Алиса — Ночные Окна
Датой основания группы считается ноябрь 1983 года когда музыканты групп Демокритов Колодец и Хрустальный шар во главе со Святославом «Алисой» Задерием собралась новая группа. Названием новой группы стала кличка Славы. Первый год своего существования группа выступала в основном в питерских рок-клубах. В 1985 году в группе произошли первые изменения вместо Бори Борисова вокалистом стал Константин Кинчев. В феврале 1985 состоялись первые репетиции в обновлённом составе, а уже в марте 1985 Алиса стала лауреатом З-го фестиваля Ленинградского рок-клуба. В этом же году из группы уходит гитарист Андрей Шаталин получившей диплом железнодорожника он уезжает по распределению в Прибалтику, и его место занимает Петя Самойлов.
В 1987 году группу покидает ее лидер и бас гитарист — Славы Задерия. Первый альбом АЛИСЫ — «Энергия» выпущенной фирмой грамзаписи -«Мелодия» разошёлся тиражом свыше 1 000 000 пластинок Весной 1987 года начинается работа над новым альбомом — «БлокАда» этот альбом стал ещё тяжелее прежнего.
Осенью 1987 года группу ждали новые испытания. Перед концертом группы в ленинградском Дворце спорта «Юбилейный» произошёл инцидент, который вылился в долгий судебный процесс, традиционно называемый «делом Кинчева». Милицейский кордон не пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда, наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен («Эй, ты, там, на том берегу») он посвятил: «иностранным гостям, присутствующим в этом зале ментам и прочим гадам». Через несколько дней в ленинградской газете «Смена» появилась публикация 24-летнего Виктора Кокосова, названная «»Алиса» с косой чёлкой» : «Хайль, Гитлер, на том берегу», — прокричал в микрофон солист группы К.Кинчев. Часть, зала застыли в недоумении уж не ослышались ли? Другая часть, перед эстрадой, казалось, ничего не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в сторону в такт музыке». надо ли говорить, как воспринял Константин обвинение в фашизме. АЛИСА подала на «Смену» в суд за клевету. Разбирательство должно было состояться в начале 1988 года в зале Куйбышевского райнарсуда (г. Ленинград), но власти, естественно, воспротивились суду над газетой. В то время это было невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора АЛИСЫ А.Тимошенко за, якобы, учинённый там пьяный дебош, а через три дня — без всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с АЛИСЫ подписку о невыезде. На следующий день группа уехала с концертами в г. Псков. По возвращении Костю посадили на 7 суток, сославшись на «убитого в Пскове милиционера», но потом вынуждены были отпустить — за отсутствием состава преступления. Незадолго до последнего заседания суда (3 октября 1988 г.) газета опубликовала официальное извинение перед музыкантами группы — буквально в несколько строк, после чего АЛИСА решила прекратить дело.
Трудно сказать, то ли «утяжеление» стиля, то ли неспокойная участь музыканта скандальной АЛИСЫ заставили по завершении дела уйти из группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко создал собственную группу ЗАМОК 30 и записал несколько альбомов, пока в 1990 году не продал свои клавиши и окончательно канул в творческое небытие. В 1988 году АЛИСУ оставил ещё один музыкант Саша «Пончик» Журавлев, и весь следующий год с группой выступал саксофонист ДДТ «дядя Миша» Чернов. В начале года в АЛИСЕ появился новый гитарист Игорь Чумычкин, игравший в московской группе 99% и участвовавший в записи альбома Юры Наумова «Перекати — поле». По рекомендации Юры Чума и оказался в АЛИСЕ вместе с клавишником из 99% Андреем Королевым. В новом составе АЛИСА записала «Шестой Лесничий» и параллельно, на одном дыхании, полуакустический- полухулиганский альбом «206, ч.2», который практически сразу исчез и нашёлся только через несколько лет в городе Жиганске (!).
Летом 1989 года в АЛИСУ вернулся Андрей Шаталин. Следующий альбом «Шабаш» решили сделать концертным. Его сводили на студии ВПТО Видеофильм, и от концертного варианта, записанного в Лужниках 28.10.90 года, остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные возгласы зрителей возле сцены, но атмосфера концерта от этого не пропала, и «Шабаш» — самый «живой» альбом за всю историю группы. На той же студии «Алисовцы» записали «Для тех , кто свалился с Луны» — мистический, в духе бродячего балагана, «маленький, забытый всеми Театр». Этот альбом стал последним выпущенным на виниле все последующие издавались только на кассетах и CD.
В 1992 году группа впервые едет на гастроли в Израиль. «Чёрную Метку» АЛИСА отыграла как реквием: 12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с собой выбросившись из окна квартиры в Москве. В альбом вошли три песни самого Игоря, одну из которых Чума закончить уже не успел, и за него это сделал Кинчев. В апреле 1994 года в Москве в ДК им. Горбунова состоялась презентация «Чёрной Метки» и празднование 10-летнего юбилея группы. Практически сразу после выхода «Чёрной Метки», проехав мощным «Метка — туром» «по просторам необозримым, местам сказочным заповедным» (по всей стране до самого Владивостока), АЛИСА приступила к работе над новой программой «Джаз»,которая была записана осенью 1995 года. этом же году группа участвует в концерте «Музыканты Храму Христа Спасителя», а все лето 1996 года даёт концерты по России вместе с другими известными музыкантами в туре «Голосуй или проиграешь».
Дважды в 1996 году — весной и осенью — «Алиса» дала концерты в прежде официозном и потому недоступном Государственном центральном концертном зале «Россия» в Москве. Летом группа приняла участие вместе с другими ведущими рок-группами страны в предвыборном президентском туре «Звезды театра, кино, эстрады и рок-музыки — за будущее свободной России». Следующие большие гастроли состоялись осенью (сентябрь-октябрь). «Алиса» проехала мощным туром «Рок-н-ролл — это не работа», организованным корпорацией «Райс-мьюзик», по 18 городам европейской части России, Урала и Сибири.
Произошло расширение состава группы — появился второй гитарист Александр Пономарев, игравший ранее в магаданской группе «Восточный синдром» и в сольном проекте Дмитрия Ревякина (группа «Калинов мост»).
Отдохнув от летне-осенних гастролей, «Алиса» приступила в ноябре 1996 года к записи следующего альбома — «Дурень» — на студии звукозаписи Павла Слободкина (Москва). Запись, прерываемая гастролями, закончилась в марте уже 1997 г.
В марте же вышел компакт-диск с концертной записью «Акустика. ч.2» (Ленинград, 1985 г.).
В мае группа решила освоить неизведанную доселе виртуальную территорию. И сделала это успешно — появилась официальная web-страничка в Internet. Виртуальный мир пришёлся «Алисе», как и любому мистическому созданию, по душе, и поэтому в 1997 году электронным издательством «Коминфо» был выпущен двойной CD в серии «Рок-энциклопедия» «Алиса» — Быль да Сказки».
Летом Константин Кинчев и Александр Пономарев ездили с акустическими концертами в Израиль (города Тель-Авив, Иерусалим, Хайфа). В ноябре полным составом с электрической программой «Алиса» дала концерт в Нью-Йорке.
Альбом «Дурень» был выпущен на фирме «Экстрафон» корпорации «Райс- ЛиС’С». 1 ноября 1997 года на Малой спортивной арене в Лужниках (Москва) прошёл концерт-презентация альбома. Для «Алисы» этот альбом очень важен. По своей идее и состоянию он ближе всего к мощному и очень любимому самой «Алисой» «Шабашу». Он мудр и поэтичен, в нем чувствуется стремление философски осмыслить, что происходило и происходит вокруг и внутри нас за последние время. Основные темы: дороги, радость от того, что Создатель сподобил явиться на свет, длинные запутанные путешествия ума и души, ощущение собственной греховности и попытки искренне признаться и исповедаться в этом. А «Дурень» потому, что по русской традиции дурень, дурак — это не глупый и не тупой, а чудак, неординарный и интересный человек. Согласно этой же традиции дураки оказываются в конце концов самыми достойными людьми. В том же 1997 году выходит концертный альбом «Алисы» «Пляс Сибири на берегах Невы», записанный в ДС «Юбилейный» 20.12.97. К CD прилагается буклет, содержащий более 30 новых цветных фотографий «Алисы». «Пляс Сибири…» содержит сюрприз — новый логотип группы. Так что, дорогие алисоманы, привыкайте к новой символике! В 1999 году «Алисе» исполнилось 15 лет. Свой юбилей группа отпраздновала с размахом — состоялось два грандиозных концерта в Санкт-Петербурге (первый — ретроспективный, состоявший из лучших старых вещей «Алисы», второй — в основном из новых песен из ещё не выпущенного альбома «Солнцеворот»). 27 февраля в Москве в СКК «Олимпийский» также состоялся юбилейный концерт «Алисы» «Пятнадцать лет — как один день», в который вошли как культовые композиции прежних лет, так и новые песни. Примерно такая же программа была представлена в рамках совместного тура с Агатой Кристи и БекХаном «Пятнадцать лет черно-красных чудес».
Кроме юбилея группы произошло изменение состава: гитариста А. Пономарева сменил Евгений Левин. В том же году «Алиса» с рядом российских рок-групп («Аукцыон», «Чиж & Со» и т.д.) планирует фестиваль «Легенды русского рока» в США. Однако незадолго до отправления в США «Алиса» отказывается принимать участие в фестивале. Константин Кинчев и группа «Алиса» полностью поддерживают позицию Православной церкви и российского правительства по вопросу Балканского кризиса. Резко отрицательное отношение группы «Алиса» к ракетно-бомбовым ударам по суверенному государству совпадает и с мнением всего российского народа. Так как «Алиса» — российский коллектив, группа полагает недопустимым идти вразрез с мнением и интересами своей страны и в данной ситуации своё присутствие на территории США, виновных в развязывании военного конфликта, могущего привести к третьей мировой войне, считает невозможным. В июле группа принимает участие в фестевале русского рока на Катуне в Алтае вместе в «Аквариумом», «Чайфом», «Чижом», «АВИА», «Ва-Банком», «Текиладжазззом», «Калиновым мостом», «Крематорием», Славой Бутусовым и алтайскими, томскими, новосибирскими группами. Всего фестиваль продолжался с 6 июля по 10 июля, «Алиса» выступала 7-ого.
Группа выпускает альбомы «Солнцеворот» (2000), «Танцевать» (2001). Начиная с альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь» (2003) звучание группы радикально утяжеляется, православная тематика Константина Кинчева проходит в текстах песен как основная тема.
В конце 2003 года группу покидают её основатели — Михаил Нефёдов и Андрей Шаталин. Следующие альбомы «Изгой» (2005), «Стать Севера» (2007), концертник «Звезда по имени „РОК“» (2007), «Пульс хранителя дверей лабиринта» (2008) сыграны в той же тематике.
«Ъ» (2010) и «20.12» (2011) наполнены размышлениями об окружающем мире и православная тематика отходит на второй план.
В 2000 году Кинчев был обвинён рядом журналистов в фашизме, за использование левостороннего коловрата на обложке альбома «Солнцеворот». В ответ на это Константин много раз объяснял, что этот символ — это символ схождения Святого Духа, и даже хотел выпускать альбом с наклейкой с цитатой из песни «Тоталитарный Рэп» — «… я просто Антифашист!».
25 сентября 2011 года «Алиса» выпустила новый альбом. Альбом «20.12» стал уже семнадцатым студийным диском группы «Алиса». По словам директора группы, «в новом альбоме группа попыталась совместить свой уже накопленный опыт с поисками новой эстетики».
29 сентября 2012 года состоялся релиз очередного студийного альбома «Алисы» «Саботаж» — уже 18-го по счёту. Одноимённая с альбомом песня находится в ротации на «Нашем радио» с 10 августа. 14 сентября песня заняла в хит-параде первое место.
Источник
Ноты: Хренников Т. Н. — Московские окна — смотреть, скачать
Сохраняйте ноты себе или играйте по ним в режиме онлайн.
Текст песни «Хренников Т. Н. — Московские окна»:
Вот опять небес темнеет высь.
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья,
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я,
Я люблю под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.
Я, как в годы прежние, опять
Под окном твоим готов стоять,
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью своей.
Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам.
Он мне дорог с давних лет
И его яснее нет, —
Московских окон негасимый сеет
Источник
Московские окна: самая уютная песня о столице
Бывают случаи, когда признанные в мире классической музыки композиторы успешно реализуют себя и в песенном жанре. К таким универсальным мастерам можно отнести Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, Дмитрия Шостаковича и, конечно, Тихона Хренникова.
В Популярный справочник-песенник 1989 года вошла песня Тихона Хренникова на стихи Михаила Матусовского «Московские окна». В справке о композиторе сказано следующее:
Хренников Тихон Николаевич — композитор, Герой Соц. Труда (1973), нар. арт. СССР (1963), Ленинская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Гос. пр. РСФСР им. М.И. Глинки (1979) (р. 1913, г. Елец Липецкой обл.).
В 1936 окончил Московскую консерваторию по кл. композиции у В.Я. Шебалина. С 1947 первый секретарь Союза композиторов СССР. Им написаны оперы, балеты, фп. концерты, симфонии, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам. Большая часть песен пришла в жизнь из кинофильмов, театральных и телеспектаклей. Наиболее известные песни: «Песня о Москве» из кинофильма «Свинарка и пастух», «Песня друзей» из кинофильма «Верные друзья», «Колыбельная Светланы» из спектакля «Давным-давно», «Московские окна» и др.
История песни «Московские окна» началась в конце 1950-х, когда Тихон Хренников пребывал в санатории «Барвиха». Как-то к нему зашёл отдыхавший там же кинорежиссёр Григорий Александров и попросил написать песню для будущего фильма «Русский сувенир». Предполагалось, что её исполнит жена Александрова — актриса Любовь Орлова. Композитор согласился, сочинил одну мелодию, но, отправляясь в длительную командировку, решил передать заказ своему коллеге — Кириллу Молчанову. Написанная мелодия в это время оставалась в стороне: «Ноты лежали на рояле, и я про неё забыл совершенно», — рассказывал композитор.
Однажды мне позвонил Леонид Осипович Утёсов и попросил написать песню о Москве для его новой эстрадной программы. Хотя я, как известно, очень редко пишу песни специальные, однако отказать замечательному певцу я не мог и начал перебирать написанные ранее, но ещё не обнародованные мелодии. Пришла на память одна. Я пригласил Утёсова и сыграл её. Он схватил ноты, куда-то умчался и через несколько дней показал мне текст Михаила Матусовского.
Михаил Матусовский обычно отказывался писать стихи на готовую музыку, но мелодия, которую напел Утёсов, показалась ему «трогательной, очень лиричной, и, главное, дающей возможность писать стихи, а не подтекстовку». По воспоминаниям Матусовского, когда стихи были готовы, он принёс их на репетицию утёсовского оркестра, которая проходила в клубе московских шофёров. Было холодно, и Утёсов «репетировал в зимнем пальто, ушанке и в огромных деревенских валенках». В перерыве между номерами они пригласили пианиста и попробовали прослушать получившуюся песню.
Премьера «Московских окон» состоялась в Московском театре эстрады, который в то время располагался у площади Маяковского (ныне — Триумфальная площадь). Михаил Матусовский так вспоминал об этом событии:
Леонид Осипович пел о московских окнах, и можно было легко представить себе, как в синих вечерних сумерках одно за другим загораются окна столицы, и за каждым из них своя жизнь, свои судьбы. С какой добротой и нежностью обращался он к этим окнам: «Он мне дорог с давних лет, и его милее нет, московских окон негасимый свет!»
Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья,
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.
Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.
Я, как в годы прежние, опять
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.
Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам…
Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет —
Московских окон негасимый свет.
Примечание: текст песни у разных исполнителей чуть-чуть отличается от представленного в песеннике.
Песня быстро приобрела популярность и стала появляться в репертуаре других исполнителей.
Из воспоминаний Тихона Хренникова:
Однажды я приехал в Париж на авторские концерты. Мы пришли со Светлановым пообедать в ресторан, и вдруг я слышу, как оркестр в этом ресторане играет мелодию «Московских окон». Я подозвал скрипача и спросил у него: «Откуда вы взяли эту мелодию?» Оказалось, что он слышал её по радио из Москвы, она ему понравилась, и теперь её играют во многих ресторанах Парижа. Вот так вот, очень трудно предвидеть судьбу песни.
В том же 1960 году песня вошла в репертуар Ирины Бржевской. С ней артистка в 1964 стала лауреатом фестиваля эстрадной песни в Дрездене.
Источник