Низкий строй гитары для чего

Использование пониженного строя электрогитары

В предыдущей статье совсем коротко был затронут вопрос о пониженном строе гитары. В данной статье хотелось бы обсудить его более подробно.
Напомню, что стандартный строй шестиструнной электрогитары такой: Ми[E]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E], начиная с шестой струны. Рассмотрим предпосылки для перехода к другому строю гитары. Пониженный строй применяют в экстремальной музыке, чтобы создать более плотный, тяжёлый и мощный звук. Также можно привести пример того, когда музыканты, играющие в рок группах, решают использовать более низкий строй, чтобы было удобнее петь вокалисту. То есть подстраиваются под определённого человека и определённый стиль музыки. Кстати говоря, можно и повышать строй гитары, подстраиваясь под вокальные данные певца. Также использование низкого строя гитары обусловлено другой аппликатурой аккордов. То есть строй гитары подбирают для удобства постановки аккордов.

При использовании пониженного строя электрогитары, естественно, будет уменьшаться натяжение струн и тонкие струны могут попросту висеть. Поэтому нужно подбирать более толстые комплекты струн.
Могу сказать, что вариантов настройки гитары достаточно много. Мы рассмотрим несколько распространённых. На их примерах Вы сможете выбрать для себя оптимальный строй или же придумать свой.

  1. Понижение на пол тона. При этом строй становится следующий: Ре#[D#]-Соль#[G#]-До#[C#]-Фа#[F#]-Ля#[A#]-Ре#[D#].
  2. Понижение на тон. Строй гитары: Ре[D]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D].
  3. Строй, называемый «Drop D». При этом понижается на тон только шестая струна: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E]. В таком случае между шестой и пятой струной оказывается квинта и можно играть различные рифы, зажимая эти две струны одним пальцем.

Гитарный строй Drop D

Строй под названием «Drop C». Шестая струна понижается на два тона. Остальные струны – на один тон. Тогда строй гитары выглядит так: До[C]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D]. Строй ниже вышеописанного, но аналогично можно играть аккорды на двух низких струнах одним пальцем.

Гитарный строй Drop C

И в заключении рассмотрим ещё один строй. Он запомнился мне по песне Kashmir группы Led Zeppelin. Выглядит он так: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Ля[A]-Ре[D].

Led Zeppelin — Kashmir

Источник

Понижаем строй гитары

Многие мастера игры на гитаре, в поиске новых красок в звучании своего инструмента, задаются целью снизить и утяжелить звук гитары до рояльных оттенков – с этой целью им приходится прибегать к понижению гитарного строя. В нашем обзоре мы подробно разберем методику выбора струн, мензуры и особенности настройки гитары.

Давайте рассмотрим интересующий нас вопрос по порядку и для начала расставим все точки над «i», что представляет собой гитарный строй. Говоря доступным языком даже для далекого от музыки человека, речь идет о способе настройки струн. Сейчас в музыкальном мире принят испанский строй, подразумевающий звучание каждой струны в кварту с другой. Однако нас больше интересуют альтернативные варианты настройки, с успехом применяющиеся в наши дни на практике.

Три самых распространенных гитарных строя на сегодняшний день:

  1. Стандартный. В данном случае помимо классического испанского строя EADGBE, подразумеваются и альтернативные, хотя повторяющие заложенный в нем основной принцип. Каждая струна будет звучать в кварту к другой, не считая 4-й и 5-й, настраиваемых в уменьшенную квинту. Заводя речь о стандартном строе, можно с полным правом охарактеризовать его как своеобразный плацдарм для освоения гамм – через эту «школу» проходят все гитаристы.
  2. Дроп-строй. Он очень похож на испанский, за исключением измененного звучания 6-й струны, настраиваемой в квинту к 5-й и в октаву к 4-й. С квинт-аккордами возможно создание очень любопытных гармоний, причем именно при дроп-строе их намного удобнее зажимать.
  3. Открытый. Настройка открытых струн осуществляется по нотам определенного аккорда. Данный способ в особом фаворе среди фолк-музыкантов.

Пониженные строи

Очень часто от музыкального инструмента требуется, чтобы он производил звучание более низкое, чем по стандартному строю. Смысл пониженного строя – добиться удобства игры в определенной тональности, с понижением и утяжелением звучания.

Варианты пониженного строя:

Drop D

Основной drop-строй, когда лишь 6-я струна настраивается тоном ниже до ноты «re»: DADGBE. В нем пауэр-аккорды зажимаются посредством единственного пальца – не удивительно, что такой вариант настройки весьма популярен среди многих рок-музыкантов.

Drop C

Бесспорно, очень востребованный в металле и хард-роке строй (CGCFAD). При нем струны опускают на один тон, если сравнивать с предыдущим Drop D.

Double Drop D

При «двойном Дроп Д» 1-я струна настроена в октаву с 6-й, это делает легче игру переборов при задействованных 1-й и 6-й струнах. Обозначается следующим образом: DADGBD.

Строй DADGAD

Излюбленный строй фолк-музыки. Считается, изначально он придумывался для того, чтобы было удобнее играть по нотам культовых в фолковой традиции инструментов.

Струны для пониженного строя

Когда ставится задача понижения гитарного строя больше чем на тон, готовьтесь к тому, что вам предстоит смена струн на изделия потолще, для компенсации ослабленного натяжения. Для строя ниже В (си) подойдет баритон-гитара (ее мензура длиннее обычной, что дает более глубокое и пониженное звучание).

Придерживайтесь простого правила: при пониженном способе настройки вам нужны струны толще тех, что вы использовали при стандартном. Но при этом важно не ударяться в крайности – толще, но в меру.

Итак, у вас пониженный строй, а значит, натяжение струн уменьшилось. Обеспечить достаточное натяжение помогут более толстые струны. Приглядевшись внимательнее к упаковке новых струн, вы наверняка обнаружите на ней указания: для какого способа настройки эти струны подойдут лучше всего. Допустимо слегка отступить от указаний изготовителя – скажем, на пару тонов.

Чтобы получить более ясное представление о правильном подборе струн по толщине и натяжению, следует учесть все влияющие моменты:

— Длина мензуры. Мензура – это длина рабочей (звучащей) части гитарной струны. Чем она длиннее, тем больше струнное натяжение, а значит, к струнам предъявляется требование увеличения их толщины.

— Натяжение струн. Все просто: больше струнное натяжение – толще сами струны. У струн большого диаметра объемнее и мощнее звучание, но одновременно возникает недостаток насыщенности обертонами, ведь амплитуда колебания таких струн мала. Если воспользуетесь струнами без оплетки, вам проще будет заметить выцветание такого звука до ощущения некоторой плоскости и тусклости.

— Третья струна. В наборах обычных струн у 3-й струны оплетка отсутствует. В наборах же толстых струн (если 1-я струна обладает толщиной 12 и толще) – 3-я струна с обмоткой. Обмотка способствует увеличению натяжения, в связи с этим бенды на 1,5-2 тона будут невыполнимы, но появятся и свои плюсы – впечатление от звучания подкупит слушателя полнотой и богатством звука.

Для drop-строя рекомендуется использование несбалансированных струнных наборов, а именно: 9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 (с понижением 6-й струны на тон относительно 1-й).

Струнные наборы с максимальными значениями толщины (например, 12-60, 13-72 и др.) в большей степени подойдут для баритон-гитары. Этот вариант оптимален для случаев, когда строй понижен особенно сильно.

Впрочем, музыканты никогда не прочь поэкспериментировать. Нередко приходится наблюдать применение струн большого диаметра для пониженного строя гитары со стандартной мензурой. Но если прожженный гитарист отдает себе отчет в своих действиях (он настраивает гитару конкретно под себя и ставит струны исходя из личного опыта), то новичка, решившего последовать данному примеру, необходимо предупредить о проблемах, которые в этом случае возникают:

— Нехватка возможностей регулировать мензуру на струнодержателе, поскольку при понижении строя потребуется ее перенастройка. Возможно, придется поменять бридж или согласиться на установку струн потоньше;

— От струн большого диаметра могут деформироваться канавки на верхнем порожке гитары. Если впоследствии вам понадобится вновь вернуться к использованию набора тонких струн, то с точной настройкой могут возникнуть проблемы;

— Поскольку колок вашей гитары был изначально рассчитан на тонкие струны, то толстые могут банально в него не влезть. Это означает, что потребуется расточка колка.

Также берите в расчет физиологию пальцев и рук. Гитаристу с маленькими руками будет очень непросто играть на толстых струнах. При этом толстые струны, по общему признанию, самый идеальный вариант для исполнения риффо-ориентированного рока.

Источник

Каким бывает строй гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Струны любых струнных музыкальных инструментов, в том числе и разных видов гитар, настраиваются особым образом. Часто изобретатели или новаторы брали за основу какие-либо звуковые интервалы между соседними струнами (например, кварты, квинты, терции, сексты в чистых, уменьшенных или же увеличенных видах). В результате музыкальный инструмент принимал только ему присущий звуковой комплект струн, который называется «строй» (гитарный, балалаечный, виолончельный и так далее).

Однако на гитарах нередко стандартный (эталонный) строй либо частично видоизменяется, либо его вообще меняют на другой с целью расширения диапазона, удобства игры и по другим соображениям. В данной статье рассмотрены виды строя шестиструнной, семиструнной и других типов гитар.

Что это такое?

Гитарным строем называется высота звучания открытых струн в настроенном состоянии.

Открытыми считаются свободные струны, когда их не прижимают пальцами на ладах грифа.

В связи с тем, что настройка гитары, по сути, не является каким-либо фиксированным вариантом закрепления струн на одном звуке навсегда, то музыканту предоставляется возможность при необходимости изменить звук любой струны на другой вращением колка.

Правда, каждая струна инструмента имеет свой калибр (толщину), поэтому размах допустимого изменения высоты любой из них имеет небольшую вариацию — максимум тон на понижение или повышение.

  • При большем понижении высоты качество звучания ослабленной стандартной струны ухудшается, могут появиться биения о порожки ладов.
  • При чрезмерном повышении высоты звучания струны сверх стандарта имеется риск не только её разрыва, но и отрыва нижнего порожка, деформации грифа и даже повреждения корпуса инструмента.

Именно по последним причинам запрещается на классической гитаре, рассчитанной только на синтетические струны, применять металлические, имеющие значительно большую силу натяжения.

Следует отметить, что в отдельных случаях на акустических и электрогитарах с металлическими струнами настройку делают ниже стандарта на 2 тона и более. Но для этого комплект струн меняют на более толстые.

Гитарный ряд музыкальных инструментов подразделяется в первую очередь на типовые модели по признаку количества струн:

  • семиструнные;
  • шестиструнные;
  • пятиструнные;
  • четырёхструнные.

Каждая из перечисленных моделей инструмента имеет свой стандартный строй, но в любой момент может перестроиться в другой в пределах возможного по натяжению струн. Самыми распространёнными являются шестиструнные гитары — классические, акустические, полуакустические и электрогитары, у которых струны настраиваются на один и тот же строй — классический (испанский).

Обозначения

Обозначение строя обычно имеет буквенный вид. Например, для 6-струнной гитары в классическом строе это выглядит так: EADGBE. Буквы латинского алфавита обозначают звуки соответствующих струн. В нашем примере буква E — шестая струна, стандартно настраиваемая на ноту «ми», A — пятая струна («ля»), D — четвёртая струна («ре»), G — третья струна («соль»), B — вторая струна («си»), E — первая струна («ми», как и шестая).

Буквы взяты не случайным образом, а соответствуют буквенным обозначениям нот основного звукоряда в нотной грамоте:

  • До — C;
  • Ре — D;
  • Ми — E;
  • Фа — F;
  • Соль — G;
  • Ля — A;
  • Си — B.

Семь нот звукоряда обозначены буквами латинского алфавита. Это — международный стандарт. Буквенное обозначение звуков чаще всего используется для записи видов аккордов, указания тональности, а также и определения строя музыкальных инструментов (и не только струнных).

Применение электронных тюнеров для настройки разных видов инструментов иногда требует знания и иных обозначений. Например, для 6-струнной гитары в некоторых видах приборов приходится к букве звука каждой струны добавлять цифры в таком порядке: E2A2D3G3B3E4. Цифры здесь обозначают октавы, в которых должны звучать звуки струн: 2 — большая октава, 3 — малая октава, 4 — первая октава.

Если не выставить нужную цифру, то электронный настройщик не сможет понять, на какую ноту следует настраивать струну.

В тех случаях, когда перестройка гитарного строя или отдельных струн происходит на полутон, то в обозначении такой настройки возможны знаки альтерации — диез (#) либо бемоль (b): EADG#BE, EADGBbE.

Имеются и другие обозначения для строя струнных инструментов, но вряд ли они пригодятся для гитариста, начинающего свой музыкальный путь. А опытному музыканту даже тюнер не так важен, если со слухом всё в порядке.

Обзор видов для 6-струнной гитары

Теперь стоит ознакомиться с тем, на какой строй чаще всего любят подстраивать свои гитары музыканты, играющие на разных видах шестиструнной гитары, и почему.

Стандартный

Обычный строй 6-струнной гитары, называемый «классическим» (или «испанским»), не является единственным видом стандартной настройки.

Любой другой строй, выполненный по такому же принципу, что и классический (с таким же интервальным соотношением между соседними струнами), тоже считается стандартным.

Если, например, понизить все струны, имеющие нормальную — испанскую — настройку, на 2 тона, то в результате получится стандарт C. Для получения стандарта D необходимо все струны понизить на 1 тон.

Следует особо отметить строй баритон-гитары: BEADF#B. Он тоже является стандартным, так как от классической настройки находится на 2,5 тона ниже по всем струнам. Естественно, струны в комплекте отличаются своей толщиной. Этот инструмент является переходным от обычной гитары к бас-гитаре.

При повышении звучания струн на полутон результатом будет стандарт F. Правда, в этом случае лучше не трогать настройку открытых струн, а поставить каподастр на I лад грифа.

Дроп-строи

Здесь имеются 3 варианта гитарного строя.

  1. Drop D — понижение 6-й струны на 1 тон, все остальные струны находятся в классической настройке: DADGBE;
  2. Double Drop D — двойной дроп D, в котором на 1 тон понижают не только шестую струну, но и первую: DADGBD;
  3. Drop C — понижение 6-й струны на 2 тона от стандартной ноты E, а всех остальных — на 1 тон: CGCFAD. Популярен среди музыкантов, играющих хард-рок.

Низкий строй придаёт звуку инструмента больше «тяжести». Drop D часто используется и в классической гитаре для игры в некоторых тональностях, например, в Ре-мажоре. При настрое на двойной дроп D, кроме перечисленных преимуществ, можно отметить факт того, что значительно облегчается игра арпеджио. Последний вариант особенно любим рок-музыкантами в стиле металла.

Открытые

Открытый строй означает настройку всех струн гитары на определённый аккорд. Такой строй обозначается словом «Open» с добавлением основного тона получаемого аккорда.

Распространены следующие настройки:

  • Open D — блюзовый вариант настройки, популярен также и среди исполнителей народной музыки: DADF#AD;
  • Open G — вариант, приглянувшийся любителям шансона: DGDGBD;
  • Open C — в открытом виде струны звучат аккордом До-мажор: CGCGCE.

Открытые строи имеют преимущества при исполнении произведений, в которых много аккордовых созвучий — в такой настройке баррэ брать проще, а также удобны и другие аккордовые построения.

Альтернативные

Если испанский строй является стандартным, а принцип его построения — основой для других стандартов, то выходит, что уже рассмотренные Drop D, Double Drop D, Drop C и любой из открытых можно считать альтернативными настройками. Они создавались по принципам, отличным от классического.

Список альтернативных настроек на этом не заканчивается, но, по сути, каждый гитарист может позволить себе эксперименты с настройкой шестиструнного инструмента, чтобы изобрести собственный нестандартный нотный строй — удобный для игры и красивый по звучанию.

Но будет лучше, если слишком часто перестройку гитары не производить — её детали от этого изнашиваются.

Пониженный

При пониженных настройках (например, Drop и стандартов) в пределах 1 тона обычно обходятся ослаблением стандартных струн. При изменении звучания ещё ниже необходимо менять струнный комплект на более толстый.

Повышенный

В этом случае также допустимо изменить высоту звука на 1 тон. Если этого недостаточно, тогда следует приобрести более тонкий калибр струнного комплекта. Ещё один — очень правильный — вариант заключается в использовании каподастра.

Строй 7-струнной гитары

Имеется 2 основных строя семиструнок: русский и цыганский.

  • Русская 7-струнка настраивается на следующий классический вид: DGBDGBD. Первая струна звучит нотой «ре» первой октавы. Получается G-мажорный открытый строй.
  • Цыганская гитара имеет такую настройку (начиная с седьмой струны): DGBbDGBbD. В результате — G-минорный аккорд.

Отличие в настройках этих гитар заключается в тональности их строя: мажорный у русской, минорный у цыганской.

Строй других гитар

Из четырёхструнных гитар можно упомянуть:

  • португальскую гитару cavaquinho (кавакиньо), настраиваемую на следующие звуки (начиная с самой толстой): CGAD;
  • бразильскую разновидность кавакиньо, имеющую другой вид настройки: DGBD;
  • гавайскую гитару укулеле со своей настройкой: GCEA (где G — малая октава, а все остальные звуки — первая октава);
  • бас-гитару, которая стандартно настроена на те же ноты, что и 6-я, 5-я, 4-я, 3-я струны у обычной акустической гитары, но только на октаву ниже: EADG.

Из пятиструнных гитар наиболее популярна бразильская гитара baiana со строем CGDAE. Нередки сейчас и пятиструнные бас-гитары: BEADG. У шестиструнной модели басового инструмента настройка следующая: BEADGC. Указаны стандартные настройки, которые нередко изменяют на различные дроп-строи.

Как проверить?

Чтобы узнать строй любого струнного инструмента, в том числе и гитары, необходимо проверить звучание каждой его струны.

Легче всего это сделать с помощью хроматического педального тюнера.

Хроматический прибор в автоматическом режиме может сразу определить нужный музыкальный звук и вывести на дисплей его характеристику: название ноты в буквенном обозначении и номер октавы. Например, первую струну шестиструнной гитары, настроенную на стандарт, он покажет как E4. Это означает ноту «ми» первой октавы. Шестая струна обозначится E2 — нота «ми» большой октавы.

При настройке гитары и игре на ней важно помнить, что её партия пишется в скрипичном ключе, но звучит она на октаву ниже написанных нот. Это делается для удобства чтения нот для гитары. В ином случае нотный текст выглядел бы очень сложно — с множеством дополнительных линеек под нотным станом.

Источник

Оцените статью