Ноктюрн грига до мажор ноты

Лирические пьесы, тетрадь 5, op.54

Летом 1858 года на даче семейства Григов услышали легкий конский топот — на арабском скакуне спешил в гости к друзьям норвежский композитор Уле Булль. Это были звуки самой судьбы, прибывшей за своим избранником — Эдвардом Григом.

Сын консула родился в июне 1843 года. Он всегда любил играть на рояле и сочинять музыку, но мечтать о профессиональной карьере музыканта не решался. Гость сразу понял истинное предназначение четвертого ребенка Григов. В результате Эдвард оказался в Лейпциге и приступил к занятиям в консерватории. Занятия были столь усердными, что юный музыкант серьезно заболел. От плеврита Эдварду так и не удалось вылечиться, впрочем, как и от любви к музыке. Он возобновляет занятия и в 1862 году получает диплом пианиста и композитора.

В 1863 году окрыленный первыми успехами композитор едет в Копенгаген, где находит единомышленников-патриотов. Грига и его друзей вдохновляет цель создания настоящего национального искусства, свободного от подражания другим культурам. Это норвежское музыкальное лобби образует общество «Евтерпа», и там музыкант становится общественником и просветителем. В то же время Григ творчески переосмысливает норвежский фольклор и представляет публике все более оригинальные произведения.

Но молодой Эдвард увлечен не только новыми идеями, не меньше он увлечен своей кузиной Ниной Хагеруп. Девушке с голосом сирены музыкант делает предложение руки и сердца, от которого она не может отказаться — в руке у Эдварда сборник сонетов о любви «Мелодии сердца». В течение всей совместной жизни Григ будет преподносить любимой женщине произведения, написанные для ее голоса. Вместе они выступят на отечественной сцене, вместе поедут на европейские гастроли. Но их счастье навсегда омрачит смерть дочери, младенец проживет всего год.

Читайте также:  Мария чайковская люблю укулеле

После триумфа «Сигурда Крестоносца», первой великой пьесы, сочиненной Григом, норвежские власти освобождают гения от финансовых тревог — назначают ему пожизненную стипендию. В европейских турне его повсюду сопровождает грандиозный успех. Его делит с семейной четой глиняная лягушка — она лежит в кармане Грига во время концертов.

Самое главное произведение своей жизни «Пер Гюнт» композитор напишет в одиночестве, удалившись в Берген подальше от столичного шума. Музыка к драме Ибсена станет высшей точкой проявления дарования Грига. Дух Норвегии, который композитор запечатлел в мелодии «В пещере горного короля», пронесется по концертным залам, срывая «гигантские аплодисменты». Теперь мировая слава будет у Грига в кармане, рядом с глиняной лягушкой.

Последние годы композитора пройдут в усадьбе, названной им «Холм троллей» — она станет любимым домом Григов. Скончался великий норвежец в родном городе осенью 1907 года.

Для тех, кто скачивает ноты классической музыки и интересуется творчеством норвежского композитора, мы добавили ноты для фортепиано более ста произведений Грига, в том числе все тетради с лирическими пьесами.

Смотрите также ноты произведений композитора Эдвард Григ:

Источник

Собрание сочинений, Эдвард Григ

Сочинения для фортепиано в 2 руки:

Лирические пьесы, песня Сольвейг, Танец эльфов, Шествие гномов, Марш троллей, Ноктюрн, Поэтические картинки, Пер Гюнт, Танец Анитры, В пещере горного короля, Соната, Концерт, Баллада, Хольберг-сюита, танцы, вальсы, песни, юморески, импровизации.

Москва, А. Зейванг, 1907—1911

Старинные ноты для фортепиано

Сочинения Эдварда Грига для фортепиано в 2 руки, в 7 частях, с биографией и портретом автора [избранное]

Москва, издатель Александр Зейванг (Moscou chez A. Seywang), на Кузнецком мосту в доме Джамгарова, выпуск 1907—1911 гг.

Источник

Вестник Педагога

Автор: Марушкина Надежда Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа
Населённый пункт: город Волгодонск Ростовской области
Наименование материала: методико-исполнительский анализ
Тема: Эдвард Григ Ноктюрн соч.54 №33 из цикла «Лирические пьесы»
Дата публикации: 31.10.2017
Раздел: дополнительное образование

Методико – исполнительский анализ

Эдвард Григ Ноктюрн соч.54 №33 из цикла «Лирические пьесы»

Прежде чем приступить к разучиванию данного произведения с учеником надо, хотя

бы в общих чертах познакомить его с творческим обликом этого выдающегося

композитора, с истоками его музыки, содержанием фортепианного цикла

«Лирические пьесы» и его художественным значением для мировой музыкальной

Родина Грига – Норвегия, страна, богатая народным искусством и крестьянским

художественным мастерством. Это и повлияло на содержание музыки Грига. Вся

его музыка пропитана национальным норвежским духом, она выросла из народных

песен-дум и танцев, народных эпических сказаний, народной поэтической фантазии.

Сам Григ говорил о себе: «Я записывал народную музыку моей страны. Я почерпнул

богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого… источника

норвежской народной души пытался создать национальное искусство».

Цикл «Лирические пьесы» составляет большую часть фортепианного творчества

Грига. Пьесы небольшие по масштабу, просты и доступны по своему

художественному замыслу и техническим средствам, но отличаются богатством и

глубиной содержания, жанровой разнохарактерностью и стилистическим

разнообразием. Здесь отображены события жизни, образы и картины, особенно

тронувшие тонкую и впечатлительную душу художника. Впитав в юности влияния

немецкого романтизма, Григ всё ярче проявлял затем свою индивидуальность. От

природы одарённый особым чувством колорита, он внёс много нового в область

гармонии и фактуры. Присущие ему качества тонкой живописной

изобразительности пронизывают его музыку особым ощущением света, воздуха и

пространства. Красочность гармонии в произведениях Грига сближает композитора

с его французским современником, представителем импрессионизма Клодом

Пьеса Ноктюрн (в переводе с французского языка означает – ночной) – это

великолепный поэтический «музыкальный пейзаж». Эту пьесу можно понимать как

лирическую картину-настроение, «стих о ночной тишине и шорохах в ней», очень

обаятельная музыка в смысле тонкости слышания языка природы. Блики природы

выписаны здесь с большой живописной ясностью, но все эти живописные детали

подчинены общему глубоко лирическому тону «картины» и не выпадают из общего

В основу работы над данным произведением должно быть положено его

всестороннее изучение, стремление глубже проникнуть в его содержание, его

художественный образ. Параллельно с проникновением в содержание пьесы,

создаётся исполнительский замысел и идёт процесс его реализации. Намеченные

задачи, стоящие перед учеником и будут определять сущность работы над этим

произведением. Одна из главных задач, стоящих перед учеником заключается в

развитии способности полифонически слышать музыкальную ткань.

Пьеса написана в 3-х частной форме, как и многие произведения этого цикла. В

первой части – работа над выработкой красоты звучания, певучести звука, так как

звук – это энергия, которой надо научиться управлять. Первая часть пьесы состоит

из 20 тактов. Фактуре её изложения свойственна как бы стереофоничность,

пространственная звуковая трёхплановость: мелодия, басовая линия, как основа

гармонии и пульсирующий аккордовый аккомпанемент – середина. Это ставит перед

учеником задачу расслоения звуковой окраски фортепианной ткани, достижения

контраста используемых цветовых «тонов», тонкой звуковой дифференциации всех

составляющих вертикали, достижения эффектов перспективы. Что невозможно

сделать вне соответствующих функциональных проявлениях полифонического

Работа над пьесой будет способствовать и развитию тембрового слуха ученика,

поскольку в ней очень тонко использованы романтически-импрессионистские

приёмы звукописи, воспроизведены эффекты воздушной среды, пространственной

перспективы, освещения. Следуя в этом отношении романтикам, Григ творчески

развил их традиции и одним из первых применил приёмы импрессионистских

средств выразительности. В мире «ночной» музыки XIX века ноктюрн выделяется

своим национальным своебразием: норвежские интонации слышны уже с первых

звуков мелодии ( типически нисходящий ход ля-соль диез — ми).

При создании художественного образа данного произведения ученику предстоит

огромная работа над звуком, как главнейшим средством музыкальной

выразительности, так как он напрямую выражает смысл. Поэтому овладение

фортепианным звуком во всей его красоте и многообразии, во всём огромном

богатстве оттенков и разных видов звукоизвлечения является одной из важнейших

задач при работе над этой пьесой.

Чтобы правильно скоординировать все элементы музыки, надо чтобы каждый из них

приобрёл своё «лицо», наполнился музыкальным смыслом.

Ученик должен вообразить, услышать внутренним слухом общее звучание пьесы.

Звук свободный, лёгкий, полётный, как бы нематериальный. Для выражения этого

требуется нахождение определённых технических приёмов. Чтобы добиться

независимости всех элементов фактуры, её трёхплановости (басовая линия,

аккордовая середина и мелодия) пространственной воздушной перспективы, придать

различную тембральную окраску – надо проучить отдельно по голосам.

Первая нота до малой октавы – начало басовой линии. Она не должна быть тяжёлой,

рука мягко погружается в клавишу и за ней сразу же следует нисходящий

«виолончельный» мотив по полутонам от до первой октавы. Пальцы мягко

переступают с клавиши на клавишу. Ухо должно слышать это непрерывное

движение. Средний голос очень трепетный. Это мерные, пульсирующие всплески,

появляющиеся на слабой доли каждой триоли. Исполняется мягкой, дышащей

кистью, без подъёма руки с клавиш. Каждый последующий аккорд как бы

подхватывается очень точными кончиками пальцев. Следует добиться непрерывного

горизонтального ведения, «вливания» одного созвучия в другое. Верхний голос – это

световые блики, вспышки – засверкал- погас, на одном импульсе держать звук.

Мелодия начинается короткой интонацией лёгкого взлёта, не принимающего затем

участия в дальнейшем развитии. Она должна исполняться на одном дыхании. Рука

получает импульс и на одном движении с лёгкого прикосновения 1-го пальца

(форшлаг не должен быть длинным, рука не должна в нём застрять) сразу же

устремляется вверх и с раскрытием ладони, тяжело, но очень мягко опускается на 5

палец. Ноту Ля 2-й октавы дослушать до конца ухом, наполняя её пульсацией

аккомпанемента и плавно перевести в Ми. Гаснущее окончание интонации, как блик

лунного света — вспыхнул и погас. Во втором мотиве т.4, 2-я нота Ля 2й октавы (16-

я) по весу должна быть легче первой, и не следует её удлинять, несмотря на

выписанный штрих – маркато, это должно быть как одно интонационное ядро – вдох

Приём исполнения — рука свободная, подвешена мышцами плеча, раскрывается как

крыло птицы и плавно погружается в клавиши. Внимание ученика должно быть

направлено на ощущение – брать пальцами звук минуя клавишу, т.е. выработать

навык преодоления ударности в прикосновении. Вследствие этого звук приобретает

объём, наполняется обертонами и распространяется, поднимается и заполняет

пространство как тёплый пар от земли весной.

В последующих фразах (такты с 5 по 13), развивающихся секвенционно, следует

добиваться их выразительной рельефности через слышание горизонтали.

Добиваться от ученика интонирования интервальной структуры, энергетического

сопряжения между звуками, координации силы пальцев внутри фразы. Можно

провести аналогию с пением – вокализировать мелодию, как бы поддержать её

дыханием. Вершина фразы, её динамически-интонационный центр – не одна, а две

ноты верхнего голоса, на фоне которых идёт «выдох» подголоска, исполняемого

также правой рукой. Оттяжек не делать. Здесь следует выработать разное

прикосновение верхнего и среднего голосов.

Следует обратить внимание ученика на такую гармоническую краску как ладовая

переменность: до мажор – ля минор, свет и тень.

В работе над выразительной фразировкой главной мелодии надо решить две задачи:

исполнение её в указанном ритме и в то же время преодоление дробления,

метрической статичности, чтобы сохранить целостность фразы. Ученик должен

слышать, ощущать движение мелодии к вершине, но нельзя впасть в преувеличение

этого движения. Здесь должны быть очень тонкие агогические отклонения в рамках

тонкого баланса, чувства вкуса и меры.

Работая над ноктюрном, ученик приобретает навыки овладения вертикальной и

горизонтальной полиритмикой. «Вертикальная» — это когда соединяются в

одновременном звучании различные ритмические фигурации. Сложность состоит

ещё в том, что мелодия и аккомпанемент сочетаются в одной руке. Ученик должен

услышать, как 2-я нота мелодии как бы проникает в триоль, для этого следует много

раз проигрывать отдельно, чтобы уложить в одну метрическую единицу разное

количество нот и соединить их в одновременном исполнении. «Горизонтальная»

полиритмика – когда в горизонтальном движении различные ритмические

фигурации укладываются в одну метрическую единицу. Чтобы ощутить мерное

движение триолей следует поучить середину без лиги, т.е. полными триолями. Фразу

вести по мелодии, создать напряжение, накопление энергии, триоль устремляется

вперёд, а восьмые сдерживают движение.

В следующем разделе (такты с 14 по 20) следить за горизонтальной полиритмией,

чтобы смена ритмических фигураций происходила естественно, без стыка;

ровностью исполнения трели, воспринимать её как дрожание, вибрацию одного

звука. Начинать движение сразу, без раскачки, думать о завершении, не застревать.

Движение пальцев внутри ладони – легко, без давления. Следует также отрабатывать

выход из трели, звук как бы зависает в паузах.

Во второй части пьесы композитор использует совсем другие краски. Здесь игра

света и тени – наслоение новых терций, гармонические переливы. Мы как бы

окунаемся в облако. Пальцы лёгкие, но очень цепкие. Тонко дозировать вес руки,

следить за выходом из длинной ноты, не «спотыкаться» на 1-ой 16-й ноте. Все

четыре звука басовой мелодии должны исполняться на одном импульсе. Очень

тонкие динамические градации внутри каждой фразы. Выразительность этой части

придаёт и красочность регистров. Добиваться от ученика очень тонкой координации

слуха и педали, педаль от самого лёгкого нажатия до самого глубокого в

кульминации. Развитие мелодии идёт короткими волнами, идёт накопление энергии

к интонационному центру, звук вырастает, приближается издалека, накатывает

лавиной, кульминация – восторг, ликование чувств любви к жизни.

Работа над третьей частью аналогична работе над первой, только более яркая

кульминация. Окончание пьесы просветлённое, умиротворённое.

Источник

Оцените статью