КОШКИН Никита Арнольдович, русский композитор и гитарист. Родился в Москве 28 февраля 1956 года. К классической гитаре пришел через увлечение рок-музыкой: его фавори-тами были группы YES и Led Zeppelin. В школьные годы начал самостоятельно изучать гитару, вместе с друзьями организовал в школе ансамбль. В 14 лет, решив овладеть инструментом в совершенстве и продолжить обучение профессионально, поступил в музыкальную школу. Занятия классической гитарой оттеснили увлечение роком на второй план, и Никиту полностью захватил мир новой для него гитары. После двух лет занятий в музыкальной школы, продолжил изучение гитары и композиции в музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Его педагогом по гитаре в то время был Георгий Иванович Еманов. По окончании училища три года работал в музыкальной школе, в которой сам в свое время начинал учиться музыке. В музыкальный институт им. Гнесиных поступил только со второй попытки в 1980 году (класс Александра Фраучи). О двух попытках поступления в Гнесинку сам Никита Арнольдович рассказал следующее:
«. Когда, усилиями энтузиастов и общества гитаристов, решение об открытии класса гитары в институте имени Гнесиных было пробито через высшие инстанции (т.е. Министерство культуры), в институт было спущено распоряжение отдать часть часов под класс гитары. Для преподавателей домры, балалайки и прочих народных инструментов это означало отдать часть зарплаты и лишиться пары студентов, поступление которых было уже гарантировано каким-то образом. Не берусь судить, каким, но это так. Отменить распоряжение Минкульта или проигнорировать его они не могли. Тогда было решено «прокатить» всех гитаристов разом и избежать таким образом открытия класса гитары в 1979 году. Что и было сделано. Я был среди абитуриентов. Программа моя была та же, что и годом позже, когда я получил все отличные оценки. Но в первый раз мне не только не давали толком играть, но просто издевались надо мной, как и над всеми другими абитуриентами: останавливали, потом просили начать с начала, затем – наиграть последнюю пьесу в программе, затем опять первую. Я не смог сыграть больше десяти тактов из каждой пьесы. Тоже проделали с другими. И всем поставили оценки «ДВА». То есть – прокатили. Я был потрясён таким отношением. Считаю, что всё это – комплекс народников, которого у гитаристов классиков нет, а вот у семиструнников он тоже есть. И поэтому они всё пытаются доказать, что семиструнная гитара лучше шестиструнной, хотя это совершенный нонсенс. Причём, доказывают они это исключительно на бумаге, вместо того, чтобы выходить на сцену и играть. Единственная играющая семиструнница – Ася Бардина, так для неё обе гитары равны и одинакого употребимы. Так что первое моё поступление было весьма шокирующим, но поучительным.
Второе поступление состоялось на следующий 1980 год. В этот раз на экзамены пришёл контролёр из Министерства культуры, который всех слушал и сидел на обсуждении, контролируя результаты и их объективность. Видимо, благодаря ему я получил «ОТЛИЧНО» и двинулся дальше по пути вступительных экзаменов. Тогда их, кстати, было девять: специальность, дирижирование, гармония, сольфеджио, коллоквиум, фортепиано, русский, литература, история.
Так как я сдал экзамены лучше всех – можно считать меня первым студентом класса гитары Гнесинского института, тем более, что выпускные я тоже сдал лучше всех. Вот и выходит, что я ещё и первый выпускник. «
После института вернулся в училище, но уже в качестве преподавателя. В настоящее время работает в Московской государственной классической академии им. Маймонида.
Свою первую пьесу сочинил сразу как только начал ориентироваться в нотах, с тех пор, по словам самого музыканта, он уже не разделял занятия композицией и гитарой и в его понятии это всегда было взаимосвязано. В свои возможности как композитора Никита Кошкин всерьез поверил после первого исполнения его пьес, «Пассакалии» и «Токкаты», Владимиром Микулкой в Лондоне 2 июня 1978 года. После этого, прочитав отзыв о дебюте, он понял, что его музыка наконец-то оценена и принята. До этого он играл свои пьесы только сам, и его отношения с достаточно консервативной отечественной гитарной публикой были первоначально сложными: большинство произведений принималось в штыки, а сам музыкант был причислен к авангардистам. Впрочем сам Кошкин себя таковым не считал и говорит об этом следующим образом: «Авангардом я не занимался, я считал себя продолжателем традиций, обращенным в сторону классики, а что касается того новаторства, которое я использовал, так это было естественным процессом использования найденных приемов на гитаре в своих пьесах. Открытые для меня новые красочные возможности более полно подчеркивали образную характеристику музыки, В этой связи была написана сюита «Игрушки принца» (1974 год), которую в последние шесть лет я несколько раз переделывал».
Сюита «Игрушки принца» (Принц капризничает — Заводная обезьяна — Кукла с закрывающимися глазами — Игра в солдатики — Карета Принца — Финал: Большой кукольный танец) пользуется огромной популярностью и входит в репертуар многих именитых исполнителей.
Кроме гитары Никита Кошкин пишет музыку и для других инструментов. У него есть несколько пьес для фортепиано, несколько романсов для голоса и фортепиано, а также музы-ка для гитары с другими инструментами: большая соната для флейты с гитарой, трио для флейты, скрипки и гитары; цикл пьес для меццо-сопрано и гитары, сочинения для дуэта и трио гитар, для дуэта гитар и контрабаса. Произведения Кошкина исполняли Джон Вильямс, гитарный дуэт братьев Ассад, Загребское и Амстердамское гитарные трио.
Кошкин очень много выступает и часто выезжает на гастроли как по России, так и в зарубежные страны. В 1989 г. в Голландии состоялся его дебют в зале Концертгебау, одном из самых престижных залов Европы, где он играл авторский сольный концерт (во втором отделении его музыку исполняло Амстердамское трио). После этого выступления последовали предложения на серию концертов по Голландии. Несколько раз был во Франции, впервые – на гитарном фестивале в Лиможе. Выступал в Великобритании и США. В 1997 г. находясь по приглашению американского гитарного общества в Соединенных Штатах записал первый CD-диск.
Играл на гитарах «Ямаха», «Мацуока», «Коно», сейчас предпочитает инструмент мексиканского мастера Дионисио Васкеса. Это десятиструнная гитара, подаренная ему лигой мексиканских композиторов. Как объяснил в своем интервью Никита Кошкин, «они устраивали у себя нечто вроде конкурса композиторов, пишущих для гитары, где я, к своей неожиданности, завоевал главный приз — эту самую гитару. Должен сказать, что играть на ней сложнее, чем на обычной гитаре, она требует значительно больших усилий. Однако, я так увлекся ею, что сейчас не представляю себя без нее. Она обладает более богатыми возможностями.
Никита Кошкин имеет титул одного из самых печатаемых на сегодняшний день композиторов. Его произведения вызы-вают интерес у любителей гитарной музыки многих стран мира. Параллельно с композиторской работой и концертной деятельностью музыкант находит время для преподавания. Его необычная манера игры и новые приемы в музыке стабильно привлекают внимание мно-жества слушателей.
Подробности творческой биографии Никиты Кошкина
Автор-составитель выражает признательность Н.А. Кошкину за предоставленную информацию.
Источник
Кошкин, Никита Арнольдович
Никита Кошкин
Основная информация
Дата рождения
Ники́та Арно́льдович Ко́шкин (род. 29 февраля 1956, Москва) — российский классический гитарист, композитор.
Самым известным гитарным произведением Кошкина является «Ашер-вальс» (Usher-Waltz) 1984, музыкальная пьеса, вдохновленная рассказом «Падение дома Ашеров» Эдгара По. Произведение стало известно в исполнении Джона Уильямса (компакт-диск «Севильский концерт», 1993). Другими известными исполнителями произведений Кошкина являются гитарный дуэт «Братья Ассад» («Assad Duo»), «Загребское гитарное трио» («Zagreb Trio») и «Амстердамское гитарное трио» («Amsterdam Guitar Trio»).
Содержание
Биография
Родился в Москве 28 февраля 1956 года. Учиться играть на гитаре начал в 1970 году в ДШИ № 28 у Владимира Борисовича Капкаева (сын Бориса Капкаева, ученика П.С. Агафошина).
В 1973 году, окончив музыкальную школу экстерном, поступил в музыкальное училище им. Октябрьской революции. Окончил училище в 1977 году. Педагоги: по классу гитары — Еманов Георгий Иванович, по дирижированию — Подуровский Виктор Михайлович, по композиции — Егоров Виктор Иванович.
С 1977 по 1980 годы — преподавал в ДМШ № 28 и в ДШИ № 1.
В 1980 году Кошкин поступил в институт им. Гнесиных, который окончил в 1985 году. Педагоги: по гитаре — Александр Фраучи, по дирижированию — Чистяков Вячеслав Валериевич, по композиции — сначала Литинский Г. И., потом Пейко Н. И. и Чернов. С 1983 Кошкин преподавал в училище им. Октябрьской революции (впоследствии — Московский институт музыки им. Альфреда Шнитке). В настоящее время — доцент ГКА им. Маймонида.
Н. А. Кошкин активно работал в секции гитаристов при Московском хоровом обществе. Постоянный участник концертов секции. Часто выступал в дуэте с Александром Мартыновым (ныне Заслуженным артистом России). После скоропостижной кончины А. И. Савельева Кошкин отошёл от работы в секции. Выступал с сольными концертами в гитарных абонементах филармонии.
С 1987 года — солист Москонцерта. Вместе с актрисой Москонцерта Татьяной Сергеевной Ерохиной (1945—2008), которая самостоятельно подготовила моноспектакль по стихам Гийома Аполлинера «Тень моей любви» и пригласила в него Никиту Кошкина в качестве аккомпаниатора и партнера, объездил с гастролями всю Россию вплоть до Дальнего Востока. Татьяна Ерохина ввела Никиту Кошкина в мир театра, помогла ему получить концертную ставку, которой у него не было и которую в то время получить было очень трудно, почти невозможно. В программу спектаклей по стихам Г. Аполлинера всегда включались собственные произведения Кошкина для гитары. Татьяна Ерохина была пропагандистом музыки Кошкина. Именно в спектакле Т. Ерохиной «Тень моей любви» впервые прозвучали «Игрушки принца» Н. Кошкина и некоторые другие его композиции. С 1990 года играет только свои сочинения.
Премьера музыки Кошкина в Европе состоялась в 1978 году в Лондоне. Исполнена пьеса «Падение Птиц» (Andante quasi Passacaglia e Toccata). Исполнил гитарист Владимир Микулка (Чехословакия). В 1980 году в Париже он же исполнил впервые в Европе сюиту «Игрушки Принца», признанную по опросу журнала «Classical Guitar» самым значительным событием восьмидесятых годов.
Музыка Кошкина сначала печатается в издательстве «Советский композитор». Однако, после интервью газете «Московский комсомолец», в котором Кошкин подверг критике работу отечественных музыкальных издательств, его произведения, готовые к печати, были исключены из плана, а сам автор стал «персоной нон грата» для советских издателей. С этого момента его сочинения издаются только за рубежом. Среди издателей — Gendai Guitar (Токио. Япония), Editions Lemoine (Париж. Франция), Chorus (Хельсинки. Финляндия), Edition Orphee (Колумбус. США), Edition Margaux (Берлин. Германия), Cambridge Music Works (Кембридж. Англия), Corda Music Publications, Aston Music (Великобритания), Papagrigoreou-Nakas (Афины. Греция), Doberman-Yppan (Канада), AMA Verlag (Германия).
Творчество
В 1989 году состоялся европейский дебют Кошкина авторским концертом в зале Концертгебау в Амстердаме (Нидерланды). С этого момента начинается период активных зарубежных гастролей артиста, продолжавщийся по 2001 год. Кошкин объездил с концертами всю Европу, а также совершил несколько длительных турне по Соединённым Штатам Америки и Южной Африке. Выступал в самых престижных концертных залах, таких как Концертгебау (Амстердам), Мегарон (Афины), зал Берлинской филармонии. 5 ноября 1996 года состоялся сольный авторский концерт Никиты Кошкина в Концертном зале им. Чайковского в Москве. На следующий год Кошкин выступил в том же зале, но в дуэте с греческой гитаристкой Еленой Папандреу.
В марте 2000 года Кошкин был приглашён дать концерт в зале Нобелевского института в Осло, в том самом зале, в котором вручается Нобелевская премия мира.
Никита Кошкин принимал участие во множестве фестивалей, как в России, так и за рубежом. Постоянный участник фестиваля (с первого 1982 года) и председатель жюри конкурса в Белгороде. Также член жюри конкурсов в Воронеже, «Кубок Севера» (Череповец), Всероссийского (Тверь. 2001), Филлипос-Накас и Патрас (Греция), Жоры (Польша), GFA — Ла Хойа и Чарльстон (США). С 1999 года в местечке Руст в Австрии проводился ежегодный международный конкурс им. Никиты Кошкина. Победителем первого стал Марко Диас Тамайо (Куба), второго — Томонори Араи (Япония). Кошкин преподавал гитару на летней творческой школе для одарённых детей Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Владивосток).
В 2007 году Кошкин участвовал в жюри конкурса Гитар Арт в Сербии (Белград), кроме этого он получил приглашение войти в состав жюри самых престижных европейских конкурсов — Конкурса Хоакина Родриго (Мадрид, Испания) и Франсиско Тарреги (Беникасим, Испания), GFA (Ла Хойя и Чарльстон, США, 1997 и 1999) «Весна гитары» (Шарлеруа, Бельгия).
Кошкин работает над созданием педагогического репертуара. Ему принадлежат циклы пьес для учащихся музыкальных школ: «Маскарад» (24 пьесы) и «Шесть струн» (сюита в шести частях) — изданы в 1987 году Editions Henry Lemoine, Paris, France; «С днём рождения!» (24 пьесы) — издан в 1995 году Edition Margaux, Berlin, Germany; «Da Capo» (24 пьесы) — издан в 2000 году Edition Orphee, Columbus, USA. В 2006 году закончен новый цикл для детей «Nominativus Singularis». В этом же году он вышел в издательстве Henry Lemoine, Paris, France.
Кошкин часто выступал в дуэтах с другими музыкантами. Среди них Франк Кунц (США), Елена Папандреу (Греция), Ральф Винкельман (Германия), Владимир Микулка (Чехия), Оливье Шассен (Франция), Урош Дойчинович (Сербия), Карлос Молина (Куба).
Статьи Кошкина печатались в журналах «Classical Guitar», «Guitar International», «Soundboard», «Gitarre & Laute».
В декабре 2010 года в Индии проходил первый в стране международный гитарный фестиваль и конкурс имени Никиты Кошкина. Форум собрал очень представительный состав гостей со всех уголков света: поляк Марчин Дылла, француз Габриэль Бианко, босниец Денис Азабагич, финн Петри Кумела, швед Йоханнес Мёллер, чех Павел Штайдл и др. Россию на фестивале представляла Ася Селютина. Программа её выступления целиком состояла из сочинений для гитары Никиты Кошкина. Во втором отделении концерта слушателей ждала мировая премьера: впервые прозвучали восемь прелюдий и фуг из цикла Кошкина «24 прелюдии и фуги для гитары соло». Жюри конкурса возглавил Никита Кошкин. Уровень соревнования оказался очень высоким. Лауреатами стали Андраш Чаки (Венгрия) — I премия, Марк Топчий (Украина) — II премия, Санел Реджич (Босния) — III премия. Специальные призы были распределены следующим образом: Владимир Горбач (Россия) — лучший европейский гитарист, Алексей Хорев (Россия-Франция) — лучшее исполнение сочинений Кошкина, Самуэль Клемке (Германия) — лучшее исполнение азиатского композитора, Ти Ту Ле (Вьетнам) — лучшая азиатская гитаристка.
Исполнение произведений Н. А. Кошкина
Музыка Кошкина входит в репертуар многих гитаристов мира, среди которых Джон Вильямс, Владимир Микулка, Елена Папандрэу, Дмитрий Илларионов, Александр Мартынов, Аллан Нив, Рикардо Кобо, Лора Янг, Саймон Динниган, Мария Изабель Сиверс, Крэйг Огден, Антигони Гони, Стэйн-Эрик Ульсен, Энди Митчелл, Владислав Блаха, Майкл Партингтон, Фогараши Бела, Флавио Сала, Артём Дервоед, братья Ассад, гитарный дуэт Эден-Стелл, Загребское и Амстердамское гитарные трио, гитарный квартет Джорджии и другие.
В 1986 году на Всероссийском конкурсе в Туле обязательным произведением для гитаристов был отобран «Ашер-вальс» Никиты Кошкина. Для конкурсов в Воронеже были написаны пьесы «С днём рождения», Марионетка, «Они идут!», Юмореска, Элегия, Вальс. В 1987 году, по заказу фестиваля в Торонто (Канада), Кошкиным написана рапсодия для гитары «Ойме», которую исполнил Владимир Микулка. Для Всероссийского конкурса в Твери в феврале 2001 года отобрана пьеса Кошкина «Пан». В 2004 году Кошкин написал обязательную пьесу «Интродукция и Виваче» для конкурса GFA в США.
В 1987 году Кошкин выигрывает международный конкурс композиторов на лучшее сочинение для гитары, проходивший в рамках гитарного фестиваля в городе Эстергоме (Венгрия).
В 1995 году состоялся Московский Международный Гитарный фестиваль и конкурс. В программу конкурса были включены сочинения Кошкина. Сам автор возглавил международное жюри, в которое вошли Николай Комолятов, Анастасия Бардина, Александр Мартынов, Вадим Кузнецов, Крис Килвингтон и Лоррейн Иствуд (Англия), Мария Эстер Гузман (Испания), Оливье Шассен (Франция), Ханс Вильгельм Кауфман (Германия), Владимир Микулка (Чехия). Лауреатами конкурса стали Александр Ренгач (Киев) и Евгений Финкельштейн (Москва), дипломы получили Алексей Хорев (Санкт-Петербург) и Владимир Карраско (Чили).
4 февраля 2006 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялась премьера гитарного квинтета Никиты Кошкина. Сочинение исполнили Дмитрий Илларионов (гитара), Роман Минц (скрипка), Ася Соршнева (скрипка), Илья Гофман (альт) и Борис Андрианов (виолончель). А 27 марта того же года в Афинах состоялась премьера концерта «Мегарон» Никиты Кошкина для гитары и струнного оркестра. Позднее концерт прозвучал в Турции, а в мае 2006 года в зале «Atheneum» в Бухаресте (Румыния). Его исполнили Елена Папандреу (гитара) и струнный оркестр KAMERATA. Дирижировал Александрос Мират. А в декабре в Московском Доме Музыки была исполнена ‘Fantasia Concertante’ Фернандо Сора — Никиты Кошкина, необыкновенное сочинение для гитары и струнного оркестра, своеобразная дань почтения великому композитору XIX века Фернандо Сору. Единственное сочинение Сора для гитары с оркестром не сохранилось. Уцелела только партия гитары, известная под названием «Grand Solo». По нынешнее время её исполняют, как сольное произведение. Кошкин воссоздал партитуру оркестра. И хотя она целиком написана Кошкиным, стилистически выдержана в традициях XIX века.
В марте 2007 года в рамках московского фестиваля «Виртуозы гитары» состоялась ещё одна премьера. Дмитрий Илларионов и оркестр «Новая Россия» исполнили ‘Concerto Grosso’ для гитары с оркестром. Дирижировал Александр Сладковский.
В марте 2008 года в Большом зале московской консерватории прозвучал концерт для скрипки и гитары с оркестром Мауро Джулиани — Никиты Кошкина (на основе дуэта Джулиани для скрипки и гитары). Сочинение исполнили Алёна Баева (скрипка), Дмитрий Илларионов (гитара) и Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова. Дирижировал Бенджамин Эллин (Великобритания).
16 мая 2012 года в концертном зале Коларац (Белград, Сербия) прозвучал гитарный квинтет Никиты Кошкина в исполнении Эдина Карамазова (гитара) и струнного квартета Краковской филармонии (Польша). А через год, в апреле 2013, на фестивале в городе Нови Сад (Войводина, Сербия) Эдин Карамазов сыграл целый концерт, посвящённый исключительно музыке Кошкина. Были исполнены сюита для флейты и двух гитар (совместно с EmmaLee flute-guitar Duo), соната для гитары и фортепиано (Слободанка Стевич — ф-но), L’istesso Tempo для виолончели и гитары (Irena Zagorac — виолончель), квинтет (вместе с TAJJ string quartet).
Компакт-диски
Кошкин записал уже три компакт-диска. Два из них — Koshkin Plays Koshkin и Well Tempered Koshkin — выпущены американской компанией Soundset Recordings (Arizona, Phoenix). Третий — Oratorium, в дуэте с лауреатом международных конкурсов флейтисткой Светланой Митряйкиной — немецкой фирмой Kreuzberg Records.
Радио и ТВ
Кошкин — автор и ведущий цикла передач о классической гитаре «Мой остров — гитара» на радиостанции «Орфей». Этот цикл просуществовал пять лет. В общей сложности в эфир вышло тридцать восемь передач о классической гитаре, а также шесть часовых программ, посвящённых негитарной музыке испанского композитора XX века Хоакина Родриго.
«Мой остров — гитара» (цикл радиопередач о классической гитаре): 1. Знакомая незнакомка (1 часть) 2. Знакомая незнакомка (2 часть) 3. Знакомая незнакомка (3 часть) 4. Фантазия о благородном рыцаре (Андрес Сеговия) 5. На пути к современности (новая музыка ХХ века) 6. Фольклор — это я! Эйтор Вила Лобос (1 часть) 7. Фольклор — это я! Эйтор Вила Лобос (2 часть) 8. Фольклор — это я! Эйтор Вила Лобос (3 часть) 9. Наполнить жизнь музыкой (Ида Прести и Александр Лагойя) 10. Гитарист дальнего следования (Джулиан Брим 1 часть) 11. Лютня будущего (Джулиан Брим 2 часть) 12. Гитарист дальнего следования (Джулиан Брим 3 часть) 13. Джулиан Брим и Бенджамин Бриттен 14. Живая легенда (Джон Вильямс) 15. Вместе навсегда (Джулиан Брим и Джон Вильямс) 16. Оркестр в кармане с оркестром (1 часть) 17. Оркестр в кармане с оркестром (2 часть) 18. Оркестр в кармане с оркестром (3 часть) 19. Соната для гитары (1 часть) 20. Соната для гитары (2 часть) 21. Соната для гитары (3 часть) 22. Вслед за Фрицем Крейслером (музыкальная мимикрия) 23. Горечь успеха (братья Абреу) 24. Безоблачное небо Испании (Антонио Хосе) 25. Соната для гитары (4 часть) 26. Флейта и гитара (Джулиани, Такемитсу, Шанкар) 27. Флейта и гитара (Кошкин) 28. Флейта и гитара (фон Барр — Бланко) 29. Гитара и хор (Кастельнуово-Тедеско, Хендерсон) 30. Аранхуэс — любовь моя! (1 часть) 31. Аранхуэс — любовь моя! (2 часть) 32. Аранхуэс — любовь моя! (3 часть) 33. Родриго. На пути к славе (1 часть) 34. Родриго. На пути к славе (2 часть) 35. Родриго. На пути к славе (3 часть) 36. Хвала гитаре! (1 часть) 37. Хвала гитаре! (2 часть) 38. Какая прекрасная дорога! (Родриго)
Кошкин принимал участие в многочисленных радио и телепрограммах и интервью в разных странах. В США его авторский концерт в Mesquite Art Center транслировался по всей Америке, так же как и интервью на радио в Лос-Анджелесе. Фирма Mel Bay Publications выпустила видео «Nikita Koshkin in Concert».
Педагогическая деятельность
Кошкин преподавал в консерваториях городов Таллин (Эстония), Мюнстер (Германия), Бордо и Париж (Франция), в Академии Эдварда Грига в Бергене и в музыкальной академии города Осло (Норвегия), в университетах Рэдфорд и Темпи (США). Читал лекции по композиции в университете Англия (Кембридж), а также в США в университетах Аризоны, Калифорнии, Техаса, Вирджинии, Иллинойса, Северной и Южной Каролины, Нью-Мексико, Колорадо, Флориды.
Никита Кошкин регулярно проводит многочисленные мастер-классы во многих странах Европы и Америки. В октябре 2000 года был приглашён председателем экзаменационной комиссии на выпускные экзамены в университете Претории (ЮАР).
В настоящее время Кошкин — доцент Государственной Классической академии им. Маймонида. Помимо специальности, Кошкин ведёт курс по истории исполнительства, а также гитарный оркестр (организован в 2010 году). Весь репертуар оркестра — переложения и авторские сочинения Никиты Кошкина.
Награды и призы
В 1996 г. в Сербии, в городе Неготин, Н. Кошкин был удостоен золотой медали и премии Стевана Мокраньяца, а также почётной грамоты в Матице Сербской в городе Нови Сад. В 1997 году в США ему были вручены символические ключи от города Мескит, а в городе Форт Уорт 25 октября было объявлено днём Никиты Кошкина. В 2006 году в Синайе (Румыния) Кошкину вручили премию румынского общества гитаристов, за вклад в гитарный репертуар и достижения в развитии и пропаганде классической гитары.