- Урок 1
- Ноты и клавиши
- Расположение нот на клавишах
- Знаки альтерации
- Как располагаются полутоны на фортепиано
- Учимся играть гамму До – мажор и другие
- Руководство по аппликатуре и размещению пальцев — 2021
- ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ СÑекло Так вÑпала ÐаÑÑа HD VKlipe Net
- Чтение пальчиковой фортепианной музыки
- Пальцевые тренировочные весы
- Аккорды для фортепиано
Урок 1
Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?
Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока
Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.
Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.
Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.
Ноты и клавиши
Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!
Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.
Расположение нот на клавишах
Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.
Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.
Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.
Знаки альтерации
Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.
Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.
Как располагаются полутоны на фортепиано
# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.
Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:
Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.
Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.
Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.
Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.
Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.
Учимся играть гамму До – мажор и другие
Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.
Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.
Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по — разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.
Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».
Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:
До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.
Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.
При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.
Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.
Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:
- 1-большой,
- 2 – указательный,
- 3 – средний
- 4 – безымянный,
- 5 – мизинец.
А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.
Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.
Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.
В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.
Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.
Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).
Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):
1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.
Для левой руки аппликатура будет следующей:
5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.
Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.
Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.
Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.
Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!
Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
Руководство по аппликатуре и размещению пальцев — 2021
ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ СÑекло Так вÑпала ÐаÑÑа HD VKlipe Net
Аппликатура пианино относится к размещению пальцев на клавиатуре пианино и ручным приемам, используемым для игры на пианино.Пьяная фортепианная музыка помечает каждую ноту числом, соответствующим одному из пяти пальцев.
Эти метки для фортепиано помогают начинающим пианистам понять, какой палец должен играть каждую ноту, но также помогают более опытным пианистам, предлагая наиболее эффективный способ исполнения музыкального произведения.
Хотя отдельные ноты могут быть перебраны в нотах, аккорды не всегда имеют маркировку пальцев. Существуют, однако, стандартные отпечатки пальцев, которые вы можете использовать при игре на аккордах.
Чтение пальчиковой фортепианной музыки
Вы увидите цифры 1–5 написанные выше или ниже примечания в весах и песнях. Эти цифры соответствуют вашим пяти пальцам и говорят вам, какой палец нажимает какую клавишу. Нумерация пальцев для и то и другое Руки идут следующим образом:
Большой палец: 1Указательный палец: 2Средний палец: 3Безымянный палец: 4Мизинец: 5
Вы заметите, что техника аппликатуры часто одинакова для обеих рук. Посмотрите на посохи выше: одни и те же пальцы играют одинаковые ноты в обеих шкалах триад, но цифры инвертированы.
Пальцевые тренировочные весы
Хорошая аппликатура — это ценный навык пианиста. Когда вы занимаетесь пальцами на пианино, вы позволяете своим пальцам выполнять новые приемы, справляться с неудобными положениями, а также тренировать скорость и гибкость.
Поначалу практиковать аппликатуру может показаться утомительным, но придерживайтесь ее; ваши пальцы быстро привыкнут.
Есть ряд упражнений, которые вы можете использовать, чтобы развить свои навыки игры на фортепиано. Начните с возрастающей шкалы, затем добавьте нисходящую шкалу. Метка пятна, похожая на круглую скобку, лежащую на боку, указывает, где большой палец пересекается под другими пальцами, чтобы сыграть следующую ноту в шкале.
Например, скажем, первые четыре ноты шкалы помечены как 1, 2, 3, 1. Между 3 и 1 указатель будет показывать пятно, где большой палец достигает среднего пальца, чтобы войти в положение для игры. четвертая нота.
Вы также можете практиковать аппликатуру, играя пентатонические или пятибалльные весы. Сыграйте первые пять нот каждой шкалы, начиная со шкалы C, затем следуйте шкале D, шкале E и т. Д.
Аккорды для фортепиано
Аппликатура для аккорда фортепиано обычно для левой руки такая же, как для правой, только обратная. Вот несколько рекомендаций для аккордов, если в нотах фортепиано нет аппликатуры.
- Когда в корневой позиции, триадные аккорды (три ноты) чаще всего образуются пальцами 1-3-5. Например, аккорд C правой рукой будет сыгран с большим пальцем на C, средним пальцем на E и мизинцем на G.
- Пианисты обычно образуют тетрадные аккорды (четыре ноты) с пальцами 1-2-3-5, но формация 1-2-4-5 также приемлема.
В конечном счете, размер и гибкость ваших рук и пальцев будут определять ваше расположение пальцев для больших аккордов, как и аккорды или ноты, которые следуют.
Источник