2. Научная организация учебного труда студента
Научная организация труда (НОТ) студента вуза – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности обучения при рациональном использовании времени, сил и средств в интересах всестороннего развития личности.
Связь профессиональной подготовки будущих специалистов и научная организация образовательной деятельности студентов должна осуществляться по следующим направлениям:
1. Создание благоприятных условий умственного труда и отдыха, т.е. оптимальный для конкретных условий режим труда и отдыха студента.
2. Рационализация приемов и методов самообразования, сокращение энергозатрат в процессе обучения за счет формирования навыков и умений планирования самообразования; ориентировки в научной и учебной информации; рационального и правильного слушания и записи лекций; навыков и умений работы с книгой, библиографическими пособиями, ресурсами интернет.
3. Организация активного отдыха, физкультурно-спортивных и оздоровительных внеучебных мероприятий, что повысит уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека.
4. Развитие творческой инициативы и дисциплины.
Понятие «индивидуальный фонд времени» позволяет описать «производительные» и «непроизводительные» траты времени каждого человека. Ниже приводится схема, отображающая индивидуальный фонд времени:
Рисунок 2.1 – Индивидуальный фонд времени
Хороший менеджер, для того чтобы эффективно управлять своими
подчиненными, должен иметь достаточно полное представление об
индивидуальном фонде времени каждого сотрудника, в особенности —
о реальной картине его рабочего времени.
Индивидуальный фонд времени состоит из рабочего и внерабочего
времени. Рабочее время можно поделить на фактическое время работы; регламентированные (плановые, нормальные) перерывы в работе; нерегламентированные (случайные) перерывы в работе. Понятно, что любой управленец заинтересован в сокращении прежде всего нерегламентированных перерывов в работе, которые могут случаться как по вине сотрудника, так и по вине внутренних организационных обстоятельств либо из-за вмешательства каких-либо помех из внешней среды.
Внерабочее время условно может быть поделено на четыре подвида:
1) связанное с работой — дорога до места работы; подготовка к
работе (включая подготовку инструментов, оборудования, места работы и т. п.); доделывание или переделывание ранее завершенной работы;
2) домашний труд — уборка квартиры; покупки; ремонт (плановый, либо неплановый); забота, уход, воспитание о беспомощных членах семьи (дети, старики, больные), включая, например, приготовление пищи; прочие разовые виды работ, например, вскапывание огорода на дачном участке и др.;
3) самообслуживание — уход за собой (личная гигиена, оформление
внешности и т. п.); питание; пассивный отдых (в том числе сон);
4) свободное время — общение с родственниками и друзьями, все
виды активного отдыха, а также разного рода непрофессиональные занятия для души.
Чтобы отобразить примерное соотношение рабочего и внерабочего времени, в социологии труда используется так называемая структурная схема индивидуального фонда времени (см. рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Схема индивидуального фонда времени
При рассмотрении структуры индивидуального фонда времени
важно обратить внимание на то, что все время жизни можно поделить на время труда, то есть расходования умственных и физических
сил, и на время отдыха, то есть восстановления умственных и физических сил. Представленные на схеме пропорции (размеры секторов
круга) также условны, поскольку они могут очень сильно варьировать у представителей различных социальных групп.
Время труда, как правило, складывается из рабочего времени, из
внерабочего времени, связанного с работой, и частично из времени
домашнего труда. Время отдыха преимущественно складывается из
свободного времени и времени самообслуживания. Отчасти некоторые виды домашнего труда могут быть отнесены к отдыху. Следует также отметить, что в некоторых случаях бывает довольно сложно выделить время труда и время отдыха в чистом виде. Сложность заключается в том, что разные виды деятельности имеют для различных людей различную субъективную ценность. То, что для одного человека является тяжелым трудом, для другого может оказаться настоящим качественным отдыхом.[9]
В данной курсовой работе необходимо оценить личный бюджет времени с учётом рекомендаций по научной организации учебного труда студента.
Общее время (количество часов в неделе): 7*24=168 часов (10080 минут).
Учебное время (аудиторские занятия): ≈21,5 часов.
Регламентированные перерывы: ≈1,5 часа.
Самостоятельная работа: ≈16 часов.
2. Внеучебное время.
2.1 Связанное с учёбой.
2.2 Домашний труд.
Покупки: ≈4,5 часа.
Уборка квартиры: ≈3 часа.
Пассивный отдых (сон): ≈60 часов.
Питание: ≈7 часов.
Уход за собой: ≈7часов.
2.4 Свободное время.
Общение: ≈14 часов.
Активный отдых (спорт): ≈5 часов.
Пассивный отдых (телевизор, чтение, компьютер): ≈14 часов.
Прогулка: 4 часа.
Прочее (например поход в гости, кино, театр, выезд на природу и т. д.): 6,5часов.
По полученным данным построим диаграмму Парето.
Рисунок 2.3 – Диаграмма Парето по личному бюджету времени
Данная диаграмма показывает, что больше всего времени затрачивается на самообслуживание (74 часа или 44%). Это естественно, т.к. на один только сон уходит 60 часов. Затем идёт учебное время (39 часов или 23,2%). Немного меньше времени затрачивается на свободное время (37 часов или 22%). Меньше всего приходится на домашний труд (7,5 часов или 4,5%), прочее (6,5 часов или 3,8%) и связанное с учёбой время (4 часа или 2,4%).
Таким образом, не выполняется рекомендуемая недельная учебная нагрузка – 46 часов. Моя недельная нагрузка составляет всего 39 часов.
Теперь перечислю помехи («воры времени»), которые вызывают у меня непродуктивные потери времени:
Источник
Что такое НОТ?
Понятие НОТ применимо везде, где трудятся люди. НОТ (научная организация труда) — это система мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий всех видов труда, которые обеспечивают постоянный рост производительности труда и развитие коммунистического отношения к труду.
НОТ необходим и на производстве, и в высших и средних учебных заведениях.
В условиях научно-технического прогресса учёба в любом институте — и там, где готовятся инженеры, и там, где готовятся специалисты других профессий, становится сложной задачей. Объём научной информации, которую должны усвоить студенты не только в вузах, но и в техникумах, в школах, непрерывно растёт. Её изучение требует большого напряжения нервной системы.
В пособиях по организации самостоятельной работы студентов дано уже много рекомендаций. Те студенты, которые им следуют, достигают хороших успехов в учёбе при сохранении здоровья на многие годы. К сожалению, ещё есть немало студентов, которые не пользуются такими рекомендациями. И жизнь, как правило, жестоко наказывает их за это. Они либо отчисляются из вуза за неуспеваемость, либо теряют здоровье при неправильно организованной учёбе.
Дело не в неспособности овладеть вузовским курсом наук. Потенциальные возможности нашего мозга огромны. Профессор И.А.Ефремов писал в своей книге «Предвидимое будущее науки»:
«Если бы мы сумели заставить наш мозг работать хотя бы вполовину его возможностей, то для нас никакого труда не составило бы выучить десятка четыре языков, запомнить от корки до корки Большую советскую энциклопедию, пройти курс десятка высших учебных заведений». Он подчеркивал, что «наши школьные и вузовские программы предусматривают собой только крохи того, что может усвоить обычный средний человек ».
Поэтому главное в учебе – вера в свои силы, воля и умение работать.
С сильной волей не рождаются. Волю воспитывают в труде. Там, где человек работает, он должен научиться делать то, что ему необходимо делать.
Главной задачей НОТ в вузе является совершенствование учебного процесса с целью достижения наилучших результатов наименьшими средствами в наименьшее время. Следовательно, НОТ должен быть направлен на повышение производительности труда студентов. Исходя из главной задачи НОТ, очевидно, что его первым принципом является принцип экономии учебного времени. Значит, второй принцип НОТ- это непрерывное совершенствование условий труда студентов.
Наибольшее повышение производительности труда возможно получить путем применения новой техники, механизации трудоемких процессов и их автоматизации. Поэтому третьим принципом является принцип опоры на новейшие достижения науки и техники.
Внедрение новой техники, новой технологии и новых методов труда всегда связано с расходом средств. Этот расход средств должен быть экономически оправдан. Отсюда следует четвертый принцип НОТ – принцип наибольшей экономической целесообразности проводимых мероприятий на любом участке работы.
Наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой является конспект.
Конспекттребует активного мышления, творческого отношения к изучаемым вопросам. Конспект включает в себя другие формы записи: план, тезисы.
По объему источников выделяются конспекты краткие, подробные и смешанные.
Для кратких отбираются лишь положения общего характера; в подробный включаются их доказательства, пояснения, иллюстрации; смешанный предполагает совмещение того и другого способа.
По форме передаваемой информации выделяются конспекты текстуальные и свободные.
При работе над текстуальным конспектом необходимо найти в изучаемом тексте текстуальный ответ на поставленный вопрос. Свободные предполагают запись текста своими словами, останавливаясь лишь на главном.
По количеству перерабатываемых источников конспекты бывают монографические (составленные по одному источнику), свободные (обзорные) и тематические (по нескольким источникам на одну тему).
Составление конспекта предполагает следующие действия:
1. неоднократное чтение текста, составление вопросов и ответов на них;
2. смысловой анализ текста, результатом которого является понимание текста;
3. составление плана-программы будущего конспекта;
4. отбор необходимой информации;
5. переформулировку отобранной информации в более емкую форму;
6. запись переформулированной информации.
Задание.Прочитайте текст. Составьте конспект, использовав различные сокращения. Укажите, сколько смысловых частей в записанном вами тексте. О чем говорится в каждой смысловой части? Выскажите свое отношение к требованиям, предъявляемым к специалистам в настоящее время.
Источник
Научная организация труда (НОТ) студента
Научная организация труда (НОТ) студента — это изучение и организация труда, основывается на основных положениях педагогики, психологии, физиологии о требованиях к деятельности студента, учитывает возможности и возрастные особенности его организма и создает благоприятные условия для развития. Требования НОТ охватывают все стороны жизни студентов как в сфере учебно-познавательной деятельности, так и в сфере свободного времени.
Ведущей деятельностью студентов в высших учебных заведениях (ВУЗ) является учебная. Она заключается в мотивированном активности в процессе достижения целей обучения. Учебная деятельность студентов в отличие от учебной деятельности учащихся имеет профессиональную направленность. Существенным в их учебной деятельности также является усиление роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания.
Научная организация труда студентов педагогических вузов имеет двойной характер, поскольку будущие учителя должны не только усвоить главные принципы учебной деятельности, но и овладеть основами научной организации педагогического труда, умениями НОТ школьников. Составляющими НОТ студента является умение определять цель своей деятельности и пути ее реализации, планировать процесс деятельности, контролировать ее результаты и соответственно этому намечать дальнейшую самообразовательную деятельность.
Внешняя сторона НОТ основывается на умениях рационально организовывать режим учебной деятельности или свободного времени, целесообразно распределять различные виды деятельности (в частности учебную деятельность), определять последовательность их выполнения, готовить рабочее место и т.д..
Внутренняя сторона НОТ студента заключается в определении целей своей работы, выяснении ее средств, правильном подборе приемов осуществления (планирование) контроля (контроль и самоконтроль) и, в случае необходимости, коррекции дальнейшей деятельности.
Следует отметить, что формирование умений научной организации труда происходит поэтапно. На первом этапе необходимо четко определять образовательное задача, задает условия дальнейшей познавательной деятельности. Далее формируются умения выполнять определенную деятельность с учетом имеющегося уровня знаний. При этом постепенное усложнение организационной составляющей деятельности происходит за счет широкого использования в учебно-познавательной деятельности различных познавательных задач, которые включают: анализ условий задачи и вопросов к ней, актуализацию знаний по конкретному вопросу, выдвижение гипотезы решения, определения плана решения и его осуществления , проверку результатов деятельности. Следует отметить, что для создания условий, при которых формируются организационные функции студенчества, необходимые перестройка мотивационной сферы студентов и включения в их деятельности социальных мотивов, идеалов, жизненных планов. В таком случае процесс учения приобретает лично значимых черт и предопределяет активность позиции студентов, что способствует появлению более гибких организационных форм работы студентов.
Источник