Никулин с гитарой операция ы

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

Кинохиты Александра Зацепина, ч.1: история музыки из к-ф «Операция Ы» (1964)

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»

С одной стороны, имя Александра Зацепина в раскрутке не нуждается. С другой — композиторов народ знает всё-таки не в пример хуже певцов и актёров. Поэтому считаю не лишним напомнить, что именно Александр Сергеевич написал лучшие песни «ранней» Аллы Пугачёвой и музыку к таким фильмам, как «Земля Санникова» и «31 июня». Но, конечно, решающим в творческой судьбе композитора стало его почти непрерывное сотрудничество с режиссёром Леонидом Гайдаем.
С него, пожалуй, и начнём…

Началом этого сотрудничества стала… ссора. До Зацепина Гайдай работал с другим композитором — Никитой Богословским. Например, когда снимал короткометражки «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики», где впервые появляется знаменитая комедийная троица — Трус (Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Моргунов). И вот, во время работы над «Самогонщиками», Гайдай отверг какую-то часть музыки Богословского. Характер у режиссёра был не сахар, и спор вылился в скандал. Богословский в сердцах сломал дирижёрские палочки и заявил, что с этого момента ноги его здесь не будет.

Извиняться Гайдай не стал, но для следующей комедии — «Операция Ы» — ему срочно потребовался новый композитор. Тут-то режиссёру и порекомендовали Зацепина — к тому времени уже известного своими кинопеснями «Надо мной небо синее» и «Костер на снегу». Поначалу Гайдай относился к новому напарнику с подозрением: мол, одно дело — лирика, а другое — музыка к эксцентрической кинокомедии.

Читайте также:  Встает страна огромная ноты

Однако, Зацепин поставленной задачи не испугался. Более того — сразу стал проявлять творческую самостоятельность. Дело в том, что вручённый ему сценарий весь пестрел режиссёрскими ремарками — в том числе и о том, где какая музыка должна быть. Возле отдельных сцен стояли пометки — «галоп», «марш», «вальс» и т.п.
У Зацепина же было своё виденье. Например, в сцене погони на заводе герой Алексея Смирнова выбегал из дыма весь чёрный с палкой в руках и напоминал папуасского дикаря. Поэтому вместо запланированного «галопа» композитор решил написать «тропическую» самбу.

Александр Зацепин:
«Показываю Гайдаю, что я написал. Он говорит: «Я не совсем понимаю, почему ты написал не то, что я хотел. Ты должен мне верить».
Я объясняю: «В записи эту сцену будет сопровождать живой оркестр, и тогда вы воспримете всё по-другому. Я ведь тоже не всегда понимаю, почему вы строите эту сцену именно так, а не иначе. Но я Вам верю и не прошу показать мне негатив, чтобы убедиться в вашей правоте». Гайдай помолчал, может быть, от удивления, а потом обронил: «Может, ты прав»».

Слушайте Дикарь — Александр Зацепин на Яндекс.Музыке

Окончательно Гайдай поверил в Зацепина, когда тот сделал по-своему музыку к нервной сцене, где Шурик никак не может сесть в автобус.

Александр Зацепин:
«…мне понравился персонаж Шурика, как сказочный Иванушка-дурачок. И как мне казалось, вся музыка к подобному фильму и персонажу должна быть как «сказочная»».

Вместо очередного «галопа» композитор решил записать очень быстрое соло на аккордеоне. На этом инструменте Зацепин сам умел играть очень хорошо, но темп требовался чересчур быстрый. Тогда он прибег к хитрости — замедлил скорость базовой фонограммы вдвое, записал под неё соло, а затем пустил плёнку на обычной скорости.

Александр Сергеевич вообще любил всякие эксперименты в сфере звукозаписи (впоследствии, он создаст у себя дома целую студию — по тем временам даже превосходящую государственные аналоги).

Также композитор считал, что для эксцентрической комедии не помешают эксцентрические звуки. Для этого Зацепин скупал на барахолках самые необычные «инструменты». Например, в новелле про экзамен он использовал «крякающий» манок, который обычно используют охотники, чтобы подманивать уток.

Слушайте Твист — Александр Зацепин на Яндекс.Музыке

А в сцене, где напарник пытается замуровать Шурика, слышен звук 20-сантиметрового колокольчика — правда, замедленный аж в 8 раз!

В итоге для фильма было написано целых 58 минут довольно быстрой музыки. Особенно гениально была обработана колыбельная «Баю-баюшки-баю…», которой композитор придал модную современную аранжировку. Нечто похожее он потом проделает в к-ф «Иван Васильевич…» с «Собачьим вальсом» (см. сцену встречи со шведским послом).

Зацепин также предлагал Гайдаю написать для второй новеллы полноценную песню, но тот отказался.
Впрочем, одна песня в «Операцию Ы» всё-таки попала. Разумеется, речь идёт о песне «Постой паровоз», которую в фильме исполнил под гитару Юрий Никулин. Собственно, Никулин эту песню Гайдаю и предложил.

Александр Зацепин:
«Он (Никулин — С.К.) часто напевал под гитару, он знал много песен. Вы же помните, это были ещё времена, когда было исключением из правил не играть на гитаре, не знать много песен, и не уметь вытянуть хотя бы пару нот, — это было вообще не хорошо».

Юрий Никулин:
«Я с юности, кроме анекдотов, коллекционировал песни. Даже в армию взял альбомчик, который прошёл со мной через войну. Песня «Постой, паровоз» тоже была в том альбомчике. Автора я, конечно, не знаю. Её я записал уже после войны, когда демобилизовался. А в фильме песня появилась так. Во время съёмок «Операции» Гайдай сказал: «Нужна песня, какая-нибудь блатная». Я спел парочку, но они показались ему грубыми, а нужна была жалостливо-лирическая. И я вспомнил «Постой, паровоз» – она подошла».

Не жди меня, мама, хорошего сына.
Твой сын не такой, как был вчера.
Меня засосала опасная трясина…
Кондуктор, нажми на тормоза!

Чаще всего, автором этой песни называют бывшего заключённого Николая Ивановского, который якобы написал её в 1946 году. Но большинство исследователей считают, что похожий сюжет и мотив ушёл в народ гораздо раньше — чуть ли, не в дореволюционные времена. Ведь именно тогда на задней площадке трамвая действительно находился кондуктор, который с помощью рычага притормаживал на крутых спусках.

Из интервью с А. Зацепиным:
«— Я думал, песня «Постой паровоз, не стучите колеса» народная, а оказалось, это вы к ней руку приложили?
— Она действительно народная, только обработка моя. Не хочу присваивать себе чужие лавры (смеется)».

Руководитель «Мосфильма» — Иван Пырьев — высоко оценил работу Гайдая и Зацепина, и тандем продолжил сотрудничество.


Слева — Зацепин, справа — Гайдай.

Источник

Юрий Никулин — биография, информация, личная жизнь

Юрий Владимирович Никулин

Юрий Владимирович Никулин (18 декабря 1921, Демидов — 21 августа 1997, Москва). Выдающийся советский и российский актёр, артист цирка (клоун), телеведущий. Участник Великой Отечественной войны. Народный артист СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1990).

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове (бывшее Поречье, ныне Смоленская область).

Отец, Владимир Андреевич Никулин (1898-1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове.

Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» — театр революционного юмора. Сам ставил спектакли и много играл.

В том же театре служила актрисой и его мать, Лидия Ивановна Никулина (1902-1979).

В 1925 году его семья перебралась в Москву.

В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом — писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок».

Мать Юрия не работала, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына.

Юрий Никулин в детстве

Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров. Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни Москвы.

Поначалу он пошел в престижную школу. В ней его отец вел драматический кружок. Участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.

После окончания седьмого класса, когда стали отбирать лучших учеников в восьмой, Юрия, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять — плохо учился.

Поэтому доучивался Юрий уже в самой обычной средней школе № 346. Как он сам писал в книге мемуаров «Почти серьёзно. », «в нашу 346-ю обыкновенную школу, куда я перешёл, никакие делегации не приезжали, не приходили к нам и писатели, артисты не устраивали для нас концерты».

Впрочем, сам он был очень рад переходу в новую школу: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».

8 ноября 1939 года после окончания средней школы был призван в Красную армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду.

Юрий Никулин — 1940 год

В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград.

Юрий Никулин на фронте (третий слева в верхнем ряду)

После выписки в августе 1943 года Никулин был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта.

За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени), «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей.

В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Закончив обучение, стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом.

25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец.

Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Никулин проработал с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году Шуйдин и Никулин вместе ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта.

Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные.

Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре.

С 1982 года Никулин — директор цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году.

Всего строительство продолжалось четыре года. Строительство цирка вела финская строительная фирма «Polar», о чём сам Никулин пишет в своей книге «Почти серьёзно».

Юрий Никулин — Бревнышко

Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.

Юрий Никулин — Анекдоты

В 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в кино. В то время режиссер Файнциммер приступал к съемкам музыкальной комедии «Девушка с гитарой» по сценарию Владимира Полякова и Бориса Ласкина. На один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера. Вот тогда Владимир Поляков и предложил попробовать Никулину. Тот первоначально отказался. Артист еще помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Однако потом он все-таки изменил свое решение. Никулину досталась роль пиротехника.

На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» — Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся». В процессе съемок в фильм вошло столько комических эпизодов (в том числе и с участием Никулина), что он превратился в комедию «Неподдающиеся».

Вскоре Юрий Никулин был приглашен Эльдаром Рязановым на главную роль в его новой картине «Человек ниоткуда». В этом же фильме должен был сниматься знаменитый актер Игорь Ильинский. Он и сделал Никулину неожиданное предложение: перейти работать из цирка в Малый театр. Предложение выглядело заманчивым, но Никулин все же отказался. «Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, — вряд ли имеет смысл», — ответил он.

Едва начавшиеся съемки комедии «Человек ниоткуда» внезапно были приостановлены. Что-то в сюжете картины не устраивало руководство киностудии, и фильм отложили до лучших времен. Вернулся к нему Рязанов только через год, но теперь уже на главные роли он пригласил других актеров — Сергея Юрского и Юрия Яковлева. Никулину же достался лишь маленький эпизод.

Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно».

Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.

Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того — зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин — Вицин — Моргунов.

Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин — Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сел за сценарий.

Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех.

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин — фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился.

Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. В судьбе же самого актера фильм имел очень важное значение. Именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров Они увидели в нем актера, который способен играть не только комические роли типа Балбеса, но серьезные драматические роли.

Юрий Никулин — «Влип» («Фитиль», 1962)

Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина теперь знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера.

В 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри.

Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах.

В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!». Первоначально актер было отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» И все же режиссер смог уговорить актера, тем более что на кандидатуре Никулина настаивал и автор сценария Израиль Меггер. Меггер пришел к этому решению, когда увидел Никулина в картине «Когда деревья были большими».

Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница».

Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности. И причиной тому стал Никулин. Актеру не понравился сценарий, и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, большинство фраз и эпизодов из фильма «ушли в народ».

В 1966 году, как раз между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Никулин снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в знаменитой картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Правда фильм вышел в прокат лишь спустя пять лет, да и то ограниченным тиражом.

Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в веселой, зажигательной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Впервые Гайдай доверил актеру роль не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Никулин удивительно точно и естественно соединил в роли и искрометный комизм, и иронию, и тонкий лиризм. Партнерами Никулина стали замечательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов. В итоге комедию «Бриллиантовая рука» можно по праву считать лучшим фильмом Леонида Гайдая.

В 1970 году Никулин сыграл роль дворника Тихона в комедии «Двенадцать стульев». А спустя два года Гайдай предложил ему роль управдома Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Однако цирковое руководство не отпустило Никулина на съемки, и в итоге Буншу сыграл Юрий Яковлев. Сыграл, к слову, замечательно.

Юрия Никулина любил и режиссер Эльдар Рязанов. Еще в 1964 году он очень хотел снять его в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Актера уже утвердили на роль, но и тогда вмешалось цирковое руководство — актера отправили в длительные зарубежные гастроли. Рязанов отправился жаловаться самому министру кинематографии Алексею Романову, но тому не понравился сценарий, и он отказался помогать картине.

Снять в своей картине Юрия Никулина Рязанову удалось только через семь лет — в 1971 году. Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники».

В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину». Стоит отметить, что Бондарчук еще в начале 60-х собирался снять Никулина в картине «Война и мир» в роли капитана Гушина, но цирк в который раз встал поперек. Он же не отпустил актера на съемки фильма Бондарчука «Ватерлоо», где Никулин должен был сыграть английского офицера.

В 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Причем это приглашение далось режиссеру нелегко. Многие на киностудии были категорически против этой кандидатуры, но конфликт разрешил Константин Симонов, по книге которого фильм снимался: он одобрил выбор режиссера.

В 80-е годы Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой (Кристина Орбакайте) в картине Ролана Быкова «Чучело».

Болезнь и смерть Юрия Никулина:

В конце июля 1997 года Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которую могли сделать либо в Москве, либо за границей. Место выбирал сам артист, назвавший имя А. Бронштейна.

Операция состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести».

После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы — печень, почки, мозг. Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания.

Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло — 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Никулина остановилось.

Юрий Владимирович Никулин похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Памятник Никулину на Новодевичьем кладбище

Личная жизнь Юрия Никулина:

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с девушкой Татьяной Покровской. Вскоре она стала его женой.

Вот что она сама рассказывает об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне — очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать. А через полгода мы поженились. ».

14 ноября 1956 года в семье Никулиных родился сын Максим.

Юрий Никулин и жена Татьяна

Юрий Никулин с мамой, женой Татьяной и Ниной Гребешковой

Татьяна Николаевна Никулина (14 декабря 1929 — 26 октября 2014, Москва) тоже снималась в кино, работала артисткой цирка до 1981 года. В 2002 году была награждена орденом Почёта.

Юрий Никулин с сыном Максимом

Максим Никулин окончил журфак, долго работал на радио, потом на телевидении вел программу «Утро». Однако затем перешел на работу в дирекцию цирка на Цветном бульваре, который отныне носит имя его отца.

У Максима Юрьевича трое детей: Мария (род. 1981), Юрий (род. 1986) и Максим (род. 1988).

Юрий Никулин с внуками

Близкими друзями Юрия Никулина были Олег Табаков, Леонид Гайдай и самая крупная в СССР иностранная звезда — индийский актёр и режиссёр Радж Капур.

Фильмография Юрия Никулина:

1958 — Девушка с гитарой — пиротехник
1959 — Неподдающиеся — Василий Клячкин
1960 — Яша Топорков — Проша
1960 — Мёртвые души — Официант (нет в титрах)
1961 — Пёс Барбос и необычный кросс — Балбес
1961 — Человек ниоткуда — старшина милиции
1961 — Когда деревья были большими — Кузьма Кузьмич Иорданов
1961 — Друг мой, Колька! — Вася
1961 — Самогонщики — Балбес
1961 — Укрощение строптивой — руководитель церковного хора мальчиков
1962 — Деловые люди (новелла «Родственные души») — грабитель
1962 — Молодо-зелено — шофёр Николай
1963 — Без страха и упрёка — клоун в цирке
1963 — Большой фитиль — Петя-Петушок, вор-домушник
1964 — Ко мне, Мухтар! — Глазычев
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Балбес
1965 — Дайте жалобную книгу — продавец
1965 — Фантазёры — человек на пляже
1965 — Маленький беглец — камео
1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — Балбес
1966 — Андрей Рублёв — Патрикей
1968 — Бриллиантовая рука — Семён Семёныч Горбунков
1968 — Семь стариков и одна девушка — Балбес
1968 — Новенькая
1970 — Денискины рассказы — камео
1971 — Старики-разбойники — Николай Сергеевич Мячиков
1971 — Телеграмма — Фёдор Фёдорович
1971 — 12 стульев — дворник Тихон
1972 — Точка, точка, запятая — папа Лёши
1975 — Они сражались за Родину — рядовой Некрасов
1976 — Приключения Травки — клоун Чичимори
1976 — Двадцать дней без войны — Василий Николаевич Лопатин
1976 — мф Бобик в гостях у Барбоса (мультфильм) — Бобик/Дедушка
1979 — Тут. недалеко — приезжий
1982 — Не хочу быть взрослым — клоун на телевидении
1983 — Чучело — Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены
1983 — Киножурнал «Ералаш», выпуск № 38 — дядя Юра
1989 — Цирк для моих внуков
1991 — Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков — текст от автора.

Памятник Бывалому, Трусу и Балбесу в Хабаровске

♦ В память о Ю. Никулине названа малая планета (4434) Никулин, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Журавлёвой 8 сентября 1981 года.

♦ В сентябре 2000 года недалеко от здания цирка, в котором более 50 лет работал Ю.Никулин, появился памятник работы скульптора Рукавишникова, изображающий актёра рядом с автомобилем из фильма «Кавказская пленница».

Памятник Никулину возле цирка на Цветном бульваре

♦ У здания цирка в Тюмени арена с тремя клоунами Ю. Никулиным, Карандашом и Олегом Поповым.

♦ Московский цирк на Цветном бульваре носит имя Ю. В. Никулина.

♦ В 2010 году в Перми появился памятник «Гайдаевской тройке» напротив кинотеатра «Кристалл».

♦ В 2011 году на родине артиста в городе Демидове Смоленской области был открыт памятник.

♦ В ноябре 2011 года в Курске, перед зданием цирка, установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.

♦ В 2011 в Сочи у здания морпорта установлена скульптурная экспозиция, изображающая кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (фильм частично снимался в Адлере и Сочи). В экспозиции представлены А.Миронов, А.Папанов, Ю.Никулин, актриса Нина Гребешкова, играющая роль жены в фильме и мальчик в роли сына.

♦ В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Леониду Гайдаю и «Гайдаевской троице».

♦ Московская школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, циркового профиля с 2001 года носит имя Юрия Владимировича Никулина. 20 декабря 2006 года к 85-летию со дня рождения артиста и к 10-летию школы-интерната был открыт Мемориальный музей Ю. В. Никулина.

последнее обновление информации: 14.05.2021

Источник

Оцените статью