучше. Начинается исследование рынка гитарных кабелей, сравнение параметров различных моделей. Поэтому второй шаг- покупка кабеля профессионального уровня ( Mogami Sommer TaskerVan Damm и др). Деньги потрачены не слишком большие(средний ценовой сегмент), а прирост в качестве передачи звука огромный. Гитарист начинает слышать то, что раньше не слышал в своем инструменте.
Но, как известно, лучшее враг хорошего. И грядет очередной апгрейд. Естественно покупается кабель высшего ценового сегмента . Но тут притаилось самое главное разочарование: прирост в качестве оказывается совсем невелик, в сравнении с предыдущим оборудованием. Между тем стоимость ( опять же в сравнении) значительно больше. Проще говоря, новый кабель стоил в три раза дороже, но оказался лишь чуть лучше. Соотношение ценакачество оказалось невыгодным.
Поэтому, на мой взгляд, в выборе коммутации нужно придерживаться «золотой середины». Безусловно, для получения фирменного звучания требуется профессиональное оборудование, но оно необязательно должно стоить заоблачных денег.
Все вышеописанное применимо не только к гитарным кабелям, но и к большинству гитарного оборудования. Но пора переходить к рассмотрению конкретных вещей, чем именно хороший кабель отличается от плохого? Для ответа на этот вопрос необходимо сформулировать требования, предъявляемые к гитарной коммутации.
— Во-первых кабель должен отлично «звучать». Понятно, что сам по себе он звучать не может, но под этим понимается то, что инструмент, будучи подключенным к усилителю через этот кабель выдает ожидаемый «фирменный» звук. Очень многие люди ориентируются не на звук, а на характеристики того или иного кабеля. Для них чуть большее значение емкости является достаточным поводом для исключения продукции некоторых фирм из списка претендентов. Лично я предпочитаю иной подход. Для меня самым важным является звук, а цифры в описании я воспринимаю как дополнительную информацию. Лучший тест для меня – это подключить хороший телекастер или страт испытуемым кабелем в чистый канал лампового усилителя. Достаточно минуты, чтобы определить насколько кабель хорош. И конечно, если все звучит на чистом звуке, он будет отлично вести себя на перегрузе( что впрочем тоже не мешает проверить).

-Во-вторых: для качественной коммутации просто необходимы фирменные разъемы. Дело в том, что дешевые разъемы слишком хлипкие , сделаны из некачественных материалов и не выдерживают интенсивной эксплуатации. Не стоит на этом экономить, чтобы не оказаться в неприятной ситуации в ответственный момент. Есть целый ряд фирм, производящих разъемы отличного качества( Neutrik – Amphenol – Hicon – Switchcraft – G&H – Furutech и др.).

— Следующий аспект – хороший гитарный кабель имеет экранировку, которая избавляет от лишних шумов и микрофонного эффекта. Знаете хороший тест? Подключите кабель в работающий усилитель, сверните кольцом и бросьте на пол. Если в усилителе будет слышен сильный хлопок – кабель не очень хорошо экранирован.

— Еще одна деталь – оболочка кабеля. От нее зависит внешний вид и механическая прочность кабеля. Оболочки бывают самые разные, ПВХ и текстильные, а так же различных цветов.

— Следующий пункт касается гибкости кабеля. Сейчас на рынке огромное количество замечательных в плане звука кабелей, но к сожалению, совершенно не гибких. Мне кажется это неудобно. Особенно на сцене, где с «дубовым» кабелем двигаться отнюдь непросто.
Надеюсь, моя статья помогла вам разобраться в непростом вопросе выбора кабеля для своего любимого инструмента. В качестве итога хотелось бы сказать, что поиск «своего» звучания — дело непростое и не быстрое. Но важно помнить, что мелочей в нем нет. Поэтому слушайте как можно больше разных кабелей в разные усилители — и выбирайте свой.

Источник

Оцените статью