Никколо паганини сонаты для гитары

Никколо Паганини ноты для гитары

Ноты, сборники для гитары в pdf


Н. Паганини
Концертные произведения

для шестиструнной гитары
«Музыка», 1970г.
номер 6674

Скрипка, фортепиано, гитара

Скачать ноты


N.Paganini
Carnevale di Venezia
con variazione
I piu grandi successi mondiali
modernamente aleborati
per chitarra
dal maestro Pino Lupo
Edozioni Musicаli, 1964г.


Н. Паганини
ПЬЕСЫ
для шестиструнной гитары
«Крипто-логос», 2000г.

Гениальный, непревзойденный итальянский скрипач-виртуоз Никколо Паганини (1782-1840) прекрасно владел и гитарой, высоко ценил ее как солирующий инструмент. Играть на ней он начал раньше, чем на скрипке, еще совсем маленьким ребенком. В возрасте 18 лет он, уже известный маэстро, удалился в поместье некой тосканской аристократки, с которой его соединила взаимная пылкая страсть. По предписанию врача, нашедшего здоровье юноши расшатанным, он не брал в руки скрипку и, к удовольствию своей подруги, неплохой гитаристки, отдал почти три года гитаре.

Паганини-композитор сочинил, наряду с известнейшими скрипичными произведениями, более 200 пьес для гитары, созданных за время его романтического уединения и обнаруженных главным образом в архивах, уже после смерти автора. Оказалось, что записаны они в сжатой, придуманной им самим форме. Специалисты сумели, однако, разобрать их, перевести на современную нотацию. Не нуждавшиеся в такой расшифровке ноты пьес, сочиненных в подарок друзьям или по заказам, были просто переписаны в соответствии с позднейшими правилами. Опубликована, впрочем, лишь малая часть этого наследия.
Перу Н. Паганини принадлежат также 12 сонат для скрипки с гитарой и ряд пьес для смычкового ансамбля с гитарой.
Виктор СМИРНОВ

Перед вами — впервые изданный в России сборник произведений Никколо Паганини (1782-1840) для гитары соло. Гениальный, непревзойденный итальянский скрипач-виртуоз прекрасно владел и гитарой. Играть на ней он начал раньше, чем на скрипке, еще совсем маленьким ребенком. Паганини-композитор оставил, наряду с известнейшими скрипичными произведениями, более 200 пьес для гитары, обнаруженных главным образом в архивах, уже после смерти автора. Опубликована лишь малая часть этого наследия. Перу Паганини принадлежат также 12 сонат для скрипки с гитарой и ряд пьес для смычкового ансамбля с гитарой. Сборник дает возможность гитаристам -любителям и профессионалам -лучше узнать эту сторону творчества великого музыканта и познакомить с нею более широкий круг публики.

1. ВАЛЬС
2. ПЬЕСА
3. ТАНЕЦ
4. МЕНУЭТ
5. МЕНУЭТ
6. МЕНУЭТ
7. АРИЕТТА
8. МАРШ
9. СОНАТИНА
10. СОНАТИНА
11. PERIGOLDINO
12. СКЕРЦАНДО.
13. МЕНУЭТ
14. МЕНУЭТ
15. МЕНУЭТ
16. МЕНУЭТ
17. МЕНУЭТ
18. АЛЛЕГРЕТТО.
19. МЕНУЭТ
20. МЕНУЭТ
21. МЕНУЭТ
22. СОНАТА I
23. МЕНУЭТ
24. МЕНУЭТ
25. МЕНУЭТ
26. МЕНУЭТ
27. МЕНУЭТ

Скачать ноты


PAGANINI
Short Pieces for Guitar
Editio Musica Budapest, 1971г.
(pdf, 2.84 Мб)

Niccold Paganini, the celebrated violin virtuoso and composer, also was a master of the guitar. It is regrettable that his works for solo guitar -found among his left papers-have not yet been given their due place in the literature for this instrument.
The herewith published pieces have been edited originally by Max Schulz after Paganini’s death. (26 Original Kompositionen fttr Gitarre allein. Erstmalig aus dem Nachlass herausgegeben. W.Zimmermann, Frankfurt a. M.)
The majority of Paganini’s compositions for the guitar was jotted down in a very sketchy manner for his own use. There are, however, some pieces he wrote on commission or as a gift to friends, the manuscripts of which are in accurate and careful notation, I have made no alterations to these works and merely brought their notations into line with present-day practice.
Those pieces which were obviously left in the form of sketches, I complemented with the aid of casual, jotted-down symbols, and in their notation, I followed the lines of modern usage. Wherever necessary, I added indications of tempo, dynamics and fingering.

I. ANDANTI NO
II. TANZ (STRASSBURGER)
III. MINUETTO
IV. MINUETTO
V. MINUETTO
VI. ARIETTA
VII. SONATINA
VIII. MARCIA
IX. VIVACE
X. PERIGORDINO CON 2 VARIAZIONI.
XI. MINUETTO
XII. ALLEGRETTO SCHERZANDO.
XIII. MINUETTO
XIV. MINUETTO
XV. MINUETTO
XVI. MINUETTO
XVII, MINUETTO
XVIII. MINUETTO
XIX. MINUETTO
XX. SONATA.
XXI. MINUETTO
XXII. MINUETTO
XXIII. MINUETTO
XXIV. MINUETTO
XXV MINUETTO
XXVI. MINUETTO

Скачать ноты

Источник

Гитара музыкальная 14. Никколо Паганини

Гитара в музыке классицизма.

1. Из жизни великого артиста

Когда мятущаяся душа Паганини искала покоя, он отрекался от порывистой скрипки и поверял мысли тихой, нежной гитаре. Одним из таких идиллически-мирных периодов жизни великого артиста было время, когда он поселился на вилле богатой аристократки, работал в ее саду, музицировал вместе с нею, описанный в главе «Тюльпаны и гитара» книги Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини».

Целых три года Паганини скрывался от публики, перестал концертировать. Счастье влюбленных шло под аккомпанемент гитары. Здесь он сочинил «Любовный дуэт» в десяти частях с программными заголовками: «Начало», «Любовь», «Согласие», «Робость», «Радость», «Ссора», «Примирение», «Знаки любви», «Известие об отъезде», «Расставание».

В итоге мы получили в дар целую музыкальную поэму о прекраснейшем из наших чувств, созданную на заре романтизма.

Находясь на службе у княгини Элизы Баччиокки, сестры Наполеона Бонапарта, сначала в Лукке, а затем во Флоренции, Паганини создал немало произведений для обожаемой им гитары и разного рода ансамблевой музыки с ее участием, в том числе шесть квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели.

С помощью скрипки Паганини выражал порывы страстей, свой бунтарский дух и дерзновенные мысли. Напротив, «верная спутница» гитара помогала ему очистить душу. Да и отношение к двум этим инструментам у него было разное: повелительно-властное к скрипке и благосклонно-нежное к гитаре.

Желая продемонстрировать свои пылкие чувства к покровительнице, он прилюдно сыграл пьесу «Венера и Адонис» на скрипке с двумя струнами. Публика восхищалась, а княгиня поняла прозрачный намек артиста. Как-то вскользь она произнесла, что такой великий маэстро смог бы сыграть и на одной струне. Паганини принял вызов и вскоре исполнил героическую сонату «Наполеон» на скрипке с одной струной, чем заслужил бурные аплодисменты изумленных слушателей.

Так в душе итальянского гения сосуществовали два мира: тихий, светлый, любовный, связанный с гитарой, и неистовый, карбонарский, требующий полной отдачи творческих сил. И выразить эти чувства могла только скрипка!

Однажды во время римского карнавала Паганини и Россини, переодевшись в бродячих слепцов-музыкантов, сыграли на двух гитарах столь блестяще, что публика подивилась их мастерству. Это был шутовской номер и вместе с тем дуэт двух гениев.

Шуберт писал свои гениальные песни в кафе на салфетках и по доброте души раздавал их жителям Вены. Так и Паганини, находясь на службе в Лукке, частенько набрасывал гитарные пьесы уличным мальчишкам, желавшим блеснуть на городском празднике. Иногда он дарил пьесы для гитары неимущим музыкантам, чтобы те могли порадовать своих голодных детей нежданным гонораром.

Постепенно произведения Паганини заполонили всю Италию, стали общенародными, чему великий скрипач не придавал ровно никакого значения.

На закате дней Паганини гитара вновь заняла особое место в его жизни. Он часто выступал в ансамбле с гитаристами, писал крупные музыкальные пьесы с участием «доброй и милой подруги». Стоит назвать хотя бы Вариации на тему генуэзской народной песни «Барукаба» для скрипки и гитары, которые маэстро посвятил другу Джерми. В подарок дочери своего покровителя ди Негро он преподнес Сонату для скрипки и гитары, а сестре Доменике – Серенаду для скрипки, виолончели и гитары. Как мы видим, он раздавал близким и родным людям именно гитарные пьесы. Это весьма показательно!

Когда умер Паганини, Ференц Лист писал: «Угасло жизненное пламя Паганини и вместе с ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него, видимо, собрав для этого все свои силы, чтобы тут же его погасить. Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства родится лишь раз, единственный раз!»

Емкие слова из некролога «жизненное пламя» — это не что иное, как неукротимый человеческий дух, мужское начало, а «дыхание природы» в музыке гения – его мягкая, незлобивая душа, то есть женское начало.

Взгляните на портрет великого скрипача: орлиные черты носа, взор, устремленный за пределы горизонта, – они выражают собой неистовый порыв к свободе; округлый подбородок и чувственные губы – это признак сластолюбия.

Отношение к скрипке у Паганини было дерзким, с ее помощью он хотел достичь совершенства, и поэтому именно она, царица инструментов в руках гения, поражала воображение людей и двигала вперед музыкальное искусство. Игра итальянского виртуоза оставила неизгладимую печать на творчестве Шопена, Шумана, Листа.

Гитара же служила Паганини целительницей душевных ран, он поверял ей свои сокровенные мысли, когда влюблялся в красивых женщин и мечтал о семейном счастье.

2. Скрипка и гитара

Музыковеды не без основания утверждают, что переворот, совершенный Паганини в области скрипичного мастерства, связан с его приверженностью к другому инструменту, гитаре. Левая рука виртуоза привыкла к большим растяжкам, к сложным комбинациям двойных нот и аккордов. С одной стороны, гитара была выразительницей сокровеннейших чувств Паганини, с другой – творческой лабораторией для новых приемов игры на скрипке.

Без матушки-гитары не появилась бы на свет юная, ослепительная красавица – бесподобная скрипка Паганини.

Произведения Никколо Паганини, в том числе ансамбли для скрипки и гитары, пронизаны взволнованным чувством. Струны обоих инструментов то горестно плачут, то неистовствуют.

Мужчина с возрастом обретает мудрость, а женщина теряет красоту.

Любопытное наблюдение: чем старше рукотворный шедевр Страдивари или Гварнери, тем лучше он звучит. У гитары век слишком короток, что не позволяет ей сохранить свои бесценные качества.

Виртуозно владея обоими инструментами, Паганини сохраняет в душе целостное мироощущение, которое включает в себя, так сказать, и мужское, и женское начало Вселенной.

Паганини говаривал: «Я – король скрипки, а гитара — моя королева». Здесь логика великого артиста выглядит причудливо: если гитара, а не скрипка – королева, то, что же она – фаворитка?

Талантливый польский скрипач Кароль Липиньский отмечает в своих мемуарах: «Я был безмерно удивлен, я не предполагал, что Паганини не менее чарующе играет на гитаре, чем владеет смычком».

Это свидетельство профессионала высокого уровня заставляет пересмотреть роль и значение итальянского маэстро в музыкальном искусстве. Кто в действительности был несравненным гитаристом-виртуозом – испанец Фернандо Сор или Никколо Паганини, которого мир до сей поры считает великим скрипачом?

Как известно, скрипач Паганини, будучи к тому же гитаристом, не выступал в качестве гитариста на концертной эстраде. Подлинным «Паганини гитары» следует считать Луиджи Леньяни, друга и последователя гениального артиста. Возможно, в какие-то минуты, когда Паганини импровизировал на гитаре, он видел перед собой своего приятеля Луиджи, которого иногда брал в концертные поездки по Италии.

Никколо Паганини увлек своей волшебной скрипкой Джакомо Россини, в свою очередь, под влиянием Мауро Джулиани взял в руки гитару композитор и пианист Антон Диабелли.

Так скрипка и гитара оказались чудодейственным средством в укреплении творческой дружбы между великими музыкантами – Паганини, Россини, Леньяни, Диабелли.

24 каприччио Паганини совершили переворот в скрипичной музыке. Самым ярким из них оказалось последнее, двадцать четвертое произведение. Знаменательно, что в оригинале оно было написано для скрипки в сопровождении гитары под названием «Бравурные вариации на оригинальную тему».

Следовательно, гитара играла отнюдь не последнюю роль, когда требовалось обогатить выразительные и технические возможности «царицы инструментов».

Мила и очаровательна соната для скрипки и гитары ля мажор Никколо Паганини. Погружаясь в мир ее образов, словно видишь перед собой двух светских дам, которым не откажешь в грации и любезности.

В Аллегро явственно присутствуют беспечная игривость и весенняя новизна чувств, Адажио – это умиротворенное созерцание. В Аллегретто (Рондо) музыка жизнерадостна, вызвана восторгом от красоты мира, чем близка к бессмертным творениям Россини.

«Большая соната» для гитары Паганини, записанная на компакт-дисках как Джулианом Бримом, так и Джоном Уильямсом, примечательна во многих отношениях.

Аллегро изящно и радостно. Это происходит из-за того, что инструментальная партия в своей основе вокальна, опирается на красивое пение в стиле бельканто.

Пленительная лирическая мелодия Романса близка по духу и настроению к «Вечерней серенаде» Шуберта. В ней предугадываются также мелодические откровения Франсиско Тарреги.

Вариации виртуозны и блестящи. Творческая фантазия автора бьет ключом, и ощущаешь некое подобие их музыкального языка с его же «Венецианским карнавалом» для скрипки с оркестром.

Какой бы скромной и невзрачной ни была бы гитара, она в руках гения становится трогательной, роскошной, неукротимой – этакой страстно влюбленной итальянской красавицей!

3. Живописно-музыкальная ретроспектива

Леонардо да Винчи был художником, ученым, инженером. Кроме серьезных научных открытий он много времени тратил на изобретение различных механических игрушек для увеселения светской публики. Вероятно, для гения эпохи Ренессанса это был своего рода отдых, который позволял подготовиться к другим делам, требовавшим напряжения душевных сил.

Никколо Паганини тоже предстает в нескольких ипостасях: как композитор, скрипач и гитарист. Кроме замечательных скрипичных произведений он создал около 200 пьес для гитары, предназначенных, главным образом, для любительского музицирования. Эти музыкальные «безделушки», написанные второпях, расходились по всей Италии, часто без имени их автора.

Скрипичное искусство Паганини по драматическому накалу и силе человеческого духа сопоставимо с великими творениями Микеланджело, тогда как гитарная музыка прославленного артиста отличалась лиризмом и мечтательностью, свойственными полотнам Джорджоне. В личности знаменитого виртуоза удивительным образом сочетались бунтарский дух и нежная сентиментальность легкоранимого человека.

Обратимся еще к одному итальянскому живописцу. Караваджо – это художник огромной творческой смелости, реалист-новатор, прекрасно знающий жизнь простого народа; по его мнению, задача искусства состоит в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы». Необыкновенная правдивость и демократизм произведений принесли ему скандальную известность и вызвали резкую оппозицию церковных кругов. Добавьте к этому бурный неуживчивый характер, усугублявший житейские трудности, и глубокий душевный кризис в последний период творчества, – и перед вами возникнет психологический портрет итальянского художника-гения, того самого, кто оказал сильнейшее влияние на европейское искусство. И, если хотите, это портрет другого итальянца, скрипача Никколо Паганини, духовного потомка и художественного двойника Караваджо, родившегося почти два века спустя.

Любопытно, что Караваджо чрезвычайно интересовался музыкой, о чем свидетельствуют такие полотна, как «Юноша с лютней», «Девушка с лютней», «Мандолинистка».

Паганини в детстве учился игре на лютне, в зрелые годы находил утешение в игре на гитаре. Неукротимые натуры гениев нуждаются в кратких передышках, чтобы потом с новыми силами взяться за главное дело жизни.

А вот судьба третьего художника.

В противоположность Никколо Паганини жизнь испанского художника Веласкеса была на редкость счастливой. В последние годы он создал два живописных шедевра: «Менины» (Фрейлины) и «Пряхи». На первом полотне изображена сцена королевского быта, отмеченная печатью благородства и элегантной сдержанности. Второе посвящено повседневным будням и нелегкому труду простых работниц, что удалось передать правдиво, с поразительной силой чувства. В этих картинах Веласкес достигает целостности восприятия мира.

У Паганини скрипка была королевой, блиставшей в аристократических салонах и на концертной эстраде, а гитара – скромной служанкой, предназначенной для любительского музицирования в аристократических салонах и в среде простолюдинов.

Гениальный артист, как и великий художник, видят мир объемно, в двух и даже трех измерениях, со всеми его контрастами и противоречиями.

Ведь каждому из нас нужны не только яркие лучи солнца, но и мягкий свет луны.

Уместно и такое сопоставление имен.

Никколо Паганини по таланту и характеру близок к Сальватору Розе, несмотря на то, что художник родился на полтора столетия раньше гениального скрипача. Оба относятся к людям с неукротимым нравом и новаторским духом, которые решительно раздвигают горизонты нашего мироощущения. Искусство обоих отличалось бунтарским демократизмом, живой и непосредственной эмоциональностью, пленительной романтикой в пейзажных зарисовках и лирических переживаниях человека, страстного существа, желающего вобрать в себя Вселенную.

В 1649 году, устав от придворной службы, Сальватор Роза отбыл в Рим и стал вольным художником. Точно так же Никколо Паганини покинул двор великой герцогини Тосканской Элизы, сестры Наполеона Бонапарта, чтобы сделаться гастролирующим артистом. Эти гении предпочли творческую свободу.

Сальватор Роза был также замечательным гравером и рисовальщиком, одновременно поэтом, актером, режиссером, музыкантом. Он учился пению, играл на флейте, арфе и гитаре.

Именно гитара связывает двух великих соотечественников, Розу и Паганини.

Художник написал целый ряд сатир, среди которых выделяются «Поэзия», «Музыка», «Живопись», «Война», «Зависть», «Ведьма», «Вавилония».

На картине «Музыка» изображена скромная девушка со светлым взором, обращенным к небесам.

Возможно, это выражение того, чем была непритязательная гитара в руках Паганини – инструментом, которому поверяют заветные чувства и мысли.

Нетрудно заметить, что у двух современников, испанского художника Франсиско Гойя и итальянского скрипача Никколо Паганини, много общего. Главное – каждый из них питал беззаветную любовь к своей Отчизне и не мог смириться с ее порабощением, страстно желая видеть родину независимой и свободной.

Большая соната A-dur, op.39 Никколо Паганини – это баллада для гитары: в ней находим душевные откровения, безмятежность и порывы страсти, отстраненное созерцание и потребность любить, энергичные марши, изящные арабески, патетические гимны, победное торжество радости – все это творят магические струны гитары!

Великий Паганини – это двойная звезда, испускающая золотистое и голубое сияние, это постоянно переливающийся на наших глазах классико-романтический свет.

Романс из Большой сонаты ор.39 Никколо Паганини – романтический шедевр, в котором звучит песня влюбленного, по рыцарски благородного и мужественного человека. В его глазах «сиянье розового рая», а под кольчугой пылает сердце, не сгорая. Это лирика вечно пленительной грусти и надежды. Запечатленная в Романсе, она сотни и тысячи раз будет воспроизведена поэтами разных стран. Кто из них процитирован выше – определите, пожалуйста, сами.
;
Мир в том виде, в каком он предстает перед детскими глазами, запечатлен в Сонатинах №1 и 2 Никколо Паганини. Нежные чувства, наивные переживания, любопытство, восторг, озорство, марш оловянных солдатиков, колыбельная для куклы – это и многое другое найдет педагог в Сонатинах Паганини, желая познакомить юных гитаристов с творчеством итальянского гения.

Вальс M.S.92 Никколо Паганини – миниатюра продолжительностью в одну минуту и сорок секунд. До-мажорная часть – это конфеты карамель, ля-минорная – апельсиновый сок. Впрочем, все зависит от вкуса того, кто возьмется играть ее.

Вуаль светлой грусти наброшена на радостное чувство в Аллегретто M.S.90 Никколо Паганини, которая придает этой пьесе романтическую привлекательность.

Пасторально-наивно Аллегретто M.S.91. В нем слышится простенький наигрыш пастушка на органном пункте в басах. Возникает буколическая картинка «естественной» жизни.

Сидя в кафе, Паганини сочиняет на ходу немудреную мелодию, которую тут же дарит подбежавшему нищему мальчугану, чтобы тот смог подзаработать на автографе великого скрипача. Сегодня мы наслаждаемся музыкой Аллегретто-скерцандо и предлагаем юным гитаристам разучить эту трогательную миниатюру.

Каприс №5 Паганини в переложении для гитары выглядит как еще одно «Вечное движение» маэстро.

Мелодия Каприса №24 Паганини принадлежит к тем счастливым озарениям, которые никогда не увядают. Она вечно будет звучать на гитаре, на фортепиано и в оркестре. Благодаря ей люди не забудут имя гениального скрипача.

Этюды №1, 14, 15 из цикла «I Ghiribizzi» M.S.43 Никколо Паганини – это не мелодии-жемчужинки или мелодии-цветы, а прелестные экзерсисы для юных гитаристов.

Сонатина C-dur – произведение классическое по духу, лишь в ля минорных эпизодах появляется лирика: с началом весны сердце еще сковано, но так хочется любить!

Источник

Оцените статью