Нет времени для занятий гитарой

Нет времени для занятий гитарой

Автор: Tom Hess
Источник: tomhess.net

Никак не можете выделить достаточно времени на занятия игрой на гитаре? Не можете выбрать, что именно отрабатывать в тот крохотный промежуток времени, которым располагаете?

Конечно, может быть сложно найти больше времени для занятий гитарой, но зато вполне возможно научиться получать за имеющееся время максимум результатов. Вот что нужно для этого делать.

Для получения ощутимых результатов в игре на гитаре, Вы должны сосредоточиться на двух основных вещах: результативность ваших занятий и их продуктивность. Быть продуктивным — значит умело избегать напрасной траты времени и сил. Быть результативным — значит иметь возможность достичь желаемого результата.

Представьте, что Вы пытаетесь вырыть бассейн чайной ложкой. Конечно, Вы работаете результативно (бассейн-то выкапывается), но на завершение этой работы уйдут ГОДЫ (потому что Вы работаете с низкой продуктивностью). Гораздо лучший подход (который позволит Вам сэкономить время и силы) — это использовать мощный экскаватор и сделать ту же работу за считанные минуты!

Чтобы стать действительно замечательным гитаристом за минимальное время, Вы должны стремиться максимизировать и результативность, и продуктивность, т.к. они одинаково важны. Однако эта статья посвящена целиком продуктивности, а про результативность я расскажу в другой статье.

Хочу поделиться с Вами тремя эффективными идеями и стратегиями занятий, с помощью которых можно максимизировать результаты занятий за счёт увеличения продуктивности. Их можно и нужно применять вне зависимости от того, сколько времени Вы выделяете для занятий, и особенно если это время ограничено.

Многие гитаристы отчаиваются, если не могут выделить для занятий достаточно большой промежуток времени (например, час или больше ежедневно). Я часто получаю от учеников письма типа «Том, у меня для занятий есть только 20 минут в день, и я хочу научиться играть на гитаре как можно скорее и как можно лучше. Что мне делать?».

В таких случаях я советую отрабатывать упражнения, имеющие высокий уровень «универсальности». Навык является «универсальным», если работа над ним помогает Вам развивать одновременно и другие приёмы игры (например, техника левой руки, техника правой руки, синхронизация рук, переход между струнами, глушение струн, знание нот на грифе, импровизация и т.п.). Если отработка какого-то навыка помогает более чем в одном направлении одновременно, значит этот элемент имеет определённую степень универсальности. Степень универсальности навыка определяется двумя основными факторами. Первый фактор — это количество приёмов, которые он помогает осваивать одновременно. Второй — насколько эффективно он позволяет это делать.

Один пример техники с высокой степенью универсальности — это пропуск струн. Она включает в себя техники для обеих рук, способствует отработке сихнронной работы рук, и заставляет Вас сконцентрироваться на глушении нежелательного звука других струн. Эту технику стоит отрабатывать, потому что работа над ней помогает улучшить исполнение сразу нескольких различных технических элементов.

А вот, к примеру, легато имеет гораздо меньшую степень универсальности. Этот прием отрабатывается в основном только левой рукой, а также в некоторой степени развивает навык глушения струн. Поэтому, если время ограничено, отработка легато, пожалуй, не принесет Вам столько же пользы, сколько отработка пропуска струн.

Если Вы будете отрабатывать в первую очередь более универсальные навыки, занятия принесут Вам гораздо больше пользы. Мне бы хотелось, чтобы Вы узнали об этой идее, и чтобы Вы помнили о ней при выборе упражнений, если у Вас очень мало времени на занятия.

Чтобы помочь Вам полностью понять и ПРИМЕНИТЬ идею универсальности в Ваших занятиях, я записал бесплатное короткое видео о занятиях игрой на гитаре.

Я обучаю моих учеников этой философии «универсальности», и её понимание и применение играет ключевую роль в том, что им удаётся стать замечательными гитаристами за короткое время.

2. План Пути к Успеху

Ещё один способ кардинального повышения Вашей продуктивности — использовать расписание занятий, составленное специально для достижения именно Ваших целей. Думайте о расписании занятий как о плане Вашего пути к успеху. Если Вы застряли на одном уровне на месяцы или даже годы, и мечтаете перешагнуть эту ступень, но у Вас мало времени на занятия, подумайте о составлении расписания. Оно поможет Вам оставаться сконцентрированным на том, что нужно делать, стать более организованным и не тратить напрасно время, отведённое на занятие.

Это расписание должно соответствовать Вашим личным целям в музыке, и быть достаточно гибким, чтобы подстраиваться под Ваш прогресс и под возможные изменения музыкальных амбиций. Если Вам не удаётся составить эффективное расписание самому, вот это средство может помочь.

3. Разделяй и Властвуй

Ещё один совет, который я хочу Вам дать, заключается в том, чтобы выделять стоящие перед Вами технические трудности более чётко. Это позволит Вам взяться за корень проблемы и обойтись без потери драгоценного времени на отработку тех элементов, которые Вы уже можете играть хорошо.

Например, если Вы играете восходящую гамму вроде этой,

Вы можете испытывать трудности с точностью постановки руки на грифе каждый раз при переходе с 4-й струны на 3-ю. Вот тут-то продуктивность занятий большинства гитаристов и хромает. Они будут практиковать ВСЮ последовательность снова и снова, пытаясь преодолеть эту проблему. Хотя проблемный элемент при этом отрабатывается, продуктивность занятия существенно снижается по следующим причинам:

— 1. Количество раз в минуту, когда Вы играете ИМЕННО проблемную часть фразы, будет заметно меньше просто потому, что Вы также играете и другие ноты.

— 2. Ваше внимание не будет полностью сосредоточено на проблемной части, потому что Вы должны также думать об игре остальной части фразы. Это означает, что Вашим рукам придётся проиграть проблемный участок БОЛЬШЕЕ число раз, пока Вы его не одолеете.

Это похоже на рытьё бассейна чайной ложкой, и, очевидно, это очень непродуктивно.

Если вместо этого Вы потратите немного времени на выявление проблемы (в данном случае — переход между струнами и переход с мизинца на указательный палец) и сконцентрируетесь на отработке только этого участка без проигрывания остальной части фразы, Вы пройдёте этот участок во много большее число раз в течение минуты! Используйте этот подход вне зависимости от того, сколько времени есть в Вашем распоряжении, и тем более, если время ограничено.

ПОСЛЕ того, как Вы отработали проблемную часть отдельно, поставьте её обратно в контекст всей фразы, и пройдите фразу целиком чтобы посмотреть, как теперь получается ее играть. Но отработка проблемной часть отдельно (отделяй её и властвуй!) должна стать первым шагом.

Подумайте о каждом из трёх практических советов. Если Вы уже знакомы с ними, применяете ли Вы их каждый день? Разумеется, если Вы уже применяете их на практике и получаете хорошие результаты, продолжайте в том же духе! Однако, если Вы пока не применяете эти идеи, и/или не прогрессируете в желаемой степени, то Вам стоит основательно подумать о том, как лучше применить их для повышения продуктивности Ваших занятий. Если Вы так и не продвинулись, пытаясь применить их самостоятельно, попросите кого-нибудь помочь!

Если Вы последуете советам, данным в этой статье, то скоро Вы заметите, что достигаете большего за 30 минут занятий, чем другим удаётся достичь за 2 часа!

Узнайте больше о продуктивных занятиях игрой на гитаре из этого бесплатного видео о занятиях игрой на гитаре.

Источник

Как заниматься на гитаре уставшим после работы

Многие взрослые самоучки неожиданно сталкиваются с парадоксом. Гитара — это отдушина от выматывающей повседневности, но именно на неё и не остаётся сил.

Ответ на вопрос как заниматься на гитаре уставшим после работы лежит в самой природе усталости. Поставим её на службу нашему увлечению, как и должно быть.

Надо ли заниматься на гитаре когда сильно устал

Гитаристы, задающиеся этим вопросом, делятся на два противоположных лагеря. Одни считают, что занятия требуют напряжения, на которое не осталось сил. И это только навредит процессу обучения, потому что в лучшем случае вы не научитесь ничему. В худшем случае вы наработаете неправильную технику и «заиграете» кучу ошибок.

Другие уверены, что именно это состояние — самое продуктивное для занятия. Потому что мозг противостоит усталости и наиболее сконцентрирован на занятии. Однако и среди сторонников положительного ответа существует два основных полюса.

На первом собрались те, кто предпочитает играть уже разученные пьесы просто для удовольствия. Это не требует лишних усилий, но позволяет поддержать навык игры на гитаре. То есть более мягкий вариант сторонников полного отказа.

Их противники наоборот выступают исключительно за занятия техническими упражнениями, а ещё лучше просто гаммами. С их точки зрения как раз это не потребует лишних усилий. Но поможет поддержать технический навык и, что немаловажно, очистить совесть, что это было именно занятие.

Попробуем посмотреть на этот вопрос под несколько иным углом.

Смена занятия — уже отдых

Безусловно, игра на гитаре после тяжёлого трудового дня поможет переключить внимание и снять эмоциональное напряжение. Но ведь между просто игрой и занятием на гитаре есть большая разница. Играть можно только то, что уже умеешь, но как быть, когда не умеешь ещё ничего?

Занятие включает изучение нового материала, отработку навыков и технических приёмов, а также доводку текущих пьес. То есть требует усилий от уставшего человека. Возможно ли в таких условиях говорить именно о плодотворном занятии, от которого будет результат? Маячит перспектива впустую потратить время, так и не научившись играть на гитаре. Да, если тупо пытаться побороть усталость, чтобы любой ценой не пропустить занятие.

Но я снова рекомендую вам чудесный рецепт, о котором повторяю из статьи в статью. А именно, музыка, которую вы исполняете, должна что-то для вас значить. То есть урок не должен состоять только из механической работы пальцев с отключённой головой. Сознание должно принимать самое активное участие в процессе занятия, тогда вы убьёте двух зайцев.

Во-первых, очередные знания и навыки игры на гитаре прочно отложатся в голове. Во-вторых, вы получите эмоциональную разрядку или наоборот заряд, кому что больше нравится. В любом случае это поможет вам переключиться на домашние дела и оставить работу на работе.

Как побороть усталость и начать заниматься

А не надо с ней бороться, если только речь не идёт о хроническом недосыпе. Борьба со сном — это бесполезное дело, потому что рано или поздно он всё равно победит. В остальных случаях нужно понимать, что дело прежде всего в сознании. Согласитесь, гитара не требует гигантских мышечных усилий, а значит вопрос не в отсутствии физических сил. Причина не в уставших руках или ногах, а в том, что ничего не хочется. Значит, мы уже говорим об эмоции, которую надо не подавить, а направить или переключить. Занятие на гитаре подходит для этого как нельзя лучше, если конечно вы задействуете сознание.

Многие самоучки ошибочно уделяют разное количество внимания упражнениям и пьесам. Бытует мнение, что гаммы и технические этюды можно гонять под телевизор. Мы уже касались темы, что это якобы просто наработка мышечного навыка. А значит, голову можно отключить и занять чем-то другим, чтобы не было скучно. Применительно к теме усталости, такой подход — это первое, от чего нужно избавиться.

Вспомните анекдот про секретаршу, которая печатает 1000 знаков в минуту, но получается фигня. Беглость пальцев на грифе гитары в отрыве от красивого звука — это ровно то же самое. Большое заблуждение полагать, что можно отдельно наработать технику, а потом красиво использовать её в пьесах. Пальцы будут играть так, как диктует моторная память, которую вы наработали, не думая о звуке.

Как это всё связано с темой усталости? В ходе своих самостоятельных занятий я обнаружил, что напрямую. Прислушайтесь к своим гаммам и техническим этюдам, обратите внимание на качество звука. Ещё лучше — запишите их на диктофон, достаточно прямо в телефоне. Посчитайте, сколько раз ноты звучали с дребезгом, а сколько раз просто глохли. Как сильно плавал темп в разных частях упражнения. Слышна ли разница между сильными и слабыми долями такта. Именно такой моторный навык вы и нарабатываете, так будут звучать все пьесы в вашем исполнении.

Дело в том, что обращая внимание на эти тонкости, вы переключаете голову на другие мысли. И эмоциональное чувство усталости, когда ничего не хочется, уходит само собой. То есть вам вообще не нужно с ним бороться. Не говоря уже о том, что такой подход к занятию продуктивен сам по себе. Даже если вы вообще не устали.

Как не отключаться во время занятий на гитаре

Принцип работы мы выяснили, однако требуется время, чтобы ввести его в стойкую привычку. Очень сложно сразу перестать мысленно уноситься вдаль и терять концентрацию там, где это всегда происходило. Приняв совет выше, скорее всего, вы начнёте пытаться следить за всем сразу. Это другая крайность, которая приведёт к переполнению мозга информацией и возврату к исходному чувству усталости. На этот случай я применяю сам и рекомендую вам принцип одна деталь за один раз.

Например, играя гамму на первом шаге, обращаете внимание только на чистоту звука и отсутствие дребезга. Разобравшись с этим, включаете метроном и уже чистым звуком учитесь играть ровно. Когда метроном перестаёт мешать вам играть, начинаете устранять хромоту доли и гвозди. Так я сам для себя обозначил неправильную расстановку акцентов между сильными и слабыми долями. В первом случае это что-то типа ДО-ре-МИ-фа там, где должно быть спокойно и ровно. Во втором сильные и слабые доли наоборот звучат одинаково остро как при забивании гвоздей.

Такой подход применяется к каждому техническому упражнению и этюду, не только к гаммам. Главное — соблюдать пошаговый принцип. Отработали одно, на чём можете полностью сконцентрироваться, приступили к наслоению следующего таким же путём.

Постепенно такая концентрация войдёт в стойкую привычку. И очень скоро, подняв глаза на часы, вы обнаружите, что полчаса как не бывало. А от чувства усталости и состояния выжатого лимона пропал и след. Вот так можно с пользой отдохнуть, занимаясь на гитаре.

Как построить занятие в зависимости от степени усталости

Надеюсь, мне удалось показать, что нет скучных и нескучных упражнений, которые распределяются по степени усталости. Есть степень вовлечённости гитариста в занятие. Однако имеется ещё один подводный камень, о котором я не устаю повторять коллегам самоучкам.

Учиться играть на гитаре необходимо по тому материалу, который вам по силам. Опираясь на адекватную программу обучения, вы можете заниматься почти в любом состоянии. Но к пьесе, не отвечающей вашему техническому уровню, вы не готовы физически. То есть придётся уже не только переключаться эмоционально, о чём мы подробно говорили выше. Нужно будет на каждом занятии бороться именно с физической усталостью.

Кроме того, занятия сведутся именно к скучному техническому гитаризму. Потому что пока вы не можете попасть в ноты, говорить о красоте звука не приходится. То есть, смотрите выше, голова будет постоянно отключаться. Не верите, что результат будет плачевным, попробуйте и убедитесь. Но мой блог именно о том, как не терять время и заниматься на гитаре продуктивно. Настоятельно рекомендую вам прислушаться к уже проверенным советам.

Конечно же, есть упражнения и пьесы, которые лучше разучивать совсем на свежую голову. Но именно лучше, а не так, что при лёгкой усталости они вообще не идут. Чтобы понять какие, достаточно записывать в дневник результаты каждого урока и свои ощущения. Много времени не займёт, и скоро у вас будет ясная картина, чем и когда заниматься. Что можно играть после работы, а что лучше перенести на выходные, когда основательно выспитесь.

Как заниматься на гитаре веселее

Взбодрить мозг окончательно, можно с помощью маленьких, но полезных хитростей, которые здорово разнообразят занятие. Придумайте себе вариации на тему уже известных упражнений. Как это сделать, покажу на примере простых гамм.

Допустим вы играете скучную гамму до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Ничто не мешает вам сыграть её же в том же темпе, но парными ступенями. До-до — ре-ре — ми-ми и так далее. При этом не забывайте, что звук должен быть ровным, а не хромым как ДО-до — РЕ-ре — МИ-ми. Потом попробуйте играть крещендо (увеличивать громкость) к верхней ноте и диминуэндо (снижать громкость) обратно.

Ещё вариант — гамма триолями до-до-до — ре-ре-ре — ми-ми-ми с тем же пристальным вниманием к качеству звука. Или менять длительность ступеней, тоника вверху и внизу — четвертью, а остальные — восьмыми. Эти же вариации можно растянуть на две октавы или сыграть с разными аппликатурами.

Всё это применимо не только к гаммам, но и к этюдам и пьесам. В любом произведении всегда можно попробовать различные сочетания динамики (изменения громкости) в разных его частях. Может быть вы найдёте более удачный вариант для выражения художественного образа, заложенного в данной пьесе.

Такой простор для развития музыкальной фантазии не даст заскучать даже сильно уставшему начинающему гитаристу самоучке.

Результат занятий уставшим на гитаре

Какой оттенок носит ваша усталость, когда нужно сесть заниматься на гитаре? Это чувство удовлетворения от плодотворного рабочего дня или злость и стресс от никчёмной работы? Прелесть занятий на гитаре в том, что они подойдут для всех случаев.

Гитара — это хобби, в котором всё зависит исключительно от вас. Она может быть и той вишенкой на торте удачного дня, которую выбрали лично вы. И тем единственным делом, в котором вы всё решаете только сами без указки со стороны.

Занимаясь уставшим после работы, вы в любом случае работаете на себя. И если вы делаете это правильно, а не «заигрываете» ошибки, то результат не заставит себя ждать.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Оцените статью