Никулин эпизод девушка с гитарой

Никулин эпизод девушка с гитарой

Вернувшись из Швеции, Никулин и Шуйдин влились в подготовку циркового обозрения «Юность празднует». Эту программу, которую цирк показывал во время московского фестиваля молодежи, после фестиваля тоже давали, постоянно обновляя, вводя в нее новые номера и новых артистов. Из воспоминаний Юрия Никулина: «Сценарист спектакля, Владимир Поляков, встретив меня однажды в фойе цирка, вдруг остановился и, внимательно рассматривая, будто никогда раньше меня не видел, спросил:

— Слушай, хочешь подзаработать? Сейчас по нашему с Борисом Ласкиным сценарию ставится фильм «Девушка с гитарой». Там есть два эпизода, на которые никак не могут найти артистов. Хочешь?

Вспомнив, как меня не приняли во ВГИК, как зря я бегал по Цветному бульвару, изображая американца в «Русском вопросе», как выгнали меня со съемки в цирке и как обошелся со мной Натансон, я отказался. Однако Владимир Поляков все же протянул мне записку с номером телефона съемочной группы.

— Будешь звонить, попроси Карелова. Он ассистент режиссера. Закажет тебе пропуск. Обязательно при этом сошлись на меня».

Когда Никулин рассказал жене о предложении сняться в кино, которое он так неожиданно получил, та не просто поддержала эту мысль, она сама позвонила Карелову.

Молодой симпатичный ассистент режиссера Евгений Карелов встретил Никулина на «Мосфильме» и повел к режиссеру Александру Файнциммеру, имя которого тогда прочно ассоциировалось с его фильмом «Овод» с Олегом Стриженовым в главной роли. Александр Файнциммер дал Никулину сценарий и попросил поскорее прочесть его.

Читайте также:  Бах концерт для скрипки с фортепиано ля минор ноты

Действие картины строилось на том, что конкурсная комиссия отбирает лучшие самодеятельные номера для показа на.

Всемирном фестивале молодежи и студентов. Главную роль в фильме исполняла Людмила Гурченко. После успеха «Карнавальной ночи» именно для нее, в расчете на ее популярность, писался сценарий «Девушка с гитарой». Для оживления довольно убогого сюжета (любовь продавщицы музыкального магазина и начинающего композитора) в сценарии были прописаны смешные эпизоды и среди них — появление перед отборочной комиссией странного человека с чемоданчиком, пиротехника. На эту роль и звали Никулина. Эпизод небольшой. Пиротехник вбегает с чемоданчиком в комнату, где комиссия просматривает участников конкурса, и говорит:

— Товарищи, я извиняюсь, товарищи. Для фестиваля, понимаете, придумал эффектную вещь… Люди увидят — ахнут. Самодеятельный фейерверк типа салют. Сейчас я его зажгу, и вы увидите. Сядьте.

И перед ошеломленной комиссией он вынимал шутиху, поджигал ее, шутиха летала по всей комнате, а потом взрывалась. Члены комиссии, черные от сажи, вылезали из-под стола, и один из них спрашивал:

— Товарищи, а где же конструктор?

Открывалась дверь, и входил пиротехник, весь закопченный, но уже с огромной шутихой в руках, и говорил:

— Я извиняюсь, товарищи, не ту зажег. Сейчас повторим.

Комиссия в полном составе опять быстро пряталась под стол.

Эпизод Никулину понравился, и он даже представлял, как будет его играть. Выбрал вместе с художником фильма и костюмером одежду для своего персонажа: маленькую кепочку, красную рубаху, кеды. В руки взял фибровый чемоданчик. Свой текст — всего несколько фраз! — учил три дня. Сниматься хотелось, но было и страшно.

Перед съемкой гримерша, мельком взглянув на Никулина, сказала слова, которые Никулин уже не раз слышал: «А что его гримировать? Положим общий тончик на лицо — и хватит».

Первым на съемочной площадке Никулина в его красной рубахе, в кедах, кепке, с чемоданчиком в руках увидел Михаил Иванович Жаров и без улыбки спросил: «Кто это?».

Узнав, что этот человек будет играть пиротехника, Жаров посмотрел на Никулина еще раз и вдруг громко засмеялся: «Точно. Такой может взорвать!».

Из воспоминаний Юрия Никулина: «Началась репетиция. Я предложил режиссеру:

— А что, если после взрыва, когда пиротехник исчезнет и его начнут искать, вместо него увидят только кепку на полу?

С предложением согласились. Осмелев, я предложил поджигать шутиху не спичками, как в сценарии, а папироской, как это делает большинство пиротехников.

— А где вы возьмете папироску? — спросил Файнциммер.

— Пусть кто-нибудь из членов комиссии курит, — предложат я. — Пиротехник вытащит у него изо рта папироску, а потом вставит обратно. Будет смешно.

Режиссер и это предложение принял.

Начали репетировать. Всё получалось довольно прилично. А когда пиротехник брал папироску у одного из членов комиссии, все вокруг смеялись.

Наконец раздалась команда:

Файнциммер тихо сказал:

Перед моим носом ассистентка громко щелкнула деревянной хлопушкой. Как только щелкнула хлопушка, у меня заколотилось сердце и мне показалось, что меня пронизывают какие-то невидимые лучи, исходящие из кинокамеры. Ноги стали ватными.

С трудом вошел я в декорацию и обалдело остановился. Текст вылетел из головы. Стоял до тех пор, пока режиссер не крикнул:

— Стоп! — И спросил меня: — В чем дело? Какую фразу вам нужно сказать? Почему вы остановились?

— Товарищи, я извиняюсь, товарищи… — произнес я первую фразу пиротехника.

— Ну, вот и хорошо, — успокоил меня Файнциммер. — Попробуем снова. Только, пожалуйста, соберитесь. Не волнуйтесь. Приготовились…

— Тишина! Мотор! Начали!».

Следующие четыре дубля тоже оказались сорванными…

Никулин никак не мог уследить и за своими движениями, и за взглядом, и останавливаться точно на метках, и одновременно со всем этим произносить свой текст. Наконец режиссер пошел на хитрость: Никулину сказали, что съемки не будет, все только прорепетируют сцену еще раз, а на самом деле камера работала. Эпизод был снят.

Прошло несколько дней, и позвонил Евгений Карелов. Он сказал, что всё получилось просто отлично, что во время просмотра материала на сценке с пиротехником все смеялись и сценаристы решили написать для Никулина второй эпизод: пиротехник приходит в музыкальный магазин и тоже демонстрирует директору магазина шутиху, взрывая там чуть ли не целый отдел. Сниматься в эпизоде предстояло вместе с Жаровым. Естественно, Никулин с радостью согласился.

Перед съемкой этого второго эпизода ему показали часть смонтированного материала. Из воспоминаний Юрия Никулина: «Впервые увидев себя на экране, я остолбенел. «Неужели я такой?» — поразился я. И голос, и выражение лица, которое я привык видеть в зеркале, — всё было другим. Не считая себя красавцем, я, в общем-то, думал, что выгляжу нормальным человеком, а тут на экране полный кретин, с гнусавым голосом, со скверной дикцией. На меня это так подействовало, что я расстроился. А вокруг все были довольны и говорили: «Хорошо. Молодец!».

Уже во время первых съемок я понял, что актер может вносить свои добавления в текст. Теперь тоже я добавил отсебятины: о шутихе, которую доставал пиротехник, я сказал:

— Вот сейчас она у нас джикнет…

«Джикнет» смешнее, чем «взорвется», как было написано в сценарии. Так в картину и вошло».

Второй эпизод отсняли. Во многом он был повторением первого эпизода, но, тем не менее, лег в картину хорошо. Никулин подумал: а что, если снять еще один эпизод, совсем короткий, в конце фильма? Огромное здание. В окнах горит свет. В подъезд этого здания входит пиротехник с чемоданчиком в руках. Проходит секунда-другая, и вдруг во всех окнах одновременно гаснет свет. А затем отдельным кадром снять, как по Москве мчится пожарная машина. Тогда линия пиротехника имела бы сюжетное завершение.

Предложение многим понравилось, но режиссер Файнциммер не захотел его снимать — и так уже перерасход пленки, да и пожарная машина не заложена в смете…

«Девушка с гитарой» не имела столь большого успеха, как «Карнавальная ночь», хотя в картине и снимались такие прекрасные артисты, как Михаил Жаров, Фаина Раневская, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов. Но все-таки по итогам 1958 года фильм занял в прокате десятое место. Самыми смешными эпизодами в нем оказались именно те, в которых участвовал Никулин. Над его незадачливым пиротехником, который своим фейерверком сначала едва не спалил кабинет приемочной комиссии, а затем и целый отдел в магазине, зритель смеялся больше всего. Пожалуй, и сегодня никулинский персонаж смотрится единственным живым человеком в этом картонном фильме.

Из воспоминаний Юрия Никулина: «Прошло время. «Девушку с гитарой» выпустили на экраны, и меня первый раз в жизни узнали на улице. Это произошло около мебельного магазина в Костине под Москвой. Стоя с бидоном в очереди за квасом, я почувствовал, что кто-то на меня внимательно смотрит. Оглянулся и вижу — меня рассматривает молодой парень.

— Скажите, вы киноартист? — спросил он.

— Нет, я работаю в цирке.

— А в кино снимались? Я вас узнал, — сказал он с какой-то особенной радостью. — Я вас видел в фильме «Девушка с гитарой». Вы там всё взрываете. Верно?

Признаюсь, в первый раз это обрадовало. Тогда я и не предполагал, что узнавание может раздражать. Подумал: «А вдруг меня больше никогда не позовут сниматься? А мне так хочется!»»…

Он не знал еще, что именно с «Девушкой…» перелистнётся еще одна страница книги «Жизнь Никулина», и самым кардинальным образом. Что именно с этого почти забытого сегодня фильма начнет раскручиваться новый маховик его дней…

А жизнь в цирке шла своим чередом: Никулина и Шуйдина направили по разнарядке в Запорожье. Стояло дождливое лето, работа шла спокойно, привычно. Сборы были средними, как это и всегда бывает, если стоит плохая погода: давно замечено, что люди в дождь мало ходят в цирк. И вдруг клоуны получили письмо, подписанное художественным руководителем Ленинградского цирка Георгием Семеновичем Венециановым. В нем он предлагал Никулину и Шуйдину открыть коверными очередной сезон в Ленинграде.

Как бы предугадывая смятение и колебание артистов, Георгий Семенович писал, что во всем им поможет. Письмо заканчивалось словами: «Не бойтесь, не боги горшки обжигают».

Предложение Венецианова было заманчивым. Но с чем ехать? Кроме «Насоса» и «Бантиков», к этому времени Никулин и Шуйдин придумали еще сценку «Гиря», а также интермедию с яйцом, которое непонятно каким образом исчезало с табуретки. Вот и весь их репертуар. Правда, до начала гастролей в Ленинграде оставалось два месяца. И клоуны решили, что примут предложение Венецианова, а кое-что новое придумать — тоже успеют. О всех своих сомнениях они честно написали Георгию Семеновичу. В этом же письме, как он их просил, они послали подробное описание своих реприз.

Источник

Девушка с гитарой (1958)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

последнее обновление информации: 01.04.19

критика

На роль пиротехника пригласили Юрия Никулина, только-только пробующего свои силы в кино. Клоун рано утром приехал на студию, и его сразу повели в гримёрную. Молоденькая гримёрша, мельком взглянув на него, сказала:
— А что его гримировать? У него и так лицо глупое. Положим общий тон – и хватит.
Так и сделали. На лицо положили общий тон, из-под кепки выбили клок волос, переодели в красную рубаху. Затем Никулин переобулся в кеды, которые принёс из дома, взял в руки маленький чемоданчик, необходимый по роли. И в таком виде его проводили в павильон на съёмку.
Первым на площадке его увидел известный артист Михаил Иванович Жаров.
— Это кто такой? – сурово спросил он.
Никулин перепугался. Стоит и молчит.
— Да это наш «взрывник». Сейчас он тут как «джикнет»! – пошутил кто-то из артистов словами из роли Никулина.
Жаров посмотрел на клоуна ещё раз, вдруг громко рассмеялся и одобрительно сказал:
— Во, точно! Такой может взорвать… и не только студию.

Эта эпизодическая роль на просмотре рабочего материала вызвала такой хохот, что «пиротехнику» добавили ещё один эпизод.

Источник

«Девушке с гитарой» — 60: пять причин пересмотреть старый добрый фильм

Музыкальная комедия «Девушка с гитарой» впервые вышла на советские киноэкраны 1 сентября 1958 года. Простой фильм о том, как легко быть молодым в СССР, окруженном дружелюбными соседями, едва не стоил карьеры молодой актрисе Людмиле Гурченко, сыгравшей главную роль. Посмотрев картину, министр культуры был в ярости, а юные граждане — в восторге: ведь «Девушка с гитарой» показала им зарубежных музыкантов.

Фестиваль

Съемки «Девушки с гитарой» были приурочены к Международному фестивалю молодежи и студентов, который прошел в Москве летом 1957 года. Веселая музыкальная комедия с акцентом на дружбе народов, съехавшихся в столицу СССР, была заказана сверху — тогдашним министром культуры Николаем Михайловым. Сценаристы Борис Ласкин и Владимир Поляков быстро придумали историю о «звезде торговой сети» Тане Федосеевой, которой стало тесно за прилавком нотного отдела крупного столичного музыкального магазина, где вокруг нее водят хороводы влюбленные иностранные студенты. Таня устала угадывать песни по описаниям, которые дают покупатели и петь с ними на всех языках мира — ей хочется стать артисткой. Ее мечта, разумеется, сбудется — ведь в магазине она познакомится с молодым композитором Корзиковым, который поддержит ее стремление выйти на сцену.

Мелодии и ритмы зарубежных стран

Съемки начались еще до фестиваля, но основная работа закипела с его открытием. Корректировки в сценарий вносились буквально на ходу — в зависимости от того, какую делегацию удавалось пригласить на «Мосфильм». Так, в фильм попала скиффл-группа The City Ramblers из Великобритании. Несмотря на то что музыканты, стоявшие у истоков жанра, были популярны, это камео в «Девушке с гитарой» стало единственной видеозаписью их выступления. Гитаристка Хильда Симс до сих пор помнит эти съемки, хотя с того дня прошло более 60 лет, и с удовольствием рассказывает о гостеприимной Москве и дружелюбных москвичах, научивших ее словам druzhba, spasibo и chudo.

Фильм, который едва не лишил карьеры Гурченко

На роль Тани Федосеевой сразу утвердили молодую актрису Людмилу Гурченко, недавно блистательно сыгравшую главную роль в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Собственно, продавщица нот Таня Федосеева — это сотрудница Дома культуры Леночка Крылова номер два, всеобщая звонкоголосая любимица в приталенном платье а-ля нью-лук Кристиана Диора. Неопытная актриса пошла вслед за режиссером, стремившимся повторить успех рязановского новогоднего блокбастера, и едва не поплатилась карьерой. Сначала по Гурченко хорошенько проехалась пресса, навесив на нее ярлык актрисы легкомысленного музыкального жанра. Газеты пестрели заголовками вроде «Еще одна девушка» или «Опасный крен».

А потом Людмилу Марковну вызвал к себе министр культуры. Актриса была уверена: будет хвалить. Однако вместо комплиментов Михайлов высказал ей одни лишь претензии — и в самой грубой форме. Как позже вспоминала актриса, министр охарактеризовал ее игру как «вертлявые западные штучки-дрючки», пообещал, что скоро ее имени никто не вспомнит, и подытожил: «Позорище». Карьера Гурченко после этой беседы действительно пошла на спад: долгие годы ей приходилось довольствоваться работой в эпизодах и ролями второго и даже третьего плана.

Первое появление Никулина на экране

Едва не разрушив карьеру Гурченко, «Девушка с гитарой» стала трамплином в кино для Юрия Никулина. Артист разговорного жанра из Цирка на Цветном бульваре попал на съемки почти случайно. В кино сниматься он не собирался, помня о том, что в свое время его не приняли во ВГИК, и долго не соглашался пойти на пробы. В итоге на киностудию его отправила супруга, созвонившись с ассистентом режиссера, разыскивавшего актера на характерную эпизодическую роль бестолкового пиротехника-неудачника.

На «Мосфильме» его отвели к гримерше — едва взглянув не него, она спросила: «Зачем его гримировать? У него и так глупое лицо». В процессе подготовки к роли Никулин все больше воодушевлялся — он сам сочинил характер своего героя, решив, что он будет чокнутым, и продумал костюм. Актер решил, что этот странноватый пиротехник должен очень тихо ходить, буквально красться. Для такой походки нужны были кеды, которых в костюмерной киностудии не оказалось, и Никулин купил нужную обувь самостоятельно.

Когда его представили режиссеру, тот расхохотался: такой действительно может взорвать! Образ, созданный Никулиным, так понравился Александру Файнциммеру, что он включил в сценарий дополнительную сцену с ним. Талантливого дебютанта заметили все — и зрители, и киношники. Никулина начали приглашать на роли второго плана, а через три года после выхода «Девушки с гитарой» Леонид Гайдай придумал жуликоватое трио Труса, Балбеса и Бывалого, кочевавшее из одной его комедии в другую. Роль Балбеса, которая принесла Никулину всенародную любовь и славу комического актера, не стала для него ловушкой. Параллельно с работой в комедиях Никулин много снимался в драмах — «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова, «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского, «20 дней без войны» Алексея Германа, «Чучеле» Ролана Быкова.

Серьезный режиссер

Для работы над картиной был выбран режиссер, не имевший совершенно никакого опыта в комедии, но дважды награжденный Сталинской премией — ее Александр Файнциммер получил за драмы «Константин Заслонов» и «У них есть родина». Это назначение стало неожиданностью для всех, но фильм у Файнциммера получился действительно веселый — может быть, не такой смешной, как у его коллеги Эльдара Рязанова, но полный гэгов.

Сразу после «Девушки с гитарой» режиссер снял еще одну комедию — «Спящий лев» с Натальей Кустинской, Михаилом Пуговкиным и Константином Сорокиным, а потом вернулся в привычное русло исторических и остросюжетных лент.

Источник

Оцените статью