Ноктюрн юрия весняка ноты для

Весняк Юрий — Ноктюрн

Родился 27 марта 1957г. в г.Амвросиевка Донецкой области на Украине. Большую роль в моей жизни сыграла бабушка Кравченко Александра Яковлевна. Она очень хотела, чтобы ее дети и внуки научились играть на баяне и гитаре. Мечты ее воплотились в жизни: мой дядя Виктор Иванович Кравченко по слуху прекрасно играл на баяне. Мама моя — Любовь Ивановна очень хорошо пела и великолепно играла на семиструнной гитаре. Младший брат — Александр закончил эстрадно-джазовое отделение по классу бас-гитары Ростовского колледжа искусств и сейчас преподает в музыкальной школе г.Амвросиевка.
Учеба, служба в армии
Музыкой начал заниматься поздно. И только благодаря бабушке — буду помнить ее всегда. — ее усилиям, я в 12 лет стал обучаться у своего первого учителя Григория Вакуловича Соловья игре на баяне и четырехструнной домре в музыкальной студии ДК им.Кирова г.Амвросиевка. После 1 года учебы, меня зачисляют во 2 класс баяна ДМШ, где моим учителем становится Юрий Алексеевич Ивахненко. В 1973г., получив переводное свидетельство за 4 класс, уехал поступать в Артемовское педагогическое училище на музыкальное отделение. Здесь моим учителем по классу баяна становится очень душевный и музыкально-эрудированный человек — Виктор Тимофеевич Петухов. Спасибо ему за все!
В 1977г., окончив Артемовское педагогическое училище с отличием, поступаю в Таганрогский государственный педагогический институт на музыкально-педагогический факультет. А в мае 1979г. перевожусь на 3 курс факультета народных инструментов Ростовского государственного музыкально-педагогического института (РГМПИ) — (ныне Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова) по-классу баяна Сахарова Алексея Владимировича.
После окончания Ростовского государственного музыкально-педагогического института — срочная служба в Ансамбле песни и пляски Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа, где начинаю писать песни и пляски, делать инструментовки для оркестра, аккомпанировать на баяне солистам, играть в оркестре и в балете, дирижировать оркестром (1982-1983гг.).
В 1983г., демобилизовавшись, поступаю на 3 курс теоретико-композиторского факультета (отделение композиции) Ростовского государственного музыкально-педагогического института (РГМПИ).
В 1984г. мною был написан Концерт для малой домры и оркестра русских народных инструментов в 3-х частях и Симфония для оркестра русских народных инструментов (1985г.). Они много раз были исполнены и в филармонии и в консерватории оркестром русских народных инструментов (дирижер К. Хурдаян).
В 1986г. заканчиваю теоретико-композиторский факультет Ростовского государственного музыкально-педагогического института (РГМПИ).
Дипломной работой становится моя Первая симфония (тройной состав оркестра) в трех частях, исполнителем которой стал Ростовский государственный академический симфонический оркестр Ростовской государственной филармонии под управлением дирижера, народного артиста России Семена Когана.
Музыка на радость детям!
С 1987г. начинается моя творческая деятельность в качестве заведующего музыкальной частью Ростовского государственного областного театра кукол. Как композитор, написал музыку к спектаклям «Воробьишко», «Кто моя мама?», Три поросенка», «Гусенок», «Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Приключения кота Леопольда», «Новогодние приключения Бабы-Яги», мюзикл «Пират-сладкоежка».
Сочинения для русских народных инструментов
В 90-е годы создаются пьесы для русских народных инструментов. Некоторые свои фортепианные произведения я аранжирую и инструментую для квинтета русских народных инструментов в составе: домра м., домра а., балалайка п. баян и балалайка к-б. В список этих произведений вошли пьесы: Три сказки, Вальс «Диана», Элегия Воспоминание, Тайна, Полька «Елена», «Карлсон в России», Наваждение.
Из оркестровой сюиты «Звучащие образы», написанной мной 1998 г., аранжировал для квинтета русских народных инструментов (р.н.и.) следующие пьесы: 1) Вальс-каприс 2) Монолог, 3) Дивертисмент, 4) Шутка (джазовая пьеса, соло-контрабас, 5) Финал.
Для меццо-сопрано в сопровождении квинтета русских народных инструментов аранжировал и инструментовал свои песни: Атаман молодой, Галечка-ракушечка, Ирис, Свадебная, Тополь серебристый, Чур, меня и другие.
Для оркестра русских народных инструментов создал Сюиту в 4-х частях: 1) Марш 2) Скерцо «Праздник в селе», 3) Девичий лирический хоровод, 4) Плясовая. Переложение оркестровой Сюиты я сделал для дуэта баянистов, лауреатов I премии Международного конкурса в г. Клингентале (Германия) А. Заикина и Г. Галицкого, которые записали сюиту на грампластинку и в фонд Всесоюзного радио и телевидения г. Москве в 1987г.
В 1999г. для соло баяна написал Триптих: Экспромпт, Токката и Скерцо, а также Концертино и Рондо-каприччиозо. Эти пьесы вошли в альбом «Виртуозные пьесы» для готового баяна.
Как итог, 28 ноября 2000г. в концертном зале Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова состоялся Авторский концерт из произведений, написанных для русских народных инструментов и меццо-сопрано.
Песни на тексты ростовских авторов
В период с 1995г. по 1999г. мною написан ряд песен на тексты ростовских авторов. Так появляется на свет песня, навеянная событиями II чеченской войны (1996г.) «Свеча памяти», или «Песня о солдате» (в первой редакции «Я с тобой, мама»), которая была написана в Чечне, в местах боевых действий, где я находился с группой артистов Ансамбля Северо-Кавказского Военного Округа. Приехав в Ростов, я написал партитуру этой песни для баритона, мужского хора и оркестра. Она была исполнена неоднократно Ансамблем п/п СКВО под управлением дирижера, заслуженного артиста России полковника Астапенко Владимира Митрофановича. С тех пор «Свеча памяти» заняла постоянное место в репертуаре Ансамбля СКВО.
В 1999г. написал песню к 250-летию г.Ростова-на-Дону «Я живу в Ростове-на-Дону» (текст Г. Егорова), которая стала своеобразным гимном города. Выходят в свет и другие песни: «Подари мне ветку калины», (текст Пузиковой Л.), танго «Отцветающие розы» (текст Е. Камышной), «С тобой» (текст М. Саямова), «Года, как стаи журавлей», «Мила» (текст Г. Егорова), «Отрекаюсь» (текст Л. Пузиковой), «Ах куклы!» (текст В. Былкова) и другие.
По заказу Ростовской федерации греко-римской, к дню открытия чемпионата России по греко-римской борьбе в г.Ростове (1998 г.) написал Гимн греко-римской борьбы (текст Е. Камышной), который исполняли солисты Ансамбля п/п СКВО.
По заказу Администрации Ростовского Государственного Университета создал Гимн РГУ (текст Н. Ерохина) в 2002г. исполнили его солисты Музыкального театра, лауреаты международных конкурсов Петр Макаров (баритон) и Анна Савченко (сопрано).
В декабре 2001г. состоялся Авторский концерт из песен, написанных мною (совместно с автором текстов Е. Камышной), в Большом зале филармонии в исполнении артистов ЮФО и г.Ростова-на-Дону.
Академическая музыка
В 2001г. (27 марта) состоялся Авторский концерт из произведений, написанных в 80-90гг. для фортепиано: в него вошли пьесы из альбома «Капли на стекле», «Сонатина Весенняя» (ля-минор) в трех частях и пьеса Благодарение. Концерт состоялся в Малом зале Ростовской государственной областной филармонии.
Мечтой каждого композитора является исполнение его симфонических произведений в Авторском концерте. Мне повезло! Дает согласие продирижировать мои произведения известный дирижер, профессор, Народный артист России из г.Санкт-Петербурга — Равиль Мартынов. 31 марта 2002г. в Большом зале Ростовской областной филармонии состоялся мой главный в этот период Авторский концерт симфонической музыки в исполнении Ростовского государственного академического симфонического оркестра под управлением Равиля Мартынова.

Читайте также:  Стрыкало под гитару с аккордами

Источник

Ноктюрн юрия весняка ноты для

Веселый зайчик. Пьесы для фортепиано в 4 руки В наличии 6 экз.
Автор: Весняк Юрий Андреевич
Показать полностью.
Тематика: Фортепианные ансамбли — Издания для детей
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Год издания: 2010
Джазовые пьесы

Джазовые пьесы. Фортепиано : для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ В наличии 4 экз.
Автор: Весняк Юрий Андреевич
Тематика: Джаз для детей, Джазовые произведения для фортепиано — Издания для детей
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Год издания: 2012
Сонатины

Сонатины. Для пианистов 3-4 классов ДМШ и ДШИ В наличии 2 экз.
Тематика: Музыкальные произведения для фортепиано — Педагогический репертуар
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Серия: Музыкальная страна
Год издания: 2014
Сонатины

Сонатины. Для пианистов 3-4 классов ДМШ и ДШИ В наличии 10 экз.
Тематика: Музыкальные произведения для фортепиано — Педагогический репертуар
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Серия: Музыкальная страна
Год издания: 2011
Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 8

Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 8 В наличии 11 из 12 экз.
Тематика: Фортепианная музыка для детей русская — Сборники (20-21 вв.)
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Год издания: 2005
Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 4

Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 4 В наличии 8 из 10 экз.
Тематика: Фортепианная музыка для детей русская — Сборники (20-21 вв.)
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Год издания: 2005
Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 6

Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 6 В наличии 7 из 9 экз.
Тематика: Фортепианная музыка для детей русская — Сборники (20-21 вв.), Пьесы для фортепиано — Издания для детей
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Год издания: 2005
Концертные пьесы для пианистов

Концертные пьесы для пианистов. 2-4 классов ДМШ и ДШИ В наличии 3 из 4 экз.
Тематика: Музыкальные произведения для фортепиано — Педагогический репертуар — Сборники
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Серия: Музыкальная страна
Год издания: 2012
Концертные пьесы

Концертные пьесы. Для пианистов 2-4 классов ДМШ и ДШИ В наличии 7 экз.
Тематика: Музыкальные произведения для фортепиано — Педагогический репертуар
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Серия: Музыкальная страна
Год издания: 2012
Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 7

Музыка композиторов России для детей и юношества Вып. 7 В наличии 4 из 5 экз.
Тематика: Фортепианная музыка для детей русская — Сборники (20-21 вв.)
Издательство: Союз художников (Санкт-Петербург)
Год из

Источник

Методическая разработка открытого урока по фортепиано «Работа над кантиленой в старших классах на примере пьесы Ю.Весняка «Ноктюрн» (c-moll)»

Муниципальное казённое учреждение

«Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района Курской области

Методическая разработка открытого урока

«Работа над кантиленой в старших классах на примере пьесы Ю.Весняка «Ноктюрн»

Подготовила и провела:
Гончарова Л.М.

Преподаватель по классу фортепиано МКУ ДО

В данной методической разработке будут рассмотрены основные принципы работы над кантиленой в старших классах специального фортепиано ДШИ.

Цель урока: воспитание исполнительных качеств.

-изучение пьесы Ю.Весняка «Ноктюрн» c — moll ;

-изучить приемы кантиленной игры.

-работаем над образом пьесы, решаем художественно-звуковую задачу;

— развиваем формирование мелодического и тембро– динамического слуха;

— развиваем навыки игры в пьесе кантиленного характера;

-развиваем эмоциональное отношение к пьесе;

-развиваем выразительность исполнения, ведение и интонирование мелодической линии;

-развиваем (ищем) способы прикосновения к клавиатуре.

-воспитываем любовь к современному искусству (музыке, литературе, живописи);

-воспитываем любовь к музыке Ю.Весняка.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Форма урока: индивидуальный.

— работа над музыкальным материалом;

— список используемой литературы.

-словесные (беседа, рассказ);

-наглядные (показ, прослушивание аудиозаписи, просмотр видео);

Средства обучения: пианино, стул, ноты.

Оснащение урока: аудиозаписи и видеозаписи пьесы.

Открытый урок проводится с обучающейся 8 класса МКУДО «Михайловская ДШИ» Петровой Мариной.

1.Ю.Весняк «Ноктюрн» c — moll

Овладение звуком есть первая и важнейшая задача

среди других фортепианных технических задач,

которые должен разрешить пианист, ибо звук есть

сама материя музыки; облагораживая и совершенствуя

его, мы подымаем самую музыку на большую высоту!»

В старших классах Детской школы искусств учащиеся изучают сложные по фактуре и форме, но в то же время, яркие, выразительные, наполненные эмоциями пьесы кантиленного характера. Такие пьесы можно найти у композиторов: В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Д.Фильда, П. И. Чайковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Ю.Весняка, Я.Сибелиуса и других.

Работа над кантиленой –это, в первую очередь, работа над звукоизвлечением. Формирование этого навыка происходит не сразу. Нужно проделать очень кропотливую, продолжительную работу для того, чтобы прийти к результату, с другой стороны, работа над кантиленой — это увлекательный и творческий процесс в обучении пианиста, который сводится к работе над звуком, формой, педалью, динамикой, качеством штрихов и содержанием. Обучающиеся должны быть терпеливы, вдумчивы в работе над пьесой, и тогда результат не заставит себя долго ждать!

Юрий Весняк- талантливый композитор, представитель разных жанров. В 1979 году написал удивительную фортепианную пьесу под названием «Ноктюрн».

Ноктюрн- пьеса лирического, мечтательного характера. Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия , благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано , но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны был Джон Филд . Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена . Он написал 21 такую пьесу.

«Ноктюрн» Ю. Весняка — это лирическое откровение композитора. Пьеса слушается на одном дыхании. Свою пьесу Юрий Весняк посвятил супруге, Татьяне Весняк. Многие свои сочинения композитор посвящал этой женщине, но это – самое его любимое.

Начинается «Ноктюрн» с небольшого шеститактного вступления. Оно выполняет важную функцию в пьесе. Во вступлении мы слышим интонации будущей темы.

Начинается мелодия вступления со скачка. Но это не призывный скачок на кварту, полный активности и стремления двигаться вперед. Звучит плавный интервал чистой квинты. Звучит он на форте.

Перед игрой обратим внимание на термин, находящийся сверху вступления — Patetico (патэтико) – обозначает «страстно».

Марина начинает играть «Ноктюрн». В музыке слышны чувства автора: он тоскует, страдает. Вступление заканчивается на плавной арпеджированной гармонии.

Особое внимание во вступление так же хотелось бы обратить на длинные (половинные) нотки. Их обязательно нужно дослушать (посчитать).

Преподаватель: «Марина, ты слышишь, что не всегда у тебя получается высчитывать половинные?»

Преподаватель: «В предпоследнем такте обрати внимание на ритм. Высчитай четверть, после которой у нас идет восьмая нотка. Ты же после четвертной исполняешь шестнадцатую вместо восьмой.»

Марина: «Хорошо, я сейчас посчитаю и сыграю правильно».

Проигрываем вступление еще раз, прослушиваем все половинные, высчитываем четверть с восьмой и переходим к главной теме пьесы.

Основная тональность «Ноктюрна» Ю.Весняка – c-moll (до-минор). Но во вступлении до-минор не однозначен. Присутствуют и мажорные, и минорные краски, которые сливаются воедино. Идет поиск темы, ее тональности. Мелодия звучит в верхнем регистре в унисон в октаву. Присутствует нисходящий секвенционный ход. Начало первого хода в ми бемоль мажоре, во втором звене в вступлении появляется ре минор, все заканчивается арпеджированным септаккордом по ми-бемоль-мажору. Характер пьесы мы можем уже увидеть во вступлении.

Ноктюрн написан в трехчастной форме. Первая часть начинается в тональности Ми-бемоль-мажор со скачка в сексту. Обращаем внимание на терминологию, она поменялась. На смену страсти пришло cantabile -певучее исполнение, подражание пению. Фактура изменилась, стала гамофонно-гармонической. Такая фактура «принадлежи» романтической музыке.

Преподаватель: «Марина, что именно преобладает в фактуре?»

Обучающаяся: «Мы видим, что в правой руке у нас идет мелодия, а в левой руке-разложенные аккорды».

Преподаватель: «Правильно. Такое сопровождение разложенных аккордов на фоне мелодии мы можем встретить у многих композиторах в контиленных пьесах, в частности, в ноктюрнах».

Мелодия начинается со слабой доли. На третью долю у нас идет синкопа.
Интонация темы в первой части вращается «на трех нотках» в мелодии. Сохраняются интонации мелодического и гармонического строя вступления на протяжении всей части. Частые смены тональностей, как и во вступлении. Внезапное пиано на арпеджированном разложенном доминантсептаккорде к до-минору…и мы уже перешли ко второй части ноктюрна.

Вторая часть представлена в форме повторного периода. Начинается в тональности до-минор. Для мелодии середины характерны частые повторения одних и тех же секундовых и терцовых интонаций. Мелодия поднимается вверх; темп немного «оживился». Второе предложение — это повторение первого.

Преподаватель: «Марина, что меняется во втором предложении во второй части ноктюрна?»

Обучающаяся: «Меняется регистр. Идет повторение той же темы, с которой начиналась вторая часть, но уже на октаву выше. Музыка немного взволнованная, как будто мелодия готовиться «к чему-то.»

Преподаватель: «Да, ты права. Мы подходим к кульминации нашей пьесы, к самому яркому и эмоциональному месту ноктюрна!»

И вот она наша кульминация. Музыка звучит на громкой динамике, appassionato-страстно!

Фактура насыщенная, плотная. Преобладание аккордов. Мелодическая линия не меняется, но осложняется беспокойными, тревожными триолями в высоком регистре. Эти триоли держат напряжение всей средней части. Чувствуется буря страсти и чувств композитора.

Все заканчивается внезапным разложенным доминантсептаккордом на пиано к тональности до-минор. И мы переходим к повторению второй части. Напряжение утихает уже при переходе к коде, в которой идет повтор мелодической линии вступления.

Заканчивается наш «Ноктюрн» пассажем в тональности c — moll (до-минор).

«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально- тонкий слух — вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы». (Г.М. Коган.)

Домашнее задание: закрепление пройденного материала; работаем над качеством звучания, развиваем исполнительские навыки.

«Ноктюрн» до-минор – это типичный образец музыкального стиля Ю.Весняка. Лирическая, поэтичная, элегическая, полная щемящей тоски. Несмотря на доступность любому пианисту, несложную фактуру и гармонию, камерность, отсутствие ярко выраженной виртуозности, люди любят эту музыку.

Музыка Ю.Весняка находит отклик и признание в душе каждого человека, а ведь это самое главное для любого композитора.

Список используемой литературы.

1. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании детей/А. Гольденвейзер. – М., 2003

2.Жабинский К. Душа обязана трудиться / К.Жабинский // Наше время. – 2001. – 30 ноября. – с.6.
3. Жук Д. Каждый новый любовный роман – это новая пьеса или баллада / Д. Жук // Аргументы и факты. – 2013. — №26. – с.9.

4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/Г. Г. Нейгауз. – М.: «Музыка», 2001

5. Нижельская Т. Творю для вас / Т.Нижельская // Донская палитра. – 2002. — №18. – с.8.

6. Потехина О. Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы/О. Потехина. – М., 2010

Источник

Оцените статью