Тейлор. Научная организация труда
Еще в начале XIX в. эксперименты Р. Оуэна, а также нововведения Болтона и Уатта доказали, что рациональная организация производства плюс заинтересованность и мотивация – это основа делового успеха. В конце XIX – начале ХХ в. Фредерик Тейлор первым в мире перевел организацию труда из области интуитивных догадок в сферу точной науки. В каждом виде деятельности – работе токаря, механика или грузчика — можно обнаружить множество лишних и ненужных движений. Чтобы избавиться от них, трудовой процесс надо разбить на мелкие операции, построив его «атомарную структуру», или модель труда. Затем выделить главное и убрать второстепенное, расписав все по минутам. Когда человек работает красиво, у него повышаются мотивация и производительность.
Тейлор сделал первый шаг к тому, что теперь называют микроорганизацией труда. Это рационализация не системы управления предприятием, а рабочего места и отдельных операций. Следующим его шагом было отделение управления от исполнения, Тем самым он включил в механизм разделения труда всю управленческую цепочку: администрация должна своевременно обеспечивать рабочих сырьем, инструментами, заданием, техдокументацией, а рабочие должны эффективно трудиться. Разделение труда переросло в распределение заданий и кооперацию деятельности. He рабочие существуют ради администрации, как это считалось до Тейлора, а руководители обслуживают рабочих. Третий шаг – переобучение и переквалификация кадров. Брать на работу случайного встречного — экономически невыгодно. Заводскую проходную Тейлор превратил в сложнейший механизм профессионального отбора. Успешно выдержавшие испытание на профпригодность не сразу приступают к работе. Некоторое время их обучают или переобучают высокопроизводительным методам труда. Вместе с этим они проходят период адаптации к коллективу под присмотром опытных наставников-мастеров («функциональной администрации»), которые контролируют каждый шаг и каждое действие новичка.
На смену расплывчатым и достаточно противоречивым принципам управления, предлагавшимся предшественниками Тейлора, пришла строгая научная система знаний о законах рациональной организации труда. Ее составными элементами служили математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента». Тейлор выделил четыре научных принципа, которые называл законами управления:1.Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия. 2.Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев. (Позже такую процедуру ученые назвали профотбором, профконсультированием и профобучением.) 3.Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения НОТ.4.Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.
До Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего мастерской, фабрикой, заводом, а не создавать научную систему управления предприятием. Целью же Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на cocтaвные части и последующем анализе этих частей. В частности, Тейлор разделил процесс организации на следующие элементы: установление цели деятельности предприятия в целом и каждого работника в отдельности; выбор средств деятельности и их применение на основе ,заранее составленного плана; контроль за результатами деятельности. Целью научной организации труда на предприятии является осуществление производства с наименьшей затратой ресурсов (трудовых, материальных и денежных) при достижении максимальных результатов. Путь достижения этой цели – рационализация всех элементов производства: живоro труда рабочих, средств труда (o6opyдo-вания, машин, агрегатов, производственных площадей) и предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии).Главное внимание Тейлор уделял повышению производительности труда, так как считал, что повышение производительности труда принесет изобилие как хозяевам, так и рабочим. В падении производительности труда виноваты неэффективные системы управления. Основным положением концепции Тейлора яаляется необходимость установления рабочему научно обоснованного дневного задания и методов его выполнения. Тейлор считал, что управляющие не знают потенциальных возможностей рабочего и поэтому устанавливают нормы выработки «на глазок». Управляющие не заинтересованы в росте выработки рабочих, перевыполнении норм, поэтому они урезают расценки. Тейлор считал, что в этом состоит основная причина нежелания рабочих повышать производительность труда. Опыты Тейлора начались в 1888 г. с анализа работы двух грузчиков сыпучих материалов, которым была обещана более высокая оплата труда. В процессе эксперимента изучались движения рук, ног, всего тела; менялись нагрузка на лопату, сама форма лопаты и т. д. Из этих опытов возникла «наука работы лопатой», рассчитанная, нa физически сильного «первоклассного работника». Каждую работу Тейлор разбивал на составляющие элементы, а элементы – нa приемы и движения с целью сокращения времени нa их выполнение, а также на устранение ненужных и излишних приемов и движений. В процессе проведения экспериментов Тейлор производил замеры времени выполнения отдельных элементов и операций. Он изучал различные варианты их выполнения и выбирал из них наилучший. Величина нормы, или как Тейлор называл ее, – урока, определялась для лучших рабочих, работающих с наивысшей производительностью труда. Те из рабочих, кто нe мог или нe хотел напряженно работать, подлежали увольнению. Таким образом, Тейлор ориентировался нa индивидуальные качества рабочих. Он считал, что надзор за рабочими должен осуществляться на каждой фазе производства. Главная цель разработанных методов состояла в том, чтобы любыми способами добиваться роста производительности труда рабочих, хотя бы и за счет их сверхэксплуатации. Для того чтобы заинтересовать рабочих в выполнении и перевыполнении установленных норм времени и выработки, Тейлор придавал большое значение стимулирующим системам оплаты труда. Значительной перестройке Тейлором была подвергнута система заработной платы. Она приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм. Движущей силой роста производительности труда и его оплаты Тейлор считал личную заинтересованность.Большое внимание в системе Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментом, приспособлениями, тарой и пр.). Ha мастеров возлагалась обязанность своевременного обеспечения рабочих мест всем необходимым для эффективной работы, обучения рабочих, в том числе инструктаж, выдача заданий за день вперед и т. д.
Свою систему Тейлор разработал применительно к производствам с тяжелым физическим трудом. При этом Тейлор считал, что каждый рабочий должен:·получать тот объем работы, который он сможет качественно выполнить;·развивать, особенно нe напрягаясь, наивысшую производительность труда;·работая с наивысшей производительностью труда, рабочий должен получать оплату, повышенную Ha 30-100% в зависимости от характера его работы;·быть уверен, что в случае невыполнения своего урока он понесет потери в оплате труда. Исходя из своего собственного опыта, Тейлор знал, что далеко нe всегда большая результативность трудового процесса достигается за счет роста усилий рабочих. Он был убежден, что рабочий готов отдать столько «честной ежедневной работы», сколько она обеспечит ему получение «честного ежедневного заработка». Тейлором была предпринята попытка разрешать постоянно возникающие споры между администрацией и рабочими по поводу размеров норм выработки, величины заработной платы и т. п. С этой целью он разработал множество различных инструкций, методических указаний, стандартов, карточек и т. п. Анализ деятельности рабочих сопровождался пересмотром систем оплаты труда. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Это, в частности, касалось рационального размещения оборудования и рабочих мест, выбора наиболее оптимальных путей перемещения материалов и полуфабрикатов внутри предприятия и цехов, т.е. по кратчайшим маршрутам и с наименьшей затратой времени и средств. Система Тейлора предусматривала не только пути рационализации каждого элемента производства в отдельности, но и определяла наиболее целесообразное их взаимодействие. Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Бюро устанавливало методы изготовления продукции, состав оборудования, инструменты, приспособления, методы контроля. Кроме того, оно разрабатывало должностные инструкции нa каждого исполнителя, начиная от рабочего и кончая административным персоналом. В должностной инструкции указывался объем работы, методы ее выполнения и сроки ее завершения. Ежедневно каждый рабочий должен получать инструкционную карточку, в которой указывался перечень выполняемых операций, применяемое оборудование, инструмент и приспособления, способы установки изделия на станке и методы его крепления, режимы обработки (величина подачи, скорость резания и др.).
Согласно системе Тейлора для руководства всем предприятием предусматривался штат мастеров. Часть зтого штата мастеров закреплялась за распределительным бюро и осуществляла связи с рабочими, устанавливала цены и расценки, наблюдала за общим порядком в мастерской. Другая часть штата мастеров включала в себя четыре категории мастеров, которые наблюдали за точным выполнением указаний распределительного бюро: инспектор; мастер пo ремонту; мастер, устанавливающий темп работы; бригадир. Таким образом, рабочие получали инструкции от нескольких мастеров. В свою очередь, мастера также действовали на основе разработанных для них инструкций, в которых точно определялись их функции, полномочия (права) и ответственность. Все мастера должны были строго придерживаться этих инструкций, и в случае замены одного мастера другим соблюдалась преемственность их указаний рабочим. Тейлор, формулируя суть своей теории, указывал, что им создана наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельноro рабочеro до максимальной доступной ему производительности, максимального благoсостояния.В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. «Очевидно, – писал Тейлор, – что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другогo типа должен выполнить ее». Важным вкладом Тейлора бьло признание Toгo, что работа no упровлению – это определенная специальность. Этот подход резко отличался от ранее существовавшей практики управления, когда рабочие бьли вынуждены наряду со своей непосредственной работой, разрешать многие вопросы, относящиеся к административно-хозяйственной и административно-производственной сферам деятельности.Таким образом, можно выделить следующие основные положения (принципы) концепции Тейлора:·замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы;·разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т. п. Измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;·специализация функций как в производстве так и в управлении. Каждый рабочий и каждый управленческий работник должен знать, за какую функцию он несет ответственность;·подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;·планирование и подготовка работы;·разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения;·оплата пo результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм (урока). Личная заинтересованность является движущим стимулом для большинства людей;·отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие – функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими; ·сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов оорганизации труда.
Источник
Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.
Трактовка проблемы организации труда и производства вырастает в специальную науку. НОТ – это организация которая строится на основе постоянно проводимого исследования трудовых процессов. Постановку проблемы и развитие частных дисциплин в области НОТ надо отнести к эпохе крупной машинной индустрии. Тейлор дал основные принципы НОТ. Характерная черта НОТ: Тейлор внёс в исследование производительности методы экспериментальных наук. Тейлор приложил методы РТ и инструктирования к трудовым процессам современных предприятий, установил отдельные мельчайшие составляющие трудового процесса. Хронометраж работ разработан Тейлором. Учение Тейлора о нормах, «уроках» — обстановка типичной капиталистической фабрики. Он хотел открыть секрет высокой производительности экспериментальным путём. Но рабочий в капиталистическом обществе скрывает свои трудовые возможности. Тейлор не мог превозмочь социальную обеспеченность урока и нормы, которые свойственны капиталистическому строю. В центре организационных построений у Тейлора стоит заводское учреждение (бюро), которое распределяет работу между рабочими. Тейлор отстаивал профессиональный отбор (основан на оценке профессиональных качеств), отбор производительности (равнение на сильного) и подбор функциональный (по физическим, умственным и исполнительным работам). Среди гениальных идей Тейлора необходимо отметить тезис о резком отделении функций расчёта от выполнения. Тейлор развил систему функциональной организации производства, построенной на прямом иерархическом подчинении объекту работы. Тейлор пришёл к установлению функционального руководства цехом (управление цехом по отдельной линии). Управление строится в порядке множественного руководства по отдельным функциям (снабжение, производство, сбыт). Работы Тейлора и Гильбрета, по созданию инструкционных карт, являются новой методикой производственной подготовки рабочей силы, которая позволяла приобщать к производству малоквалифицированные или совсем неквалифицированные слои рабочих. Рационализация обозначилась как результат распространения идей НОТ. Рационализация в капиталистических странах была своего рода методом лечения производства. Рационализация в капиталистических условиях для рабочего класса: гонит на улицу массу безработных, сокращает з∕п и увеличивает интенсивность труда для увеличения прибыли капиталистов. Слово «рационализация» можно перевести словом – «улучшение». Исторически отдельные улучшения производства были давно. Система НОТ позволяет проводить рационализацию не рывками, а планомерно, подкрепляя её эффективностью.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.
Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.
Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.
Источник